Основные требования к шрифту

[an error occurred while processing this directive] С. Ф. Добкин
Типографский шрифт [an error occurred while processing this directive]
Основные требования к шрифту

Типографский шрифт

Основные требования к шрифту

Важнейшие требования к шрифту как элементу оформления книги — его удобочитаемость, художественные достоинства, технологичность (способность давать неискаженный оттиск при печатании тиража книги), экономичность.

Удобочитаемость шрифта зависит от ряда условий. На нее влияют и особенности набора и отпечатка (длина строки, ширина междустрочных пробелов, четкость отпечатка, цвет краски и бумаги), и условия чтения (например, степень освещенности). Но при одинаковых условиях чтения и одинаковом характере набора и качестве отпечатков удобочитаемость шрифта зависит от его размера и рисунка.

Что касается кегля шрифта, то, как показали многочисленные наблюдения и эксперименты, для взрослого читателя, обладающего навыками быстрого чтения, при длине строки до 5 1 /2 — 6 кв. и нормальных условиях чтения достаточно удобочитаем шрифт с высотой очка примерно 1,7—1,6 мм, то есть кг. 10.

Более сложен вопрос о том, как определяет удобочитаемость шрифта его рисунок. Благодаря многочисленным исследованиям выяснены многие стороны этого вопроса, однако не все. Простота и ясность рисунка, отсутствие сложных форм и деталей повышают удобочитаемость шрифта. Сложность, а тем более вычурность рисунка, наоборот, делают шрифт менее удобочитаемым. Поэтому в основу построения букв русского и латинского алфавитов положены простые геометрические формы — квадрат (или прямоугольник), круг (или овал), треугольник.

Большое значение для удобочитаемости шрифта имеет толщина основных штрихов и ширина очка. По данным некоторых исследователей, оптимальная толщина основных штрихов (для строчных букв кг. 10) равна 0,30—0,35 мм, а оптимальная ширина очка (считая по строчной букве «н») должна составлять примерно 4/5 его высоты. При значительном уменьшении ширины очка удобочитаемость шрифта сильно понижается — внутрибуквенные просветы становятся слишком узкими, и контур букв теряет свою отчетливость.

Шрифты с умеренной контрастностью (с отношением толщины соединительных и основных штрихов примерно от 1:2 до 1:3) читаются лучше, чем шрифты с резкой контрастностью. Дело в том, что в резко контрастных шрифтах соединительные штрихи очень тонки (их называют «волосными») и с трудом различаются глазом; между тем многие буквы, например «и», «н», «п», отличаются одна от другой только расположением соединительных штрихов. При печатании на матовой или на слабо глазированной бумаге волосные штрихи почти совсем пропадают и удобочитаемость шрифтов с резкой контрастностью еще более снижается.

Полное отсутствие контрастности, по мнению большинства исследователей, понижает удобочитаемость шрифта при беглом чтении, так как лишенный контрастности шрифт слишком монотонен, однообразен.

Наличие засечек, как считает большинство исследователей, повышает удобочитаемость шрифта, так как благодаря засечкам очертания букв яснее выделяются на фоне бумаги и кажутся более рельефными. Однако для начинающего читателя, например для ребенка, который еще не имеет навыков беглого чтения и только приучается распознавать буквы, отсутствие контрастности и засечек повышает удобочитаемость шрифта.

Шрифты с короткими засечками читаются лучше, чем с длинными. При коротких засечках буквы имеют более открытый контур и глаз легче

охватывает его. Длинные же засечки придают контуру букв закрытый характер; они почти сливаются в одну горизонтальную линию и мешают глазу охватить этот контур.

Очень важное условие удобочитаемости шрифта — ясно выраженная индивидуальная форма букв, достаточное отличие в форме различных букв алфавита. Однако эта индивидуальность непременно должна сочетаться с общей простотой формы, что может быть достигнуто различными графическими средствами. К ним относятся и умелое использование форм, образованных от нескольких простых геометрических фигур (квадрата или прямоугольника, круга или овала, треугольника), и обоснованные различия букв по ширине, и разнообразие форм концевых элементов (например, наличие горизонтальных, вертикальных и косых засечек), и форма выносных элементов.

Придать каждой букве алфавита ясно выраженный индивидуальный характер и вместе с тем сохранить общую простоту форм шрифта и его стилевое единство — очень сложная задача, решение которой требует большого художественного такта и мастерства. Вот почему удобочитаемость шрифта неразрывно связана с его художественным строем, с его художественными достоинствами.

Говоря о художественных требованиях к шрифту и о его художественных достоинствах, мы тем самым признаем шрифт явлением графического искусства. Наиболее значительные в художественном отношении шрифты были созданы в эпохи расцвета этого вида искусства и стилистически связаны с графическим искусством своего времени. Те из шрифтов, которые отвечали и практическим требованиям, прежде всего отличались удобочитаемостью и соответствовали изменяющимся условиям печатания, продолжали жить и в последующие эпохи или оказывали сильное влияние на дальнейшее развитие шрифтовых форм.

Но не все художественные направления (стили) в одинаковой мере влияли на становление новых форм шрифта. Особенно плодотворное влияние на развитие шрифта оказали те стили, для которых характерны конструктивная простота и ясность форм, а не их декоративное усложнение или тем более вычурность.

Наиболее устойчивыми и вместе с тем способными развиваться оказались шрифтовые формы, созданные в эпоху Возрождения (Ренессанса) и связанные с ее художественными идеями. Лучшие из шрифтов того времени и некоторые более поздние их модификации до сих пор продолжают привлекать внимание художников-шрифтовиков и служат им образцом; некоторые широко распространенные в настоящее время шрифты латинского алфавита (см. рис. 26) близки к подлинным ренессансным шрифтам. И наоборот, вычурные шрифтовые формы, связанные с распространенным в конце XIX — начале XX века стилем «модерн», оказались недолговечными.

Конструктивная простота форм, которая присуща шрифтам, выдержавшим самое трудное испытание — испытание временем,— это простота особого рода, не чисто геометрическая, а художественная. Любой шрифт, который удовлетворяет эстетическим требованиям, построен не только с помощью циркуля и линейки, но и с глубоким пониманием и учетом особенностей зрительного восприятия, например оптических иллюзий.

Так, круглые буквы и буквы с остроугольными вершинами (например, «О», «А») кажутся ниже, чем прямоугольные («Н», «П») такой же высоты; средняя линия в букве «Н», расположенная точно посередине высоты, кажется смещенной вниз; в шрифтах, лишенных контрастности, при одинаковой толщине всех штрихов горизонтальные кажутся толще вертикальных. Чтобы преодолеть влияние оптических иллюзий, круглые и остроугольные буквы делают чуть выше остальных, среднюю линию располагают немного выше середины высоты (см. рис. 6), в лишенных контрастности шрифтах толщину горизонтальных штрихов слегка уменьшают.

Необходимое условие художественной ценности шрифта — его графическое единство. Лишенный этого качества шрифт производит впечатление неупорядоченного, форма его букв воспринимается как случайная. Графическое единство шрифта выражается и в одинаковой толщине однородных штрихов (основных, соединительных), и в одинаковой (оптически) высоте однородных букв (прописных, строчных), и в одинаковом характере наплывов, и в одинаковой форме каждой группы концевых элементов, и в обоснованной соразмерности различных букв алфавита по ширине.

Технологичность шрифта, то есть его способность устойчиво давать возможно более точные отпечатки, тоже в известной мере зависит от его рисунка. Экспериментально установлено, что при печатании наиболее точно воспроизводятся шрифты с умеренной контрастностью (или вовсе лишенные контрастности), с короткими засечками, с достаточно широкими внутрибуквен-ными просветами. Наоборот, шрифты с резкой контрастностью, длинными, почти сливающимися засечками и узкими внутрибуквенными просветами искажаются сильнее.

Дело в том, что очень тонкие штрихи часто вовсе пропадают, или дают неполный отпечаток, или, наоборот, огрубляются; при длинных, почти сливающихся засечках внутрибуквенные просветы, в особенности узкие, быстро забиваются краской и оттиски получаются неотчетливыми.

Сказанное относится ко всем видам печати. Но все же наименьшее искажение получается при печатании способом высокой печати непосредственно со шрифта (с оригинальной формы) и способом офсетной печати по современной технологии. При высокой же печати со стереотипа и при глубокой печати искажение шрифта начинается уже при изготовлении печатной формы, а при печатании еще больше усиливается (см. главу «Полиграфическая техника и оформление книги»). Поэтому шрифты с резкой контрастностью, длинными засечками и узкими внутрибуквенными просветами для печатания со стереотипов нежелательны, а для глубокой печати совсем не подходят.

Повышенное внимание к технологичности шрифта, вполне закономерное при быстром развитии полиграфической техники и росте тиража изданий, привело к созданию и широкому применению довольно многочисленной группы так называемых малоконтрастных шрифтов, которые рассматриваются ниже, в разделах о шрифтовом ассортименте для металлического набора и фотонабора.

Экономичность, или убористость, типографского шрифта определяется тем, какое количество печатных знаков умещается на единице площади. Применение экономичных шрифтов не только существенно уменьшает расход бумаги, но и приводит к уменьшению объема (а следовательно, и стоимости) многих типографских работ, необходимых для выпуска данного издания. И все же экономичность шрифта нужна и полезна только при условии, что она достигается не за счет удобочитаемости.

Экономичность шрифта может быть достигнута путем уменьшения либо его ширины, либо кегля. Но узкие (плотные) шрифты очень сильно уступают по удобочитаемости шрифтам нормальной ширины. Поэтому применение их в качестве текстовых не оправдано. Правильный путь достижения экономии — это создание и использование шрифтов такого рисунка, которые даже при уменьшении кегля имеют достаточно широкое и четкое очко и хорошо читаются.

Примером такой разумной экономии может служить хюздание и внедрение новых газетных шрифтов, в особенности гарнитур, которые очень широко используются газетами «Правда» и «Московская правда»; эти гарнитуры в кг. 8 более удобочитаемы, чем ранее применявшаяся плотная (узкая) Обыкновенная гарнитура кг. 9.

[an error occurred while processing this directive] >

3.3. Основные требования, предъявляемые к работе над шрифтами

Выбор шрифта диктуется исключительно мастерством и опытом, поскольку жестких правил не существует. Но, если вы хотите, чтобы ваш текст не только привлекал внимание, но и осмысленно читался, при выборе печатного исполнения рекомендуется соблюдать следующие основные условия: читаемость, уместность, гармоничность и смысловой акцент.

Это интересно:  Когда отменят ветерана труда

Читаемость — четкость, ясность, простота графических форм. Общие факторы, влияющие на читаемость, таковы: шрифт, толщина и размер букв, длина строки, расстояние между словами, между строчками и между абзацами, цвет шрифта и фона, свободное пространство на странице и даже качество бумаги. Так, четкость существенно зависит от цвета шрифта и фона, на котором он расположен. В табл. 4.1 приведены усредненные показатели сочетаний основных цветов, влияющих на четкость шрифта и его удобочитаемость (ухудшение направлено сверху вниз).

Таблица 4.1.
Сочетание цвета шрифта и фона

Следует заметить, что приведенные соотношения весьма приблизительны, т. к. на четкость и удобочитаемость шрифта влияют также тональность цвета, его насыщенность, степень освещенности, размеры, характер поверхности (рельефная, шероховатая, гладкая, полированная, зеркальная), расстояние и т. д.

Основные условия, обеспечивающие удобочитаемость:

1. Соразмерность толщины основного штриха и внутрибуквенного просвета, (рис. 67а): в шрифтах светлого начертания соотношение толщины основного штриха и внутрибуквенного просвета примерно равно 1:6 — 1:4; в шрифтах полужирного начертания — 1:2; в шрифтах жирного начертания — 1:1.

2. Оптимальность межбуквенных пробелов (рис. 67б): чрезмерная разреженность букв в строке, как и неоправданная близость, мешают восприятию слов (хотя для короткой надписи такой прием вполне пригоден, т. к. придает строке некую острохарактерность).

Рис. 67.
Влияние элементов букв на удобочитаемость шрифтов.

3. Пропорциональность ширины буквы по отношению к ее высоте (рис. 67в). Читаемость снижается в буквах сверхузких и сверхшироких.

4. Контрастность, основных и дополнительных штрихов (рис. 67г). В первой строке приведен пример шрифта с геометрически равной толщиной горизонтальных и вертикальных штрихов. Так как горизонтальные штрихи всегда кажутся толще вертикальных, это придает тексту некоторую тревожность, неуравновешенность. Умеренный контраст штрихов шрифта второй строки обеспечивает хорошую удобочитаемость. Сильный контраст штрихов (третья строка) в длинных текстах утомляет глаз, в коротких же, наоборот, зачастую повышает удобочитаемость. В четвертой строке показан шрифт без соединительных штрихов и это вполне допустимо.

5. Размер шрифта, определяемый форматом экспозиции, а также расстоянием до зрителя. В табл. 4.2 приведены требования к минимальным раз мерам шрифта в экспозиции.

Таблица 4.2.
Требования к минимальным размерам шрифта в экспозиции

Глаз способен различать предметы только в пределах телесного угла 0° 1′ (рис. 68). Если величина удаления равна D, а толщина элемента буквы — d, то d = Dxtg0°1′, но tg0°1′ = 0,000291, тогда d = Dx0,000291. Если необходимо прочитать шрифт с расстояния 7 м, то минимальная толщина элемента буквы должна быть не меньше, чем d = 7×0,000291 = 0,0021 м = 2,1 мм.

Рис. 68.
Телесный угол, в пределах которого глаз различает предметы.

Если принять высоту буквы Н равной 5d, а ширину буквы L равной 3d, то в приведенном примере Н будет равно 10,5 мм, а L — 6,3 мм. Для подписей, как правило, эти величины удваиваются, особенно при недостаточном освещении.

6. Длина строчек, составляющих основной текст. Для рекламных объявлений, например, рекомендуется использовать текстовые колонки шириной менее 3 дюймов — 7.62 см. Расстояние между строчками также влияет на читаемость текста. Если между ними оставлен зазор лишь для верхних и нижних элементов букв, такой набор называется сплошным. Лучше печатать с интервалом для «свежести».

Уместность — органическая связь рисунка букв с содержанием текста, образность шрифта. Главное, чтобы шрифт в тексте был уместен. При современном разнообразии шрифтов как по стилю, так и по размеру, весь комплекс настроений и ощущений можно передать, даже не вдаваясь в смысловую нагрузку текста. «Образ в шрифте — это тоже мысль, только выраженная специфическими художественными средствами» (С.Б. Телингатер).

Политические плакаты, например, выполняются преимущественно различными гарнитурами рубленых шрифтов. Стилизованный «старомодный» шрифт не стоит использовать в рекламе электронной техники. Для молодых бизнесменов подойдут нарочито стилизованные шрифты и символы в стиле модерн: свободные, динамичные, угловатые и округлые. Более солидные люди предпочитают шрифты эпохи барокко и классицизма в сочетании с геральдической символикой.

Гармоничность. Наиболее характерной ошибкой начинающих дизайнеров является смешение множества шрифтов в одном документе. Это приводит к дисгармонии и ощущению хаоса. Рекомендуется выбирать родственные гарнитуры или начертания из одного семейства. »рифты должны гармонировать с другими элементами печатной продукции, включая иллюстрации. Вся композиция текстового документа зависит от используемых шрифтов.

Акцент. При выборе печатного исполнения можно расставить акценты за счет контраста. Обычно для этих целей используют несколько гарнитур одного и того же шрифта, курсив против прямого, прописные буквы против строчных, мелкий кегль против крупного. Усилить смысловой акцент в композиции можно путем увеличения межзнаковых и межстрочных расстояний. Акцент также создается цветом, но при этом следует помнить о гармоничном соотношении фона и основного текста. При акцентировании необходима осторожность, иначе в попытке акцентировать все не удастся выделить ничего.

Наглядность. Эффективность средств наглядной агитации, ее визуальное восприятие зависят от наглядности содержательной структуры информации. В комплексном художественном оформлении, имеющем чаще всего многоцелевое назначение, особую роль играет умение связывать воедино компоненты разнообразного содержания с одновременным выделением главного. Наглядная структура отражает внутреннюю структуру текстов, обеспечивает удобство восприятия различных по назначению и значению компонентов, способствует быстрому выявлению зрителем наиболее важной информации, подводя его, таким образом, к прочтению и усвоению всего материала.

Наглядная структура раскрывает «архитектуру» комплексного оформления, начиная с общего зрительного охвата произведения вплоть до восприятия наименьшего элемента структуры (раздел оформления, ограниченный одной темой или рубрикой). Такой диапазон охвата зрителем произведения составляет наглядную макроструктуру оформления. От нее следует отличать микроструктуру, которая отражает взаимосвязи между компонентами, составляющими отдельный элемент макроструктуры.

Средства, с помощью которых художник может добиться графической наглядности при представлении информации, можно разбить на четыре группы:

  1. выделение положением текста и составляющих его частей (выделение из общего текста, вынесение за его рамки или повторение вне текста ключевых слов, основной идеи, важных результатов, выводов, цифр и других ориентиров);
  2. цвет (выделительный цвет, многокрасочность и т. п.);
  3. шрифтовые знаки (например, курсив, шрифт другого размера, различная насыщенность шрифта, иллюзорно-объемный шрифт);
  4. материал (фактура или цвет фона, рельефно-объемный шрифт и т. д.).

Наглядность зависит от читаемости форм шрифтовых знаков, которые образуют слова, строчки и абзацы, от их гармонии с материалом носителя информации. Она определяет, насколько легко, точно и быстро совершается процесс зрительного восприятия текста.

В наши дни использование разнообразных шрифтов весьма распространено и это особенно заметно в рекламах. Шрифты рубленые и с засечками, вертикальные и наклонные, плотные и растянутые, диагональные, расположенные по прямой и кривой, из прописных и из строчных букв с прописными, мелкие и крупные, эфемерные и мощные, спокойные и кричащие, объемные и плоские, цветные и контурные, простые и вычурные — таков далеко не полный перечень их характеристик. Шрифт перестал быть только носителем информации, он сам теперь информация.

Выбирая и определяя шрифт для оформления издания, дизайнеры обычно работают со шрифтовыми каталогами. С появлением компьютера значительно расширились возможности печатного процесса, улучшилось качество, увеличилась производительность, постоянно пополняются и каталоги компьютерных шрифтов. Но машина, тем не менее — это всего лишь средство. Ни одна из компьютерных графических программ сама по себе не сделает ваш документ красивым. Выбор шрифта, кегля, создание композиции страницы — это творческая работа дизайнера, компьютер только расширяет его возможности. Удачному оформлению текстового документа предшествует огромная организационная работа — необходимо определить его вид (листовка, буклет, отчет и т. д.), изучить аудиторию, на которую он ориентирован, предмет, о котором идет речь, выбрать соответствующие технические и программные средства.

Основные требования к шрифту

Важнейшие требования к шрифту как элементу оформления книги — удобочитаемость, художественные достоинства, технологичность и экономичность.

Критерии удобочитаемости (readability) текста формировались веками. Печатный знак, слово, предложение, абзац, страница имеют сложившийся образ, стереотип восприятия, который читатель хочет распознавать легко, без ненужных дополнительных усилий. Набор и верстка должны создавать такой образ, а не разрушать его разными отклонениями от стандарта: они только отвлекают и мешают сосредоточиться на содержании. Удобочитаемость текста выражается легким переходом глаза со строки на строку, быстрым отыскиванием нужного абзаца или главы, хорошей различимостью знаков шрифта. При этом глаз не утомляется, скорость чтения становится выше, восприятие содержания приближается к оптимуму.

Текстовые шрифты проектируются для набора длинных полос текста в книгах и журналах. Главное внимание в дизайне таких шрифтов уделяется удобочитаемости. В этом случае требования гораздо шире, чем простая разборчивость, т. е. требуется обеспечить не только легкость, с которой глаз различает отдельные буквы, но и легкость, с которой воспринимаются целые слова и группы слов. Хороший текстовый шрифт способствует успешному чтению без усталости.

Таким образом, удобочитаемостьшрифта определяется скоростью и простотой чтения, как отдельных знаков, так и текста в целом.

Факт того, что одни шрифты воспринимаются легче, чем другие, всегда интересовал ученых, которые пытались выяснить, какие гарнитуры шрифта легче воспринимать.

Исследования удобочитаемости приводили порой исследователей к противоречивым выводам. Например, длительное время считалось истинным, что шрифты с засечками взрослым читателем воспринимаются легче, чем без засечек. Точно так же прямые шрифты долго считались более удобочитаемыми, чем курсивные.

Но последующее изучение разрушило эти стереотипы. В частности, сравнивались скорости чтения текстов, набранных прямыми шрифтами и фрактурой, или готическим шрифтом*, популярным в Германии вплоть до второй мировой войны. Все считают, что причина более медленного чтения фрактуры состоит в том, что штрихи во фрактурных шрифтах очень похожи и так близко расположены друг к другу, что читателю требуется довольно много времени для распознавания буквы. Заблуждение. Исследования выявили, что скорость чтения людей, привыкших к чтению фрактур, не отличалась от скорости чтения у тех, кому более привычно читать текст, набранный прямой антиквой.

Это интересно:  Пошлина за лицензию на алкоголь 2018

* К готическим шрифтам относятся шрифты, по рисунку имитирующие средневековые рукописные почерки ширококонечным пером, распространенные в XIII–XVI веках главным образом в северной Европе. Их буквы характеризуются, как правило, узкими пропорциями, сильным контрастом, изломами штрихов, большой насыщенностью и высокой декоративностью. Существует несколько основных форм готических почерков: текстура, ротунда, бастарда, швабахер, фрактура, канцлей.

Таким образом, если исключить плохой дизайн и плохую верстку, то наиболее удобочитаемыми шрифтами являются те, которые привычнее.

По всей вероятности, это заключение касается только наборных, а не акцидентных или декоративных шрифтов, так как преувеличенные элементы и искаженные пропорции двух последних классов шрифтов затрудняют чтение, независимо от того, насколько мы к ним привыкли.

Несмотря на противоречивые исследования, установлено, что удобочитаемостьшрифта зависит от ряда условий. На нее влияют и особенности набора и отпечатка (длина строки, ширина междустрочных пробелов, четкость отпечатка, цвет краски и бумаги), и условия чтения (например, степень освещенности), и квалификация читателя. Но при одинаковых условиях чтения и одинаковом характере набора и качестве отпечатков удобочитаемость шрифта зависит от его размера и рисунка.

Что касается кегля шрифта, то, как показали многочисленные наблюдения и эксперименты, для взрослого читателя, обладающего навыками быстрого чтения, при длине строки до 5 1 /2—6 кв. и нормальных условиях чтения достаточно удобочитаем шрифт с высотой очка примерно 1,7—1,6 мм, то есть 10 пт.

Более сложный вопрос о том, как определяет удобочитаемость шрифта его рисунок. Простота и ясность рисунка, отсутствие сложных форм и деталей повышают удобочитаемость шрифта. Сложность, а тем более вычурность рисунка, наоборот, делают шрифт менее удобочитаемым, поэтому в основу построения букв положены простые геометрические формы —квадрат (или прямоугольник), круг (или овал), треугольник.

Большое значение для удобочитаемости шрифта имеет толщина основных штрихов и ширина очка. По данным некоторых исследователей, оптимальная толщина основных штрихов (для строчных букв 10 пт.) равна 0,30—0,35 мм, а оптимальная ширина очка (считая по строчной букве «н») должна составлять примерно 4/5 его высоты. При значительном уменьшении ширины очка удобочитаемость шрифта сильно понижается — внутрибуквенные просветы становятся слишком узкими, и контур букв теряет свою отчетливость.

Шрифты с умеренной контрастностью читаются лучше, чем шрифты с резкой контрастностью. Дело в том, что в резко контрастных шрифтах соединительные штрихи очень тонки (их называют «волосными») и с трудом различаются глазом; между тем многие буквы, например «и», «н», «п», отличаются одна от другой только расположением соединительных штрихов. При печатании на матовой или на слабо глазированной бумаге волосные штрихи почти совсем пропадают и удобочитаемость шрифтов с резкой контрастностью еще более снижается.

Полное отсутствие контрастности понижает удобочитаемость шрифта при беглом чтении, так как лишенный контрастности шрифт слишком монотонен, однообразен.

Наличие засечек, как считает большинство исследователей, повышает удобочитаемость шрифта, так как благодаря засечкам очертания букв яснее выделяются на фоне бумаги и кажутся более рельефными. Однако для начинающего читателя, например для ребенка, который еще не имеет навыков беглого чтения и только приучается распознавать буквы, отсутствие контрастности и засечек повышает удобочитаемость шрифта.

Шрифты с короткими засечками читаются лучше, чем с длинными. При коротких засечках буквы имеют более открытый контур и глаз легче охватить этот контур.

Очень важное условие удобочитаемости шрифта — ясно выраженная индивидуальная форма букв, достаточное отличие в форме различных букв алфавита. Однако эта индивидуальность непременно должна сочетаться с общей простотой формы, что может быть достигнуто различными графическими средствами. К ним относятся и умелое использование форм, образованных от нескольких простых геометрических фигур (квадрата или прямоугольника, круга или овала, треугольника), и обоснованные различия букв по ширине, и разнообразие форм концевых элементов (например, наличие горизонтальных, вертикальных и косых засечек), и форма выносных элементов.

Придать каждой букве алфавита ясно выраженный индивидуальный характер и вместе с тем сохранить общую простоту форм шрифта и его стилевое единство — очень сложная задача, решение которой требует большого художественного такта и мастерства. Вот почему удобочитаемость шрифта неразрывно связана с его художественным строем, с его художественными достоинствами.

Художественные достоинства шрифта определяются соответствием его рисунка виду и характеру оформляемого издания.

Шрифт существует и используется не только для обработки текстовой информации, но служит для создания произведения полиграфического искусства, как и любого другого, которое не только удобно читать, но и приятно держать в руках, любоваться им; поэтому говорят о выборе шрифтового оформления, а не о выборе шрифта для набора. Многие гарнитуры шрифта были специально разработаны для набора отдельных произведений, таких как: «Новый завет», античных классиков (Горация и Теренция) — гарнитура Баскервилл; собрания сочинений Тассо, Вергилия, Гомера — шрифты Бодони; собрания сочинений А.С. Пушкина — гарнитура Елизаветинская и т. д.

Наиболее значительные в художественном отношении шрифты были созданы в эпоху расцвета графического искусства. Наиболее устойчивыми и вместе с тем способными развиваться оказались шрифтовые формы, созданные в эпоху Возрождения.

Конструктивная простота форм, которая присуща шрифтам, выдержавшим испытание временем,— это простота не чисто геометрическая, а художественная. Любой шрифт, который удовлетворяет эстетическим требованиям, построен не только с помощью циркуля и линейки, но и с глубоким пониманием и учетом особенностей зрительного восприятия, например оптических иллюзий.

Технологичностьшрифта, то есть его способность устойчиво давать возможно более точные отпечатки, тоже в известной мере зависит от его рисунка. Экспериментально установлено, что при печатании наиболее точно воспроизводятся шрифты с умеренной контрастностью (или вовсе лишенные контрастности), с короткими засечками, с достаточно широкими внутрибуквен-ными просветами. Шрифты с резкой контрастностью, длинными, почти сливающимися засечками и узкими внутрибуквенными просветами искажаются сильнее.

Дело в том, что очень тонкие штрихи часто вовсе пропадают, или дают неполный отпечаток, или, наоборот, огрубляются; при длинных, почти сливающихся засечках внутрибуквенные просветы, в особенности узкие, быстро забиваются краской и оттиски получаются неотчетливыми.

Экономичность,или убористость, типографского шрифта определяется тем, какое количество печатных знаков умещается на единице площади. Применение экономичных шрифтов не только существенно уменьшает расход бумаги, но и приводит к уменьшению объема (а следовательно, и стоимости) многих типографских работ, необходимых для выпуска данного издания. И все же экономичность шрифта нужна и полезна только при условии, что она достигается не за счет удобочитаемости.

Экономичность шрифта может быть достигнута путем уменьшения либо его ширины, либо кегля. Но узкие (плотные) шрифты очень сильно уступают по удобочитаемости шрифтам нормальной ширины. Поэтому применение их в качестве текстовых не оправдано. Правильный путь достижения экономии — это создание и использование шрифтов такого рисунка, которые даже при уменьшении кегля имеют достаточно широкое и четкое очко и хорошо читаются.

2.5. Единицы измерения издательско-полиграфической про­дукции

Объем издания— величина, определяемая либо числом страниц в издании, либо числом учетно-издательских листов в нем, либо числом печатных листов.

Учетно-издательский лист— единица объема издания, равная, как и авторский лист, 40 000 печатных знаков прозаического текста (считая и знаки препинания, и пробелы между словами, и неполные строки за полные) или 700 строк стихотворного текста, или 3000 см 2 площади изображений в том масштабе, в котором они воспроизведены в издании.

Авторский лист — единица объема авторского оригинала — созданных автором текстов, таблиц, изобразительных материалов и т. д. Он равен 40 000 печатных знаков прозаического текста (включая пробелы между словами, знаки препинания, цифры и считая неполные концевые строки за полные), или 700 стихотворным строкам, или 3000 кв.см. площади изображений на странице издания.

Бумажный лист — единица расчета количества бумаги, потребной или израсходованной на издание.

Печатный лист — единица натурального объема изданий и печати, равная половине запечатанного стандартного бумажного листа.

Условный печатный лист — печатный лист формата 60´90 см, к которому приравниваются (при помощи коэффициентов перевода физические печатные листы в условные) печатные листы других форматов. Условный печатный лист необходим для подсчета общего печатного объема изданий разных форматов, общего количества бумаги для выпуска всех изданий за какой-то период.

Дата добавления: 2016-06-22 ; просмотров: 3307 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Основные требования к шрифту

Основные требования к шрифтам

Теперь, рассмотрев информацию о шрифтах, об их характеристиках, особенностях и классификациях, обратим внимание на требования к шрифтам, важные для работы над печатными и электронными СМИ.

Естественно, к шрифтам предъявляются требования разного характера. Особенно к шрифтам мелкого кегля, которые должны быть удобочитаемы. Так мы и подошли к одному из главных требований — удобочитаемости. Удобочитаемость — это, как бы, оценка пригодности шрифта.

«Специалисты определили условия удобочитаемости текста:

· индивидуальность графем каждой буквы;

· соразмерность толщины основного штриха и внутрибуквенного просвета (сверхжирные и сверхсветлые начертания снижают удобочитаемость);

· оптимальность межбуквенных пробелов (чрезмерная разреженность букв в строке, как и неоправданная близость, мешают восприятию слов);

· пропорциональность отношения ширины буквы к её высоте(читаемость снижается в буквах сверхузких и сверхшироких)

· контрастность основных и дополнительных штрихов (в длинных текстах сильный контраст штрихов утомляет зрение, в коротких, напротив, может повысить удобочитаемость);

· размер шрифта, определяемый форматом издания, а также расстоянием между объектом — носителем шрифта и зрителем;

· характер засечек и контурных элементов шрифта, степень наклона (не более 75-80? к линии строки).

Есть и более частные рекомендации:

· газетный шрифт в кеглях 6, 8, 9 не должен быть узким (4:5 или 5:6 — такова пропорция очка, а не 1:2, что характерно для узких шрифтов);

Это интересно:  Требования к x plane 10

· засечки повышают удобочитаемость, делают букву как бы рельефной, её очертания выделяются на бумаге;

· оптимальный кегль текстового шрифта — 8 или 9 пунктов».Тулупов В. В.Указ. Соч.. С. 81.

Также на удобочитаемость может влиять выбор гарнитуры шрифта. А следовательно его экономичность. Наиболее популярной гарнитурой на сегодняшний день является Times New Roman. Она имеет относительно узкие буквы, что позволяет экономить бумагу. «Строка у этой гарнитуры короче, чем у остальных гарнитур Строки, набранные гарнитурой Times кажутся более стиснутыми…»Феличи Дж. Указ. Соч. С. 105. Сравним, например, текстовую строку гарнитур Times(1)и Palatino(2):

А теперь рассмотрим некоторые из условий удобочитаемости текста, указанных выше. «Большое значение для удобочитаемости шрифта имеет толщина основных штрихов и ширина очка. По данным некоторых исследователей, оптимальная толщина основных штрихов (для строчных букв кг. 10) равна 0,30—0,35 мм, а оптимальная ширина очка (считая по строчной букве «н») должна составлять примерно 4/5 его высоты. При значительном уменьшении ширины очка удобочитаемость шрифта сильно понижается — внутрибуквенные просветы становятся слишком узкими, и контур букв теряет свою отчетливость.

Шрифты с умеренной контрастностью (с отношением толщины соединительных и основных штрихов примерно от 1:2 до 1:3) читаются лучше, чем шрифты с резкой контрастностью. Дело в том, что в резко контрастных шрифтах соединительные штрихи очень тонки (их называют «волосными») и с трудом различаются глазом; между тем многие буквы, например «и», «н», «п», отличаются одна от другой только расположением соединительных штрихов. При печатании на матовой или на слабо глазированной бумаге волосные штрихи почти совсем пропадают и удобочитаемость шрифтов с резкой контрастностью еще более снижается.

Полное отсутствие контрастности, по мнению большинства исследователей, понижает удобочитаемость шрифта при беглом чтении, так как лишенный контрастности шрифт слишком монотонен, однообразен.

Наличие засечек, как считает большинство исследователей, повышает удобочитаемость шрифта, так как благодаря засечкам очертания букв яснее выделяются на фоне бумаги и кажутся более рельефными. Однако для начинающего читателя, например для ребенка, который еще не имеет навыков беглого чтения и только приучается распознавать буквы, отсутствие контрастности и засечек повышает удобочитаемость шрифта. Шрифты с короткими засечками читаются лучше, чем с длинными. При коротких засечках буквы имеют более открытый контур и глаз легче охватывает его. Длинные же засечки придают контуру букв закрытый характер; они почти сливаются в одну горизонтальную линию и мешают глазу охватить этот контур.

Очень важное условие удобочитаемости шрифта — ясно выраженная индивидуальная форма букв, достаточное отличие в форме различных букв алфавита. Однако эта индивидуальность непременно должна сочетаться с общей простотой формы, что может быть достигнуто различными графическими средствами. К ним относятся и умелое использование форм, образованных от нескольких простых геометрических фигур (квадрата или прямоугольника, круга или овала, треугольника), и обоснованные различия букв по ширине, и разнообразие форм концевых элементов (например, наличие горизонтальных, вертикальных и косых засечек), и форма выносных элементов. Придать каждой букве алфавита ясно выраженный индивидуальный характер и вместе с тем сохранить общую простоту форм шрифта и его стилевое единство — очень сложная задача, решение которой требует большого художественного такта и мастерства. Вот почему удобочитаемость шрифта неразрывно связана с его художественным строем, с его художественными достоинствами».dtp.obzor.com.ua (датаобращения 17.05.2013)

Также читабельность текста определяется «цветом» шрифта. Правильным «цветом» шрифта принято считать непрерывную и однородную текстуру шрифта. На странице может возникнуть проблема «цвета», когда текст в одном абзаце плотнее, чем во втором. Это может немного отвлекать. Однако следует сразу разграничить понятия «цвет» шрифта» и «цвет текста». Казалось бы, близкие словосочетания, но цвет текста — это именно цветовое оформление шрифта. Конечно, стандартным и самым используемым для большинства изданий цветом является чёрный, однако применение некоторых других также нередко. Обычно их легче использовать в рекламе, при этом применяя акцидентные и декоративные шрифты, так как они печатаются большим кеглем. Посмотрим, почему. Возьмём, например красный цвет. Применив его для длинного текста на белом фоне (при этом кегль шрифта, естественно, небольшой), замечаем, что он не имеет такого контраста, как у чёрного цвета, пробелы между буквами становятся нечёткими, и тогда, чтобы текст стал более читабельным, придётся увеличить кегль, что не удобно, так как текст будет занимать больше места. Чтобы избежать подобного необходимо будет поддерживать высокий контраст. Таким образом, для изданий с большим объёмом текста лучше всего применять чёрный цвет шрифта на белом фоне.

Существует ещё одна проблема, влияющая на удобочитаемость — слишком узкие пробелы. Очень узкие апроши могут влиять на начертание букв. Они могут сливаться и образовывать неправильный знак, что сбивает с толку читателя. Избежать подобного можно при помощи засечек. Они позволяют легче определить начало и конец буквы. Широкие же пробелы, хоть и легче читаются, всё же не лучшим образом выглядят, а также препятствуют размещению большого текста.

«Художественные достоинства шрифта определяются соответствием его рисунка виду и характеру оформляемого издания. Конструктивная простота форм, которая присуща шрифтам, выдержавшим испытание временем, — это простота не чисто геометрическая, а художественная.Технологичность шрифта, то есть его способность устойчиво даватьвозможно более точные отпечатки, тоже в известной мере зависит от его рисунка.»dtp.obzor.com.ua (датаобращения 17.05.2013)

Таким образом, мы рассмотрели основные требования к шрифтам, относящиеся в основном к газетам.

Шрифт в плакате

Основные требования, предъявляемые к работе над шрифтом в плакате:

1. четкость, ясность, удобочитаемость, простота графических форм шрифтов в плакате;
2. органическая связь рисунка букв с содержанием текста, образность шриф­та;
3. зависимость рисунка букв от техники их исполнения;
4. ритм;
5. цветовая гармония;
6. стилевое единство шрифтов в пла­кате;
7. смысловая акцентировка в шрифтовой композиции;
8. целостность, композиционная слажен­ность всего построения.

Четкость, ясность, удобочитаемость, простота графических форм

Необходимость соблюдения этих принципов объясняется психофизиоло­гическими особенностями человека, проявляемыми в процессе чтения, осо­бенностями человеческого зрения — схватывать глазом одновременно груп­пу букв или даже слов, скоростью опо­знания букв и осмысления слов, т. е. скоростью чтения. Это чрезвычайно важ­ные требования к любому плакатному шрифту.

Четкость определяется контрастом отношения цвета шрифта к цвету фона.

Приведем усредненные показатели сочетаний основных цветов, влияющих на четкость шрифта и его удобочитаемость, выведенные экспериментальным путем для дневного освещения. (В таблице со­четание цветов приводится в последова­тельности по ухудшению четкости, а сле­довательно, понижению удобочитаемо­сти шрифта.)

Ясность шрифта подразумевает быст­рую узнаваемость букв, оправданную простоту их графики.

Удобочитаемость — это общая оцен­ка пригодности шрифта. Любой шрифт должен без искажений передавать содержание текста. Рассмотрим некото­рые условия обеспечения удобочита­емости.

1. Индивидуальность графем каждой буквы.

На примере видно, что средние графемы букв O, Н, К хорошо отличаются друг от друга. Крайняя левая «О» сразу даже не читается как буква, правые «К» стали схожи с «Н», хуже опо­знаются, а на некотором удалении от зрителя почти теряют различие с «Н».

Таким образом, говоря о простоте графических форм букв, следует пом­нить, что не всякая простота является рациональной. Можно придать буквам наипростейшие формы, но от этого они еще не будут легкочитаемыми. Только те формы могут удовлетворить первое условие удобочитаемости, которые сочетают простоту с дифференцированностью, то есть с максимальным разли­чием в графике букв.

2. Соразмерность толщины основного штриха и внутрибуквенного просвета.

Соразмерность толщи­ны основного штриха и внутри буквенного просвета. Перевод шрифта светлого начертания в полужирное. Особое внимание следует уделять изменению наклонных, округлых и соеди­нительных штрихов в буквах.

Шрифт светлого начертания имеет соотношение толщины основного штриха и внутрибуквенного просвета в шрифтах типа гуманистической антиквы 1:6, в шрифтах рубленых — 1:4. Полужирные шрифты имеют соотношение 1:2, жир­ные — 1:1. Сверхжирные и сверхсветлые начертания снижают удобочитаемость шрифта.

3. Оптимальность межбуквенных про­белов.

Влияние межбуквенных пробелов на удобочитаемость шрифта.

Чрезмерная разреженность букв в строке, как и неоправданная близость, мешают восприятию слов.

Приводя пример современного реше­ния шрифта с максимально сближенным расположением букв, оговоримся, что для короткой надписи такой прием впол­не пригоден, так как придает строке некую острохарактерность. Но нецелесообразно применять его везде, и тем более в тексте.

4. Пропорциональность отношения ширины буквы к ее высоте.

Пропорциональность отношения ширины и высоты букв: сверхузкий, узкий (1:2), нормальный (4:5), широкий (1:1), сверхширокий.

Это соотношение в различных шриф­тах неодинаково: в среднем принято для узкого 1:2, для нормального — 4:5, для широкого — 1:1.

Читаемость снижается в буквах сверхузких и сверхшироких.

5. Контрастность основных и допол­нительных штрихов.

Контрастность основных и дополнительных штрихов в шрифтах различных рисунков.

В шрифтах с геометрически равной толщиной штрихов горизонтальные штри­хи всегда кажутся толще вертикальных, что придает шрифту некоторое беспо­койство, неуравновешенность. Умеренный контраст штрихов шрифта антиквы обеспечивает хорошую удобо­читаемость. В длинных текстах сильный контраст штрихов утомляет зре­ние, в коротких, напротив, может повы­шать удобочитаемость (шрифт типа но­вой антиквы). В отдельных слу­чаях, например в трафаретном варианте, соединительные штрихи вооб­ще могут быть опущены.

6. Размер шрифта, определяемый форматом плаката, а также расстоянием между объектом — носителем шрифта и зрителем.

К этому следует добавить, что на удобочитаемость оказывают влияние: характер засечек и концевых элементов шрифта, левый наклон букв или слишком сильный наклон вправо (желателен на­клон не более 75—80° к линии строки), композиция, текстовая нагруженность, изобразительные элементы плаката, степень освещенности и даже окружение, попадающее в поле зрения одновремен­но с плакатом.

Перечисленные условия являются общими и составляют основу профес­сиональной грамоты. Каждый же отдель­ный случай решения шрифтового плаката требует осознанного подчинения общим правилам, а не слепого повиновения ка­ким бы то ни было рецептам.