Подписаны документы о присоединении Киргизии к Договору о ЕАЭС
МОСКВА, 8 мая. /ТАСС/. Президенты России, Белоруссии, Казахстана и Армении подписали документы о присоединении Киргизии к Договору о Евразийском экономическом союзе.
Лидеры Евразийского экономического союза подписали протокол о внесении изменений в Договор о ЕАЭС от 29 мая 2014 года и отдельные международные договоры, входящие в право Евразийского экономического союза, в связи с присоединением Киргизии к Договору. Церемония подписания прошла после саммита ЕАЭС.
Лидеры также утвердили протоколы об условиях и переходных положениях по применению Киргизией Договора и присоединении Республики Армения к Договору о присоединении Киргизской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
Утверждены также полтора десятка решений, в частности, о Соглашении о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом и о начале переговоров с Китаем по заключению соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве. Кроме того, решения касаются основных ориентиров макроэкономической политики государств — членов ЕАЭС на 2015-2016 годы, Концепции формирования общего электроэнергетического рынка ЕАЭС и Программы поэтапной либерализации выполнения автомобильных перевозок грузов между пунктами, расположенными на территории стран ЕАЭС на период с 2016 по 2025 годы.
Приняты также два распоряжение, в том числе о времени и месте проведения очередного заседания Высшего совета. Оно состоится в октябре в Астане.
Поскольку пакет документов, на которых необходимо было поставить подписи, оказался достаточно большим, процесс занял у лидеров порядка десяти минут. Председательствующий президент Белоруссии Александр Лукашенко по этому поводу заметил: «Собрались на праздник, а работаем до ночи, в Россию как приедешь, так работаешь».
Участники саммита напомнили Лукашенко, что инициатором создания Евразийского экономического союза был президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Тогда Лукашенко продолжил мысль: «Его избрали президентом недавно, у него эмоций и сил достаточно».
О сроках ратификации документов
Глава коллегии Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко рассчитывает, что документы о присоединении Киргизии к ЕАЭС будут ратифицированы в России еще в весеннюю сессию парламента.
«Я надеюсь, что по опыту все это уложится в рамках весенней сессии, если говорить о российском парламенте. Наверное, все это до разгара лета вполне осуществимо», — сказал он журналистам. При этом Христенко подчеркнул, что данная оперативность касается и других стран Евразийского союза.
«Было высказано пожелание (лидеров стран) общее — не затягивать ратификационные процедуры», — пояснил глава Евразийской экономической комиссии.
Он напомнил, что в парламенты государств ЕАЭС и Киргизии направляется весь пакет подписанных документов о присоединении этой страны. «И в ближайшее время Киргизия станет полноправным членом Союза», — подчеркнул Христенко.
Он отметил, Киргизии удалось начать существенную модернизацию пунктов таможенного пропуска, ветеринарных лабораторий и так далее, что и позволит по завершении ратификации снять таможенные посты между Киргизией и Казахстаном, «и тем самым выйти на внешние контуры расширившегося союза».
ЕАЭС — международное интеграционное экономическое объединение, которое начало действовать с 1 января 2015. В него входят Россия, Белоруссия, Казахстан, а также присоединившиеся позже Армения и Киргизия. Киргизия подписала соглашение о вступлении в ЕАЭС в декабре прошлого года. До мая республика намерена решить все технические вопросы, необходимые для полноправного членства в этой организации.
1.Евразийская интеграция и интересы России
1.1. Евразийская интеграция в основополагающих внешнеполитических документах РФ
Необходимость развития сотрудничества с соседями по СНГ указывалась абсолютно во всех Концепциях внешней политики РФ, начиная с 1993 г. Однако, лишь с 2008г. региональная интеграция на постсоветском пространстве была обозначена в качестве одной из приоритетных задач внешней политики России. Наиболее свежая Концепция внешней политики (2013г.) гласит:” Россия будет активно поддерживать процесс евразийской экономической интеграции, реализуя совместно с Белоруссией и Казахстаном задачу преобразования Евразийского экономического сообщества и формирования Евразийского экономического союза, содействовать привлечению к этой работе других государств — членов ЕврАзЭс, предпринимать шаги по дальнейшему развитию и совершенствованию механизмов и нормативно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства, способствовать укреплению Евразийской экономической комиссии как единого постоянно действующего регулирующего органа Таможенного союза и Единого экономического пространства ” 1 Отличительной чертой данного документа от предыдущего (образца 2008г.) в вопросе региональной интеграции является то, что на момент его написания уже был создан Таможенный Союз РФ, РБ и Казахстана. В нем говорится о необходимости перехода на следующую ступень интеграции, создание ЕАЭС, а также о работе над дальнейшим расширением за счет других участников ЕврАзЭс.
Особое внимание развитию евразийской интеграции уделяется также и в стратегии национальной безопасности РФ 2015г.: “Российская Федерация всемерно способствует укреплению Евразийского экономического союза в целях дальнейшей интеграции, стабильного развития, всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности экономик государств — членов Союза в рамках глобальной экономики, а также в целях повышения жизненного уровня их населения, обеспечения свободы перемещения товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов, реализации совместных инфраструктурных и инвестиционных проектов.” 2
1.2. История развития евразийской интеграции
Активизация интеграционных процессов на постсоветском пространстве во многом связана с именем действующего президента РФ В.Путина. Именно он и глава Казахстана Н.Назарбаев регулярно заявляли о необходимости экономического сближения стран бывшего СССР. В частности, Президент России в начале октября 2011 г. написал статью для газеты “Известия” под названием “ Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня”, в которой рассказал о необходимости развития евразийской интеграции и выделил основные выгоды, которые можно получить от успешной реализации данного проекта. 3 Пункт о развитии евразийской интеграций также стал одним из ключевых приоритетов в предвыборной программе В.Путина 2012г. в разделе посвященном роли России в мире. “Новые возможности для развития России, для граждан и бизнеса должны создать наши интеграционные проекты. Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана работает. С 2012 года становится реальностью Единое экономическое пространство – это ещё более глубокая степень интеграции. Будем двигаться и дальше – к созданию Евразийского союза, открывающему новую эпоху отношений на постсоветском пространстве.” 4
Личная заинтересованность президента РФ в развитии активных интеграционных процессов позволила вывести их на новый уровень и достичь определенных успехов. Необходимо отметить, что позитивная тенденция наметилась еще в 2000г. когда В.Путин впервые возглавил Россию.
Попытка осуществить реинтеграцию экономик стран бывшего СССР в различных форматах неоднократно применялась в 90-е гг. Однако, большинство договоров начиная от Экономического Союза СНГ до создания ЕврАзЭс, носили сугубо декларативный характер и не были реализованы на практике. Главной причиной неудач в развитии интеграции в 90-е гг. стало нежелание руководства большинства государств идти на какие-либо союзы с Россией, в которых она имела главенствующую роль. Кроме того, особой заинтересованности в реализации достигнутых договоренностей не выражала и Россия, находившаяся на тот момент в крайне ослабленном экономическом состоянии. В 90-е же годы была впервые выдвинута идея по созданию Евразийского Союза. В 1994г. президент Казахстана Н.Назарбаев, осознавая неэффективность Экономического Союза СНГ выдвинул идею создания Евразийского Союза Государств. ” В проекте Н.А. Назарбаева Евразийский Союз (ЕАС) провозглашался союзом независимых государств, направленным на реализацию национальных интересов каждого участника и совокупного интеграционного потенциала всего объединения. Целями ЕАС объявлялись укрепление стабильности, безопасности и осуществление социально-экономической модернизации на постсоветском пространстве.” 5 Однако, данный проект, как и целый ряд других, так и не был реализован на практике. Главной причиной стала позиция российского руководства, в первую очередь Президента Б.Ельцина “с образованием ЕАС Б.Н. Ельцин лишился бы статуса главного «интегратора» постсоветских республик, который автоматически перешел бы к его казахстанскому коллеге. Модель развития Содружества, разработанную Москвой, пришлось бы признать тупиковой, и локомотивом интеграции на постсоветском пространстве стал бы Казахстан.” 6
Опыт 90-х гг. показывает, что без реальной заинтересованности российского руководства, и непосредственно президента, реализовать какой-либо интеграционный проект на постсоветском пространстве фактически невозможно. В этой связи, интеграционную политику, действующего президента В.Путина можно назвать одним из главных залогов достигнутого успеха.
В первый же год президентства В.Путина (2000г.) удалось создать Евразийское экономическое сообщество ЕврАзЭс, на базе которой позднее развивались основные интеграционные процессы на постсоветском пространстве, а именно, был сформирован ТС( ЕЭП), преобразованный в 2015г. в ЕАЭС. ЕврАзЭс стал первым экономическим объединением на постсоветском пространстве, в котором изначально не декларировались заведомо нереализуемые цели и был учтен принцип постепенной интеграции, и возможно именно за счет этого удалось достичь больших успехов, чем ранее. Кроме того, “в отличие от предшествующего Таможенного союза, ЕврАзЭс приобретал более стройную структуру органов по управлению интеграцией, а система принятия решений в нем была упрощена и не требовала согласия всех сторон.” 7 Несмотря на кризис наметившийся в организации после 2006г. в связи с присоединением Узбекистана и усугубившийся экономическим кризисом 2008-2009гг., удалось создать базу для создания Таможенного союза, который включил РФ, Беларусь и Казахстан. В рамках ТС странам удалось создать единую таможенную территорию, установить единый таможенный тариф и в 2012г. сформировать единое экономическое пространство. С 1 января 2015г. начал действовать Евразийский Экономический Союз.
1.3. Основные принципы функционирования ЕАЭС
Базовым документом ЕАЭС , является “Договор о Евразийском экономическом союзе”. В соответствие с данным документом “ЕАЭС является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью. В рамках Союза обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.”8 Основными органами Союза являются:
- Высший Евразийский экономический совет: состоит из глав государств и определяет все ключевые вопросы деятельности организации.
- Евразийский межправительственный совет: он включает глав правительств стран членов. Совет обеспечивает реализацию и контроль за исполнением подписанных договоров.
- Евразийская экономическая комиссия — является постоянно действующим органом. Комиссия принимает решения, имеющие нормативно-правовой характер и обязательные для государств – членов, распоряжения, имеющие организационно-распорядительный характер, и рекомендации, не имеющие обязательного характер.
- Суд Евразийского экономического союза. 9
Решения в Высшем Совете принимаются консенсусом, что позволяет избежать доминирующей роли одной из стран. Этот пункт отличен от договора о ЕврАзЭс, где РФ имела большинство голосов и для лоббирования принятия любого решения было достаточно добиться того, что бы за него проголосовали марионеточные Киргизия и Таджикистан. Решения в ЕЭК принимаются “квалифицированным большинством (2/3 голосов от общего числа членов Коллегии) или консенсусом (по чувствительным вопросам, перечень которых определяет ВЕЭС)” 10
1.4. Цели и задачи участия России в евразийской интеграции
В соответствие с “Договором о Евразийском экономическом союзе” Россия, с юридической точки зрения, не обладает каким-либо привилегированный положением в данной организации. И, исходя из этого, встает вопрос интересов РФ от участия в данном союзе. Их можно разделить на декларируемые и реальные (скрытые) т.к. они во многом расходятся.
Официально заявленные цели интеграции в рамках ЕАЭС являются сугубо экономическими, что отражено в его названии и официальных документах. Следовательно, среди озвучиваемых официальными лицами целей и задач Союза могут быть только экономические. Причем декларируемые цели аналогичны для всех членов организации и прописаны в “Договоре о Евразийском экономическом союзе” “создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения; стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза; всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики” 11 Сугубо экономическая направленность организации неоднократно подтверждалась и в выступлениях Президента РФ В.Путина, в частности он заявлял:” У России нет имперских устремлений. Мы развиваем отношения в рамках Евразийского экономического союза с нашими соседями – с Казахстаном, с Белоруссией. В чем смысл этих объединений – не в том, чтобы к себе подтащить, нет. Смысл в том, чтобы люди, которые проживают в наших странах, жить стали лучше, чтобы границы были открыты. У нас так складываются отношения и с Арменией сейчас уже, и с Киргизией. Это нормальный и естественный интеграционный процесс.” 12 При этом многие эксперты считают, что экономические интересы не являются для России главной причиной продвижения евразийской интеграции. Подтверждением этому служит колоссальный разрыв в уровне экономического развития и несопоставимость ВВП России и других государств ЕАЭС. (Приложение 1)
Опираясь на данные, представленные Международным валютным фондом, можно сделать вывод, что ВВП России фактически в 5 раз превосходит суммарный ВВП всех остальных членов ЕАЭС, что дает повод усомниться в сугубо экономической заинтересованности РФ в данном интеграционном объединении.
Безусловно, у России существуют и геополитические интересы в проекте. В частности, “благодаря созданию ЕАЭС удается переломить тенденцию, наметившуюся еще в 90-е гг. ХХ в., по «растаскиванию» постсоветского пространства заинтересованными внешними силами в лице Европейского союза, США и Китая. В случае удачи данных геополитических действий мировых акторов Россия рискует утратить свое значение как центра Евразии, объединяющего европейские и азиатские евразийские государства. ЕАЭС же создает реальные условия для позиционирования России как центральной державы Евразии.” 13
Кроме того, существует и вполне конкретная задача обеспечения национальной безопасности. России крайне важно окружить себя союзными государствами с лояльной ей властью, с целью недопущения проникновения на свою территорию элементов, занимающихся незаконной деятельностью (терроризмом, экстремизмом, торговлей оружием и наркотиками и т.д.) и пропагандирующих радикальные идеи. С этой целью необходимо сохранение относительной экономической и политической стабильности в соседних государствах (данные тезисы в основном применимы к республикам Центральной Азии). По мнению иранского политолога К.Осули “России крайне важно иметь в Центральной Азии своего рода «блок-линии» дружественных государств т.к. любая смена власти в центрально-азиатских республиках по образцу «цветных» революций напрямую связана с возможностью прихода к власти ультраисламистов,” 14 Очевидно, что для противодействия экспорту терроризма и исламизма из Афганистана и недопущения внутренней нестабильности в постсоветских республиках России приходится соглашаться даже на невыгодную с экономической точки зрения интеграцию.
Кроме того, развитие тесных экономических связей со странами ЕАЭС позволяет России на долгосрочной основе включить их в орбиту своего влияния, за счет увеличения экономической зависимости от ее рынка. В недалеком будущем именно этот фактор может стать главным предлогом для сохранения тесных связей постсоветских республик с РФ т.к. на данный момент фактических во всех странах СНГ отсутствует пророссийски настроенная оппозиция, этот вектор монополизирован действующей авторитарной властью (в действительности политика является многовекторой и основанной на балансировании, а не пророссийской). И в связи с этим после смены власти возможна переориентация их внешней политики на сотрудничество с другими странами.
2. Интеграция Киргизии в ЕАЭС : интересы и риски РФ
2.1. Политические проблемы Киргизии
Киргизия является одной из самых политически нестабильных стран постсоветского пространства. За период независимости Кыргызстан пережил две революции 2005 и 2010гг. а также целый ряд других потрясений, преимущественно связанных с межнациональными отношениями. В соответствие с данными “индекса несостоявшихся государств” за 2015г. она занимает второе место на постсоветском пространстве. 15 Схожую оценку дает и российский «Политический атлас современности» 16 В отличие от других государств Центральной Азии в Киргизии отсутствует сильная государственная власть способная сохранить политическую стабильность в стране на долгосрочной основе. Революция 2005 г. которая завершила 15 летний период нахождения у власти А.Акаева, характеризовавшийся “мягким авторитаризмом” и относительной стабильностью политической системы, сделала Киргизию самым демократическим государством постсоветского пространства. Однако, такого рода демократия многими исследователями характеризуется как невозможность сформировать в стране полноценные институты власти. В частности, по мнению профессора С.Шкеля демократичность Киргизии заключается в том, что в ней проще и дешевле провести революцию, чем выборы. 17 Внутриполитическая ситуация в стране в значительной степени осложнена разделением ее по линии “Север-ЮГ”, сформированной по клановому признаку. Опыт предшествующих событий показывает, что основные очаги революционных движений зарождались в части страны, противоположной той, из которой родом глава государства. В частности, в 2005 г. основные протестные движения начались в Оше и Джалал-Абаде (юг страны), а А.Акаев был выходцем с Севера, а в 2010г. ситуация носила противоположный характер.
Помимо межклановых противоречий, в Киргизии имеют место быть и межнациональные. Наиболее острый конфликт в республике сложился между киргизами и узбеками. В этническом составе Ошской (28%, город Ош 44%) , Джала-Абадской(25%) и Баткенской (14%) областей присутствует значительная доля узбекского населения. 18 Бытовые противоречия между представителями титульной нации и узбекского меньшинства неоднократно выливались в кровавые конфликты, наиболее острые из которых произошли в городе Ош в 1990 и 2010г.
Важно отметить, что разрешение любых конфликтов ( будь то политического или межэтнического характера) силовым способом в Кыргызстане крайне затруднительно, учитывая отсутствие в стране не только дееспособных органов полиции, но и сколько-нибудь боеспособной армии. У Киргизии, наравне с Таджикистаном, слабейшие вооруженные силы среди всех стран СНГ, в рейтинге “Global Firepower ” 2016г. они занимают 110 место. 19
Реальные возможности киргизской армии продемонстрировали Баткенские события 1999г. (реальных реформ в вооруженных силах с того периода не проводилось, что дает повод утверждать, что боеспособность ВС Киргизии значительно не изменилась), когда “из Таджикистана проникла группа из 600 экстремистов преимущественно узбекской национальности и захватила несколько высокогорных сел. Целью операции боевиков стала дестабилизация обстановки, при которой было бы возможным свержение режима А.А. Акаева.” 20 При противодействии противнику “Вооруженные силы Киргизии продемонстрировали полную беспомощность, не сумев не только освободить захваченные села, но и нанести террористам какой-либо ущерб” 21 Ликвидировать террористов удалось лишь при помощи ВС Узбекистана.
Однако, слабая армия и регулярные внутриполитические потрясения не мешают Киргизии иметь натянутые отношения с большинством соседних государств, а также балансировать между интересами великих держав в центрально-азиатском регионе.
Киргизия находится в сложных взаимоотношениях с Узбекистаном и, в меньшей степени, с Таджикистаном по нескольким основным причинам:
- Исторически сложившаяся межнациональная ненависть, которая проявилась после развала СССР. Наиболее ярким ее проявлением стали события в Оше 1990 и 2010 гг., а также периодические столкновения на границе.
- Проблема анклавов также остро проявилось с обретением государствами суверенитета. Искусственно созданные в советский период границы центрально-азиатских республик в Ферганской долине, создавшие национальные анклавы в соседних республиках, стали причиной для конфликтов. “в Ферганской долине, разделённой между Киргизией, Узбекистаном и Таджикистаном, насчитывается 8 анклавов. В Киргизии находятся узбекские анклавы Сох и Шахимардан, административно относящиеся к Ферганской области Узбекистана. Самый большой анклав — Сох, где на территории 352 кв. км находятся 19 населённых пунктов и проживают почти 60 тыс. человек, 99% которых являются таджиками. Здесь же расположен таджикский анклав Ворух, который относится к Согдийской области Таджикистана. В Узбекистане расположено киргизское село Барак площадью 4 кв. км с населением несколько сот человек” 22 Важно отметить, что между Узбекистаном и Киргизией по-прежнему не урегулирована граница.
- «Водный» конфликт, по-другому именуемые конфликтом гидроэнергетики и ирригации. В нем сталкиваются интересы стран верховья рек, заинтересованных в развитии гидроэнергетической отрасли (Киргизия и Таджикистан) и аграрных стран низовья (Узбекистан, Казахстан и Туркмения).
Несмотря на внутренние проблемы и натянутые отношения с другими странами Центральной Азии (за исключением Казахстана) Киргизия, благодаря своему географическому положению вызывает интерес у великих держав. Киргизское руководство, с начала 90-х, пыталось балансировать на интересах России и Китая, а с 2001г. еще и Соединенных Штатов. Это давало возможность получения преференций как от самих этих стран, так и от международных финансовых организаций. 23 Будучи членом, Договора о коллективной безопасности, в 2001г. Киргизия одобрила размещение на своей территории американской военной базы “Манас”, благодаря которой у США появлялась возможность закрепиться в Центральной Азии. Что могло в значительной степени потеснить позиции России в регионе, а также создать целый ряд экономических и политических проблем Китаю. Среди таковых: “риск дестабилизации обстановке в Синьцянь-Уйгурском районе КНР и торможение планов прокладки магистральных нефтепроводов в Китай из Казахстана” 24 . Кроме того, необходимо отметить, что в кратчайшие сроки после открытия базы в “Манасе” для восстановления баланса сил в республике открывалась и российская база в Канте. Политика балансирования между интересами ключевых игроков является стратегией Киргизии, которая не меняется в зависимости от того кто находится у власти, характеризующая страну как ненадежного партнера, а тем более союзника.
2.2. Экономическое развитие республики Кыргызстан
Внутриполитические и внешнеполитические проблемы не способствовали экономическому развитию республики. Исходя из основных экономических показателей, Киргизия является беднейшей страной на постсоветском пространстве, по данным Всемирного Банка ВВП(ППС) составляет всего 19, 3 млрд. долларов, а номинальный около 9.2 млрд. 25 Самым низким среди стран СНГ является и уровень ВВП на душу населения 1160 дол. 26 (основные эк. показатели приведены в табл. 1.)
Основными отраслями экономики страны по данным 2013г. являются сельское хозяйство (20,8% ВВП), промышленность (34,4%) и сфера услуг (44, 8%). 27 В структуре ВВП целесообразно обратить внимание на высокий процент занятых в сфере услуг, что как правило типично для развитых государств. Однако, в случае Киргизии это связано с “челночной торговлей” т.е. реэкспортом китайской продукцией на рынки стран СНГ. Вступив, в 1998г. в ВТО Кыргызстан обязался облагать импортируемые товары пошлинами, не превышающими 10%, более того власти республики стараясь максимально либерализовать экономику страны установили тарифы таким образом, что средний тариф составил 5% т.е. самый низкий в СНГ. В свою очередь средний таможенный тариф в России (до вступления в ВТО) составлял 10, 5% 28 Кроме того, вступив во Всемирную торговую организацию Кыргызстан практически полностью упразднил протекционистские меры в отношении экономически значимых секторов и секторов, предрасположенных к протекционизму, — сельское хозяйство, промышленное производство, финансовый сектор, телекоммуникации и т.д. Это привело к серьезнейшим последствиям для жизненно важных для Киргизии секторов экономики и стимулировало развитие “челночной торговли” и отток экономически активного населения в первую очередь в Россию и Казахстан. В Кыргызстане сложилась особая экономическая система не типичная для других республик бывшего СССР, по сути базирующаяся на легальном и зачастую нелегальном реэкспорте. Необходимо отметить, что “только 28% населения Киргизии занято в формальном секторе экономики, а остальные 72% в неформальном” 29 .
Помимо сферы услуг, важное место в экономике Киргизии занимает гидроэнергетика. Страна обладает значительным потенциалом, занимая по этому показателю 3 место в СНГ, уступая только РФ и Таджикистану. “Полный гидроэнергетический потенциал крупных и средних рек республики составляет порядка 142,5 млрд. кВт/ч в год. В настоящее время используется только около 10% гидроресурсов. При этом зависимость страны от внешних энергетических ресурсов оцениваются в 40%.” 30 Несмотря на значительный энергетический потенциал, развитие отрасли в стране крайне проблематично из-за позиции стран низовья рек на которых расположены Верхне-Нарынский каскад ГЭС , а также Камбаратинская ГЭС ( основные гидроэнергетические объекты страны). Напряженные отношения с центральноазиатскими странами, в первую очередь с Узбекистаном не позволяют Киргизии реализовывать свой энергетический потенциал, а также отпугивают потенциальных инвесторов, необходимых для реализации намеченных проектов.
Кроме того, в экономике Киргизии важнейшее место занимает добывающая промышленность. В республике добывают ртуть, олово, сурьму, вольфрам, цинк и золото. Разработка последнего стабильно обеспечивает более 10% ВВП республики и составляет более четверти от всего экспорта Киргизии. Ключевым месторождением, является “Кумтор ,на данный момент принадлежит канадской компании “Centerra Gold”, однако, Кыргызская Республика, через ОАО «Кыргызалтын», является держателем самого крупного пакета акций «Centerra Gold» — 77 401 766 акций — около 33%. 31 При этом, необходимо отметить, что несмотря на значительную долю в ВВП страны, компания не обеспечивает большое количество рабочих мест в стране. На данный момент, сайт месторождения “Кумтор” информирует о приблизительно 2900 рабочих мест 32 , что незначительно для самого крупного предприятия функционирующего в республике.
Основным родом деятельности большинства граждан Киргизии продолжает оставаться сельское хозяйство. В республике выращивают хлопок, табак, овощи и фрукты, в высокогорных районах развито овцеводство. Однако, сельское хозяйство является низко-технологичным и неспособно обеспечивать высокие доходы населению, в большей степени (за исключением хлопка и табака) оно ориентировано на внутренне потребление. Сельхозпродукция из Киргизии слабо интересует основных торговых партнеров Киргизии, которыми являются Казахстан, Узбекистан, Россия и Китай.
Причем (до интеграции Киргизии в ЕАЭС (данные не представлены в открытых источниках)) ни РФ и КНР не являлись основными экспортерами киргизской продукции. К примеру, доля России в киргизском экспорте всего 14, 1 %, это больше, чем у Китая 7%, но значительно меньше, чем у Узбекистана и Казахстана (по 26 %). 33 Значительная доля экспортируемой продукции имеет китайской происхождение, КНР безоговорочно лидирует в списке торговых партнеров по импорту 55 , 2% иностранных товаров привозится из Китая. Более того официальная цифра значительно занижена, учитывая весомую долю контрабандной продукции в Киргизии. Российский же импорт в основном замыкается на поставках энегроносителей. И даже несмотря на то, что с 2014г. “Газпрому” принадлежит вся газотранспортная система Киргизии, доля России в киргизском импорте не превышает 15%. 34 Представленные цифры по объему взаимного экспорта и импорта демонстрируют малую заинтересованность России (обусловлена неготовностью и слабой привлекательностью киргизской экономики, а также политической нестабильностью) в развитии торгово-экономического сотрудничества с Киргизией. Регулярные же заявления глав государств и различных политических деятелей на тему развития экономических связей с 1991г. до начала процедуры интеграции в ЕАЭС были скорее популистскими, чем носили под собой реальную заинтересованность в развитии экономических связей.
Еще одним подтверждением этому служит ситуация с инвестициями, в период с 1995г. по 2015, РФ заняла только 5 место в списке основных инвесторов в экономику Киргизии, вложив 447 млн.$ 35 , уступая по этому показателю Канаде, Великобритании, Казахстану и Великобритании, причем необходимо отметить, что 76% российских инвестиции сосредоточено в сфере энергетики. Кроме того, нельзя не обратить внимание на тот факт, что среди стран СНГ, по общему количеству российских инвестиции Киргизия занимает 4 место с конца, меньше поступает только в Грузию, Молдову и Туркменистан. На сегодняшний день основная масса российских инвестиций в Киргизию выделяется компанией “Газпром” в соответствие с инвестиционной программой “Газпром-Кыргызстан”, предусматривающей реконструкцию газотранспортной системы страны, газификацию ряда новых районов республики, в том числе строительство магистрали “Север-Юг” (большинство южных районом по-прежнему не газифицировано) а также разведывательные работы. По словам премьер-министра Киргизии Д.Оторбаева к 2030г. “объем потребления газа увеличится примерно в 5 раз и достигнет 1 миллиарда кубометров. В Кыргызстане будет создана одна их лучших газотранспортных систем в мире.“ 36 Однако, другие отрасли киргизской экономики не являются привлекательными для российских инвесторов. Это происходит по нескольким основным причинам:
- низкий спрос на основную массу продукции, которую возможно производить в Киргизии;
- технологическая отсталость абсолютно во всех сферах экономики, что приводит к низкой производительности труда, либо требует колоссальных финансовых вливаний в модернизацию;
- проблемы с рынком сбыта продукции. Соседние государства не заинтересованы в киргизской продукции т.к. способны с меньшими издержками производить ее в своих странах;
- высокий уровень коррупции, преступности и политическая нестабильность. По-настоящему экономически привлекательной выглядит лишь гидроэнергетика, однако, инвестиции в нее слишком рискованны, учитывая натянутые отношения Киргизии с соседними государствами.
Учитывая вышесказанное, с экономической точки зрения Киргизия для России не является привлекательной страной. Более того, включение ее в глубоко интегрированное объединение, которым является ЕАЭС, несет России целый ряд рисков.
2.3. Риски России от вступления Киргизии в ЕАЭС
Одной из главных проблем с которой рискует столкнуться Россия – это очередная дестабилизация обстановки в Киргизии. Она продолжает оставаться потенциально нестабильным государством. Революции 2005 и 2010 гг, а также бишкекские события 2012 г. продемонстрировали, что общество в этой стране легко мобилизуемо. Учитывая слабую государственную власть и клановый характер устройства общества, в особенности разделение на “Север-Юг”, с немалой долей вероятности можно прогнозировать в среднесрочной перспективе очередной переворот. Причем в отличие от других постсоветских стран , как правило, обладающих сильной государственной властью, для проведения революции в Киргизии достаточно небольших финансовых средств и активной деятельности нескольких влиятельных политических деятелей, способных при помощи популистских лозунгов активизировать общество. Вступление Кыргызстана в “евразийские структуры, перекладывает на эти структуры и Россия как их основного спонсора ответственность за перманентный внутриполитический кризис в этой стране” 37 Проблема нестабильности Киргизии может оказать серьезное негативное влияние на развитие всего интеграционного процесса, а также создать ряд проблем непосредственно РФ. На данный момент сложно сказать сумеет ли Россия и ее партнеры по ЕАЭС укрепить власть в Киргизии и стабилизировать обстановку на длительный период.
Следующей важной проблемой, которую необходимо решить странам ЕАЭС и властям Кыргызстана является зависимость экономики последней от реэкспорта китайских товаров. На данный момент большая часть трудоспособного населения республики занята в неформальном секторе экономики, как правило это “челноки”, занимающиеся перепродажей дешевой и в основном нелегальной китайской продукции. Евразийская интеграции Киргизии, которая предполагает единую таможенную территорию т.е. отсутствие государственных границ между членами, дает возможность китайским товарам беспрепятственно проникать на российский рынок. Решить эту проблему будет затруднительно ввиду высокого уровня коррумпированности сотрудников киргизской таможенной службы, которые зачастую имеют личные интересы в этом нелегальном бизнесе. К счастью для России, на данный момент проблема не обострилось, в первую очередь, из-за неблагоприятной экономической ситуации на рынке, повлиявшей на покупательную способность и резкого роста цен на грузоперевозки из Киргизии в страны ЕАЭС. Однако, в перспективе увеличения потока нелегальных китайских и турецких товаров на российский рынок весьма вероятно.
Кроме того, со вступлением в силу “Договора о Евразийском экономическом союзе” в Киргизии и других странах членах сравнялась ставка таможенного тарифа в отношение третих стран, что стало серьезной проблемой для бизнесменов, занимающихся легальным реэкспортом. С одной стороны, рост ставки таможенного тарифа увеличивает доход бюджета республики, что для государства является неоспаримым плюсом, но с другой, делает невыгодным челночный бизнес, разоряя предпринимателей и снижая количество рабочих мест в частном секторе, что стимулирует рост уровня безработицы. Увеличение числа безработных создает антироссийские и русофобские настроения в обществе т.к. евразийский интеграционный проект традиционно воспринимается в постсоветских республиках как исключительно российская инициатива за успешную реализацию которого именно она несет полную ответственность. В соответствие с интервью проводимыми журналистами киргизской прессы, в начале 2016 г. в республике наметилась тенденция ухудшения отношения населения к РФ, что наверняка напрямую связано с неоправданием надежд населения от вступления страны в интеграционное объединение. Однако, официальных статистических данных на тему отношения населения Киргизии к России после вступления в ЕАЭС на данный момент не существует.
Вхождение Киргизии в Евразийский Союз стимулировало увеличение трудовой миграции из этой страны в Россию. В соответствие с договором о ЕАЭС, гастарбайтеры из Киргизии при трудоустойстве фактически уравниваются в правах с гражданами РФ. В частности, “отменяются все экзамены — на знание русского языка, истории и законов РФ. срок нахождения на территории Российской Федерации без регистрации увеличился с семи до 30 суток. Но самое главное — граждане государств-членов ЕАЭС не должны получать разрешение на работу в странах союза. Ранее киргизстанцы, желающие трудиться в Российской Федерации, были обязаны покупать патент.” 38 Льготные условия пребывания на территории России привели к росту трудовой миграции даже в условиях острого кризиса российской экономики. По данным ФМС России, на фоне общего оттока гастарбайтеров из стран Центральной Азии, количество киргизских мигрантов в начале 2016г. ежемесячно растет в среднем на 2-3% 39 . По разным данным на сегодняшний момент на территории России находятся более 500 тыс. граждан Киргизии. В условиях растущий в РФ безработицы либерализация условий труда для гастарбайтеров, вызывает негативную реакцию и рост националистических настроений в российском обществе, в первую очередь в крупных городах, являющихся основными центрами притяжения трудовых мигрантов, в особенности в Москве и Санкт-Петербурге. Стоит отметить, что общее количество рабочих из Киргизии является незначительным по сравнению с узбеками и таджиками, однако, широкое освещение либерализации их трудовой деятельности в РФ в условиях кризиса усилило к ним негативное отношение в обществе.
Немаловажной является вопрос соблюдения Киргизией санитарных норм ЕАЭС. По-прежнему существует угроза проникновение на рынок товаров не соответствующих санитарным стандартам и стандартам качества установленным законодательством союза. Несмотря на то, что “С 18 ноября 2015 года, в связи со вступлением в силу решения совета Евразийской экономической комиссии ,осуществление санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска на казахстанско-кыргызском участке государственной границы отменяется.” 40 Казахстан уже неоднократно делал заявления о том, что может начать досмотр на границе, учитывая нарушение Киргизией установленных норм.
2.4. Интересы РФ от присоединения Киргизии к Евразийскому союзу
Кыргызстан принимал активное участие в большинстве патронируемых РФ интеграционных группировок в 1990-2000 гг. Проект ТС ( ЕврАзЭс) также фактически сразу вызвал заинтересованность у руководства республики. 12 апреля 2011г. в Киргизии официально заявили о желании к нему присоединиться. Вследствие чего 19 мая 2011 г. на уровне глав правительств было принято Решение № 558 «О присоединении Киргизской республики к ТС». Позднее было решено создать Рабочую группу по данному вопросу (РГ), что было зафиксировано в Решении Межгоссовета ЕврАсЭС № 570 от 19 октября 2011 г. Основная задача РГ – выработка Плана мероприятий, реализация которого создаст необходимые условия для присоединения Киргизии к ТС. Отдельно было оговорено, что при создании плана необходимо учитывать особенности экономики Киргизии 41 .
Несмотря на начало переговорного процесса, на тот момент, речи о реальном включении страны в интеграционное объединение не шло. Киргизия не была готова присоединиться к ТС введу ее уровня социально — экономического, особенностей функционирования экономической системы, членства в ВТО и др. факторов. Однако, несмотря на экономические и политические проблемы Киргизии и вытекающие из них риски, страны ТС выразили готовность вести переговоры о ее членстве в Союзе в т.ч. с предоставлением определенных уступок. Это в первую очередь продиктовано заинтересованностью РФ в присоединении Киргизии. Позиция Казахстана, а тем более Беларуси по этому вопросу долгое время была неоднозначной. Президент Казахстана Н.Назарбаев неоднократно говорил о возможности расширения ТС, однако, при это настаивал на том, чтобы не включать в него другие страны на льготных условиях. В частности, комментируя в 2013г. возможное присоединение Армении и Киргизии он заявил:” Что касается расширения нашего союза, мы за это, мы не замкнутая организация, и не против кого-то эта организация создается. Мы должны принимать без каких-либо изъятий, 100% должны вступающие принять соглашения (ТС). Есть у них проблемы, давайте потом рассмотрим, что никакого присоединения к ТС с сохранением особых режимов мы не должны позволить. Половинчатого вступления не должно быть” 42 .
Позиция Беларуси по данному вопросу всегда была еще более жесткой, что объясняется крайне низким товарооборотом с Киргизией. В частности, по данным 2014г., предоставленным Государственным таможенным комитетом РБ, он составил 59,4 млн. долл. 43 А также политическим конфликтом, обусловленным тем, что РБ укрывает на своей территории экс-президента К.Бакиева и его семью, что вызвало недовольство со стороны Киргизии, выражавшееся в т.ч. в отзыве посла. В 2012г. президент Беларуси А.Лукашенко говорил, что:” Когда вы (Киргизия) пройдете весь путь в нынешнее единое экономическое пространство —тогда рассмотрим и примем решение, быть вам членами Единого экономического пространства или нет.” 44
Тем не менее, очевидно, что с учетом того экономического, политического, военного потенциала, которым обладает Россия по сравнению с другими участниками региональной интеграционной группировки, именно ее голос в большинстве случаев является решающим, особенно в таких ключевых для дальнейшего развития всего проекта вопросах, как расширения числа участников Союза. Немаловажным также является тот факт, что Россия будучи по сути дела инициатором интеграции, и тем участником, который является в силу своей экономической мощи, географического положения, уровня научно-технического потенциала, размера территории и т.д. ключевым участником данного объединения, не может оставить без внимания такой ключевой момент дальнейшего развития региональной экономической интеграции как ее экстенсивное расширение и включение новых стран-членов.
Россия в контексте евразийского интеграционного проекта ставит перед собой глобальные цели на долгосрочную перспективу как в области политики, так и экономики (пункт 1.4), что нельзя сказать о Казахстане и Белоруссии, для которых основными стимулами их участия в интеграционных проектах являются кратко и среднесрочные цели, прежде всего, экономического характера, включающие в себя в основном получение помощи и кредитов со стороны РФ и открытие российского рынка для поставки продукции из этих стран, которая в большинстве своем является неконкурентоспособной на мировых рынках. Эти государства с учетом специфики сформировавшихся в них авторитарных режимов абсолютно исключают для себя возможно какого бы то ни было углубление и расширение интеграции в контексте создания полноценно работающих наднациональных структур (куда по определению эти страны вынуждены были передать часть своего суверенитета, что в условиях авторитарного политического режима невозможно априори), а также формирования в перспективе и политического Союза.
Принятие Киргизии, как страны-члена ЕАЭС отвечало, в первую очередь интересам России, так как на самом старте интеграционного проекта ей необходимо было продемонстрировать странам региона его жизнеспособность, в том числе и за счет расширения. Если рассматривать данную ситуацию с геополитической точки зрения, то такая логика РФ, направленная на скорейшее расширение Союза и принятия новых членов была продиктована сложно геополитической обстановкой в контексте Украинского кризиса и резким ухудшением отношений по линии Россия – Запад, и заметной активизацией деятельности ЕС и НАТО на постсоветском пространстве, России необходимо было дать альтернативный ответ, продемонстрировать как глобальным игрокам, так и странам региона СНГ надежность своего интеграционного объединения и его привлекательность, что достигает в первую очередь за счет демонстрации желания других стран региона вступить в данный интеграционный блок.
Рассматривая вопрос вступления Киргизии в ЕАЭС и позицию РФ по данной проблеме с точки зрения экономических интересов, можно констатировать, что хотя в данном случае политический интерес в позиции РФ явно превалировал над экономической составляющей, это не исключает наличия ряда моментов, по которым Россия поддержала вступления Киргизии в Союз и по экономическим соображениям.
Даже несмотря на то что Киргизия является одной из беднейших стран постсоветского пространства, ее население не располагает существенными доходами, а значит ее рынок по своей емкости является крайне незначительным, тем не менее даже такая прибавка в рамках общего экономического пространства так или иначе расширяет экспортные возможности, в том числе и российских компаний, котором, благодаря слабости киргизской экономики, не приходится сталкиваться с серьезной конкуренцией со стороны местных производителей.
Стоит отметить, что Киргизия обладает рядом привлекательных для РФ природных ресурсов, в том числе значительным гидропотенциалом, а с учетом вступления Киргизии в Союза российские энергетические компании получают большую свободу маневра на рынке данного государства.
Нельзя не принимать во внимания, говоря об экономической составляющей, повлиявшей на решения РФ по вступлению Киргизии в ЕАЭС, такой ключевой фактор как влияние Китая на экономику стран Центральной Азии. Общеизвестным является факт, что Китай заинтересован в развития экономических связей с данным регионом, более того, китайские товары и компании играют уже очень существенную роль в экономике регионе. С учетом слабости экономик государств Центральной Азии, в особенности Киргизии, существует прямая угроза экономического поглощения данных стран со стороны Китая, что несет прямую угрозу экономическим интересам России в регионе.
Уже сейчас в Киргизии действует крупных контрабандных хаб по транспортировки китайских товаров на территории Казахстана и РФ. В данном контексте вступление Киргизии в Союз позволит, если не предотвратить, то во всяком замедлить поглощение экономики страны Китаем, а также дальнейшее его продвижение в Центральную Азию. Кроме того, с учетом возросшего влияние РФ в Киргизии, за счет вступления последней в ЕАЭС, у России появится больше рычагов влияния на руководство этой центральноазиатской республики в том числе в вопросах о прекращении китайских контрабандных поставок.
Таким образом, позиция РФ по принятию Киргизии в ряды ЕАЭС было продиктовано как экономическими, так и геополитическими соображениями, причем последние явно превалировали над первыми.
2.5. Отношения к евразийской интеграции в экспертном и политическом сообществе Киргизии
В Киргизии отсутствует единая позиция относительно евразийской интеграции республики. С одной стороны, большинство экспертов и политиков сходятся в том, что у Киргизии нет альтернативных вариантов развития, однако, с другой стороны, некоторые из них обвиняют в этом Россию, считая, что она с помощью механизмов экономического и политического давления “затаскивает” ее в союз.
Среди ярых сторонников интеграции в ЕАЭС можно выделить экс-президента А.Акаева, по его мнению:” вступление Киргизии в ЕАЭС- это необходимый шаг. Интеграция будет только способствовать процветанию республики. Что касается переходного периода и всех связанных с ним последствий, имеется в виду рост цен на все товары, неконкурентоспособность своих производителей и вытеснение их заграничными компаниями, то справиться с данными проблемами — задача правительства и национального банка”. 45 Аналогичных позиции придерживается министр экономики Т.Сариев, неоднократно заявлявший, что ” при вступлении Кыргызстана в ТС, из России в КР в качестве помощи поступят немалые средства” 46 . Целесообразной, с точки зрения национальных интересов, евразийскую интеграцию считают и многие известные киргизские эксперты. С точки зрения Ж.Акенеева: “ Киргизия вступает в ТС, чтобы открыть границы, чтобы развивалось производство, чтобы свободно экспортировать продукцию в Казахстан или Россию» 47 . За интеграцию с ТС также высказались представитель Национального института стратегических исследований М. Джунушалиев и международный эксперт по инфраструктурным проектам К.Рахимов. Последний считает что:” необходим более четко позиционировать себя относительно европейской цивилизации, которая пришла к нам через Россию, через русских. Следовательно, разумно будет идти исторически сложившимся путем и говорить об интеграции евразийской.” 48
Существует и значительное число скептиков и ярых противников евразийской интеграции Киргизии. К ним как правило относятся представители бизнес-элиты, а также оппозиционеры, пытающиеся заполучить электорат не поддерживающий вступление в ЕАЭС. Среди политических деятелей выступающих однозначно против депутат парламента Р.Джеенбеков: “Средняя зарплата в России – $900, в Казахстане – $700 в Беларуси – $600, в Киргизстане – $200. Скажите, пожалуйста, если цены поднимутся на 40 – 60%, как мы будем жить с $200, уважаемые члены правительства? В сельском хозяйстве Киргизстан не выдержит конкуренции. Мы угробим еле выживающую отрасль”. 49 По мнению же экс-министра финансов РК А.Жапарова: “Это плохо для экономики Киргизии и против вступления в интеграционную тройку выступают не оппозиционеры, или какие-то политики, а само правительство” 50 Также отрицательное отношение к союзу превуалирует у представителей бизнеса, большинство из которых занимаются реэкспотром и вступление в союз может негативно отразится на их доходах. С критикой интеграции выступали: заместительпредседателя объединенного профсоюза предпринимателей ТРК «Дордой» Т.Штельмах, представитель Бишкекского делового клуба Б.Жунушов, бизнес-аналитик И. Шаршеев и мн.др.
Неоднозначное отношение к интеграции многих политиков, экспертов и киргизской общественности не моги не отразится на переговорной позиции республики. Киргизия с одной стороны была настроена на интеграцию, а с другой требовала максимальных уступок от партнеров, многие из которых были неприемлемы для таможенной тройки. В первую очередь, Киргизия требовала льготных тарифов по целому перечню товаров. Расхождение в ставках таможенных тарифов существенно затянуло переговорный процесс. Более того, в 2013г. в знак протеста против выдвигаемых ТС требований Киргизия отказалась подписывать “Дорожную карту”, предусматривающую повышения среднего таможенного тарифа с 5.2 до 10, 6%. Кыргызстан подписал этот документ лишь в 2014г.
Добившись для себя значительных уступок. В частности, получения 1,9 % дохода от таможенных пошлин, в сравнении для Армении эта цифра составляет 1,1% 51 . А также разрешения применять во время переходного периода на длительный перечень товаров ставки таможенных пошлин отличные от ставок ЕАЭС, причем на некоторые виды до 2020 г.
Выводы и рекомендации
Проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов, а также дать некоторые рекомендации РФ и странам ЕАЭС, а также наднациональным органам союза.
- Кыргызстан является нестабильным государством с целым рядом внутриполитических и внешнеполитических противоречий, которые могут негативно отразиться и на других членах ЕАЭС.
- Экономика Киргизии в значительной степени неформальна и зависима от реэкспорта китайской продукции на рынок стран ЕАЭС. Учитывая уровень безработицы населения и коррумпированности киргизских чиновников и сотрудников таможенной службы, существует риск беспрепятственного проникновения контрафактной китайской продукции на рынок ЕАЭС.
- Открытость границ может стимулировать увеличения миграционного потока граждан Киргизии в РФ и Казахстан.
- Россия сыграла ключевую роль в процессе присоединения Киргизии к Евразийскому экономическому союзу. Другие страны таможенной тройки заняли по этому вопросу достаточно нейтральную позицию.
- Лоббируя евразийскую интеграцию Киргизии, РФ первостепенно руководствовалась геополитическими интересами и соображениями безопасности. С экономической точки зрения Кыргызстан не представляет особого интереса для России и других стран союза.
- Обострение отношений с западными странами ускорило интеграцию Киргизии в ЕАЭС и позволило последней добиться определенных уступок. России было необходимо показать привлекательность своего интеграционного проекта для других государств.
- Присоединение Киргизии к союзу де факто единственная возможность для России противостоять экономической экспансии Китая в республику и сохранить ее в орбите своего влияния.
- Вхождение Киргизии в ЕАЭС может позволить России путем финансовых вливаний, а также экономического и политического давления на руководство на долгосрочной основе установить стабильность в республике.
- Трем ключевым государствам ЕАЭС необходимо пролоббировать через наднациональные органы Евразийского экономического союза создание временной комиссии, состоящей из представителей всех стран ЕАЭС, которая бы осуществляла постоянный мониторинг деятельности таможенной службы Киргизии. Это позволило бы снизить риск проникновения на территорию союза контрафактной продукции.
- Выделять Киргизии кредиты, как из бюджетов стран, так и Евразийского банка развития необходимо только под конкретные проекты, увязывая дальнейшее выделение средств с их реализацией.
- Выделять субсидии российским компаниям, желающим открыть филиалы на территории Киргизии. Это позволит создать дополнительные рабочие места на территории республики и сократит миграцию. Кроме того, приход крупных российских и казахских компании будет способствовать и развитию инфраструктуры республики.
- Стимулировать развитие Киргизии как нового направления для российских туристов в т.ч. через субсидирование занимающихся им фирм. Развитие туризма даст республике дополнительные финансовые средства и обеспечит еще какую-то часть населения рабочими местами.
Приложение 1. Таблица экономических показателей стран-членов ЕАЭС