Пребывание ребенка после школы
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Добро пожаловать на школьный сайт !
Правила посещения школы родителями
Уважаемые родители, бабушки и дедушки!
Наша школа осуществляет свою деятельность на основании Закона об образовании РФ, Устава школы и лицензии.
Выбрав нашу школу, Вы становитесь членами нашей команды,
и мы надеемся, что Вы:
— будете постоянно интересоваться успехами своего ребенка, ставить подпись в дневнике и прививать ребенку правила хорошего тона и
бережное отношение к школьному имуществу;
— будете постоянно следить за посещением ребенком школы без опозданий и
его внешним видом;
— будете постоянно следить за наличием у ребенка всего необходимого к уроку и
выполнением им домашнего задания;
— поддерживать тесную связь как с классным руководителем, так и
— посещать родительские собрания, индивидуальные консультации,
— своевременно письменно с помощью заявления ставить в известность классного руководителя о причинах отсутствия ребенка в школе;
— оказывать помощь в организации школьных и классных дел;
— принимать активное участие в общественном управлении школой.
Помните, что учащийся в учебное время может быть отпущен с занятий только при личном присутствии родителей и по их заявлению.
Мы всегда рады встрече с Вами, но помните,
что в нашей школе существуют правила,
соблюдение которых поможет нам обеспечить Вашим детям
комфортные и безопасные условия пребывания в школе.
Правила посещения школы родителями
Целью настоящих правил является нормализация учебного процесса, обеспечение безопасности и выполнение санитарно-эпидемиологических норм.
1.1. Вход родителям и другим лицам в школу разрешен по предварительной договоренности с администрацией или педагогами школы (за исключением утреннего сопровождения родителями ребенка в школу с целью помочь переодеться).
1.2. Для встречи с кем-либо из работников школы необходимо: предварительно договориться (по телефону или через дневник (записку, переданную через ребенка) и т.п.) о времени и месте встречи; на вахте школы зарегистрировать свой приход: назвать ФИО, предъявив документ, удостоверяющий личность, цель прихода, имя работника школы, с которым запланирована встреча; помните, что встречи с учителями возможны во внеурочное время.
1.3. Вход в школу без предварительной договоренности разрешен в следующих случаях: в часы приема администрации школы; родительские собрания, дни открытых дверей, праздничные мероприятия.
Помните, что встречи с учителями возможны только после учебного процесса!
Запрещено вызывать учителей и обучающихся с урока!
Правила посещения школы родителями (законными представителями) и другими лицами
1. Общие правила.
1. Посещение школы разрешено по предварительной договоренности с администрацией, педагогами, работниками школы.
2. О назначенных встречах работники школы сообщают заранее службе охраны.
3. Классные руководители 1-11 классов обязаны предварительно информировать администрацию и дежурного охранника о классных родительских собраниях, заседаниях родительского комитетов и др. мероприятиях, связанных с присутствием посторонних лиц, с обязательной регистрацией на мероприятии.
4. Учителя начальной школы доводят до сведения родителей порядок окончания учебного дня.
5. Родители, приводящие детей в школу или пришедшие с целью забрать ребенка после уроков, посещения дополнительные занятия (секции, кружки, факультативы) ожидают детей в холле 1 этажа у вахты.
6. При посещении школы ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
· нарушать общественный порядок;
· приносить с собой огнестрельное, газовое, пневматическое и холодное оружие, пиротехнику, специальные средства защиты, наркотические вещества;
· приносить с собой и распивать спиртные напитки, курить;
· препятствовать работе персонала школы, учебному процессу;
· приводить с собой животных;
· торговать и заниматься рекламной деятельностью.
7. Сотрудники школы вправе удалить посетителя из школы и прилегающей территории в случаях:
· нарушения общественного порядка и безопасности на объекте;
· бесцельного нахождения на прилегающей к школе территории и создания препятствий нормальной жизнедеятельности объекта;
· посягательства на сохранность имущества, находящегося в помещении школы и на прилегающей территории;
· некорректного отношения к работникам и ученикам школы;
· когда посетитель не контролирует свои действия, создаёт конфликтные ситуации, своим поведением оскорбляет честь и достоинство других посетителей;
8. Все вопросы экстренного порядка решает дежурный администратор.
2. Правила поведения в школе для родителей.
1. Вход родителям в школу разрешен по предварительной договоренности с администрацией или педагогами школы.
2. Для встречи с кем-либо из работников школы необходимо:
o предварительно договориться о времени и месте встречи;
o прийти в школу в назначенное время с документом, удостоверяющим личность;
o обратиться к охраннику и зарегистрировать свой приход: назвать ФИО, цель прихода, имя работника школы, с которым запланирована встреча, представить документ, удостоверяющий личность.
3. Вход в школу родителей без регистрации, но по предварительному согласованию возможен в следующих случаях:
- родительские собрания;
- дни открытых дверей;
- праздничные мероприятия.
3. Допуск посторонних лиц в школу.
1. Допуск посторонних лиц в школу (посторонними лицами считаются граждане, не связанные напрямую с осуществлением образовательного процесса и не являющиеся учениками или их родителями (законными представителями)) разрешается только по согласованию с администрацией образовательного учреждения.
2. Пропуск посторонних лиц с разрешения администрации возможен только после установления личности пришедшего с обязательной записью цели посещения в журнал посещений на вахте школы.
«Как помочь ребенку хорошо учиться» – беседа для родительского собрания в 1-м классе
Почти все дошкольники хотят пойти в школу. Они хотят учиться, трудиться, подражать взрослым. Но обучение в школе – один из наиболее сложных моментов в жизни детей как в социально-педагогическом, так и в физиологическом плане. Это не только новые условия жизни и деятельности – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе. Это очень напряженный период, потому что школа ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Возрастает удельный объем нагрузок. Именно эта нагрузка является наиболее утомительной. Адаптация ребенка к школе происходит не сразу. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Большинство детей в основном готовы к школе. Желание новизны, готовность к выполнению стоящих перед ним задач помогают ребенку:
- принять требования учителя, касающиеся его поведения, отношений со сверстниками;
- подчиняться новому режиму дня, распорядку занятий, несмотря на то, что выполнение многих правил достаточно трудно.
«Дети активные существа… А если это так, то следует создать им организованную среду, только не такую, которая грозит пальцем, напоминает о последствиях, читает морали, а такую, которая организовывает и направляет их деятельность» (Ш.А.Амонашвили). Учебная деятельность носит коллективный характер, именно поэтому ребенок должен обладать определенными навыками общения со сверстниками, умением вместе работать. При этом положительные эмоции, которые ребенок испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, облегчают адаптацию к школе. Одна из основных задач, которые ставит перед ребенком школа – это необходимость усвоения им определенной суммы знаний, умений и навыков. Несмотря на то, что общая готовность учиться (желание учиться) практически одинакова у всех детей, реальная готовность к обучению очень различна.
Поэтому у ребенка с недостаточным уровнем интеллектуального развития, произвольного внимания, воли и других качеств, необходимых при обучении, будут трудности.
Но многие родители знают по своему опыту, что со временем, начиная со второго класса, интерес к учебе пропадает. Почему это происходит?
Одна из существенных причин состоит в том, что с каждым годом требуется все больше усилий для выполнения всех школьных заданий. Большинство детей справляется с растущими требованиями. У некоторых возникают пробелы в знаниях. У третьих нет успехов, хотя они стараются. Заметив первые тревожные признаки, родители должны сразу же посоветоваться с учителем, что делать. Если отставание растет, дети из-за неудач теряют интерес к учению и интерес к школе вообще. При возникновении таких трудностей в учебе очень важно создать дома атмосферу оптимизма. Надо сказать ребенку: «Ты справишься» и вместе с ним подумать о том, как лучше усвоить материал. Это куда полезней, чем ругать его за плохие отметки. Вместе с тем бывает необходимо принять конкретные меры: повторить основы, позаниматься дополнительно. Большинство детей испытывает радость от преодоления трудностей, чувство удовлетворения от того, что они справились. Если ребенок не может сконцентрировать свои силы на учебе, необходимы специальные упражнения. Но они должны быть разумными. Не надо без конца повторять одно и то же плохо выученное домашнее задание. Ребенок должен просто справляться с программой, а школьные требования таковы, что любой здоровый ребенок при известном прилежании может их выполнить. Конечно, хотелось бы, чтобы ребенок в школе развил по возможности свои способности. Но все же всегда будут дети, которые при всем своем старании не становятся лучшими учениками в классе. Их способности и таланты лежат, возможно, в тех областях, которых школьные занятия просто не касаются. Что же делать, вам, родители? Ни в коем случае не предъявлять к детям чрезмерные требования. Ребенок не понимает требований, которые вы ему предъявляете. Ему постоянно твердят о том, что он должен быть умным, соответствовать каким-то родительским желаниям, часто не учитывающим ни его возраст, ни индивидуальные возможности. Ребенка с малых лет включают в мир ценностных ориентацией, принятых среди взрослых людей. Престижные установки и ожидания обязательно должны присутствовать у всех родителей. Но для правильного развития ребенка пагубен как чересчур завышенный, так и заниженный уровень притязаний. Завышенный подавляет, гасит природную любознательность детей, а заниженный не стимулирует их развитие. А если принять во внимание эмоциональное состояние детей, то в том и в другом случаях дети испытывают дискомфорт, у них развивается чувство тревожности, неуверенности в себе и в родительской любви, острой нехватки ласки, тепла, внимания. Поэтому нужно вместе с учителем постараться определить, в каких областях дети могли бы достичь большего, и помочь им утвердиться на этом поприще. Не надо сразу связывать планы перестройки с теми предметами, где ваш ребенок едва справляется с программой. Надо хвалить за каждый, даже самый скромный успех: «Сегодня уже 6 ошибок, а не 8». Если такие дети полностью теряют интерес к учебе, становятся упрямы, то большей частью от того, что никто не заметил и не оценил их маленькие успехи, отставание не было вовремя устранено, а неудачами их постоянно попрекали. Они плохо чувствуют себя в школе, даже если учитель внимателен к ним. Они сравнивают себя с одноклассниками, и им кажется, что из-за плохой учебы их меньше уважают. Родителям необходимо найти все пути для самоутверждения ребенка. И здесь помогут успехи в других областях, например, в работе по дому или саду. И как часто дети, у которых были трудности в учебе, потом прекрасно проявляют себя в профессиональной деятельности. Нередко признание успехов в практической области способствует пробуждению интереса к теоретическому знанию. Нормально, если ребенок не ко всем предметам проявляет одинаковый интерес. Но нельзя терпеть полное отсутствие интересов у ребенка. У родителей всегда есть возможность убедить детей в том, что знания, полученные в школе, могут им пригодиться и дома. Дети осознают необходимость и полезность учения и тогда, когда мы связываем школьные знания с интересными для детей профессиями или их любимыми занятиями. Когда дети выполняют домашние обязанности они заслуживают похвалы и уважения. В то же время у вас есть в этом случае повод указать детям на то, что и при изучении не особенно интересных предметов они могут быть так же старательны. Поэтому необходимо дома отдавать должное любому успеху в учебе. Кроме того, решающую роль играет отношение к учебе родителей, их пример (повышение квалификации, курсы…). Необходимо терпение, доброжелательность, внимание. И так должно продолжаться всю жизнь, потому что наша готовность обсуждать с детьми их проблемы есть предпосылка того, что они сохранят свое любопытство. Наше терпение, доброжелательность каждый раз заново будет вызывать доверие детей. Чтобы отношения в семье были стимулом к познанию, вы должны задуматься: как создать в семье благоприятную для учебы ребенка атмосферу, исполненную оптимизма и терпения, но в то же время и последовательной требовательности? Как помочь ребенку хорошо учиться?
Помощь родителей идет в трех направлениях:
- родители организуют режим дня;
- проверяют домашнее задание;
- приучают детей к самостоятельности.
Соблюдение режима помогает ребенку справиться с учебной нагрузкой, способствует укреплению его здоровья, защищает нервную систему от переутомления. У большинства учащихся слабое здоровье является основной причиной неуспеваемости.
Важно иметь в виду, что всему должно быть отведено определенное время. Иногда приходится просит сына или дочь помочь в чем-то, когда эта помощь необходима независимо от привычного распорядка дня. Но нельзя это делать постоянно, не считаясь с тем, чем сейчас занимается ребенок: уроки – посылают в магазин, читает – полить цветы. Младший школьник в силу своих возрастных особенностей еще не умеет быстро переключаться с одного дела на другое. Поэтому – «Не пойду я!». Вы должны дать ребенку время на то, чтобы перестроиться, психологически подготовиться к новому делу (через 10 минут дочитай страницу…). Если это войдет в систему (всякое необоснованное переключение ребенка с одного дела на другое) то у ребенка будет воспитана плохая привычка – не доводить дела до конца. Все эти факты важно учитывать, так как у детей начинает формироваться отношение к своим обязанностям, урокам, к труду.
Иногда дети стремятся, придя из школы, сразу же сесть за уроки (читать). Это стремление поощряют некоторые родители. У детей же такое желание вызывается их неумением переключаться с одного вида деятельности на другой. Правильный распорядок дня требует, чтобы после школы ребенок отдохнул.
Режим дня предусматривает обязательное пребывание детей на воздухе. Таким образом, ваша главная задача – помочь своему ребенку в организации его времени дома. Организованный, усидчивый ребенок будет хорошо работать на уроке.
Следующее – это как вы должны контролировать выполнение домашних заданий (ГПД). Прежде всего, надо постоянно следить за записями домашних заданий в дневнике. После этого проверить сам факт выполнения домашнего задания. Затем просмотреть правильность его выполнения. Заметили ошибку – не надо спешить показать, где она. Ребенок должен приучаться к самоконтролю. И только в крайнем случае прямо показать, где ошибка.
Нередко, помимо заданий учителя, вы нагружаете своего ребенка дополнительными (необходимыми по вашему мнению) учебными занятиями. Это бывает так: черновик, вместо 2 столбиков примеров 4… Причем все это делается за счет свободного времени. Ребенок переутомляется, быстро устает и нередко начинает учиться не лучше, а хуже. Он теряет интерес к учению, которое становится для него тяжким и неинтересным трудом. Можно давать дополнительные задания, но количество и содержание должно быть согласовано с учителем.
Долго сидеть за приготовлением уроков – это еще не значит хорошо их приготовить. Существуют следующие нормы:
1 класс – 1 час
2 класс – 1-1,5 часа
3 класс – 1,5 – 2 часа
4 класс – 1,5 – 2 часа
Бесконечное сидение за уроками, которые можно сделать гораздо быстрее, обычно объясняется неустойчивостью внимания, неумением сосредоточиться на одном предмете. Напишет строчку, начнет рассказывать, … Конечно, это отражается на качестве выполнения задания.
Чтобы приучить ребенка к усидчивости, нужно ставить перед ним задачу – уложиться в определенное время, ставить перед ним часы (учится распределять свои занятия по времени).
Иногда, раздражаясь, родители начинают кричать на ребенка. В результате дело идет еще хуже, он начинает ненавидеть учение, школу, как виновников своих неудач. Терпение, доброжелательный тон – важное условие успешной помощи ребенку в учении. Главная задача – проконтролировать, когда ребенок сел за уроки (за чтение), подсказать, где искать ответ на вопрос, но не давать готового ответа, воспитывая у детей самостоятельность.
Иногда с первых школьных дней одна из самых частых бед и жалоб – плохо с письмом. Чаще всего дело в задержке речевого развития. Чтобы написать букву, надо сначала услышать звук. Ребенок должен сосредоточиться на звуковом разборе слова и на том, как звуки перевести в буквы. А у детей с задержками речевого развития, с нарушением устной речи, с ошибками в различении букв, встречаются почти все дефекты письма – плохой почерк, неправильное написание букв, медленный темп работы. Как же бороться с этими трудностями? Прежде всего посоветоваться с логопедом.
И, наконец, что делать, если ребенок не любит читать. (Умение читать имеет большое значение для успешного обучения. Иногда ребенок затрудняется решить задачу только потому, что не умеет ее прочитать). Со стороны родителей требуется большое внимание к чтению, помощь и руководство его чтением. Надо научить детей любить книгу.
- Очень важно, чтобы родители следили за подбором книг для чтения. Некоторые родители думают, что любое чтение полезно, а другие, что за чтением должны следить учитель, библиотекарь, но не они. Да, они за этим следят, но не всегда могут оградить учащихся от книг, предназначенных не для них. Для каждого возраста существуют рекомендательные списки литературы «Что читать детям» (в библиотеках).
- Должны следить, чтобы в руки детей попадали книги, предназначенные для их возраста. Напрасно некоторые родители гордятся тем, что их дети читают книги для взрослых. Это часто бывает вредным, потому что они не могут полностью понять и осознать всю глубину произведения. Они воспринимают его поверхностно, следят за развитием сюжета. Такое чтение вырабатывает привычку читать поверхностно, пропуская описание природы, рассуждение автора.
- Надо обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разнообразной тематики: сказки, о природе… Но в то же время надо и учитывать индивидуальные интересы детей (приключенческая литература).
- Особенно надо обратить внимание на развитие у детей интереса к научно-популярной литературе (на уроках естествознан6ия, истории).
- Необходимо упражнять ребенка в чтении вслух, чтобы можно было контролировать правильность чтения.
- Книги на первых порах должны быть с яркими картинками, небольшие по объему, чтобы ребенок смог быстро прочитать их. Если затрудняетесь в выборе книги, надо посоветоваться с учителем или библиотекарем.
- В воспитании любви к книге могут сыграть положительную роль и внешние моменты. Так, например, своя собственная библиотека, полочка для книг, возможность обмениваться книгами с друзьями – все это вызывает у детей интерес к книге.
- Можно использовать следующий прием. Кто-нибудь из взрослых начинает читать ребенку, но на самом интересном месте прекращает чтение вслух. Увлеченный событиями в книге и желанием узнать, что произойдет дальше, ребенок в большинстве случаев продолжает читать самостоятельно. Взрослые потом должны спросить его, о чем он прочитал, похвалить его за самостоятельность, выразить надежду, что теперь он всегда сам будет читать.
- Воспитание любви к книге проходит значительно быстрее и легче в тех семьях, где взрослые сами любят читать, много говорят о книгах, отдают свой досуг чтению. Если отец и мать не находят времени для чтения или в доме нет книг, то, конечно, приохотить ребят к чтению бывает труднее.
- Очень хорошо, если в семье практикуются систематические совместные чтения книг вслух. Это сближает родителей и детей. Помогает родителям лучше узнать ребят, понять их интересы и увлечения. Продолжительность чтения – не больше 45 минут, с тем, чтобы чтение не утомило детей, не притупило интереса к книге.
- Нужно воспитывать культуру общения с книгой. Надо приучить детей беречь книги. Необходимо соблюдать основные правила гигиены чтения. Дети должны знать, что глаза надо беречь. Нельзя читать при слабом освещении. Лампа должна быть со стороны левой руки, свет от нее не должен попадать в глаза, а на поверхность стола, где лежит книга.
В заключение об установках. Большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребенка. А раз помогают и не мешают, то и осознавать их необязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребенку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Вера в непогрешимость, справедливость родителей у детей непоколебима: «Мама сказала…», «Папа велел…». Взрослые люди способны осознавать и контролировать, многое подвергать сомнению, ставя защиты к установкам и требованиям окружающих, руководствуясь собственными желаниями и мотивами (Курить вредно, но хочу и курю!). Дети не могут этого делать. Они не в состоянии поставить психологический барьер в отношениях с родителями. Поэтому многое из тех установок, которые они получают от своих родителей, в дальнейшем определяет их поведение, причем одинаковое в жизненных сходных ситуациях. Задумывались ли вы, какие установки давали вам ваши родители, не являются ли они внутренними указателями на вашем жизненном пути? Не говорите своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали.
Право на образование ребенка с ОВЗ, в том числе с инвалидностью
Моему недееспособному сыну 18 лет, он инвалид 1 группы. Мой сын находится на домашнем обучении в 6 классе коррекционной школы. До достижения возраста 18 лет ему выплачивалась выплата за обучение на дому. В 18 лет в такой выплате было отказано. Правомерно ли это, раз мой сын продолжает обучение? По решению ПМПК показано обучение в условиях адаптивной школы с нагрузкой 10 часов в неделю.
Я работник приемной комиссии колледжа, у нас проводится профессиональная подготовка лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Возник вопрос – нужно ли просить справку ПМПК, что им рекомендовано адаптированное профессиональное обучение? У некоторых абитуриентов есть инвалидность, у некоторых ее нет. В справке об инвалидности не указан диагноз, соответственно, мы не знаем, нужно ли данному абитуриенту обучаться в специализированной группе, но у них у всех есть свидетельство об обучении (VIII вид).
Школа, где учится мой ребенок, требует от родителей срочно поменять ИПР на новые ИПРА. Кроме того, со слов учителей, теперь в ИПР должно быть вписано не 4 часа учебной нагрузки, как прописано у всех школьников, а 6 часов, а также должна быть вписана степень умственной отсталости и прописаны те же рекомендации, что и в заключении ПМПК. То есть если раньше я на ПМПК ходила с рекомендациями из ИПР, теперь наоборот – чтобы изменить в ИПРА учебную нагрузку, надо пройти ПМПК? Помогите разобраться, пожалуйста!
У моего сына аутизм. Ребенок уже несколько лет ходит в реабилитационный центр в нашем городе. Когда я обратилась с просьбой к педагогу, который давно работает с сыном, дать нам характеристику для ПМПК, то мне ответили, что педагог не имеет права писать ребёнку такую характеристику. Но на комиссию нужен документ, в котором говорилось бы о том, что ребёнок умеет, знает и может. Пожалуйста, посоветуйте, что делать.
У моего сына аутизм, ему осенью этого года идти в школу. Слышала, что согласно новым СанПиНам моего сына должны взять в обычный класс. Так ли это?
У моего сына аутизм, ему осенью этого года идти в школу. Слышала, что согласно новым СанПиНам моего сына должны взять в обычный класс. Так ли это?
У моего сына аутизм с умеренной умственной отсталостью. Он учится в первом классе школы-интерната восьмого вида. В классе 10 человек, один учитель не справляется. В результате на меня морально давят и регулярно предлагают забрать сына на домашнее обучение. На мои слова о необходимости еще одного специалиста в классе директор школы говорит, что у него нет лишних единиц для этого. Во второй половине дня с детьми только один воспитатель, которая разговаривает с детьми криком! Я жаловалась директору, стало лучше, но неизвестно, надолго ли.
Могу ли я требовать тьютора для сопровождения ребенка в школе хотя бы во время уроков? Куда обращаться в первую очередь?
Моему ребенку 4 года, диагноз – органическое поражение головного мозга, алалия, аутистикоподобный синдром. Сейчас он посещает обычный детский садик. В ноябре 2015 года мы прошли ПМПК, в заключении комиссии написано, что ребенку рекомендовано обучение в коррекционном детском саду. Проблема состоит в том, что комиссию мы проходили в Свердловской области, а в июне 2016 года переезжаем в Санкт-Петербург, и именно там ребенку нужно будет ходить в коррекционный детсад. Нужно ли нам будет повторно проходить ПМПК (местную, в Санкт-Петербурге) в связи с переездом? Или достаточно будет заключения ПМПК Свердловской области?
Какова вообще функция ПМПК? Определить состояние ребёнка и его образовательные потребности или подобрать что-то из существующего в окрестностях и более-менее подходящего для ребёнка?
Каким образом записаться на ПМПК, если туда не записывают?
Что обозначает «третья степень нарушения способности к обучению» и является ли это препятствием для школьного обучения?
Действительно ли для прохождения ПМПК детьми-инвалидами необходимо, чтобы в ИПР был адекватно заполнен раздел «образование»? Я знаю, что на деле часто происходит наоборот — МСЭ просит принести заключение ПМПК для составления ИПР, поскольку в составе комиссии МСЭ нет ни педагогов, ни дефектологов, ни логопедов. Получается какой-то замкнутый круг! Что же делать?
Хочу отправить ребенка с задержкой психоречевого развития в первый класс общеобразовательной школы с тьютором. Какие законы регламентируют присутствие тьютора рядом с конкретным ребенком и какие показания необходимы для этого? Наша ПМПК прописывает тьюторов только аутистам. Говорят, что они положены только детям, у которых проблемы с установлением контакта. У моего плохая моторика и нарушено внимание и пространственное мышление. Требуется в основном техническая помощь. Как добиться тьютора?
Может ли ПМПК оставлять на второй год из-за смены диагноза или из-за «двоек»?
Мой 16-летний сын (ребенок-инвалид, онкология) в этом году сдает ЕГЭ и собирается поступать в медицинский институт. Особых условий при обучении не требуется. Чтобы воспользоваться льготой при поступлении, он должен предоставить в институт справку об инвалидности и ИПР (индивидуальную программу реабилитации). Мы сейчас занимаемся переоформлением ИПР. В поликлинике нам сказали, что в ИПР пишется один ВУЗ, один факультет, одна специальность. В РУДН, где есть медицинский факультет, нам сказали, должна быть запись, что ребенку не противопоказано учиться в университете на медицинском факультете, и можно указать три специальности. Но попросили уточнить в других ВУЗах. В 1-й и 2-й мединститут дозвониться у меня не получилось.
Как правильно должна быть заполнена ИПР и какими законами этот вопрос регулируется?
Каким образом осуществляется финансирование коррекционного образования детей с аутизмом в наших школах? Могут ли из-за отсутствия финансирования не выполняться законные требования родителей по поводу организации обучения их детей?
На вопрос, почему половина детей с аутизмом находятся в нашей школе на надомном обучении, логопед ответила, что навыки самообслуживания у детей не сформированы, то есть ребенок не просился в туалет, терпел (но не пачкался), а также «баловался». Скажите, что значит «элементарные навыки самообслуживания» с юридической точки зрения? На каком законном основании эти дети могли быть выдворены на надомное обучение?
Можем ли мы для защиты прав своих детей с аутизмом (и для указания на позицию Минобрнауки) взять за основу разъяснительное письмо от 07.07.2013 ИР 535/07 о коррекционном и инклюзивном образовании детей, где в последнем абзаце поддерживается коррекционное образование и на современном этапе?
Мой ребенок с аутизмом учится в классе для детей с ГУО (глубокой умственной отсталостью). Главной целью посещения школы у нас является не получение академических навыков, а в большей степени социализация и освоение навыков коммуникации. Мы весь год наблюдали за ресурсным классом, организованным в Москве для детей с аутизмом (см. http://outfund.ru/organizaciya-resursnogo-klassa-dlya-detej-s-autizmom/), где есть необходимая документация для организации такого класса. Можем ли мы на базе нашей школы организовать такой же, если наши классы ГУО будут как бы ресурсными, а коррекционные и общеобразовательные – будут местом для посещения нашими детьми уроков с тьютором? Как документально можно это оформить, прописать в должностных инструкциях? Можем ли за основу взять их должностную инструкцию тьютора?
Имеют ли родители право требовать у школы написания индивидуальной программы для каждого ребенка с аутизмом? Если да, то кто из специалистов это должен делать?
Наши дети с аутизмом учатся в коррекционной школе VIII вида по адаптированной программе, которую педагог составляет на класс. Сейчас в Минобрнауки обсуждаются новые стандарты (ФГОСы) для детей с ОВЗ; но пока они не приняты – на какие нормативные акты могут опираться наши педагоги при составлении программы не в ущерб нашим детям?
Мой сын (официальный диагноз атипичный аутизм с умственной отсталостью) пошел во второй класс коррекционной школы VIII вида (в соответствии с заключением ПМПК об обучении в классе «для детей с глубокой умственной отсталостью»). Нас устраивает малочисленный класс, так как ребенок нелегко переносит большое скопление людей. Отношение к детям с аутизмом в школе достаточно лояльное, но половина из них на домашнем обучении. В прошлом году в классе был воспитатель, в этом году эту ставку сократили. Мы (родители) хотели бы, чтобы у детей в классе был тьютор (нас всего 6 человек в классе, объединены 2 и 3 классы, дети «неговорящие»). Наш сын научился читать и писать. Считаем, что для поддержки образовательного процесса таким детям помимо педагога в школе нужен и помощник (тьютор).
Школа готова к диалогу, но мы должны помочь директору обосновать наши позиции. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. № 1015 утверждает «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». А школа у нас коррекционная. Можем ли мы все-таки ссылаться на данный Приказ, когда будем требовать для наших детей, согласно п. 29 раздела III («Для успешной адаптации учащихся с расстройствами аутистического спектра на групповых занятиях кроме учителя присутствует воспитатель (тьютор), организуются индивидуальные занятия с педагогом-психологом по развитию навыков коммуникации, поддержке эмоционального и социального развития таких детей из расчета 5-8 учащихся с расстройством аутистического спектра на одну ставку должности педагога-психолога») еще одну ставку педагога психолога и тьютора в каждый класс? Или же лучше сослаться на п. 32 данного Приказа, где четко обговорены критерии количества специалистов?
Адаптация в общеобразовательной школе после Монтессори-сада
Монтессори-педагогика овеяна множеством мифов. Один из мифов можно сформулировать так: после пребывания в детском саду Монтессори ребёнку будет сложно учиться в школе, так как он не привык подчиняться требованиям учителя, не приучен к дисциплине и всегда делает всё что хочет, а не то, что нужно. На самом ли деле дети в общеобразовательной школе испытывают такие трудности? Нет, опыт показывает, что это не так. Учителя общеобразовательных школ отмечают, что воспитанники Монтессори-садов нередко лучшие ученики в классе и отличаются дисциплинированностью. Монтессори-педагогика – это не педагогика вседозволенности и хаоса. Это педагогика порядка и уважения к другому. Монтессори-среда – это среда естественного, гармоничного порядка и структуры.
Если ребёнок привык сосредоточенно работать в среде Монтессори, если он нормализовался, он не будет болтать на уроках, вскакивать с места и выкрикивать, не будет залезать под парту или играть на уроке в игрушки.
Будет ли Монтессори-ребёнок (позволю себе этот термин) на уроке математики требовать, чтобы ему прямо сейчас читали книжку или дали возможность изучать законы окружающей среды? Маловероятно. Точнее, с меньшей вероятностью, чем ребёнок, не знакомый со средой Монтессори. Почему, спросите вы? В Монтессори-среде ребёнок усвоил важные правила: нельзя мешать другим, если они чем-то заняты; для каждого занятия есть своё время; нужно уважать других (сверстников и взрослых); важно работать спокойно. То есть в среде Монтессори ребёнок приучается уважать среду, в которой находится, независимо от того, это среда Монтессори-класса или любая другая (школа, поликлиника, магазин, улица). И точно так же, оказавшись в школе, ребёнок будет уважать новую среду с её правилами. Возможно, сначала школьные правила покажутся ребёнку немного необычными. Но они необычны и для ребёнка, который посещал традиционный детский сад.
Если ребёнок привык сосредоточенно работать в среде Монтессори, если он нормализовался, он не будет болтать на уроках, вскакивать с места и выкрикивать, не будет залезать под парту или играть на уроке в игрушки. Он точно знает, что всему своё время. Поиграть (побегать, поговорить) он сможет на переменке. Почему так? В Монтессори-саду есть ряд правил, которые выполняют все воспитанники. Я не буду перечислять эти правила, ознакомиться с ними можно, прочитав труды Марии Монтессори и её последователей. Важно, что эти правила, точнее их выполнение, и есть залог успешной адаптации ребёнка в любом другом детском учреждении и в целом в обществе.
О том, как помочь ребёнку привыкнуть к Монтессори-школе, читайте в материале «Адаптация в Монтессори-школе».
Продленка в школе: польза и вред для ребенка
Новый учебный год — это повод для родителей задуматься о том, как организовать время своего ребенка после окончания школьных занятий: оставить его в группе продленного дня или забрать домой. Продленка, конечно, удобная вещь, однако она имеет и довольно существенные минусы. Поэтому? чтобы принять верное решение, необходимо тщательно взвесить все «за» и «против».
Дети, остающиеся в группе продленного дня, должны получать горячее питание в школьной столовой — такое требование в большинстве учебных заведений соблюдается неукоснительно. Для родителей это означает, что их чадо не останется голодными и не просто перекусит булочкой, запив ее сладкой газировкой, а вовремя получит полноценный обед. Однако за питание ребенка на продленке придется заплатить. В разных школах эта сумма может быть различной и иногда довольно ощутимой для семейного бюджета.
Впрочем, ни для кого не секрет, что дети не испытывают восторга по поводу школьной еды: домашние супы и котлеты, уверяют они, гораздо вкуснее. Поэтому, забирая ребенка после продленки, поинтересуйтесь, что у него было на обед. Возможно, придя домой, нужно будет организовать школьнику перекус, и только потом готовить полноценный ужин.
Важным плюсом группы продленного дня для работающих родителей является то, что ребенок не только развлекается и общается со сверстниками, но и делает уроки. Поэтому домой он возвращается с уже выполненным домашним заданием, а значит, может уделить свободное время общению с родителями. Еще один положительный момент: выполнение заданий проходит под присмотром педагога, который не просто следит за тем, чтобы дети вовремя сели за уроки, а может разъяснить непонятный момент, помочь разобраться с трудной темой или проверить правильность решения задачи.
Однако не стоит всецело полагаться на возможности преподавателя в группе продленного дня. Ему нужно следить за тем, чтобы все присутствующие дети одновременно выполняли задания, и зачастую у него это получается не слишком эффективно: в помещении стоит шум, все бегают по классу, отвлекаются на посторонние занятия и делают ошибки в заданиях. Кроме того, в старших классах сложность изучаемых предметов становится все более высокой, а педагог узкого профиля по определению не может одинаково хорошо разбираться и в химии, и в геометрии.
За качество сделанной «домашки» в первую очередь ответствен сам ребенок. Поэтому родителям стоит помочь ему проконтролировать выполненную работу, вместе с ним еще раз перепроверив ее вечером. Вполне возможно, что ошибки, допущенные из-за шума или невнимательности, школьник заметит сам, а если нет, корректно укажите ему на промахи.
Продленка в школе в 2018-2019 году
Группа Продленного Дня – три слова, которые вне сомнения, волнуют большинство работающих родителей. Почему для одних детей и родителей «продленка» — это действительно решение массы проблем, а для других – самая большая проблема периода младшей школы?
Давайте разберемся, как будут работать ГПД в 2019 году, и какой формат должна иметь «продленка» в условиях современной школы.
Нужна ли «продленка»?
Когда отзвенит первый звонок, в небо улетят разноцветные воздушные шары и первоклассники с радостью и трепетом переступят порог класса, начинаются школьные будни. Уже 2 сентября новоиспеченные первоклашки должны сесть за парты, тогда как их родителей ждет стандартный рабочий день. Рабочее время родителей не корректируется с учетом того, что кроха покинул такой удобный для всех и работающий до 18-19 часов детский сад и пошел в школу, где 4 урока закачиваются еще до 12 часов дня.
Как выйти из ситуации?
- привлечь к воспитанию малыша бабушек и дедушек;
- нанять няню;
- оформить ребенка в группу продленного дня.
Третий вариант – оптимальное решение и не только из финансовых соображений. Находясь в стенах школы после уроков, дети получают возможность:
- ближе познакомиться и подружиться с одноклассниками;
- принимать активное участие в различных мероприятиях на уровне класса и школы;
- посещать кружки и секции;
- дополнительно заниматься с учителями;
- провести свободное время с пользой, познавая мир и играя в увлекательные игры.
Сколько обойдется пребывание ребенка в ГПД в 2019 году
Многие родители помнят, что ГПД в свое время была бесплатным дополнением к комплексу образовательных услуг, оказываемых школами. Сегодня ситуация несколько изменилась и пребывание ребенка в школе после окончания уроков – это дополнительная платная услуга, стоимость которой устанавливается непосредственно учебным заведением.
В качестве бесплатного предложения для родителей многие школы предоставляют бесплатный формат ГПД с 2-хчасовым пребыванием ребенка в школе. Конечно, проблему работающих до 5-6 а иногда и 7 вечера родителей такая «продленка» не решит, а это значит, что альтернативы платным услугам и в 2019 году нет.
Единого ответа на вопрос, сколько стоит или должна обходиться продленка в школе в 2018-2019 учебном году, нет и быть не может, ведь на образование цены влияет множество факторов, в числе которых:
- количество детей в группе;
- меню и количество приемов пищи;
- насыщенность и разнообразность программы;
- квалификация воспитателя (учителя), работающего с детьми;
- уровень учебного заведения;
- длительность пребывания ребенка в группе.
Средняя стоимость таких услуг в регионах России в 2017-2018 учебном году составляла:
Семьи, имеющие право на определенные социальные льготы (малообеспеченные, многодетные, матери-одиночки) имеют право обратиться к руководству учебного заведения с просьбой уменьшить стоимость ГПД. Возможно, в вашей школе в 2018-2019 учебном году для данной категории учащихся продленка будет предоставляться совершенно бесплатно. Так тоже бывает.
Что должен и не должен делать воспитатель ГПД
Во втором случае важно понимать, что «воспитатель ГПД» и «учитель начальных классов» — это на самом деле разные профессии. Хотя, нередко воспитатели вполне успешно справляются с ролью репетиторов и активно помогают детям разобраться с домашними заданиями. Но, тут все зависит от человека и объема обязанностей, прописанных в контракте или уставе школы.
Минимум, на который могут рассчитывать родители – это:
- обеспечение безопасности каждого ребенка;
- организация досуга детей;
- прогулки на свежем воздухе в хорошую погоду;
- сопровождение малыша до кабинета, в котором проходят занятия кружка или секции.
В остальном же требования к воспитателю ГПД практически не отличаются, ведь ему предстоит найти общий язык с воспитанниками, составить план мероприятий и грамотно организовать работу ребят.
В самых дорогих ГПД дети не просто гуляют на территории, играют в классе, занимаются любимым хобби и посещают различные секции. В программу продленки могут быть включены:
- посещения театра, кино, зоопарка, музеев и выставок;
- мастер-классы по рукоделию;
- встречи с интересными для ребят людьми;
- организации соревнований и различных праздников;
- дополнительные занятия с педагогами;
- медицинские процедуры (в школах, имеющих специально оборудованные кабинеты).
Домашнее задание и продленка
Учить ли в продленке уроки – решение сугубо индивидуальное. Если ребенок пребывает в школе после уроков всего 2 часа, уроки он точно будет делать уже дома. Если же в продленке он находится до 6-7 часов вечера, то выполнение домашнего задания – очевидная необходимость.
Эффективность обучения в таком случае будет зависеть от умения воспитателя (учителя) правильно организовать работу над домашним заданием, его готовности уделить должное внимание каждому малышу и, конечно, особенностей самого ребенка. Кто-то быстро и легко справляется с заданиями самостоятельно, а кому-то для успешного обучения необходим рядом взрослый, всегда готовый помочь и подсказать, а также абсолютная тишина и отсутствие отвлекающих моментов.
Считаете, что самая большая опасность – это попасть в плохую группу продленного дня? Но, представьте себе, что для детей и родителей опасность таится как раз в хорошем учителе, который в полной мере берет на себя ответственность за обучение ребенка в 1-4 классе. Что же получается дальше? Уже с первых дней 5-го класса родители открывают для себя огромное количество домашних заданий, с которыми ранее ребенок справлялся каким-то образом без них. Но, рядом нет привычного педагога-помощника, что нередко стает причиной стресса и для ребенка и для родителей.
Какой выход? Не перекладывайте все на плечи воспитателя. Всегда находите время для ребенка, пусть даже это будет выполнение какого-то не самого сложного задания. Если точно знаете, что не готовы к такому испытанию, заблаговременно найдите хорошую няню, готовую взять на себя часть хлопот, или частную «продленку» для учеников средней школы.