- » rel=»nofollow»> Печать
Подробности Категория: Интересные статьи Опубликовано: 16 ноября 2016 Автор: Марина Байдак Просмотров: 17793
Сколько денег может вернуть военнослужащий на налоговых вычетах .
Давая определение понятию «налоговый вычет» следует знать, что Налоговым кодексом РФ предусмотрены различные виды налоговых вычетов , поэтому в одних случаях налоговый вычет — это сумма, которая уменьшает подоходный налог (налоговую базу, с которого уплачивается налог), в других случаях под налоговым вычетом понимается возврат части ранее уплаченного с денежного довольствия налога на доходы физических лиц.
Согласно опросу, проведенному Начфин.инфо, более 65 % военных не знают, как применять эти самые налоговые вычеты , а значит просто теряют на этом реальные деньги. По нашим оценкам упущенная выгода составляет до нескольких десятков тысяч рублей ежегодно.
И это не просто слова, ведь перечень существующих льгот от государства в виде возможности получить налоговый вычет, не мал. Да, да большинство военнослужащих может вернуть часть денежных средств, уплаченных с их денежного довольствия в виде 13-процентного налога государству. И эта возможность, создана законодателями специально, чтобы частично компенсировать понесенные расходы. Попросту говоря Налоговый кодекс (НК) дает нам шанс сэкономить всего лишь оформив нужные бумаги.
На чем же военнослужащие могут вполне легально экономить?
Прежде всего, НК предусмотрена возможность получить вычеты на себя и на детей. Это самые распространенные случаи. Следующий вариант оформить вычет на свое образование, на образование детей, братьев и сестер. Кроме того можно всегда получать вычеты со всевозможных кружков и секций. Отдельно стоит обратить внимание на возможность оформить весомый вычет если планируется продажа имущества или покупка недвижимости, с них можно получить очень приличную в денежном выражении экономию.
Но давайте посмотрим на конкретные цифры на примере. Возьмем среднестатистического военного, он при среднем денежном довольствии в 40 000 рублей сможет (оформив вычеты) сэкономить следующие суммы в течение года.
- На вычете на 1 ребенка -1456 руб.
- Если у него 2-е детей — 2912 руб.
- На вычете на 3-х детей получается уже 4576 руб
- Еще большие суммы складываются на вычетах на учебу (кружки, секции), либо по расходам на лечение — до 15 600
- Следующий по значимости идет имущественный вычет. Он дает экономию до 260 000 руб.
- А при продаже имущества наш гипотетический военный сможет вернуть до 1 млн. руб., либо сумму фактических расходов.
Таким образом ясно, что военнослужащие, впрочем как и другие граждане, должны обязательно иметь представление и понимать, что такое налоговые вычеты и как ими можно воспользоваться.
Это очевидно, дальше возникает вопрос, а как оформить эти вычеты.
В ответ на это специально для военных и был создан второй выпуск нашего Карманного справочника военнослужащего, называется он Налоговые вычеты для военнослужащих и дает рекомендации Как получить максимально возможную сумму по вычетам.
Мы постарались оформить его таким образом, чтобы каждый военнослужащий смог легко ориентироваться в столь непростой теме. Все подробности о книге можно прочесть здесь >>>
Военный юрист Марина Байдак
Налоги военнослужащих
Вопрос налогообложения является одной из тех тем, которые актуальны во все времена. Всё-таки никто не хочет переплачивать за что бы то ни было. На первый взгляд может показаться, что налоги не нужны, но если вспомнить принципы и цели, для которых осуществляются сборы, то становится ясно, что платить налоги нужно, так как они являются одним из источников финансирования того, что по мнению многих является бесплатным (здравоохранение, образование и т.п.). В зависимости от жизненных обстоятельств, а также рода занятий, законодательством предусматриваются те или иные схемы сбора налогов, а также различные налоговые льготы.
Так имеется ли какая-нибудь специфика налогообложения для военнослужащих? Всё-таки их работа весьма значима для всего общества. К тому же, учитывая, что они посвятили себя служению Родине и обществу, справедливым будет существование определённых льгот в налогообложении.
Налог на недвижимость для военнослужащих
Порядок начисления налога на недвижимость для военнослужащих определяется статьёй 407 Федерального закона от 4 октября 2014 года №284-ФЗ. В соответствии с данной статьёй, льготы военнослужащим предоставляются в отношении следующих видов недвижимости:
Для получения налоговых льгот на недвижимость, военнослужащий должен предоставить уведомление в налоговый орган не позднее 1 ноября года, начиная с которого будут применяться льготы на налоги в отношении выбранных объектов. В качестве документа, удостоверяющего право на получение льгот выступает удостоверение военнослужащего. Оно выполняется на соответствующих бланках и несёт в себе следующую информацию:
- Ф.И.О. военнослужащего;
- дата рождения;
- личный номер;
- воинское звание;
- занимаемая должность.
Стоит отметить, что по достижении указанного срока, менять выбранный объект льготного налогообложения нельзя и придётся ждать следующего года. Если же военнослужащий, при подаче документов на предоставление ему налоговых льгот не указал, с какого именно объекта налогообложение должно осуществляться по льготному тарифу, то решение примут за него.
Впрочем, это может в какой-то мере оказаться даже выгоднее и удобнее, поскольку в качестве объекта будет выбран тот, на который полагается наибольший налог. Здесь нужно также сделать уточнение: льготы предоставляются на один объект каждого вида. Другими словами, при наличии, например, двух и более квартир можно оформить льготы только на одну из них (по умолчанию льготы будут предоставлены на тот объект недвижимости, на который приходится большая сумма исчисления налога).
Льготы для военнослужащих на ипотечное жильё
В соответствии с законодательством Российской Федерации, после того, как военнослужащий приобретает жильё по военной ипотеке, он становится её собственником. Одновременно с этим, до момента погашения долга, приобретённая квартира или дом будет находиться в двойном залоге. Тем не менее, раз военнослужащий становится собственником, на него также налагаются определённые налоговые обязательства, связанные с владением недвижимостью.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ, определённые категории военнослужащих получают возможность купить квартиру или дом в ипотеку на льготных условиях. Размер льготы равен размеру налога. Соответствующие изменения были приняты в 2015 году. Также, в соответствии с данными изменениями, право на льготы имеют следующие категории военнослужащих:
- военнослужащие, проходящие службу по контракту;
- военнослужащие, чей стаж составляет 20 лет и более (как находящиеся на службе, так и уволенные по уважительной причине).
Порядок получения льгот аналогичен описанному ранее:
- для получения льготы необходимо подать заявление в налоговую организацию;
- следует предоставить документы, подтверждающие право на льготу;
- льготы можно получить лишь на один объект.
Если военнослужащий не успел своевременно обратиться за предоставлением льгот на ипотечное жильё, он имеет право на то, чтобы сумма налога была пересчитана. Для этого необходимо обратиться с соответствующим заявлением в налоговые органы. Впрочем, затягивать с этим обращением не стоит, поскольку пересчёт будет выполнен лишь за последние три года.
Подоходный налог у военнослужащего
Мой муж военнослужащий. У нас один несовершеннолетний ребенок. Я в декретном отпуске. Сама я инвалид 3-й группы. Должен ли муж уплачивать подоходный налог со своей зарплаты. Укажите пожалуйста статью если это можно.
Ответы юристов (3)
Согласно пункту «я! 1» ст. З Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц», а также пункта 5 ст. 17 Закона РФ «О статусе военнослужащих», в совокупный доход, получаемый физическими лицами в налогооблагаемый период, не включаются суммы денежного довольствия, денежных вознаграждений и иных выплат, получаемых военнослужащими в связи с исполнением обязанностей военной службы. Соответственно, суммы выплат, входящие в денежное довольствие военнослужащего, подоходным налогом не облагаются (налоговый вычет).
Есть вопрос к юристу?
Согласно п. 4 ст. 17 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие освобождаются от уплаты подоходного налога с денежного довольствия, денежных вознаграждений и других выплат, получаемых ими в связи с исполнением обязанностей военной службы, а также от уплаты земельного налога и налогов на имущество физических лиц.
Статья 17. 76-ФЗ от 27.05.1998 г. Утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
К военнослужащим применяются положения гл. 23 НК РФ
Ваш статус не влияет на удержание НДФЛ. На одного несовершеннолетнего ребенка положен налоговый вычет в размере 1400 руб. (п.п.4 п.1 ст.218 НК РФ). После рождения второго ребенка будет право на второго ребенка также в размере 1400 руб.
Кроме того, Законодатель внес изменения в порядок уплаты НДФЛ с выплат военнослужащим и лицам гражданского персонала Вооруженных Сил РФ (Федеральный закон от 30.11.2016 № 399-ФЗ, далее – Закон № 399-ФЗ).
В настоящее время при осуществлении указанных выплат налоговым агентом является Минобороны РФ. При этом выплату денежного довольствия, а также функции налогового агента по НДФЛ осуществляет уполномоченный представитель Минобороны РФ – ФКУ «ЕРЦ МО РФ» (ЕРЦ). Однако такой порядок уплаты НДФЛ не был закреплен законодательно, в связи с чем возникали вопросы, кто является налоговым агентом и следует ли платить налог по месту нахождения воинских частей (см. письма Минфина России от 16.11.2012 № 03-04-08/8-408, от 18.08.2016 № 03-04-09/48562).
Законом № 399-ФЗ данный пробел устранен.
Ищете ответ?
Спросить юриста проще!
Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.
возможная замена льгот военнослужащим на денежную компенсацию; введение с 1 января 2001 года для военнослужащих подоходного налога
3 января 2001 года
В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» генерал Эдуард Воробьев — заместитель председателя комитета Госдумы РФ по обороне.
Эфир ведет Марина Королева.
М. КОРОЛЕВА — Эдуард Аркадьевич, добрый день. Позвольте начать с сообщения, которое пришло буквально сегодня, о том, что с 1 января нового тысячелетия, Нового года, с которым я Вас поздравляю, военнослужащие и приравненные к ним лица начали платить подоходный налог. Эта информация соответствует действительности? Действительно с этого дня военные начинают платить те самые 13% подоходного налога, как и все россияне?
Э. ВОРОБЬЕВ — Вы совершенно правильно сказали о 13%, но в отношении того, что уже начали платить, — это несколько преждевременно. Действительно, с принятием налогового кодекса военнослужащие должны платить подоходный налог в 13%, но есть одно «но». Это «но» связано с тем, что этот подоходный налог должен компенсироваться военнослужащим. На сегодняшний день механизма компенсации этого подоходного налога пока еще не существует. По имеющимся у меня данным, правительство в ближайшее время должно такой механизм определить. Иными словами, я прихожу, расписываюсь в установленный день в денежной ведомости за денежное довольствие, которое состоит из оклада по должности и оклада по воинскому званию и иных дополнительных выплат, как сказано в законе о статусе военнослужащих, и там вычитывается с меня 13%. Одновременно мне дается другая ведомость, где эти деньги я должен получить. Таким образом, военнослужащий с введением подоходного налога не должен ничего потерять, это должно ему компенсироваться. Я повторяю, на сегодняшний день такого механизма не существует. Есть два момента. Первый момент, чтобы денежное довольствие выплачивалось ему своевременно. И второй момент, чтобы и этот подоходный налог тоже выплачивался своевременно. Если это будет сделано, то тогда та идея о том, что подоходный налог идет на развитие всего, что связано с субъектами федерации, — эта идея заработает. В принципе уплата подоходного налога и других компенсаций (я думаю, мы этого коснемся) за льготы военнослужащим, — они идут в местный бюджет. А все это идет на развитие местного самоуправления других структур субъекта федерации.
М. КОРОЛЕВА — Эдуард Аркадьевич, я хотела бы сразу уточнить. Вы говорите, действительно, реально этот налог военнослужащие начинают платить, но пока нет механизма. А как это реально будет происходить? То есть действительно, формально налог будет вычитаться, но пока с военных этих денег никто не возьмет, так? То есть они у них останутся на руках пока, эти самые 13%?
Э. ВОРОБЬЕВ — Я полагаю, таким путем, что правительство должно выполнить свои обязательства. Оно должно до вычисления первых 13% из денежного довольствия военнослужащих внести механизм компенсации. И я еще раз повторяю, по имеющимся у меня данным, в ближайшее время правительство должно обсудить этот механизм, который должен предложить, наверное, Минфин.
М. КОРОЛЕВА — Как я понимаю, речь идет не только о тех самых 13% подоходного налога, а вообще к постепенному движению, к снятию льгот с военнослужащих и переводу их в реальные деньги. Потому что речь идет ведь и о том, что то самое денежное довольствие, которое состоит из каких-то определенных частей, тоже должно будет переводиться в деньги. И льготы по оплате коммунальных услуг, и льготы по оплате железнодорожных и авиабилетов и т.д. Но, как я понимаю, механизм тоже еще не выработан, и это все будет происходить поступенчато. Как, в каком порядке? Вообще, глобально, это плохо или хорошо для военных?
Э. ВОРОБЬЕВ — Мне представляется, что для военного человека одинаково, то ли пользоваться льготами, то ли пользоваться компенсацией за эти льготы. В том случае, если механизм выплат компенсаций работает безукоризненно: я пришел получать денежное довольствие, и мне к моему денежному довольствию выдали стопку денег, компенсацию за мои льготы. Но здесь, во-первых, и денежное довольствие, и компенсация должны выплачиваться или одновременно, или даже с упреждением, и второе, чтобы не было обмана. Я приведу один пример. У меня есть земельный участок под Солнечногорском. Я сажусь на электричку, выхожу из нее, сажусь на 29 автобус, и мы 29 автобусом 15-20 минут едем в направлении моего участка, поселок Сениш. Автобус набивается битком, билет берут 1-2 человека.
М. КОРОЛЕВА — Все остальные льготники?
Э. ВОРОБЬЕВ — Все остальные льготники, в том числе и я. И как военнослужащий, и как депутат Госдумы.
М. КОРОЛЕВА — Так может, это хорошо, Эдуард Аркадьевич?
Э. ВОРОБЬЕВ — А что же у нас тогда получается? Местное самоуправление из этих денег совершенно ничего не получает. Если бы люди за степень своего риска или за другие условия труда получали компенсацию и платили все налоги, тогда бы местное самоуправление получало бы в свою казну средства, которые бы позволили даже не один автобус иметь, и не два, на этом маршруте, а три-четыре, я уже не говорю о детских садиках и других источниках, куда нужны деньги.
М. КОРОЛЕВА — То есть единственная причина таких изменений — это лучший порядок распределения денег, в том числе и местному самоуправлению? Наша слушательница Елена как раз задает подобный вопрос на пейджер. «Какой в этом смысл? Все равно все деньги идут из нашего кармана налогоплательщиков, просто бумажки разные подписываются».
Э. ВОРОБЬЕВ — Не скажите, немножечко не так. На сегодняшний день есть всякие предложения по поводу распределения этих 13% подоходного налога. И одно из предложений было 50:50. То есть 50% идет на федеральный бюджет, а 50% идет в бюджет субъекта федерации. Было и другое предложение. 99% от этого подоходного налога в субъект федерации и 1% в федеральный бюджет, для того чтобы федеральное правительство могло контролировать, сколько все-таки средств пошло в субъект федерации. Но, с одной стороны, это бы давало возможность тем военнослужащим, которые проживают в субъекте федерации, подпитывать свой субъект федерации своими налогами, а с другой стороны, мне кажется, это, может быть, не совсем финансовая, сколько моральная сторона дела, когда субъект федерации и все его структуры к военнослужащим относились не только терпимее, а может быть, и увидели в них источник пополнения своего бюджета.
—
М. КОРОЛЕВА — Продолжают поступать ваши вопросы на наш эфирный пейджер. По мере возможности мы будем отвечать на ваши вопросы, их действительно много, особенно много вопросов касается военных пенсионеров. Об этом чуть позже. Эдуард Аркадьевич, а как относится ваш думский комитет по обороне ко всем этим нововведениям? Это однозначно положительное отношение?
Э. ВОРОБЬЕВ — Это не совсем однозначно положительное отношение. Я еще раз хочу повториться, что, в принципе, возражений нет при условии гарантии того, что эти компенсации будут правильно просчитаны и своевременно выдаваться. На сегодняшний день может сложиться такая ситуация. Военнослужащие пользуются общественным транспортом. Кстати, поверьте мне, я с такой ситуацией столкнулся на Камчатке в прошлом году, когда был в населенном пункте. Преобладающее количество населения — это военнослужащие, и все они пользуются транспортом бесплатно. Я бы свидетелем случая, когда один из руководителей города разбирался с ситуацией, когда проводник в автобусе ударила одного офицера сумкой по голове за то, что он не заплатил за билет, хотя он по закону о статусе военнослужащего не должен платить за этот билет. Он ее оскорбил, и в результате возникла такая обоюдоострая ситуация, и там нужно было добиться того, чтобы принесли извинения, и военнослужащий этой женщине, и женщина военнослужащему. Если сегодня не будет выработан этот механизм и он не будет гласно доведен до всех военнослужащих и не будет организовано его исполнение, то может возникнуть такая ситуация, когда льготы будут отменены, а компенсации военнослужащему не поступит. И, по моему глубокому убеждению, это вызовет дополнительное напряжение среди военнослужащих, не только вооруженных сил, а и других военнослужащих. Особенно это связано с предстоящим значительным, радикальным увольнением военнослужащих из вооруженных сил. Этого нельзя допустить.
М. КОРОЛЕВА — Комитет как-то собирается реагировать на эту ситуацию, если она возникнет?
Э. ВОРОБЬЕВ — Еще в ноябре комитет обратился и в правительство, и в Совет безопасности с просьбой восстановить исключенный из закона о статусе военнослужащего механизм определения должностных окладов и окладов по воинскому званию для первичных званий контрактников. Я говорил профессиональным языком, точнее и лучше не скажешь. О чем идет речь? В законе о статусе военнослужащих было сказано, что минимальный должностной оклад для солдата, матроса по контракту должен быть не менее 5 минимальных размеров оплаты труда. А оклад за воинское звание должен быть не менее половины должностного оклада. Это была исходная, базовая позиция, от которой начислялись по тарифным разрядам должностные оклады и воинские звания всем военнослужащим, до министра включительно. И вдруг эта база пропала. Она и сейчас не существует. И комитет по обороне обращался, в том числе и к президенту РФ, и к правительству, по двум моментам. К правительству, для того, чтобы правительство восстановило эту базовую систему для определения должностных окладов и окладов по воинским званиям. А к президенту с другой проблемой. В законе о статусе военнослужащего сказано о том, что военная служба является особым видом федеральной государственной службы. Сегодня есть государственные служащие. По закону военнослужащие тоже госслужащие, но они получают в 2,5, в 2,6 раза меньше, чем соответствующие государственные служащие на гражданских должностях. И здесь тоже к президенту было обращение, для того чтобы президент определил механизм и сроки перехода, для того чтобы уравнять военных и гражданских как госслужащих. Поэтому комитет, по моему мнению, провел здесь соответствующую работу. А 14 декабря прошлого года Дума поддержала постановление, 355 голосами обращение к президенту и правительству, для того чтобы они выполнили эту работу.
М. КОРОЛЕВА — Реакции пока не последовало?
Э. ВОРОБЬЕВ — А вот то сообщение, которое Вы мне передали
М. КОРОЛЕВА — Его можно считать реакцией?
Э. ВОРОБЬЕВ — Да, я считаю, что это поручение, это еще не решение правительства. И в этих поручениях совершенно четко О подоходном налоге мы с вами сказали, что он с 1 января законом о налоговом кодексе вводится, но сейчас правительство вырабатывает механизм. Далее. Со второго квартала этого года, то есть с 1 апреля правительство должно предложить механизм по компенсации за жилье, по коммунальным услугам, по установке телефонов и по абонентской плате за телефон. До 1 марта этого года должен быть предложен правительством механизм расчетов по бесплатному проезду военнослужащих. И до 1 мая — механизм создания основ на единых принципах определения окладов, и по должности, и по воинскому званию.
М. КОРОЛЕВА — Эдуард Аркадьевич, в связи с тем, о чем Вы говорили, то есть о контрактах, пришел вопрос на наш сайт, вопрос к Вам. Иван Ястребов из Москвы спрашивает: «Не являются ли подобные действия государства нарушением контракта, заключенного с военнослужащим? Если да, то каким образом продолжать службу дальше? Нужно ли перезаключать контракт на новых условиях, или можно считать его нарушенным со стороны государства и требовать его расторжения?» Вопрос интересный.
Э. ВОРОБЬЕВ — Да. Еще перед этим Вы мне такой вопрос задали: «а почему военнослужащим должны платить больше, чем другим?» Помните?
М. КОРОЛЕВА — Это опять-таки пришел вопрос от нашего слушателя по пейджеру. «Почему, собственно, возвращать 13%?»
Э. ВОРОБЬЕВ — Да. В предновогодние среду, четверг и пятницу я был вместе со своими коллегами у наших военнослужащих, которые исполняют обязанности военной службы и служебно-боевой деятельности, пограничники, 201 дивизия в Таджикистане. Когда мы поднялись на позицию 12 заставы. Помните, в 93 году эта 12 застава вела неравный бой? Там внизу, в Таджикистане, было +15, а сколько там, я сказать не могу, какая температура, но стоять там невозможно, с большим трудом продвигаешься к вертолету. И люди там по 1,5 месяца бессменно, в полуземлянках, блиндажах и окопах исполняют обязанности военно-боевой службы. Стоимость солдата по контракту 1500 рублей. Стоимость сержанта по контракту (эта первичная должность, о которой я сказал) 1700 рублей. Я не могу сказать, что нашлось бы много желающих за 1,5 тыс. рублей в месяц исполнять там эти обязанности. Поэтому условия службы, условия постоянных тревог, условия риска, в том числе и непосредственного для жизни… мы же слушаем радио, смотрим телевидение, о том, что особенно равнина является сейчас одним из серьезных направлений наркодельцов, которые из Афганистана проносят эти наркотики через Таджикистан и далее на Россию и далее на Западную Европу. И, наверное, Западная Европа сейчас должна не только благодарить наших пограничников за несение службы в этих местах, но и финансово поддерживать их. Потому что то, что они задерживают, уже не десятками, а сотнями килограмм — это как раз является опасностью не только для России, для стран нашей Средней Азии, которые были нашими недавними союзными республиками, но и для Европы, и дальше.
М. КОРОЛЕВА — Эдуард Аркадьевич, военный заключал контракт с государством, скажем, несколько лет назад, на определенных условиях. Ему были обещаны определенные льготы и т.д. Он хотел бы их получать в полном объеме. Сейчас условия меняются. Он может говорить о том, что это нарушение контракта и требовать его расторжения или изменения?
Э. ВОРОБЬЕВ — Вне всякого сомнения. С одной стороны, в наших законодательных документах прописано то, что нельзя принимать законы, снижающие материальное положение граждан, в том числе и военнослужащих. Далее. В том же пакете военных законов сказано о том, что в случае, если одна из сторон, военнослужащий или командир от имени министра не исполняет условий контракта, то военнослужащий вправе расторгнуть его. Или по договоренности, это оговорено в контракте, или через суд. Поэтому я считаю, что как раз восполнение тех компенсаций за льготы, которые положены военнослужащим, должны быть хорошо просчитаны, с тем, чтобы у военнослужащих не возникло желания расторгнуть контракт по причине того, что старший начальник, с которым контракт заключен, не выполняет. А так — он имеет полное право для этого, если он начнет получать меньше, чем это было оговорено в контракте.
М. КОРОЛЕВА — Эдуард Аркадьевич, множество вопросов, не меньше десяти. «Как все эти новшества отразятся на военных пенсионерах?» — спрашивают наши слушатели.
Э. ВОРОБЬЕВ — По моему мнению, эти новшества на военных пенсионерах отразиться никак не должны. Военные пенсионеры то, они что получают сейчас, и должны получать.
М. КОРОЛЕВА — А скажем, на ветеранах афганской войны, первой чеченской кампании? О второй мы поговорим чуть позже с Вами, потому что там особая проблема возникает, проблема статуса тех, кто участвует в т.н. контртеррористической операции. Скажем, ветераны-афганцы или ветераны первой чеченской войны.
Э. ВОРОБЬЕВ — Как военнослужащие, если это военнослужащие по контракту, они подпадают под общую категорию военнослужащих. И если 13% подоходный налог их касается, то они этот налог платить будут. А что касается других компенсаций за льготы, то здесь есть особая статья. У нас есть закон о ветеранах. Он касается участников Великой Отечественной войны. И этот закон совершенствуется из года в год в плане улучшения социальной защиты этой категории людей. После того как мы в феврале-марте этого года большой группой депутатов Госдумы работали в главных и центральных управлениях Минобороны, МВД, работали в Московском и Ленинградском военном округе, а потом выехали и работали на местах, в вопросах боевой подготовки и социальной защиты военнослужащих мы пришли к выводу о том, что нужно подготовить закон о статусе участников боевых действий, не включая сюда участников ВОВ, которые подпадают под закон о ветеранах. А участники афганских событий, первой и второй чеченской кампаний, Таджикистан, Приднестровье, Босния и Герцеговина, Косово, Абхазия и т.д. — мы считаем, что должен быть подготовлен общий универсальный закон, который совершенно четко расписывал, какая продолжительность у них службы, сколько они должны платить, когда они попадают в условия чрезвычайного или военного положения.
М. КОРОЛЕВА — Я уточню. Те, кто сейчас в Чечне, тоже должны попадать в этот список?
Э. ВОРОБЬЕВ — Да, конечно. Обязательно должны попадать. Иначе у нас их правовой статус определяется законами об обороне, законами я не знаю, наверное, законом об обороне, потому что другие подзаконные акты ниже, чем закон об обороне. Что касается их социального положения, то в этом-то и сложность, что социальное положение этих военнослужащих определяется указами президента, постановлениями правительства. Это подзаконные акты. Они важные, но они акты подзаконные. Вот для этого и нужен, по нашему мнению, закон о статусе участника боевых действий. Он подготовлен у нас в комитете. В январе группа депутатов предложит его комитету для рассмотрения.
—
М. КОРОЛЕВА — Эдуард Аркадьевич, давайте еще раз успокоим людей, которые присылают многочисленные сообщения на пейджер по поводу военных пенсионеров. Все они спрашивают одно: будут ли их затрагивать все эти нововведения, связанные со снятием льгот и превращением их в денежную компенсацию.
Э. ВОРОБЬЕВ — По имеющимся у меня данным военных пенсионеров это не касается. Если действительно эта тема настолько затронула наших военных пенсионеров, я готов в ближайшее время тщательно подготовиться, побывать в соответствующих комитетах и придти сюда, и мы детально с вами найдем 10-15 минут для того, чтобы я выступил.
М. КОРОЛЕВА — Это было бы хорошо.
Э. ВОРОБЬЕВ — Потому что нас сегодня, комитет по обороне пенсионеры беспокоят, но то количество военнослужащих, которое сейчас существует в различных силовых структурах, и то количество военнослужащих, которое должно увольняться радикально, 365 тыс. человек — это проблема из проблем. Может быть, Вы знаете о том, что я был автором приглашения на «Правительственный час» Госдумы министра обороны, начальника Генерального штаба по вопросам социальной защиты военнослужащих, подлежащих увольнению. Жилье, соответствующие выплаты, переподготовка на гражданскую специальность и обеспечение рабочим местом, хотя бы на первом этапе.
М. КОРОЛЕВА — Теперь Чечня, болевая точка всей страны. Вы — человек, который в свое время отказались возглавить т.н. первую чеченскую кампанию. На Ваш взгляд, что сейчас происходит в регионе? Термины самые разные: контртеррористическая операция, локальные боевые действия, перестрелки, столкновения, все, что угодно, даже адресные спецоперации (такой термин я видела в последнее время). Реально что? Партизанская война? Война? Отсутствие войны? Что там?
Э. ВОРОБЬЕВ — Первоначальное определение о том, что это контртеррористическая операция, не снято. То, что происходит сегодня в Чечне, по моему мнению, происходит в рамках той операции, которая была первоначально объявлена. Другого правового статуса боевые действия в Чечне на сегодняшний день просто не имеют. Другое дело, мы знаем не единожды заявления и военного командования, и нашего руководства о том, что эти боевые действия перешли в другую, менее активную фазу, и эти действия наших войск, и федерального правительства в Чечне все больше и больше должны переходить от боевых действий к другим, социально-экономическим действиям.
М. КОРОЛЕВА — Но это так, как должно быть, но, тем не менее, мы, журналисты, ежедневно получаем сообщения самых разных информационных агентств о том, что люди не только подрываются на минах, но и об авиаобстрелах со стороны федеральных сил. Сегодня было сообщение об очередном авиаобстреле. Разве это говорит о том, что все переходит в социально-хозяйственную фазу?
Э. ВОРОБЬЕВ — Нет, это как раз об этом не говорит. Но когда нам на втором этапе боевых действий не удалось локализовать, нейтрализовать или уничтожить формирования боевиков, мы должны были быть готовы к другому развитию событий. Я где-то прочитал, что за последние 50 лет из большого количества таких внутренних конфликтов только в двух или трех случаях удалось их локализовать за 2-3 года, а остальные имели затяжной характер. Но собственный опыт ликвидации басмачей в республиках Средней Азии, бандеровцев на Украине говорит о том, что это не год, не два, и даже не 10 лет. В первом случае это было около 20 лет, во втором случае, по-моему, даже больше, чем 20 лет, если включить 5 лет Отечественной войны, которая была на территории Украины. Поэтому на сегодняшнем этапе активность федеральных войск в большей степени зависит не от своего желания быть активными, а от сопротивления именно формирований боевиков. А сопротивление формирований боевиков в значительной степени, даже в большей степени зависит не от их обученности, не от знания ими местности, оснащения техникой, вооружением, продовольствием и т.д., а в значительной степени зависит от поддержки их населением. Поэтому сегодня задача федеральной власти должна перейти в другую плоскость. Сегодня должна идти борьба именно за то мирное население, которое не хочет поддерживать этих боевиков и которое уже от всего этого устало.
М. КОРОЛЕВА — Последний вопрос о переговорах. Надо ли вести в Чечне переговоры, и с кем?
Э. ВОРОБЬЕВ — Я давний сторонник того, что переговорный процесс должен идти. Он должен идти и с теми руководителями отдельных групп населения, которым население доверяет. Я сторонник того, что нужно вести переговоры и с теми полевыми командирами, которые не являются преступниками, не занимались насилием, убийством сознательно и т.д. Я совершенно не исключаю многие могут со мной не согласиться в том, что исключать или снимать с повестки дня Аслана Масхадова тоже не следует. Речь не идет о Басаевых и им подобных. А что касается Аслана Масхадова, я знаю многих чеченцев, которые высказываются о том, что и Масхадов тоже должен как-то участвовать в этом переговорном процессе.
М. КОРОЛЕВА — Эдуард Аркадьевич, мы воспользуемся Вашим любезным предложением придти к нам еще раз в студию по поводу, в том числе и военных пенсионеров. Мы распечатаем все вопросы, которые пришли нам сегодня на эфирный пейджер, Эдуард Аркадьевич получит их в полном объеме и, подготовившись, придет к нам, я надеюсь, еще раз в эфир.
Э. ВОРОБЬЕВ — Да, конечно.
В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» был генерал .Эдуард Воробьев — заместитель председателя комитета Госдумы РФ по обороне.
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
/»Право в Вооруженных Силах», N 11, 2000/
А.И. Землин, полковник юстиции, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета.
Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации (см.: Российская газета. 2000. 10 августа), вводимая в действие с 1 января 2001 г. в соответствии с Федеральным законом «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ, предусматривает кардинальные изменения порядка налогообложения доходов военнослужащих и приравненных к ним лиц.
Если ранее в соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц» (с изменениями от 16 июля, 22 декабря 1992 г.; 6 марта, 11 декабря 1993 г.; 27 октября, 11 ноября, 23 декабря 1994 г.; 27 января, 26 июня, 4 августа, 27 декабря 1995 г.; 5 марта, 21 июня 1996 г.; 10 января, 28 июня, 31 декабря 1997 г.; 21 июля 1998 г.; 9 февраля, 31 марта, 4 мая, 25 ноября 1999 г.; 2 января 2000 г.) от 7 декабря 1991 г. N 1998-1 в перечень доходов, полученных физическими лицами в налогооблагаемый период, не подлежащих налогообложению, включались все без исключения суммы денежного довольствия, денежных вознаграждений и других выплат, получаемых военнослужащими в связи с исполнением обязанностей военной службы, то в настоящее время соответствующая статья гл. 23 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающей порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц, такового положения не содержит.
Таким образом, если ранее военнослужащий, получавший доходы исключительно в связи с исполнением им обязанностей военной службы, фактически не являлся участником налоговых правоотношений, то с 1 января 2001 г. значительная часть военнослужащих приобретает обязанность по уплате налога на доходы, получаемые в том числе и в связи с исполнением обязанностей военной службы. В связи с этим очевидно, что военнослужащий должен быть заинтересован в получении знаний о порядке исчисления и уплаты налога, системе налоговых вычетов и льгот, позволяющими оптимизировать налогообложение получаемых им доходов. Рассмотрению указанных вопросов и будет посвящен краткий анализ вводимого в действие с 1 января 2001 г. налогового законодательства.
Основу методологических исследований налоговых проблем определяют совокупные положения экономических законов и законов, сформулированных наукой о государстве и праве. С этих позиций обосновываются состав и структура налоговых правоотношений. Современное российское налоговое законодательство трактует понятия «налог», «пошлина», «сбор», «другие платежи» исключительно в качестве средства, обеспечивающего доход бюджета. Толкование налога лишь с позиций формы предопределяет расширительное, а нередко и вольное установление границ налоговых правоотношений.
Сущность же налога проявляется в том, что в нем заложены органичное сочетание и относительное равновесие двух функций: фискальной и регулирующей, что обеспечивает наиболее рациональное налоговое воздействие на темпы и уровень развития производительных сил, создает условия для наиболее полного удовлетворения общественных потребностей. Посредством фискальной функции системы налогообложения удовлетворяются общенациональные необходимые потребности. Посредством регулирующей функции формируются противовесы излишнему фискальному гнету, т.е. создаются специальные механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и общегосударственных экономических интересов. Конечная цель налогового регулирования рыночной экономики — обеспечить непрерывность инвестиционных процессов, рост финансовых результатов бизнеса, а тем самым способствовать росту общенационального фонда денежных средств.
С данных позиций налог на доходы военнослужащих (за исключением доходов от деятельности, не связанной с исполнением обязанностей военной службы) не может быть классифицирован как собственно налог. Военнослужащие, получая не заработную плату, а денежное довольствие (жалованье) от государства, лишены возможности приращивать его в зависимости от качества и количества вложенного труда. Действительно, «солдат производит защиту, а не хлеб». Жалованье по своей экономической сущности не относится к категории «заработная плата» объективно порождаемой распределением вновь созданной стоимости и являющейся той отправной основой, при распределении которой возникают финансовые отношения, только в составе которых и могут складываться налоговые отношения.
Но в таком случае налог теряет свое сущностное содержание, т.е. перестает быть производным от величины стоимости, созданной в процессе производства. Взимание такого якобы налога представляет собой искусственный перераспределительный процесс. Тем более что налогооблагаемой базой по налогу с доходов военнослужащих является денежное довольствие, выплачиваемое из бюджета, в котором эти средства формируются в основном за счет налоговых изъятий.
В истории России жалованье военнослужащих безадресными налогами не облагалось, правда, имели место своего рода целевые налоги. Так, Н.И. Тургенев в «Опыте теории налогов» писал: «Против податей, взимаемых с жалованья как гражданских, так и военных чиновников, возражают, что правительство берет одною рукою то, что дает другою; но обстоятельства делают иногда сию подать извинительною. Случается, что правительство, имея мгновенную нужду в деньгах и не желая уменьшить жалованье чиновников непосредственным образом, уменьшает оное посредством налога. Заметим, к чести нашего правительства, что в России вычет из жалованья делается для госпиталей, а не для театров» (цит. по: У истоков финансового права. М: Статут (в серии «Золотые страницы российского финансового права»), 1998).
Очевидно, если признать, что рыночная экономика в Российской Федерации не является неким отвлеченным идеалом, не имеющим ничего общего с реальной действительностью, а объективные законы, закономерности и категории налоговедения и налогового права все же распространяют свое действие на российское экономико — правовое поле, законодателю следовало бы вернуть ранее существовавший порядок вещей в сфере налогообложения военнослужащих, установив изъятие из налоговой базы суммы денежного довольствия, денежных вознаграждений, выплат и компенсаций, получаемых военнослужащими в связи с исполнением обязанностей военной службы.
Внесение подобного изменения в налоговое законодательство полностью исключило бы необходимость дальнейшего анализа налогового законодательства в целях освещения вопроса о порядке и правилах обложения военнослужащих налогом на доходы физических лиц. Однако часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает иной порядок обложения доходов военнослужащих.
Как уже было сказано ранее, гл. 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Согласно ст. 207 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, расположенных в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Статья 209 НК РФ гласит, что объектом налогообложения для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, к числу которых, несомненно, относятся и военнослужащие, признается доход, полученный как от источников в Российской Федерации, так и от источников за пределами Российской Федерации.
В частности, ст. 208 НК РФ к доходам от источников в Российской Федерации отнесены:
1) дивиденды и проценты, выплачиваемые российской организацией или иностранной организацией в связи с деятельностью ее постоянного представительства на территории Российской Федерации;
2) страховые выплаты при наступлении страхового случая, выплачиваемые российской организацией или иностранной организацией в связи с деятельностью ее постоянного представительства в Российской Федерации;
3) доходы, полученные от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности;
4) доходы, полученные от предоставления в аренду, и доходы, полученные от иного использования имущества, находящегося на территории Российской Федерации;
5) доходы от реализации:
недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации; акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций;
прав требования к российской организации или иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства на территории Российской Федерации;
иного имущества, находящегося в Российской Федерации и принадлежащего физическому лицу;
6) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия (бездействия) в Российской Федерации. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) — налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений;
7) пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, выплачиваемые в соответствии с действующим российским законодательством или выплачиваемые иностранной организацией в связи с деятельностью ее постоянного представительства на территории Российской Федерации;
8) доходы от использования любых транспортных средств, включая морские или воздушные суда, трубопроводов, линий электропередачи (ЛЭП), линий оптико — волоконной и (или) беспроводной связи, средств связи, компьютерных сетей, находящихся или зарегистрированных (приписанных) в Российской Федерации, владельцами (пользователями) которых являются налоговые резиденты Российской Федерации, включая доходы от предоставления их в аренду, а также штрафы за простой (задержку) судна сверх предусмотренного законом или договором срока, в том числе при выполнении погрузочно — разгрузочных работ;
9) иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности на территории Российской Федерации.
Важнейшим элементом налога на доходы физических лиц является налоговая база, т.е. та совокупность доходов, исходя из которой исчисляется сумма налога.
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Следует иметь в виду, что если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.
Согласно ст. 210 НК РФ налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. Так, для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму предусмотренных стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов, установленных ст. ст. 218 — 221 НК РФ. При этом предусмотрено, что если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13%, которые подлежат налогообложению за этот же налоговый период, то применительно к этому налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю. На следующий налоговый период разница между суммой налоговых вычетов в этом налоговом периоде и суммой доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13% и которые подлежат налогообложению, не переносится, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению. При этом стандартные, социальные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты не применяются.
Доходы (расходы, принимаемые к вычету в соответствии со ст. ст. 218 — 221 НК РФ) налогоплательщика, выраженные (номинированные) в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату фактического получения доходов (на дату фактического осуществления расходов).
При получении налогоплательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), а также имущественных прав налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) или прав, исчисленная исходя из их цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, при этом в стоимость таких товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на реализацию горюче — смазочных материалов и налога с продаж.
К доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, ст. 211 НК РФ, в частности, отнесены:
1) оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика;
2) полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе;
3) оплата труда в натуральной форме.
Как и ранее, налоговым периодом, т.е. сроком, по окончании которого обязанность по уплате налога на доходы физических лиц считается наступившей, является календарный год.
Особое значение для оптимизации налогообложения военнослужащего имеет ст. 217 НК РФ, которая содержит перечень доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).
Ранее уже говорилось о том, что существенное изменение, внесенное указанной статьей в перечень доходов, не подлежащих налогообложению, по сравнению с ранее действовавшими порядком и правилами, привело, в частности, к тому, что в число военнослужащих, являющихся плательщиками налога на доходы физических лиц, включены такие категории, как офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту, а также офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом