Авторское право на служебные произведения
Отдельно регулируется положение служебных произведений— произведений , созданных в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания.
Исключительное право на использование служебного авторского произведения принадлежит работодателю. Однако договором между автором (работником) и работодателем может быть предусмотрено иное.
Правом работодателя, не подлежащим изменению, является возможность указывать свое наименование (использовать знак охраны авторских прав) либо требовать такого указания при любом использовании служебного произведения.
В случае, если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет его использование, либо не передаст исключительное право на него третьему лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на произведение принадлежит автору.
Автор имеет право на дополнительное вознаграждение во всех указанных выше случаях!
Установленной работодателем заработной платы не достаточно для того, чтобы исключительные имущественные права на служебное произведение возникли у работодателя.
Размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения и порядок его выплаты устанавливаются договором между автором и работодателем.
На создание в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий положения данного подраздела не распространяются.
Данные правоотношения регулируются статьей 1260 ГК РФ. Однако в любом случае такого рода правоотношения следует определять авторским договором либо иным гражданско-правовым договором.
Многоканальный справочный: (495) 921— 2231 ; Задать вопрос юристу
Статьи и новости по теме:
Эдуард Успенский скончался в середине августа, оставив после себя значительное авторское наследие >>>
2 февраля 2017 года в Брюсселе будут обсуждать реформу авторского права. Мероприятие организовано совместно Европейским советом писателей, Федерацией европейских издателей и Международной федерацией авторско–правовых организаций по копированию >>>
В отечественном законодательстве по интеллектуальной собственности с 1 октября вступили в силу множественные поправки и положения, касающиеся и авторских и смежных и патентных прав. Отдельно можно отметить новеллу, которая вводит понятие — открытых лицензий на произведения в области литературы, музыки и так далее >>>
Как известно, в настоящее время в Евросоюзе активно готовятся к реформам в сфере авторского и смежных прав. Чтобы новое законодательство учитывало интересы всех заинтересованных сторон, с 5 декабря 2013 г. до 5 марта 2014 г. Европейская Комиссия проводила общественные консультации. И вот, результат >>>
Спорные моменты доклада вице-президента Европейской Комиссии Нелли Крус на международной конференции в институте информационного права IViR (Нидерланды). Нелли Крус высказала довольно либеральную позицию, предусматривающую существенное расширения круга исключений и ограничений авторских прав и свободный доступ пользователей к охраняемым материалам >>>
Министерство образования и науки Российской Федерации подготовило проект Постановления Правительства РФ «О видах и минимальных ставках вознаграждения за служебные результаты интеллектуальной деятельности» >>>
Исследование, проведенное учёными Джо Караганис и Леннартом Ренкема из Колумбийского университета показало, что несмотря на суровость законов об авторском праве, многие жители США и Германии не «брезгуют» нелегальным контентом в Интернете >>>
28-я Генеральная конференция Юнеско, проходившая в 1995 году во Франции, приняла решение об учреждении Всемирного дня книги и авторского права >>>
Инженеры Павел Солодкий и Владимир Тихомиров через прокуратуру добились от автогиганта положенного им авторского вознаграждения по патенту.
Что касается авторского права, то ему (точнее, его отсутствию в интернете) в каждой дискуссии на авторско-правовую тему уделяется повышенное внимание. Другой вопрос – насколько продуктивны все эти разговоры, что за ними стоит и, самое главное, что последует >>>
Формы документов, заполняемых на этапе создания интеллектуальной собственности:
формы уведомлений по иным видам результатов можно получить по запросу
Анкета-опросник для проведения первичной экспертизы коммерческой состоятельности технологии/услуги
Формы документов, сопровождающих бухгалтерский учет прав на результаты интеллектуальной деятельности:
формы в формате MS Word:
Формы заявлений на государственную регистрацию программы для ЭВМ и базы данных в РОСПАТЕНТе:
Формы документов, заполняемых при «приобретении» интеллектуальной собственности:
Иные формы документов:
(для работников НИУ ВШЭ)
(для лиц, выполняющих работу на основании гражданско-правовых договоров с НИУ ВШЭ)
Формы проекта договора авторского заказа Вы можете найти здесь.
Нашли опечатку ?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.
Как работодателю правильно оформить права на служебную интеллектуальную собственность? Часть I
Обзор судебной практики по служебным произведениям
Как регулирует закон служебные произведения?
Служебное произведение — это произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах, установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (п.1 ст.1295 ГК РФ).
Согласно действующему гражданскому законодательству, авторские права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах, установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору. Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное (п.2 ст.1295 ГК РФ).
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2006 №15 находим разъяснения закона: если произведение создано по служебному заданию работодателя и за его счет либо в порядке выполнения служебных обязанностей, предусмотренных трудовым договором, то в соответствии с законом исключительные права на использование этого произведения переходят к работодателю. При этом личные неимущественные права не отчуждаются и остаются за авторами — физическими лицами. Права на произведения, созданные вне рамок трудового договора или служебного задания, не могут считаться переданными работодателю на основании закона. Например, иллюстрации работника к статье, созданной в порядке служебного задания, не могут рассматриваться как служебное произведение, если они не предусмотрены таким заданием или трудовым договором с работодателем.
Что конкретно означают эти нормы для работодателя и работника на практике?
1. Все авторские права и личные, и имущественные (исключительные) первоначально возникают у автора — работника (физического лица).
2. Неимущественные права — право авторства, право на имя и иные — всегда остаются за автором и не передаются работодателю.
3. Работодатель не имеет права изменить автора произведения, даже если работник на это дает свое согласие, но может использовать произведение без указания имени работника (анонимно), если с ним достигнута соответствующая договоренность.
4. Имущественные права на произведения передаются от работника к работодателю, если соблюден ряд следующих условий:
а) между работником и работодателем заключен трудовой договор;
б) трудовым договором предусмотрены «творческие» обязанности работника по созданию результатов интеллектуальной деятельности (далее — РИД);
в) служебное задание выдано работнику на создание конкретных РИД;
г) работник выполнил задание и передал материальные носители работодателю;
д) работодатель принял результаты и в течение трех лет начал использование произведения, передал его третьему лицу или сообщил автору о сохранении произведения в тайне;
е) автор по отдельному договору гражданско‑правового характера получил авторское вознаграждение (не включаемое в заработную плату).
5. Если вышеназванные условия не соблюдены, то права остаются у работника, а работодатель не приобретает исключительные прав на созданные работником произведения.
Незнание, пренебрежение или сознательное несоблюдение указанных правил о служебных произведениях приводит к конфликтным ситуациям и потере денег для работодателей или значительным издержкам на восстановление своих прав.
Мы проанализировали судебные споры по поводу служебных произведений и представляем вашему вниманию наиболее интересные и показательные случаи. Для удобства изучения результатов мы разбили ситуации на несколько блоков.
Блок 1: Работодатель против третьих лиц
1. Работодатель ООО «Журнал «Кадровый менеджмент» не смог взыскать 170 000 рублей за нарушение авторских прав на произведения — статьи и фотографии, созданные его сотрудниками.
В удовлетворении иска отказано первой и апелляционной инстанциями (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2012 №09АП-13962/2012‑ГК по делу №А40-97561/11-27-809).
В данном деле ООО «Журнал «Кадровый менеджмент» (далее: истец) обратилось с иском к Польгейм Б. О. (далее: ответчик) о взыскании компенсации за нарушение авторских прав. В журнале «Кадровый менеджмент» были опубликованы статьи и фотографии, выложенные ответчиком на веб‑сайт http://www.classs.ru, администратором домена которого является Польгейм Б. О.
Истец приобрел права на произведения на основании лицензионного договора между ним и Смирновой И. П., и еще рядом авторов. В подтверждение перехода авторских прав были представлены сопроводительные письма авторов. Однако суд пришел к выводу о том, что данные письма не могут быть признаны надлежащими доказательствами в подтверждение передачи авторских прав на произведения, поскольку являются односторонним документом, исходящим от автора, предложением для опубликования в журнале разработанных им статей. Размещение в данном письме Правил передачи авторских прав не может свидетельствовать о достижении между авторами и ООО «Бизнес Медиа Коммуникации» соглашения по всем условиям передачи прав на произведения.
Судебный акт первой инстанции мотивирован тем, что ООО «Журнал «Кадровый Менеджмент» не представлено надлежащих доказательств, указывающих на период создания указанных статей. Сведений о том, что указанные лица состояли в трудовых отношениях с ООО «Бизнес Медиа Коммуникации», суду также не представлено. Не представлены и надлежащие доказательства в подтверждение передачи авторских прав ООО «Бизнес Медиа Коммуникации» и самим автором Смирновой И. П.
Таким образом, произведения не были признаны судом служебными из‑за отсутствия подтверждающих документов, и, соответственно, суд пришел к выводу, что исключительные права не перешли к истцу.
2. Истец ЗАО «Информационная компания «Кодекс» не смог взыскать 490 000 рублей в качестве компенсации за нарушение исключительного права.
В удовлетворении иска отказано и первой, и апелляционной инстанциями (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2012 №09АП-7489/2012‑ГК по делу №А40-132424/10-27-1137).
Иск заявлен ЗАО «Информационная компания «Кодекс» (далее — истец) к ЗАО «Нанософт» (далее — ответчик) о взыскании компенсации за нарушение исключительного права.
Суд первой инстанции сослался на ст. 1295 ГК РФ и указал, что истцом не представлено доказательств того, что спорные объекты являются служебными произведениями. Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, пришел к выводу, что решение Арбитражного суда города Москвы от 09.02.2012 не подлежит отмене по следующим основаниям.
Между третьим лицом (ЗАО «Цниипск им. Мельникова») и истцом был заключен лицензионный договор №Д06-267/10 о предоставлении исключительной лицензии на право использования произведений (60 штук). Под произведениями в договоре понимается нормативно‑техническая или техническая документация, в отношении которой лицензиар имеет исключительные права как разработчик или правообладатель, включая технические условия, рекомендации и руководства, стандарты организаций, отраслевые стандарты.
Ответчик, являясь производителем и правообладателем компьютерной справочной системы «NormaCS», включил в указанную систему 49 произведений из числа поименованных в лицензионном договоре от 22.07.2010 №Д06-267/10, не получив разрешения от истца.
Суд первой инстанции, исследовав вопрос о наличии у истца исключительного права на спорные произведения, пришел к выводу о недоказанности наличия у истца таких прав и на этом основании отказал в удовлетворении иска.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что истцом не представлено доказательств того, что спорные произведения были созданы авторами в порядке выполнения ими как работниками служебных обязанностей или служебного задания работодателя либо создание этих произведений входило в круг их трудовых обязанностей, поскольку не представлено доказательств того, что исполнители (разработчики) состояли в трудовых отношениях с ЗАО «Цниипск им. Мельникова», не представлен перечень трудовых (должностных) обязанностей этих исполнителей, наличие служебных заданий работодателя.
Сопроводительное письмо ЗАО «Цниипск им. Мельникова» от 08.12.2011 №86-3215, изданное в связи с рассмотрением настоящего дела в арбитражном суде, не является достаточным доказательством.
Истец, не оформив надлежащим образом трудовые договоры с сотрудниками и служебные задания, не смог доказать свои права на произведения, защитить их и получить компенсацию.
3. Истец ООО «Бауэр СНГ» и компания» не смог взыскать 60 000 рублей в качестве компенсации за нарушение исключительного права на статью работника в журнале.
В удовлетворении иска отказано первой и апелляционной инстанциями (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2014 №09АП-11429/2014‑ГК по делу №А40-108207/2013).
ООО «Бауэр СНГ» и компания» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ООО «Медиа Мир» о взыскании компенсации за нарушение исключительного права.
Решением суда первой инстанции от 17.01.2014 г. в удовлетворении иска отказано. При этом суд исходил из того, что истец не представил в материалы дела доказательств того, что оспариваемое произведение создано сотрудником истца в порядке выполнения служебного произведения.
В апелляционной жалобе заявитель указал на то, что принадлежность истцу исключительных прав на спорное произведение подтверждается выходными данными журнала «Тайны звезд», где опубликован перечень сотрудников редакции, в том числе автор статьи Дмитрий Петровский, который освещает светскую жизнь известных и популярных людей, что является его трудовыми обязанностями исходя из направленности тематики журнала.
26 июня 2013 года на сайте «Qip.ru», правообладателем которого является ответчик, была опубликована статья под названием «Рудковская и Плющенко». Быть счастливее нас невозможно!». Размещение данного материала подтверждается протоколом осмотра сайта от 28.06.2013 года. Истец указывает, что данная статья была ранее опубликована в журнале «Тайны звезд» №24 (293) от 05.06.2013 года на страницах 2-3.
Истец утверждает, что спорная статья была написана автором Дмитрием Петровским — штатным сотрудником истца в порядке выполнения им служебного задания, в связи с чем, исключительное право на нее принадлежит истцу.
Однако суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований в связи со следующим.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 39.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №5, Пленума ВАС РФ №29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», для определения того, является ли произведение служебным, истец должен доказать факт создания произведения конкретным работником по определенному заданию работодателя; подтвердить, что данное задание входило в пределы трудовых обязанностей работника. Если такое задание работодателя в его трудовые обязанности не входило, то созданное произведение не может рассматриваться как служебное — исключительное право на него принадлежит работнику, его использование работодателем возможно лишь на основании отдельного соглашения с работником и при условии выплаты ему вознаграждения.
Таких доказательств истцом не представлено. Суд счел, что выходные данные журнала «Тайны звезд», в котором опубликован перечень сотрудников редакции, в том числе автор статьи Дмитрий Петровский, не подтверждают, что рассматриваемая статья создана именно по заданию истца.
Истец обязан был представить суду соответствующие доказательства (документы, регламентирующие трудовые (служебные) отношения с работником, документы, касающиеся регламентации создания и закрепления прав на служебные произведения) в опровержение позиции ответчика, однако этого не сделал.
В связи с этим произведение не было признано служебным, и исключительные права на него не перешли истцу, в виду чего в иске было отказано.
4. И снова истец ООО «Журнал «Кадровый Менеджмент» не смог взыскать 380 000 рублей компенсации за нарушение авторских прав на статьи и фотографии своих работников в своем же журнале.
В удовлетворении иска отказано и первой и апелляционной инстанциями (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2013 №09АП-37371/2012‑ГК по делу №А40-97562/11).
ООО «Журнал «Кадровый Менеджмент» (далее: истец) обратился в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к ООО «КМ‑Эксперт» (далее: ответчик) о взыскании компенсации за нарушение авторских прав на 18 статей и фотографию из журнала истца.
Ответчиком незаконно на веб‑сайте http://www.hrm.ru размещены 18 статей и одна фотография, которые согласно лицензионному договору от 19.02.2009 принадлежат истцу.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.10.2012 в удовлетворении заявленных исковых требований отказано. При этом суд исходил о недоказанности наличия у ООО «Журнал «Кадровый Менеджмент» исключительных авторских прав на произведения, о нарушении прав на которые заявляет истец.
Истец указывает, что 21.01.2009 был заключен лицензионный договор между ООО «Бизнес Медиа Коммуникации» и Смирновой И. П. о предоставлении Смирновой И. П. права использования произведений, опубликованных в Журнале «Кадровый менеджмент», начиная с 01.02.2007.
В подтверждение передачи ООО «Бизнес Медиа Коммуникации» авторских прав на созданные авторами, которые суд счел ненадлежащими доказательствами.
Доказательств, указывающих на период создания данных статей, а также Истцом в подтверждении заявленных требований не было представлено доказательств подтверждение передачи авторских прав ООО «Бизнес Медиа Коммуникации» и самим автором Смирновой И. П.
В ходе судебного заседания суду были предоставлены заявления авторов о том, что в 2007 году ими были написаны по заданию редакции журнала «Кадровый менеджмент» и переданы для публикации в журнале оспариваемые статьи, а также переданы авторские исключительные права на эти статьи.
В суде первой инстанции представлены копии договоров об отчуждении исключительного права на произведения. Суд правомерно указал, что, представив перечисленные договоры, истец фактически одновременно изменил основание и предмет иска, что не допускается статьей 49 АПК РФ.
В силу п.4 ст.1234 ГК РФ исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации переходит от правообладателя к приобретателю в момент заключения договора об отчуждении исключительного права.
Как усматривается из представленных истцом договоров, все сделки заключены в июле, августе, сентябре 2012 года, то есть исключительное право на все спорные статьи и фотографию могло возникнуть у истца только с даты заключения, а не 01 декабря 2010 года, как утверждает истец.
Истцом не доказано, что автором спорной фотографии является Смирнова И. П. На опубликованной в журнале «Кадровый менеджмент» фотографии отсутствует имя ее автора, что не позволяет однозначно утверждать, что авторство данной фотографии принадлежит Смирновой И. П. Истцом, в соответствии со ст.65 АПК РФ, не представлено подтверждающих доказательств, таких, как негатив или электронный файл, содержащий данную фотографию.
Из имеющихся в деле доказательств не следует, что факт передачи истцу исключительных прав на оригинальное произведение подтвержден надлежаще оформленными и заверенными в соответствии с требованиями ст.75 АПК РФ договорами.
Довод истца о ранее рассмотренном деле №А40-96693/10 между теми же сторонами не может являться основанием к отмене решения, поскольку в указанном деле судом не исследовались обстоятельства приведенные в настоящем деле и не устанавливалось преюдициальных фактов.
5. Истцу ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда» удалось взыскать 140 000 рублей компенсации за нарушение исключительного права на произведения своих работников.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2013 №09АП-20881/2013‑ГК по делу №А40-160657/12.
ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда» (далее: истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ООО «Аренда в Европе» (далее: ответчик) о взыскании компенсации за нарушение авторских прав.
Ответчиком на его сайте размещена статья и фотографии, которые подготовлены работниками ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда» по его заданию, что является нарушением авторских прав истца.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.05.2013 исковые требования удовлетворены в части.
По мнению суда, подход истца в части разделения произведения на составные части и предъявление соответствующих требований по каждой из них, а именно — фотографии, текст, заголовок, являлся бы правомерным в случае, если ответчик разместил бы указанные части статьи фрагментарно, на различных ресурсах или печатных изданиях, аналогично использовал выдержки и фотоматериалы, в то время, как в рассматриваемом случае, статья размещена полностью, на одном ресурсе, единовременно, имеет одних авторов и правообладателя, а также ссылки на указанных авторов произведения и источник (правообладателя и его сайт).
С вынесенным судебным актом не согласился истец, подал апелляционную жалобу, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заявитель не согласен с оценкой суда произведения как единого объекта авторских прав.
Девятый арбитражный апелляционный суд находит основания для отмены решения Арбитражного суда города Москвы от 07 мая 2013 года по настоящему делу, на основании следующего.
Как следует из материалов дела, ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда», является учредителем и издателем общественно‑политической газеты «Комсомольская правда», а также сетевого издания «Комсомольская правда» (Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-50166), расположенного в сети Интернет по адресу: www.kp.ru.
Как указывает истец, в информационной сети Интернет на сайте www.apartment.su, владельцем которого является ответчик — ООО «Аренда в Европе» была контрафактно размещена статья под заголовком «Куршевель 2011. Русские отдыхают». Статья на сайте ответчика размещена по адресу: www.apartmenl.su/news.php’?id=7374. Факт размещения статьи на сайте www.apartment.su зафиксирован нотариально и подтвержден протоколом обеспечения доказательств от 02.11.2012.
Статья была воспроизведена ответчиком с сайта истца — www.kp.ru. Оригинал статьи с оригинальным заголовком «Русские в Куршевеле-2011: «Полно ребят, кто наворовал много денег, а как потратить — не знают. » находится на сайте истца по адресу: www.kp.ru/daily/25618.09/785888/, размещен 09 января 2011 года. Материал проиллюстрирован фотографиями известных деятелей российского шоу‑бизнеса, является результатом творческого труда журналистов (авторов) Завгородней Дарьи Михайловны и Мурашкиной Раисы Николаевны — работников истца.
Как установлено судом и не оспаривается лицами, участвующими в деле, указанная статья, была целиком скопирована (без изменения ее содержания) и размещена на сайте ответчика, со ссылкой на источник (официальный сайт истца) и авторов указанного произведения. Каких‑либо переработок, частичных заимствований ответчик не осуществлял.
Суд первой инстанции признал нарушение имущественных исключительных прав истца как нарушения применительно к одному объекту исключительных прав.
Суд апелляционной инстанции не согласен с данным выводом суда, поскольку в п.1 ст.1259 ГК РФ литературные и фотографические произведения указаны в качестве самостоятельных объектов авторского права, каждый из которых подлежит правовой охране.
Оценивая статью и фотографии, суд апелляционной инстанции не может признать их в совокупности сложным произведением, поскольку текст статьи не комментирует фотоснимки, и наоборот последние не иллюстрируют текст, а существуют независимо друг от друга.
В силу п.2 ст.1295 ГК РФ исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное. В соответствии с разделом 7 трудового договора №0086/08‑тд от 25.09.2008, заключенного истцом и Мурашкиной Р. Н. все права на созданные ею произведения (фотографии) в период его действия принадлежат истцу.
Лицензионный договор между ЗАО «ИД «Комсомольская правда» и ООО «Аренда в Европе» в отношении указанной статьи и фотографий к ней не заключался.
Суд апелляционной инстанции постановил: Решение Арбитражного суда города Москвы от 07 мая 2013 года по делу №А40-160657/2012 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить частично.
Служебные произведения: Как защитить интеллектуальную собственность компании и предупредить действия недобросовестных конкурентов
Дмитрий Севастьянов
10-ти летний опыт работы начальником юридического отдела крупной софтверной компании (Москва).
Превосходно ориентируется в авторском праве. Большой опыт работы с договорами, урегулированием споров. Есть опыт представительства в суде.
кому: собственникам, бизнесменам, топ-менеджерам
Краткое предисловие от Евгения Севастьянова
Сколько жареных петухов клюют Вас ежегодно?
Когда у нас принято задумываться о юридических вопросах? Правильно! Когда уже “жареный петух клюнул в голову”.
Готов утверждать, что каждый предприниматель сталкивался с ситуациями, когда отсутствие надлежащим образом оформленных юридических документов приводило к значительным убыткам в бизнесе и стрессам.
И что же случилось на этот раз: Очередной менеджер по продажам “смылся” с клиентской базой? Большую часть бизнеса увёл партнёр, пока Вы были в отпуске? Недобросовестный контрагент нашёл “дыры” в вашем договоре и теперь грозится подать в суд? А лучший сотрудник перешёл к конкурентам и наладил выпуск клона продукции, выпускаемой в вашей компании?
Сердечные отношения как хорошая возможность получить неожиданный удар под дых
Среди бизнесменов бытует мнение, что главное — это сердечные отношения, а суды все “продажные”, и поэтому бессмысленно соблюдать юридические формальности. На самом деле все три утверждения ложны. Если все документы оформлены надлежащим образом, то выиграть спор в суде — дело техники.
Вот что я предлагаю делать, желательно, совместно с грамотным юристом:
- провести аудит и составить список юридических рисков в вашем бизнесе;
- расставить приоритеты каждому риску;
- заранее предусмотреть, как предотвратить наступление этих событий и минимизировать от них ущерб; подготовиться заранее, “подстелить соломку”.
В дополнение к вышеперечисленному считаю, что очень важно каждому сотруднику доносить ваши принципы относительно «кому принадлежат служебные произведения» максимально чётко. Мой принцип такой: всё, что создано в рабочее время и по рабочим заданиям — принадлежит моей компании. Кратко рассказываю, как я добиваюсь соблюдения этого принципа в разделе «Безопасность: не ждите покуда грянет гром». Наличие принципа ни в коем случае не отменяет необходимости соблюдения и юридической стороны.
Я понимаю, что многие бизнесмены по-прежнему надеются на “авось”. Поэтому я попросил своего брата, — юриста с 8-ми летним стажем работы начальником юридического отдела крупной компании — поделиться своим опытом с подписчиками блога “Открытой Студии”.
В статье найдёте живые примеры дел из реальной судебной практики (канцелярщина также встречается — не обессудьте, таковы суровые юристы). И, быть может, именно после этого Вы поймёте, по какому тонкому лезвию ходите каждый день.
Передаю слово Дмитрию.
Служебные произведения — основной объект защиты авторских прав и предмет баталий в судах
Давайте начнем с того, что определимся, что представляют из себя служебные произведения.
Служебные произведения — это объекты авторских прав, созданные в пределах установленных для работника трудовых обязанностей. Для неискушенных в юридической терминологии уточняю, что
- объекты авторских прав — это произведения науки, литературы и искусства (ст. 1259 ГК РФ), а также программы для ЭВМ (также известные как компьютерные программы/софт), которые охраняются как литературные произведения;
- работник — физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем (ст. 20 ТК РФ), т.е. подписавшее с работодателем трудовой договор.
Классическими примерами служебных произведений являются:
- интернет-контент (в том числе статьи, фотографии, программный код и интернет-сайт в целом);
- дизайн производимых товаров (дизайн как внешний вид готового изделия может также охраняться как промышленный образец, но об этом как-нибудь в другой раз);
- разрабатываемое программное обеспечение;
- регламенты (алгоритмы), должностные инструкции (рассматриваются как литературные произведения).
Отличие между личными неимущественным и исключительным правом — многие их путают между собой
Так как мы выяснили, что служебное произведение представляет собой объект авторского права, соответственно, на него признаются авторские права. К авторским правам относятся исключительное право на произведение (т.е. право на использование произведения в любой форме и любым не противоречащим закону способом) и личные неимущественные права.
Личные неимущественные права на служебное произведение (право авторства, право автора на имя и т.д.) неотчуждаемы и принадлежат автору как физическому лицу, творческим трудом которого создано соответствующее служебное произведение. Поэтому более подробно мы на них останавливаться не будем.
Гораздо больший интерес представляет собой исключительное право (т.е. право на использование произведения в любой форме и любым не противоречащим закону способом). Именно оно является камнем преткновения во взаимоотношениях между работниками, работодателями и недобросовестными третьими лицами.
Как правило, исключительное право принадлежат работодателю, но.
Давайте разберемся, кто же вправе претендовать на исключительное право в отношении служебного произведения.
В соответствии со ст. 1295 ГК РФ, исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и работником (автором) не предусмотрено иное. Из этого можно сделать два вывода:
- Если в договоре вопрос принадлежности исключительного права не раскрыт, то счастливым обладателем исключительного права является все равно работодатель.
- Стороны (работодатель и работник) вправе путем согласования в договоре оставить исключительное право работнику. В этом случае работодатель имеет право использования соответствующего служебного произведения на условиях простой (неисключительной) лицензии. Стоит отметить, что в реальности такой вариант развития событий маловероятен, т.к. платить вознаграждение за использование произведения работодателю все равно придется и, следовательно, нет практического смысла делать такой щедрый подарок работнику.
Жестокая действительность вносит свои коррективы или “Как результаты труда ваших работников приносят хорошую прибыль конкурентам”
Не секрет, что работодатели не всегда придают большое значение правильному оформлению документов, относящихся к созданию служебных произведений. Для многих риски, связанные с незащищенностью таких произведений, малоочевидны. В связи с этим достаточно актуальным является вопрос, имеет ли вообще смысл тратить время (и деньги) на защиту служебных произведений.
Давайте попробуем ответить на этот вопрос, рассмотрев на примере конкретной ситуации.
История №1: Миграция текстов в парниковых условиях
Итак, действующие лица:
- Работодатель — честный, но немного наивный парень.
- Работник — хороший специалист в своем деле, и этим все сказано.
- Конкуренты — беспринципные и меркантильные личности, стремящиеся к обогащению любыми средствами.
Действие первое, оно же последнее
Работник написал несколько текстов для информационного наполнения одного из разделов интернет-сайта Работодателя, т.е. создал контент. Тексты (с точки зрения авторского права — литературные произведения) сыграли немалую роль в деле привлечения новых клиентов. Работодатель не находил себе места от счастья!
И тут появились они.
Работодатель и глазом моргнуть не успел, как его уникальный контент оказался размещен на ряде конкурирующих интернет-сайтах, которые выросли как грибы после дождя. Поток новых клиентов иссяк до едва заметного ручейка. Конкуренты же довольно потирали руки и считали прибыль.
Безоговорочно веря в торжество справедливости, Работодатель обращается в арбитражный суд с требованием запретить Конкурентам использование его контента (в виде его незаконного размещения в сети Интернет), ссылаясь на то, что данный контент представляют собой принадлежащие ему служебные произведения. Ну и заодно требует денежную компенсацию (в соответствии со ст. 1301 ГК РФ, ее размер может составлять от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей и определяется по усмотрению суда, исходя из характера нарушения).
Арбитражный суд, рассмотрев все обстоятельства дела, отказывает Работодателю в удовлетворении его требований со следующей мотивировкой: “отсутствуют доказательства того, что рассматриваемый контент был создан сотрудником Работодателя как служебное произведение в пределах установленных для Работника трудовых обязанностей”.
Арбитражный суд отказал с формулировкой: «отсутствуют доказательства. «
Эту печальную историю вполне уместно закончить немного перефразированной цитатой известного классика: “Нет повести печальнее на свете, чем неполученная прибыль, дети!”.
Ну и не могу не отметить следующий факт. Если бы работодатель из нашего примера своевременно прочитал бы настоящую статью и добросовестно следовал бы ее рекомендациям, несомненно, решение суда было бы в его пользу, а сам он был бы в настоящий момент богатым и счастливым человеком.
Как видите, позаботиться о надлежащем оформлении документов, относящихся к созданию служебного произведения, даже если это повлечет за собой некоторые временные или денежные траты, все же стоит. Особенно, если Вы планируете извлекать денежные и иные выгоды из факта обладания служебным произведением.
Причем это актуально не только для компаний, чья деятельность напрямую связана с созданием объектов авторских прав, таких как СМИ, ИТ-организации, занимающиеся разработкой программного обеспечения, студии веб-дизайна, но и других организаций, использующих в своей деятельности объекты авторских прав, в том числе размещающих их в сети Интернет.
Тонкости документального оформления служебного произведения
Теперь непосредственно о том, как правильно документально оформить служебное произведение.
Вернемся к данному нами в самом начале определению. Формулировка «объект авторского права, созданный в пределах установленных для работника трудовых обязанностей» предполагает, что произведение считается служебным только в том случае, если создано непосредственно в рамках выполнения работником своей трудовой функции, которая фиксируется в трудовом договоре и/или в должностной инструкции, являющейся приложением к трудовому договору или утверждающейся как самостоятельный документ.
Еще один пример нам в помощь (обращаю Ваше внимание, что все события и персонажи вымышлены, любое сходство с реальными событиями и именами случайно).
История №2 Яблоко раздора вокруг аналитического обзора
Г-ну Сидорову, являющемуся Генеральным директором ООО “Яблоко и груша”, которое занимается оптовой продажей фруктов, пришла как-то вечером в голову гениальная идея о расширении территории сбыта своей продукции. Для успешной продажи плодовых на территории другого региона необходимо было предварительно составить аналитический обзор его фруктового рынка.
С этой целью г-н Сидоров вызвал своего сотрудника Босашвили, работающего в должности «Менеджер по продажам», и выдал ему в письменном виде (в письменном, так как он считал себя очень предусмотрительным человеком) служебное задание на написание вышеупомянутого аналитического обзора, который представляет собой не что иное, как литературное произведение (здесь полезно вспомнить, что литературное произведение является объектом авторских прав).
Работник Босашвили добросовестно поручение исполнил. И сразу же после этого продал свой отчет конкурентам из ООО “Слива и персик” за сто тысяч рублей (так как в отличие от шефа, хорошо знал нормы законодательства об авторском праве).
В чем же была ошибка г-на Сидорова, которой так ловко воспользовался его сотрудник Босашвили?
Оказывается, в трудовом договоре и должностной инструкции Босашвили не было никаких упоминаний о том, что в трудовые обязанности данного сотрудника входит создание литературных произведений.
Соответственно, исключительное право на написанную статью сохраняется за работником, работодатель не имеет никаких прав на нее. То, что хитрый Босашвили писал аналитический отчет в рабочее время, на своем рабочем месте и по письменному указанию работодателя, никакого значения не имеет.
Что нужно сделать для того, чтобы не повторить ту же ошибку?
Как видно из приведенного примера, нужно всего лишь правильно оформить трудовой договор и/или должностную инструкцию, предусмотрев в них возможность создания работником служебных произведений. При этом необходимо как можно более конкретно прописать те объекты авторских прав, которые работник может создать в процессе выполнения им своих трудовых обязанностей.
После того, как трудовые обязанности работника по созданию объектов авторских прав надлежащим образом закреплены в трудовом договоре и/или должностной инструкции, следует позаботиться о документах, подтверждающих создание конкретного служебного произведения именно в процессе трудовой деятельности работника.
«Служебное задание» и «акт о создании произведения» – дополнительный фундамент к защищенности авторского права Работодателя
В первую очередь, таким документом будет являться Акт о создании произведения, который зафиксирует факт создания служебного произведения и передачу его работодателю. В Акте указывается дата создания произведения, его описание (характеристика), договоренность о передаче произведения работодателю.
И не забудьте про подписи сторон (как ни странно, некоторые и о них умудряются забывать). Если с оформлением акта возникнут сложности, его образец могу выслать по дополнительному запросу (форма внизу).
Важно оформить служебное задание, выдаваемое в рамках трудовых обязанностей работника, или распоряжение руководителя о создании
Целесообразным будет также оформить служебное задание, выдаваемое в рамках трудовых обязанностей работника, или распоряжение руководителя о создании, которые будет служить дополнительным доказательством того, что произведение создано в процессе трудовой деятельности и в срок действия трудового договора с работником (Акт о создании работник может же и отказаться подписывать).
Оформление служебного задания в первую очередь будет актуальным для сложных по своей структуре произведений, например, программ для ЭВМ, и позволит детально описать создаваемое служебное произведение с целью его последующей идентификации и разграничения с любыми другими объектами авторских прав.
Ну и по устоявшейся традиции, рассмотрим последствия неоформления документов, подтверждающих создание конкретного служебного произведения, на следующем примере.
История №3 Страсти по дизайну: “если друг оказался вдруг…”
Жили-были две подруги. Одна из них (подруга №1) — дизайнер, а другая (подруга №2) — предприниматель, владелец ателье по пошиву свадебных платьев.
В один прекрасный день подруга №1 (та, которая дизайнер), похвасталась своей бизнес-подруге №2, какие красивые свадебные платья она умеет рисовать. Та, естественно, изъявила желание посмотреть (какая женщина откажется!).
Платья на бумаге действительно оказались красивыми, и подруга №2 предложила подруге №1 поработать у нее в ателье дизайнером, разрабатывать дизайн новых свадебных платьев.
После подписания трудового договора Подруга №1 становится работником, а Подруга №2) — работодателем. Так мы и будем в дальнейшем их называть, хотя подругами они быть не перестали (на тот момент).
Надо отметить, что трудовым договором между работодателем и работником была предусмотрена обязанность работника в процессе выполнения трудовой функции создавать объекты авторских прав в виде дизайна свадебных платьев. Т.е. с точки зрения законодательства, трудовой договор был оформлен правильно.
Однако факт создания конкретного дизайна какими-либо внутренними документами не оформлялся, вознаграждение работнику также не уплачивалось. Работник проработал в ателье несколько месяцев, разработал 5 вариантов дизайна свадебных платьев и в конечном итоге уволился и устроился на работу к конкурентам.
Работник, с целью произвести впечатление на новом месте работы, прихватил с собой разработанные им дизайны свадебных платьев
По прошествии некоторого времени конкуренты начали шить платья по дизайнам, разработанным работником для первого работодателя. Оказывается, работник, с целью произвести впечатление на новом месте работы, прихватил с собой разработанные им дизайны свадебных платьев и не погнушался ими воспользоваться.
Понятное дело, что с этого момента дружбе пришел конец. Но остался вопрос, есть ли у первого работодателя возможность защитить свое исключительное право на произведения дизайна? Правильный ответ на него — “нет”, так как без подтверждающих документов (Акт о создании, служебное задание/распоряжение) невозможно доказать, что работник создал произведения дизайна именно в процессе выполнения своих трудовых обязанностей.
Вознаграждение работнику за создание служебного произведения
Да, и о нем забывать тоже нельзя. В соответствии с п.2. ст. 1295 ГК РФ, если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, начнет использование служебного произведения, передаст исключительное право на него другому лицу, либо примет решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начнет использование этого произведения в указанный срок, работник (автор) имеет право на вознаграждение. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора — судом.
Т.е. право работника на вознаграждение возникает не с момента создания служебного произведения, а по факту совершения работодателем одного из следующих действий:
- начало использования работодателем служебного произведения в любой форме и любым не противоречащим закону способом (например, распространение произведения путем продажи или иного отчуждения);
- передача работодателем исключительного права на служебное произведение другому лицу;
- принятие работодателем решения о сохранении служебного произведения в тайне.
Если же работодатель в течение трех лет с момента создания произведения воздерживается от совершения указанных выше действий, исключительное право на служебное произведение возвращается работнику.
Как было упомянуто выше, размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем должны определяются договором (трудовым или гражданско-правовым) между ним и работником. При этом необходимо иметь в виду, что данное вознаграждение не относится к заработной плате работника и не является ее составной частью.
В частности, о гражданско–правовом характере отношений, возникающих в связи с выплатой вознаграждения за создание служебного произведения, упоминается в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 19 июня 2006 года N 15. Таким образом, попытки некоторых работодателей в целях экономии рассматривать данное вознаграждение как часть заработной платы работника не соответствуют нормам закона.
Вместо послесловия или “не рискуйте и выигрывайте (дела в суде)”
Пожалуй, применительно к ситуации со служебными произведениями, данный слоган будет наиболее точным.
Лучше заранее озаботиться защитой своей интеллектуальной собственности, что в конечном счете благотворно скажется на защищенности и доходности вашего бизнеса. В случае, если в штате нет собственного юриста, целесообразно обратиться к внешнему специалисту и провести аудит текущей ситуации и потенциальных рисков.
Не стоит заниматься благотворительностью, стимулируя и давая возможность конкурентам или недобросовестным сотрудникам заработать на результатах вашего труда. Они все равно это вряд ли оценят!
А вот что планируется в следующих сериях: «Как с помощью соглашения о конфиденциальности защитить коммерческую тайну своего бизнеса», «Доменные имена: как недобросовестные конкуренты могут отсудить у Вас доменное имя».