Полигон для мусора требования

Оглавление:

Статья 65. Требования к полигонам твердых бытовых отходов

Статья 65. Требования к полигонам твердых бытовых отходов

1. Участок для размещения и устройства полигона твердых бытовых отходов должен отводиться в соответствии с утвержденными генеральными планами или проектами планировки и застройки населенных пунктов, пригородных зон и должен гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность для здоровья населения и отвечать требованиям санитарно-эпидемиологических правил, экологических норм и иных нормативных правовых актов государства и национальных субъектов права в области охраны здоровья человека и окружающей среды.

2. Обустройство, паспортизация и эксплуатация полигона твердых бытовых отходов должны осуществляться в соответствии с законодательством государства.

3. Собственники полигонов, а также лица, во владении или в пользовании которых находится полигон, обязаны иметь паспорта, включающие регламенты и режимы работы полигонов, инструкции по порядку и условиям приема и сортировки твердых бытовых отходов, и осуществлять контроль за составом и распределением отходов в работающих частях полигонов, вести круглосуточный учет и обеспечивать соблюдение технологических циклов по изоляции и обезвреживанию поступающих на полигоны твердых бытовых отходов.

Собственник полигона обязан организовать управление полигоном таким образом, чтобы в течение всего цикла его существования обеспечивать предотвращение или максимально возможное отрицательное воздействие полигона на окружающую среду, в особенности, на поверхностные и подземные воды, почву и воздух, в том числе и на глобальном уровне (включая парниковый эффект), на здоровье человека в результате действий, связанных с захоронением отходов.

4. На полигоны твердых бытовых отходов должны приниматься отходы из жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли и общественного питания, уличный и садово-парковый смет, обеззараженные отходы из лечебно-профилактических учреждений, строительный мусор и другие отходы, которые не могут быть использованы в качестве вторичных ресурсов.

5. Обезвреживание твердых, жидких и пастообразных бытовых отходов, содержащих примеси радиоактивных веществ, осуществляется на специальных полигонах в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил, экологических норм и иных нормативных правовых актов государства в области обеспечения радиационной безопасности.

6. На территории полигона твердых бытовых отходов не разрешается открытое сжигание отходов, предусматриваются меры по предупреждению и исключению самовозгорания отходов, очистке образующегося фильтрата, утилизации свалочного газа.

7. Для захоронения на полигонах твердых бытовых отходов не допускается прием трупов павших животных и конфискатов боен мясоперерабатывающих комбинатов.

8. Прием вторичного сырья, включая отработанные автомобильные покрышки, аккумуляторные батареи, упаковочные отходы для захоронения на полигонах не допускается.

9. Не допускается смешивание отходов с целью выполнения критериев приема отходов на полигоны с целями захоронения.

10. Не допускается прием отходов, которые не были подвергнуты предварительной обработке с целью снижения негативного воздействия на окружающую среду. Это условие не относится к отходам, для которых такая переработка технически невыполнима.

Полигон для мусора требования

Выбор места для полигона, проектирование, строительство и функционирование строго регламентировано нормативными документами. Полигон размещается в обособленных, свободных от застройки, хорошо проветриваемых местах, которые допускают осуществление мероприятий и инженерных решений, исключающих загрязнение окружающей среды, населённых пунктов, зон отдыха трудящихся и источников питьевого водоснабжения.

Особое внимание уделяется проектированию дождевой, хозяйственно-бытовой канализации и дренажа.

Полигоны являются природоохранными сооружениями и предназначены для централизованного сбора, обезвреживания и захоронения токсичных отходов промышленных предприятий, научно-исследовательских организаций и учреждений и т. д., т. е. от всех источников их образования.

Приему на полигон подлежат только токсичные отходы I, П, III и, при необходимости, IV классов опасности, перечни которых в каждом конкретном случае согласовываются с органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической и коммунальной служб, заказчиком и разработчиком проекта полигона.

Твердые промышленные отходы IV класса опасности по согласованию с органами и учреждениями санитарно-эпидемиологического и коммунальной служб могут вывозиться на полигоны складирования городских бытовых отходов и применяться в качестве изолирующего инертного материала в средней и верхних частях карт полигона. Прием твердых промышленных отходов IV класса опасности на участок захоронения токсичных промышленных отходов допускается при соответствующем технико-экономическом обосновании.

Жидкие токсичные промышленные отходы перед вывозом на полигон должны быть обезвожены на предприятиях. Допускается приём на полигон жидких токсичных отходов только от промышленных предприятий, на которых согласно технико-экономическому обоснованию их обезвреживание нерационально.

Технологическая схема работы полигона должна предусматривать следующие основные мероприятия:

-организацию сбора неутилизируемых токсичных отходов на предприятиях-поставщиках;

— организацию транспортировки токсичных отходов на полигон;

— организацию приёма токсичных отходов на полигоне, их обезвреживание и захоронение.

Временное хранение отходов осуществляется, как правило, на стационарных складах.

Допускается временное хранение отходов на специальной площадке под навесом при соблюдении следующих условий:

— содержание вредных веществ в воздухе над промышленной площадкой на высоте до 2 м от поверхности земли не должно превышать 30% 11ДК для рабочей зоны;

— содержание вредных веществ в подземных и поверхностных водах и в почве на территории предприятия не должно превышать ПДК этих веществ и должно соответствовать государственным стандартам;

— площадка для временного хранения отходов должна располагаться в подветренной зоне территории и быть покрыта неразрушаемым и непроницаемым для токсичных веществ материалом.

Лицензия на полигон отходов (ТБО)

Каждый человек, решивший начать строительство полигона ТБО для ведения бизнеса по переработке и утилизации мусора, должен непременно знать, что данная сфера деятельности в России подлежит обязательному лицензированию.

Лицензирование деятельности связанной со сбором, использованием, обезвреживанием и размещением на полигонах отходов 1-4 класса опасности производится в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» N 99-ФЗ от 4 мая 2011 года. Рассмотрим, как происходит порядок получения лицензии на данный тип коммерческой деятельности.

Порядок получения лицензии на отходы

Лицензирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

Давайте разберемся, какой пакет документов необходимо предоставить для получения лицензии в Росприроднадзоре. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет заявление о предоставлении лицензии, к которому прилагаются следующие документы:

  • а) копии учредительных документов юридического лица, засвидетельствованные в нотариальном порядке;
  • б) перечень заявленных для выполнения работ в области обращения с отходами (с указанием наименования, класса опасности и кода отхода согласно федеральному классификационному каталогу отходов);
  • в) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений (в том числе объектов размещения отходов) и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, — сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, помещениях);
  • г) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании оборудования (в том числе специального) и установок, необходимых для выполнения заявленных работ;
  • д) сведения о наличии у соискателя лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ;
  • е) сведения о наличии у соискателя лицензии положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов (за исключением объектов, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»);
  • ж) копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами, выданных соискателю лицензии — индивидуальному предпринимателю и работникам юридического лица;
  • з) копия документа, подтверждающего наличие в штате соискателя лицензии — юридического лица должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами;
  • и) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии — юридического лица системы производственного контроля в области обращения с отходами;
  • к) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии;
  • л) опись прилагаемых документов.

Документы предоставляются в картонном скоросшивателе с описью документов с указанием номеров страниц.

Это интересно:  Налог ип при усн куда платить

В течении 5 рабочих дней Росприроднадзор осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений, в том числе проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, в порядке установленным ст. 19 Федерального закона и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.

Если пакет документов был оформлен правильно и соискатель лицензии соответствует требованиям, то в срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений, в том числе проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.

Лицензионные требования к осуществлению деятельности в области обращения с отходами.

  • 1. Лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санит арным правилам на строения, сооружения (в том числе на объекты размещения отходов) и помещения, принадлежащих заявителю на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям
  • 2. Лицензии на оборудование (в том числе специального) и установки, принадлежащих заявителю на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям
  • 3. Лицензии у индивидуального предпринимателя, а так же у работников, с которыми заключены трудовые договоры, наличие профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами
  • 4. Наличие у юридического лица в штате должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами и имеющего профессиональную подготовку.
  • 5. Наличие у заявителя разработанной и утвержденной системы производственного контроля в области обращения с отходами;
  • 6. Проведение заявителем мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»;
  • 7. Рекуперация веществ, разрушающих озоновый слой, из отходов перед их захоронением в объектах размещения отходов производства и потребления в соответствии с пунктом 2 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды». наличие у лицензиата паспортов отходов I — IV класса опасности, в отношении которых осуществляется деятельность по их сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению;
  • 8. Наличие у соискателя лицензии в соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе» положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I — IV класса опасности, в случае, если соискатель лицензии предполагает использовать такие объекты для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I — IV класса опасности, за исключением тех объектов, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до вступления в силу настоящего Постановления.

Ответственность за деятельность без лицензии

За осуществление подобного рода деятельности предусматривается административная ответственность по статье 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данная статья (Осуществление предпринимательской деятельности без наличия специального разрешения (лицензии) на данный тип деятельности) предусматривает наказание в виде крупного денежного штрафа, и в ней предусмотрена ответственность как физических, так и юридических лиц.

Также, при нанесении существенного ущерба, возможно возбуждение уголовного дела ответственность по 171 статье Уголовного Кодекса Российской Федерации (Незаконное предпринимательство).

Как видите, риски, сопряженные с нелегальной переработкой и утилизацией отходов достаточно высоки, поэтому осуществление такой деятельности должно происходить только по лицензии. Которую, воспользовавшись услугами специализированных компаний, получить не так уж и сложно.

Как легализовать свалку, что для нужно для полигона ТБО?

Имеется свалка (5 га), 1 млн рублей и большое желаний организовать полигон ТБО.

Основные нормативные документы при организации полигона ТБО:
— Градостротельный кодекс РФ и специальные СНиПы
— СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов»,
— «Инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов»

Какие СНиПы и ещё документы потребуются?
Сколько денег может это стоить?
Есть у кого-ниубдь типовой проект или образец рабочего проекта полигона ТБО?

Я тут считал примерно — 32 млн вышло в сумме.
Основные этапы организации полигона и расчёт расходов

1. Предпроектная часть (от 1,8 млн руб.)

1.1. Сформулировать ТЗ для разработки рабочего проекта и организации инженерно-экологических изысканий
1.2. Провести инженерно-экологические изыскания о возможности использования территории для полигона ТБО, уровень залегания, направление и состав грунтовых вод, характеристика грунтов (институты, проектные организации и аккредитованные лаборатории). В результате геологических и гидрогеологических изысканий должны быть составлены: план расположения шурфов (скважин), геологические (литологические) профили, заключение гидрогеолога о пригодности намеченного участка под полигон ТБО и рекомендации по инженерной защите окружающей природной среды. – 1 млн руб.
1.3. Подготовить первичные материалы и согласовать акт выбора земельного участка, для этого надо пройти согласование в ряде инстанций – 0,5 млн руб.:
Комитета по земельным ресурсам и землеустройству, Собственника земли, землевладельца, Территориальной проектной и изыскательской организации, Архитектурно-градостроительной службы, Противопожарной службы, Роспотребнадзора, Росприроднадзора, Службы лесного хозяйства, Службы сельского хозяйства, Службы водного хозяйства, Службы ВК, Отделение МПС, Ростехнадзора, Службы автодорог, ГИБДД .
1.4. Кадастровый учёт и межевание границ – 0,3 млн руб.
1.5. Получить Землеотвод – постановление о предоставлении участка земли с целью организации полигона ТБО

2. Проектная часть (от 3,7 млн руб.)
2.1. Разработать Рабочий проект (включая генплан, технологии, водоотведение и очистные сооружения, раздел Мероприятия по охране окружающей среды) – 1 млн руб.
2.2. Разработать Проект расчётной санитарно-защитной зоны (Роспотребнадзор) – 1 млн руб.
2.3. Разработать Проект нормативов предельно допустимых выбросов (Росприроднадзор, Роспотребнадзор) – 0,4 млн руб.
2.4. Разработать Проект экологического мониторинга подземных вод и почвы (согласование в Росприроднадзоре, Бассейновое водное управление) – 0,5 млн руб.
2.5. Разработать проект рекультивации полигона (согласование в Росприроднадзоре) – 500.000 руб.
2.6. Получить Лицензию на право обращения с отходами (согласование в Росприроднадзоре) – 300.000 руб.

3. Экспертиза проектной документации (ГЛАВЭКСПЕРТИЗА) около 1 млн. руб.

4. Строительство – от 16 млн. руб.

Выемка грунта, планировка территории, обваловка – 1,5 млн руб.
Укладка изолирующего материала – 1,5 млн руб.
Установка ограждения по периметру – 1 млн руб.
Строительство весового комплекса – 4 млн руб.
Строительство участка дезинфекции – 1 млн руб.
Скважины для мониторинга грунтовых вод – 4 шт. – 1 млн руб.
Мусоротировочный участок – 2 млн руб.
Административно-бытовые здания и – 1 млн руб.
Система очисти сточных вод – 2 млн руб.
Бульдозер 3 млн руб.

5. Эксплуатация (от 6,5 млн. руб.)
Оплата труда персонала (10 человек) – 3,5 млн руб.
ГСМ и ремонт автоттехники – 0,5 млн руб.
Экологический мониторинг – 1 млн руб.
Повторные проверки и продление разрешений – 1 млн руб.
Грунт для пересыпки слоёв отходов – 0,5 млн руб.

1. Область применения

1.1. Настоящие санитарные правила разработаны на основании Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании и устанавливают гигиенические требования к устройству, содержанию и эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов.

1.2. Требования настоящих правил предназначены для органов государственной исполнительной власти, органов местного само управления, предприятий, организаций, учреждений, деятельность которых связана с проектированием, эксплуатацией полигонов для твердых бытовых отходов.

1.3. Государственный санитарно-эпидемиологический контроль за соблюдением требований настоящих санитарных правил осуществляется органами и учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в соответствии с действующим положением.

2. Нормативные ссылки

2.1. Закон Российской Федерации «О санитарно-эпидемическом благополучии населения».

2.2. Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 680.

2.3. Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 г. № 625 с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 680.

2.4. Порядок разработки, экспертизы, утверждения, издания и распространения нормативных и методических документов системы государственного санитарно-эпидемиологического нормирования.Р 1.1.001-1.1.005-96.

3. Общие положения

3.1. Полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов. Полигоны могут быть организованы для любых по величине населенных пунктов. Рекомендуется создание централизованных полигонов для групп населенных пунктов.

3.2. Выбор участка для устройства полигона согласовывается с территориальным центром госсанэпиднадзора (ЦГСЭН) в соответствии с Положением о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации.

Это интересно:  Развод таиланд

3.3. Организацией, эксплуатирующей полигон, разрабатывается регламент и режим работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов, с учетом требований производственной санитарии для работающих на полигоне, обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, ведется круглосуточный учет поступающих отходов, осуществляется контроль за распределением отходов в работающей части полигона, обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов.

3.4. На полигоны твердых бытовых отходов принимаются отходы из жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличный, садово-парковый смет, строительный мусор и некоторые виды твердых промышленных отходов III—IV класса опасности, а также неопасные отходы, класс которых устанавливается экспериментальными методами. Список таких отходов согласовывается с территориальным ЦГСЭН.

3.6. Обезвреживание твердых, жидких и пастообразных отходов, обладающих радиоактивностью, осуществляется на специальных полигонах, организованных в соответствии с «Санитарными правилами обращения с радиоактивными отходами (СПОРО)».

3.7. Захоронение и обезвреживание твердых, пастообразных отходов промышленных предприятий (I—II класса опасности), в которых содержатся токсичные вещества, тяжелые металлы, а также горючие и взрывоопасные отходы, должно производится на полигонах, организованных в соответствии с документом «Порядок накопления, транспортировки, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов (Санитарные правила)».

3.8. Обезвреживание трупов павших животных, конфискатов боен мясокомбинатов производится на скотомогильниках, на утилизационных заводах предназначенных для данного вида отходов, в специальных биотермичсских камерах в соответствии с действующими правилами ветеринарно-санитарной службы.

3.9. На полигоны твердых бытовых отходов осуществляется прием твердых отходов лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) в соответствии с «Правилами сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений».

3.10. На полигонах не разрешается сбор вторичного сырья непосредственно из мусоровозного транспорта. Сортировка и селек тивный сбор отходов допускаются при соблюдении санитарно-гигиенических требований.

3.11. Территориальный ЦГСЭН осуществляет санитарный надзор за устройством и эксплуатацией полигонов в соответствии с ежегодными графиками работы, руководствуясь настоящими правилами, а также утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации гигиеническими нормативами (ПДК) для химических веществ в почве и оценочными показателями санитарного состояния почвы; дает заключение об использовании территории бывшего полигона.

4. Гигиенические требования к размещению
полигонов твердых бытовых отходов

4.1. При выборе участка для устройства полигона ТБО следует учитывать климатогеографические и почвенные особенности, геологические и гидрологические условия местности. Не допускается размещение полигонов на территории I и II поясов зон санитарной охраны водоисточников и минеральных источников; во всех зонах охраны курортов; в местах выхода на поверхность трещиноватых пород; в местах выклинивания водоносных горизонтов, а также в местах массового отдыха населения и оздоровительных учреждений.

4.2. Размер санитарно-защитной зоны от жилой застройки до границ полигона — 500 м. Кроме того, размер санитарно-защитной зоны может уточняться при расчете газообразных выбросов в атмосферу. Границы зоны устанавливаются по изолинии 1 ПДК, если она выходит из пределов нормативной зоны. Уменьшение санитарно-защитной зоны производится в установленном порядке. На участке, намеченном для размещения полигона для бытовых отходов, проводятся санитарное обследование, геологические и гидрологические изыскания. Перспективными являются места, где выявлены глины или тяжелые суглинки, а грунтовые воды находятся на глубине более 2 м. Не используются под полигоны болота глубиной более 1 м и участки с выходами грунтовых вод в виде ключей. Целесообразно участки под полигоны выбирать с учетом наличия в санитарно-защитной зоне зеленых насаждений и земельных насыпей.

4.3. Участок для устройства полигона ТБО должен отводиться в соответствии с утвержденным генеральным планом или проектом планировки и застройки города и его пригородной зоны. Полигон для твердых бытовых отходов желательно размещать на ровной территории, исключающей возможность смыва атмосферными осадками части отходов и загрязнения ими прилегающих земельных площадей и открытых водоемов, вблизи расположенных населенных пунктов. Допускается отвод земельного участка под полигоны ТБО на территории оврагов, начиная с его верховьев, что позволяет обеспечить сбор и удаление талых и ливневых вод путем устройства перехватывающих нагорных каналов для отвода этих вод в открытые водоемы.

4.4. Заключение о соответствии гигиеническим требованиям выбранного участка для устройства полигонов ТБО выдает территориальный ЦГСЭН.

4.5. Полигон состоит из двух взаимосвязанных территориальных частей: территория, занятая под складирование ТБО, и территория для размещения хозяйственно-бытовых объектов.

4.6. Устройство полигонов ТБО должно осуществляться в соответствии с «Инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов».

4.7. По всей площади участка складирования предусматривается устройство котлована с целью получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотненных ТБО. Грунт из котлованов складируется в отвалах по периметру полигона.

4.8. С учетом объема годовых атмосферных осадков, испарительной способности почв и влажности складируемых ТБО учитывается возможность образования в их толще жидкой фазы — фильтрата.

4.9. Для полигонов, принимающих менее 120 тысяч м3 ТБО в год, рекомендуется траншейная схема складирования ТБО. Траншеи устраиваются перпендикулярно направлению господствующих ветров, что препятствует разносу ТБО. Грунт, полученный от рытья траншей, используется для их засыпки после заполнения ТБО.

4.10. Основание (днище) траншеи в климатических зонах, где возможно образование фильтрата, должно быть не менее, чем на 0,5 м заглублено в глинистые грунты.

4.11. Длина одной траншеи должна устраиваться с учетом времени заполнения траншей:

а) в период температур выше 0° С в течение 1-2 месяцев;

б) в период температур ниже 0° С — на весь период промерзания грунтов.

4.12. Складирование ТБО в воду на болотистых и заливаемых паводковыми водами участках не допускается. До использования таких участков под полигон ТБО на них должна устраиваться подсыпка инертными материалами на высоту, превышающую на 1 м максимальный уровень поверхностных или паводковых вод. При подсыпке устраивается водоупорный экран. При наличии грунтовых вод на глубине менее 1 м на поверхность наносится изолирующий слой с предварительным осушением грунта.

5. Гигиенические требования к устройству
хозяйственной зоны полигона ТБО

5.1. Хозяйственная зона устраивается для размещения производственно-бытового здания для персонала, гаража или навеса для размещения машин и механизмов. Для персонала оборудуется туалет, комната для приема пищи, предусматривается обеспечение питьевой и хозяйственной — бытовой водой в необходимом количестве.

5.2. Территория хозяйственной зоны бетонируется или асфальтируется, освещается, имеет легкое ограждение.

5.3. По требованию территориального ЦГСЭН на выезде из полигона предусматривается контрольно-дезинфицирующая установка с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с использованием эффективных дезсредств, разрешенных к применению Минздравом России. Размеры ванны должны обеспечивать обработку ходовой части мусоровозов.

5.4. По периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м. В ограде полигона устраивается шлагбаум у производственно-бытового здания.

5.5. Минимальная освещенность рабочих карт первой очереди принимается 5 люксов.

5.6. По согласованию с гидрогеологической службой и территориальным ЦГСЭН в зеленой зоне полигона устраиваются контрольные скважины. Одна контрольная скважина закладывается выше полигона по потоку грунтовых вод (контроль), 1-2 скважины ниже полигона для учета влияния складирования ТБО на грунтовые воды.

5.7. К сооружениям по контролю качества грунтовых и поверхностных вод устраиваются подъезды для автотранспорта и емкости для водоотлива или откачки воды перед взятием проб.

6. Гигиенические требования к эксплуатации
полигонов ТБО и их консервации

6.1. Складирование ТБО допускается только на рабочей карте и в соответствии с «Инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов». Промежуточная или окончательная изоляция уплотненного слоя ТБО осуществляется в летний период ежесуточно, при температуре 5° С — не позднее 3 суток со времени складирования ТБО.

6.2. В зимний период, в связи со сложностью разработки грунта в качестве изолирующего материала можно использовать шлаки, строительные отходы, битый кирпич, известь, мел, штукатурку, древесину, стеклобой, бетон, керамическую плитку, гипс, асфальтобетон, соду и др. Эти же материалы могут использоваться и в летний период.

6.3. Переносные сетчатые ограждения устанавливаются как можно ближе к месту разгрузки и складирования ТБО, перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТБО из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте.

6.4. Регулярно, не реже одного раза в смену, отходы, задерживаемые переносными щитами, собирают и размещают по поверхности рабочей карты, уплотняют сверху изолирующим слоем грунта.

6.5. Регулярно подлежат очистке от мусора нагорные перехватывающие обводные каналы, отводящие грунтовые и поверхностные стоки в открытые водоемы.

6.6. Один раз в десять дней силами обслуживающего персонала полигона и спецавтохозяйства проводится осмотр территории санитарно-защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге, и в случае загрязнения их обеспечивается тщательная уборка и доставка мусора на рабочие карты полигона.

6.7. На территории полигона не допускается сжигание ТБО и должны быть приняты меры по недопустимости самовозгорания ТБО.

Это интересно:  Заявление на возврат подоходного налога на личный счет

6.8. Закрытие полигона осуществляется после отсыпки его на предусмотренную высоту. На полигонах, срок эксплуатации которых менее пяти лет, допускается отсыпка в процессе на 10%, превышающая предусмотренную вертикальную отметку с учетом последующей усадки.

6.9. Последний слой отходов перед закрытием полигона перекрывается окончательно наружным изолирующим слоем грунта.

6.10. Устройство верхнего изолирующего слоя полигона определяется предусмотренными условиями его последующего использования при закрытии полигона.

6.11. Территории зон, используемых для создания лесопаркового комплекса в системе пригородного сельского хозяйства, в качестве горок для лыжного спорта или смотровых площадок для обозрения местности, имеют толщину наружного слоя не менее 0,6 м.

6.12. Для защиты от выветривания или смыва грунта с откосов полигона необходимо озеленять их в виде террас непосредственно после укладки наружного изолирующего слоя. Выбор видов деревьев и кустарников определяется местными условиями.

6.13. При использовании территории бывшего полигона ТБО под открытые склады непищевого назначения толщина верхнего изолирующего слоя должна составлять не менее 1,5 м. Верхний слой отходов до их укрытия изоляцией должен быть уплотнен особенно тщательно и равномерно.

6.14. Использование территории рекультивируемого полигона под капитальное строительство не допускается.

7. Санитарно-гигиенический контроль за эксплуатацией
полигона ТБО. Система мониторинга

7.1. Контроль по приему отходов на полигоны ТБО в соответствии с утвержденными инструкциями осуществляется лабораторной службой организации, которая обслуживает полигон.

7.2. Лабораторная служба систематически контролирует согласно утвержденному графику фракционный, морфологический и химический состав отходов, поступающих на полигон,

7.3. На основании настоящих санитарных правил (согласно п. 3.3.) организация, обслуживающая полигон разрабатывает инструкцию по производственной санитарии для персонала, занятого на обеспечении работы предприятия. Указанная инструкция согласовывается с территориальным ЦГСЭН.

7.4. Для полигона ТБО разрабатывается специальный проект мониторинга предусматривающий: контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона.

7.5. Технологические процессы должны обеспечивать предотвращение загрязнения грунтовых и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почв, превышения уровней шума, выше допустимых пределов, установленных в гигиенических нормативах.

Проект мониторинга полигона ТБО разрабатывается по техническому заданию владельца полигона и согласовывается с контролирующими органами.

7.6. Система мониторинга должна включать устройства и сооружения по контролю состояния подземных и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почвы, уровней шума в зоне возможного влияния полигона.

7.7. По согласованию с территориальным ЦГСЭН и другими контролирующими органами производится контроль за состоянием грунтовых вод, в зависимости от глубины их залегания, проектируются шурфы, колодцы или скважины в зеленой зоне полигона и за пределами санитарно-защитной зоны полигона. Контрольное сооружение закладывается выше полигона по потоку грунтовых вод с целью отбора проб воды, на которую отсутствует влияние фильтрата с полигона.

Выше полигона на поверхностных водоисточниках и ниже полигона на водоотводных канавах также проектируются места отбора проб поверхностных вод.

В отобранных пробах грунтовых и поверхностных вод определяются содержание аммиака, нитритов, нитратов, гидрокарбонатов, кальция, хлоридов, железа, сульфатов, лития, ХПК, ВПК, органического углерода, рН, магния, кадмия, хрома, цианидов, свинца, ртути, мышьяка, меди, бария, сухого остатка, также пробы исследуются на гельминтологические и бактериологические показатели. Если в пробах, отобранных ниже по потоку, устанавливается значительное увеличение концентраций определяемых веществ по сравнению с контрольным, необходимо, по согласованию с контролирующими органами, расширить объем определяемых показателей, а в случаях, если содержание определяемых веществ превысит ПДК, необходимо принять меры по ограничению поступления загрязняющих веществ в грунтовые воды до уровня ПДК.

7.8. Система мониторинга должна включать постоянное наблюдение за состоянием воздушной среды. В этих целях ежеквартально необходимо производить анализы проб атмосферного воздуха над отработанными участками полигона и на границе санитарно-защитной зоны на содержание соединений, характеризующих процесс биохимического разложения ТБО и представляющих наибольшую опасность. Объем определяемых показателей и периодичность объема проб обосновывается в проекте мониторинга полигонов и согласовываются с контролирующими органами. Обычно при анализе проб атмосферного воздуха определяют метан, сероводород, аммиак, окись углерода, бензол, трихлорметан, четыреххлористый углерод, хлорбензол.

В случае установления загрязнения атмосферы выше ПДК на границе санитарно-защитной зоны и выше ПДК в рабочей зоне должны быть приняты соответствующие меры, учитывающие характер и уровень загрязнения.

7.9. Система мониторинга должна включать постоянное наблюдение за состоянием почвы в зоне возможного влияния полигона. С этой целью качество почвы контролируется по химическим, микробиологическим, радиологическим показателям. Из химических показателей исследуется содержание тяжелых металлов, нитритов, нитратов, гидрокарбонатов, органического углерода, рН, цианидов, свинца, ртути, мышьяка. В качестве микробиологических показателей исследуются: общее бактериальное число, колититр, титр протея, яйца гельминтов. Число химических и микробиологических показателей может быть расширено только по требованию территориального ЦГСЭН.

8. Порядок рекультивации карьеров

8.1. Отработанные карьеры, искусственно созданные полости являются сборниками загрязненных ливневых вод и стоков. С целью возвращения данной территории в состояние, пригодное для хозяйственного использования, производится ее рекультивация. Рекультивация осуществляется организациями, уполномоченными администрацией местного органа исполнительной власти, и согласовывается с территориальным ЦГСЭН. Рекультивация карьеров производится в срок не более одного года.

8.2. Рекультивация осуществляется методом засыпки или методом выполаживания откосов. Допускается засыпка карьеров и других искусственно созданных полостей с использованием инертных отходов, ТБО и промышленных III—IV классов опасности. При использовании любых видов отходов должен быть определен их морфологический и физико-химический состав. Общее количество пищевых отходов не должно превышать 15 %. Основание под размещение отходов должно удовлетворять требованиям «Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов». Допускается рекультивация карьеров с использованием твердых бытовых отходов во вторых поясах санитарной зоны охраны водопровода (водоисточников) крупных городов при согласовании с территориальным ЦГСЭН.

8.3. Размер санитарно-защитной зоны для рекультивируемого карьера приминается равным размеру санитарно-защитной зоны для мусороперегрузочных станций ТБО и должен составлять не менее 100 метров от ближайшей жилой застройки. Рекультивируемый карьер должен иметь легкое ограждение и временные хозяйственно-бытовые объекты для обеспечения выполнения работ.

8.4. Территориальный ЦГСЭН осуществляет санитарный надзор за проведением работ по рекультивации карьеров в соответствии с настоящими санитарными правилами.

9. Гигиенические требования к условиям приема промышленных отходов на полигоны твердых бытовых отходов

9.1. Основное условие возможности приема промышленных отходов на полигоны твердых бытовых отходов — соблюдение санитарно-гигиенических требований по охране атмосферного воздуха, почвы, грунтовых и поверхностных вод.

Основным санитарным условием является требование не превышения токсичности смеси промышленных отходов с бытовыми по сравнению с токсичностью бытовых отходов по данным анализа водной вытяжки.

9.2. Промышленные отходы IV класса опасности, принимаемые без ограничений в количественном отношении и используемые в качестве изолирующего материала, характеризуются содержанием в водной вытяжке (1 л воды на 1 кг отходов) токсичных веществ на уровне фильтра из твердых бытовых отходов (ТБО), а по интегрирующим показателям — биохимической потребностью в кислороде (БПКполн.) и химической потребностью в кислороде (ХПК) — не выше 300 мг/л, имеют однородную структуру с размером фракций менее 250 мм.

9.3. Промышленные отходы III—IV класса опасности, принимаемые в ограниченном количестве (не более 30% от массы твердых бытовых отходов) и складируемые совместно с бытовыми, характеризуются содержанием в водной вытяжке токсичных веществ на уровне филь грата из ТВО и значениями БПК» и ХПК 3400—5000 мг/л О2.

9.4. Вопрос о количестве указанных отходов, принимаемых на полигон твердых бытовых отходов, решается организацией эксплуатирующей полигон, по согласованию с территориальным ЦГСЭН и утверждается местными органами исполнительной власти. Заключение о возможности приема и совместного складирования промышленных отходов и ТБО выдается территориальным ЦГСЭН на основе анализов лаборатории диагностики полигона, либо анализов ЦГСЭН, проводимых по договорам с предприятиями-поставщиками отходов.

9.5. Организация, в ведении которой находится полигон твердых бытовых отходов, предусматривает в штатном расписании полигона и назначает приказом ответственного работника, выборочно контролирующего принимаемые отходы и режим эксплуатации, обеспечивающий безопасное в санитарно-гигиеническом отношении их складирование.

Библиографические данные

1. Инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утв. Минстроем России 02.11.96, согласована с Госкомсанэпиднадзором России 10.06.96 № 01-8/1711.

2. Санитарные правила устройства проектирования, строительства и эксплуатации полигонов захоронения неутилизируемых промышленных отходов № 1746-77, утв. Минздравом СССР 22.08,77.

3. Порядок накопления, транспортировки, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов № 3183-84, утв. Минздравом СССР 29.12.84.

4. Основные санитарные правила работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений ОСП-72/87 № 4422-87, утв. Минздравом СССР 26.08.87.

5. Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений: СанПиН 2.1.7.728-99, утв. Минздравом России 22.01.99.

6. Санитарные правила обращения с радиоактивными отходами (СПОРО-85) № 3938-85, утв. Минздравом СССР.

7. ГОСТ 17.4.1.02-83 Почвы. Общие требования к контролю и охране от загрязнения.