Без рубрики

Требования к учебному плану учреждений дополнительного образования

Учебный план центра

Учебный план МБУДО «Центр детского творчества» г. Саяногорска разработан в соответствии с нормативными документами:

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы творческих объединений.

Санитарно-эпидимиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) СанПиН 2.4.4.3172-14

Устав. Программа развития учреждения и Образовательная программа Центра детского творчества г. Саяногорска.

Учебный план учреждения обеспечивает:

организацию образовательного процесса в соответствии с целями и задачами учреждения;

реализацию конституционного права детей на получение образования;

Индивидуальный характер развития детей в соответствии с их склонностями и интересами;

развитие гражданских качеств у детей как основы их личностного и жизненного самоопределения за счет включения их в социально-значимую деятельность;

профильную подготовку по выбранному направлению деятельности

Особенности учебного плана.

Участникам образовательного процесса в учреждении являюся дети преимущественно от 1,5 до 18 лет.

Обуение осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам. Основными формами образовательных объединений являются: клуб, студия, ансамбль, театр и др.

Продолжительность учебного года составляет 34-36 недель. Наполняемость групп составляет от 7 до 15 человек.

Содержание деятельности образовательных объединений определяется педагогом с учетом задач образовательнчх программ по направленностям:

  • художественная
  • социально-педагогическая
  • физкультурно-спортивная
  • естественнонаучная
  • техническая

Количество часов, отводимых в учебном плане на образовательное объединение соответствует дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе данного объединения и составленному к ней календарно-тематическому планированию.

Учебный план строится по годам обучения:

1 год обучения — деятельность направлена на развитие, мотивации интереса детей по выбранному направлению. Обучение носит ознакомительный характер, даются общие основы знаний.

2-3 года обучения — решаются задачи развития, формирования и творческого потенциала детей. Допускается большая доля самостоятельности ребенка в рамках выбранной программы.

4 и последующие года обучения предполагают более дифференцированую деятельность, направленную на допрофессиональную подготовку, включение в проектную и исследовательскую работу, реализацию индивидуальных планов работы с одаренными детьми. Учебный план имеет необходимое кадровое, методическое и материально-техническое обеспечение. Для работы с одаренными детьми предусмотрены индивидуальные учебные планы. Списки детей утверждены приказом по Центру, их в 2018-2019 учебном году — 19 человек.

Учебный план. Пояснительная записка

Учебный план разработан в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно — эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей, Уставом учреждения.

Учебный план является нормативно-управленческим документом, функции которого связаны с организацией образовательного процесса, обеспечением сохранения специфики и развития системы дополнительного образования в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Центр детского творчества № 2 города Орла» (далее Центр), является руководящим самостоятельным документом, определяющим направленности, содержание образования и особенности организации образовательного процесса.

Учебный план регламентирует образовательный процесс в Центре творчества вместе с календарным учебным графиком и расписанием занятий, предназначен для планирования образовательного процесса в организации и направлен на удовлетворение социального заказа на дополнительные образовательные услуги, находится в непосредственной зависимости от образовательной программы Центра творчества и является ее составной частью.

Целью образования в Центре творчества является развитие мотивации к познанию и творчеству, реализация дополнительных общеразвивающих образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Цель реализуется через решение основных задач дополнительного образования:

— удовлетворение образовательных потребностей детей, их родителей, лиц, их заменяющих;

— создание оптимальных условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей преимущественно от 5 до 18 лет;

— реализация идей интеллектуального, нравственного и творческого развития личности;

— ориентация содержания образования на формирование у учащихся современной картины мира, на воспитание человека и гражданина, на оказание помощи в освоении нового социального опыта;

— внедрение образовательных технологий, продуктивных форм и методов, учитывающих возрастные и индивидуально — психологические особенности обучающихся;

— поддержка индивидуальности ребенка, содействие в развитии способов его творческой самореализации через повышенный интерес к конкретным видам деятельности.

Образовательная деятельность с учащимися осуществляется в разновозрастных объединениях: кружок, студия, секция, школа, ансамбль, клуб. Творческие объединения комплектуются педагогами дополнительного образования. В работе объединений могут участвовать совместно с учащимися их родители, а также выпускники этих объединений (без включения в основной состав) при наличии условий и согласия педагога-руководителя объединения.

Численный состав объединений, продолжительность занятий устанавливаются в соответствии с СанПиН 2.4.4.3172-14, психолого-педагогическими рекомендациями, характером деятельности, возрастом обучающихся. Количество учащихся в объединении, их возрастная категория, зависят от направленности дополнительной общеобразовательной программы. Оптимальная наполняемость учебной группы – 10 человек, допустимая – 15 человек. Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него учащихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов, инвалидов. Занятия в объединениях проводятся педагогами со всем составом учащихся, по группам, по звеньям или индивидуально в соответствии с расписанием и тарификацией на учебный год.

Категория «индивидуальные» — это группы, формирующиеся для индивидуальных занятий с учащимися, осваивающими образовательные программы художественной направленности (студии обучения игре на музыкальных инструментах, студии вокального пения и т п.), а также группы, формирующиеся для индивидуальных занятий с одаренными учащимися и учащимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами, осваивающими образовательные программы любой из направленностей.

Учащиеся имеют право заниматься в нескольких объединениях.

Образовательный процесс в Центре творчества регламентируется расписанием занятий в объединениях по интересам, составленным в соответствии с благоприятным режимом труда и отдыха обучающихся, возрастными особенностями детей, санитарно-гигиеническими нормами и утвержденным директором.

Занятия в учреждении начинаются не ранее 8.00 часов утра и заканчиваются не позднее 20.00 часов. Для обучающихся в возрасте 16 – 18 лет допускается окончание занятий в 21.00 час. Между учебными сменами организуется 1 — часовой перерыв для уборки и проветривания помещений.

Единицей измерения учебного времени является академический час. Продолжительность академического часа составляет: для детей дошкольного возраста, а также в хореографических объединениях для детей до 8 лет, в объединениях с использованием компьютерной техники для детей до 10 лет — 30 минут; для остальных учащихся — 45 минут. Занятия групп проводятся не более 3-х раз в неделю продолжительностью не более 3-х академических часов в будние дни, не более 4-х академических часов в выходные и каникулярные дни с обязательными 10 минутными перерывами через каждый академический час.

Система оценок, формы, порядок и периодичность промежуточной аттестации учащихся отражены в образовательных программах педа­гогов, это: зачёты, конкурсы, смотры, концерты, творческие выставки, соревнования. Сроки проведения промежуточной аттестации: I полугодие – ноябрь-декабрь, II полугодие – апрель-май.

Пояснительная записка

к учебному плану ЦДТ Центрального района

на 2018-2019 учебный год

Учебный план муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» Центрального района города Кемерово (МБОУДО «ЦДТ» Центрального района) разработан на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Закон об образовании в Российской федерации»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Приказа Министерства спорта РФ от 12.09.2013 г. №731 «Об утверждении Порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта», Приказа Министерства спорта РФ от 12.09.2013 г. №731 «Об утверждении Порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта», Постановления от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организациях дополнительного образования детей»; Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»; приказа управления образования администрации города Кемерово «Об учебных планах учреждений дополнительного образования г. Кемерово на 2018 – 2019 учебный год» № 758 от 12.07.2018 г.; в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности от 06 октября 2017 года: серия 42Л01 № 0004004 регистрационный № 16929, выданной Государственной службой по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области; Уставом ЦДТ (последняя редакция была утверждена 15.05.2014г. №1394), Программой развития Центра детского творчества на 2018 – 2022 годы. подробнее

Образовательная программа и учебный план учреждения дополнительного образования детей

Напомним, что согласно Закону «Об образовании», содержание деятельности образовательного учреждения определяется единой образовательной программой, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим учреждением самостоятельно. Образовательная программа определяет содержание образования соответствующего уровня и направленности.
Образовательная программа вместе с Уставом служит основанием для лицензирования, сертификации, изменения параметров бюджетного финансирования и введения платных образовательных услуг. Поэтому этот документ разрабатывается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом «Об образовании», Типовым положением об учреждении, другими нормативными документами.
В непосредственной зависимости от образовательной программы учреждения находится программа развития учреждения (видение нового состояния) и учебный план учреждения. Подходы к их разработке определяются в «рамках» миссии и культуры учреждения.
Образовательная программа учреждения дополнительного образования детей — сложная и открытая система составляющих компонентов (частей) и связей между ними, объединенных приоритетными образовательными целями, концептуально-взаимообусловленными задачами и содержанием, формами и методами организации педагогического процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития ребенка.
Другими словами, образовательная программа демонстрирует, как в учреждении, с учетом конкретных условий, создается собственная модель развивающего образования. В то же время образовательная программа учреждения выступает как комплекс приемов по обеспечению эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса в достижении поставленных целей.

Следует подчеркнуть, что образовательная программа — это нормативно-управленческий документ, функции которого связаны с организацией, обеспечением сохранения состояния целостности, специфики, воспроизводства и развития всех структур системы.
Образовательная программа учреждения — показатель социальной зрелости учреждения, его организационной культуры Место образовательной программы в системе управления учреждением можно представить в виде следующей схемы:
Схема 12
Образовательная программа в управлении учреждением

Образовательная программа учреждения всегда является результатом творческой и ответственной работы коллектива единого образовательного сообщества, его стремления учесть конкретные образовательные запросы и потребности детей, их родителей, и не только включить их в свою деятельность, ответить на них, но и прогнозировать будущее общества через прогнозирование будущего своего выпускника. Поэтому образовательную программу учреждения всегда можно назвать авторской, и она всегда уникальна и неповторима.
Но, как всякий управленческий документ, образовательная программа учреждения отражает тот стиль управления, который сложился в учреждении. Известно четыре основных управленческих стиля: диктаторски-авторитарный, благо- склонно-авторитарный, консультативно-демократический и вовлеченно-демократический. Естественно, управленческий стиль определит, насколько эффективно будут использованы практический опыт, квалификация, мастерство, энтузиазм и работоспособность сотрудников, педагогов, администрации учреждения; сколь полно будет доводиться до коллектива политика администрации, а также определит степень общности ценностных норм, интересы педагогического коллектива; порядок и характер взаимодействия учреждения с окружающей средой.
Образовательная программа учреждения дополнительного образования детей четко и ясно представляет своеобразные особенности педагогической системы и те образовательные возможности, которые интересны или могут стать в будущем привлекательными для детей и родителей. Содержание образовательной программы учреждения не может сохраняться в неизменном виде и быть тем «отстраненным документом», который создается формально один раз и навсегда. Изменения в обществе, в системе основного образования в связи со становлением вариативного образования, появлением инновационных педагогических систем и новых видов учреждений прямо или косвенно стимулируют процесс обновления содержания образовательной программы учреждений дополнительного образования детей или ее отдельных разделов. Однако в содержании этого документа всегда должны сохраняться те основы, которые отвечают его главному предназначению.
Структура образовательной программы учреждения чаще
всего имеет модульное построение:
1 -й модуль. Характеристика учреждения или полная информационная справка (паспорт) учреждения. й модуль. Аналитическое обоснование программы: описание образовательных интересов, потребностей детей, родителей, социума; оценка состояния педагогического процесса и ус ловий для его развития; выделение проблем, на разрешение
которых направляются усилия. й модуль. Ведущие концептуальные подходы; приоритеты образования, философия образования, цели и задачи образовательной деятельности учреждения. й модуль. Выбранный из имеющихся предложении или самостоятельно разработанный учебный план учреждения, per ламентирующий образовательный процесс. й модуль. Описание особенностей организации образовательного процесса, взаимообусловленности и преемственности ступеней или уровней содержания образования, форм органи зации деятельности, педагогических технологий, системы промежуточной и конечной аттестаций детей. й модуль. Организация экспериментальной площадки в учреждении и карта инновационной деятельности (для учреждений, выбравших для себя тему эксперимента и претендующих на статус инновационного учреждения). й модуль. Психолого-педагогическое и методическое обеспечение реализации образовательных программ учреждения. й модуль. Управление реализацией программ через мониторинг.
Технология разработки образовательной программы образовательного учреждения предусматривает рациональное расчленение на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией, выбор оптимальных средств и методов их выполнения.
Известно, что основой содержания и всей структуры образовательной программы учреждения являются целевые ориентиры и приоритеты. Цель — это не только фундаментальное понятие в теории деятельности, главное, что цель (как образ будущего результата) есть фактор, интегрирующий различные действия, средства, результаты в конкретную систему.
Цель образовательной программы учреждения должна быть конкретной, а значит, определяться через средства, иначе она не станет организующим, определяющим началом в процессе создания оптимальных условий для развития обучающихся и повышения качества их образованности.
Смысл и ценность образовательной программы учреждения в том, чтобы выразить целенаправленность образовательного процесса в учреждении (стратегическую и тактическую), определить себя как единый живой организм, целостную педагогическую систему, где каждый элемент, часть, сохраняя свою особенность, работает вместе с другими, в слаженном ритме, продолжая и поддерживая друг друга. Именно целостность, системная определенность учреждения является предметом оценки качества его деятельности.
В соответствии с Законом «Об образовании», учебный план — документ, определяющий требования к организации образовательного процесса в учреждении (ст. 15). Это документ, регламентирующий образовательный процесс вместе с годовым календарным учебным графиком, расписанием занятий, разрабатываемых и утверждаемых учреждением самостоятельно. Учебный план, согласно закону, является исходным документом для финансирования образовательного учреждения.
Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку только примерных учебных планов, программ курсов, дисциплин.
Учебный план утверждает в конкретном учреждении разделение содержания образовательной программы (образовательных программ) на: отдельные учебные курсы; дисциплины; года обучения.
«Границы» данного разделения содержания образовательной программы соответствуют уровню образовательной программы (ступени обучения) и фиксируются посредством проме-
жуточной аттестации обучающихся.
Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся. Полное освоение образовательной программы, всех предусмотренных ее уровней, завершается
обязательной итоговой аттестацией выпускников.
В основной школе (в общем и профессиональном образовании) итоговая аттестация и объективный контроль качества подготовки выпускников по завершении каждого уровня образования обеспечивается государственной аттестационной службой в соответствии с государственными образовательными стандартами.
Напомним, что в Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие Федеральный и национально-региональные компоненты.
Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников (ст. 7).
Таким образом, подготовка учебного плана в учреждении связана с определением (регламентацией) уровней освоения содержания образовательной программы и адекватных им форм промежуточной и итоговой аттестаций обучающихся.
Учебный план дает возможность образовательному учреждению определиться в своей образовательной стратегии, расставить педагогические акценты, выделить приоритетные направления в образовательной подготовке обучающихся.
В системе образования для общеобразовательных учреждений частью государственного образовательного стандарта является базисный учебный план — исходный нормативный документ, который служит основой для разработки региональных, примерных и рабочих учебных планов учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Базисный учебный план имеет стратегическое значение, так как он призван обеспечить единое образовательное пространство Российской Федерации.
Базисный учебный план определяет для образовательного учреждения как конкретной структуры в системе образования максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение федерального и национально-регионального компонентов государственного образовательного стандарта, по классам и образовательным областям, представленным в ограниченных наборах предметов. Состоит базисный учебный план из двух основных частей — инвариантной и вариативной. Каждая из них имеет четкое определение минимального количества часов на каждую образовательную область и на каждый класс.
Инвариантный блок плана реализует федеральный компонент государственного образовательного стандарта и обеспечивает единое образовательное пространство. Это гарантирует каждому выпускнику общеобразовательного учреждения овладение необходимым минимумом знаний, умений, навыков, необходимых ему для продолжения образования и социальной адаптации.
Вариативный блок обеспечивает реализацию регионального и школьного компонентов образования. Эта часть учебного плана предназначена для изучения курсов по выбору или углубленного освоения предметов, обозначенных в образовательных областях, для организации факультативных, индивидуальных или групповых занятий.
Базисный учебный план во всех видах образовательных учреждений финансируется не ниже максимальной учебной нагрузки учащихся. Все виды факультативных, индивидуальных и прочих занятий финансируются в зависимости от количества групп, определяемых образовательным учреждением, независимо от количества учащихся в группе.
Примерные учебные планы — это выражение права образовательных учреждений как действенных субъектов образователь-

ной системы Российской Федерации на создание своей модели образования в соответствии с интересами и потребностями людей, социальным заказом, на основании своей профессиональной готовности и признания демократических и гуманистических принципов. Но какие бы образовательные модели ни предлагались, сохраняется приоритет федерального стандарта (образовательные области и предметы, объем учебной нагрузки), а меняются основополагающие концепции, методики реализации образовательных программ с приемлемым для них распределением часов по классам и предметам. Определенный смысл в этом есть — государство обязано дать социальные гарантии каждому гражданину в реализации его конституционного права на образование.
Не меняет структуру и алгоритм организации образовательного процесса и экспериментальный план общеобразовательных учреждений, построенный на культурологических принципах.
Деятельность учреждений дополнительного образования детей регулируется соответствующим Типовым положением и Уставом учреждения, не противоречащим Конституции Рос сийской Федерации и Федеральным законам в области образования. Именно Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей и Устав учреждения являются исходными нормативно-правовыми документами, в соответствии с которыми регулируется образовательный процесс.
Следовательно, Законом «Об образовании» предопределена необходимость и обязательность учебного плана в качестве компонента нормативно-регулирующей деятельности всех видов учреждений дополнительного образования детей. Законом же предоставляется право самостоятельного выбора формы учебного плана в соотношении с целями, концепцией деятельности, параметрами содержания образовательных программ.
Отношение к единому учебному плану в дополнительном образовании неоднозначно. Вето «свободного выбора», отсутствие заданных стандартов влияет на гибкую и подвижную регламентацию в организации педагогической деятельности учреждения, свободную в формах выражения своих результатов.

Подчиняясь требованию обязательности наличия учебного плана, учреждения дополнительного образования порой составляли, его пользуясь традиционными «трафаретами» общеобразовательных школ или экспериментальными проектами, предложенными только для обсуждения .Следствием этой деятельности стал полный диссонанс целей, задач, результатов

структурных подразделений учреждения и совершенно стихийное обращение с образовательными программами по их принадлежности к областям знания или их компонентам.
Вызывает критическое отношение даже сам термин «учебный план», который сужает подлинную суть дополнительного образования детей, его многомерность в слиянии индивидуального и общего, обязательного и случайного, обучения и саморазвития.
Однако, встав на путь преобразования внешкольной работы в образовательную деятельность и подчиняясь требованиям аттестации и государственной аккредитации, учреждения дополнительного образования детей должны серьезно продумать структуру учебного плана или документа, его заменяющего, в соответствии с содержанием реализуемых образовательных программ и найти свой паритет стандарта и свободы.
В Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей понятие учебный план вводится только к определению основ деятельности педагога:
«Содержание деятельности объединения определяется педагогом с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образованием» (пункт 26).
Можно считать косвенным подтверждением единого учебного плана в Типовом положении перечисление обязательных составляющих элементов организации образовательного процесса учреждения. Отметим их в том порядке, в котором они пред- I ставлены в данном документе.
1. Учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за: невыполнение функций, определенных его уставом; реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответст- 1 вии с утвержденными учебными планами; качество реали- I зуемых образовательных программ; соответствие форм, методов и средств организации образовательного процесса воз- Н расту, интересам и потребностям детей; жизнь и здоровье де- I тей и работников учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся и работников учреждения; иное, предусмотренное законодательством Российской Федерации.
2. Целью и содержанием аттестации учреждения является установление соответствия содержания обучения и воспитания

детей уровню и направленности образовательных программ и полноте их выполнения. Учреждение может проводить профессиональную подготовку детей с последующей выдачей свидетельства (удостоверения) о присвоении квалификации (разряда, класса, категории) по профессии на основании результатов квалификационного
экзамена. Директор учреждения планирует, организует и контроли
рует образовательный процесс, отвечает за качество и эффективность работы учреждения; утверждает штатное расписание, ставки заработной платы и должностные оклады, надбавки и доплаты к ним. „
Это минимальный набор стандартных требовании к любому
образовательному учреждению.
К учебному плану учреждения дополнительного образования детей имеют отношение и другие пункты Типового положения, в которых доминирует специфика деятельности этих учреждений, их многофункциональное предназначение. Учреждение самостоятельно разрабатывает программу своей деятельности с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений и организаций, особенностей социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций. Учреждение может осуществлять производственную практику обучающихся и выполнять в установленном порядке заказы учреждений, предприятий и организаций на изготовление изделий, при этом тематика и содержание работы должны соответствовать творческому развитию обучающихся в осваиваемой профессии. Учреждение организует работу с детьми в течение всего календарного года. В каникулярное время учреждение может открывать в установленном порядке лагеря и туристские базы, создавать различные объединения с постоянными и (или) переменными составами детей в лагерях, на своей базе, а также по
месту жительства детей. Учреждение организует и проводит массовые мероприятия,’ создает необходимые условия для совместного труда, отдыха детей, родителей. Деятельность детей в учреждениях осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по инте-
ресам (клуб, студия, ансамбль, группа, секция, кружок, театр и др.). Педагогические работники могут разрабатывать авторские программы, утверждаемые педагогическим (методическим) советом учреждения. Занятия в объединениях могут проводиться по программам одной тематической направленности или комплексным, интегрированным программам. Численный состав объединения, продолжительность занятий в нем определяется Уставом учреждения. Занятия проводятся по группам, индивидуально или всем составом объединения. Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их. Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей администрацией учреждения по представлению педагогических работников с учетом пожеланий родителей, возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм. Участниками образовательного процесса в учреждении являются дети, как правило, до 18 лет, педагогические работники, родители. Педагогические работники имеют право свободного выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, методов оценки знаний, умений обучающихся. Деятельность учреждения финансируется учредителем. Финансирование учреждения осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов в расчете на одного ребенка в зависимости от вида учреждения. Нормативы финансирования должны также учитывать затраты, не зависящие от количества детей.
Каким должен быть учебный план учреждений дополнительного образования детей или каким он может быть? Должен ли быть базисный учебный план или достаточно наличия только примерных учебных планов учреждения?
Решение проблемы очевидно находится на пути органичного соединения противоположностей — всеобщего и специфического, стандартного и творческого, нормативно-строгого и гибкого, изменяемого.

Образовательный процесс — целенаправленная и организованная учебно-воспитательная деятельность преподавателя в единстве с учебно-познавательной и самообразовательной деятельностью учащихся, процесс получения знаний, умений, навыков в соответствии с целями и задачами образования, развития личности.
Образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования детей целенаправлен на развитие индивида в процессе активно-деятельностного освоения ценностей культуры. Поэтому образовательный процесс есть нерасчлененное единство обучения и самостоятельной познавательной деятельности (учения), воспитания и самовоспитания, естественного взросления и социализации.
Обучение не может быть постоянной ведущей деятельностью в таком образовательном процессе. В зависимости от интересов, мотивов и целей личности (участников образовательного процесса) оно может выполнять служебную, инструментально-вспомогательную или развивающую роль. Это же относится и к воспитанию как специальной педагогической деятельность по включению ребенка в социально-культурный опыт человечества и созданию условий для проявления его внутренней мотивации, способности самостоятельно определять свою позицию.
Признание же деятельностного подхода в образовательном процессе влечет и признание того, что личность формируется и проявляется только в деятельности, поэтому педагогические процессы необходимо анализировать в логике целостного рассмотрения основных компонентов деятельности — целей, мотивов, действий, способов регулирования, контроля и анализа достигаемых результатов.
Все это определяет невозможность ограничения образовательного процесса только обучением в известном наборе предметных областей с конечным результатом в виде знаний, умений, навыков, а предполагает создание пространства многообразных видов деятельности и развивающихся человеческих общностей, обеспечивающих индивидуальности каждого ребенка, приобретение новых способностей и совершенствование уже имеющихся. Главное — не сколько информации получил и усвоил каждый обучающийся, а какие практические способы мышления, понимания, действия он освоилсделал своими, нужными для активного участия в собственной деятельности и жизни.
Существенную роль в организации и развитии содержания образовательного процесса учреждения дополнительного образования детей играют родители и вообще общественность в лице многих ее представителей и социальных групп. И не только их интерес и потребности на этапе выбора учреждения, педагога или характера занятости, но и продолженность этого права свободного выбора во всех компонентах образовательного процесса.
Учитывая специфические основы деятельности учреждений дополнительного образования детей и, прежде всего, доминанту индивидуальных интересов, свободного самоопределения, творческого труда, организация содержания и структура образовательного процесса не могут определяться единой, одинаковой для всех формой базисного учебного плана с заданным набором одних параметров и не могут механически использовать модели примерных, экспериментальных учебных планов, предложенных для общеобразовательных учреждений. При всех различиях в названии — все они только вариации на тему государственного стандарта! Но есть школы Монтессори, валь- дорфская педагогика и школы, педагогика Френе, другие дидактико-методических подходы и способы организации учебного содержания.
Учебные планы этих школ и учебные планы учреждений дополнительного образования детей можно назвать альтернативными планами, для которых больше подходит название «образовательный план», «интегрированный план образования», «модель образовательного процесса» или иное, но с обязательным акцентом на образование.
В дополнительном образовании детей выделение определенного набора учебных дисциплин и курсов, распределение их содержания на инвариантную и вариативную части образовательного стандарта имеет смысл только в определенных видах учреждений (профильных школах) и объединениях, содержание деятельности которых определяется примерными учебными программами (программы профессиональной подготовки).
Для учреждений иных видов и всего разнообразия одновозрастных и разновозрастных объединений детей, содержание деятельности которых определяется комплексными, интегрированными программами, авторскими педагогическими технологиями, принцип разделения на образовательные области и сопутствующей ему обязательной уровневой регламентации последовательности образовательного процесса неприемлем.
Главное, чтобы принятая форма учебного или образовательного плана в учреждении отображала и закрепляла его системную целостность и самоопределенность (уникальность) во взаи модействии с социумом, всем окружающим миром.
Моделирование образовательного процесса может выстраиваться через отношения взаимозависимости между: сферой деятельности; направлением деятельности (предметный профиль); уровнем освоения деятельности (репродуктивный, продуктивно-творческий, креативный); образовательными программами; временем реализации программ; формами организации образовательного процесса.
Модель или конструктивная схема данного нормативного документа всегда будет только формализованным, абстрактным, а значит — ограниченным, временным воспроизведением действительной практики. Полнота и реалистичность модели образовательного процесса в учреждении корректируется содержанием образовательной программы и программой развития.
Образовательный план учреждения отражает специфику конкретного учреждения дополнительного образования, интересы детей, их родителей в развитии творческой деятельности и направленность интересов специалистов, разрабатывающих
авторские образовательные программы.
Структура образовательного плана учреждения обозначает основные направления, по которым целенаправленно развивается деятельность (самодеятельность, сотворчество) в разнообразных добровольных объединениях детей.
«Выстраивание» образовательного плана учреждения дополнительного образования детей как упорядоченного множества индивидуальных образовательных путей обучающихся позволяет выделить основные составляющие их компоненты: основной блок, вариативный блок (индивидуальный), блок программ допрофессиональной и профессиональной подготовки обучающихся. Учет социокультурных особенностей детей предоставляет возможность поиска оптимального соотношения учебного времени с основными блоками часов, отпускаемых на освоение основного курса (программы), отражающего профильную направленность предметного содержания деятельности, с вариативным блоком часов, необходи мых для освоения смежных курсов (программ), носящих
иную направленность, расширяющих возможности применения получаемых конкретно-предметных знаний, индивидуального темпа освоения программы и пр.
Учебный план учреждения определяет лишь минимальное количество часов на освоение образовательных программ в определенной области деятельности и определяет максимально возможную нагрузку детей разного возраста, связанную с их физиологическими возможностями и занятостью в общеобразовательных учреждениях.
Учебный план должен соответствовать следующим требованиям: полнота (обеспечение широты развития личности, учет потребностей отдельного человека и социума); целостность (наличие и достаточность компонентов, их внутренняя взаимосвязь);
рациональная сбалансированность между составляющими частями, циклами, областями, уровнями образовательного процесса и его организационными формами; преемственность образовательных программ (педагогов, структурных подразделений учреждения, учреждения в целом) как выражение преемственности этапов развития личности, ее способностей, мотивов деятельности («горизонтальная» и «вертикальная» направленность); актуальность и перспективность (соответствие реальному времени, наличие резервов, гибкость плана).

Учебные планы дополнительного образования детей: требования к форме и содержанию

Вопрос-ответ по теме

Какие требования к форме и содержанию учебного плана дополнительного образования детей?

Данный вопрос относится к компетенции образовательной организации, учебные планы дополнительного образования детей разрабатываются ОО самостоятельно.

Образовательные программы дополнительного образования самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность (ч. 5 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ).

Соответственно, требований к структуре программ дополнительного образования для детей не установлено, наличие в них учебного плана дополнительного образования детей не обязательно. Если это необходимо, определите требования по его наличию, а также к его форме и содержанию в соответствующем локальном акте.

Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством РФ в порядке, установленном ее уставом (ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 273-ФЗ).

Также, рекомендуем к ознакомлению следующие материалы Системы Образование по теме данного вопроса:

Подборка лучших материалов, для руководителей образовательных учреждений.

Статьи содержат актуальные комментарии и советы экспертов.

Скачать книгу «Управление образовательной организацией» в формате pdf >>>

Это интересно:  Размер выплаты морального ущерба при дтп