Основные требования в исламе

Основные требования в исламе

В раскрытии темы необходимо подчеркнуть относительную простоту и доступность культовой практики мусульман. Пять столпов веры (аркан ад дин) — основные обязанности мусульманина:

  1. Исповедание веры (шахада) — занимает центральное место. «Ля иляха илляллах ва Мухаммадун расулюллах» — «нет никакого божества кроме Аллаха, и Мухаммед — посланник его».
  2. Молитва (салат). Пятикратный намаз: на заре (салях ас субх), в полдень (салят асазухр), пополудни (салят аль аср), при закате солнца (салят аль магриб), перед сном (салят аль иша). Особая молитва в месяц Рамадан — тарау их намаз. Ритуальное омовение — тахар, как главное условия совершения намаза (большое и малое). Пятничные групповые молитвы под руководством имамов (араб. — стоящие впереди). Использование суры Аль фатиха в качестве священного текста молитвы. Моление в мечети. Михраб — ниша, указывающая направление мекканской Каабы. Азан — призыв муэдзина к совершению молитвы.
  3. Пост (саум) — во время месяца Рамадан. Девятый месяц мусульманского лунного календаря. Рамадан — месяц рождения четвертого праведного халифа Али. Обязателен для всех, кроме малых детей и больных. Запрет на курение, питье, питание, развлечение с рассвета до заката. Добровольные посты ради искупления рекомендуются в месяцы: раджаб, шавваль, шаабан, мухаррам. Запрет на пост в дни праздников Ид аль адха (Курбан Байрам — праздник жертвоприношения животных), Ид аль фитр (праздник разговения, 1 и 2 число месяца шавваля).
  4. Милостыня. Освобождает от греха и способствует достижению райского блаженства. Две формы: закят — обязательная милостыня, в качестве очистительного ритуала для имущих, исчисляется примерно 2,5% годового дохода; саадака — добровольное подаяние нищим, дарение на богоугодные нужды. Милостыня обязательна во время поста.
  5. Паломничество (хадж). Не столь строгие требования. Каждый правоверный должен стремиться совершить хадж хотя бы один раз в жизни. Хаджи — почетное звание паломника. Ритуал хаджа — воспроизведение деяний Ибрагима и его семьи в Мекке. Омовение (гусл) тела перед вступлением в священный город Мекку. Ихрам — одежда паломника. Правила поведения во время паломничества (запрет на срывание плодов, на охоту, пролитие крови, распутство, препирательство). Обряды малого паломничества — умра (ритуальный обход вокруг Каабы; молитва напротив каменной плиты, на которой находится отпечаток ступни Ибрагима; испитие воды из священного источника Замзан, который вывел ангел Джабраил перед Исмаилом; проход между холмами Сафа и Марва). Обряды большого паломничества (хаджа) (присутствие на торжественной проповеди в мечети Касебы в Мекке; моление у горы Арафат; торжественное стояние (вукуф) у горы Арафат; вечерняя и ночная молитва у мечети в долине Муздалиф; бросание 7 камней в столб, символизирующий Иблиса; посещение гробницы пророка Мухаммеда в Медине).

Иные обряды в исламе. Традиция чтения Корана перед началом значительных мероприятий и в повседневной жизни. Хранение в доме Корана как священной реликвии. Обычай клятвы на Коране при совершении сделок. Обряд обрезания (суннат). Возрастное отличие исламского обряда от еврейского. Относится к числу мусульманских ритуалов, предписанных сунной. Вероучительное и гигиеническое обоснование. Традиция женского обрезания в мусульманских общинах Северной Африки.

Знакомство с исламскими праздниками необходимо для формирования целостного представления повседневной жизни мусульман. Порицание чрезмерной праздности в Сунне. Главные и общепризнанные праздники: Ид аль адха — праздник жертвоприношения; Ид аль фитр — праздник разговения. Ид аль адха (тюрк. — Курбан Байрам) — через 70 дней после окончания поста Уразы. Основа — предание о пророке Ибрахиме, который хотел принести в жертву своего сына Исмаила, но был остановлен ангелом Джабраилом. Символизирует истинность учения Мухаммеда, всемогущество и милосердие Аллаха. Жертвенное закалывание животных. Правила совершения жертвоприношения. Ид аль фитр (тюрк. — Ураза Байрам) — по окончании поста Уразы. Отчет верующего за прошедший пост, начало отбывание наказания в случае нарушения. Иные праздники. Мавлид (араб. — Муалюд ан наби или Маулид) — день рождения пророка Мухаммеда, проходит 12 числа месяца аль аваль. Особенность празднования — день рождения приурочен ко дню смерти пророка. Мирадж (араб. — Исра ва аль мирадж или Раджаб байрам)— праздник в ознаменование чудесного путешествия Мухаммеда из Мекки в Иерусалим и вознесение его к небесному престолу Аллаха. Священный день отдыха в неделе — пятница (пятничные публичные богослужения). Навруз (персид. — новый год) — наступление нового года по солнечному летоисчислению, который совпадает с весенним равноденствием. Языческие корни праздника. Традиция празднования Навруза у шиитов.

Система мусульманского права не является господствующей во всех исламских обществах. Однако шариат ярко свидетельствует об особой социальной направленности ислама. Шариат ( араб. — прямой, правильный путь) — комплекс юридических норм, принципов и правил поведения, соблюдение которых означает ведение праведной жизни. Единство и универсальность мусульманского права. Сферы шариата: гражданская, уголовная, религиозная. Источники: Коран и Сунна, сборник фикха (кодексы мусульманского законодательства). Эволюция шариата. Мухаммед — законодатель. Преимущество исламского откровения над общинно-родовым обычным правом (адатом). Понятие умма (мусульманская община). Устранение кровной мести и запрет на убийство новорожденных девочек. Запреты на ростовщичество, азартные игры, вино, свинину. Разрешение многоженства, исторические корни этого обычая. Законы об имущественных отношениях и дележе военной добычи. Классификация поступков в шариате: фарз — обязательные; суннат — желательные; мухоб — добровольные; макрух — нежелательные; харом — строго запрещенные. Фетва — решение высшего религиозного авторитета (муфтия) о соответствии того или иного действия или явления Корану и шариату. Улемы, фикхи — сословие мусульманских богословов и законоведов. 4 школы мусульманского права (мазхабы) в суннизме: фикх ханафи; фикх малики; фикх шафии, фикх ханбали. На территории России распространена ханафитская школа, кроме Дагестана и Чечни — шафиитская. Шиитская юридическая джафаритская школа. В качестве иллюстрации некоторых правовых особенностей исламской системы права необходимо указать на следующие: ограничение прав родителей при определении наследников на имущество; личная, а не имущественная подчиненность жены мужу; запрет на вступление в брак мусульманки с немусульманином; право собственности признается вечным, неограниченным и неприкосновенным; осуждение самоубийства. Пищевые правила: запрет на употребление спиртных напитков; запрет на употребление свинины; запрет на употребление крови и других внутренних органов животных; порицание употребления бесчешуйчатой рыбы и конины.

Исламское одеяние

Наша религия Ислам охватывает все сферы человеческой жизни, в том числе просвещает нас относительно того, как должен одеваться мусульманин. Путеводителем во всех вопросах, в том числе и в этом, служат аяты Корана и хадисы Пророка (мир ему и благословение).

Одеваться, прикрывать своё тело – признак цивилизованности и культуры. Особенности одежды – от цвета до фасона – не что иное, как внешнее отражение внутренней составляющей человека – души.

Исламская одежда включает в себя множество стилей и фасонов. Основные же характеристики исламского одеяния – это скромность и чистота. То, что носят люди, диктуется главным образом требованиями общества, в котором они живут, и так называемой модой, но исламские одежды всегда будут скромны и чисты. Если европейцы считают одежду мусульман невзрачной, некрасивой, стесняющей движения, то мусульмане по этому поводу придерживаются своей точки зрения – они желают одеваться скромно. В хадисе сказано: «Каждая религия имеет характеристику, и характеристикой Ислама служит скромность» (Ибн Маджах).

В Исламе, кроме частей тела, которые чётко обозначены как аврат (части тела, которые мусульманин(-ка) не имеет права показывать посторонним) и должны быть прикрыты, нет других требований, касающихся одежды. При соблюдении условий мусульмане имеют право одеваться согласно своей культуре, обычаям и традициям. В вопросе подчинения законам Ислама мужчины и женщины равны.

Одеяние мужчин

Как мы уже упоминали, Ислам не предполагает какого-то единого стандарта одежды, но предписывает выполнение определённых важных норм. Норма, установленная Исламом для мужчин, это прикрытие аврата от посторонних людей. Согласно источникам исламской юриспруденции (фикх), авратом мужчины в намазе, в присутствии мужчин или представителей женского пола, на которых ему запрещено жениться (махрам), является место между пупком и коленями. В тех же источниках чётко излагается другое мнение учёных, что же является авратом мужчины в присутствии посторонних ему женщин. Так, в книгах «Аль-Фикх ала мазахибил арбаати», «Фикхуль Манхадж» ясно написано, что аврат мужчины перед посторонними женщинами является подобным аврату женщины в намазе, то есть его авратом считается всё тело, кроме лица и кистей рук. Помимо этого Ислам запрещает мужчинам надевать одежду, походящую на женскую. Имам аль-Бухари и другие приводят хадис от ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), в котором говорится: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) проклял мужчин, уподобляющихся женщинам, и женщин, уподобляющихся мужчинам».

Мужчинам также не позволяется носить одежды, сделанные из шёлка, если, конечно, они не страдают каким-либо кожным заболеванием, вследствие чего всякая другая материя причиняет им значительные неудобства. Сообщается от Хузайфы (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение), обратившись к мужчинам, сказал: «Не носите шёлковые и атласные одежды» (Абу Дауд).

Также нужно заметить, что одежда не должна быть полностью красного цвета, потому что чисто красная одежда не дозволена для мужчин. В свете хадисов учёные сказали, что красные полосатые накидки привозились из Йемена. Они были не полностью красными. Эти красные полосатые накидки (плащи) были очень ценными и дорогими. Пророк (мир ему и благословение), как сообщают, надел наряд, сшитый из этой ткани из Йемена. Пророк (мир ему и благословение) надел эту одежду, чтобы показать умме, что дозволяется надевать одежду такого вида и цвета, но носить одежду полностью красную и полностью жёлтую мужчинам не позволено.

Одеяние женщин

Всевышний Аллах в Коране говорит:

وَقُلْ لِلْمُؤْمِنَاتِ يَغْضُضْنَ مِنْ أَبْصَارِهِنَّ وَيَحْفَظْنَ فُرُوجَهُنَّ وَلَا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا مَا ظَهَرَ مِنْهَا

(смысл): «О Пророк, скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих красот, за исключением тех, которые видны, т.е. лицо и кисти рук» (сура «Ан-Нур», аят 31).

Мы видим в этом аяте повеление Господа, которое требует, чтобы женщины прикрывали своё тело от посторонних.

Условия женского одеяния:

1) одежда должна закрывать всё тело кроме лица и кистей рук;

2) не должна служить украшением, привлекающим внимание мужчин, также стоит избегать ярких светящихся цветов;

3) не разрешается прозрачная ткань;

4) не дозволяется облегающая одежда;

5) не должна иметь запаха парфюмерии;

6) также запрещена походящая на мужскую;

«Однажды Пророк (мир ему и благословение) увидел Асму, сестру своей жены Айши (да будет доволен ею Аллах), которая была одета в тонкое платье. Пророк (мир ему и благословение) отвел глаза и сказал: “О Асма! Женщина, достигшая совершеннолетия, должна скрывать своё тело, кроме этого”, – и указал на лицо и руки» (Абу Дауд).

Нужно отметить, что всё это – требования, которые должны соблюдаться в одежде женщины перед посторонними людьми. А наедине с мужем женщина может позволить себе всё, чтобы понравиться мужу.

Этика одевания

Когда мусульманин надевает свою одежду, желательно начинать с «Бисмиллях», сделать намерение подчиняться велению Всевышнего Аллаха прикрывать аврат и прочитать при этом следующее дуа: «Хвала Аллаху, который одел меня в то, чем я могу покрыть себя, и в то, чем могу украсить себя в моей жизни». И остерегаться от намерения одеваться ради того, чтобы красоваться своей одеждой перед людьми. Абу Саид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сообщает, что Пророк (мир ему и благословение) всякий раз, когда надевал что-нибудь новое из одежды – пусть это будет чалма, рубашка или кофта, – постоянно читал следующую молитву: «О Аллах, приношу тебе бесчисленные благодарения за то, что позволил мне надеть эти новинки. Пусть эта одежда и тот, кто её надевает, будут удачливыми и благонравными. Также прошу защитить от неблагих поступков того, кто надевает!»

Стиль одежды Пророка (мир ему и благословение)

Принимая во внимание жизнь Пророка (мир ему и благословение), в форме одежды видны три меры, которым он следовал:

1) избегать всего лишнего;

2) не использовать одежду как способ показухи, гордости и т. п.;

3) одеваться так, как положено по своему социальному положению.

Как известно из источников, дошедших до нас, одежда Пророка (мир ему и благословение), за исключением одного, не была новшествами Ислама. Все виды одежды принадлежали современному обществу или являлись традиционными. Например, такие, как рубашка, плащ, обувь, использовались как в доисламском периоде идолопоклонниками и представителями других верований, так и продолжали использоваться мусульманами после принятия Ислама. Однако единственным исключительным новшеством был головной убор Пророка (мир ему и благословение) под названием чалма (амама). На превосходную голову надевались бурнус или каленсуве, и на них наматывалась чалма. Поверхностная одежда была в виде плаща, изар и рубашки. Она в основном состояла из двух частей: верхняя часть называлась рида (плащ), нижняя – изар (ланиты). Больше всего Пророк (мир ему и благословение) предпочитал длинную рубаху с закрытым передом под названием камис. На ноги надевал обувь типа сандалет (налайн). По сведениям из источников, одежда Пророка (мир ему и благословение) состояла из вышеперечисленных вещей.

Пророк (мир ему и благословение) предпочитал одежду белого цвета и советовал мусульманам одеваться в белое. От Самурата (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Носите белые одежды, поскольку они являются лучшими, и покрывайте ваших мёртвых ими» (ан-Насаи, № 1870; Абу Давуд, № 3380; Тирмизи, № 915; Ахмад, № 2109). Вместе с изделиями из хлопка использовалась и шерстяная одежда.

Телевидеокомпания
«Исламский Мир»

ИСЛАМ:
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
И СУЩНОСТЬ

Ислам — религия правды. Это кодекс жизни, который Бог, создатель и все держатель Вселенной, дал людям как путеводный маяк. Для должного развития общества необходимы:

а) средства для удовлетворения материальных потребностей как отдельного человека, так и социума;

б) следование основным правилам личного и общественного поведения, дабы обеспечить справедливость и спокойствие.

Всевышний в полной мере создал условия для того и другого. Материальные нужды человека обеспечиваются природными богатствами, а для удовлетворения духовных, социальных и культурных запросов, Господь через Пророков открыл людям законы, которые могут их наставить на праведный путь. Этот кодекс законов жизни известен как Ислам религия, проповедуемая всеми Пророками, избранными Аллахом. Коран гласит:

«Скажите <о мусульмане!>: «Мы уверовали в Аллаха и в то, что ниспослано нам, и что ниспослано Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку, Йакубу и коленам, и что было даровано Мусе и Исе, и что было даровано пророкам от Господа их. Мы не различаем между кем-либо из них и Ему мы предаемся «(2:136);

«Он <Аллах>узаконил для вас в различии то что завещал Нуху, что открыли Мы тебе и что завещали Ибрахиму, и Мусе, и Исе: «Держите прямо веру и не разделяйтесь в ней!» (42:13). Все Пророки призывали человечество на путь праведный, путь служения Богу. Все они возвещали одно и то же Послание; все они стояли за одно и то же дело — дело Ислама.

ЗНАЧЕНИЕ ИСЛАМА

Слово «Ислам» по-арабски значит «повиновение», «покорность», «послушание». Как религия, он требует полного повиновения и послушания Аллаху. Другое значение слова Ислам «мир», и это значит, что достичь истинного умиротворения тела и души можно только через повиновение Аллаху. Слово Ислам происходит от корня СЛМ (произносится силм), что означает:

а) подчиняться, повиноваться, поддаваться, предаваться, отдаваться чему-либо; «аслама» — «свершить что-либо во имя Бога» или «отдаться воле Бога», «стать мусульманином»;

б) «быть в мире друг с другом», «заключать мир»; «салм» означает «покой» и «религия Ислам».

Можно называть себя мусульманином просто на словах, но настоящий мусульманин всей душой верит в Аллаха, соблюдает Его законы, покорен и благодарен Богу, какие бы испытания Он ниспосылал. Жизнь в послушании дает успокоение сердцу, дарит истинный мир обществу в целом. Коран учит:

«Те, которые уверовали и сердца которых успокаиваются в поминании Аллаха , о да! ведь поминанием Аллаха успокаиваются сердца, — те, которые уверовали и делали благое — им благо и хорошее пристанище»(13:28-29). Послание Аллаха проповедовалось всеми пророками, которые наставляли человека на путь истины. Но человек не только снова и снова отклонялся от него, но также терял и извращал законы, завещанные пророками. Потому-то и посылались новые пророки, которые восстанавливали первоначальное Послание и опять вели человека праведным путем. Последним из этих пророков был Мухаммад (мир ему!), который возвестил Послание в его окончательном виде и сделал все, чтобы сохранить его навсегда. Это руководство заключено в Коране и жизненных примерах (Сунне) Пророка. Основной принцип Ислама состоит в том, что творец всего мира Аллах, который есть Господь и Властелин. Он Владыка мира, единственный все держатель Вселенной. Он создал человека, назначив каждому срок жизни на земле. Аллах возвестил вечный свод жизненных правил для человека, в то же время, предоставив ему свободу принятия или непринятия этого кодекса в реальной жизни. Тот, кто следует законам, провозглашенным Богом, становится мусульманином, а тот, кто отказывается от них, является кафиром (неверующим). Человек вступает в Мечеть Ислама, искренне проповедуя веру в единственность Бога и Пророчество Мухаммада (мир ему!).

Догмат веры — калима — гласит: «Нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммад — Пророк Его». В первой части калимы раскрывается идея тавхида (единственность Бога), во второй утверждается пророчество Мухаммада (мир ему!).

ТАВХИД — СУЩНОСТЬ ИСЛАМА

Тавхид составляет основу учения Ислама. Согласно ему, существует только один высший Владыка Вселенной. Он всемогущ, вездесущ. Он опора мира и человечества. Наблюдая неистощимую созидательную мощь природы, целенаправленное сохранение ею всего, что полезно, и разрушение того, что вредно, нельзя не прийти к выводу, что за этим стоит всеохватывающий

бесконечный Разум, результатом непрерывной творческой деятельности которого являются все процессы, происходящие в мире. Звезды, рассыпанные в бесконечном пространстве, необозримая панорама природы с ее очарованием и гармонией смены времен года — все говорит о могуществе Бога, создателя и Правителя всего сущего. Мы видим величественную, безупречную в своем совершенстве Вселенную — кто создал ее? Мы видим в ней беспредельную чарующую красу и гармонию — разве могли они возникнуть без Творца? Мы наблюдаем в природе чудесную соразмерность — разве могла она возникнуть сама по себе, без великого начертателя? Мы чувствуем высокое назначение материального мира и человечества — может ли все это быть без воли Автора? В Коране сказано: «О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, который сотворил вас и тех, кто был до вас, — может быть вы будете богобоязненны! — который землю для вас сделал ковром, а небо -зданием, и низвел с неба воду, и вывел ею плоды пропитания для вас. Не придавайте же Аллаху равных, в то время как вы знаете?» (2: 21-22). Это главный оплот веры, которому Мухаммад (мир ему!) призывал людей оставаться верными.

Данная метафизическая идея дает ответы на все загадки Вселенной. Она указывает на господство в космосе Закона, на всеохватывающее единство, царствующее над внешним разнообразием. Она предполагает объединяющий взгляд на мир и рассматривает Вселенную как единое целое в противовес ученым и философам, изучающим Вселенную по частям, и открывает человечеству истину. После многовековых блужданий во тьме человек подходит к пониманию источника света. В то же время это не просто метафизическая идея, а динамическая вера, миро образующая доктрина, она разъясняет, что все люди — творения одного Бога, что все они равны. Дискриминация по цвету кожи, классу, расе или территории является пережитком невежественного прошлого, который сковывал людей цепями рабства. Человечество — одна община Бога, одно целое, а не буржуазия или пролетариат, белые или черные, арийцы или не арийцы, уроженцы Запада или Востока. Ислам дает нам решительно новое понятие о единстве человечества. Пророк явился объединить человеческий род посредством слова Бога. В Коране говорится: «Держитесь за вервь Аллаха все, и не разделяйтесь, и помните милость Аллаха вам, когда вы были врагами, а Он сблизил ваши сердца, и вы стали по Его милости братьями!» (3: 103). Эта вера определяет истинное положение человека в мире. Бог — Создатель, Владыка, а человек — Его посланник на земле. При этом человек возносится к благой и величественной цели — выполнять волю Божию на земле. Это

поможет разрешить все сложные проблемы и установить новый порядок, где будут царствовать равенство и справедливость, мир и процветание. Отправной пункт Ислама — вера в единственность Бога (Тавхид).

ПРОРОЧЕСТВО И ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ

Вторая часть калимы означает, что Бог не оставляет человека без руководства. Господь изъявляет Свою руководящую волю через пророков, а Мухаммад (мир ему!) был последним среди них. Верить Пророку — значит верить в послание Бога, принять его закон и следовать правилам поведения, которым он учил Мухаммад. Таким образом, второй столп в пророчестве Мухаммада (мир ему!), принятие религии, которую он возвестил, следование его указаниям и его примеру.

Каждый пророк, согласно Корану, стремился построить отношения человека с Богом на основе высшего Божьего промысла и признания власти пророка как источника божественного руководства. Каждый из них говорил: «Я — к вам верный посланник. Побойтесь же Аллаха и повинуйтесь мне!» (26: 107,108). Божия воля возвещается через пророков. Часть их миссии состоит в том, чтобы воплотить ее в собственных поступках и в делах общества, которое они постараются преобразовать. Все Пророки являются представителями Бога, но они человеческие существа, и их жизнь является образцом для других. Мухаммад (мир ему!) -последний Пророк, а потому и последний образец, данный человечеству. Верить в него означает принять его власть как представителя Всевышнего и следовать его примеру в мыслях и поведении. Моральные законы, с помощью которых определяется дозволенное и недозволенное (халал и харам), даются Богом через пророка. Эти Исламские законы известны как шариат. Вера в Пророка включает принятие шариата и соблюдение его во всех повседневных делах.Иисус (Иса), как и другие пророки, принес от Господа такое же послание. В Новом Завете сказано:»Да придет царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе. » (Матф., 6:10).

Коран говорит: «Каждого посланника Мы посылали для того, чтобы ему повиновались с дозволения Аллаха»(4:64).А относительно последнего Пророка утверждается совершенно ясно:

«Но нет — клянусь твоим господом! — не уверуют они, пока не сделают тебя судьей в том, что запутано между ними. Потом не найдут они в самих себе затруднения о том, что ты решил, и подчинятся полностью»(4:65).Все свои поступки человек должен сопоставлять с Законом, данным в откровении: «А

кто не судит по тому, что низвел Аллах, то это — неверные»(5:44).

Таким образом, вера в Бога и Пророка Его предполагает обязанность повиноваться закону и устраивать личную и общественную жизнь в свете его требований. Здесь сам собою возникает вопрос: «тот, кто следует закону, и тот, кто отказывается принять его, равны ли перед Господом? Одинаковая ли участь ждет их? Так мы подошли к третьему основному постулату Ислама — вере в жизнь после смерти.

Мир, согласно Исламу, — это есть место суда, а человеку предстоит дать отчет о всех своих деяниях. Жизнь на земле однажды закончится, и после этого человек будет воскрешен в новом мире. В новой жизни после смерти человек будет либо вознагражден, либо наказан за свои поступки. Те, кто живет на земле в повиновении Господу, удостоятся блаженства, а те, кто не следовал Его наставлениям, будут вкушать горькие плоды своего неповиновения. В Коране сказано: «И всякому человеку мы прикрепили птицу к его шее и выведем для него в день воскресенья книгу, которую он встретит разверстой: «Прочти твою книгу! Довольно для тебя в самом себе счетчика!»(17:13-14);»Кто придет с добрым делом, для того — десять подобных ему, а кто придет с дурным, тому воздается только подобным ему, и они не будут обижены!» (6:160).

Итак, существуют три столпа Исламской веры:

а) вера в единственность Бога;

б) вера в пророчество Мухаммада (мир ему!) и в наставление, которое он завещал;

в) вера в жизнь после смерти и в ответственность человека перед Господом в судный День.

Кто исповедует эти положения веры, тот мусульманин. Все это кратко изложено в калиме:

«Нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммад — Пророк Его».

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ИСЛАМА

Говорят, Джордж Бернард Шоу, сказал: «Я всегда высоко оценивал религию Мухаммада из-за ее великолепной жизненности. Это единственная религия, которая, мне кажется, обладает способностью соответствовать меняющимся векам, обращаясь к любому возрасту. Я изучал его -чудесного человека. По моему мнению, его нельзя представлять себе как антихриста, он должен

называться — Спаситель человечества. Я верю, что, если бы человек, подобный ему, правил современным миром, он успешно решил бы все проблемы и принес долгожданный мир и счастье. Предсказывая будущее веры Мухаммада, утверждаю, что она будет принята в Европе завтрашнего дня так же, как ее уже принимают в Европе сегодня».

Каковы же характерные черты Ислама, завоевавшего миллионы последователей в прошлом, которые делают его столь привлекательным сегодня? Некоторые основные черты Ислама рассмотрим ниже.

ПРОСТОТА, РАЗУМНОСТЬ, ПРАКТИЧНОСТЬ

Ислам — это религия без всякой мифологии. Его учение просто и понятно. Он свободен от предрассудков и рациональных воззрений. Единственность Бога, пророчество Мухаммада (мир ему!), идея жизни после смерти — таково основное содержание этой веры. Оно покоится на разуме и здравой логике. Все учение Ислама исходит из этих главных верований, является простым и ясным.

Ислам не признает иерархии священнослужителей, надуманных абстракций, сложных обрядов и ритуалов. Каждый может прочитать Книгу Божию и претворить ее наставления в жизнь. Ислам пробуждает в человеке здравомыслие, призывает использовать интеллект. Он требует трезво смотреть на вещи. Коран советует ему молиться: «Господи мой! Умножь мое знание!» (20:114). Коран утверждает, что те, у кого нет знаний, не могут равняться с теми, у кого они есть (39 : 9); что те, кто не хочет видеть и понимать, хуже скота (7 : 179); что смысл Откровения становится понятным только тем, «которые знают» (6 : 97) и «которые понимают» (6 : 98); что кому даны знания, тот поистине владеет властью (2 : 247); что мудрецам «даровано обильное благо» (2 : 269) и что из всех существ благодаря знаниям именно человек стоит выше ангелов и поставлен наместником Бога на земле. Пророк Ислама говорил: «Тот кто покидает свой дом в поисках знаний, идет тропой Бога».»Поиск знаний обязанность каждого мусульманина «. «Приобретайте знания, ибо тот, кто обретает их на пути Господа, совершает акт благочестия; тот, кто раздает знания, подает милостыню, а тот, кто передает их другим, совершает дело, угодное Богу». Так Ислам уводит человека из мира невежества и предрассудков в мир знаний и света.

Повторим вновь и вновь: Ислам — это практическая религия, которая не допускает увлечения пустыми, бесполезными рассуждениями. Он учит, что вера это не просто образ мыслей; а — главный источник жизни. Правильное

поведение должно следовать за верой в Бога. Религия — это то, что воплощается в делах, а не является предметом болтовни.

Коран гласит: «. те, которые уверовали и делали благое, — им благо и хорошее пристанище <рай>» (13:29). Пророк Мухаммад (мир ему!) сказал: «Бог не принимает веры, если она не исполнена дел, и не принимает дел, если они не отвечают вере». Итак, Ислам — это простая, разумная и практическая религия.

ЕДИНСТВО МАТЕРИАЛЬНОГО И ДУХОВНОГО

Отличительной чертой Ислама является то, что он не проводит резкого разграничения материального и духовного. Он стоит не за отречение от жизни, а за ее полноценность. Ислам не признает аскетизма, не требует от человека отречения от земных благ. Коран советует молиться так: «Господи наш! Даруй нам в ближней жизни добро и в последней добро и защити нас от наказания огня «(2:201).

Бог строго осуждает тех, кто не хочет пользоваться его благодеяниями. Коран говорит: «Скажи: «Кто запретил украшения Аллаха, которые низвел для своих рабов, и прелести из удела?»(7:32);»Ешьте и пейте, но не излишествуйте»(7:31). Святой Пророк учил:»Мусульманин, который живет в гуще людей и терпеливо выносит все испытания, выпавшие ему, лучше того, кто избегает общества и не в силах перенести никакой несправедливости, которую причинили ему «. Ислам наставляет: «Соблюдай пост и разговляйся в должное время, будь набожным и становись на молитву ночью и отходи ко сну, ибо тело твое имеет на тебя право «. И еще три вещи предписываются верующим:

помогать другим, даже когда находишься в стесненных обстоятельствах;

горячо молиться о мире для всего человечества;

воздавать справедливость самому себе.

Так, Ислам не допускает какого-либо разделения между материальной и нравственной, мирской и духовной жизнью и предписывает человеку строить свое поведение в соответствии с чистыми моральными помыслами. Духовное спасение может быть достигнуто с помощью материальных источников, для этого не нужно предаваться аскетизму и избегать превратностей жизни. Мир уже пострадал от односторонности многих религий и идеологий. Одни признавали лишь духовную сторону жизни, игнорируя материальное повседневное бытие, представляя его как мираж, обман и западню.

Материалистические же идеологии смотрели на духовный и моральный аспекты жизни, ка на что-то вымышленное, иллюзорное. Оба воззрения принесли только несчастье, лишив человечество мира, удовлетворенности и спокойствия. Французский ученый, доктор де Броги справедливо говорит, что опасность, присущая интенсивной материальной цивилизации, угрожает только ей самой; но если параллельному развитию духовной жизни не удается обеспечить необходимое равновесие, то это закончится катастрофой.

Заблуждения христианства имели своим результатом одну крайность — отрешение от всего земного современная западная цивилизация в обоих своих вариантах — светской капиталистической демократии и марксистского социализма — пришла к другой крайности.

Как говорит лорд Снелл, мы построили внешнюю структуру с благородными пропорциями, но мы пренебрегли основным требованием внутреннего порядка; мы тщательно спроектировали, украсили и начистили внешнюю сторону чаши, но внутренняя ее часть была полна непомерных претензий и излишеств; мы направили наши возросшие знания на создание комфорта для тела, но душу свою бросили на произвол судьбы.

Ислам ставит целью установление равновесия между этими двумя аспектами жизни материальной и духовной. Он утверждает, что все в мире создано для человека, но существование самого человека подчинено служению высокой цели: установлению духовного справедливого порядка во исполнение Божественной воли. Это учение удовлетворяет духовные и мирские запросы человека.

Ислам учит человека очистить свою душу, а также изменить повседневную жизнь как личную, так и общественную, установив превосходство права над силой и добродетели над пороком. Так, Ислам указывает средний путь, ведущий к торжеству нравственности и справедливости.

ПУТЬ ПРАВИЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Ислам не является религией в обыденном значении слова, ограничивающей свое воздействие на личную жизнь человека. Ислам — путь к праведности во всех сферах человеческого бытия. Ислам дает руководство во всех областях жизни -личной и общественной, материальной и духовной, хозяйственной и политической, правовой и культурной, национальной и интернациональной.

В самом деле, это было несчастное время, когда воздействие религии ограничивалось личной жизнью человека, а ее социальная и культурная роль

была сведена на нет, как это случалось в нашем веке. Быть может, никакой другой фактор не сыграл такой роковой роли в наше время, как -отступление религии в область личной жизни. Один современный философ говорит:

«Религия предлагает нам отделить Бога от дел кесаря. Такое, казалось бы, беспристрастное разделение между двумя началами означает на самом деле падение и светского, и духовного. Религия значит очень мало, если совесть ее последователей не испытывает тревоги, когда над семи нависают тучи войны и конфликты угрожают общественному спокойствию. Такая религия привела к ослаблению роли нравственности, отдав Богу богово, а кесарю кесарево».

Ислам полностью отвергает подобную религию и утверждает, что его целью является очищение души и изменение, и переустройство мира.

Коран учит: «Мы послали наших посланников с ясными знамениями и низвели вместе с ними писание и весы, чтобы люди стояли в справедливости, и низвели железо; в нем сильное зло и польза для людей, и чтобы знал Аллах, кто помогает Ему и Его посланникам втайне»(57:25); «Решение принадлежит только Аллаху. Он повелел, чтобы вы поклонялись только Ему. Это — правая вера но большая часть людей не ведает » (12:40); «Поможет Аллах тем <мусульманам>, кто если Мы их укрепляем на земле поддерживают молитву, и дают очищение <закат>и приказывают ведомое, и удерживают от не одобряемого » (22 : 40-41).Святой Пророк сказал: «Каждый из вас хранитель и пастырь и каждый будет спрошен о благополучии его паствы. Главу государства спросят о благополучии народа, населяющего государство. Каждый мужчина — это пастырь своей семьи, отвечающий за каждого ее члена. Каждая женщина — пастырь семьи своего мужа, ответственная за каждого ее члена. И каждый слуга — пастырь своего хозяина и будет он в ответе за собственность хозяина». Таким образом, даже беглое ознакомление с учением Ислама показывает, что Ислам — это всеохватывающий образ жизни, воздействующий на все стороны человеческого бытия и не допускающий того, чтобы оно стало игрищем сатанинских сил.

ГАРМОНИЯ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА

Следующая замечательная черта Ислама состоит в том, что он создает равновесие между индивидуализмом и коллективизмом. Он верит в самостоятельность человека и считает каждого лично ответственным перед Богом.

Ислам гарантирует основные права человека и не дозволяет кому-либо произвольно манипулировать ими. Одна из первостепенных задач Ислама —

воспитание, должное развитие личности. Ислам отвергает взгляд, согласно которому человек должен утрачивать свою индивидуальность в обществе или государстве.

Согласно Корану «человеку — лишь то, в чем он усердствовал. » (53 : 39);» А что постигает вас из несчастия — за то что навлекли ваши руки . » (42:30); «Поистине. Аллах не меняет того. что с людьми, пока они сами не переменят того. что с ними » (13:11); «Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме возможного для нее. Ей — то. что она приобрела для себя » (2 :286); «У нас свои дела. а у вас свои дела» (28 : 55).

В то же время Ислам пробуждает в человеке чувство ответственности перед обществом, предписывает личности вносить свой вклад во имя социального блага. Молитва в Исламе возносится среди единоверцев, что прививает мусульманам чувство коллективной ответственности. Каждый обязан платить зекат, и это закреплено в Коране указанием на то, что нищие и бедные имеют право на соответствующую долю общего богатства» (см. 51 : 19).

Обязателен для всех и джихад — священная война, т.е. человек должен, когда возникает необходимость, отдать все, даже свою жизнь, для защиты и спасения Ислама. Святой Пророк говорит: «Все человечество — это паства, и каждый должен быть хранителем или пастырем для другого, и быть в ответе за свою паству «; «Живите вместе, не восставайте друг против друга, облегчайте жизнь и не чините препятствий друг другу «; «Тот не является правоверным, кто ест досыта, когда его сосед умирает от голода»: «Верующий в Бога тот кто не представляет опасности ни для жизни, ни для имущества другого».

Итак, Ислам не пренебрегает ни личностью, ни обществом, он создает гармонию и уравновешенность между ними и отдает должное каждому.

ВСЕОБЩНОСТЬ И ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ

Послание Ислама обращено ко всему человечеству. Аллах — это Бог всего мира, а Пророк Мухаммад — посланец для всего человечества. Как сказано об этом в Коране: «О люди! Я — посланник Аллаха к вам (7:158); А также: «Мы послали себя <Мухаммада>только как милость для миров»(21 :107).

Для Ислама все люди равны, независимо от цвета кожи, языка, расы или национальности. Он обращается к совести человеческой и отвергает все ложные барьеры расовой принадлежности и общественного положения.

Нельзя отрицать, что в исламских странах такие предрассудки сильны и сегодня, в век так называемого просвещения. Ислам один провозглашает, что все человечество — это единая семья. Святой Пророк учит: «Все создания Господа образуют одну семью, и того превыше всех возлюбит Господь, кто больше всех любит Его творения»; «О Господи, Боже мой! Владыка жизни моей и всего сущего на земле! Верю в то, что все люди друг для друга — братья»;

Ислам интернационален по своим воззрениям и подходам, он не допускает расовых, племенных или территориальных различий. Ислам желает объединить все человечество под одним стягом. Миру, растерзанному национальной враждой и междоусобицами, он несет Послание жизни, надежды и прекрасного будущего.

У историка А. Дж. Тойнди по этому поводу имеется несколько интересных наблюдений. В «Цивилизации перед судом» он пишет: «В современном западном обществе двумя бросающимися в глаза источниками опасности расовые предрассудки и алкоголь; в борьбе с каждым их этих зол Ислам, если будет принята его помощь, мог бы сыграть большую нравственную и общественную роль. » Ослабление расового самосознания среди мусульман является одним из выдающихся нравственных достижений Ислама, и в современном мире существует настоятельная необходимость в распространении этих исламских добродетелей. Вполне возможно, что дух Ислама мог бы стать своевременным подкреплением, которое решило бы эту проблему в пользу терпимости мира. Что касается алкоголя, то наибольший вред он приносит примитивному населению тропических регионов, которые стали открытыми для западного предпринимательства. Остается фактом, что даже самые строгие предупредительные меры, принимаемые властями, оказываются неспособными освободить общество от социальных пороков, пока желание к освобождению и воля к превращению этого желания в добровольные действия не проснутся в сердцах этих людей. В настоящее время западные руководители, во всяком случае, англосаксонского происхождения, в духовном отношении отделены от своих туземных подопечных «цветным барьером», созданным их расовыми предрассудками; преобразование духовного мира туземцев является задачей, до которой вряд ли дотянутся представители Запада, и именно в этом Ислам может сыграть свою роль.

Мы можем указать, таким образом, по крайней мере, на два аспекта ценного влияния, которое Ислам может оказать на западное общество.

ТРАДИЦИИ И ПЕРЕМЕНЫ

Элементы постоянства и перемен сосуществуют в человеческом обществе и культуре и тесно связаны друг с другом. Так, видимо, будет и впредь.

Различные идеологии заблуждались, отдавая предпочтение то одной, то другой стороне этого процесса. Слишком сильное стремление к постоянству делает систему жесткой, лишает ее гибкости, необходимого движения вперед, в то же время игнорирование постоянных ценностей и традиций порождает нравственный релятивизм и анархию.

Чтобы между ними установилось равновесие, необходима такая система, которая могла бы одновременно удовлетворять требованиям и постоянства, и перемен. Американский судья Джастис Кардэо правильно говорит: «Самая большая потребность нашего времени — это философия, которая будет служить связующим звеном между противоречивыми требованиями стабильности и прогресса и обеспечит движение вперед».

Ислам представляет собой именно такую идеологию. В жизни всегда есть элементы и постоянства, и изменчивости, она вовсе не такая жесткая и неподвижная, чтобы не допускать каких-либо перемен даже в деталях, и не столь гибкая, чтобы не обладать определенным постоянством. Поясним свою мысль на примере физиологической изменчивости человеческого тела, каждая клетка которого изменяется несколько раз в течение одной жизни, хотя человек остается самим собой. Листья, цветы, плоды дерева меняются, но вид дерева остается неизменным. Закон жизни требует, чтобы элементы постоянства и перемен сосуществовали в гармоническом равновесии. Главные проблемы жизни остаются одинаковыми во все времена и во всех странах, но пути и способы их новых решений и искусство управления этим процессом подвергаются изменениям • с течением времени. Ислам сосредотачивает внимание на новых перспективах, возникающих в этой проблеме, и пытается решить ее реалистически.

Коран и Сунна содержат вечное руководство, данное Владыкой мира. Оно исходит от Бога, который свободен от ограничений пространства и времени, так что Исламские принципы индивидуального и социального поведения, являются вечными. Но Бог предоставил человеку свободу в их применении в соответствии с духом и условиями времени. С помощью ижтихада люди пытаются, пользуясь Божественными наставлениями, решить проблемы своего времени.

Таким образом, главное наставление по своей природе постоянно, тогда как метод его применения может меняться в соответствии с требованиями каждой эпохи. Вот почему Ислам всегда остается живым и современным.

ЛЕТОПИСЬ УЧЕНИЯ СОХРАНЕНА ПОЛНОСТЬЮ

Последним по порядку, но не последним по значению является тот факт, что учение Ислама сохранилось в своем первозданном виде, без всяких извращений. Коран — это Откровение Господа, которое существует вот уже на протяжении четырнадцати веков в том самом виде, как оно было послано Мухаммаду.

Подробная запись жизни Пророка Ислама, его учение даны нам в своей неприкосновенной чистоте. В этой уникальной исторической летописи нет ни малейшего искажения. Высказывания и подробнейшее описание жизни Святого Пророка дошли до нас с такой невероятной точностью и верностью, что даже некоторые немусульманские критики вынуждены признать этот факт.

Профессор Рейнольд А. Никольсон в своей книге «Письменная история арабов» говорит: «Коран является чрезвычайно человечным документом, отражающим каждый момент духовного развития Мухаммада. В этой книге закреплены самым достоверным образом внешние события его жизни, в ней заключены уникальные и неопровержимые свидетельства, позволяющие проследить за происхождением и развитием Ислама, т.е. они содержат такие материалы, каких не имеется ни в буддизме, ни в христианстве, ни в иной древней религии».

Таков ряд исключительных черт Ислама, которые делают его религией сегодняшнего и завтрашнего дня.

Ислам — это религия правды, это верный путь для человечества, и Исламский призыв всегда будет звучать для всех, кто пожелает его услышать. Люди, чистые сердцем, с искренним стремлением к правде, всегда будут говорить: «Я утверждаю, что нет никого более достойного обожествления, чем Аллах: он един и не уступает ни малой доли своей власти никому. Я утверждаю, что Мухаммад — Его посланник слуга и Пророк».

Это интересно:  Приказ мз рф 785 от 14122005 с изменениями