Пособия для чтения своими руками

Дидактическое пособие «Окошки» для обучения чтению

Екатерина Кураксина
Дидактическое пособие «Окошки» для обучения чтению

На просторах интернета увидела пособие для обучения чтению. В оригинале оно было рассчитано только на слоги. Я немного усовершенствовала его, и вот, что получилось.

Когда ребенок находится на этапе обучения чтению слогов, полезно использовать вот такое пособие. Играть с «окошечками» нравится всем дошкольникам.

В левом окошке устанавливаем любую согласную букву, а правую полоску ем так, чтобы в правом окошке по очереди появлялись гласные буквы. Ребенок читает образовавшиеся слоги. Например: МА – МО – МУ – МЫ – МИ – ME – МЕ – МЯ – МЮ – МЭ.

Передвигаем полоску слева, чтобы появилась новая согласная буква, опять передвигаем правую полоску, предлагая ребенку читать новые слоги.

В следующий раз оставляем неизменной выбранную гласную букву, а изменяем согласную, передвигая левую полоску в окошечках. Просим ребенка читать образовавшиеся слоги. Например: МА – ПА – НА – ВА – ТА – БА – КА – СА – ГА и т. д.

Можно поменять полоски местами, в таком варианте ребенок будет читать цепочки так называемых обратных слогов, где первая буква гласная, а вторая согласная. Например: АП – AM – АН – АВ – AT – АС – АФ – АД, АК – ОК – УК – ЫК – ИК – ЕК – ЕК – ЮК – ЯК – ЭК.

По мере обучения ребенка, можно составлять слова из двух слогов. Так же, если поставить первый слог, можно дать задание ребенку, придумать окончание слова, и самому поставить оставшийся, второй слог.

Можно предложить ребенку самостоятельно двигать полоски. Попросить составить какой-либо слог по заданию или желанию ребенка. Можно организовать «Школу для игрушек», где учитель – ребенок – будет показывать своим игрушкам разные слоги с помощью этого пособия.

Дидактическая игра для обучения слоговому чтению Дидактическая игра представляет собой цветок, на котором расположены гласные буквы. В центре цветка-место для согласных букв. К каждой.

Дидактическое пособие для развития речевого дыхания «Одуванчик» В нашем детском саду с 12 по 16 июня проходила «Цветочная» неделя. Она была нацелена на знакомство детей с миром цветов, как частью природы,.

Дидактическое пособие «Математический сундучок» для дошкольников Работая воспитателем в детском саду, я применяю в своей работе бросовый материал во всех направлениях: поделки, игрушки и др. Изготавливая.

Дидактическое пособие по обучению детей слоговому чтению Цель: обучение детей слоговому чтению Материалы: плотный картон (6 листов, самоклеющаяся пленка, магнит Изготовление пособия: 1. Из картона,.

Дидактическое пособие «Театр» для детей Вся жизнь детей — это игра. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Играя, перевоплощаясь в разные роли, ребенок приобретает жизненный опыт,.

Дидактическое пособие «Замки для звуков» Дидактическое пособие «Замки для звуков» Дидактический материал: Два замка, вырезанные из картона: один поменьше – красного цвета, с открытой.

Музыкально-дидактическое пособие «Музыкальная радуга» для обучения игре на металлофоне Удалова Ольга Музыкально-дидактическое пособие «Музыкальная радуга» для обучения игре на металлофоне. Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу.

Методика обучения детей звуковому анализу и чтению Задачами обучения грамоте по программе детского сада является развитие фонематического слуха и навыки звукового анализа речи. Как таковой.

Упражнения для обучения старших дошкольников чтению Упражнения для обучения старших дошкольников чтению Космические слова Как легко научить ребенка читать? — Конечно, отправиться в путешествие.

Дидактическое пособие для дыхательной гимнастики «Воздушный футбол» Мастер-класс «Воздушный футбол». Дидактическое пособие для дыхательной гимнастикиДля игры потребуется плоская коробка или готовый лоток,.

Пособия своими руками

Те кто работают с дошкольниками, знают какие трудности испытывают дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, завязывать, складывать, лепить, вырезать, рисовать и т.д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляю его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением выше упомянутых действий.

Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

В ходе работы с детьми 3-7 лет по развитию сенсорной культуры и мелкой моторики возникла необходимость в разработке многофункциональных пособий и игр, то есть направленных на решение одновременно нескольких задач, что и было сделано. Хочу поделиться своим опытом по созданию пособий с коллегами. Огромную помощь в создании пособий и сборе различного материала для пособий оказали родители. Были изготовлены игровые пособия “Божья коровка”, “Ёлочка”, “Бабочка”, “Накрути пробки”:

Основа пособий — фанера. В ней просверлены отверстия, в них вставлены горлышки от пластиковых бутылок. Чтоб горлышки не прокручивались, их закрепили на фанере гвоздиками. Лицевая сторона пособия обклеена цветной, самоклеющейся бумагой.

Играя с такими пособиями, дети учатся ориентироваться на плоскости, закрепляют цвета, учатся работать с образцом.

Пособие “Теремок” помогает закреплять знания детей о цвете, цифрах. Можно дать задание типа “Кто живет в оранжевой квартире” или “Кто живет в квартире № 3”. Откручивая пробку, дети видят в окошечке кошку, собачку, мышку или любых других героев сказок.

Для детей старшего дошкольного возраста изготовили пособие “Игротека”

Левая часть пособия “Читай — считай” окажет неоценимую помощь в обучении детей счету, чтению, ориентировке в пространстве и многое другое.

Изготовлено оно, как и предыдущие, из горлышек от пластиковых бутылок. Они расположены друг под другом в десять рядов по десять штук. Это можно использовать для построения числовой лесенки, решения примеров и задач.

Примеры предлагаемых заданий:

1. Выложи по образцу.

3. Построй геометрическую фигуру.

На начальном этапе дети выкладывали схематично слова, обозначая гласные звуки красной пробкой, согласные твердые – синей, согласные мягкие – зеленой. А когда дети познакомились с буквами, то к пробкам приклеили буквы на двухсторонний скотч, а сами буквы и цифры взяли из пособия для первоклассников “Касса букв и слогов”.

Можно много придумать заданий по математике.

6. Найди соседей числа.

7. Считай дальше.

8. Задание типа “Прикрути в верхнем левом углу синюю пробку, в нижнем левом углу две оранжевых пробки, в середине — красную” или “Справа 5 штук — зеленых пробок, слева – 3 желтых” и т.п.

В центре пособия “Игротека” — уголок “Девочка в платье”.

Как сделано: голова из линолеума, на голове девочки – косички из ниток, к косичкам привязаны банты. На платье девочки пришили пуговицы разной формы и разного цвета. По бокам платья на уровне талии прикреплены ковровые кольца, в одно из них продеты два шнурка. В карманы платья вложены разные по цвету ленты, бусины. На первом этапе дети нанизывают на шнурок бусины в заданном порядке, например: белая, синяя, розовая. На втором этапе уже учитывается и время, затраченное на выполнение работы. А так как шнурков два, то дети могут соревноваться. После окончания упражнений шнурок, на который нанизывались бусины, закрепляется в кольце с другой стороны и завязывается, чтоб бусины не рассыпались. Получается красивый поясок к платью. Расстегнув все пуговицы на платье, ребенок увидит кольца, закрепленные в два ряда – это шнуровка.

1. Заплети косички.

2. Завяжи справа белый бант, слева – красный.

3. Какой формы пятая пуговица сверху.

4. Между какими пуговицами находится коричневая.

5. На каком месте красная пуговица.

6. Какого цвета бант в левом (правом) кармане.

Правая часть пособия – “Цветные резинки”.

Как сделано: к фанере прибиты цветные силовые гвоздики. Имеются образцы для выполнения и цветные резинки. Дети по образцам натягивают резинки на декоративные гвоздики, получая изображение “Гусь”, “Дом”, “Клоун” и другие.

К уголку “Клубочки” подобрали клубки ниток разных цветов и разной фактуры (шерстяные, пуховые, синтетические). Клубочки закреплены на контактную ленту.

1. Смотать нитку на палочку, пока звучит музыка.

2. Кто быстрее размотает клубок.

3. Сравнить клубки по цвету, качеству (с опорой на тактильные ощущения).

Чтоб у детей не пропадал интерес к такому роду заданий, внутрь клубка прячу небольшой предмет: колечко, пуговицу, бусину, игрушки из киндер-яиц и т.п.

В нижней части пособия “Игротека” сделана дорожка из самоклеющейся бумаги. Ведя по дорожке фломастером, дети помогают добраться ежику до леса. После выполнения фломастером графических заданий, дети стирают тряпочкой следы фломастера, и пособие используется многократно.

При изготовлении этих пособий я ставила перед собой следующие цели:

  • развивать мелкую моторику (накручивание, нанизывание);
  • закреплять знание о цветовой гамме и об оттенках цветов;
  • упражнять в прямом и обратном счете, учить решать простейшие арифметические задачи;
  • учить составлять симметричные узоры и узоры по принципу мозаики;
  • делать звуковой анализ слов.
Это интересно:  Отчетность на общем режиме налогообложения в 2018

Работа по созданию пособий своими руками продолжается. Некоторые пособия изменяются, совершенствуются. Пожалуй, самым ценным и важным стало для меня эмоциональное отношение детей к заданиям, играм. Дети проявляют к ним устойчивый интерес. Дети стали внимательнее, усидчивее, добросовестнее, что способствовало формированию произвольности поведения и психических процессов.

Самодельные пособия по обучению чтению

Здравствуйте, дорогие читатели сайта! С вами на связи Оксана Клокова.

Я, как мама-рукодельница, очень люблю изготавливать для своих детей дополнительные пособия по их обучению и развитию. Мои дети с большим интересом относятся к тому, что делаю для них самостоятельно и каждый раз с любопытством относятся к новым маминым «изобретениям». Я же, в свою очередь, не перестаю удивляться, как хорошо у нас постоянно «приживаются» разные самодельные игрушки и пособия. Конечно, я не могла обойти и такое направление в обучении детей, как чтение. Самодельные пособия по обучению чтению, про которые пойдет речь ниже, изготавливались для моей средней дочки Софии, когда она только знакомилась с буквами. А идеи и толчок для придумывания новых пособий я получила на курсе «Лёгкое обучение чтению». Затем мы стали использовать их позже, когда учились постепенно складывать слоги и читать короткие слова. Итак, подробнее о том, что у нас было.

1. Самодельное пособие по обучению чтению: буквы из фетра.

Для изготовления этих букв я использовала самоклеющийся фетр разных цветов. Сначала листы цветного фетра (они были форматом А4 как альбомные) склеила между собой клеевой стороной внутрь так, чтобы с каждой стороны буквы получились одного цвета. Затем разрезала все на квадраты размером 6*6 см и нарисовала на каждом букву с помощью обычного портного мелка. Потом соответственно вырезала данные буквы. Внутренние детали у некоторых букв пришлось вырезать маникюрными ножницами. Все, пару часов и наши буквы готовы! Надо сказать, они произвели восторг у дочки, ведь они не только яркие, но и мягкие на ощупь, что играет дополнительную положительную роль при игре с ними для сенсорных ощущений ребенка.

2. Самодельное пособие по обучению чтению: буквы на деталях конструктора Лего.

Для данного пособия мне понадобились мелкие детали самого обычного конструктора Лего (у моих детей большой ящик конструктора, поэтому они даже не заметили «пропажи», когда я воспользовалась материаломJ). Нарезала полоски белой бумаги длиной 9 см и шириной 3 см и, написав предварительно буквы так, чтобы каждая была на грани детали конструктора, приклеила их с помощью скотча. Одну грань детали оставила пустой, без бумаги, что необходимо было для крепления скотча. Всего я обклеила 25 деталей конструктора, что вполне хватило для повторения букв и закрепления чтения слогов, а затем и простых слов.

3. Самодельное пособие по обучению чтению: магнитные буквы.

Для данного пособия понадобился тонкий магнитный винил. В основном, он используется для рекламных табличек, канцелярских изделий, сувениров и похож немного на магнитную ленту с клеевой основой…Знаю, что это не такой уж «ходовой» материал, который легко можно приобрести в магазинах для творчества. Но для тех, кто любит мастерить для детей пособия и игры своими руками, то вещь эта точно пригодится и в последующем, для самых разных поделок, не только букв. Итак, сначала наклеила на винил клеем ПВА листы белой бумаги, вырезала квадраты 4*4 см и написала буквы. С такими буквами можно играть на любой поверхности, к которой крепится магнит (у нас, например, для этих целей холодильник). Для того, чтобы дочке было интереснее и присутствовал игровой момент, я сделала основу в виде домика (квадрат + крыша с цветной самоклейкой) из того же магнитного винила. В игре у нас буквы – окошки на разных этажах этого домика.

Такие самодельные пособия по обучению чтению изготовить совсем не трудно, но они станут эффективными помощниками на пути к освоению ребенком грамоты. Кроме того, любые пособия, сделанные своими руками, станут отличным дополнением к уже имеющимся покупным книгам и «развивашкам» и разнообразят ваши занятия и игры с малышом! Ещё больше идей для изготовления самодельных пособий и игр на тренировку навыков чтения вы можете найти на курсе «Лёгкое обучение чтению» — подробности и регистрация здесь .

Самодельные пособия по обучению чтению демонстрировала Оксана Клокова.

А вы изготавливали пособия-самоделки по обучению чтению для своего ребенка? Нравится ли играть и заниматься по ним малышу? Поделитесь в комментариях!

Учимся, играя. Пособия для обучения чтению своими руками

=Я хочу вам предложить материал для самостоятельной игры и подготовки к обучению чтению. Этот материал основан на методике Зайцева – обучение чтению по складам.

Складовой метод известен еще со времен Л.Н.Толстого. Складом считается слияние согласной с гласной, отдельно гласная в качестве слога, отдельно согласная (в закрытом слоге), согласная со знаком. Например, СО-БА-КА, ПА-РО-ВО-З, А-И-С-Т и так далее. По складам младенец начинает говорить МА-МА, а не по буквам или целым словом. По складам же легче и естественней научить его читать.

Но, к сожалению, готовые пособия методик Н.Зайцева (кубики, таблицы) достаточно дорогостоящие. Поэтому не каждая мама может ими воспользоваться. А если в том месте, где проживает мама с малышом, нет рядом ни магазинов с пособиями, ни кружков, куда можно записать ребенка, то единственным выходом остается изготовление пособий своими руками.

Данные пособия представляют собой карточки с буквами. Вам надо скачать 3 файла: домик короля (135 кб), домик королевы (119 кб), и файл с карточками-согласными (19,5 кб).

Карточки из домика короля и домика королевы нужно вырезать и соединить вертикально (т.е. в столбик в том порядке, как они напечатаны).

Домик короляДомик королевыАЯОЁУЮЫИЭЕ

Потом (по желанию родителей) эти домики с лицевой стороны обклеиваются скотчем, а сзади наклеиваются на ворсистую бумагу (другой вариант – приклеить липучку). Нужно положить их на сутки под пресс. В это время берем лист фанеры (плотный картон или др. подручный материал) и обтягиваем его фланелью.

Теперь наши домики короля и королевы легко можно разместить на фланелевой доске, и они там будут прекрасно держаться.

Начинаем играть с малышом.

Придумайте сказку про короля и королеву, про буквы, живущие в домиках. К примеру: «Жили, были король и королева, и было у них множество слуг. Слуги короля жили в большом домике, слуги королевы – в домике поменьше. Эти слуги были не простыми, все они очень любили петь. И т.д.»

Пропевайте буквы из домиков (сверху вниз). Петь можно на любой мотив, главное, чтобы малышу было интересно. Не бойтесь, что у вас нет слуха, ваш малыш все равно считает, что вы поете лучше всех!

Когда эти гласные в домиках будут усвоены, вырезаем и изготавливаем карточки- согласные: Б, П, М, К.

Берем, например, «Б» и начинаем ее катать по домикам:
БА
БО
БУ
БЫ
БЭ

бя
бё
бю
би
бе

Также катаем и остальные 4 буквы:
МА
МО
МУ
МЫ
МЭ

мя
мё
мю
ми
ме

Потом можно подставлять буквы справа и слева от домиков:
БАМ
БОМ
БУМ
и т.д.

То же самое проделываем и с остальными согласными буквами (изготавливаем карточки, катаем их по домикам, подставляем к другим складам). Это простая, но достаточно эффективная методика, на мой взгляд.

Когда моя старшая дочь ходила на занятия по методу Зайцева (студия «Зайчата»), научилась читать за несколько уроков. Но ей тогда было лет 4-5. Маленьким деткам, естественно, потребуется больше времени для усвоения материала.

Приложения

Оригинал статьи и приложений здесь:
От себя отмечу: Занимаясь с малышом наряду со звуками животных интуитивно уже давно использовала слоги (Димульке очень нравиться), а если добавить к этому делу наглядный материал получиться просто замечательно! Всем успехов!

Игры по обучению чтению: пособия и поделки

Забавные и полезные игры по обучению чтению можно сделать своими руками. Сам процесс изготовления плакатика или лото — полноценное занятие для малыша. Ребенок наблюдает за вашими действиями, участвует в создании игры и затем с удовольствием играет в нее.

Забавные и полезные игры по обучению чтению можно сделать своими руками. Сам процесс изготовления плакатика или лото — полноценное занятие для малыша. Ребенок наблюдает за вашими действиями, участвует в создании игры и затем с удовольствием играет в нее.

«Сделаем открытку» (18-36 месяцев)

ЧЕМУ УЧИМСЯ: обводке, чтению.

ПОНАДОБИТСЯ: лист плотной бумаги или картона, фломастеры, линейка.

КАК ИГРАТЬ. Основная задача и необходимое условие для обеспечения устойчивого желания читать — помочь ребенку научиться применять полученные знания в реальной жизни, дать понять необходимость и ценность этого умения. Только в этом случае малыш по-настоящему полюбит чтение.

Рисование открытки. Возьмите лист плотной бумаги или картона и согните его пополам. Придумайте подходящий к случаю сюжет. Допустим, у бабушки скоро будет день рождения. Предложите малышу: «Давай поздравим бабушку, подарим ей открытку!» Сядьте рисовать вместе с малышом. На внутренней стороне согнутого листа с левой стороны нарисуйте букет цветов. Ваш рисунок не должен быть сложным, поэтому не рисуйте много цветов. Затем надо написать текст. Но это лучше сделать на следующем занятии, так как малыш уже достаточно потрудился.

Надписывание открытки. Первая часть открытки (рисунок) у вас готова. Теперь надо сделать надпись на правой стороне листа. Разлинуйте место для надписи, расстояние между строками должно быть около 1 см. Теперь придумайте подходящую надпись. Пусть она будет короткой и доступной пониманию ребенка, например: «Бабушка, я тебя люблю! Внучка Анечка». Возьмите малыша на колени и пишите текст вместе с ним либо надписывайте сами, а малыш пусть смотрит. Пока вы пишете, проговаривайте вслух каждое слово. Когда надпись будет готова, прочитайте ее вместе с ребенком, проводя пальцем по строчкам.

Теперь текст можно обводить. Дайте малышу яркий фломастер и помогите обвести. Когда все готово, полюбуйтесь на вашу открытку, рассмотрите картинку и прочитайте еще раз. Можно похвастаться мишке: «Смотри, мишка, какую открытку мы сделали для бабушки!»

Уберите вашу готовую работу до бабушкиного праздника, а когда будете дарить, попросите бабушку, чтобы она сразу рассмотрела картинку и громко прочитала поздравление. Малыш старался. Важный совет: даря открытку, не говорите, что ее сделали МЫ. Ребенок считает открытку самостоятельной работой и может обидеться. Лучше пусть малыш скажет: «Бабушка, я тебя поздравляю! Это я сам сделал!» И малыш доволен, и бабушке приятно!

ВАРИАНТЫ. Можно не писать текст, а наклеивать полоски бумаги с уже написанными словами. Такой вариант безопаснее, так как малыш может проявить большую самостоятельность и сам наклеить надпись, не опасаясь ошибок.

Можно писать не открытки, а записки. Они могут быть адресованы кому угодно — папе, бабушке, коту, любимой игрушке и т.д. Конечно, необходимо учитывать уровень подготовки ребенка. Начинать следует с простых фраз, например: «Папа, обед готов!» Позже можно писать более сложные записки: «Бабушка! Кот хочет есть». Полезно предлагать малышу самому читать записки. Например, можно написать ему о том, что пора идти гулять или что бабушка устала.

«Делаем плакат для чтения» (12-36 месяцев)

ЧЕМУ УЧИМСЯ: читать, писать, обводить; петь по тексту.

ПОНАДОБИТСЯ: лист белой бумаги большого формата (АЗ, А2), яркие, толстые фломастеры.

КАК ИГРАТЬ. На плакате мы пишем текст песенки или стихотворения, которые знакомы малышу и любимы им.

Сделайте плакат с песенкой про бусинки. Напишите слова песни крупными печатными буквами, соблюдая строчки. Обведите ярким фломастером. Часть обводки можно выполнить с ребенком. Края плаката украсьте небольшими картинками.

Закружились бусинки —
ТА-ТА-ТА! ТА-ТА-ТА!
Подружились бусинки —
ДА-ДА-ДА! ДА-ДА-ДА!
Засмеялись бусинки:
«ХА-ХА-ХА! ХА-ХА-ХА!»
И запели бусинки:
«ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!»

Возьмите ребенка за руки (если он маленький — на руки, лицом к себе). Медленно кружитесь, припевая или проговаривая нараспев слова песенки. Пригласите в хоровод куклу, мишку.

Подойдите поближе к плакату и спойте, показывая своим пальцем слова. Скоро и малыш будет «читать» плакат, показывая пальчиком. Вам останется только следить, чтобы маленький пальчик попадал на нужное слово, когда вы его произносите.

Не стойте возле плаката долго, т.к. это надоест и вам, и малышу. Немного почитайте и переходите к другому занятию.

ВАРИАНТЫ. Можно сделать рисунок-лепку про бусинки. В следующий раз подойдите к вашему плакату, полюбуйтесь им и прочитайте слова. Затем предложите малышу слепить бусы. Сядьте за стол, возьмите цветной пластилин и слепите с ребенком несколько разноцветных бусинок. Фломастером проведите на листе бумаги «ниточку». На ней нарисуйте 4-5 крупных бусин. Кладите ваши пластилиновые бусины на бусинки на листе. Придавите каждую бусинку к листу своим пальцем или пальчиком малыша. Внизу на листе сделайте надписи: «ТА-ТА-ТА»; «ХА-ХА-ХА»; «РИСОВАЛА АНЯ».

«Лото «Наш теремок» (18-36 месяцев)

ЧЕМУ УЧИМСЯ: надписывать и читать; соотнесению изображения предмета и слова, его обозначающего.

ПОНАДОБИТСЯ: большой лист белого картона или бумаги (можно взять кусок обоев, перевернув его светлой стороной), несколько ярких фломастеров, полоски светлого картона, клей. А также картинки, уже вырезанные (без ребенка) из старых книжек (можно нарисовать их самостоятельно), переводные картинки или наклейки (должны соответствовать сюжету).

КАК ИГРАТЬ. Разложите на полу лист бумаги. Поговорите с малышом о том, что вы будете изображать. Например, вы хотите сделать лото по сказке «Теремок». Схематично нарисуйте большой дом, во весь лист.

Теперь размещайте (наклеивайте или рисуйте) в теремке зверей. Не обязательно использовать героев сказки. Звери могут быть любые, лишь бы нравились малышу: мышка, лягушка, бабочка или даже верблюд. Достаточно будет 4-5 персонажей, чтобы на листе не было тесно. Расположите жильцов по всему пространству теремка.

Когда все звери будут размещены в теремке, можно делать надписи. Располагайте их неподалеку от персонажа, но в разных направлениях (прямо, вверх ногами, наискосок), так интереснее будет играть.

Надписи можно сделать фломастером прямо на листе картона. Пишите сами при ребенке, а затем сразу прочитывайте вместе с малышом, проводя его пальчиком по написанному слову. Таким образом, малыш наблюдает за тем, как вы пишете, и сам читает написанное слово. Если ребенок стремится к большему участию, помогите ему обвести каждое слово ярким фломастером.

Еще красивее получается, когда вы приклеиваете на лото слова, заранее написанные на полосках цветной светлой бумаги. Выберите с малышом нужное слово, прочитайте его и помогите приклеить. В этом способе игры очень нравится участвовать старшим детям. Всем находится дело: кто-то отрезает полоски, кто-то пишет, а кто-то наклеивает.

Некоторые темы для лото:

Курочка Ряба.
Кот и мыши.
Машина.
Дождик.

«Кто в теремочке живет?» (18-36 месяцев)

ЧЕМУ УЧИМСЯ: соотносить написанные слова и изображения; читать; писать.

ПОНАДОБИТСЯ: сделанное вместе с малышом лото на любую тему, фломастеры, несколько картонных карточек для слов.

КАК ИГРАТЬ. У вас уже есть готовое лото «Теремок», которое вы сделали вместе с ребенком. Приступая к игре, возьмите лото и еще раз внимательно рассмотрите его. Расскажите сказку (песенку, стишок) по теме лото.

При этом показывайте и называйте всех участников сказки, изображенных на вашем лото. Затем вместе с ребенком найдите и прочитайте надписи, сделанные на лото.

Возьмите небольшие полоски светлого картона и напишите на них слова, соответствующие надписям на лото. Пусть ваши слова будут разного цвета, но с единым цветом букв в каждом слове. Карточки можно приготовить заранее, написав слова простым карандашом, тогда останется только обвести их ярким фломастером. Вы можете использовать в игре не все слова сразу, а только половину из написанных на самом лото. Например, у вас на лото написано в общей сложности 9 слов: «КОТ», «МЫШКА», «ЗАЙКА», «ТУК», «ТУК», «ТУК», «КТО», «ТУТ», «ЖИВЕТ». В первый раз начните с самых простых повторяющихся слов: «ТУК», «ТУК», «ТУК». Напишите их разным цветом на картонных карточках: одно слово «ТУК» красным цветом, второе — синим цветом, третье — зеленым цветом. Можно использовать картонные карточки разного размера и цвета.

Возьмите одну карточку со словом «ТУК» и сами положите на слово «ТУК», написанное на поле лото. Второе слово «ТУК» кладите вместе с малышом, а последнее пусть малыш положит сам.

В следующий раз, когда вы захотите ввести в игру другие слова, сначала поиграйте со знакомыми словами. Малыш легко положит уже известные ему «ТУК», «ТУК», «ТУК» на место. Это вселит в него уверенность, а вам легче будет ввести в игру новые слова.

Разложите перед ребенком несколько карточек со словами. Если малыш согласен, можно их перечитать. Укажите на одно из слов, написанных на игровом поле, и спросите: «Какую карточку сюда положим? Какое слово здесь написано?» Предложите малышу прочитать это слово и найти нужную карточку.

Чтобы сделать игру еще более привлекательной для малыша, можно на небольших картонках изобразить то, что уже нарисовано на лото. На нашем лото это будут звери — мышка, кот, зайка. (Если у вас лото по сказке «Курочка Ряба», то это может быть яичко, мышка, курочка.) Картинки на картоне можно схематично изобразить фломастером, а можно приклеить уже готовые. Можно просто взять кусочек цветного картона и вырезать из него нужную фигурку.

Такие изображения помогут вашему малышу понять способ игры с лото: подобное накладывается на подобное.

«Делаем свои тетради, прописи и раскраски» (24-36 месяцев)

ЧЕМУ УЧИМСЯ: готовим руку к письму; рисовать.

ПОНАДОБИТСЯ: школьная тетрадь в клеточку, фломастеры.

КАК ИГРАТЬ. Возьмите школьную тетрадку. Надпишите ее вместе с малышом.

Обычно рабочая тетрадь включает в себя несколько видов занятий по развитию навыков чтения и письма. Тут могут быть рисунки — обычно графические, состоящие из контуров знакомых малышу предметов. В зависимости от уровня подготовки ребенка это могут быть как простые рисунки — ягодка, травка, листик, — так и более сложные — птичка, мишка. Также в рабочей тетради могут быть рисунки на определенную тему, надписи, аппликации.

В тетради можно записывать рассказы вашего ребенка. При этом есть множество способов действия: вы можете сами записать рассказ под диктовку ребенка, а потом предложить ему обвести слова; или малыш сам, но с вашей помощью запишет отдельные фразы или весь рассказ. Кстати, рассказом может послужить все что угодно: воспоминания малыша, его рассуждения, любимое стихотворение, песенка, шутка и т.д. В рабочей тетради можно нарисовать раскраску-обводку, написать письмо Деду Морозу (а потом переписать и отослать). Позже в таких тетрадях можно записывать и математические примеры.

В рабочих тетрадях можно рисовать крупные рисунки, состоящие из простых деталей, — это тренирует руку ребенка и готовит ее к письму. Малыш учится видеть отдельные детали рисунка, которые нужно обвести, учится следовать линии рисунка. Это помогает различать и узнавать буквы в словах и правильно их писать.

В рабочих тетрадях мы можем крупным шрифтом писать слова и затем обводить буквы в этих словах (сначала в кружок, а затем по контуру каждой буквы). Обводка букв в словах способствует их запоминанию и позволяет увидеть состав слова. При обводке ребенок застрахован от ошибки написать слово или букву неверно — ведь слово уже написано. Малыш сразу запоминает правильное написание слов и букв.

Такие тетради сопровождают ребенка очень долго — одна сменяет другую. По сути, они являются для него первыми прописями — начиная с обводки букв и заканчивая собственным написанием рассказов. При этом, скорее всего, каждая ваша тетрадь будет отличаться от предыдущей и от тетрадей других малышей.

Магазин Умный Ребенок

Методика обучения детей чтению

Книга – неиссякаемый источник знаний, это друг и советчик малыша с самого раннего возраста, она учит и заставляет задуматься, дарит улыбку и хорошее настроение.

Безусловно, ребенок может получать знания, знакомиться с литературой и расширять свой кругозор и словарный запас и будучи активным слушателем сказок и учебников, которые читают ему его родители, но овладение навыком самостоятельного чтения – важная веха в развитии дошкольника, серьезная ступень в его интеллектуальном развитии.

Сейчас уже ни у кого не возникает сомнений в том, что учиться читать ребенок должен до поступления в школу. Возраст, когда малыш готов воспринять эту сложную науку разные методисты определяют по-разному. Кто-то, например, американский врач Глен Доман и его последователи, считает, что заниматься обучением чтению стоит уже в младенческом возрасте. Кто-то склонен откладывать уроки по обучению чтению до старшего дошкольного возраста.

Большинство современных педагогов и психологов рекомендуют не начинать серьезных уроков по изучению этого предмета раньше трех лет. Именно после этого возраста абстрактное и логическое мышление малыша готово к восприятию сложной информации, и он сможет не только механически запомнить графическое начертание букв, но и понять, как буквы должны складываться в слова.

При всем многообразии учебных пособий по обучению чтению, основных методик, между которыми выбирают современные родители, три.

Наиболее распространен традиционный, или так называемый фонематический, способ обучения чтению.

При помощи этой методики учили читать большинство из нас в школе. Сущность этого метода состоит в том, что ребенок сначала выучивает названия и запоминает графический вид букв алфавита, а только потом учится объединять их в слоги.

Для освоения метода вам понадобятся красочно иллюстрированные «Азбука» и «Букварь», для более комплексного, зрительно-слухового восприятия можно использовать специальные учебные пособия для «говорящей ручки».

Не стоит изучать буквы в полном соответствии с их расположением в алфавите. Для начала остановитесь на тех, которые наиболее часто встречаются в словах в повседневной речи (например, гласные «А» и «О», согласные «К», «Л», «В» и т.п.). А вот буквы «Ё» и «Э», «Ц» и «Й» могут подождать. Также будет полезно на первых уроках изучать буквы, которые резко отличаются друг от друга по внешнему виду и звучанию, это позволит избежать лишней путаницы. Не берите для изучения на одном уроке вместе буквы «М» и «Н», «А» и «О», «Ш» и «Щ» и т.п. После того как малыш запомнит несколько букв можно приступать к первым урокам чтения. Читайте короткие слова с открытыми слогами. Для того чтобы малышу было проще понять, как буква соотносится со звуком стоит сначала читать те слова, в которых разночтений между ними не будет.

Для большей наглядности первые слова можно выкладывать перед юным учеником при помощи кубиков с буквами или специальной магнитной азбуки. Это к тому же избавит спину малыша от чрезмерной нагрузки – ведь тогда читать можно стоя или лежа, в процессе игры, а не за партой.

Большим плюсом фонематического метода является то, что он в целом совпадает с учебной программой, по которой малыш будет изучать родной язык в дальнейшем в школе, и ему не придется переучиваться. Основной минус – это сложность овладения знаниями, не стоит ожидать быстрого прогресса в овладении навыками беглого чтения, наберитесь терпения, так как механизм сливания отдельных букв в слоги для многих дошкольников является очень сложным для понимания.

Метод обучения чтению с пеленок создал в 40-х годах ХХ-го века американский военный врач Глен Доман. В своей медицинской практике он столкнулся с тем, что постоянная активизация определенных зон мозга способна привести к блестящим результатам – дети с травмами головного мозга и отставанием в развитии при помощи специальных карточек, придуманных медиком, догоняли своих сверстников, здоровые малыши начинали бегло читать практически одновременно с овладением речью. Секрет методики Домана в том, что он предлагал учить ребенка читать не буквами, а сразу целыми словами. Для этого малышу нужно было механически запомнить их внешний вид, а после накопления и определенного анализа этих знаний выдать готовый результат.

Для того чтобы начать учить малыша чтению по Доману вам понадобится много терпения, свободного времени и табличек. Их можно купить в готовом наборе «Карточек Домана» или изготовить самостоятельно. На каждой такой табличке на светлом однотонном фоне крупным четким шрифтом написано только одно слово. Доман считал, что наиболее эффективным в этом случае будет шрифт красного цвета. Такие таблички необходимо устанавливать та чтобы глаз ребенка постоянно мог остановиться на одной из них. Через день- два таблички меняют.

Похожую методику предлагает родителям малышей и француженка Сесиль Люпан. Однако она несколько модифицировала идеи своего предшественника — кроме демонстрации малышу табличек со словами, она предлагает изучать и отдельно буквы, а также алфавит, преподавая его крохе в виде веселой песенки или стихотворения, а затем, предлагая рассмотреть каждую из букв на отдельной карточке.

Эти методики крайне полезны для развития малыша, они позволяют стимулировать познавательный интерес, обогащают сенсорику, однако очень часто «волшебного эффекта» не происходит и ребенок, уверенно читающий слова на табличках, теряется, увидев то же самое слово, написанное в тексте сказки другим шрифтом и т.п.

Оригинальный складовый метод обучения чтению придумал отечественный педагог Николай Зайцев. Для занятий с малышом вам понадобится набор готовых Кубиков Зайцева или картонные заготовки и наполнитель для самостоятельного склеивания пособия. Эти особые кубики позволяют комплексно воздействовать на восприятие ребенка – они разного размера и цвета, текстуры, они даже звучат по-разному. Все это позволяет малышу наглядно на интуитивном уровне усвоить различия между гласными и согласными, звонкими и глухими звуками и т.п. На каждом кубике Зайцева написаны склады. В отличие от обычного слога они представляют собой особые единицы, которые соответствуют «одному усилию голосовых связок при произнесении слова». Если традиционное деление на слоги предполагает наличие как открытых, так и закрытых слогов, то у Никитина все склады открытые, короткие и понятные малышу. Сравните: при обычном слогоделении слово «паровоз» мы разобьем на три слоги – «па-ро-воз», а вот складов в нем будет – четыре: «па-ро-во-з».

Вся методика обучения складывается из игр с кубиками и особого пропевания складов, написанных на гранях каждого из них. Плюсом данной методики является ее игровая направленность, способная привить у малыша любовь к получению новых знаний, уберечь кроху от гиподинамии и развития сколиоза и близорукости. Приятно и то, что первые результаты можно увидеть уже после 4-6 занятий с малышом при условии их регулярности.

Существенным минусом можно назвать сильное расхождение складовой методики с фонематиченским принципом изучения русского языка в школе. Фактически малышу придется серьезно переучиваться уже на первых уроках.

Идеального способа быстро и эффективно обучить малыша чтению методисты пока не вывели. Именно вам, родителям, которые знают своего малыша лучше всех, проще определить, какой метод подойдет именно вашему сыну или дочке, не станут ли существующие минусы или какие-либо особенности этих программ и пособий для него и для вас серьезными подводными камнями.

Какую бы методику обучения чтению вы не выбрали – берите от нее только самое конструктивное, не бойтесь экспериментировать и добавлять в занятия свои авторские игры. Только вы знаете, чем проще всего заинтересовать вашего кроху – веселой эстафетой с кубиками, ролевой игрой в «магазин», где вы можете выкладывать названия предметов, или забавными стихотворениями об алфавите. Не забывайте, что главное на данном этапе обучения — не в самые кратчайшие сроки научить малыша читать, а сделать так, чтобы учеба приносила ему радость и удовольствие.

И обязательно не переставайте читать вместе свои любимые книги, ведь до навыков беглого самостоятельного чтения вашему юному читателю нужны тренировки и тренировки, которые не принесут радости, если любовь к чтению не разовьется естественным образом в самом раннем детстве!