Субсидия торговли это

Тема 4. Внешнеторговая политика

7. Экспортный протекционизм

Современная комплексная система форсирования сбыта товаров на мировом рынке включает экономическое стимулирование экспорта, административные меры по воздействию на вывоз, использование средств морального поощрения экспортеров.

Экспортные субсидии – это льготы финансового характера, предоставляемые государством экспортерам для расширения вывоза товаров за границу. В результате таких субсидий экспортеры получают возможность продавать товар на внешнем рынке по более низкой цене, чем на внутреннем. Экспортные субсидии могут быть прямыми (выплата дотаций производителю при его выходе на внешний рынок) и косвенными (путем льготного налогообложения, кредитования, страхования и т.п.).

Субсидирование экспорта одновременно является и субсидированием импорта. Это происходит из-за того, что экспортные субсидии способствуют повышению обменного курса национальной валюты, а, следовательно, удешевляют приобретение иностранных товаров в данной стране.

Субсидирование экспорта идет вразрез с международными соглашениями. Одно из положений ГАТТ оценивает экспортные субсидии как «нечестную конкуренцию» и разрешает импортирующим странам принимать ответные меры путем взимания протекционистских «компенсационных пошлин».

Существует множество способов государственного субсидирования экспорта в обход требований ГАТТ/ВТО.

1. Государство может использовать средства налогоплательщиков для предоставления низкопроцентных займов самим экспортерам или их иностранным клиентам.

2. Государство осуществляет непосредственные затраты по стимулированию сбыта экспортной продукции за рубежом, организуя рекламу и предоставляя дешевую информацию о конъюнктуре экспортного рынка.

3. Налоговая система предусматривает предоставление фирмам налоговых льгот в зависимости от объема производимых на экспорт товаров и услуг.

В среднем экспортные субсидии невелики, но для отдельных товаров, а также компаний они достигают очень больших размеров. В целом же эти субсидии в обрабатывающей промышленности развитых стран не выходят за пределы 1% стоимости экспорта. Наибольшими в процентном отношении субсидиями пользуется сельскохозяйственная продукция.

Конечным результатом субсидирования экспорта является излишний рост торговли. Это приносит вред как субсидирующему государству, так и всей мировой экономике.

Компенсационные импортные пошлины, направленные против субсидируемого экспорта и санкционированные ГАТТ, приносят убытки стране, их учреждающей. Однако в целом для мирового хозяйства они выигрышны, поскольку нейтрализуют экспортные субсидии. Комбинация экспортных субсидий и компенсационных пошлин оставляет совокупное благосостояние в мире без изменения. При этом налогоплательщики страны, субсидирующей экспорт, неявно доплачивают налогоплательщикам импортирующей страны.

Получаемая экспортерами помощь в такой форме существенно повышает конкурентоспособность товаров и стимулирует коммерческую деятельность, также позволяет продавать товар на внешнем рынке по более низкой цене, чем на внутреннем.

Последствия предоставления экспортной субсидии показаны на рисунке 4.7.

Рис.4.7. Последствия применения экспортных субсидий

Производителям, получающим субсидию, становится выгоднее экспортировать, чем продавать товар на внутреннем рынке. Но, чтобы расширить поставки на внешний рынок, они должны снизить экспортные цены. Субсидия покрывает убытки от снижения цен, и объемы экспорта растут. Вместе с тем, поскольку из-за роста экспорта меньше товара поступает на внутренний рынок, внутренняя цена на него увеличивается (с Pw до Pd). Рост цены обусловливает увеличение предложения с S до S1 и сокращение спроса с D до D1. В результате потребители несут потери (область а + b), а производители получают дополнительный выигрыш (область a + b + c + d + e). Но, чтобы оценить последствия субсидирования экспорта для страны в целом, надо учесть затраты на субсидию, которые будет нести государственный бюджет (т.е. налогоплательщики). Для этого надо размер субсидии на единицу экспортируемого товара умножить на новый объем экспорта (S1 – D1). Даже если предположить, что внутренняя цена вырастет на всю величину субсидии (что возможно при бесконечно большой эластичности спроса на импорт на мировом рынке), затраты государства будут равны (b + с + d + e + f), а, значит, потери благосостояния страны в целом составят область (b + f). Однако в реальности эти потери будут еще больше. Эластичность спроса на импорт в странах-импортерах, очевидно, не бесконечно велика, поэтому внутренние цены в стране-экспортёре увеличатся на меньшую величину, чем предоставляемая субсидия, и, следовательно, бюджетные затраты будут больше, чем площадь прямоугольника (b + c + d + e + f).

В соответствии с правилами ГАТТ/ВТО применение экспортных субсидий запрещено. Если они все-таки используются, то импортирующим странам разрешено принимать ответные меры путём взимания компенсационных импортных пошлин.

С начала 70-х гг. широкое распространение получила особая форма количественного ограничения импорта – добровольные экспортные ограничения (ДЭО), когда не страна-импортер устанавливает квоту, а страны-экспортеры сами берут на себя обязательства по ограничению экспорта в данную страну. В настоящее время заключено несколько десятков подобных соглашений, ограничивающих экспорт автомобилей, стали, телевизоров, текстильных изделий и т.д. главным образом из Японии и новых индустриальных стран в США и страны ЕС. Конечно, на деле такие экспортные ограничения являются не добровольными, а вынужденными: они вводятся либо в результате политического давления страны-импортера, либо под влиянием угроз применить более жёсткие протекционистские меры (например, возбудить антидемпинговое расследование).

В принципе ДЭО представляют собой ту же квоту, но вводимую не страной-импортером, а страной-экспортером. Однако последствия такой меры по ограничению внешней торговли для экономики страны-импортера носит еще более негативный характер, чем при использовании тарифа или импортной квоты. Если импорт в данную страну в результате соглашения с торговыми партнёрами о ДЭО составляет величину Q (рис. 4.8), то внутренняя цена растет, спрос сокращается, предложение со стороны отечественных производителей увеличивается и т.д. Однако вместо того, чтобы получить доход от таможенных пошлин или от продажи импортных лицензий на аукционе, государство теперь как бы отдает эту часть выигрыша зарубежным экспортерам (область с + d). Кроме того, даже после введения ДЭО обычно сохраняется тариф, которым раньше облагался импорт данного товара (Pw — мировая цена, РТ — внутренняя цена с учетом тарифа, Pd — внутренняя цена после введения ДЭО). Поскольку импорт сокращается, то сокращается и доход государства от импортного тарифа (область f + g).

Рис. 4.8.Влияние ДЭО на экономику

Почему, несмотря на дополнительные потери, государства-импортеры часто настаивают, чтобы их торговые партнеры вводили ДЭО? Основная причина, очевидно, состоит в том, что, будучи достаточно действенным инструментом количественного ограничения импорта и защиты внутреннего рынка, ДЭО раньше формально не запрещались положениями ГАТТ. В настоящее время в рамках ГАТТ/ВТО поставлена задача отмены ДЭО к 2000г.

Демпинг – это международная дискриминация в ценах, при которой экспортирующая фирма продает свой товар на каком-либо одном зарубежном рынке дешевле, чем на другом (чаще отечественном).

Демпинг может являться, во-первых, следствием государственной внешнеторговой политики, когда экспортер получает субсидию. Во-вторых, демпинг может стать результатом типично монополистической практики дискриминации в ценах, когда фирма-экспортер, которая занимает монопольное положение на внутреннем рынке, при неэластичном спросе максимизирует доход, повышая цены, тогда как на конкурентном зарубежном рынке при достаточно эластичном спросе она добивается максимизации дохода путем снижения цены и расширения объема продаж. Такого рода дискриминация в ценах возможна, если рынок сегментирован, т.е. затруднено выравнивание цен внутреннего и внешнего рынка путем перепродажи товара из-за высоких транспортных расходов или установленных государством ограничений торговли.

В соответствии с правилами ГАТТ/ВТО в целях защиты от демпинга государство-импортер может вводить антидемпинговые пошлины, чему должно предшествовать специальное расследование с целью установления самого факта демпинга и ущерба от него. Однако часто фирмы, производящие импортозамещающую продукцию, инициируют антидемпинговые расследования, когда демпинга как такового нет, а низкие цены импортных товаров объясняются более низким уровнем издержек у иностранных конкурентов. В этом случае существует опасность злоупотребления антидемпинговым законодательством и превращения его в чисто протекционистский инструмент, что может увеличить цену импортных товаров и ограничить конкуренцию на внутреннем рынке.

Антидемпинговые пошлины, как и обычные таможенные пошлины, приводят к повышению внутренних цен и потерям в благосостоянии страны. Вместе с тем если введение антидемпинговой пошлины вынудит фирму, осуществляющую демпинг, еще более снизить экспортную цену, то страна-импортер может получить выигрыш, как в случае с оптимальным тарифом.

Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам

ВТО признает, что правительства могут предоставлять субсидии национальному производителю, преследуя различные торгово-политические цели. Система ВТО регулирует только те случаи субсидирования, которые искажают условия конкуренции в международной торговле. Основные принципы и подходы к данной проблеме были подробно разработаны в Соглашении по субсидиям и компенсационным мерам. Необходимо подчеркнуть, что положения данного соглашения относятся к промышленной продукции; порядок субсидирования сельскохозяйственной продукции прописан в Соглашении по сельскому хозяйству.

Соглашение разделяет промышленные субсидии, предоставляемые правительствами, на запрещенные и допустимые. Стало обычной практикой сравнивать категории субсидий по Соглашению с сигналами светофора. Запрещенные субсидии называют красными субсидиями; допустимые, но наказуемые субсидии, в тех случаях, когда субсидированный экспорт наносит ущерб – желтые; допустимые и ненаказуемые субсидии – зеленые.

Это интересно:  Ставрополь нотариус на доваторцев

К запрещенным субсидиям (так называемая, «красная корзина») относятся экспортные субсидии и субсидии, направленные на поощрение использования местных товаров по отношению к импортируемым. Приложение I к Соглашению приводит примерный перечень экспортных субсидий. К таковым, например, относятся прямые экспортные субсидии; программы, допускающие удержание валюты, любо любая подобная практика, которая влечет за собой выплату премии при экспорте; внутренние транспортные и фрахтовые тарифы для экспортных отгрузок, устанавливаемые или взимаемые на более льготных условиях по сравнению с перевозками на внутреннем рынке. Так, например, в 2001 году Органом по разрешению споров ВТО было вынесено решение в соответствии с иском ЕС постановившее, что американское законодательство о налоговых льготах экспортерам представляет собой скрытую форму экспортных субсидий. ГАТТ-47 запрещало предоставление экспортных промышленных субсидий только развитым странам, после Уругвайского раунда данное положение действует и в отношении развивающихся стран, им предоставлен 8-летний переходный период для внесения изменения в практику субсидирования. В течение этого периода развивающиеся страны не имеют право увеличивать размер своих экспортных субсидий. Однако наименее развитые страны (страны, чей ВНП на душу населения менее 1000 ам. долл.) имеют право субсидировать экспорт.

Допустимые субсидии (так называемая «желтая корзина»), в свою очередь, принято разделять на две категории: «наказуемые» и «ненаказуемые».

К «наказуемым» субсидиям относятся те случаи субсидирования, когда импорт субсидируемых товаров приводит к негативному влиянию на торговлю в стране-импортере. Вследствие чего страна-импортер имеет право предпринять ответные меры с целью исправления положения. Такие ответные меры могут иметь форму компенсационных пошлин. Но необходимо доказать факт того, что субсидированный импорт наносит серьезный ущерб или прямо угрожает серьезным ущербом национальной промышленности. Кроме того, страна-импортер имеет право вынести вопрос на рассмотрение Органа по урегулированию торговых споров и добиться отмены или изменения системы субсидирования той страны, чей субсидируемый экспорт искажает торговлю.

Для разделения субсидий в рамках «желтой корзины» (когда применение субсидии допускается, но это может иметь негативный эффект) Соглашение использует критерий специфичности для разделения субсидий данного вида на наказуемые и ненаказуемые. Субсидия является специфичной, если она предоставлена:

  • предприятию или группе предприятий;
  • промышленному сектору или группе секторов;
  • определенному географическому региону.

Например, низкие внутренние цены на энергоносители – есть субсидия. Но предоставляется она всем российским предприятиям а, значит, не является специфической.

Допустимые и ненаказуемые субсидии («зеленая корзина») – субсидии, не дающие основание для разбирательства, то есть фактически разрешенные субсидии. К таким субсидиям относится финансирование научно-исследовательских работ и внедрение результатов; дотации регионам, находящимся в неблагоприятных условиях; средства, направляемые на охрану окружающей среды. Однако о программах субсидирования следует уведомлять Комитет по субсидиям и компенсационным мерам, учрежденный в соответствии с Соглашением. Кроме того, если допустимая субсидия влечет за собой «серьезные неблагоприятные последствия» для национальной отрасли производства какого-либо члена ВТО, причиняя ей «ущерб, который трудно устранить», то данный член ВТО может инициировать консультации в рамках Комитета. И Комитет вправе разрешить применить контрмеры пропорционально причиненному ущербу.

Субсидии и компенсационные процедуры

Понятие «субсидии» в ВТО

Субсидирование является одним из важнейших инструментов торговой политики. Посредством субсидий правительства поддерживают своих производителей, делая их более конкурентоспособными, что в результате окажет влияние на международную торговлю.

Такое влияние может привести к тому, что субсидируемые товары становятся более конкурентоспособными на своем внутреннем рынке по сравнению с иностранными товарами и в таком случае субсидия фактически является барьером в доступе на рынок субсидирующего государства. Предоставление субсидии иностранным государством может привести к тому, что отечественные товары не смогут конкурировать с иностранным товаров на своем внутреннем рынке, так как благодаря субсидии иностранные компании могут поставлять свой товар по заниженным ценам. Благодаря полученным субсидиям иностранные компании могут также вытеснить ваш товар с международных рынков.

В первую очередь считаем необходимым отметить, что ВТО не запрещает использование субсидий в целом. Более того, в рамках ВТО субсидии рассматриваются как важный инструмент экономического развития, особенно для стран с развивающейся экономикой или с экономикой переходного периода. В ВТО запрещены только те субсидии, которые оказывают самое негативное влияние на международную торговлю. К таким субсидиям относят экспортные и импортозамещающие субсидии. При этом использование экспортных субсидий в виде экспортного кредитования разрешено на определенных условиях.

Фактически в рамках ВТО правила в отношении использования субсидий устанавливает Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам (ССКМ), где даны четкие положения в области применения субсидий и компенсационных мер, в частности: определение субсидий, классификация их в зависимости от воздействия на условия торговли и правомерности применения; правила проведения компенсационных расследований и применения компенсационных мер, и оспаривание правомерности применения субсидий в рамках системы разрешения споров в тех случаях, если применение субсидий оказывает негативное воздействие на торговлю.
Положения ССКМ являются обязательными для применения всеми членами ВТО без каких-либо изъятий и оговорок.

В основном положения ССКМ распространяются на промышленные товары, так как субсидирование сельскохозяйственных товаров регулируются в ВТО отдельным соглашением.

Понятие субсидии в ВТО существенно отличается от того, которое обычно используется в России (смотри статью 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Это понятие гораздо шире и включает в себя практически все виды прямой и косвенной финансовой поддержки экономических операторов.

Ряд признаков, определяющих субсидию, сформулирован в статье 1 ССКМ, которая гласит о том, что «субсидия существует тогда, когда:

а) оказывается финансовое воздействие правительством или любым публичным органом в пределах территории члена, когда:

— правительство практикует прямой перевод денежных средств или принимает на себя обязательства по переводу таких средств;

— правительство отказывается от взимания или не взимает причитающиеся ему доходы;

— правительство предоставляет товары или услуги помимо общей инфраструктуры, или закупает товары;

— правительство осуществляет платежи в механизмы финансирования или поручает, либо предписывает частному лицу выполнять одну или несколько функций ил числа указанных в предыдущих подпунктах, которые обычно возлагаются на правительство, причем на условиях, которые фактически не отличаются от обычной практики правительств;

б) или существует любая форма поддержки доходов и цен в смысле статьи XIV ГАТТ 1994 и таким образом предоставлялось преимущество».
Необходимо отметить, что регулирование субсидий, предусмотренных в ССКМ, распространяется только на специфические субсидии. Главный признак специфичности субсидии – ограниченность доступа предприятий к получению субсидии, когда не все предприятия могут ее получить, а в результате создаются искусственные конкурентные преимущества для отдельных лиц.

Субсидия не является специфической, если установлены объективные критерии для ее получения, которые применяются автоматически. Например, применение налоговых льгот к малым предприятиям, численность персонала которых не превышает 15 человек, без ограничения секторов экономики, в которых могут применяться эти льготы, не будет являться специфической субсидией. Однако когда применение таких правил не дает четкого ответа, статья 2 ССКМ допускает принятие во внимание дополнительных факторов, например, фактическое получение субсидии ограниченным числом предприятий или диспропорциями при выделении субсидий с учетом реальной фирменной структуры экономики.

Специфическими являются и субсидии, предоставление которых ограничено определенным географическим регионом за исключением различий, связанных с применением обычной системы налогообложения, которая может различаться в субъектах федеративного государства. Однако если уровень региональных налогов в каком-либо субъекте федерации и ниже, чем в других областях, то такая субсидия не будет специфической.

В ССКМ была введена классификация видов субсидий в зависимости от степени их влияния на торговлю. Изначально было заложено деление субсидий на следующие виды:

красные субсидии – запрещенные в рамках ВТО субсидии, смысл которых заключается в увязке по закону или фактически в качестве единственного или нескольких условий с результатами экспорта или с использованием отечественных товаров вместо импортных;

желтые субсидии – субсидии применение которых может привести к применению определенных мер противодействия со стороны других членов при соблюдении условий, предусмотренных в ССКМ;

зеленые субсидии – разрешенные субсидии, в отношении которых не применяются как компенсационные меры, так и другие меры противодействия, предусмотренные ССКМ. В соответствии с статьей XXXI ССКМ зеленые субсидии применялись в течение 5 лет с момента подписания этого соглашения. После этого стороны должны были продолжить переговоры по порядку предоставления этих субсидий. До настоящего времени переговоры еще не завершены.

Компенсационные процедуры и меры

Компенсационные меры могут быть введены против товара, в отношении которого иностранным государствам предоставляются специфические субсидии, и поставки такого субсидируемого товара наносят ущерб местным производителям, т.е. основной целью введения компенсационных мер является борьба с несправедливой конкуренцией.

Компенсационные меры вводятся в виде пошлин на срок до 5 лет для устранения этого преимущества. Мера может быть продлена в результате ее пересмотра. Однако в отличие от антидемпинговых мер, действие компенсационной меры должно быть прекращено в случае прекращения субсидирования.

Для введения компенсационной меры необходимо провести расследование, в ходе которого органу расследования необходимо доказать наличие трех факторов:

— наличие субсидирования иностранных производителей;

— наличие материального ущерба, нанесенного отечетсвенной промышленности, либо угрозы нанесения материального ущерба или существенного замедления развития отрасли;

— наличие причинно-следственной связи между субсидируемым импортов и ущербом, который наносится отечественной промышленности.

Компенсационные меры могут быть введены в отношении импортного товара, который является аналогичным по отношению к товару, производимому отечественным производителем, которые страдают от субсидируемого импорта. Под аналогичным товаром понимается товар, который полностью идентичен товару, который является предметом расследования, либо в отсутствие такого товара другой товар, который имеет характеристики, близкие к характеристикам товара, который является объектом расследования.

Формой применения компенсационных мер могут быть как ценовые обязательства, которые фактически представляют собой соглашения между органом расследования и иностранным производителем или экспортеров о поставке товара по цене не ниже определенного уровня, при котором экспорт не будет наносить ущерб отечественным производителям, так и компенсационные пошлины.
Кроме того, по итогам компенсационного расследование может быть принято обязательство иностранного государства о прекращении субсидирования данного товара, что соответственно приведет к устранению ущерба.

Процедура компенсационного расследования

Расследование обычно проводится по заявлению отрасли отечественной экономики, правом подачи заявления о начале расследования обладают отечественные производители, доля которых в производстве товара в стране составляет не менее 25 %.
В рамках расследования орган, проводящий это расследование, обязан проводить консультации с представителями государства, которое представляет субсидию иностранным производителям. Такие консультации проводятся до начала расследования, а такжеперед введение предварительной и окончательной мер.
Стандартный срок проведения компенсационного расследования составляет 12 месяцев, однако этот срок может быть продлен до 18 месяцев.

Основанные этапы компенсационного расследования:

— отечественные производители, на которых оказывает негативное влияние субсидируемый импорт, готовят заявление с просьбой о начале расследования, включая в него доказательства наличия условий для введения компенсационной меры, и подают его в орган расследования;

— орган расследования рассматривает заявление и принимает решение о начале расследования;

— орган расследования собирает информацию по основным элементам расследования у заинтересованных лиц – отечественных и иностранных производителей товаров, экспортеров, импортеров и потребителей. Ключевым моментом сбора информации является направление вопросников (документ с вопросами по производству, продажам, прибыльности, ценам и т.д.);

— в течение 60 дней с даты начала расследования орган расследования может придти к решению о наличии оснований для введения предварительной компенсационной меры на условиях, если окончательная мера не будет введена, уплаченная пошлина будет возвращена импортерам;

— после принятия предварительного решения и введения предварительной компенсационной меры орган расследованияпредставляет возможность заинтересованным сторонам ознакомиться предварительными выводами и предоставить свои комментарии;

— в течение 5-6 месяцев с начала расследования орган расследования проводит публичные слушания, где всем заинтересованным предприятиям предоставлено право высказать свое мнение по всем основным вопросам, связанным с расследованием, и комментировать мнение противоположной стороны;

— после сбора всей информации и получения доказательств, достаточных для принятия решения о введении окончательной меры, орган расследования предоставляет всем заинтересованным сторонам возможность ознакомиться с окончательными результатами расследования (обычно этот срок составляет около 2 недель);

— после предварительного решения и до принятия окончательного – сторонам предоставляется возможность согласовать ценовые обязательства.

Советы экспортерам:

— определить целесообразность участия в расследовании, исходя из объемов поставок Вашей компании в эту страну и заинтересованности в сохранении рынка;

— после получения информации о начале расследования необходимо зарегистрироваться в качестве заинтересованного лица и получить неконфиденциальную версию заявления, на основании которого было начато расследование, а также выяснить даты предоставления информации, направления запроса на участие в публичных слушаниях и т.п. в целях реализации своих прав в рамках расследования;

— заполнить и направить вопросник органу расследованию;

— в случае проведения проверочных визитов, предоставить всю информацию лицам, осуществляющим проверку;

— по возможности связаться с потребителями товара и привлечь их к участию в расследовании на своей стороне;

— запросить и принять участие в публичных слушаниях, направив все свои комментарии в письменном виде после слушаний;

— в случае принятия решения органом расследования о наличии материального ущерба, наносимого субсидируемым импортом, предоставить свои комментарии по данному решению, в том числе в отношении рассчитанного размера субсидии с целью минимизации возможных потерь;

— в случае необходимости, попытаться согласовать ценовое обязательство.

В любом случае рекомендуем обратиться в Департамент развития и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития России за поддержкой и консультациями.

ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ СУБСИДИИ

Экономика. Толковый словарь. — М.: «ИНФРА-М», Издательство «Весь Мир». Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2000 .

Экономический словарь . 2000 .

Смотреть что такое «ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ СУБСИДИИ» в других словарях:

Всемирная продовольственная премия — (англ. World Food Prize) международная премия, которая вручается за вклад в повышение качества, количества и доступности продовольствия в мире. История Премия была основана в 1986 году американским агрономом, лауреатом Нобелевской премии… … Википедия

Индекс розничных продаж — (Core retail sales) Определение розничных продаж, формы и виды розничных продаж Информация об определении розничных продаж, формы и виды розничных продаж Содержание Содержание 1.Розничные . Определение термина Методические указания по расчету… … Энциклопедия инвестора

Инфляция — (Inflation) Инфляция это обесценивание денежной единицы, уменьшение ее покупательной способности Общая информация об инфляции, виды инфляции, в чем состоит экономическая сущность, причины и последствия инфляции, показатели и индекс инфляции, как… … Энциклопедия инвестора

НОРВЕГИЯ — Королевство Норвегия, государство в Северной Европе, в западной части Скандинавского п ова. По размерам занимает второе место (после Швеции) среди скандинавских стран. Норвегию называют страной полуночного солнца, поскольку 1/3 страны лежит к… … Энциклопедия Кольера

Египет — Арабская Республика Египет, Миср, гос во на С. В. Африки и на Синайском п ове Азии. Название Египет известно с III тыс. до н. э. Оно восходит к др. егип. Кипет черная земля , что противопоставляло долину Нила с ее плодородной почвой красной земле … Географическая энциклопедия

Государственная программа — (Government program) Государственная программа это инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий достижение перспективных целей Понятие государственной программы, виды государственных федеральных и муниципальных программ,… … Энциклопедия инвестора

Норвегия — Королевство Норвегия, гос во на С. Европы. Название от др. норв. Norreweg северный путь первоначально относилось к прибрежному морскому пути, по которому норманны выходили в сев. моря. Позже этим названием стали обозначать побережье вдоль… … Географическая энциклопедия

Торговля — (Trade) Определение торговли, история возникновения торговли Определение торговли, история возникновения торговли, основы торговли Содержание Содержание 1. История возникновения Торговля в История торговли развитых мира Торговля в в 20 веке 2.… … Энциклопедия инвестора

Финляндия — (Finland) История и география Финляндии, население и административно территориальное деление Финляндии Географическое положение и климат Финляндии, Языки и религии Финляндии, экономика и внешняя политика Финляндии, Хельсинки Содержание Содержание … Энциклопедия инвестора

Голод в России (1891—1892) — Голод в России 1891 1892 годов экономический и эпидемический кризис, охвативший осенью 1891 летом 1892 годов основную часть Черноземья и Среднего Поволжья (17 губерний с населением 36 млн человек[⇨]). Непосредственной причиной… … Википедия

СУБСИДИЯ, ДОТАЦИЯ

Бизнес. Толковый словарь. — М.: «ИНФРА-М», Издательство «Весь Мир». Грэхэм Бетс, Барри Брайндли, С. Уильямс и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 1998 .

Смотреть что такое «СУБСИДИЯ, ДОТАЦИЯ» в других словарях:

СУБСИДИЯ, ДОТАЦИЯ — (subsidy) Денежная сумма, выплачиваемая государством производителям некоторых товаров и позволяющая производителям продолжать производство либо продавать свои товары населению по ценам ниже тех, что установились бы при отсутствии субсидий.… … Финансовый словарь

СУБСИДИЯ, ДОТАЦИЯ — (subsidy) Правительственные платежи в пользу потребителей или производителей, которые делают факторные издержки для производителя выше, чем назначаемая производителем рыночная цена. Субсидии могут выдаваться с учетом распределения дохода, для… … Экономический словарь

Субсидия — (Grants) Пособие в денежной или натуральной форме Пособие предоставляемое за счёт государственного или местного бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам Содержание Содержание Определение Учет правительственных субсидий… … Энциклопедия инвестора

субсидия — См … Словарь синонимов

дотация — субсидия, денежное ассигнование; пособие, дотирование Словарь русских синонимов. дотация сущ., кол во синонимов: 5 • госдотация (1) • … Словарь синонимов

СУБСИДИЯ — (лат., от subsidere). Вспомоществование деньгами (или войсками) на ведение войны одним государством другому, союзному, также денежная помощь государства отдельным лицам или обществам, поддерживающим его принципы; вообще пособие, помощь. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

ДОТАЦИЯ — (лат. dotatio, от dotare награждать, наделять). 1) капиталы или доходные статьи, выдаваемые в пользование различным учреждениям. 2) поместья и деньги, назначаемая в награду, особ, за военн. заслуги, из контрибуции. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка

Дотация — (Dotation, Grant, от лат. dotatio дар, пожертвование) имеет несколько значений: В российском законодательстве межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или)… … Википедия

дотация — субсидия, предоставляемая государством местным организациям для укрепления (санирования) бюджета … Справочный коммерческий словарь

Субсидия — В Викисловаре есть статья «субсидия» Субсидия (от лат. subsidium помощь, поддержка) выплаты потребител … Википедия

Субсидия — это финансовая дотация со стороны правительства или общественного органа путем прямого перевода средств или путем предоставления финансовых льгот, уменьшающих издержки производителя, экспортера или импортера товаров, предоставление указанным лицам товаров и услуг по льготным ценам. Возвращение внутренних налогов при экспорте товаров не квалифицируется как субсидия согласно статье XVI ГАТТ-1994. В рамках ВТО запрещены субсидии, усиливающие экспортную конкурентоспособность национальных товаров; субсидии, дающие возможность использовать национальные товары внутреннего производства на более льготных условиях, чем иностранные. Юридически обязательное определение субсидии в рамках ВТО содержится в статье 1 Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам. В нем все субсидии в отношении промышленных товаров разделены на три группы (как цвета светофора) красный цвет — запрещенные субсидии; желтый цвет – субсидии, в отношении которых могут быть предприняты при определенных условиях ответные действия и зеленый цвет – разрешенные субсидии:

запрещенные субсидии (красный цвет), предоставление которых связано с экспортом продукции или с использованием отечественных товаров вместо импортных (экспортные и импортозамещающие субсидии). В отношении этих субсидий действует ускоренная и упрощенная процедура применения компенсационных мер;

субсидии, «дающие основание для разбирательства» (желтый цвет). При установлении факта нанесения материального ущерба такой субсидией или угрозы ущерба, субсидирующая сторона должна отозвать субсидию или компенсировать ущерб;

субсидии «не дающие основания для преследования» (зеленый цвет), т.е. фактически разрешенные субсидии. В их число входит финансирование НИОКР, финансирование регионального развития, адаптация предприятий к требованиям охраны окружающей среды и др.

Согласно правилам ВТО компенсационные меры могут быть установлены в отношении первых двух групп субсидий. Причем в отношении субсидий желтого цвета важную роль играет положение о так называемом специфическом адресном характере субсидий (см. Специфическая (адресная) субсидия). Обложение компенсационными пошлинами производится на основе четко разработанных правил и процедур определения причиненного ущерба от использования субсидии, оценка размера субсидии и расчета компенсационной пошлины.

Тарифы и экспортные субсидии

Задачи, которые обычно ставят государства в области внешней торговли, состоят не только в воздействии на условия торговли, но и в перераспределении доходов, поддержке ключевых отраслей национальной экономики, улучшении платежного баланса и т.д.

Особенностью тарифов и экспортных субсидий является возникновение в результате их действия разницы между мировыми и внутренними ценами. Прямой эффект от тарифа состоит в удорожании импортных товаров по сравнению с их стоимостью за границей. Экспортная субсидия — это доплата местным производителям за выпуск экспортных товаров. В результате повышается цена этих товаров внутри страны и соответственно появляется стимул для их производства или расширения производства. Изменение цен в результате роста величины тарифов и субсидий воздействует как на относительное предложение, так и на относительный спрос; соответственно, изменяются торговые условия как внутри страны, так и в отношении рынков других стран.

Воздействие тарифов и субсидий на мировую торговлю определяющим образом зависит от двух факторов: мощности производства и величины страны. Например, если США вводят 20%-ный тариф на импорт, то, по некоторым оценкам, условия торговли для этой очень крупной страны могут улучшиться на 15%. Это значит, что цены на импортные товары для США упадут на 15% по сравнению с ценами на экспортные продукты. В результате этих разнонаправленных эффектов от введения тарифа внутренние цены вырастут лишь на 5%. В то же время, если такой тариф введет Люксембург или Парагвай, их условия торговли вряд ли существенно изменятся. Специалисты считают, что в целом тарифы и субсидии, воздействуя на фактор цены товары, способствуют развитию импортозамещающей тенденции в экономике и подавляют экспортный сектор.

Особый случай негативного воздействия чрезмерных тарифов — это «парадокс Мецлера», по содержанию схожий с концепциями «разоряющего роста» и «трансферта, разоряющего получателя». Он практически не встречается на практике, хотя и вероятен при определенном стечении обстоятельств и крайне непрофессиональной правительственной политике.

Известна практика, когда правительства осуществляют прямые выплаты производителям, чтобы компенсировать их убытки, понесенные при сбыте продукции за рубежом. Но чаще они предоставляют фирмам другие виды помощи с целью удешевления или повышения прибыльности их зарубежных операций, а именно целый набор бесплатных услуг, касающихся информации, помощи в организации торговых поставок и установлении контактов для ведения торговых операций за рубежом. Такие формы субсидий в виде услуг часто более обоснованны с экономической точки зрения, чем пошлины, поскольку они предназначены главным образом для преодоления несовершенства рынка и укрепления позиций национальных компаний.

Другие типы субсидий, воздействующие на ценообразование, являются более противоречивыми, и производители часто утверждают, что сталкиваются с нечестной конкуренцией со стороны, например, «субсидируемого экспорта». Что представляет собой субсидируемый экспорт? По этому вопросу нет единства мнений, хотя в самой общей форме суть его состоит в оказании помощи экспортерам со стороны государства. Государство обеспечивает финансирование научных и опытно-конструкторских работ и программ, прямо или косвенно воздействующих на прибыльность экспорта, использует и разнообразные другие средства. Если в предыдущие десятилетия развитые страны обычно критиковали развивающиеся страны, требуя отмены государственного воздействия на экспорт сельскохозяйственной продукции, то ныне развивающиеся страны так же жестко требуют от развитых стран отказаться от государственной поддержки аграрных фирм в формах субсидий, кредитов и снижения налогов.

Существуют и иные формы государственной помощи экспорту, в том числе иностранная помощь и займы. Эти формы почти всегда имеют «связанный» характер, поскольку получатель должен тратить средства в странах-кредиторах, содействуя повышению конкурентоспособности за рубежом некоторых товаров, которые иначе могут остаться неконкурентоспособными. «Связанная» помощь имеет особое значение для получения контрактов на реализацию проектов по созданию телекоммуникаций, железных дорог и электростанций. Общепризнано, что около 1/3 товаров производственного назначения, продающихся по всему миру, финансируется посредством пакетов «связанной» помощи. Большинство развитых стран обеспечивает также своим экспортерам страхование кредитного риска, снижая таким образом риск неплатежей за зарубежные продажи. Еще одна распространенная схема содействия — сочетание помощи с займами, чтобы ставка по обязательствам не казалась странам-конкурентам слишком низкой. (Эти вопросы, хотя и связаны с фактором ценообразования, имеют иные аспекты и анализируются в других главах учебника.)

Таможенная оценка

Таможенные работники многих стран традиционно пользуются довольно большой свободой выбора при определении стоимости импортируемой продукции для установления пошлины ad valorem. Такая свобода выбора направлена на то, чтобы воспрепятствовать экспортерам и импортерам показывать в счетах-фактурах произвольно низкую цену во избежание высокой пошлины. Однако на практике право свободы выбора иногда используется в качестве произвольного средства предотвращения импорта зарубежной продукции путем завышения ее стоимости. Это прямой способ воздействия на цену товара. В настоящее время существует единая методика оценки стоимости, первоначально применявшаяся развитыми странами. Таможенные работники обязаны предварительно изучить цену товара, указанную в накладной. Если она не указана или ее подлинность сомнительна, они должны произвести оценку на основе стоимости идентичных товаров, а если их нет — на основе аналогичных товаров, поступающих в то же или почти в то же самое время. Если эти методы не могут быть применены, таможенники рассчитывают цену на основе конечной стоимости продажи этого товара или исходя из обоснованных издержек на него. Еще одна проблема таможенной оценки может быть связана с тем, что в торговлю вовлечено много различных товаров.

Довольно легко (случайно или намеренно) классифицировать товар таким образом, что он будет облагаться более высокой пошлиной и тем самым воздействовать на цену товара.

Другие виды прямого воздействия на цены

Государство часто использует и такие средства воздействия на цены, как специальные сборы (например, за консульскую и таможенную «очистку» и оформление документов), требования, согласно которым таможенные взносы должны производиться до отправки груза, минимальные цены продажи товаров после их таможенной «очистки» и т.д.

Эти виды воздействия на цены разнообразны, их формально-бюрократическое применение на основе излишне «вольного» толкования наносит большой ущерб стране, в том числе за счет коррупции в среде чиновничества. Необходима предельная четкость и определенность нормативных актов, а также полная прозрачность исполнения операций по движению товара.

Это интересно:  Транспортный налог курск ставки