Без рубрики

Приказ госказначейства 90

Приказ Министерства экономического развития РФ от 1 марта 2016 г. № 90 “Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения”

В соответствии с частью 13 статьи 22 и частью 13 статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 29, ст. 4344; 2016, № 1, ст. 51), пунктом 1 и подпунктом 5.2.29 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 24, ст. 2867; № 46, ст. 5337; 2009, № 3, ст. 378; № 18, ст. 2257; № 19,ст. 2344; № 25, ст. 3052; № 26, ст. 3190; № 41, ст. 4777; № 46, ст. 5488; 2010, № 5, ст. 532; № 9, ст. 960; № 10, ст. 1085; № 19, ст. 2324; № 21, ст. 2602; № 26, ст. 3350; № 40, ст. 5068; № 41, ст. 5240; № 45, ст. 5860; № 52, ст. 7104; 2011, № 9, ст. 1251; № 12, ст. 1640; № 14, ст. 1935; № 15, ст. 2131; № 17, ст. 2411, 2424; № 36, ст. 5149, 5151; № 39, ст. 5485; № 43, ст. 6079; № 46, ст. 6527; 2012, № 1, ст. 170, 177; № 13, ст. 1531; № 19, ст. 2436, 2444; № 27, ст. 3745, 3766; № 37, ст. 5001; № 39, ст. 5284; № 51, ст. 7236; № 52, ст. 7491; № 53, ст. 7943; 2013, № 5, ст. 391; № 14, ст. 1705; № 33, ст. 4386; № 35, ст. 4514; № 36, ст. 4578; № 45, ст. 5822; № 47, ст. 6120; № 50, ст. 6606; № 52, ст. 7217; 2014, № 6, ст. 584; № 15, ст. 1750; № 16, ст. 1900; № 21, ст. 2712; № 37, ст. 4954; № 40, ст. 5426; № 42, ст. 5757; № 44, ст. 6072; № 48, ст. 6871; № 49, ст. 6957; № 50, ст. 7100, 7123; № 51, ст. 7446; 2015, № 1, ст. 219; № 6, ст. 965; № 7, ст. 1046; № 16, ст. 2388; № 20, ст. 2920; № 22, ст. 3230; № 24, ст. 3479; № 30, ст. 4589; № 36, ст. 5050; № 41, ст. 5671; № 43, ст. 5977; № 44, ст. 6140; № 46, ст. 6377, 6388; 2016, № 2, ст. 325, 336; № 5, ст. 697), приказываю:

требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требования к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке (приложение № 1);

требования к определению площади здания, сооружения и помещения (приложение № 2).

2. Настоящий приказ вступает с 1 января 2017 года.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 апреля 2016 г.

Приложение № 1
к приказу Министерства
экономического развития РФ
от 1 марта 2016 г. № 90

Требования
к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требования к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке

1. Характерной точкой границы земельного участка является точка изменения описания границы земельного участка и деления ее на части*.

2. Положение на местности характерных точек границы земельного участка и характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке (далее — характерные точки, характерная точка) описывается их плоскими прямоугольными координатами, вычисленными в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

3. Координаты характерных точек определяются следующими методами:

1) геодезический метод (триангуляция, полигонометрия, трилатерация, прямые, обратные или комбинированные засечки и иные геодезические методы);

2) метод спутниковых геодезических измерений (определений);

3) фотограмметрический метод;

4) картометрический метод;

5) аналитический метод.

4. Исходными пунктами для определения плоских прямоугольных координат характерных точек геодезическим методом и методом спутниковых геодезических измерений (определений) являются пункты государственной геодезической сети и (или) геодезических сетей специального назначения (опорные межевые сети).

Для оценки точности определения координат характерных точек рассчитывается средняя квадратическая погрешность.

5. Средняя квадратическая погрешность местоположения характерных точек принимается равной величине средней квадратической погрешности характерной точки, имеющей максимальное значение.

Средняя квадратическая погрешность местоположения характерной точки определяется по следующей формуле:

— средняя квадратическая погрешность местоположения характерной точки относительно ближайшего пункта государственной геодезической сети или опорной межевой сети;

— средняя квадратическая погрешность местоположения точки съемочного обоснования относительно ближайшего пункта государственной геодезической сети или опорной межевой сети;

— средняя квадратическая погрешность местоположения характерной точки относительно точки съемочного обоснования, с которой производилось ее определение.

6. Величина средней квадратической погрешности местоположения характерной точки границы земельного участка не должна превышать значения точности определения координат характерных точек границ земельных участков из установленных в приложении к настоящим Требованиям.

7. Координаты характерных точек контура конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, расположенных на поверхности земельного участка, надземных конструктивных элементов, а также подземных конструктивных элементов (при условии возможности визуального осмотра таких подземных конструктивных элементов на момент проведения кадастровых работ, например, до засыпки траншеи) определяются с точностью определения координат характерных точек границ земельного участка, на котором расположены здание, сооружение или объект незавершенного строительства.

Если здание, сооружение или объект незавершенного строительства располагаются на нескольких земельных участках, для которых установлена различная точность определения координат характерных точек, то координаты характерных точек контура конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, расположенных на поверхности земельного участка, надземных конструктивных элементов, а также подземных конструктивных элементов (при условии возможности визуального осмотра таких подземных конструктивных элементов) определяются с точностью, соответствующей более высокой точности определения координат характерных точек границ земельного участка.

8. При отсутствии на момент проведения кадастровых работ возможности визуального осмотра подземных конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства средняя квадратическая погрешность местоположения характерной точки контура подземного конструктивного элемента здания, сооружения или объекта незавершенного строительства определяется по следующим формулам:

при вычислении координат характерных точек контура подземного конструктивного элемента здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на основании полученных значений координат характерных точек контура наземных конструктивных элементов, результатов внутреннего обмера и толщины ограждающих конструкций (стен) конструктивных элементов:

— средняя квадратическая погрешность местоположения характерной точки контура подземного конструктивного элемента;

— средняя квадратическая погрешность местоположения характерной точки контура наземного конструктивного элемента;

— средняя квадратическая погрешность линейных (линейно-угловых) измерений параметров подземных конструктивных элементов;

— средняя квадратическая погрешность передачи координат с наземного на подземный конструктивный элемент здания;

при вычислении координат характерных точек контура подземных конструктивных элементов, местоположение которых определено с использованием приборов поиска (например, трассоискателей, георадаров, трубокабелеискателей, тепловизоров):

— средняя квадратическая погрешность местоположения характерной точки контура подземного конструктивного элемента;

— средняя квадратическая погрешность местоположения характерной точки проекции подземного конструктивного элемента на поверхность земельного участка;

— средняя квадратическая погрешность определения местоположения подземных конструктивных элементов прибором поиска.

При этом величина средней квадратической погрешности местоположения характерной точки контура подземного конструктивного элемента не ограничивается значениями точности определения координат характерных точек границ земельных участков, указанных в приложении к настоящим Требованиям, и может превышать указанные там значения средних квадратических погрешностей для соответствующих категорий земель и разрешенного использования земельных участков.

9. Для определения средней квадратической погрешности местоположения характерной точки используются формулы, соответствующие методам определения координат характерных точек.

10. Геодезические методы.

Вычисление средней квадратической погрешности местоположения характерных точек производится с использованием программного обеспечения, посредством которого ведется обработка полевых материалов, в соответствии с применяемыми способами (теодолитные или полигонометрические ходы, прямые, обратные или комбинированные засечки и иные).

При обработке полевых материалов без применения программного обеспечения для определения средней квадратической погрешности местоположения характерной точки используются формула, указанная в пункте 5 настоящих Требований, а также формулы расчета средней квадратической погрешности, соответствующие способам определения координат характерных точек.

11. Метод спутниковых геодезических измерений.

Вычисление средней квадратической погрешности местоположения характерных точек производится с использованием программного обеспечения, посредством которого выполняется обработка материалов спутниковых наблюдений, а также по формуле, указанной в пунктах 5, 8 настоящих Требований.

12. Фотограмметрический метод.

Величина среднеквадратической погрешности местоположения характерных точек принимается равной 0,0005 метра в масштабе аэроснимка (космоснимка), приведенного к масштабу соответствующей картографической основы.

13. Картометрический метод.

При определении местоположения характерных точек, изображенных на карте (плане), величина средней квадратической погрешности принимается равной 0,0005 метра в масштабе карты (плана).

14. Аналитический метод.

Величина средней квадратической погрешности местоположения характерных точек принимается равной величине средней квадратической погрешности местоположения характерных точек, используемых для вычислений.

15. Если смежные земельные участки имеют различные требования к точности определения координат их характерных точек, то общие характерные точки границ земельных участков определяются с точностью, соответствующей более высокой точности определения координат характерных точек границ земельного участка.

16. По желанию заказчика договором подряда на выполнение кадастровых предусматривается определение местоположения характерных точек с более высокой точностью, чем установлено настоящими Требованиями. В этом случае определение координат характерных точек производится с точностью, указанной в договоре подряда.

* Часть 8 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 29, ст. 4344; 2016, № 1, ст. 51).

Приложение
к требованиям к точности и методам
определения координат характерных
точек границ земельного участка,
требованиям к точности и методам
определения координат характерных
точек контура здания, сооружения
или объекта незавершенного
строительства на земельном участке

Значения точности определения координат характерных точек границ земельных участков

Приложение № 2
к приказу Министерства
экономического развития РФ
от 1 марта 2016 г. № 90

Требования
к определению площади здания, сооружения и помещения

1. Требования применяются для целей государственного кадастрового учета при определении площади жилых и нежилых зданий, сооружений, основной характеристикой которых является площадь или площадь застройки, жилых и нежилых помещений.

2. Площадь здания, сооружения, помещения определяется как площадь простейшей геометрической фигуры (например, прямоугольник, трапеция, прямоугольный треугольник) или путем разбивки такого объекта на простейшие геометрические фигуры и суммирования площадей таких фигур.

3. Значение площади здания, сооружения, помещения определяется в квадратных метрах с округлением до 0,1 квадратного метра, а значения измеренных расстояний, применяемые для определения площадей, — в метрах с округлением до 0,01 метра.

4. Для помещений в зданиях, сооружениях, возведенных по типовым проектам из сборных конструкций заводского изготовления с типовой планировкой на этажах, допускается производить определение площадей по подвальному, первому и типовому этажу. Для последующих этажей площадь принимается по типовому, за исключением помещений, в которых имеются изменения планировки.

5. Площадь нежилого здания, сооружения определяется как сумма площадей всех надземных и подземных этажей (включая технический, мансардный, цокольный и иные), а также эксплуатируемой кровли.

В площадь нежилого здания, сооружения включается площадь антресолей, галерей и балконов зрительных и других залов, веранд, наружных застекленных лоджий, галерей, переходов в другие здания, тоннелей, всех ярусов внутренних этажерок, рамп, открытых неотапливаемых планировочных элементов нежилого здания, сооружения (включая площадь эксплуатируемой кровли, открытых наружных галерей, открытых лоджий).

В площадь нежилого здания, сооружения не включаются площади подполья для проветривания нежилого здания, сооружения на вечномерзлых грунтах, чердака, технического подполья (в котором не требуются проходы для обслуживания коммуникаций) при высоте от пола до низа выступающих конструкций (несущих и вспомогательных) менее 1,8 метра, наружных тамбуров, наружных балконов, портиков, крылец, наружных открытых лестниц и пандусов, в подвальных этажах — пространства между строительными конструкциями, засыпанные землей, над подвесными потолками (когда для доступа к коммуникациям не требуется предусматривать проход для обслуживающего персонала), площадок для обслуживания подкрановых путей, кранов, конвейеров, монорельсов и светильников.

6. Площадь этажа нежилого здания, сооружения определяется в пределах внутренних поверхностей наружных стен. Площадь мансардного этажа нежилого здания, сооружения определяется в пределах внутренних поверхностей наружных стен и стен мансарды, смежных с пазухами чердака, с учетом пункта 11 настоящих Требований. Площадь эксплуатируемой кровли нежилого здания, сооружения определяется в пределах внутренних поверхностей ограждений по периметру эксплуатируемой кровли.

В площадь этажа включаются в одноэтажном нежилом здании, сооружении — площадь ярусов этажерок и антресолей, в многоэтажном нежилом здании, сооружении — площадь ярусов этажерок и антресолей в пределах расстояния по высоте между отметками ярусов этажерок и антресолей площадью на каждой отметке более 40% площади пола этажа.

В площадь этажа нежилого здания, сооружения в пределах пожарного отсека не включаются наружные рампы для автомобильного и железнодорожного транспорта.

Площадь многосветных помещений, а также пространство между лестничными маршами более ширины марша и проемы в перекрытиях более 36 квадратных метров включаются в площадь нижнего этажа нежилого здания, сооружения.

Расстояния, применяемые для определения площади этажа, измеряются на высоте 1,1 — 1,3 метра от пола, при наклонных наружных стенах — на уровне пола.

7. Площадь застройки сооружения определяется как площадь проекции внешних границ ограждающих конструкций (стен) сооружения на горизонтальную плоскость, проходящую на уровне примыкания сооружения к поверхности земли, включая выступающие части (входные площадки и ступени, крыльца, веранды, террасы, приямки, входы в подвал). В площадь застройки включается площадь под сооружением, расположенным на столбах, арки, проезды под сооружением, части сооружения, консольно выступающие за плоскость стены на высоте менее 4,5 метра, а также подземные выступающие конструктивные элементы сооружения.

8. Площадь жилого здания определяется как сумма площадей этажей жилого здания.

В площадь жилого здания включаются площади ниш высотой 2 метра и более, арочных проемов шириной 2 метра и более, пола под маршем внутриквартирной лестницы при высоте от пола до низа выступающих конструкций марша 1,6 метра и более.

В площадь жилого здания не включаются площади подполья для проветривания жилого здания, неэксплуатируемого чердака, технического подполья, технического чердака, внеквартирных инженерных коммуникаций с вертикальной (в каналах, шахтах) и горизонтальной (в межэтажном пространстве) разводкой, тамбуров, портиков, крылец, наружных открытых лестниц и пандусов, а также площадь, занятая выступающими конструктивными элементами и отопительными печами, и площадь, находящуюся в пределах дверного проема.

Эксплуатируемая кровля при подсчете площади жилого здания приравнивается к площади террас.

9. Площадь этажа жилого здания определяется в пределах внутренних поверхностей наружных стен.

В площадь этажа включаются площади балконов, лоджий, террас и веранд, а также лестничных площадок и ступеней с учетом их площади в уровне данного этажа.

Площадь проемов для лифтовых и других шахт включается в площадь нижнего этажа жилого здания.

Расстояния, применяемые для определения площади этажа, измеряются на высоте 1,1-1,3 метра от пола, при наклонных наружных стенах — на уровне пола.

Площадь мансардного этажа жилого здания определяется в пределах внутренних поверхностей наружных стен и стен мансарды, смежных с пазухами чердака с учетом пункта 13 настоящих Требований. Площадь эксплуатируемой кровли жилого здания определяется в пределах внутренних поверхностей ограждений по периметру эксплуатируемой кровли.

10. Площадь нежилого помещения определяется как сумма площадей всех частей такого помещения, рассчитанных по их размерам, измеряемым между поверхностями стен и перегородок на высоте 1,1-1,3 метра от пола.

11. Расстояния, применяемые для определения площади нежилого помещения мансардного этажа, измеряются на высоте наклонного потолка (стены):

1,5 метра — при наклоне 30 градусов к горизонту;

1,1 метра — при 45 градусах;

0,5 метра — при 60 градусах и более.

При промежуточных значениях высота определяется по интерполяции.

12. Площадь жилого помещения (квартира, комната) состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас, эксплуатируемой кровли.

К площади помещений вспомогательного использования относятся площади кухонь, коридоров, ванн, санузлов, встроенных шкафов, кладовых, а также площадь, занятая внутриквартирной лестницей, и иные.

В площадь жилого помещения включаются площади ниш высотой 2 метра и более, арочных проемов шириной 2 метра и более, пола под маршем внутриквартирной лестницы при высоте от пола до низа выступающих конструкций марша 1,6 метра и более.

В площадь жилого помещения не включаются площадь, занятая выступающими конструктивными элементами и отопительными печами, а также площадь, находящаяся в пределах дверного проема.

13. Расстояния, применяемые для определения площади жилого помещения, измеряются по всему периметру стен на высоте 1,1 — 1,3 метра от пола.

Расстояния, применяемые для определения площади жилого помещения мансардного этажа, измеряются на высоте наклонного потолка (стены):

1,5 метра — при наклоне 30 градусов к горизонту;

Это интересно:  Патент для разносной торговли

1,1 метра — при 45 градусах;

0,5 метра — при 60 градусах и более.

При промежуточных значениях высота определяется по интерполяции.

Обзор документа

Установлены требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, а также контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке.

Определено, что характерной точкой границы земельного участка является точка изменения описания границы и деления ее на части. Положение на местности характерных точек описывается их плоскими прямоугольными координатами. Последние вычислены в системе координат, установленной для ведения госкадастра недвижимости.

Они определяются геодезическим методом, методом спутниковых геодезических измерений, фотограмметрическим, картометрическим, аналитическим.

Для оценки точности определения координат рассчитывается средняя квадратическая погрешность. Приведена ее формула. По геодезическому методу и методу спутниковых геодезических измерений такая погрешность вычисляется с использованием программного обеспечения, а также по указанной формуле. По фотограмметрическому методу величина погрешности принимается равной 0,0005 м в масштабе аэроснимка, а по картометрическому методу — равной 0,0005 м в масштабе карты (плана).

Приведены значения точности определения координат характерных точек границ земельных участков. Так, самая низкая погрешность определена для участков населенных пунктов (0,1 м), самая высокая — участков лесных фондов (5 м).

Закреплены требования к определению площади здания, сооружения или помещения. Она определяется как площадь простейшей геометрической фигуры или путем разбивки объекта на простейшие фигуры и суммирования их площадей. Значение площади определяется в квадратных метрах с округлением до 0,1 кв. м.

Приказ вступает с 1 января 2017 г.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Инвентаризация материальных ценностей

23.10.2010 вступил в силу Приказ Министерства финансов Украины и Государственного казначейства Украины от 02.09.2010 №311 относительно инвентаризации материальных ценностей.

Приказ Министерства Финансов Украины, Государственного казначейства Украины от 02.09.2010 № 311 ”О внесении изменений в Инструкцию по инвентаризации материальных ценностей, расчетов и других статей баланса бюджетных учреждений”.

Зарегистрирован в Министерстве
юстиции Украины
12 октября 2010
за № 913/18208

Согласно статье 112 Бюджетного кодекса Украины, статей 6 и 10 Закона Украины “О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине”, Положением о Государственном казначействе Украины, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 21.12.2005 N 1232, и с целью установления единых требований к порядку проведения бюджетными учреждениями и организациями инвентаризации материальных ценностей приказ, приказываю:

1. Внести в Инструкцию по инвентаризации материальных ценностей, расчетов и других статей баланса бюджетных учреждений, утвержденной приказом Главного управления Государственного казначейства Украины от 30.10.98 N 90 (z0728-98), зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 16.11.98 за N 728/3168 (с изменениями), следующие изменения:

1.1. В разделе 1:
пункт 1.4 дополнить новым абзацем следующего содержания:
“Выявление товарно-материальных ценностей, устаревшие или частично потеряли свое потребительское качество”;
в подпункте 1.5.3 пункта 1.5 слова “один раз в пять лет” заменить словами и цифрами “ по решению руководителя учреждения один раз в пять лет или в течение пяти лет с охватом инвентаризацией ежегодно не менее 20 процентов единиц библиотечного фонда с обязательным завершением начатой инвентаризации этого имущества в структурном подразделении (у материально ответственного лица) в течение тридцати дней “;
второе предложение пункта 1.20 изложить в следующей редакции:
“ Реализация материальных ценностей осуществляется в соответствии с законодательством Украины. ”

1.2. Второе предложение пункта 2.8 раздела 2 изложить в следующей редакции:
“ Списание таких объектов производится в порядке, установленном законодательством Украины .”

1.3. Раздел 13 дополнить новым пунктом следующего содержания:
“13.5 При инвентаризации библиотечных фондов инвентаризационной комиссией определяется способ проведения инвентаризации; выявляются ошибки, допущенные при шифровании документов, расстановке фонда, оформлении выдачи документов пользователям, а также устанавливается задолженность пользователей перед библиотекой, оказываются дублетные документы, документы, не соответствующие профилю комплектования фонда подразделения или библиотеки в целом, и документы, требующие ремонта, оправы т.д.
В случае установления факта отсутствия документа проводится его розыск в срок, определенный правилами пользования библиотекой относительно пользования документом читателем, но не более тридцати дней “.

1.4. Первое предложение пункта 16.4 раздела 16 изложить в следующей редакции:
“16.4. Срок хранения документов по инвентаризации (инвентарные описи, сравнительные сведения, акты, протоколы инвентаризационных комиссий) в учреждениях составляет три года при условии завершения ревизий согласно Перечню типовых документов, образующихся в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, других предприятий, учреждений и организаций, с указанием сроков хранения документов, утвержденным приказом Главного архивного управления при Кабинете Министров Украины от 20.07.98 N 41, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 17.09.98 за N 576/3016. ” .

2. Органам Государственного казначейства Украины этот приказ довести до сведения учреждений, которые ими обслуживаются.

3. Департамента методологии по обслуживанию бюджетов, бухгалтерского учета и отчетности и Юридическому департаменту обеспечить предоставление этого приказа на государственную регистрацию в Министерство юстиции Украины.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей председателя Государственного казначейства Украины в соответствии с распределением обязанностей.

5. Настоящий приказ вступает в силу через 10 дней после государственной регистрации в Министерстве юстиции Украины.
Председатель С. И. Харченко

Приказ 90
О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии

Купить Приказ 90 — официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку «Купить» и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО «ЦНТИ Нормоконтроль».

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Приказ применяется в части определения медицинских противопоказаний при допуске к работе с вредными факторами, состава специалистов и объема лабораторных исследований, необходимых при проведении осмотров, а также утвержденного им списка профессиональных заболеваний

Согласно письму Минюста РФ от 30 декабря 1996 г. № 07-02-1376-96 приказ не нуждается в государственной регистрации.

Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 13 января 2005 г. № 0100/63-05-32 Приказ применяется в части определения медицинских противопоказаний при допуске к работе с вредными факторами, состава специалистов и объема лабораторных исследований, необходимых при проведении осмотров, а также утвержденного им списка профессиональных заболеваний.

Документ утратил силу с 1 января 2012 г. согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»

Приложение 1 Временный перечень вредных, опасных веществ и производственных факторов, при работе с которыми обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры работников, медицинских противопоказаний, а также врачей-специалистов, участвующих в проведении этих медицинских осмотров и необходимых лабораторных и функциональных исследований

Приложение 2 Временный перечень работ, при выполнении которых обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры работников, врачей-специалистов, участвующих в проведении этих медицинских осмотров, необходимых лабораторных и функциональных исследований, медицинских противопоказаний к допуску на работу

Приложение 3 Положение о проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников

Приложение 4 Перечень общих медицинских противопоказаний к допуску в контакте с вредными, опасными веществами и производственными факторами, а также на работы в соответствии с приложениями № 1 и № 2

Приложение 5 Список профессиональных заболеваний

Приложение Инструкция по применению Списка профессиональных заболеваний

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ УКРАИНЫ

ПРИКАЗ

Зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины
30 октября 2014 г. за N 1365/26142

Об утверждении Положения об инвентаризации активов и обязательств

С изменениями и дополнениями, внесенными
приказами Министерства финансов Украины
от 19 декабря 2014 года N 1214,
от 17 сентября 2015 года N 784,
от 4 октября 2016 года N 868

В соответствии с Порядком представления финансовой отчетности, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 28 февраля 2000 года N 419,

1. Утвердить Положение об инвентаризации активов и обязательств, которое прилагается.

2. Признать утратившими силу приказ Министерства финансов Украины от 11 августа 1994 года N 69 «Об Инструкции по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 26 августа 1994 года за N 202/412 (с изменениями), и приказ Главного управления Государственного казначейства Украины от 30 октября 1998 года N 90 «Об утверждении Инструкции по инвентаризации материальных ценностей, расчетов и других статей баланса бюджетных учреждений», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 16 ноября 1998 года за N 728/3168 (с изменениями).

3. Департаменту налоговой, таможенной политики и методологии бухгалтерского учета (Чмерук Н. А.) в установленном порядке обеспечить:

предоставление этого приказа на государственную регистрацию в Министерство юстиции Украины;

обнародование этого приказа.

4. Этот приказ вступает в силу с 01 января 2015 года.

5. Контроль за исполнением этого приказа возложить на заместителя Министра Фудашкина Д. А.

УТВЕРЖДЕНО
Приказ Министерства финансов Украины
02 сентября 2014 года N 879

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции Украины
30 октября 2014 г. за N 1365/26142

Положение
об инвентаризации активов и обязательств

I. Общие положения

1. Данное Положение определяет порядок проведения инвентаризации активов и обязательств и оформление его результатов.

2. Данное Положение применяется юридическими лицами, созданными согласно законодательству Украины, независимо от них организационно-правовых форм и форм собственности, а также представительствами иностранных субъектов хозяйственной деятельности (далее — предприятия).

(пункт 2 раздела І с изменениями, внесенными согласно приказу
Министерства финансов Украины от 19.12.2014 г. N 1214)

3. Термины в данном Положении применяются в значениях, определенных Бюджетным кодексом Украины, Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета, национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета в государственном секторе и международными стандартами финансовой отчетности (далее — международные стандарты).

4. Проведение инвентаризации обеспечивается владельцем (владельцами) или уполномоченным органом (должностным лицом), осуществляющим руководство предприятием в соответствии с законодательством и учредительными документами (далее — руководитель предприятия), который создает необходимые условия для ее проведения, определяет объекты, периодичность и сроки проведения инвентаризации, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. В этих случаях определенные на предприятии сроки проведения инвентаризации не могут превышать сроков, определенных данным Положением.

5. Инвентаризация проводится с целью обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятия. При инвентаризации активов и обязательств проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние, соответствие критериям признания и оценка. При этом обеспечивается:

выявление фактического наличия активов и проверка полноты отражения обязательств, средств целевого финансирования, расходов будущих периодов;

установление излишка или недостачи активов путем сопоставления фактического их наличия с данными бухгалтерского учета;

выявление активов, которые частично утратили свое первоначальное качество и потребительское свойство, устаревших, а также материальных и нематериальных активов, которые не используются, неиспользованных сумм обеспечения;

выявление активов и обязательств, не соответствующих критериям признания.

6. Сплошной инвентаризацией охватываются все виды обязательств и все активы предприятия независимо от их местонахождения, в том числе предметы, переданные в аренду, лизинг или находящиеся на реконструкции, модернизации, консервации, в ремонте, запасе или резерве независимо от технического состояния. Также инвентаризации подлежат активы и обязательства, которые учитываются на внебалансовых счетах, в частности ценности, не принадлежащие предприятию, но временно находящиеся в его пользовании, распоряжении или на хранении (объекты оперативной (операционной) аренды основных средств, материальные ценности на ответственном хранении, переработке, комиссии, монтаже), условные активы и обязательства (непредвиденные активы и обязательства) предприятия (залоги, гарантии, обязательства, прочее), бланки документов строгой отчетности, другие активы.

7. Проведение инвентаризации обязательно:

перед составлением годовой финансовой отчетности в объеме, определенном пунктом 6 этого раздела, с учетом особенностей проведения инвентаризации и в сроки, определенные пунктом 10 этого раздела;

(абзац второй пункта 7 раздела І с изменениями, внесенными согласно
приказу Министерства финансов Украины от 19.12.2014 г. N 1214)

в случае передачи имущества государственного предприятия или бюджетного учреждения в аренду, приватизации имущества государственного предприятия, преобразовании государственного предприятия, передачи государственного предприятия (его структурных подразделений) или бюджетного учреждения в сферу управления другого органа управления (на дату передачи), кроме передачи в пределах одного органа управления, в других случаях, определенных законодательством;

в случае смены материально ответственных лиц, а также в случае изменения руководителя коллектива (бригадира), выбытия из коллектива (бригады) более половины его членов или по требованию хотя бы одного члена коллектива (бригады) при коллективной (бригадной) материальной ответственности (в день приема-передачи дел) в объеме активов, находящихся на ответственном хранении;

в случае установления фактов краж или злоупотреблений, порчи ценностей (на день установления таких фактов) в объеме, определенном руководителем предприятия;

по решению суда или на основании надлежащим образом оформленного документа органа, который в соответствии с законом имеет право требовать проведения такой инвентаризации. В этих случаях инвентаризация должна начаться в срок и в объеме, указанных в должным образом оформленном документе этих органов, но не ранее дня получения предприятием соответствующего документа;

в случае техногенных аварий, пожара или стихийного бедствия (на день после окончания явлений) в объеме, определенном руководителем предприятия;

в случае прекращения предприятия в объеме, определенном пунктом 6 этого раздела;

в случае перехода на составление финансовой отчетности по международным стандартам (на дату такого перехода);

в других случаях, предусмотренных законодательством.

8. Предприятия, находящиеся на временно оккупированной территории и/или на территории проведения антитеррористической операции (или их структурные подразделения (обособленное имущество) находящееся на указанных территориях), проводят инвентаризацию в случаях, обязательных для ее проведения, тогда, когда станет возможным обеспечить безопасный и беспрепятственный доступ уполномоченных лиц к активам, первичным документам и регистрам бухгалтерского учета, в которых отображены обязательства и собственный капитал этих предприятий.

Указанные предприятия обязаны провести инвентаризацию по состоянию на 01 число месяца, наступающего за месяцем, в котором исчезли препятствия доступа к активам, первичным документам и регистрам бухгалтерского учета, и отобразить результаты инвентаризации в бухгалтерском учете соответствующего отчетного периода.

(раздел І дополнен новым пунктом 8 согласно приказу
Министерства финансов Украины от 19.12.2014 г. N 1214,
в связи с этим пункты 8 — 10 считать соответственно пунктами 9 — 11)

9. В случае получения отказа поставщика удовлетворить претензию относительно недогрузки товаров или получения от покупателя претензии относительно недогрузки товаров проводится выборочная инвентаризация тех товаров, на которые заявлены указанные претензии.

10. Инвентаризация активов и обязательств перед составлением годовой финансовой отчетности проводится до даты баланса в период:

трех месяцев для необоротных активов (кроме незавершенных капитальных инвестиций, объектов основных средств, которые на момент инвентаризации будут находиться вне предприятия, в частности автомобилей, морских и речных судов, которые отправятся в длительные рейсы и т.д.), запасов (кроме незавершенного производства и полуфабрикатов, других материальных ценностей, которые на момент инвентаризации будут находиться вне предприятия), текущих биологических активов, дебиторской и кредиторской задолженностей, расходов и доходов будущих периодов, обязательств (кроме неиспользованного обеспечения, расчетов с бюджетом и по отчислениям на общеобязательное государственное социальное страхование);

двух месяцев для незавершенных капитальных инвестиций, незавершенного производства, полуфабрикатов, финансовых инвестиций, денежных средств, средств целевого финансирования, обязательств в части неиспользованного обеспечения, расчетов с бюджетом и по отчислениям на общеобязательное государственное социальное страхование;

до временного выбытия с предприятия объектов основных средств, в частности автомобилей, морских и речных судов, отправяющихся в длительные рейсы, других материальных ценностей, которые на дату инвентаризации будут находиться вне предприятия.

При этом инвентаризация земельных участков, зданий, сооружений и других недвижимых объектов может проводиться один раз в три года (кроме недвижимого имущества государственных предприятий, их объединений, учреждений и организаций, в том числе переданного в аренду, концессию, и государственного имущества, не вошедшего в уставный капитал хозяйственных организаций, образованных в процессе приватизации и корпоратизации, инвентаризация которых производится в соответствии с требованиями законодательства относительно инвентаризации объектов государственной собственности).

По решению руководителя предприятия инвентаризация инструментов, приборов, инвентаря (мебели) может проводиться ежегодно в объеме не менее 30 процентов всех указанных объектов с обязательным охватом инвентаризацией всех инструментов, приборов, инвентаря (мебели) в течение трех лет.

Инвентаризация музейных ценностей проводится в соответствии со сроками, установленными центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование и обеспечение реализации государственной политики в сферах культуры и искусств, охраны культурного наследия, вывоза, ввоза и возвращения культурных ценностей.

Инвентаризация библиотечных фондов по решению руководителя предприятия по установленному им графику может проводится в течение года. Инвентаризация книжных памяток проводится ежегодно. При наличии объема библиотечных фондов от 100 до 500 тыс. единиц инвентаризация может проводиться в течение пяти лет с охватом ежегодно не менее 20 процентов единиц, а более 500 тыс. единиц — в течение десяти лет с охватом ежегодно не менее 10 процентов единиц.

Абзац девятый пункта 10 раздела І исключен

(согласно приказу Министерства
финансов Украины от 17.09.2015 г. N 784,
в связи с этим абзац десятый считать абзацем девятым)

Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащихся в приборах, оборудовании и других изделиях, осуществляется одновременно с инвентаризацией этих активов.

11. Инвентаризация имущества государственных предприятий, которые приватизируются (корпоратизируются), а также имущества государственных предприятий и организаций, передающегося в аренду (возвращающегося после окончания срока действия договора аренды или его расторжения), и оформление ее результатов проводятся в соответствии с Положением об инвентаризации имущества государственных предприятий, которое приватизируется (корпоратизируется), а также имущества государственных предприятий и организаций, передающегося в аренду (возвращающегося после окончания срока действия договора аренды или его расторжения), утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 2 марта 1993 года N 158.

Это интересно:  Льготы детей ликвидаторов чаэс

Инвентаризация объектов государственной собственности проводится в соответствии с Методикой проведения инвентаризации объектов государственной собственности, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 30 ноября 2005 года N 1121.

II. Организация и основные правила проведения инвентаризации

1. Для проведения инвентаризации на предприятии распорядительным документом руководителя предприятия создается инвентаризационная комиссия из представителей аппарата управления предприятия, бухгалтерской службы (представителей аудиторской фирмы, централизованной бухгалтерии, субъекта предпринимательской деятельности — физического лица, осуществляющего ведение бухгалтерского учета на предприятии на договорных началах) и опытных работников предприятия, знающих объект инвентаризации, цены и первичный учет (инженеры, технологи, механики, исполнители работ, товароведы, экономисты, бухгалтеры). Инвентаризационную комиссию возглавляет руководитель предприятия (его заместитель) или руководитель структурного подразделения предприятия, уполномоченный руководителем предприятия.

В тех случаях, когда бухгалтерский учет ведется непосредственно руководителем предприятия, инвентаризационную комиссию возглавляет руководитель предприятия самостоятельно.

По решению руководителя предприятия в состав инвентаризационной комиссии могут быть включены члены ревизионной комиссии хозяйственного общества.

(абзац третий пункта 1 раздела ІІ с изменениями, внесенными согласно
приказу Министерства финансов Украины от 04.10.2016 г. N 868)

В случае проведения инвентаризации по судебному решению или на основании надлежащим образом оформленного документа органа, который в соответствии с законом имеет право требовать проведения такой инвентаризации, должностные лица соответствующего органа (с их согласия) могут присутствовать при проведении инвентаризации.

Инвентаризация проводится полным составом инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии) и в присутствии материально ответственного лица.

2. На предприятии, где из-за большого объема работ проведение инвентаризации не может быть обеспечено одной комиссией, для непосредственного проведения инвентаризации в местах хранения и производства распорядительным документом руководителя предприятия создаются рабочие инвентаризационные комиссии.

2.1. В состав рабочих инвентаризационных комиссий включаются представители аппарата управления, бухгалтерской службы и опытные работники предприятия, знающие объект инвентаризации, цены и первичный учет (инженеры, технологи, механики, исполнители работ, товароведы, экономисты, бухгалтеры).

2.2. В состав рабочих инвентаризационных комиссий могут быть включены члены инвентаризационной комиссии.

2.3. Председатель и состав рабочих инвентаризационных комиссий утверждаются распорядительным документом руководителя предприятия.

2.4. Запрещается назначать председателем рабочей инвентаризационной комиссии для проверки активов, находящихся на ответственном хранении у тех же материально ответственных лиц, одного и того же работника два года подряд.

Материально ответственные лица не включаются в состав рабочей инвентаризационной комиссии для проверки активов, находящихся у них на ответственном хранении.

2.5. В случае создания рабочих инвентаризационных комиссий инвентаризационная комиссия:

организует проведение инвентаризаций и осуществляет инструктаж членов рабочих инвентаризационных комиссий;

осуществляет контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций, а также выборочные инвентаризации активов и обязательств по решению руководителя предприятия;

проверяет правильность определения инвентаризационных разниц, обоснованность предложений относительно зачетов пересортицы ценностей во всех местах их хранения;

при установлении серьезных нарушений правил проведения инвентаризации и в других случаях проводит по решению руководителя предприятия повторную инвентаризацию;

рассматривает причины выявленных недостач и потерь от порчи активов, формирует предложения относительно зачета вследствие пересортицы, списание недостач в пределах норм естественной убыли, а также сверхнормативных недостач и потерь от порчи ценностей с указанием причин и принятых мер относительно предотвращения таких потерь и недостач и отражает соответствующую информацию в протоколе.

Рабочие инвентаризационные комиссии:

осуществляют инвентаризацию активов в местах хранения и производства;

вместе с бухгалтерской службой участвуют в определении результатов инвентаризации и разрабатывают предложения относительно зачета недостач и излишков по пересортице, а также списанию недостач в пределах норм естественной убыли;

оформляют протокол, в котором приводится информация, требующаяся при составлении протокола инвентаризационной комиссии.

3. Объекты, периодичность и сроки проведения инвентаризации в отчетном году утверждаются распорядительным документом руководителя предприятия.

4. Председатель и члены инвентаризационной комиссии (рабочих инвентаризационных комиссий) обеспечивают соблюдение правил проведения инвентаризаций, полноту и точность внесения в инвентаризационные описи (акты инвентаризации) данных о фактических остатках активов и полноту отражения обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.

5. До начала проверки фактического наличия активов:

проверяется исправность всех весоизмерительных приборов;

завершается обработка всех документов относительно движения активов и формируются последние на момент инвентаризации реестры приходных и расходных документов или отчеты о движении активов;

определяются остатки на дату инвентаризации;

активы группируются, рассортировываются и раскладываются по названиям, сортам, размерам в порядке, удобном для подсчета (в случае проведения внезапных инвентаризаций это делается в присутствии инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии)).

6. Председатель инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии) визирует все приходные и расходные документы, которые прилагаются к реестрам (отчетам), с указанием «До инвентаризации на (дата)». Для бухгалтерской службы эти документы являются основанием для определения остатков активов на начало инвентаризации по данным учета.

Материально ответственные лица дают в инвентаризационной описи расписки о том, что до начала инвентаризации все приходные и расходные документы на активы сданы в бухгалтерию, что все ценности, поступившие под их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны.

7. Наличие активов при инвентаризации устанавливается путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера. Перевес, обмер, подсчет проводятся в порядке размещения активов в помещении, где они хранятся. Определение веса (объема) навалочных материалов может проводиться на основе обмеров и технических расчетов. Акты обмеров и расчеты прилагаются к инвентаризационной описи.

8. Если инвентаризация активов в помещении, где они хранятся, не закончена в течение одного дня, она должна быть закончена в течение следующих дней. После того, как инвентаризационная комиссия (рабочая инвентаризационная комиссия) оставила это помещение, председатель инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии) опечатывает его пломбиратором. Во время перерыва в работе инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии) инвентаризационные описи должны храниться в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

В случае хранения активов в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение опечатывается пломбиратором.

9. На приходных документах на активы, поступившие в места хранения активов до передачи их в эксплуатацию или использование (далее — склад) при инвентаризации, материально ответственным лицом в присутствии членов инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии) делается отметка «после инвентаризации». На расходных документах об активах, которые отпущены со склада во время инвентаризации, с разрешения руководителя предприятия в присутствии членов инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии) делается отметка «после инвентаризации» со ссылкой на дату инвентаризационной описи, где записаны эти активы, или они заносятся в отдельную инвентаризационную опись, если еще не были внесены в инвентаризационную опись.

10. На активы, находящиеся в дороге, не оплаченную в срок покупателями отгруженную продукцию (товары) и на те активы, которые находятся на складах других предприятий (на ответственном хранении, на комиссии, в переработке), составляются отдельные инвентаризационные описи.

11. Бюджетные учреждения на активы, которые им не принадлежат, но находятся в их распоряжении, также составляют отдельные описи с распределением: на арендованные, принятые на ответственное хранение, комиссию, переработку и т. п.

12. Если материально ответственные лица обнаружат после инвентаризации ошибки в инвентаризационных описях, они должны немедленно (до открытия склада) заявить об этом инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии), которая после проверки указанных фактов и их подтверждения производит исправление ошибок.

13. По окончании инвентаризации, проведенной рабочими инвентаризационными комиссиями, инвентаризационной комиссией с участием членов рабочих инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц могут проводиться контрольные проверки, но обязательно до открытия склада, где проводилась инвентаризация. При этом проверяются по инвентаризационной описи наиболее существенные по стоимости активы и пользующиеся повышенным спросом.

В случае выявления значительных расхождений между данными инвентаризационной описи и данными контрольной проверки назначается новый состав рабочей инвентаризационной комиссии для проведения повторной инвентаризации.

14. Инвентаризационные описи, акты инвентаризации, сличительные ведомости оформляются в соответствии с требованиями, установленными Положением о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 24 мая 1995 года N 88, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 5 июня 1995 года за N 168/704 (с изменениями), для первичных документов с учетом обязательных реквизитов и требований, предусмотренных данным Положением. Материалы инвентаризации могут быть заполнены как рукописным способом, так и с помощью электронных средств обработки информации.

Учреждения сведения о результатах проведенных инвентаризаций оформляют по формам, определенным законодательством.

15. Инвентаризационные описи применяются для фиксирования наличия, состояния и оценки активов предприятия и тех активов, которые принадлежат другим предприятиям и учитываются вне баланса. В акте инвентаризации фиксируются наличие наличности, денежных документов, бланков документов строгой отчетности, финансовых инвестиций, а также полнота отражения денежных средств на счетах в банке (регистрационных счетах), дебиторской и кредиторской задолженностей, обязательств, средств целевого финансирования, расходов и доходов будущих периодов, обеспечений (резервов), которые создаются в соответствии с требованиями национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета, национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета в государственном секторе, международных стандартов и других актов законодательства.

16. В инвентаризационной описи активы приводятся по наименованиям в количественных единицах измерения, принятых в учете отдельно по местонахождению таких ценностей и лицами, ответственными за их хранение, с возможным выделением по субсчетам и номенклатуре.

На каждой странице инвентаризационной описи указывается словами число порядковых номеров активов и общее количество в натуральных измерениях всех активов, записанных на этой странице, независимо от того, в каких единицах измерения (штуках, метрах, килограммах и т.д.) они отражены.

Акты инвентаризации заполняются с учетом объектов инвентаризации, при этом должны быть обеспечены их идентификация и сопоставление с данными бухгалтерского учета.

17. В инвентаризационных описях (актах инвентаризации) помарок и подчисток не допускается. Исправление ошибок должно делаться во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и написания над ними правильных. Исправления должны быть подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии) и материально ответственными лицами.

В инвентаризационных описях (актах инвентаризации) записи делаются последовательно в каждой строке на отдельном листе (кроме последнего), должны быть заполнены все строки. На последних листах инвентаризационной описи (акта инвентаризации) незаполненные строки прочеркиваются.

18. Инвентаризационные описи (акты инвентаризации) подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии) и материально ответственными лицами. При этом материально ответственные лица дают расписку, в которой подтверждается, что проверка активов состоялась в их присутствии, в связи с чем претензий к членам комиссии они не имеют, и что они принимают на ответственное хранение перечисленные в описи активы. При проведении инвентаризации в случае смены материально ответственного лица и лицо, принимающее активы, дает расписку о получении активов, а то, которое передает, — о передаче активов.

19. По окончании инвентаризации оформленные инвентаризационные описи (акты инвентаризации) сдаются в бухгалтерскую службу для проверки, выявления и отражения в учете результатов инвентаризации. При этом количественные и ценовые показатели по данным бухгалтерского учета проставляются против соответствующих данных инвентаризационной описи и путем сопоставления выявляются расхождения между данными инвентаризации и данными учета. Также бухгалтерская служба предприятия проводит проверку всех подсчетов в инвентаризационных описях (актах инвентаризации). Обнаруженные ошибки в ценах, таксировке и подсчетах должны быть исправлены и заверены подписями всех членов инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии) и материально ответственных лиц.

На последней странице инвентаризационных описей (актов инвентаризации) делается отметка о проверке цен, таксировке и подсчетах результата за подписями лиц, производивших эту проверку.

20. Бухгалтерской службой составляются сверочные сведения активов и обязательств, в которых отражаются расхождения между данными бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей (актов инвентаризации).

Стоимость излишков и недостач ценностей в сличительных ведомостях приводится в соответствии с их оценкой в регистрах бухгалтерского учета.

На активы, принадлежащие другим предприятиям, составляются отдельные сличительные ведомости, копии которых направляются владельцу.

Предприятия могут образовывать уполномоченные комиссии (назначать ответственных лиц) с целью анализа результатов инвентаризации активов и обязательств на предмет их соответствия критериям признания и оценки, требованиям национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета, национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета в государственном секторе, международных стандартов и других актов законодательства.

21. Материалы инвентаризации (описи, акты, сличительные ведомости, протоколы) оформляются не менее чем в двух экземплярах.

22. Министерства, другие центральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции в соответствии с отраслевыми особенностями могут разрабатывать на основе данного Положения методические рекомендации. Предприятия могут определять порядок проведения инвентаризации активов и обязательств и оформление его результатов во внутреннем положении, разработанном в соответствии с данным Положением и другими нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету.

III. Порядок инвентаризации активов и обязательств

1. Инвентаризация основных средств

1.1. До начала инвентаризации проверяются:

наличие и состояние технических паспортов и другой технической документации на основные средства;

наличие документов на основные средства, сданные или принятые предприятием в аренду, на хранение, во временное пользование.

При обнаружении расхождений и неточностей в бухгалтерском учете или технической документации вносятся соответствующие исправления и уточнения.

1.2. Инвентаризационная опись составляется по объектам основных средств или группам и отдельно по каждому материально ответственному лицу.

Однотипные по техническим характеристикам, назначению и условиям использования, одинаковой стоимости объекты основных средств, поступивших одновременно на предприятие и по которым ведется групповой учет, в инвентаризационной описи приводятся по наименованию с указанием количества этих объектов.

В аналогичном порядке могут составляться инвентаризационные описи других необоротных материальных активов с учетом норм этого раздела.

1.3. Основные средства вносятся в инвентаризационную опись по наименованиям в соответствии с основным назначением объекта с указанием инвентарного номера, изготовителя, заводского номера (при его наличии), года выпуска, первоначальной (переоцененной) стоимости, суммы износа, срока полезного использования и других сведений.

Объект, прошедший восстановление, реконструкцию, расширение или переоборудование, вследствие чего изменилось основное его назначение, вносится в инвентаризационную опись под наименованием, соответствующим новому основному назначению.

В случае установления факта неотражения выполненных работ капитального характера (достройка этажей, пристройка новых помещений и т.п.) или частичной ликвидации зданий и сооружений (снос отдельных конструктивных элементов) в бухгалтерском учете предприятия определяется сумма увеличения или уменьшения балансовой стоимости объекта и в описании отражаются данные о произведенных изменениях.

При инвентаризации машин, оборудования и транспортных средств проверяются заводские номера кузова, двигателя, шасси и т. п.

Многолетние насаждения вносятся в инвентаризационную опись по культурам, ботаническим сортам с указанием года закладки, площади, количества деревьев или кустов, по категориям и их балансовой стоимости. Ирригационные и мелиоративные сооружения записываются по виду и роду сооружений с указанием их размеров, года постройки, балансовой стоимости и других сведений, характеризующих их назначение и состояние.

При проведении инвентаризации земельных участков, зданий, сооружений, другой недвижимости, водоемов и других объектов природных ресурсов проверяется наличие документов, подтверждающих право собственности предприятия на эти объекты.

1.4. В случае выявления пригодных для использования объектов основных средств, остаточная стоимость которых равна нулю, инвентаризационная комиссия (рабочая инвентаризационная комиссия) передает соответствующие материалы руководителю предприятия.

1.5. В случае выявления объектов, не находящихся на учете, а также объектов, данные о которых отсутствуют в учете, в инвентаризационную опись недостающие сведения и технические показатели о таких объектах вносятся, например, так: о зданиях — указываются их назначение, основные материалы, из которых они построены, объем (внешний или внутренний обмер), площадь (общая полезная площадь), число этажей, подвалов, полуподвалов, год постройки и т. п.

Оценка выявленных объектов производится по справедливой стоимости.

1.6. Основные средства, ремонтирующиеся на других предприятиях, вносятся в инвентаризационную опись на основании документов о передаче объектов в ремонт.

1.7. Инвентаризационной комиссией (рабочей инвентаризационной комиссией) проверяется правильность присвоения инвентаризационных номеров.

1.8. На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, составляется отдельная инвентаризационная опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, доведших до состояния непригодности эти объекты.

Списание таких объектов производится в порядке, установленном законодательством.

1.9. Допускается составление групповых инвентаризационных описей малоценных необоротных материальных активов, выданных в индивидуальное пользование работникам, с указанием в них ответственных за эти предметы лиц (на которых ведутся личные карточки) с их распиской в инвентаризационной описи.

1.10. Белье, постельные принадлежности, одежда и обувь одного наименования, близкие по размерам, качествам материала и цене, вносятся в инвентаризационную опись суммарно, с указанием количества этих предметов и их номенклатурных номеров.

Предметы спецодежды и столового белья, отправленные в стирку и ремонт, вносятся в инвентаризационную опись на основании сведений-накладных или квитанций поставщика услуг.

1.11. Инвентаризация библиотечных фондов оформляется групповыми инвентаризационными описаниями. Во время ее проведения выявляются ошибки, допущенные при шифровании документов, расстановке фонда, оформлении выдачи документов пользователям, а также устанавливается задолженность пользователей перед библиотекой, выявляются дублетные документы, документы, не соответствующие профилю комплектования фонда подразделения или библиотеки в целом, и документы, требующие ремонта, оправы и тому подобное.

В случае установления факта отсутствия документа проводится его розыск в срок, определенный правилами пользования библиотекой относительно пользования документом читателем, но не более одного года.

2. Инвентаризация нематериальных активов

2.1. При инвентаризации нематериальных активов их наличие устанавливается по документам, которые были основанием для оприходования, или по документам, которыми оформлены имущественные права. Одновременно на основании этих документов проверяется обоснованность их оприходования.

2.2. В инвентаризационную опись вносятся данные о названии нематериального актива, характеристике, назначении, дате приобретения (ввода в эксплуатацию), первоначальной (переоцененной) стоимости, сумме накопленной амортизации, сроке полезного использования, количестве и стоимости объекта или группы объектов нематериальных активов. (Перевод «Профи Винс»). Инвентаризационная опись составляется по объектам нематериальных активов или группам однотипных по назначению и условиям использования объектов нематериальных активов и отдельно по каждому материально ответственному лицу.

Это интересно:  Судебно психологическая экспертиза представляет собой

2.3. В случае выявления излишков объектов нематериальных активов в инвентаризационной описи они вносятся с указанием необходимых данных. Оценка таких объектов производится по справедливой стоимости. Субъекты государственного сектора экономики определяют стоимость объектов прав интеллектуальной собственности, которые находятся в государственной собственности или были созданы (приобретены) за государственные средства в соответствии с законодательством.

3. Инвентаризация незавершенных капитальных инвестиций

3.1. Наличие и объем незавершенных капитальных инвестиций устанавливаются при проведении инвентаризации путем проверки их в натуре.

3.2. В инвентаризационных описях незавершенных капитальных инвестиций указываются наименование объекта, объем выполненных и оплаченных работ по видам, конструктивным элементам, оборудованию.

3.3. На построенные объекты, которые фактически введены в действие полностью или частично, но прием и ввод в действие которых не оформлены надлежащими документами, а также на завершенные, но по каким либо причинам не введенные в действие объекты составляется отдельная инвентаризационная опись, в которой дополнительно указываются причины задержки оформления сдачи в эксплуатацию указанных объектов.

3.4. На объекты, строительство которых приостановлено, а также на проектно-изыскательские работы относительно несостоявшегося строительства, которые должны быть списаны с баланса, составляются отдельные инвентаризационные описи, в которых приводятся данные о характере выполненных работ и их стоимости согласно смете с указанием причин прекращения (несовершения) строительства. Списание таких затрат осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

3.5. При инвентаризации проверяется наличие в составе незавершенных капитальных инвестиций оборудования, переданного для монтажа, который фактически не начат, а также устанавливается состояние законсервированных и временно остановленных строительных объектов, разработок, нематериальных активов, на которые составляется отдельная инвентаризационная опись.

4. Инвентаризация запасов

4.1. Инвентаризация запасов проводится по местам хранения и отдельно по материально ответственным лицам. Материальные запасы при инвентаризации записываются в инвентаризационные описи по наименованиям с указанием номенклатурного номера (при его наличии), вида, группы, сорта, единицы измерения, цены, суммы и количества (счет, вес или мера), фактически установленных на дату инвентаризации, и по данным бухгалтерского учета.

На малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, которые учитываются в оперативном порядке, инвентаризационные описи не составляются, а проверяется фактическое наличие этих предметов у материально ответственных лиц путем сопоставления ведомости оперативного учета. Обнаруженная при этом недостача предметов оформляется актом.

Спецодежда и предметы индивидуального пользования, отправленные в стирку и ремонт, проверяются на основании документов поставщика услуг.

4.2. Инвентаризационная комиссия в присутствии материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие запасов путем их пересчета, перевешивания или перемеривания. Не допускается вносить в инвентаризационные описи данные об остатках активов со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.

Количество запасов, хранящихся в неповрежденной упаковке поставщика, может определяться на основании документов с обязательной проверкой наличия в натуре части указанных ценностей.

4.3. На запасы, находящиеся в дороге, не оплаченную в срок покупателями отгруженную продукцию (товары) и на запасы, находящиеся на складах других предприятий (на ответственном хранении, на комиссии, в переработке), составляется отдельная инвентаризационная опись и проверяется обоснованность сумм, отраженных на счетах бухгалтерского учета. Такие суммы могут быть признаны, если они подтверждены надлежаще оформленными документами, в частности счетами поставщиков, копиями платежных требований (счетов-фактур), предъявленных покупателям, охранными расписками, которые переоформлены на дату проведения инвентаризации или близкую к ней.

4.4. Выявленные при инвентаризации непригодные или испорченные запасы вносятся в отдельную инвентаризационную опись, в которой указываются наименование соответствующих запасов, их количество, причины, степень и характер порчи, предложения относительно их обесценивания, списания или возможности использования этих предметов в хозяйственных целях.

4.5. Тара приводится в инвентаризационной описи по видам, целевому назначению и качественному составу (новая, была в употреблении, такая, что требует ремонта и т.д.). На тару, ставшей непригодной, составляется акт на списание с указанием причин порчи.

4.6. При инвентаризации незавершенного производства в инвентаризационных описях указываются наименование задела, стадия и степень их готовности, количество или объем выполненных работ.

Сырье, материалы и покупные полуфабрикаты, находящиеся возле рабочих мест и не подвергавшиеся обработке, в опись незавершенного производства не включаются, а фиксируются в отдельных инвентаризационных описях.

Количество сырья и материалов, входящих в состав неоднородной массы или смеси в незавершенном производстве, определяется техническими расчетами в порядке, установленном на предприятии, если другое не предусмотрено законодательством.

На незаконченный ремонт зданий, сооружений, машин, оборудования, энергетических установок и других объектов составляется отдельная инвентаризационная опись, в которой указываются: наименование объекта, который ремонтируется, описание и процент выполненных работ.

4.7. Инвентаризация незавершенных научно-исследовательских работ проводится по темам (договорам), при этом устанавливаются:

наличие договора с заказчиком;

правильность отражения фактических расходов по теме и наличие неиспользованных материальных ценностей;

причины значительного или необоснованного отклонения фактических расходов от сметной стоимости;

учет затрат по законченным и уплаченным заказчиком работам.

5. Инвентаризация биологических активов

5.1. Долгосрочные биологические активы растениеводства в инвентаризационную опись вносятся по культурам, ботаническим сортам с указанием года закладки, площади, количества деревьев или кустов, по категориям и их балансовой стоимости.

5.2. Долгосрочные биологические активы животноводства, в частности взрослый продуктивный и рабочий скот, вносятся в инвентаризационные описи с указанием номера скота (бирки), клички, возраста, породы, упитанности, живой массы (веса) (масса (вес) лошадей, мулов не указывается).

Крупный рогатый скот, рабочий скот, свиньи (матки и хряки) и особо ценные экземпляры овец и другого скота вносятся в отдельную инвентаризационную опись.

Другой скот основного стада, учитывающийся в групповом порядке, вносится в инвентаризационные описи по группам согласно возрасту и полу с указанием количества голов и живой массы (веса) по каждой группе.

5.3. Текущие биологические активы животноводства в части молодняка животных на выращивании и животные на откорме вносятся в инвентаризационные описи отдельно с указанием инвентарных номеров, кличек, пола, масти, породы и т. Другие текущие биологические активы животноводства, учитывающиеся в групповом порядке, вносятся в инвентаризационную опись по возрасту и половым группам с указанием количества голов и живой массы в каждой группе.

5.4. Инвентаризационные описи относительно биологических активов животноводства составляются по видам животных отдельно в фермах, цехах, отделениях, бригадах и по материально ответственным лицам.

5.5. Инвентаризация текущих биологических активов растениеводства производится по видам таких активов, при этом проверяются натуральные показатели (площади, засеянные озимыми культурами, количество растений в парниках и теплицах, заложенных садах, ягодниках и виноградниках).

6. Инвентаризация наличных, денежных средств и их эквивалентов, бланков документов строгой отчетности

6.1. Наличие наличности, денежных средств, ценных бумаг, денежных документов (уплаченных санаторно-туристических путевок, почтовых марок и т.п.) и бланков документов строгой отчетности устанавливается инвентаризацией и оформляется актом инвентаризации.

Инвентаризация касс на предприятии проводится в соответствии с Положением о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденным постановлением Правления Национального банка Украины от 15 декабря 2004 года N 637, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 13 января 2005 года за N 40/10320.

В акте инвентаризации наличия наличных указываются фактический остаток и остаток по данным учета и определяется результат инвентаризации.

Сведения о наличности в иностранной валюте вносятся в акт инвентаризации с указанием названия и суммы иностранной валюты, курса Национального банка Украины на начало рабочего дня инвентаризации, суммы иностранной валюты в пересчете на денежную единицу Украины.

В акт инвентаризации денежных документов, бланков документов строгой отчетности вносятся данные о названии, номере, серии и номинальной стоимости.

6.2. При инвентаризации денежных средств, находящихся в пути, сверяются суммы, указанные в счете, с данными квитанций учреждения банка, почтового отделения, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка.

6.3. Инвентаризация средств на расчетных, текущих, валютных, регистрационных и других счетах, на аккредитивах производится путем сверки остатков сумм по данным бухгалтерского учета предприятия с данными выписок банка.

6.4. При инвентаризации ценных бумаг в документарной форме устанавливаются:

наличие ценных бумаг;

правильность их оформления, реальность стоимости отраженных в балансе предприятия ценных бумаг;

полнота и своевременность отражения в бухгалтерском учете доходов от финансовых инвестиций.

Инвентаризация ценных бумаг проводится по отдельным эмитентам с указанием в акте инвентаризации названия, серии, номера, номинальной и балансовой стоимости, сроков их погашения.

6.5. Инвентаризация ценных бумаг в бездокументарной форме, переданных предприятием на хранение депозитарным учреждениям, заключается в сверке остатков, отраженных на соответствующих счетах бухгалтерского учета предприятия, с данными выписок со счетов в ценных бумагах предприятия, выданных депозитарными учреждениями.

6.6. В отдельный акт инвентаризации вносятся данные о долгосрочных и краткосрочных финансовых инвестициях в доли (паи) в уставных капиталах других предприятий. Инвентаризация проводится путем сверки учредительных документов с данными бухгалтерского учета предприятия.

6.7. В акте инвентаризации указываются: название финансовой инвестиции (акции, облигации, доли (паи) и т.д.), название ценных бумаг, которыми оформлены финансовые инвестиции, дата и срок вклада, номер и серия ценных бумаг, название документа, подтверждающего финансовые инвестиции (учредительный договор, другие соглашения, выписки банков, накладные на передачу оборудования и т.д.), сумма, вид вклада.

7. Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженностей

7.1. Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженностей заключается в сверке документов и записей в реестрах учета и проверке обоснованности сумм, отраженных на соответствующих счетах, и оформляется актом инвентаризации.

7.2. При инвентаризации всем дебиторам предприятия-кредиторы должны передать выписки с аналитических счетов об их задолженности, которые предъявляются инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии) для подтверждения реальности задолженности. Предприятия-дебиторы должны подтвердить задолженность или заявить свои возражения.

В отдельных случаях, когда до конца отчетного периода расхождения не устранены или остались невыясненными, расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной в суммах, вытекающих из записей в бухгалтерском учете и признающихся ею правильными.

7.3. Дебиторская и кредиторская задолженности проверяются на соблюдение срока исковой давности, обоснованности сумм, которые учитываются на счетах учета расчетов с покупателями, заказчиками, поставщиками, подрядчиками, полученных и выданных векселей, полученных заемных средств, предоставленных кредитов (займов), с подотчетными лицами, депонентами, прочими дебиторами и кредиторами.

7.4. При инвентаризации расчетов путем документальной проверки устанавливаются:

правильность расчетов с банками, контролирующими органами, другими предприятиями, а также со структурными подразделениями предприятия, выделенными на обособленные балансы;

задолженность подотчетных лиц, а также правильность и обоснованность сумм задолженности по недостачам и хищениям. Инвентаризация задолженности по недостачам и потерям от порчи ценностей заключается в проверке причин, по которым задерживается рассмотрение материалов относительно выявленной недостачи и отнесения ее на виновных лиц или списания в установленном порядке;

правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженностей, в том числе сумм кредиторской и депонентской задолженностей, по которым срок исковой давности истек;

реальность задолженности работникам по оплате труда и гражданам (непосредственно или через работодателей) по социальным выплатам, определенным законодательством, а также по безналичным расчетам по этим выплатам.

7.5. В акте инвентаризации указываются наименование проинвентаризованных субсчетов и суммы выявленной несогласованной дебиторской и кредиторской задолженностей, безнадежных долгов и кредиторской и дебиторской задолженностей, по которым срок исковой давности истек.

К акту инвентаризации расчетов прилагается справка о дебиторской и кредиторской задолженности, по которым срок исковой давности истек, с указанием наименования и местонахождения таких дебиторов или кредиторов, суммы, причины, даты и основания возникновения задолженности (для бюджетных учреждений — письма в учреждения высшего уровня по поводу выделения средств для погашения такой задолженности).

В акте инвентаризации расчетов по возмещению материального ущерба указываются фамилия должника, за что и когда возник долг, дата принятия судебного решения или другого органа (добровольного согласия должника) о возмещении суммы материального ущерба, а если такое решение не принято, то указываются дата предъявленного предприятием иска и сумма задолженности на дату инвентаризации.

Отдельно составляется акт инвентаризации кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек и планируемой к списанию. В бюджетных учреждениях такой акт утверждается руководителем бюджетного учреждения.

7.6. Инвентаризация средств целевого финансирования заключается в проверке обоснованности их остатка путем сопоставления данных о поступлении на предприятие средств целевого финансирования и их использования в соответствии с их целевым назначением.

8. Инвентаризация расходов и доходов будущих периодов, обеспечений и резервов

8.1. При инвентаризации обеспечений проверяются их правильность и обоснованность, создаваемых на: выплату отпусков работникам; дополнительное пенсионное обеспечение; выполнение гарантийных обязательств; реструктуризацию, выполнение обязательств при прекращении деятельности; выполнение обязательств по обременительным контрактам и другие цели, предусмотренные национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета, национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета в государственном секторе, международными стандартами и другими актами законодательства.

8.2. Остаток обеспечения на выплату отпусков, в том числе отчисления на общеобязательное государственное социальное страхование из этих сумм, по состоянию на конец отчетного года определяется по расчету, основанному на количестве дней неиспользованного работниками предприятия ежегодного отпуска и среднедневной оплате труда работников. Среднедневная оплата труда определяется в соответствии с законодательством.

8.3. При инвентаризации обеспечения на выплату предусмотренного законодательством вознаграждения за выслугу лет, в том числе отчислений на государственное социальное страхование из этих сумм, уточняется размер обеспечения, который не должен превышать суммы начисленного вознаграждения и подлежит отнесению на расходы.

8.4. Инвентаризация страхового резерва небанковского финансового учреждения, который создается для покрытия рисков невозврата основного долга по кредитам, заключается в обосновании соответствия остатка указанного резерва предельному размеру такого резерва на дату инвентаризации, исчисляемого в соответствии с законодательством.

8.5. Инвентаризация резерва сомнительных долгов заключается в проверке обоснованности определения суммы сомнительной задолженности на основании анализа применения метода расчета резерва сомнительных долгов, установленного в соответствии с учетной политикой.

8.6. В акт инвентаризации включаются: определенная по результатам инвентаризации сумма расходов и доходов будущих периодов, обеспечения (по его видам) и резерва сомнительных долгов вместе с соответствующими расчетами, а также соответствующие суммы по данным бухгалтерского учета.

IV. Проверка и оформление результатов инвентаризации

1. Выводы относительно выявленных расхождений между фактическим наличием активов и обязательств и данными бухгалтерского учета, приводятся в сличительных ведомостях, и предложения относительно их урегулирования отражаются инвентаризационной комиссией в протоколе, который составляется после окончания инвентаризации и передается на рассмотрение и утверждение руководителю предприятия. В протоколе указываются: причины недостач, потерь, излишков, а также предложения относительно зачета вследствие пересортицы, списание недостач в пределах норм естественной убыли, а также сверхнормативных недостач и потерь от порчи ценностей с указанием причин и принятых мер по предотвращению таких потерь и недостач. Предприятия могут добавлять в протоколы другую информацию, которая является существенной для принятия решений относительно признания и оценки активов и обязательств и раскрытия соответствующей информации в финансовой отчетности.

2. Протокол инвентаризационной комиссии утверждается руководителем предприятия в течение 5 рабочих дней после завершения инвентаризации.

3. Результаты инвентаризации на основании утвержденного протокола инвентаризационной комиссии отражаются в бухгалтерском учете и финансовой отчетности того отчетного периода, в котором закончена инвентаризация.

4. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием активов и обязательств и данными бухгалтерского учета регулируются предприятиями в таком порядке:

основные средства, нематериальные активы, выявленные в излишках, подлежат оприходованию с увеличением доходов будущих периодов (доходов специального фонда бюджетного учреждения);

ценные бумаги, денежные средства, их эквиваленты и прочие оборотные материальные ценности, обнаруженные в остатках, подлежат оприходованию с увеличением дохода отчетного периода предприятия (дохода специального фонда бюджетного учреждения);

недостача запасов в пределах установленных норм естественной убыли, выявленная при инвентаризации, списывается по распоряжению руководителя предприятия на затраты. Нормы естественной убыли могут применяться только в случае выявления фактических недостач и после взаимозачета недостач ценностей и излишков в результате пересортицы. При отсутствии норм естественной убыли потеря рассматривается как недостача сверх нормы;

недостача ценностей сверх норм естественной убыли, а также потери от порчи ценностей списываются с баланса и относятся на счет виновных лиц в размере, определенном в соответствии с законодательством, в случае если виновные лица не установлены, они зачисляются на забалансовый счет до момента установления виновных лиц или закрытия дела согласно законодательству.

5. Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы допускается только относительно запасов одинакового наименования и в тождественном количестве при условии, что излишки и недостачи образовались за один и тот же проверяемый период и у одного и того же материально ответственного лица.

Министерства, другие органы исполнительной власти, к сфере управления которых относятся предприятия, могут устанавливать порядок, согласно которому такой зачет может быть допущен относительно одной и той же группы запасов, если ценности, входящие в ее состав, имеют сходство по внешнему виду или упакованы в одинаковую тару (при отпуске их без распаковки тары).

В случае взаимозачета недостач и излишков в результате пересортицы, когда стоимость запасов, оказавшихся в недостаче, больше стоимости запасов, оказавшихся в излишке, разница стоимости должна быть отнесена на виновных лиц.

Если лица, виновные в пересортице не установлены, то суммовые разницы рассматриваются как недостачи ценностей сверх норм естественной убыли с отнесением их в состав расходов в порядке, определенном пунктом 4 этого раздела. По таким суммовым разницам в протоколах инвентаризационной комиссии должны быть указаны причины, по которым разницы не могут быть отнесены на виновных лиц.

Превышение стоимости запасов, оказавшихся в излишке, по сравнению со стоимостью запасов, оказавшихся в недостаче в результате пересортицы, относится на увеличение данных учета соответствующих запасов и доходов в порядке, определенном пунктом 4 этого раздела.

6. Размер убытков от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей определяется в соответствии с законодательством.

7. Бюджетными учреждениями в случае установления недостач или потерь, возникших вследствие злоупотреблений, соответствующие материалы в течение 5 дней после установления недостач и потерь передаются правоохранительным органам, а на сумму выявленных недостач и потерь подается гражданский иск.

Директор Департамента налоговой
таможенной политики и методологии
бухгалтерского учета