Как возложить материальную ответственность на военнослужащего
Военнослужащие, совершившие правонарушение, могут быть подвергнуты различным видам ответственности, от дисциплинарной до уголовной.
Материальная ответственность военнослужащих наступает в случае, если они причинили материальный ущерб стране во время исполнения воинских обязанностей.
Правовые основы
Основными документами, регулирующими вопросы возмещения военными нанесенного государству ущерба, являются закон о статусе военнослужащих; Закон о воинской обязанности и военной службе; закон 161-ФЗ о материальной ответственности военнослужащих, который определяет перечень условий и размеры матответственности как военных, так и лиц, находящихся на военных сборах, за ущерб, который они причинили федеральной собственности воинских частей при исполнении военных обязанностей.
За что привлекаются
Рассмотрим основные условия, при которых наступает данный вид матответственности:
- установленный факт действительного материального ущерба, т. е. утрата, хищение, порча и т. п. военного имущества;
- нахождение виновного в момент причинения вреда при исполнении военных обязанностей (военнослужащий, находившийся не при исполнении, несет материальную ответственность по гражданскому законодательству);
- ущерб причинен федеральной собственности (имущество военной части);
- размер потерь, причиненных военнослужащим, не имеет значения для привлечения к материальной ответственности;
- виновного можно привлечь как в административном, так и в судебном порядке;
- установлена одна санкция — обязанность осуществить денежное возмещение причиненного материального ущерба за счет личных средств;
- срок давности — 3 года со дня обнаружения потерь.
Если военнослужащий нанес убытки, исполняя приказ командира или осуществляя правомерные действия, оправданные служебным риском, привлекать его к ответственности запрещено.
Полная и ограниченная матответственность
Федеральный закон о материальной ответственности военнослужащих предусматривает наличие двух ее видов: ограниченной и полной.
Ограниченная материальная ответственность наступает в случаях:
- ущерба, который был причинен по неосторожности контрактниками, а также лицами, призванными на военные сборы, в размере нанесенного ущерба, но не больше одного оклада (месячного) и одной надбавки за выслугу лет (месячной), призывниками — не больше двух окладов денежного содержания в месяц;
- уплаты из-за контрактника военной частью различных штрафов за простои техники, намеренное увеличение объемов выполненных работ, нарушения сроков погашения налоговых выплат — в размере нанесенного ущерба, но не больше двух месячных окладов и двух месячных надбавок за выслугу;
- нарушения установленного порядка движения имущества (учет, хранение, перевозка), отсутствия принятых мер по недопущению его хищения, порчи, уничтожения, допущения излишних денежных выплат — в отношении командиров (начальников), из-за чьих приказов произошли указанные нарушения, установлена материальная ответственность в размере ущерба, но не больше одного оклада (месячного) и одной надбавки за выслугу лет (месячной);
- незаконного увольнения, назначения или перевода на иную вышеоплачиваемую должность — в отношении командиров (начальников) установлена материальная ответственность в размере потерь, но не больше трех месячных окладов и трех месячных надбавок за выслугу лет.
Полная материальная ответственность наступает при причинении ущерба:
- военнослужащему, в чье ведение имущество отдано под отчет в целях хранения, перевозки, выдачи, пользования;
- действиями, в которых содержатся признаки состава уголовного преступления;
- вследствие осуществленного с умыслом уничтожения, порчи, хищения имущества вне зависимости от наличия признаков состава уголовного преступления;
- намеренными действиями, которые повлекли расходы на лечение пострадавших в результате таких действий военнослужащих;
- в состоянии опьянения различных видов.
Как правильно составить договор
Действующее законодательство не устанавливает необходимость заключения договора о полной материальной ответственности военного, поскольку вопросы по этому направлению подробно разъяснены в 161-ФЗ. Однако запрета на заключение подобного соглашения нет. Таким образом, оптимальным становится решение о заключении договора.
Документ должен включать:
- список причин (обстоятельств), из-за которых заключается договор;
- способы, с помощью которых будет возмещен ущерб;
- требования, касающиеся условий содержания и хранения имущества;
- положения о наличии и соответствии имущества установленным требованиям (частота ревизий, состав комиссий и др.);
- требования о неразглашении сведений военной тайны и т. д.
В остальной части договор должен отвечать общим требованиям о договорах, содержащимся в гражданском (трудовом) законодательстве.
Образец договора о полной матответственности военного
Как правильно привлечь военного к материальной ответственности
Командир части назначает приказом или распоряжением проведение административного расследования, устанавливает его срок, ответственных лиц и определяет факт, по которому будет осуществляться проверка. Второй вариант — резолюция на рапорте, которая станет основанием для проверки.
Алгоритм действий следующий:
- сбор комиссии для расследования;
- анализ ситуации;
- определение виновного лица, изучение его должностных обязанностей;
- выяснение обстоятельств совершения нарушения;
- анализ собранной информации, определение наличия или отсутствия умысла, расчет бухгалтером части размера причиненного ущерба;
- получение объяснений участвующих в деле лиц;
- к материалам проверки приложить акт о проверке, объяснения, рапорты, отчеты.
По факту нанесенного ущерба командир воинской части издает приказ об ответственности военнослужащего.
Установленная форма для данного вида приказа отсутствует, поэтому он оформляется в соответствии с общими требованиями.
Шапка приказа включает данные военной части, наименование, номер документа, место и дату составления.
Преамбула содержит обоснование его издания (обстоятельства, послужившие причиной создания) либо основание (прямая ссылка на конкретный документ или законодательный акт).
Основная часть содержит:
- непосредственно информацию о нарушении;
- указание на суммы возмещения в отношении виновного лица;
- указание финансовой службе на необходимость производить соответствующие удержания.
Командир подписывает приказ по завершению расследования. Содержание документа доводится до виновного лица под подпись.
Договор для расчетов электронными деньгами
Автор статьи: Ирина Шалова
Учитывая растущую популярность электронных денег как средства расчетов в огромном количестве интернет-проектов и интернет-переводов все большую актуальность приобретают договора для расчетов электронными деньгами.
Многочисленные платежные системы с использованием расчетов электронными деньгами (WebMoney, ЯндексДеньги и др.) существовали и до введения в действие Федерального закона от 27.06.2011 №161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее — Закон №161-ФЗ).
Закон N 161-ФЗ ввел понятия «электронные денежные средства» и «электронное средство платежа». Правила перевода электронных денежных средств содержат наиболее значимые и интересные изменения в российском законодательстве о регулировании переводов денежных средств.
Электронные денежные средства
Под электронными денежными средствами согласно п. 18 ст. 3 Закона N 161-ФЗ следует понимать предварительно предоставленные обязанному лицу (оператору по переводу электронных денежных средств) денежные средства, информация о которых учитывается без открытия банковского счета. Электронные денежные средства могут использоваться для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, если это лицо вправе передавать распоряжения в отношении кредиторов с использованием исключительно электронных средств платежа.
Особо оговаривается, что данное определение не касается деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, клиринговых организаций, управляющих компаний инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов. Все эти лица учитывают информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета в соответствии со специальным законодательством.
Для перевода электронных денежных средств денежные средства должны быть предоставлены оператору на основании заключенного с ним договора. Клиент — физическое лицо может предоставить оператору денежные средства как в наличной, так и в безналичной форме, а юридические лица и индивидуальные предприниматели — только с использованием банковского счета (ч. ч. 2 — 3 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).
Важно отметить, что перевод электронных денежных средств запрещен между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Хотя бы одной из сторон перевода должно быть физическое лицо, не имеющее статуса индивидуального предпринимателя (ч. 9 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).
Перевод электронных денежных средств может осуществляться по требованию как плательщика, так и получателя денежных средств (ч. 7 ст. 7 Закона N 161-ФЗ). В последнем случае это должно быть предусмотрено договором с оператором по переводу электронных денежных средств. Акцепт плательщика может быть дан до поступления требования получателя средств (заранее данный акцепт плательщика) или после его поступления обслуживающему плательщика оператору по переводу денежных средств. Акцепт плательщика может быть дан в договоре между обслуживающим плательщика оператором по переводу денежных средств и плательщиком либо в виде отдельного документа или сообщения (ч. 3 ст. 6 Закона N 161-ФЗ). Перевод денежных средств может осуществляться как через одного оператора (если и плательщик, и получатель денежных средств являются его клиентами), так и через нескольких.
Договором, заключенным оператором электронных денежных средств с клиентом, может быть предусмотрена возможность использования плательщиком — физическим лицом и получателем средств — юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем электронных средств платежа, когда действия, указанные в части 10 настоящей статьи, осуществляются неодновременно (далее — автономный режим использования электронного средства платежа). В таком случае получатель средств обязан ежедневно передавать информацию о совершенных операциях оператору электронных денежных средств для ее учета не позднее окончания рабочего дня оператора электронных денежных средств (ч. 13 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).
Согласно ч. 25 ст.7 Закона N 161-ФЗ, Оператор электронных денежных средств до заключения договора с клиентом — физическим лицом обязан предоставить ему следующую информацию:
- о наименовании и месте нахождения оператора электронных денежных средств, а также о номере его лицензии на осуществление банковских операций;
- об условиях использования электронного средства платежа, в том числе в автономном режиме;
- о способах и местах осуществления перевода электронных денежных средств;
- о способах и местах предоставления денежных средств клиентом — физическим лицом оператору электронных денежных средств;
- о размере и порядке взимания оператором электронных денежных средств вознаграждения с физического лица в случае взимания вознаграждения;
- о способах подачи претензий и порядке их рассмотрения, включая информацию для связи с оператором электронных денежных средств.
Электронное средство платежа в терминологии Закона N 161-ФЗ (п. 19 ст. 3) — это средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств с использованием специальных технологий и носителей информации.
Электронные средства платежа
Согласно ч. 19 ст. 3 Закона N 161-ФЗ, Электронное средство платежа — это средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.
Электронные средства платежа могут использоваться только на основании соответствующего договора, заключенного оператором по переводу денежных средств с клиентом, а также договоров, заключенных между операторами по переводу денежных средств (ч. 1 ст. 9 Закона N 161-ФЗ). Данный договор не является публичным (ст. 426 ГК РФ), и оператор по переводу денежных средств вправе отказать в его заключении клиенту (ч. 2 ст. 9 Закона N 161-ФЗ). Оператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа, направляя ему соответствующие уведомления в порядке, установленном договором (ч. 4 ст. 9 Закона N 161-ФЗ). Также оператор должен предоставлять клиенту документы и информацию, которые связаны с использованием его электронного средства платежа (ч. 7 ст. 9 Закона N 161-ФЗ). Любые заявления клиента, касающиеся использования электронного средства платежа, оператор должен рассмотреть в срок, установленный договором. Этот срок не может превышать 30 дней со дня получения заявления. Отметим, что для рассмотрения заявлений, связанных с использованием электронного средства платежа для трансграничного перевода денежных средств, установлен срок не более 60 дней со дня их получения (ч. 8 ст. 9 Закона N 161-ФЗ).
Оператор по переводу денежных средств может приостановить или прекратить использование клиентом электронного средства платежа на основании соответствующего уведомления клиента или по инициативе оператора при нарушении клиентом порядка использования электронного средства платежа в соответствии с договором (ч. 9 ст. 9 Закона N 161-ФЗ). При этом обязательства клиента и оператора по переводу денежных средств, возникшие до момента приостановления или прекращения указанного использования, остаются в силе.
Особо следует отметить, что оператор по переводу денежных средств, получивший уведомление клиента об утрате электронного средства платежа и (или) об использовании средства платежа без согласия клиента, обязан возместить последнему сумму операции, совершенной без его согласия после получения соответствующего уведомления (ч. 12 ст. 9 Закона N 161-ФЗ).
Данным Законом установлено, что клиент обязан направить оператору такое уведомление в предусмотренной договором форме незамедлительно после обнаружения указанного факта, но не позднее дня, следующего за днем получения от оператора уведомления о совершенной операции. Если же оператор по переводу электронных денежных средств информирует клиента о совершенных операциях, то клиент, обнаружив незаконную операцию, вправе требовать возмещения за все операции, совершенные без его согласия до направления оператору соответствующего уведомления (ч. 15 ст. 9 Закона N 161-ФЗ).
Оператор по переводу денежных средств может избежать возмещения клиенту суммы операции, совершенной без его согласия. Для этого он должен доказать, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа, что и повлекло совершение такой операции (ч. 15 ст. 9 Закона N 161-ФЗ). Такие же последствия для клиента наступают, если он не был идентифицирован оператором по переводу денежных средств в соответствии с законодательством о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем.
Для подключения к Вашему сайту возможности расчета электронными деньгами Вы должны заключить договор с операторами электронных денежных средств. Согласно ст. 4 161-ФЗ оператор по переводу денежных средств оказывает услуги по переводу денежных средств на основании договоров, заключаемых с клиентами и между операторами по переводу денежных средств, в рамках применяемых форм безналичных расчетов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В договоре обязательно указать:
- порядок перевода денежных средств;
- порядок перевода электронных денежных средств на Ваш расчетный счет);
- ответственность оператора за нарушение условий договора;
- процедуры безопасности применяемые оператором;
- порядок аутентификации;
- права и обязанности сторон;
- порядок разрешения споров между сторонами
Федеральный закон РФ «О национальной платёжной системе» (161-ФЗ) 2018 — 2019
Закон о национальной платёжной системе в последней действующей редакции от 26 сентября 2018 года.
! Закон имеет новую редакцию, вступающую в силу 1 января 2019 года.
Посмотреть изменения в будущей редакции
Вы можете сравнить редакции данного закона, выбрав даты вступления редакций в силу и нажать на кнопку «Сравнить». Все последние изменения и дополнения откроются перед Вами как на ладони.
Договор-Юрист.Ру постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.
Так, например, Закон о национальной платёжной системе имеет будущую редакцию только от 1 января 2019 года
Шансов найти более свежую действующую редакцию — нет.
Федеральный закон «О национальной платёжной системе» 161-ФЗ устанавливает основы национальной платёжной системы в Российской Федерации, регулирует отношения в области платёжных услуг и использования электронных средств. Федеральный закон «О национальной платёжной системе» определяет порядок перевода денежных средств, порядок оказания услуг банковскими платёжными агентами, организациями почтовой связи, операторами платёжных систем и определяет действие национальной системы платёжных карт.
Федеральный закон «О национальной платёжной системе» 161-ФЗ обеспечивает функционирование независимой структуры карточных расчётов, независимой от международных платёжных систем, реализацию социальной функции для осуществления различных услуг в электронном виде. Федеральный закон устанавливает порядок получения регистрационного свидетельства для организаций, желающих стать оператором платёжной системы, закрепляет требования к правилам осуществления платежей и основные принципы контроля их деятельности.
Согласно Федерального закона «О национальной платёжной системе» надзор за деятельностью организаций в национальной платёжной системе полностью возлагается на Центральный Банк России.
НТВП «Кедр — Консультант»
Подписка на обзоры и консультационные материалы.
О назначении плательщика банковской комиссии, которую взимает банк с управляющей компании по договору банковского обслуживания
Вопрос:
Можно ли переложить на население при оплате ими коммунальных платежей в адрес управляющей компании банковскую комиссию, которую взимает банк с управляющей компании (по договору банковского обслуживания).
Ответ:
Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» регулируется отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от 03.06.2009 N 103-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»
Согласно части 1 статьи 4 Закона N 161-ФЗ оператор по переводу денежных средств оказывает услуги по переводу денежных средств на основании договоров, заключаемых между операторами по переводу денежных средств, а также с клиентами, к которым в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона N 161-ФЗ относятся плательщики и получатели средств. Таким образом, условия уплаты комиссионного вознаграждения оператору по переводу денежных средств могут быть определены соответствующим договором, указанным в пункте 1 статьи 4 Закона N 161-ФЗ.
Кроме того, Закон N 161-ФЗ не содержит положений, ограничивающих возможность получения комиссионного вознаграждения с получателя денежных средств в рамках иных гражданско-правовых договоров. При этом часть 10 статьи 8 Закона N 161-ФЗ не допускает удержания вознаграждения из суммы перевода денежных средств.
Банка России «Ответы на вопросы, связанные с применением отдельных норм Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее — Закон N 161-ФЗ)»
Данный вопрос также регулируется нормами Гражданского кодекса РФ (ст.168, п.3 ст.308, п.1 ст.420).
Однако, в судебной практике существует два мнения по вопросу оплаты комиссионного вознаграждения.
Первое мнение:
В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.01.2013 N А33-4835/2012 суд, рассматривая дело, указал, что к обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (п. 3 ст. 420 ГК РФ). При этом п. 3 ст. 308 ГК РФ предусмотрено, что обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц), поэтому оспариваемый пункт договора возлагает обязанности на плательщиков, не являющихся сторонами спорного договора, в связи с чем является недействительным. На основании приведенных положений ГК РФ суд признал несостоятельным довод о том, что правоотношения между физическим лицом — плательщиком и платежным агентом фактически складываются при подписании физическим лицом платежного документа на перечисление денежных средств и принятии его платежным агентом для исполнения. В связи с этим взимание с физического лица вознаграждения за оказанные услуги исполнителем по приему платежей помимо суммы платежа, установленной в договоре, неправомерно.
В Постановлении ФАС Уральского округа от 11.06.2013 N Ф09-4869/13 N А50-22146/2012 суд также признал недействительным пункт договора, возлагающий обязанность по оплате комиссионного вознаграждения платежному агенту за счет средств физического лица.
Второе мнение:
Так, в Постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2012 N А78-9161/2011 суд указал на правомерность заключенного соглашения между заказчиком и исполнителем, предусматривающего возможность взимания комиссионного вознаграждения платежного агента за прием денежных средств и их дальнейшее перечисление на расчетный счет заказчика с плательщика (физического лица) при осуществлении приема платежа (Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.06.2012 по делу N А78-9161/2011 данное Постановление оставлено без изменения).
Разъяснение дано в рамках услуг «ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ» консультантом по правовым вопросам ООО НТВП «Кедр-Консультант» Макшаковым Игорем Борисовичем, 04 июня 2015 г.
При подготовке ответа использована СПС КонсультантПлюс.
Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (с изменениями и дополнениями)
Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ
«О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»
С изменениями и дополнениями от:
8 декабря 2003 г., 18 декабря 2006 г., 24 июля, 1 декабря 2007 г., 2 июля 2010 г., 18, 19 июля, 6, 30 ноября 2011 г., 3 декабря 2012 г., 2 июля, 28 декабря 2013 г., 5 мая, 4 ноября 2014 г., 13 июля, 23 ноября 2015 г., 23 мая 2016 г., 18, 29 июля, 29 декабря 2017 г., 3 августа 2018 г.
Принят Государственной Думой 11 октября 2002 года
Одобрен Советом Федерации 30 октября 2002 года
См. комментарии к настоящему Федеральному закону
Президент Российской Федерации
14 ноября 2002 г.
В соответствии с п. 6 ст. 113 ГК РФ определяется правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.
Устанавливаются следующие виды унитарных предприятий:
— унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения (государственное предприятие или муниципальное предприятие);
— унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие).
Законом определяются правоспособность унитарного предприятия (ст.3), требования к фирменному наименованию предприятия (ст.4), его филиалам и представительствам, (ст.5), порядок участия в других юридических лицах. Отдельная статья посвящена ответственности унитарного предприятия.
Определяется общий порядок учреждения унитарного предприятия (ст.8), требования к сведениям, которые должны содержаться в его учредительных документах (уставе).
Глава III определяет источники формирования имущества унитарного предприятия и требования к размеру и составу уставного фонда унитарного предприятия.
Статьей 12 установлено, что размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем 5000 МРОТ, а муниципального предприятия — не менее чем 1000 МРОТ. В казенном предприятии уставный фонд не формируется.
Определяется порядок формирования уставного, резервного и иных фондов, а также условия и порядок увеличения или уменьшения уставного фонда государственного (муниципального) предприятия.
Так как правоспособность государственного (муниципального) унитарного предприятия, в отличие от других коммерческих организаций, является специальной, Законом устанавливается порядок распоряжения имуществом предприятия. Движимым имуществом (в том числе произведенной продукцией) такое предприятие распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом, недвижимым — только с согласия собственника. Такое предприятие может распоряжаться имуществом лишь в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом. Сделки, совершенные государственным (муниципальным) предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.
Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом только с согласия Правительства РФ или уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Казенное предприятие, как правило, самостоятельно реализует производимую им продукцию (работы, услуги).
Глава IV Закона устанавливает порядок управления унитарным предприятием. Предусмотрены определенные требования, предъявляемые к руководителю предприятия. Он не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, в число учредителей (участников) которого входит возглавляемое им унитарное предприятие.
Отдельная статья (ст.22) регламентирует порядок совершения сделок, в которых имеется заинтересованность. Такие сделки могут осуществляться только с согласия собственника имущества предприятия.
Собственник имущества государственного (муниципального) предприятия имеет право получать часть прибыли от использования предприятием имущества, находящегося в его хозяйственном ведении. Размер части прибыли, а также порядок и сроки перечисления прибыли определяется уставом предприятия.
Глава V Закона регулирует вопросы реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.
Уставы унитарных предприятий подлежат приведению в соответствие с нормами Закона в срок до 1 июля 2003 года. Созданные до вступления в силу Закона дочерние предприятия подлежат реорганизации в форме присоединения к создавшим их унитарным предприятиям в течение шести месяцев с этой даты.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 3 декабря 2002 г. N 230, в «Российской газете» от 3 декабря 2002 г. N 229, в Собрании законодательства Российской Федерации от 2 декабря 2002 г. N 48 ст. 4746
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 322-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ
Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 470-ФЗ
Изменения вступают в силу с 9 января 2018 г.
Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 267-ФЗ
Изменения вступают в силу с 30 июля 2017 г.
Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 177-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 ноября 2017 г.
Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 149-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 23 ноября 2015 г. N 312-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 216-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 337-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2014 г.
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.
Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 188-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 240-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 362-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 6 ноября 2011 г. N 291-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 220-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 2 июля 2010 г. N 152-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 318-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 212-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.
Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Новые информационные технологии
1. Возможно ли списание со специального банковского счета платежного агента, поставщика, банковского платежного агента (субагента) комиссии кредитной организации на счета, открываемые на балансовом счете 70601 «Доходы банка».
Возможно ли зачисление на специальный банковский счет платежного агента, банковского платежного агента, поставщика денежных средств на основании распоряжения физического лица без открытия банковского счета.
В части 5 статьи 14 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее — Федеральный закон № 161-ФЗ) и частях 16, 19 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее — Федеральный закон № 103-ФЗ) установлены исчерпывающие перечни операций по специальным банковским счетам банковского платежного агента (субагента), платежного агента и поставщика (соответственно).
Кредитная организация обязана совершать операции по специальному банковскому счету в соответствии с его режимом, установленным в части 5 статьи 14 Федерального закона № 161-ФЗ и частях 16, 19 статьи 4 Федерального закона № 103-ФЗ, которым не допускается списание денежных средств на небанковские счета (внутренние счета банка).
В перечне операций по специальному банковскому счету банковского платежного агента (платежного агента) отсутствуют операции, связанные с зачислением на его специальный банковский счет денежных средств, поступивших с банковских счетов, не являющихся специальными
банковскими счетами, а также денежных средств, поступивших от физических лиц путем перевода денежных средств без открытия банковских счетов.
Операции, не предусмотренные режимом специального банковского счета, не подлежат исполнению кредитной организацией (часть 6 статьи 14 Федерального закона №161-ФЗ и часть 17, 20 статьи 4 Федерального закона № 103-ФЗ).
2. Возможно ли осуществление платежным субагентом перевода денежных средств непосредственно на счет поставщика, минуя специальный банковский счет оператора по приему платежей.
Согласно части 18 статьи 4 Федерального закона № 103-ФЗ поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона № 103-ФЗ деятельность по приему платежей осуществляется оператором по приему платежей на основании заключенного им с поставщиком договора, по условиям которого оператор по приему платежей обязан осуществлять по платежам, принятым им от плательщиков в рамках указанной деятельности, последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом № 103-ФЗ предусмотрено право оператора по приему платежей привлекать платежного субагента для приема платежей, если такое право предусмотрено в заключенном им с поставщиком договоре (часть 7 статьи 4), а также установлена обязанность платежного субагента для приема платежей заключить с оператором по приему платежей соответствующий договор, по условиям которого платежный субагент обязан
осуществлять последующие расчеты с оператором по приему платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 9 статьи 4).
Учитывая изложенное, отмечаем, что принятые платежным субагентом от плательщиков денежные средства должны быть перечислены с его специального банковского счета на специальный банковский счет оператора по приему платежей, с которым у данного платежного субагента заключен соответствующий договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
3. Возможно ли отражение поступлений наличных денег на счета платежных агентов, операторов по приему платежей, платежных субагентов, банковских платежных агентов и банковских платежных субагентов по символам отчетности формы 0409202 «О наличном денежном обороте».
Поступления наличных денег на счета платежных агентов, операторов по приему платежей, платежных субагентов в соответствии с Порядком составления и представления формы отчетности 0409202 «Отчет о наличном денежном обороте», установленным Указанием Банка России от 12.11.2009 № 2332-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации», с изменениями (далее — Отчет 0409202), отражаются по экономическому содержанию по символам прихода 02-32, в частности:
оплата коммунальных услуг — по символу 11 «Поступления от реализации платных услуг (выполненных работ)»;
налоги, штрафы в ГИБДД — по символу 12 «Поступления налогов, сборов, страховых взносов, штрафов, таможенных платежей, средств самообложения граждан, взносов, страховых премий» и т.д.;
комиссионные вознаграждения, взимаемые платежными агентами (как юридическими лицами, так и индивидуальными предпринимателями), по символу 32 «Прочие поступления».
Дополнительно данные операции отражаются по символу 100
«Поступления от платежных агентов, операторов по приему платежей, платежных субагентов».
Аналогичным образом отражаются и поступления наличных денег на счета банковских платежных агентов и банковских платежных субагентов: сначала по экономическому содержанию по символам прихода 02-32 Отчета 0409202, а затем — по символу 99 «Поступления от банковских платежных агентов, банковских платежных субагентов».
4. Возможно ли взимание комиссионного вознаграждения при осуществлении перевода денежных средств без открытия банковского счета с получателя средств.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона №161-ФЗ оператор по переводу денежных средств оказывает услуги по переводу денежных средств на основании договоров, заключаемых между операторами по переводу денежных средств, а также с клиентами, к которым относятся плательщики и получатели средств.
Часть 10 статьи 8 Федерального закона №161-ФЗ не допускает удержания вознаграждения из суммы перевода денежных средств. Вместе с тем, указанная норма не содержит положений, ограничивающих возможность взимания вознаграждения с получателя денежных средств.
5. Обязан ли банковский платежный агент использовать платежные терминалы (банкоматы).
Пунктом 1 части 1 статьи 14 Федерального закона №161-ФЗ предусмотрено, что оператор по переводу денежных средств вправе на основании договора привлекать банковского платежного агента для принятия от физического лица наличных денежных средств и (или) выдачи физическому лицу наличных денежных средств, в том числе с применением платежных терминалов и банкоматов.
Федеральный закон № 161-ФЗ не содержит положений, обязывающих банковского платежного агента использовать платежные терминалы (банкоматы) при осуществлении указанной деятельности.
6. В каком случае кредитная организация подлежит регистрации Банком России в качестве оператора платежной системы.
Согласно пункту 20 статьи 3 Федерального закона № 161-ФЗ платежная система — совокупность организаций, взаимодействующих по правилам платежной системы в целях осуществления перевода денежных средств, включающая оператора платежной системы, операторов услуг платежной инфраструктуры и участников платежной системы, из которых как минимум три организации являются операторами по переводу денежных средств. Таким образом, банк-резидент, осуществляющий переводы денежных средств по поручению банков-резидентов и (или) банков- нерезидентов, подлежит регистрации Банком России в качестве оператора платежной системы, если участниками этой системы являются не менее трех банков-резидентов. Если в системе отсутствуют участники, являющиеся банками-резидентами, либо их менее трех, то оператор такой системы не подлежит регистрации Банком России в качестве оператора платежной системы.
7. Каков порядок осуществления расчетов посредством платежных требований с заранее данным акцептом плательщика.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона №161-ФЗ перевод денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование) является формой безналичных расчетов. При ее избрании сторонами оператор по переводу денежных средств на основании договора с плательщиком осуществляет списание денежных средств с банковского счета плательщика с его согласия (акцепта плательщика) по распоряжению получателя средств.
Для обеспечения возможности применения прямого дебетования в Положении Банка России от 03.10.2002 № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» в редакции Указания Банка России от 12.12.2011 № 2749-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 3 октября 2002 года № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (далее
— Положение № 2-П) предусмотрено использование платежных требований исключительно с согласия (акцепта) плательщика, которое может быть дано до поступления требования получателя средств (заранее данный акцепт плательщика) либо после его поступления обслуживающему плательщика банку. В связи с этим глава о расчетах платежными требованиями, оплачиваемыми без акцепта плательщика, исключена из Положения № 2-П.
Расчеты посредством платежных требований с заранее данным акцептом плательщика регулируются положениями статьи 6 Федерального закона № 161-ФЗ, главами 8-10 части I Положения № 2-П.
При оформлении заранее данного акцепта плательщика следует руководствоваться частью 3 статьи 6 Федерального закона №161-ФЗ, согласно которой акцепт плательщика может быть дан в договоре между обслуживающим плательщика оператором по переводу денежных средств и плательщиком, либо в виде отдельного документа или сообщения.
В случае если акцепт дан до поступления требования получателя средств (заранее данный акцепт плательщика) поле 36 «Срок для акцепта» не заполняется.
С целью снижения, в том числе, издержек кредитных организаций и их клиентов по внесению изменений в ранее заключенные договоры Банком России издано Письмо от 23.12.2011 № 196-Т «О вопросах применения платежных требований», в котором указано, что при наличии в договоре условия о списании денежных средств с банковского счета плательщика по требованиям третьих лиц без акцепта плательщика платежное требование, содержащее условие оплаты «с акцептом», подлежит приему и исполнению на условиях заранее данного акцепта плательщика.
8. Планируется ли изменение документального оформления операций по переводу денежных средств в связи с принятием Федерального закона № 161-ФЗ.
В настоящее время Банк России разрабатывает проект нормативного акта о правилах осуществления перевода денежных средств, который
заменит Положение № 2-П и Положение Банка России от 01.04.2003 № 222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации». В проекте обеспечена преемственность регулирования безналичных расчетов, что позволит максимально учесть потребности участников рынка платежных услуг. Процедуры приема к исполнению, исполнения, отзыва, возврата (аннулирования) распоряжений и порядок их выполнения установлены в проекте в соответствии с требованиями Федерального закона №161-ФЗ, регулирующими осуществление перевода денежных средств с открытием и без открытия банковского счета с учетом, в том числе, бюджетного, налогового законодательства Российской Федерации, Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
9. Возможно ли совмещение деятельности платежного агента и банковского платежного агента (субагента)? Сколько специальных банковских счетов следует открывать лицу, совмещающему деятельность платежного агента и банковского платежного агента (субагента)?
Возможно ли осуществление переводов денежных средств между специальным банковским счетом банковского платежного агента (субагента) и специальным банковским счетом платежного агента, в том числе открытых одному лицу, совмещающему деятельность платежного агента и банковского платежного агента (субагента)?
Нормы Федерального закона от 03.06.2009 № 103-Ф3 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее — Федеральный закон № 103-Ф3) и Федерального закона от 26.07.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее — Федеральный закон № 161-ФЗ) не содержат запрета (ограничения) на совмещение юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) деятельности платежного агента и банковского платежного агента (субагента).
Принимая во внимание, что деятельность платежного агента и деятельность банковского платежного агента (субагента) регулируются положениями различных федеральных законов (Федеральным законом № 103-Ф3 и Федеральным законом № 161-ФЗ соответственно), устанавливающих различные режимы специальных банковских счетов платежного агента и банковского платежного агента (субагента), то лицу, совмещающему деятельность платежного агента и банковского платежного агента (субагента), должен быть открыт специальный банковский счет (счета) платежного агента и специальный банковский счет (счета) банковского платежного агента (субагента).
При этом перевод денежных средств между специальным банковским счетом банковского платежного агента (субагента) и специальным банковским счетом платежного агента, в том числе открытых одному лицу, совмещающему деятельность платежного агента и банковского платежного агента (субагента), не будут соответствовать законодательству о национальной платежной системе, поскольку зачисление денежных средств на специальный банковский счет банковского платежного агента (субагента) и специальный банковский счет платежного агента возможно только со специальных банковских счетов с соответствующим режимом (ч. 16 и ч. 17 статьи 4 Федерального закона № 103- ФЗ; ч. 5 и ч. 6 статьи 14 Федерального закона № 161-ФЗ).
10. Обязан ли банковский платежный агент открыть специальный банковский счет в кредитной организации, которая на основании договора привлекла данного банковского платежного агента для осуществления деятельности по приему наличных денежных средств физических лиц в целях дальнейшего их перевода без открытия банковского счета?
Поскольку Федеральным законом № 161-ФЗ не установлена необходимость открытия специального банковского счета (счетов) банковскому
платежному агенту в той же кредитной организации, которая привлекла банковского платежного агента для принятия от физических лиц наличных денежных средств, банковский платежный агент при осуществлении данного вида деятельности может использовать как один, так и несколько специальных банковских счетов, открытых как в кредитной организации, с которой у него заключен договор об осуществлении деятельности по приему от физических лиц наличных денежных средств, так и в иных кредитных организациях.
11. Обязана ли кредитная организация сообщать об операциях по специальному банковскому счету платежного агента, совершаемых в нарушение требований Федерального закона № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», как о подозрительных?
Частью 16 статьи 4 Федерального закона № 103-ФЗ установлен исчерпывающий перечень операций, которые могут осуществляться по специальному банковскому счету платежного агента.
В соответствии с частью 17 статьи 4 Федерального закона № 103-ФЗ осуществление других операций по специальному банковскому счету платежного агента не допускается.
Осуществление по специальному банковскому счету платежного агента операций в нарушение режима счета, предусмотренного частями 16 и 17 статьи 4 Федерального закона № 103-ФЗ, может являться основанием для признания кредитной организацией таких операций в качестве вызывающих подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и принятия кредитной организацией решения о направлении сообщений о таких операциях в уполномоченный орган в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
12. В случае поступления в кредитную организацию к специальному банковскому счету платежного агента, поставщика, банковского платежного агента (субагента) решений налоговых органов о приостановлении операций, инкассовых поручений на списание денежных средств, обязана ли кредитная организация принять данные документы и исполнить их?
Поскольку специальные банковские счета платежного агента, поставщика, специальные банковские счета банковского платежного агента (субагента) являются одним из видов банковских счетов, то в случае поступления в кредитную организацию к специальному банковскому счету платежного агента, поставщика, банковского платежного агента (субагента) решений налоговых органов о приостановлении операций, инкассовых поручений на списание денежных средств, кредитная организация обязана принять данные документы и исполнить их в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.