Без рубрики

Устранение двойного налогообложения налог на прибыль

Устранение двойного налогообложения налог на прибыль

УСТРАНЕНИЕ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ, СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Говоря о двойном налогообложении, мы имеем ввиду одновременное обложение одних и тех же доходов либо различными налогами в пределах одной страны, так называемое экономическое двойное налогообложение, либо идентичным налогом в разных странах — международное двойное налогообложение. В этой статье мы рассмотрим вопросы устранения международного двойного налогообложения в отношении налога на прибыль организаций, а также коснемся специальных положений, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Правовые основы налогообложения

Частью правовой системы Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, что установлено пунктом 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Приоритет правил и норм международных договоров Российской Федерации, содержащих положения, касающиеся налогообложения, над нормами Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах установлен статьей 7 НК РФ.

Двойное налогообложение

Вопросы, касающиеся двойного налогообложения налогом на прибыль организаций, а также условия и порядок их устранения регулирует статья 311 НК РФ, согласно пункту 1 которой доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации (далее — иностранные источники), учитываются при определении ее налоговой базы в полном объеме, причем с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами.
Налоговый учет доходов, полученных российской организацией от иностранных источников, и расходов, произведенных в связи с их получением, ведется организацией в общем порядке, установленном главой 25 НК РФ, на что указано в Письме Минфина России от 28.04.2017 г. N 03-03-06/1/26257.
Налоговой базой в целях налогообложения прибыли признается, как Вы помните, денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению (пункт 1 статьи 274 НК РФ).
При определении налоговой базы расходы, произведенные российской организацией в связи с получением доходов от иностранных источников, вычитаются в порядке и размерах, установленных главой 25 НК РФ (пункт 2 статьи 311 НК РФ).
Вопрос признания в составе расходов в целях налогообложения прибыли сумм налогов, уплаченных на территории иностранных государств в связи с реализацией работ и услуг, был рассмотрен Минфином России в Письме от 24.12.2008 г. N 03-03-05/180, где сделан вывод, что суммы указанных налогов не учитываются в целях определения налоговой базы.
В отношении возможности отнесения к расходам «иностранных» налогов на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ необходимо учитывать, что порядок отнесения к расходам сумм начисленных налогов установлен подпунктом 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ и, соответственно, не регулируется подпунктом 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ. По мнению Минфина России, изложенному в Письме N 03-03-05/180, подобный подход вполне логичен и направлен на избежание повторного учета некоторых видов расходов, в том числе налогов, уплаченных за рубежом.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Устранение двойного налогообложения налог на прибыль

Устранение двойного налогообложения по НДФЛ, с учетом 376-ФЗ

Нередко возникают ситуации, когда доход налогоплательщика – резидента Российской Федерации, полученный им за рубежом, облагается налогом дважды – один раз за границей и второй раз уже в Российской Федерации. Схожая ситуация может произойти и в отношении доходов нерезидентов Российской Федерации, а также резидентов Российской Федерации – иностранных граждан.

В данной статье рассмотрим порядок устранения двойного налогообложения по налогу на доходы физических лиц.

Обязанность заплатить налог возникает тогда, когда есть объект налогообложения.

Для НДФЛ объектом налогообложения признается доход, полученный физическим лицом – налогоплательщиком (статья 209 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ)).

Доходом в соответствии со статьей 41 НК РФ признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ.

Доходы могут быть получены как от источников в Российской Федерации, так и от источников за пределами Российской Федерации. Причем налогоплательщики – налоговые резиденты Российской Федерации должны платить НДФЛ с двух вышеуказанных доходов, а налогоплательщики, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, только с доходов, полученных от источников в Российской Федерации.

В налоговых целях определение статуса физического лица в качестве налогового резидента Российской Федерации производится для применения положений статьи 209, пункта 1 статьи 232 НК РФ в ситуациях, когда, в частности, осуществляется устранение международного двойного налогообложения.

На основании пункта 2 статьи 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Как было отмечено в письме Минфина России от 14 августа 2009 года № 03-08-05, налоговыми резидентами Российской Федерации, как и нерезидентами, могут быть граждане любых государств. То есть граждане Российской Федерации, находящиеся в Российской Федерации менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев, не будут признаваться налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно письму Минфина России от 18 апреля 2007 года № 01-СШ/19, направленному в адрес ФНС России, установление этого факта (резидентства) связано с обязанностью налогоплательщика по исчислению и уплате налога с полученных им доходов за соответствующих налоговый период (календарный год).

При этом подтверждение статуса физического лица в качестве налогового резидента Российской Федерации в целях применения международных договоров об избежании двойного налогообложения, то есть при получении таким лицом доходов от источников в другом государстве, производится за любой прошлый истекший налоговый период (календарный год) или за текущий налоговый период (но не ранее 3 июля такого календарного года).

Кроме того, из письма № 01-СШ/19 следует, что учет количества дней пребывания физического лица в Российской Федерации в течение 12-месячного периода, начинающегося в одном и заканчивающегося в следующем календарном году, производится на дату получения таким лицом дохода, налог с которого подлежит удержанию налоговым агентом, на что указано в письме ФНС России от 12 февраля 2014 года № ОА-4-13/2213. При этом копии документов, подтверждающих количество дней пребывания физического лица в Российской Федерации, должны запрашиваться непосредственно у граждан.

Вопросы устранения двойного налогообложения при уплате налога на доходы физических лиц регулируются статьей 232 НК РФ, уже названной нами выше.

Фактически уплаченные налогоплательщиком, являющимся налоговым резидентом Российской Федерации, за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством других государств суммы налога с доходов, полученных за пределами Российской Федерации, не засчитываются при уплате налога в Российской Федерации, если иное не предусмотрено соответствующим договором (соглашением) об избежании двойного налогообложения (пункт 1 статьи 232 НК РФ).

Таким образом, для устранения двойного налогообложения государства заключают между собой договоры (соглашения) об избежании двойного налогообложения.

Отметим, что список международных договоров об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и другими государствами, действующих по состоянию на 1 января 2013 года приведен в Информационном письме Минфина России.

Разъяснения по вопросам применения договоров (соглашений) об избежании двойного налогообложения даны в письмах Минфина России от 31 августа 2010 года № 03-04-08/4-189, от 13 октября 2009 года № 03-08-05, от 8 октября 2008 года № 03-08-05/5, от 8 октября 2008 года № 03-08-05/4 (Федеративная Республика Германия), от 21 августа 2008 года № 03-08-05 (Израиль), от 12 августа 2008 года № 03-08-05 (Итальянская Республика), УФНС России по городу Москве от 4 марта 2010 года № 20-14/3/022678, от 21 января 2010 года № 20-15/3/4613, от 28 апреля 2009 года № 20-15/3/[email protected] (Турецкая Республика).

Многие Соглашения содержат положения о недискриминации граждан договаривающихся государств. Определение недискриминации, указанное в соглашениях об избежании двойного налогообложения, с учетом международной практики означает, что если налог взимается с иностранных и с собственных национальных лиц при тех же обстоятельствах, он должен иметь одинаковую форму, как в отношении налоговой базы, так и метода его оценки, ставка которого должна быть одинаковая. Формальности, связанные с налогообложением (декларация, платежи, предписываемые сроки и так далее), не должны быть более обременительными для иностранных, чем для собственных национальных лиц.

Разные ставки НДФЛ применяются в зависимости от налогового резидентства, а не от гражданства лица и не являются дискриминационными.

Это означает, что доходы гражданина Российской Федерации и, например, гражданина Литовской Республики, которые находятся на территории Российской Федерации менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев, (то есть не являются налоговыми резидентами Российской Федерации), одинаково облагаются НДФЛ по ставке 30%. Аналогичное мнение высказано, в частности в письме Минфина России от 19 августа 2008 года № 03-04-05-01/305.

Как сказано в письме Минфина России от 2 ноября 2011 года № 03-04-05/8-852 налогоплательщик, являющийся налоговым резидентом Российской Федерации, при получении дохода от источников за пределами Российской Федерации обязан включить такой доход в налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц, при этом сумма налога, уплаченная в другом государстве, при уплате налога в Российской Федерации не засчитывается.

Таким образом, налогоплательщик – резидент Российской Федерации не вправе зачесть налог, который он заплатил за рубежом, в счет уплаты НДФЛ в Российской Федерации.

Однако если положение о таком зачете предусмотрено соответствующим договором (соглашением) об избежании двойного налогообложения, то зачесть налог все-таки можно. Так, в письме Минфина России от 4 мая 2008 года № 03-04-05-01/145 рассматривается ситуация, когда индивидуальный предприниматель – резидент Российской Федерации получает доход от источника в Республике Беларусь. Отвечая на вопрос, могут ли быть зачтены суммы налога с этих доходов, уплаченные в Республике Беларусь, при уплате НДФЛ в Российской Федерации, полученных от источников в Республике Беларусь, Минфин России разъясняет, что Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 21 апреля 1995 года «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество» (далее – Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь) предусматривает зачет налога, уплаченного в иностранном государстве.

Поэтому суммы налога с доходов, получаемых резидентом Российской Федерации от источника в Республике Беларусь, уплаченные в Республике Беларусь, могут быть зачтены при уплате налога в Российской Федерации в соответствии с положениями указанного Соглашения между Российской Федерации и Республикой Беларусь и НК РФ.

Аналогичные выводы сделаны в письмах Минфина России от 21 ноября 2012 года № 03-04-05/4-1325, от 16 октября 2012 года № 03-08-05, ФНС России от 27 марта 2009 года № 3-5-04/[email protected], от 1 июня 2009 года № 3-5-04/[email protected], УФНС России по городу Москве от 8 апреля 2009 года № 20-14/4/033584.

Если в России доход освобожден от налогообложения, то оснований для проведения зачета уплаченного «иностранного» налога не имеется (письмо Минфина России от 7 мая 2010 года № 03-04-06/6-90).

В силу пункта 2 статьи 232 НК РФ, если иное не установлено НК РФ, для освобождения от уплаты налога, проведения зачета, получения налоговых вычетов или иных налоговых привилегий налогоплательщик должен представить в налоговые органы:

– официальное подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым Российская Федерация заключила действующий в течение соответствующего налогового периода (или его части) договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения;

– документ о полученном доходе и об уплате им налога за пределами Российской Федерации, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства.

В письме от 29 августа 2014 года № 03-04-06/43394 Минфин России разъяснил, что подтверждение может быть представлено как до уплаты налога или авансовых платежей по нему, так и в течение одного года после окончания того налогового периода, по результатам которого налогоплательщик претендует на получение освобождения от уплаты налога, проведение зачета, получение налоговых вычетов или иных налоговых привилегий.

Указанное подтверждение должно быть представлено в налоговый орган, а также налоговому агенту, для которого это подтверждение служит основанием для неудержания налога на доходы физических лиц при выплате доходов или их налогообложения по предусмотренным в соответствующем соглашении ставкам.

Таким образом, если физическое лицо – резидент иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, представило налоговому агенту подтверждение, что оно является резидентом этого иностранного государства, а его доходы, получаемые по договору с организацией – налоговым агентом, в соответствии с указанным соглашением не подлежат налогообложению в Российской Федерации, налоговый агент вправе не удерживать с таких доходов налог на доходы физических лиц.

Поскольку специального порядка возврата сумм налога на доходы физических лиц, удержанного налоговыми агентами с доходов физических лиц – резидентов иностранных государств до представления ими соответствующего подтверждения, НК РФ не установлено, следует исходить из положений статьи 78 НК РФ с учетом срока представления подтверждения статуса резидента, установленного в статье 232 НК РФ.

В случае наличия у организации подтверждения статуса физического лица в качестве резидента соответствующего иностранного государства направление организацией документов в налоговый орган по месту своего учета для неудержания налога с доходов, освобождаемых от налогообложения в соответствии с международным договором об избежании двойного налогообложения, не требуется.

Обязанность по представлению соответствующих документов в налоговый орган возлагается на налогоплательщика.

Аналогичные разъяснения содержит письмо Минфина России от 23 мая 2014 года № 03-04-05/24803, в котором также отмечено, что представление в налоговый орган подтверждения об уплате налога в иностранном государстве требуется только в случаях зачета в Российской Федерации сумм налогов, уплаченных в этом иностранном государстве.

Как указывают столичные налоговики в своих письмах от 4 марта 2010 года № 20-14/3/022678, от 21 января 2010 года № 20-15/3/4613, налогоплательщик кроме подтверждения должен также представить заявление о получении налоговых привилегий. Однако действующее налоговое законодательство не содержит такого требования.

Это интересно:  Доверенность форма из 1с

Выдачу документов, подтверждающих статус налогового резидента Российской Федерации, осуществляет Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных (письма ФНС России от 13 марта 2013 года № ЕД-3-3/[email protected], от 24 августа 2012 года № ОА-3-13/[email protected], УФНС России по городу Москве от 21 октября 2009 года № 13-11/110015).

В Информационном сообщении ФНС России «О процедуре подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации» (далее – Информация) установлен порядок подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации.

Согласно Информации Подтверждение выдается в одном экземпляре, за исключением следующих случаев:

– если в соответствии с законодательством иностранного государства требуется одновременное представление в налоговый орган иностранного государства двух и более экземпляров Подтверждения, то при условии, что компетентные органы указанного государства в установленном порядке уведомили Федеральную налоговую службу об указанных положениях законодательства, выдается соответствующее число экземпляров Подтверждения;

– если налогоплательщику необходимы два и более экземпляров Подтверждения за один календарный год для направления нескольким контрагентам, при наличии соответствующего пакета документов по каждому из контрагентов, выдается по одному экземпляру Подтверждения на каждого контрагента.

Подтверждение может быть выдано не только за текущий календарный год, но и за предыдущие годы, при условии наличия всех необходимых документов, соответствующих запрашиваемому периоду.

Подтверждение статуса налогового резидента Российской Федерации осуществляется:

– выдачей справки установленного образца;

– заверением подписью и печатью формы документа, установленной законодательством иностранного государства (при наличии таких форм и информировании об этом ФНС России компетентными органами соответствующего государства).

Срок рассмотрения заявлений о выдаче Подтверждения составляет 30 календарных дней с момента поступления всех необходимых документов в Межрегиональную инспекцию ФНС России.

Согласно пункту 3 статьи 232 НК РФ при исчислении суммы налога в отношении доходов контролируемой иностранной компании применяется порядок зачета суммы налога, уплаченного в иностранном государстве, предусмотренный пунктом 11 статьи 309.1 НК РФ. На основании названной нормы сумма налога, исчисленная в отношении прибыли контролируемой иностранной компании за соответствующий период, может быть уменьшена, в частности, на величину налога, рассчитанного в отношении этой прибыли в соответствии с законодательством иностранных государств. Для этого нужно, чтобы такая величина была документально подтверждена. Если у Российской Федерации отсутствует действующий международный договор Российской Федерации, заключенный с государством (территорией) по вопросам налогообложения, то налогоплательщику необходимо заверить подтверждающие документы у компетентного органа иностранного государства, который уполномочен осуществлять контроль и надзор в области налогов.

В завершении хотелось бы обратить внимание на то, что с 1 января 2016 года в статью 232 НК РФ вносятся изменения Федеральным законом от 8 июня 2015 года № 146-ФЗ «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Согласно этим изменениям фактически уплаченные физическим лицом – налоговым резидентом Российской Федерации за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством других государств суммы налога с доходов, полученных в иностранном государстве, не будут засчитываться при уплате налога в Российской Федерации, если иное не будет предусмотрено соответствующим международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

В случае, если международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения предусматривает зачет в Российской Федерации суммы налога, уплаченного физическим лицом – налоговым резидентом Российской Федерации в иностранном государстве с полученных им доходов, такой зачет будет производиться налоговым органом в порядке, установленном пунктами 2 – 4 статьи 232 НК РФ.

На основании обновленного пункта 2 статьи 232 НК РФ зачет в Российской Федерации суммы налога, уплаченного физическим лицом – налоговым резидентом Российской Федерации в иностранном государстве с полученных им доходов, будет производиться по окончании налогового периода. Основанием для зачета будет являться представленная таким физическим лицом налоговая декларация, в которой должна быть указана подлежащая зачету сумма налога, уплаченного в иностранном государстве. Обратите внимание, что суммы налога, уплаченного физическим лицом – налоговым резидентом Российской Федерации в иностранном государстве с полученных им доходов, подлежащие зачету в Российской Федерации, могут быть заявлены в налоговых декларациях, представляемых в течение трех лет по окончании налогового периода, в котором получены такие доходы.

В целях зачета к налоговой декларации необходимо приложить документы, подтверждающие сумму полученного в иностранном государстве дохода и уплаченного с этого дохода налога в иностранном государстве, выданные (заверенные) уполномоченным органом соответствующего иностранного государства, и их нотариально заверенный перевод на русский язык (пункт 3 статьи 232 НК РФ).

В документах, прилагаемых к налоговой декларации, должны быть отражены вид дохода, сумма дохода, календарный год, в котором был получен доход, а также сумма налога и дата его уплаты налогоплательщиком в иностранном государстве.

Вместо указанных документов налогоплательщик вправе представить копию налоговой декларации, представленной им в иностранном государстве, и копию платежного документа об уплате налога и их нотариально заверенный перевод на русский язык.

Если налог с доходов, полученных в иностранном государстве, был удержан у источника выплаты дохода, необходимые сведения о суммах дохода и суммах уплаченного налога, удержанных у источника выплаты дохода в иностранном государстве, представляются налогоплательщиком на основании документа, выданного источником выплаты дохода, вместе с копией этого документа и его нотариально заверенным переводом на русский язык.

Обратите внимание, что сумма налога, подлежащая зачету, будет определяться с учетом положений соответствующего международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения. При исчислении засчитываемой в Российской Федерации суммы налога будут применяться положения НК РФ, действующие в отношении порядка исчисления налога в том налоговом периоде, в котором был получен доход в иностранном государстве (пункт 4 статьи 232 НК РФ).

Согласно пункту 5 статьи 232 НК РФ, в случае если международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения предусматривает полное или частичное освобождение от налогообложения в Российской Федерации каких-либо видов доходов физических лиц, являющихся налоговыми резидентами иностранного государства, с которым заключен такой договор, освобождение от уплаты (удержания) налога у источника выплаты дохода в Российской Федерации либо возврат ранее удержанного налога в Российской Федерации будет производиться в порядке, установленном пунктами 6 – 9 статьи 232 НК РФ.

Так, пунктом 6 статьи 232 НК РФ определено, что если иное не предусмотрено НК РФ, налоговый агент – источник выплаты дохода при выплате такого дохода физическому лицу не удерживает налог (или удерживает его в ином размере, чем предусмотрено положениями НК РФ) в случае, если это физическое лицо является налоговым резидентом иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор по вопросам налогообложения, предусматривающий полное или частичное освобождение от налогообложения в Российской Федерации соответствующего вида дохода. Для подтверждения статуса налогового резидента такого иностранного государства физическое лицо вправе представить налоговому агенту – источнику дохода паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

Если представленные вышеперечисленные документы не позволяют подтвердить наличие у иностранного гражданина статуса налогового резидента иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор по вопросам налогообложения, на основании которого производится освобождение дохода от налогообложения в Российской Федерации, налоговый агент – источник выплаты дохода физическому лицу запрашивает у этого физического лица официальное подтверждение его статуса налогового резидента государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор по вопросам налогообложения.

Обратите внимание, что указанное подтверждение должно быть выдано компетентным органом соответствующего иностранного государства, уполномоченным на выдачу таких подтверждений на основании международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения. В случае, если такое подтверждение составлено на иностранном языке, физическим лицом представляется и его нотариально заверенный перевод на русский язык.

Если подтверждение статуса налогового резидента иностранного государства представляется физическим лицом налоговому агенту – источнику выплаты дохода после даты выплаты дохода, подлежащего освобождению от налогообложения на основании международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения, и удержания налога с такого дохода, такой налоговый агент осуществляет возврат удержанного налога в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 231 НК РФ для возврата сумм излишне уплаченного налога (пункт 7 статьи 232 НК РФ).

Сведения об иностранных физических лицах и о выплаченных им доходах, с которых на основании международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения не был удержан налог, о суммах налога, возвращенных налоговым агентом – источником выплаты дохода, представляются таким налоговым агентом в налоговый орган по месту своего учета в тридцатидневный срок с даты выплаты такого дохода (пункт 8 статьи 232 НК РФ).

Указанные сведения должны позволять идентифицировать налогоплательщика, вид выплаченных доходов, суммы выплаченных доходов и даты их выплаты. К сведениям, позволяющим идентифицировать налогоплательщика, относятся в том числе паспортные данные, указание на гражданство.

При отсутствии налогового агента на дату получения физическим лицом подтверждения статуса налогового резидента иностранного государства, дающего право на освобождение от уплаты налога на основании международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения, такое физическое лицо вправе представить подтверждение статуса налогового резидента иностранного государства и его нотариально заверенный перевод на русский язык вместе с заявлением на возврат налога, налоговой декларацией и документами, подтверждающими удержание налога и основания для его возврата, в налоговый орган по месту жительства (месту пребывания) физического лица в Российской Федерации, а в случае отсутствия места жительства (места пребывания) физического лица в Российской Федерации в налоговый орган по месту учета налогового агента.

Возврат сумм налога будет производиться налоговым органом в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ (пункт 9 статьи 232 НК РФ).

Статья 311 НК РФ. Устранение двойного налогообложения

20 декабря 2011

15 февраля 2010

Обсуждение статьи

Вопросы по статье

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения налогом на прибыль организаций и сообщает следующее.

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу учета для целей налогообложения прибыли налогов и сборов, уплаченных российской компанией за пределами Российской Федерации, и сообщает.

О зачете российской организацией налога, уплаченного (удержанного) за пределами РФ, в том числе при получении убытка для целей налога на прибыль.

О документальном подтверждении уплаты налога на прибыль российской организацией на территории иностранного государства.

О порядке зачета налога, удержанного зарубежным заказчиком, при уплате налога на прибыль в РФ.

Об учете для целей налога на прибыль сумм налогов, уплаченных на территории иностранных государств.

О порядке зачета для целей налога на прибыль суммы налога, уплаченного на территории Индии российской организацией.

Существуют ли какие-либо особые положения в налоговом законодательстве РФ, касающиеся сделок между юридическим лицом резидентом РФ и юридическим лицом нерезидентом РФ (например, резидентом страны с льготным налогообложением)?

Как отражается в бухгалтерском и налоговом учете организации получение 20.10.2008 дивидендов от участия в иностранной организации в сумме 285 000 евро (без учета налога, удержанного источником выплаты дивидендов)?

Сумма распределенных 30.09.2008 в пользу организации дивидендов составляет 300 000 евро. Налог удержан иностранной организацией 17.10.2008 (при перечислении дохода). Иностранная организация, выплачивающая дивиденды, является резидентом государства, с которым у РФ заключен международный договор, в соответствии с которым сумма налога, уплаченная с доходов в виде дивидендов в бюджет иностранного государства, может быть вычтена при уплате налога на прибыль с этого дохода в РФ. Такой вычет не может превышать сумму налога, уплачиваемую в РФ.

Курс евро, установленный ЦБ РФ, составляет:

§ 4. Устранение двойного налогообложения

В результате организа ции, получающие доходы на территории двух налоговых юрис- дикций, подпадают под двойное обложение: за один налоговый период один и тот же доход облагается налогом одного и того же вида дважды. Разумеется, в таких условиях интеграционные про цессы лишаются всяких мотивов.
В настоящее время проблема двойного обложения решается Россией двумя способами:
• путем разграничения своих полномочий и сферы влияния при принятии внутренних законодательных актов;

• путем заключения международных соглашений по вопро сам налогообложения.
Первый способ предполагает зачет налога, уплаченного рос-сийскими организациями за рубежом. При этом способе устране ния двойного обложения страна постоянного местопребывания плательщика облагает налогом его иностранные доходы, но од новременно предоставляет зачет для налогов, уплаченных в стра не, на территории которой получен доход. В результате доходы плательщика облагаются налогом только один раз по более высокой из ставок: либо по ставке страны получения дохода, либо — страны резидентства (постоянного местопребывания плательщика).
Доходы, полученные российской организацией от источни ков за пределами РФ, а также ее расходы, произведенные как в РФ, так и за рубежом в связи с получением таких доходов, учитываются при определении базы по налогу на прибыль в РФ. Эти доходы учитываются при определении базы и отражаются в декларации по налогу на прибыль в полном объеме. Расходы, произведенные российской организацией в связи с получением доходов от источников за пределами РФ, отражаемые в декла рации, определяются в порядке и размерах, установленных главой 25 НК РФ, вне зависимости от правил определения рас ходов, принимаемых в уменьшение базы, применяемых в иност ранном государстве, от источников в котором были получены доходы.
Суммы налога, уплаченные в соответствии с законодатель ством иностранных государств российской организацией, засчи- тываются при уплате этой организацией налога в РФ. При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за предела ми РФ, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в РФ.
Из вышесказанного следует, что право на зачет сумм нало гов, уплаченных российской организацией за рубежом в связи с получением доходов от источников в этих государствах, возни кает при обязательном включении доходов, полученных этой организацией от зарубежных источников (с учетом расходов), в базу при исчислении налога на прибыль в РФ и фактической уплате налога с этих доходов в иностранном государстве.
Иностранный налоговый зачет ограничивается суммой нало га, подлежащего уплате с иностранных доходов в РФ. Ограни чение предусмотрено также всеми соглашениями об избежании двойного обложения. Если резидент РФ получает доход или
владеет капиталом за рубежом, то сумма налога на этот доход или капитал, уплаченная там, может быть вычтена из налога, взима емого с него в России. Такой вычет однако не будет превышать российского налога, исчисленного с такого дохода или капита ла в России в соответствии с ее законодательством.
Таким образом, сумма налога, который российская органи зация уплатила за рубежом, не всегда в полном объеме может быть принята к зачету при уплате этой организацией налога на прибыль в РФ. Целью ограничения иностранного налогового за чета является предотвращение зачета налогов, уплаченных в странах с более высокой ставкой налога на доходы против рос сийского налога на прибыль, уплаченных с доходов из россий ских источников. Это ограничение иностранного налогового за чета (или предельная сумма зачета), предусмотренное законода тельством, т. е. сумма налога на прибыль, которая подлежит уплате в РФ с доходов, полученных российской организацией за пределами РФ, исчисленная в соответствии с положениями главы 25 НК РФ, определяется расчетно.
Расчет предельной суммы зачета условно можно разделить на три этапа:
устанавливается, подлежат ли налоги, уплаченные за ру бежом, зачету при уплате налога на прибыль в РФ;
проводится расчет ограничения иностранного налогового зачета (предельная сумма зачета);
определяется меньшая величина из суммы иностранных налогов, подлежащих зачету (первый этап), и размера ис численной предельной суммы зачета (второй этап). Упла ченные за рубежом налоги, превышающие размер предель ной суммы, не принимаются в качестве иностранного на логового зачета.
На первом этапе следует исходить из того, что зачет может быть предоставлен только по тем налогам, уплаченным в иностранном государстве, которые аналогичны налогу на прибыль организаций в РФ. Налоги можно признать аналогичными, если аналогичны их элементы по российскому и зарубежному законодательству. В противном случае зачет по налогу не предоставляется.
Еще одно важное замечание: зачет может быть предоставлен в отношении налогов, уплаченных в иностранном государстве только с доходов, которые являются доходами от источников в иностранном государстве. Зачет не может быть предоставлен по налогам, удержанным за рубежом при выплате доходов, которые являются доходами от источников в РФ и, соответственно, не яв ляются доходами из зарубежных источников.

Это интересно:  Jimny wide пособие по ремонту

Ранее уже обращалось внимание на различие между поняти ями «источник дохода» и «источник выплаты дохода». Так, доходы за работы и услуги, выполненные в РФ, являются дохо дами из источников в РФ. Однако указанные работы и услуги могут выполняться российской организацией в пользу иностран ных организаций, которые при оплате указанных работ и услуг становятся источниками выплаты. Как видим, источник выпла ты является иностранным, в то время как источник дохода — российским. В случае удержания в иностранном государстве на логов с доходов, источником которых является Россия, зачет по таким налогам в отношении таких доходов неправомерен и орга низации следует обратиться в налоговый орган иностранного государства за возвратом неправомерно уплаченного за рубежом налога.
На практике нередки случаи, когда сложно отнести получен ные плательщиком доходы к доходам от источников за рубежом либо к доходам от источников в РФ. В таких случаях отнесение дохода к тому или иному источнику в соответствии со ст. 42 НК РФ осуществляется ФНС России.
На втором этапе исчисляется предельная сумма зачета исхо дя из того, что размер сумм налогов, уплаченных российской организацией за рубежом в связи с получением там доходов, под-лежащих зачету, не может превышать суммы налога на прибыль в РФ, подлежащей уплате ею с указанных доходов в РФ. Обра тим внимание: такой принцип заложен как в НК РФ, так и в международных соглашениях об избежании двойного обложе ния.
Предельная сумма зачета исчисляется по формуле
ПСЗ = П х С,
где П — сумма иностранных доходов до обложения, получен ных российской организацией, за вычетом расходов, связанных с их получением;
С — ставка налога, установленная российским законода тельством.
Предельную сумму зачета следует исчислять отдельно по каж дому виду доходов, полученных от источников за пределами РФ, и по каждому государству, в котором получен доход. Затем част ные суммы зачета суммируются для расчета общей предельной суммы зачета. Из этого правила есть одно важное исключение. Предельная сумма зачета по доходам от долевого участия в дея-
тельности организаций (дивидендов), полученным от источни ков за пределами РФ, исчисляется отдельно с учетом ряда осо бенностей и не суммируется с предельными суммами зачета, исчисленными по другим видам доходов.
На третьем этапе определяется фактически зачитываемая сумма налога. Для этого исчисленная на втором этапе предель ная сумма зачета сопоставляется с суммой налога, фактически уплаченной (удержанной) за рубежом.
Если исчисленная ПСЗ больше фактически уплаченной за ру бежом суммы налога (ПСЗ > Нзаруб), то к зачету принимается фак тически уплаченная сумма налога. В этом случае сумма налога на прибыль, исчисленная в соответствии с нормами НК РФ, под лежащая уплате по текущему отчетному (налоговому) периоду, уменьшается на сумму фактически уплаченного (удержанного) за рубежом налога.
Если же ПСЗ оказывается меньше фактически уплаченной за рубежом суммы налога (ПСЗ

Устранение двойного налогообложения по налогу на прибыль (Семенихин В.В.)

Дата размещения статьи: 02.05.2015

Двойное налогообложение в общепринятом понимании представляет собой одновременное обложение одних и тех же доходов либо различными видами налогов в пределах одной страны, так называемое экономическое двойное налогообложение, либо идентичным налогом в разных странах — международное двойное налогообложение.
В международной практике основными методами устранения двойного налогообложения являются различного рода межгосударственные соглашения. Организацией объединенных наций в 1979 г. была разработана типовая Конвенция об устранении двойного налогообложения в отношениях между заинтересованными государствами, которая является основой для заключения двусторонних соглашений.
В предлагаемой читателям статье рассмотрим вопрос устранения двойного налогообложения в отношении налога на прибыль организаций.

Частью правовой системы Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, что установлено п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Обратимся к Налоговому кодексу Российской Федерации (далее — НК РФ). Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, согласно ст. 1 НК РФ состоит из НК РФ, и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Статьей 7 НК РФ определено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Устранение двойного налогообложения в отношении налога на прибыль организаций регулируется ст. 311 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 311 НК РФ доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации (далее — иностранные источники), учитываются при определении ее налоговой базы в полном объеме, причем с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами.
Налоговой базой в целях налогообложения прибыли в соответствии с п. 1 ст. 274 НК РФ, как вы помните, признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению. Прибылью же на основании п. 1 ст. 247 НК РФ для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ.
Налоговая база по прибыли, полученной участниками консолидированной группы налогоплательщиков, определяется ответственным участником этой группы в порядке, установленном ст. 274 НК РФ, с учетом особенностей, установленных ст. ст. 278.1 и 288 НК РФ (п. 19 ст. 274 НК РФ, Письма Минфина России от 23 марта 2012 г. N 03-03-06/1/153, от 27 февраля 2012 г. N 03-03-06/1/102). При этом прибылью для организаций-участников консолидированной группы налогоплательщиков признается величина совокупной прибыли участников консолидированной группы налогоплательщиков, приходящаяся на данного участника и рассчитываемая в порядке, установленном п. 1 ст. 278.1 и п. 6 ст. 288 НК РФ (Письмо Минфина России от 30 апреля 2013 г. N 03-03-06/1/15206).
При определении налоговой базы расходы, произведенные российской организацией в связи с получением доходов от иностранных источников, согласно п. 2 ст. 311 НК РФ, вычитаются в порядке и размерах, установленных гл. 25 НК РФ. То есть в том же порядке и в тех же размерах, что установлены для расходов, произведенных в связи с получением доходов на территории Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Обратите внимание! В Письме Минфина России от 24 декабря 2008 г. N 03-03-05/180 был рассмотрен вопрос признания в составе расходов в целях налогообложения прибыли сумм налогов, уплаченных на территории иностранных государств в связи с реализацией работ и услуг, и сделан вывод, что суммы указанных налогов не учитываются в целях определения налоговой базы. В Письме УФНС России по г. Москве от 29 апреля 2008 г. N 20-12/041771 указано, что в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль в порядке, определенном налоговым законодательством Российской Федерации, не учитываются суммы НДС, установленного законодательством иностранного государства, предъявленные налогоплательщиком иностранному покупателю в связи с реализацией работ и услуг на территории данного иностранного государства. При этом уплаченный на территории иностранного государства НДС при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций в Российской Федерации также не учитывается.

Вернемся к Письму Минфина России от 24 декабря 2008 г. N 03-03-05/180, в котором также отмечено, что в соглашениях об избежании двойного налогообложения, заключенных Российской Федерацией с иностранными государствами, имеется положение, разрешающее вычет расходов, произведенных для целей постоянного представительства, включая управленческие и общеадминистративные расходы. Причем независимо от того, произведены ли эти расходы в государстве, где находится постоянное представительство, или за его пределами, в том числе в Российской Федерации.
Следовательно, российская организация при расчете налога, подлежащего уплате в иностранном государстве, может полностью учесть расходы, связанные с деятельностью постоянного представительства, произведенные как в данном иностранном государстве, включая уплаченные там налоги, так и соответствующие расходы, произведенные в Российской Федерации.
В отношении возможности отнесения к расходам «иностранных» налогов на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ необходимо учитывать, что порядок отнесения к расходам сумм начисленных налогов в ст. 264 НК РФ установлен специальной нормой — пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ и, соответственно, не регулируется пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. Напомним, что названный подпункт позволяет учитывать в составе прочих расходов другие расходы, связанные с производством и реализацией. По мнению Минфина России, содержащемуся в Письме от 24 декабря 2008 г. N 03-03-05/180, подобный подход вполне логичен и направлен на избежание повторного учета некоторых видов расходов, в том числе налогов, уплаченных за рубежом.
Вопрос об учете для целей налога на прибыль сумм налогов, уплаченных на территории иностранных государств, был рассмотрен в недавнем Письме Минфина России от 12 августа 2013 г. N 03-03-10/32521. В нем сказано, что в пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ предусмотрены налоги и сборы, начисленные только в порядке, установленном российским законодательством, при этом перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, является открытым.
Так, согласно пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.
Кроме того, ст. 270 НК РФ, устанавливающая закрытый перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения, не содержит прямого указания на то, что налоги, уплаченные на территории иностранного государства, не принимаются в качестве расходов.
Таким образом, расходы в виде сумм налогов и сборов, уплаченных на территории иностранного государства, могут быть отнесены к другим расходам, учитываемым в числе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией в соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.
При этом налоги, по которым НК РФ напрямую предусматривает порядок устранения двойного налогообложения путем зачета налога, уплаченного на территории иностранного государства, при уплате соответствующего налога в Российской Федерации, учету в составе расходов при расчете налога на прибыль организаций не подлежат. Так, например, расход российской организации в виде налога на прибыль, уплаченного в иностранном государстве, учитывается методом зачета на основании специальных положений ст. 311 НК РФ. Аналогичное мнение высказано в Письме ФНС России от 3 сентября 2013 г. N ЕД-4-3/[email protected]
Зачет производится в размере суммы, указанной в документе, установленном абз. 2 п. 3 ст. 311 НК РФ, в сумме, не превышающей сумму налога, подлежащего уплате в Российской Федерации, что следует из Письма Минфина России от 2 августа 2013 г. N 03-08-05/31193. При этом налогооблагаемая база в целях уплаты налога в России и иностранном государстве рассчитывается, соответственно, согласно нормам, установленным национальным законодательством стран, в которых производится уплата налога. Также в Письме отмечено, что разница между налогом, удержанным зарубежным заказчиком, и суммой налога, подлежащей зачету при уплате налога на прибыль в Российской Федерации, к расходам отнесена быть не может ввиду того, что согласно п. 49 ст. 270 НК РФ расходы, не соответствующие критериям, указанным с п. 1 ст. 252 НК РФ, не учитываются при определении налоговой базы.
В Письме Минфина России от 8 июля 2013 г. N 03-08-13/26324 обращено внимание на то, что НК РФ не ограничивает возможность проведения процедуры зачета налога одним налоговым периодом, в котором получены доходы.
Таким образом, российские организации вправе произвести зачет как в текущем, так и в трех налоговых периодах, следующих после налогового периода, в котором доходы были получены и учтены в целях налогообложения прибыли в Российской Федерации, с учетом соблюдения требований о трехлетнем сроке налоговой давности, предусмотренном п. 4 ст. 89 НК РФ.
В отношении применения ст. 78 НК РФ, устанавливающей порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных налогов, в Письме отмечено, что согласно п. 1 названной статьи ее положения применяются в случаях излишней уплаты федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, то есть налогов, установленных ст. ст. 13 — 15 НК РФ. Иностранные налоги, уплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств в бюджеты этих государств, не являются налогами, установленными НК РФ, и не уплачиваются в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Кроме того, излишняя уплата налога определяется как превышение фактически уплаченной суммы налога над суммой налога, исчисленной в установленном порядке по декларации и подлежащей уплате в бюджет. Иностранные налоги для целей НК РФ не рассчитываются (не определяются их налоговая база и сумма самого налога), не отражаются в карточках расчетов с бюджетом налогоплательщиков (ни по суммам начислений по декларации, ни по суммам фактических поступлений). Кроме того, не ясно, излишней уплатой какого налога считать иностранные налоги, ведь они не являются российским налогом на прибыль организаций, как он установлен НК РФ. Таким образом, для целей законодательства о налогах и сборах иностранные налоги не являются излишне уплаченными и, следовательно, положения ст. 78 НК РФ к правоотношениям по их зачету не применяются.
Итак, с учетом системы прямых норм ст. 311 НК РФ зачет иностранного налога возможен при одновременном соблюдении следующих условий:
1) обязательное включение доходов от источников в иностранных государствах (с учетом расходов) в налоговую базу по налогу на прибыль организаций в Российской Федерации;
2) фактическая уплата (удержание) данного налога с этих доходов в иностранном государстве;
3) уплата налога на прибыль организаций в Российской Федерации.
Как быть в том случае, если налогоплательщиком получен убыток? В названном выше Письме N 03-08-13/26324 специалисты Минфина России напомнили, что согласно ст. 274 НК РФ если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток, то в данном отчетном (налоговом) периоде налоговая база признается равной нулю. Соответственно, сумма налога на прибыль за данный отчетный (налоговый) период равна нулю. Налог на прибыль в этом случае в Российской Федерации не уплачивается, то есть не возникает двойного налогообложения. В этом случае отсутствует сумма российского налога на прибыль, против которой можно засчитывать иностранный налог. В случае если налог на прибыль в России не уплачивается и нет двойного налогообложения, его устранение за счет зачета иностранного налога НК РФ не предусматривается.
Что должна представить российская организация в налоговый орган для проведения зачета?
Как отмечено в Письме N 03-08-13/26324, российские организации заявляют свое право на зачет налога в момент представления в налоговые органы декларации о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, по форме, утвержденной Приказом МНС России от 23 декабря 2003 г. N БГ-3-23/[email protected], одновременно с декларацией по налогу на прибыль и документами, предусмотренными в п. 3 ст. 311 НК РФ.
Конкретного перечня документов, которые должен предоставить налогоплательщик, п. 3 ст. 311 НК РФ не содержит. Однако указано, что для зачета налогов, уплаченных самой организацией, следует предоставить документ, заверенный налоговым органом соответствующего иностранного государства, а для зачета налогов, удержанных налоговыми агентами в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором, следует предоставить подтверждения налогового агента.
В Письме Минфина России от 21 сентября 2011 г. N 03-08-05 чиновники отмечают, что в связи с тем, что сам НК РФ не содержит определенных требований к форме и реквизитам документа, подтверждающего факт удержания налога налоговым агентом, налогоплательщик может предоставить любой документ, из которого следует, что соответствующая сумма налога уплачена или удержана источником выплаты. Это могут быть документы по форме, установленной внутренним законодательством иностранного государства, а также документы, составленные в произвольной форме. Документ, подтверждающий уплату налогов самой организацией, должен быть заверен налоговым органом соответствующего иностранного государства. При этом документы, составленные на иностранных языках, должны быть переведены на русский язык.
По мнению специалистов Минфина России, содержащемуся в Письме от 20 августа 2008 г. N 03-08-05, документом, подтверждающим уплату налога, в частности, может являться письмо от организации — налогового агента, подписанное уполномоченным должностным лицом и заверенное печатью. К письму налогового агента должно быть приложено платежное поручение налогового агента банку о перечислении соответствующей суммы в качестве налога, удержанного у источника выплаты (с отметкой об исполнении).
В Письме Минфина России от 17 декабря 2009 г. N 03-08-05 чиновники финансового ведомства разъяснили, что налоговые органы Российской Федерации при рассмотрении вопроса о возможности зачета сумм налога на прибыль, уплаченного (удержанного) в иностранном государстве, могут запрашивать следующие документы:
— копии договора (контракта), на основании которого российской организации выплачивается доход вне территории Российской Федерации, а также акты сдачи-приемки работ (услуг);
— копии платежных документов, подтверждающих уплату налога вне территории Российской Федерации;
— документальное подтверждение от налогового иностранного государства о фактическом поступлении налога, удержанного с доходов российской организации, в бюджет соответствующего иностранного государства.
Указанные документы, составленные на иностранных языках, Минфин России рекомендует представлять с нотариально заверенным переводом на русский язык, хотя сама гл. 25 НК РФ такого требования не содержит.
В Письме Минфина России от 28 июня 2013 г. N 03-08-05/24718 также сказано, что документы, представленные в целях зачета налога, составленные на иностранном языке, должны быть переведены на русский язык. НК РФ иных требований к оформлению (заверению) документов, полученных от индийской компании — источника выплаты, не установлено.
Представленное налогоплательщиком подтверждение действует в течение налогового периода, в котором оно представлено налоговому агенту.

Это интересно:  Аренда у физического лица отчетность

Обратите внимание! При получении дивидендов от источников в иностранном государстве следует дополнительно учитывать, что в соответствии с положениями п. 2 ст. 275 НК РФ налогоплательщики, получающие дивиденды от иностранной организации, в том числе через постоянное представительство иностранной организации в Российской Федерации, не вправе уменьшить сумму налога, исчисленную в соответствии с положениями гл. 25 НК РФ, на сумму налога, исчисленную и уплаченную по месту нахождения источника дохода, если иное не предусмотрено международным договором.
Таким образом, зачет сумм налога по доходам в виде дивидендов, уплаченных (удержанных) в иностранном государстве, может быть предоставлен только в том случае, если в отношениях между Российской Федерацией и иностранным государством, из источника в котором получены дивиденды, действует международное соглашение об избежании двойного налогообложения, содержащее соответствующие положения. Такие разъяснения содержит Письмо Минфина России от 5 августа 2011 г. N 03-03-06/1/451.

Как было отмечено выше, помимо подтверждения фактической уплаты (удержания) суммы налога за пределами Российской Федерации, налогоплательщик должен представить в налоговый орган налоговую декларацию о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами Российской Федерации. Форма налоговой декларации утверждена Приказом МНС России от 23 декабря 2003 г. N БГ-3-23/[email protected] При заполнении налоговой декларации следует руководствоваться Инструкцией по заполнению налоговой декларации о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, утвержденной тем же Приказом МНС России N БГ-3-23/[email protected] (далее — Инструкция).
Согласно Инструкции декларация представляется российской организацией при ее обращении в налоговые органы в целях зачета в соответствии с НК РФ и соглашениями об избежании двойного налогообложения сумм налога на прибыль (дохода), уплаченного (удержанного) в иностранном государстве.
Информация, относящаяся к деятельности российской организации в иностранном государстве через постоянное представительство, отражается в разд. II декларации. Так, в строке 060 разд. II в первых трех ячейках следует указать число, месяц и год начала отчетного (налогового) периода, в последующих трех ячейках — число, месяц и год окончания отчетного (налогового) периода, в котором доход включен в декларацию по налогу на прибыль организаций в Российской Федерации.
В графах 2, 3 и 4 строки 100 разд. II декларации отражается информация о суммах доходов за отчетный (налоговый) период, указанный в строке 060 разд. II декларации. Причем сумма доходов отражается в разрезе видов полученных доходов.
В графах 8 и 9 строки 100 разд. II декларации отражаются сведения о расходах, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами, связанные с получением доходов от иностранных источников через постоянное представительство и включенные в расчет налоговой базы по налогу на прибыль в том же отчетном (налоговом) периоде, что и полученные доходы.
Сумма налога на прибыль, подлежащего зачету, отражается в декларации в том отчетном (налоговом) периоде, в котором доходы, полученные российской организацией за пределами Российской Федерации и уменьшенные на соответствующие суммы расходов, учтены в налоговой базе для уплаты налога на прибыль в Российской Федерации.
Таким образом, зачет сумм налогов, удержанных с доходов российской организации и отраженных ею в налоговых декларациях по налогу на прибыль, например, в 2014 г., производится за указанный период. То есть если налог в иностранном государстве удержан с доходов, включенных российской организацией в налоговую базу для уплаты налога в 2014 г., то зачет суммы налога, удержанного с таких доходов российской организации в иностранном государстве, также следует производить в 2014 г., что следует из Письма Минфина России от 31 декабря 2009 г. N 03-08-05. Аналогичный вывод следует из Письма УФНС России по г. Москве от 3 июля 2008 г. N 20-12/063572. В указанном Письме также отмечено, что если в каком-либо налоговом периоде у российской организации возникает превышение рассчитанной суммы налога к зачету над общей суммой налога, рассчитанной по налоговой декларации за этот же налоговый период, возврата или переноса на последующие периоды суммы зачета не производится.

Обратите внимание! Размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами Российской Федерации, не может быть больше суммы налога, подлежащего уплате этой организацией в Российской Федерации.
В этом случае необходимо определить сумму налога с дохода, полученного за пределами Российской Федерации, выше которой налог, фактически уплаченный российской организацией в иностранном государстве, не может быть принят к зачету. Иными словами следует определить предельную сумму налога, подлежащую зачету (предельную сумму зачета). Для этого к сумме доходов, исчисленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и полученных за пределами Российской Федерации, с учетом аналогичным образом исчисленных расходов, произведенных в связи с получением таких доходов, применяется ставка налога на прибыль по российскому законодательству. Полученную предельную сумму зачета следует сравнить с суммой налога, фактически уплаченного за границей.
Если предельная сумма зачета превышает фактически уплаченную в иностранном государстве сумму налога, то зачет представляется на всю сумму налога. То есть сумма налога на прибыль, исчисленная в соответствии с НК РФ, уменьшается на сумму аналогичного налога, фактически уплаченного за границей, что будет составлять сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в Российской Федерации.
Если сумма налога, фактически уплаченная с доходов за границей, превышает предельную сумму зачета, то сумма налога на прибыль в Российской Федерации уменьшается только на исчисленную предельную сумму зачета. Такой порядок определения предельной суммы налога, который может быть принят к зачету, изложен в Письме УФНС России по г. Москве от 14 июля 2006 г. N 20-12/62876.

Как отмечено в Письме Минфина России от 24 мая 2011 г. N 03-03-06/1/304, расчет предельной суммы зачета и суммы налога, фактически подлежащей зачету, осуществляется организацией самостоятельно в произвольной форме на основании данных налогового учета, подтвержденных первичными учетными документами, и данных декларации.
Рассчитанную сумму налога, фактически подлежащего зачету, организация отражает в соответствующей строке налоговой декларации по налогу на прибыль организаций по текущему отчетному (налоговому) периоду. Форма налоговой декларации и Порядок ее заполнения утверждены Приказом ФНС России от 22 марта 2012 г. N ММВ-7-3/[email protected] «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, Порядка ее заполнения».

Несколько слов следует сказать об организациях-участниках консолидированной группы налогоплательщиков. Особенности определения налоговой базы, порядок исчисления и уплаты налога на прибыль ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков устанавливаются непосредственно НК РФ, а порядок и сроки взаиморасчетов между участниками по поводу уплаты налога на прибыль организаций определяются в договоре о создании консолидированной группы налогоплательщиков, о чем напомнили специалисты Минфина России в Письме от 23 марта 2012 г. N 03-03-06/1/153.
Вопрос о порядке налогообложения доходов, полученных участником консолидированной группы налогоплательщиков от источников за пределами Российской Федерации, в случае удержания налога за пределами Российской Федерации, был рассмотрен Минфином России в Письме от 10 мая 2012 г. N 03-03-10/43. В Письме сказано, что у организаций-участников консолидированной группы налогоплательщиков прибылью признается величина совокупной прибыли участников консолидированной группы налогоплательщиков, приходящаяся на данного участника и рассчитываемая в порядке, установленном п. 1 ст. 278.1 и п. 6 ст. 288 НК РФ.
Налоговая база по доходам, полученным всеми участниками консолидированной группы налогоплательщиков, определяется на основании суммы всех доходов и суммы всех расходов участников консолидированной группы налогоплательщиков, учитываемых в целях обложения налогом, с учетом особенностей, установленных ст. 278.1 НК РФ.
При определении налоговой базы расходы, произведенные российской организацией в связи с получением доходов от источников за пределами Российской Федерации, вычитаются в порядке и размерах, установленных гл. 25 НК РФ, что следует из п. 2 ст. 311 НК РФ. Вместе с тем доход, полученный участником консолидированной группы налогоплательщиков, в том числе от источников за пределами Российской Федерации, подлежащий налогообложению по ставке, установленной п. 1 ст. 284 НК РФ, обложение которого у источника выплаты не предусмотрено, подлежит учету при формировании консолидированной налоговой базы консолидированной группы налогоплательщиков.
Суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией-участником консолидированной группы налогоплательщиков, засчитываются ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков при уплате налога в Российской Федерации. При этом размер засчитываемых сумм налогов, уплаченных самой организацией за пределами Российской Федерации, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в Российской Федерации, исчисленного ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков.
И в заключение статьи хотелось бы подвести итог всему вышесказанному. Международные договоры об избежании двойного налогообложения, действующие в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами, не устанавливают порядка исчисления и уплаты налога на прибыль (самостоятельная уплата налогоплательщиком или удержание у источника и уплата налоговым агентом), а разграничивают права двух договаривающихся государств по налогообложению определенных видов доходов резидентов этих государств (устанавливают, в каком из указанных государств облагается (полностью либо частично) определенный вид дохода).
Порядок налогообложения прибыли, включая порядок исчисления и уплаты налога, устанавливается национальным налоговым законодательством каждого из договаривающихся государств. На это обращено внимание в Письме Минфина России от 23 ноября 2012 г. N 03-03-06/1/606.