Договор поставки товара для государственных нужд это
Договором поставки для государственных нужд называется договор о передаче покупателю товаров, предназначенных для государственных нужд, заключаемый поставщиком на основе и во исполнение государственного контракта.
Главная отличительная черта– особая цель использования товаров, а именно – их закупка для государственных нужд, в том числе в государственный резерв.
Договор поставки для государственных нужд является:
1) консенсуальным;
2) возмездным – основанием исполнения обязательства по передаче товара является получение встречного удовлетворения в виде покупной цены, и наоборот;
3) взаимным – наличие субъективных прав и обязанностей у обеих сторон договора поставки для государственных нужд.
Поставщик– предприниматель.
Государственный заказчик– утвержденные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти, федеральные казенные предприятия или государственные учреждения.
Покупатель– любое юридическое лицо.
Предмет договора– любые товары, приобретаемые для использования в хозяйственных целях, в то м ч исле для предпринимательской деятельности. Закупка по государственным контрактам товаров иностранного производства не допускается.
Форма договора– письменная, заключается путем подписания сторонами одного документа.
Существенным условием договора поставки для государственных нужд является срок.
Права и обязанности поставщика:
1) заключение договора поставки для государственных нужд;
2) за просрочку поставки или недопоставку товаров по государственному контракту уплатить покупателю неустойку в размере 50 % от стоимости недопоставленной продукции и возместить убытки;
3) передачу товаров: а) путем отгрузки их покупателю либо путем предоставления товаров в распоряжение покупателя в месте нахождения поставщика;
б) вместе с принадлежностями и документами, относящимися к товару;
в) в определенном количестве;
г) в согласованном ассортименте;
д) соответствующей комплектности и в комплекте, если таковой предусмотрен;
е) установленного качества;
ж) свободным от прав третьих лиц;
з) в таре и упаковке.
Права и обязанности государственного заказчика:
1) обязан принять товар; 2) обязан прикрепить к поставщику покупателя; 3) обязан оплатить товар; 4) выступить поручителем по обязательству покупателя оплатить товар.
Права и обязанности покупателя:
1) обязан принять предложенное поставщиком исполнение; 2) вправе отказаться от заключения договора полостью или частично; 3) оплатить товар, если поставка производится по отдельному договору поставки.
Поставка товаров для государственных и муниципальных нужд
- Свобода договора
- Договор и порядок его заключения
- Государственный и муниципальный контракт
- Условия договора энергоснабжения
- Договор мены
- Договор дарения
- Форма договора дарения
- Договор социального найма жилого помещения
Государственные и муниципальные нужды
Государственные или муниципальные нужды — это обеспечиваемые за счет соответствующего бюджета и внебюджетных источников потребности в товарах, необходимых для осуществления функций Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, исполнения международных обязательств Российской Федерации, реализации государственных программ соответствующего (федерального, регионального) уровня и решения вопросов местного значения.
Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в которых участвует Российская Федерация, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов РФ и некоторые другие.
Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.
Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд — разновидность договора поставки. Этим договором оформляются закупка товаров, необходимых государству, в частности, необходимых для обеспечения нужд обороны и безопасности страны. Регулируется этот договор ст. 525-538 ГК РФ, регламентирующими этот вид договора, а также статьями, посвященными договору поставки. и специальными законами:
- Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»;
- Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве»;
- Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. № 213-Ф3 «О государственном оборонном заказе»;
- Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
При заключении данного договора сначала действуют специальные правила, если вопросы ими не урегулированы — вступает в действие положение договора поставки, далее положения договора купли-продажи.
Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.
Государственный или муниципальный контракт, договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд отличается от иных договоров поставки целью продажи и приобретения товаров, участием в поставках государственных или муниципальных заказчиков или уполномоченных ими лиц, а также обеспечением оплаты товаров за счет средств бюджета и внебюджетных источников финансирования.
Существенные отличия государственного или муниципального контракта (договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд) от иных видов договора купли-продажи:
- покупателем является государственный орган — государственный или муниципальный заказчик или уполномоченные им юридические лица;
- договор — государственный или муниципальный контракт заключается на основе государственного заказа, формируемого в установленном законом порядке:
- предпочтительным способом размещения заказов на закупки товаров для государственных или муниципальных нужд признано проведение открытых торгов (конкурсов);
- порядок и сроки заключения государственного или муниципального контракта (договора поставки) на основе заказов определены ГК РФ;
- государственный или муниципальный заказчик обеспечивает своевременную оплату товаров за счет средств бюджета, а также возмещение убытков, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного или муниципального контракта;
- законами о поставках для государственных или муниципальных нужд предусмотрена неустойка за отдельные нарушения договоров;
- споры, возникающие при заключении государственного или муниципального контракта (договора поставки), рассматриваются арбитражным судом независимо от того, имеется ли обязанность одной из сторон заключить договор.
Когда покупатель и государственный или муниципальный заказчик не совпадают, имеет место и государственный или муниципальный контракт, и договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд. По государственному или муниципального контракту поставщик (исполнитель) обязуется передать товар государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию другому лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленного товара.
Порядок заключения договора
Государственный или муниципальный заказчик разрабатывает проект государственного контракта и отправляет его поставщику. При этом поставщик:
- не позднее 30-дневного срока со дня получения подписывает и возвращает один экземпляр государственного или муниципального контракта другой стороне;
- при наличии разногласий составляет соответствующий протокол разногласий, который отправляют заказчику;
- отказывается от заключения государственного или муниципального контракта.
Государственный или муниципальный заказчик в течение 30 дней рассматривает протокол разногласий и уведомляет поставщика о принятии государственного или муниципального контракта в редакции поставщика или об отказе заключения контракта.
Если поставщик является обязательным поставщиком, то при наличии разногласий контракт в течение 30-дневного срока передается на рассмотрение в суд.
Если государственный или муниципальный контракт заключен по итогам проведения конкурса, то он должен быть заключен не позднее 20 дней со дня объявления результатов конкурса.
В случае отказа покупателя от товара или от заключения договора государственный или муниципальный заказчик обязан в течение 30 дней прикрепить к поставщику другого покупателя, направить поставщику отгрузочную разнарядку с указанием получателя товара либо сам выступить получателем товара (с обязанностью оплатить).
Если государственный или муниципальный заказчик указанное условие не выполняет, поставщик вправе требовать от государственного или муниципального заказчика принятия товара (и его оплаты) либо реализовать товар по своему усмотрению с отнесением разумных расходов по реализации товара на государственного или муниципального заказчика. Убытки, причиненные поставщику в связи с неисполнением государственного или муниципального контракта, подлежат возмещению в течение 30 дней.
Ответственность сторон по договору поставки для государственных или муниципальных нужд:
- основанием наступления ответственности является неисполнение или ненадлежащее исполнение договора;
- ответственность является полной и строится на основании положений гл. 25 ГК РФ.
Виды ответственности: возмещение убытков (реального ущерба или упущенной выгоды) (ст. 25 ГК РФ); взыскание договорной неустойки (пени, штрафа); взыскание уплаты процентов за пользование чужими деньгами в случае нарушения денежных обязательств (ст. 395, п. 4 ст. 487 ГК РФ); отказ стороны от исполнения договора, возврат недоброкачественного или некомплектного товара, приобретение товара покупателем у другого лица в случае его недопоставки, принудительная оплата покупателем невыбранного товара и др.
Как правило, на практике возмещение убытков, причиненных в связи с выполнением или расторжением государственного или муниципального контракта регулируется ст. 533 ГК РФ, а также ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»:
- заказчик обязан возместить убытки, причиненные поставщику, в течение 30 дней со дня передачи товара (при невозмещении их поставщик вправе отказаться от договора), а также убытки, причиненные отказом от возмещения убытков, понесенных поставщиком при исполнении договора (п. 1 ст. 533 ГК РФ);
- поставщик обязан уплатить штраф в размере стоимости товара, определенной в проекте контракта, в случае необоснованного уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на поставку товара для федеральных нужд (п. 2 ст. 5 Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» и другие законы), а также уплатить 50% стоимости недопоставленного им товара помимо уплаты неустойки и такую же сумму за просрочку поставки товара (п. 3 ст. 5 указанного Закона), а в случае поставки недоброкачественных или некомплектных товаров уплатить штраф в размере 20% стоимости забракованных товаров (п. 5 сг. 16 Федерального закона «О государственном материальном резерве»).
Договор поставки товара для государственных нужд это
Поставка товаров для государственных нужд должна осуществляться на основе государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд между организациями — исполнителями заказа для государственных нужд и потребителями выпускаемых товаров.
Особенности данного вида договора поставки заключаются в том, что государственный контракт подписывается на основе принятого исполнителем заказа на поставку товаров для государственных нужд. Причем в некоторых случаях, предусмотренных законом, заключение государственного контракта будет являться для исполнителя (поставщика) обязательным. Однако при этом в отношении всякого исполнителя (поставщика), за исключением казенного предприятия, должно быть соблюдено введенное ГК требование о возмещении государственным заказчиком всех убытков, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в результате выполнения им условий государственного контракта.
Закон детально регламентирует порядок и сроки заключения государственного контракта. Проект государственного контракта разрабатывается государственным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), принявшему до этого заказ на поставку товаров для государственных нужд. Поставщик (исполнитель) обязан рассмотреть проект государственного контракта и в 30-дневный срок со дня его получения сообщить государственному заказчику о своем решении. Возможны три варианта такого решения:
во-первых, согласие заключить государственный контракт на условиях, предложенных государственным заказчиком. В этом случае поставщик (исполнитель) подписывает государственный контракт и один подписанный экземпляр возвращает государственному заказчику;
во-вторых, согласие заключить контракт, но на условиях, отличных от тех, что предложил государственный заказчик. При таких обстоятельствах поставщик (исполнитель) должен возвратить государственному заказчику подписанный проект государственного контракта вместе с протоколом разногласий по отдельным его условиям;
в-третьих, отказ от заключения государственного контракта, о чем поставщик (исполнитель) должен уведомить государственного заказчика в тот же 30-дневный срок.
Государственному заказчику предоставляется 30 дней для рассмотрения протокола разногласий к государственному контракту, составленному поставщиком (исполнителем). Здесь тоже возможны варианты: государственный заказчик в течение указанного срока может сообщить поставщику (исполнителю) о принятии его редакции спорных условий государственного контракта либо об отклонении протокола разногласий. В последнем случае, а также при истечении 30-дневного срока разногласия по государственному контракту, заключение которого является обязательным для государственного заказчика или поставщика (исполнителя), могут быть переданы другой стороной в срок не позднее 30 дней на рассмотрение арбитражного суда.
Если же сторона, для которой заключение государственного контракта является обязательным, уклоняется от его подписания, другая сторона может обратиться в арбитражный суд с иском о понуждении к заключению государственного контракта.
Основным же правилом, как и в других цивилизованных странах, должно стать размещение заказа на поставку товаров для государственных нужд путем проведения соответствующих конкурсов. И в этой ситуации заключение государственного контракта с победителем конкурса становится для государственного заказчика обязательным. Государственный контракт должен быть оформлен не позже чем через 20 дней со дня проведения конкурса.
Государственным контрактом может быть предусмотрено, что поставка товаров осуществляется конкретному покупателю, который государственным заказчиком прикрепляется к поставщику (исполнителю). Выданное государственным заказчиком извещение о прикреплении будет служить основанием для заключения непосредственно между поставщиком (исполнителем) и покупателем договора поставки товаров для государственных нужд.
Получив извещение о прикреплении, поставщик (исполнитель) должен в 30-дневный срок направить проект договора покупателю.
Если поставщик (исполнитель) получит от покупателя подписанный проект договора с протоколом разногласий, он должен принять меры к их согласованию и в 30-дневный срок уведомить покупателя о принятии договора в согласованной редакции либо об отклонении протокола разногласий. Неурегулированные разногласия могут быть переданы заинтересованной стороной на рассмотрение арбитражного суда в 30-дневный срок.
Поставщик (исполнитель) при наличии извещения о прикреплении не вправе уклоняться от заключения с покупателем договора поставки товаров для государственных нужд. Данное требование обеспечивается предоставлением покупателю права обратиться в такой ситуации в арбитражный суд с иском о понуждении поставщика (исполнителя) заключить договор на условиях разработанного покупателем проекта договора.
Что касается покупателя, то он может отказаться полностью или частично от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора в целом. При таких обстоятельствах вопрос о прикреплении поставщика (исполнителя) к другому покупателю должен быть решен государственным заказчиком в течение 30 дней со дня получения соответствующего уведомления поставщика (исполнителя). В противном случае поставщик (исполнитель) получает право требовать от государственного заказчика принять и оплатить товары либо возместить расходы, связанные с реализацией этих товаров другому потребителю.
Гарантией прав и законных интересов поставщика (исполнителя) будет служить норма, согласно которой при оплате покупателем товаров по договору поставки товаров для государственных нужд заказчик признается поручителем по денежному обязательству покупателя. Это означает, что в случае неоплаты товаров покупателем государственный заказчик будет отвечать перед поставщиком (исполнителем) в полном объеме, включая уплату процентов, возмещение судебных издержек и других убытков, вызванных неоплатой поставленных товаров.
Договор поставки товара для государственных нужд это
ДОГОВОР ПОСТАВКИ ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД
Договором поставки для государственных нужд называется договор о передаче покупателю товаров, предназначенных для государственных нужд, заключаемый поставщиком на основе и во исполнение государственного контракта.
Главная отличительная черта – особая цель использования товаров, а именно – их закупка для государственных нужд, в том числе в государственный резерв.
Договор поставки для государственных нужд является:
2) возмездным – основанием исполнения обязательства по передаче товара является получение встречного удовлетворения в виде покупной цены, и наоборот;
3) взаимным – наличие субъективных прав и обязанностей у обеих сторон договора поставки для государственных нужд.
Государственный заказчик – утвержденные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти, федеральные казенные предприятия или государственные учреждения.
Покупатель – любое юридическое лицо.
Предмет договора – любые товары, приобретаемые для использования в хозяйственных целях, в то м ч исле для предпринимательской деятельности. Закупка по государственным контрактам товаров иностранного производства не допускается.
Форма договора – письменная, заключается путем подписания сторонами одного документа.
Существенным условием договора поставки для государственных нужд является срок.
Права и обязанности поставщика :
1) заключение договора поставки для государственных нужд;
2) за просрочку поставки или недопоставку товаров по государственному контракту уплатить покупателю неустойку в размере 50 % от стоимости недопоставленной продукции и возместить убытки;
3) передачу товаров: а) путем отгрузки их покупателю либо путем предоставления товаров в распоряжение покупателя в месте нахождения поставщика;
б) вместе с принадлежностями и документами, относящимися к товару;
в) в определенном количестве;
г) в согласованном ассортименте;
д) соответствующей комплектности и в комплекте, если таковой предусмотрен;
е) установленного качества;
ж) свободным от прав третьих лиц;
з) в таре и упаковке.
Права и обязанности государственного заказчика:
1) обязан принять товар; 2) обязан прикрепить к поставщику покупателя; 3) обязан оплатить товар; 4) выступить поручителем по обязательству покупателя оплатить товар.
Права и обязанности покупателя:
1) обязан принять предложенное поставщиком исполнение; 2) вправе отказаться от заключения договора полостью или частично; 3) оплатить товар, если поставка производится по отдельному договору поставки.
§ 4. Договор поставки товаров для государственных нужд
1. Договор поставки товаров для государственных нужд — разновидность договора поставки. Согласно ст. 506 и 525 ГК по данному договору поставщик (исполнитель), осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок (сроки) товары в собственность государственному заказчику (определяемому им покупателю) за определенную в договоре денежную сумму в целях использования для государственных нужд.
Выделение рассматриваемого договора в отдельный вид договора купли-продажи объясняется исключительно необходимостью обеспечения экономических интересов и жизнедеятельности государства и общества в целях:
1) создания и поддержания государственных материальных резервов;
2) обеспечения обороны и безопасности страны;
3) осуществления экспортных поставок товаров по международным договорам государства;
4) выполнения федеральных государственных программ.
Для реализации указанных целей, как сказано в ст. 525 ГК, в части, не урегулированной § 4 гл. 30 ГК, применяются законы о поставке товаров для государственных нужд. В настоящее время в их число входят: Федеральные законы от 13 декабря 1994 г. «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» , от 2 декабря 1994 г. «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» , от 27 декабря 1995 г. «О государственном оборонном заказе» , от 29 декабря 1994 г. «О государственном материальном резерве» .
СЗ РФ. 1994. N 34. Ст. 3540.
СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3303.
СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 6.
СЗ РФ. 1995. N 1. Ст. 3.
Договор поставки товаров для государственных нужд призван служить в качестве правового механизма для обеспечения государственных нужд в различных сферах экономики (производстве, строительстве, получении услуг и т.п.).
В ГК формируется особый тип гражданско-правового договора, называемого государственным контрактом, который необходимо закрепить наряду с публичным договором в разделе III «Общая часть обязательственного права» части первой ГК.
Правовые особенности договора поставки товаров для государственных нужд проявляются в его субъектном составе и в связи с этим в структуре договорных связей, основаниях и порядке заключения и исполнения договора, ответственности сторон за ненадлежащее исполнение и неисполнение договора. Расходы по поставке товаров для государственных нужд финансируются за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования РФ, а в случаях, указанных в названных выше законах, — и субъектов РФ. В общем виде можно сказать, что в законодательстве, посвященном договорам по поставке продукции для государственных нужд, предусматриваются повышенные требования к заключению и исполнению договоров. В частности, это выражается в увеличении числа императивных норм, регулирующих данные договорные отношения, прежде всего в вопросах ответственности за неисполнение и ненадлежащее исполнение договоров.
2. Субъектами договора о поставке товаров для государственных нужд на стороне заказчика являются государственные органы и организации, выступающие в качестве юридических лиц, на стороне поставщика — государственные и частные организации (юридические лица). Конкретный состав участников договора определяется структурой договорных связей, устанавливаемых на основе заказа государственного заказчика.
ГК и указанными выше федеральными законами предусматриваются две категории договора поставки товаров для государственных нужд: государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд и договор поставки товаров для государственных нужд.
Первый из них выполняет функцию основного и нередко единственного договора по отношению ко второму; второй — заключается в случаях, предусмотренных первым, и может существовать лишь вместе с ним.
Согласно ст. 526 ГК по государственному контракту на поставку товаров для государственных нужд (далее — государственный контракт) поставщик-исполнитель обязуется передать товары государственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный заказчик — обеспечить оплату поставленных товаров. Под указанием иному лицу понимается выдача государственным заказчиком поставщику отгрузочной разнарядки о поставке товаров указанному в ней получателю, не являющемуся стороной государственного контракта.
В роли государственных заказчиков по договору о поставках продукции для федеральных государственных нужд выступают федеральный орган исполнительной власти, федеральное казенное предприятие или государственное учреждение; о закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в зависимости от вида продукции — Федеральная продовольственная корпорация, Министерство сельского хозяйства, Федеральное агентство по государственным резервам, в субъектах РФ — государственные органы и организации, определяемые органами власти субъектов РФ; о поставках товаров для нужд обороны — федеральный орган исполнительной власти, имеющий войска или вооруженные формирования.
В роли поставщика по государственному контракту могут выступать любые государственные и частные предприятия и организации (юридические лица), производящие нужные государству товары. Среди них законодатель выделяет предприятия и организации, обязанные заключать государственный контракт. В их числе значатся: по поставкам продукции для федеральных государственных нужд — казенные предприятия и организации, занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара; по поставке товаров в государственный материальный резерв — поставщики, занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара, и предприятия, в объеме производства которых государственный оборонный заказ превышает 70%; по выполнению оборонного заказа — унитарные предприятия, организации, занимающие доминирующее положение на товарном рынке или обладающие монополией на производство продукции для оборонного заказа при условии, что оборонный заказ обеспечивает установленный Правительством РФ уровень рентабельности производства продукции.
При этом заключение государственного контракта обязательно для поставщика (исполнителя) лишь при условии, что государственным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного контракта. Приведенное положение о возмещении убытков не распространяется на казенные предприятия.
Согласно п. 1 ст. 529 ГК договор поставки товаров для государственных нужд заключается в случае, предусмотренном государственным контрактом. Документом об определении государственным заказчиком покупателя, являющимся основанием для заключения договора поставки, служит извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю), направляемое сторонам договора поставки. Покупатель, однако, вправе полностью или частично отказаться от товаров, указанных в данном извещении, и от заключения договора на их поставку. В этом случае поставщик (исполнитель) должен незамедлительно уведомить государственного заказчика о таком отказе и просить прикрепить к нему другого покупателя. Государственный заказчик обязан выдать поставщику (исполнителю) извещение о прикреплении к нему нового покупателя либо направить поставщику (исполнителю) отгрузочную разнарядку с указанием получателя товаров либо сообщить о своем согласии принять и оплатить товары (п. 2 ст. 530 ГК). При невыполнении государственным заказчиком обязанностей, связанных с отказом покупателя от договора поставки, поставщик (исполнитель) вправе либо потребовать от государственного заказчика принять и оплатить товары, либо реализовать товары по своему усмотрению с отнесением разумных расходов, связанных с их реализацией, на государственного заказчика.
В основе заключения государственного контракта лежит заказ государственного заказчика на поставку товаров для государственных нужд, принимаемый поставщиком (исполнителем). Если для государственного заказчика данный заказ можно считать административным актом, утверждаемым соответствующим органом государственной власти, то для поставщика он не является каким-либо плановым актом, обязывающим его в подавляющем большинстве случаев заключить государственный контракт . Указанный заказ имеет обязательную силу лишь для государственного заказчика, разместившего заказ, принятый поставщиком (исполнителем). При этом размещение государственных заказов о поставках продукции для федеральных нужд осуществляется государственными заказчиками путем открытых и (или) закрытых торгов, конкурсов, аукционов . Размещение государственных заказов через систему торгов, конкурсов и аукционов практикуется и применительно к поставке товаров для государственных нужд, предусмотренных другими законами.
Законом о поставках для государственных нужд предусматривается обязанность заключения государственного контракта и договора поставки продукции для федеральных государственных нужд для казенных предприятий и предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара.
См.: Положение об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд. Утв. Указом Президента РФ от 8 апреля 1997 г. N 305 // СЗ РФ. 1997. N 15. Ст. 1756.
При определении порядка заключения государственных контрактов законодатель детально регламентирует переговорный процесс заключения договора, устанавливая сроки и способы рассмотрения проекта контракта каждой стороной договора (ст. 528 ГК). При этом центр тяжести переносится на применение принципа максимализации переговорного процесса, ведущего к необходимости заключения государственного контракта. Если же сторона, для которой заключение государственного контракта обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении этой стороны заключить государственный контракт.
С той же тщательностью, что и при заключении государственного контракта, законодатель регулирует переговорный процесс по заключению договора поставки, применяя принципы максимализации к необходимости достижения соглашения между сторонами о заключении договора (ст. 529 ГК). Если поставщик (исполнитель) уклоняется от заключения договора поставки, покупатель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении поставщика (исполнителя) заключить договор на условиях разработанного покупателем проекта договора.
4. Исполнение государственного контракта осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 506 — 523 ГК о договоре поставки. В п. 2 ст. 531 ГК лишь оговаривается, что при поставке товаров для государственных нужд покупателям, указанным в отгрузочной разнарядке, товары оплачиваются государственным заказчиком, если иной порядок расчетов не предусмотрен государственным контрактом.
Вопрос об оплате товаров возникает и применительно к договору поставки товаров для государственных нужд. Но в этом случае речь идет не только и не столько о том, кто должен оплатить товар, но и о том, по каким ценам он должен оплачиваться и, что не менее важно, каким актом или документом определяются цены на данные товары.
Согласно ст. 532 ГК товары по договорам поставки оплачиваются покупателями по ценам, определяемым в соответствии с государственным контрактом. В указанной статье ГК предусматривается также важное положение, гарантирующее право продавцов на получение оплаты поставляемых товаров для государственных нужд. Государственный заказчик признается поручителем по обязательству покупателя в договоре поставки надлежащим образом оплачивать полученные им товары. Данное поручительство, вытекающее из закона, подчеркивает, что ключевым субъектом права в системе договоров по поставке товаров для государственных нужд (государственного контракта и договора поставки) является государственный заказчик. В его ведении находятся финансы, обеспечивающие поставку необходимых государству товаров, на него возлагаются функции по организации и осуществлению правовых связей между участниками отношений по реализации государственных интересов в рассматриваемой области экономики.
5. Ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение государственного контракта и договора поставки товаров для государственных нужд наступает на общих основаниях (ст. 393 и 394 ГК) в форме возмещения убытков или уплаты неустойки потерпевшей стороне. Ответственность наступает в соответствии с п. 3 ст. 401 ГК независимо от наличия вины.
Возмещение убытков, причиненных поставщику (исполнителю) в связи с выполнением или расторжением государственного контракта, предусмотрено ст. 533 ГК. Согласно п. 1 ст. 533 ГК убытки подлежат возмещению государственным заказчиком не позднее 30 дней со дня передачи товара в соответствии с государственным контрактом. При невозмещении данных убытков поставщик (исполнитель) вправе отказаться от исполнения государственного контракта и потребовать возмещения убытков, вызванных расторжением государственного контракта (п. 2 ст. 533 ГК).
При расторжении государственного контракта по основаниям, указанным выше, поставщик также вправе отказаться от исполнения договора поставки для государственных нужд и потребовать, чтобы государственный заказчик возместил причиненные ему таким образом убытки.
В свою очередь государственный заказчик в случаях, указанных в законе, вправе полностью или частично отказаться от товаров, поставка которых предусмотрена государственным контрактом, при условии возмещения причиненных убытков (ст. 534 ГК). При этом, если такой отказ привел к расторжению или изменению договора поставки товаров для государственных нужд, убытки, причиненные покупателю расторжением или изменением договора, возмещаются государственным заказчиком.
Право на отказ государственного заказчика от поставки предусмотренных государственным контрактом товаров может возникнуть в результате утраты потребности в них, появления на рынке более совершенных в техническом отношении изделий, изменения конъюнктуры рынка и т.п.
Ответственность в форме уплаты неустойки (пени, штрафов) может быть договорной и (или) установленной в законе. Следует, однако, отметить, что по сравнению с общим договором поставки при поставке товаров для государственных нужд преобладающей является неустойка, устанавливаемая законом.
Так, согласно Закону «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» при нарушении условий договора (контракта) по срокам и (или) количеству поставщик уплачивает неустойку в размере 50% стоимости недопоставленных товаров. При этом неустойка за недопоставку товаров имеет штрафной характер, т.е. с поставщика одновременно взыскиваются и убытки, и неустойка.
Закон «О государственном материальном резерве» за поставку (закладку) в государственный резерв материальных ценностей, не пригодных для длительного хранения, не комплектных или не соответствующих по качеству и ассортименту условиям государственного контракта (договора), предусматривает уплату изготовителем (поставщиком) штрафа в размере 20% стоимости забракованных, не соответствующих условиям договора (государственного контракта) материальных ценностей.
Договор поставки для государственных и муниципальных нужд в 2018
Понятие государственных и муниципальных нужд содержит в себе то, что это потребности в товарах, которые обеспечиваются с помощью специализированного бюджета и других источников вне бюджета. Это такие потребности в товарах, которые необходимы для выполнения функций РФ, а так же субъектов РФ, реализации международных обязанностей РФ., формирования и исполнения государственных программ специализированного уровня, а так же для решения задач местного значения.
Обеспечение товарами для данных задач – вид договора поставки. Этим документом оформляется закупка, необходимая государству, чаще всего для защиты страны. Данный документ оформляется согласно ст. 525 по 538 ГК РФ, а так же спец законами №60, 79, 213 и 94 – ФЗ.
Существенные условия договора поставки для государственных нужд
При оформлении этого документа первоначально действуют особые правила, но если возникающие вопросы ими не решены, то вступает в силу положение контракта доставки продукции, а после положения из договора купли-продажи.
Для данного документа существует ряд особых условий, наличие которых обязательно в составлении:
- предмет в документе;
- конкретные сроки;
- стоимость и возможность оплаты.
Далее следует учитывать такие моменты как:
- место выполнения условий;
- вид приема продукции;
- ответственность лиц, вступающих в закупки.
Ответственность поставщика такова, что неустойка, цена которой устанавливается заказчиком, выплачивается в полном размере.
Ответственность заказчика заключается в выплате неустойки, размером 1/300.
Кроме того, обе стороны закупочных отношений имеют право быть освобождены от уплаты штрафных санкций только тогда, если кто – то из них найдет доказательства, что невыполнение обязательств произошло по вине другого.
Дополнительные условия для оформления:
- права и обязанности участников;
- непредвиденные обстоятельства;
- обеспечение документа (это финансовая поддержка того, что поставщик обязан выполнить свои условия в указанный срок и по всем правилам, либо заказчик может возместить свои убытки из – за невыполнения условий контракта первым участником).
Особенности договора поставки для государственных нужд
Изменение контракта поставки для государственных и муниципальных нужд невозможно в случае со всеми обязательными условиями.
Но возможны изменения следующих условий:
- сведения об участнике (изменение реквизитов или персональных данных);
- смена количества указанного продукта;
- внесение изменений в цену документа.
Важно помнить, что для изменения этих условий обязательно нужно согласие другого участника закупочных отношений.
Оплата товара по договору поставки
Оплата товара по договору поставки для государственных нужд осуществляется по всем правилам и порядкам, а также по форме расчетов, которая предусмотрена документом. Цена устанавливается по решению участников закупок. В договоре указывается срок и размер оплаты, возможность частичных выплат, а так же дополнительных условий по ценовой политике.
Обязанность поставляемой стороны передать продукт закупщику, который соответствует качеству и количеству, указанному в контракте.
Порядок заключения договора на поставку товаров
Участник, который закупает товар, должен разработать план государственного контракта и отправить его поставщику, который, в свою очередь, обязан:
- подписать и возвратить один вариант контракта закупщику, не позднее 30 дней;
- выслать письмо с указанием противоречий, если они имеются;
- либо отказаться от закупок.
Заказчик должен в течение 30 дней решить возникшие проблемы и осведомить сторону поставки. В случаях когда по итогам специализированного конкурса, то его должны заключить не позже чем 20 дней, начиная со дня, когда объявили результаты.
Расторжение договора
Прекращение контракта поставки для государственных нужд возможно при исполнении основного обязательства, либо при расторжении документа, которое возможно только в таких случаях как:
- обоюдное решение участников закупок;
- вынесенное решение суда.
Требовать расторгнуть контракт в суде участник может только после того, как получил отказ от другого или не получил ответ в указанный срок, который равен 30 дням.
Данный вид договора — отличная возможность для владельца малого и среднего бизнеса получить хорошего заказчика в лице государства, чтобы заключать контракты на доставку продукции либо на оказание услуг. Поэтому необходимо ответственно относиться к участию в государственных закупках и к оформлению документации.
Судебная практика по договору поставки для государственных нужд
Судебная практика по всем случаям, встречающимся в закупках, регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации. Анализируя судебные решения по закупкам, можно прийти к выводу, что отклонения от закона невозможны. В судебном порядке можно решить такие моменты как расторжение договора, отказ от заключения, нюансы поставки, а так же начисление неустойки. На основании ст. 525 по 538 ГК РФ, а так же спец законов №60, 79, 213 и 94 – ФЗ выносится решение.