Основные требования протокола

Протокол – документ, содержащий последовательную запись хода обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, конференциях и заседаниях коллегиальных органов. 1

Протокол отражает деятельность по совместному принятию решений коллегиальным органом или группой работников. От протоколов заседаний, создаваемых в управленческой деятельности организаций, следует отличать протоколы следственных, некоторых административных органов и органов охраны общественного порядка (например, протокол санитарного инспектора, протокол дорожно-транспортного происшествия и др.), а также протоколы договорного типа (протоколы разногласий, протоколы согласования разногласий, протоколы согласования цены и др.). 2

Обязательному протоколированию подлежат заседания постоянно действующих и временных коллегиальных органов (коллегии федеральных органов исполнительной власти, собрания трудовых коллективов, собрания акционеров, заседания советов директоров и др.). 3

Протоколы составляются на основании записей, произведенных во время заседания (совещания), представленных тезисов докладов и выступлений, справок, проектов решений и других материалов. 4

Протокол ведет секретарь или другое назначенное лицо. За правильность записей в протоколе отвечают председатель и секретарь, ведущие заседание. 5

Протоколы могут издаваться в полной или краткой форме, при которой опускается ход обсуждения вопроса и фиксируется только принятое по нему решение. 6

Решение о том, какую форму протокола вести на заседании, принимают руководитель коллегиального органа или руководитель организации. 7

Заголовком протокола служит название вида коллегиальной деятельности (заседание, собрание и т.д.) и название органа, деятельность которого протоколируется (протокол заседания аттестационной комиссии. ; протокол общего собрания акционеров. ).

Текст полного протокола состоит из двух частей: вводной и основной.

В вводной части указываются инициалы и фамилии председателя (председательствующего), секретаря, присутствовавших на заседании и, при необходимости, лиц, приглашенных на заседание (совещание). Если в заседании (совещании) принимают участие представители разных органов власти и организаций, указываются место работы и должность каждого лица. 8

Если количество присутствующих превышает 15 человек, в вводной части протокола делается ссылка на список, являющийся неотъемлемой частью протокола, например:

Присутствовали: 25 чел. (список прилагается). 9

Слова «Председатель», «Секретарь», «Присутствовали» печатают слева от нулевого положения табулятора (от поля), отделяя двумя интервалами от заголовка и друг от друга. 10

Вводная часть протокола заканчивается повесткой дня, содержащей перечень рассматриваемых вопросов, перечисленных в порядке их значимости, с указанием докладчика по каждому рассматриваемому вопросу. Вопросы повестки дня формулируются с предлогом «О», «Об», печатаются от границы левого поля и нумеруются арабскими цифрами. 11

Не рекомендуется вопрос или группу вопросов формулировать словом «Разное».

Основная часть текста протокола состоит из разделов, соответствующих пунктам повестки дня. Текст каждого раздела строится по схеме:

СЛУШАЛИ.
ВЫСТУПИЛИ.
ПОСТАНОВИЛИ (РЕШИЛИ). 12

В разделе «СЛУШАЛИ» приводятся фамилия и инициалы докладчика, содержание его доклада (сообщения, информации, отчета). Если текст доклада представлен докладчиком в письменном виде, допускается после указания темы выступления делать отметку: «текст доклада прилагается». 13

В разделе «ВЫСТУПИЛИ» указываются фамилии и инициалы лиц, выступивших в обсуждении, а также их выступления, включая вопросы к докладчику. При необходимости после фамилии выступившего указывается его должность. 14

В разделе «ПОСТАНОВИЛИ (РЕШИЛИ)» записывается принятое решение, которое формулируется кратко, точно, лаконично во избежание двоякого толкования. Наряду с решением указывается количество голосов, поданных «за», «против», «воздержавшихся», а также список лиц, не участвовавших в голосовании. 15 Решение может содержать один или несколько пунктов, они располагаются по значимости, каждый из них нумеруется. 16

Перед словом «СЛУШАЛИ» проставляется номер в соответствии с повесткой дня. Слова «СЛУШАЛИ», «ВЫСТУПИЛИ», «ПОСТАНОВИЛИ (РЕШИЛИ)» печатают от левого поля прописными буквами и заканчивают двоеточием. Текст разделов «СЛУШАЛИ», «ВЫСТУПИЛИ», «ПОСТАНОВИЛИ (РЕШИЛИ)» печатается через 1,5 межстрочных интервала с новой строки. Каждую фамилию и инициалы выступающих печатают с новой строки в именительном падеже, запись выступления отделяют от фамилии дефисом. 17

Содержание особого мнения, высказанного во время обсуждения, записывается в тексте протокола после соответствующего постановления (решения). 18

Текст краткого протокола также состоит из двух частей. В вводной части указываются инициалы и фамилии председательствующего (председателя), секретаря, а также инициалы и фамилии присутствовавших лиц. Слово «Присутствовали» печатается от границы левого поля, подчеркивается, после слова ставится двоеточие. Ниже печатаются наименования должностей присутствующих, а справа от наименования должностей — их инициалы и фамилии. Наименования должностей могут указываться обобщенно. Многострочные наименования должностей присутствующих печатаются через 1 межстрочный интервал. 19

Список отделяется от основной части протокола сплошной чертой. 20

В основной части протокола указывается номер вопроса в соответствии с повесткой дня, содержание вопроса и принятые решения. Наименование вопроса нумеруется римской цифрой и начинается с предлога «О» («Об»), печатается центрованно размером шрифта № 15 и подчеркивается одной чертой ниже последней строки на расстоянии не более одного интервала. Под чертой указываются фамилии должностных лиц, выступивших при обсуждении данного вопроса. Фамилии печатаются через 1 межстрочный интервал. Затем указывается принятое по вопросу решение. 21

Примеры оформления полного и краткого протокола приводятся в приложении 16 к Методическим рекомендациям по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденным приказом Федерального архивного агентства от 23 декабря 2009 г. № 76.

Протокол заседания подписывают председатель и секретарь. В особо важных случаях протокол должны визировать выступавшие, визы проставляются на левом поле документа на уровне записи выступления. 22

Датой протокола является дата события (заседания, совещания и т.д.). Если оно продолжалось несколько дней, то через тире указывают даты начала и окончания заседания. 23 Например: 16-17.06.2010 или 16.06.2010-17.06.2010.

Протоколам присваиваются порядковые номера в пределах календарного года отдельно по каждой группе протоколов: протоколы заседаний коллегии, протоколы координационных, экспертных советов и других органов. Протоколы совместных заседаний имеют составные номера, включающие порядковые номера протоколов организаций, принимавших участие в заседании. 24

Копии протоколов при необходимости рассылаются заинтересованным организациям и должностным лицам в соответствии с указателем рассылки; указатель составляет и подписывает ответственный исполнитель подразделения, готовившего рассмотрение вопроса. Копии протоколов заверяются печатью Службы делопроизводства. 25

Принятые решения доводятся до исполнителей в виде выписок из протоколов, которые оформляются на соответствующем бланке и заверяются печатью Службы делопроизводства. 26

Выписка из протокола представляет собой точную копию части текста подлинного протокола, относящегося к тому вопросу повестки дня, по которому готовят выписку. 27

Выписка из протокола воспроизводит все реквизиты бланка, вводную часть текста, вопрос повестки дня, по которому готовится выписка, и текст, отражающий обсуждение вопроса и принятое решение. Выписку из протокола подписывает только секретарь, он же ее заверяет. 28

Нормативными правовыми актами могут устанавливаться дополнительные требования к некоторым видам протоколов, которые необходимо учитывать при их составлении и оформлении.

Например, при составлении протоколов заседаний совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества должны учитываться требования, установленные следующими нормативными правовыми актами:

  • Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
  • Кодекс корпоративного поведения, одобренный на заседании Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2001 г. (протокол № 49), рекомендованный к применению распоряжением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 04 апреля 2002 г. № 421/р.

Дополнительная информация:

_____
1 Краткий словарь видов и разновидностей документов / Главархив, ВНИИДАД, М., 1974.
2 Организация работы с документами: Учебник / Под ред. проф. В.А. Кудряева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. 592 с.
3 Там же.
4 Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденные приказом Федерального архивного агентства от 23 декабря 2009 г. № 76. – Приложение № 16.
5 Рекомендации по документационному обеспечению деятельности органов исполнительной власти (администраций краев, областей, городов федерального значения, органов местного самоуправления). – М.: ВНИИДАД, Мэрия Москвы, 1995.
6 Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденные приказом Федерального архивного агентства от 23 декабря 2009 г. № 76. – Приложение № 16.
7 Организация работы с документами: Учебник / Под ред. проф. В.А. Кудряева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. 592 с.
8 Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденные приказом Федерального архивного агентства от 23 декабря 2009 г. № 76. – Приложение № 16.
9 Там же. – Приложение № 16.
10 Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов: Методические рекомендации по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003. / Росархив; ВНИИДАД; Сост.: М.Л. Гавлин, А.С. Красавин, Л.В. Кузнецов и др.; Общ. ред. М.В. Ларин, А.Н. Сокова. – М., 2003. – 90 с.
11 Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденные приказом Федерального архивного агентства от 23 декабря 2009 г. № 76. – Приложение № 16.
12 Там же. – Приложение № 16.
13 Организация работы с документами: Учебник / Под ред. проф. В.А. Кудряева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. — 592 с.
14 Там же.
15 Там же.
16 Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов: Методические рекомендации по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003. / Росархив; ВНИИДАД; Сост.: М.Л. Гавлин, А.С. Красавин, Л.В. Кузнецов и др.; Общ. ред. М.В. Ларин, А.Н. Сокова. – М., 2003. – 90 с.
17 Там же.
18 Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденные приказом Федерального архивного агентства от 23 декабря 2009 г. № 76. – Приложение № 16.
19-21 Там же. – Приложение № 16.
22 Рекомендации по документационному обеспечению деятельности органов исполнительной власти (администраций краев, областей, городов федерального значения, органов местного самоуправления). – М.: ВНИИДАД, Мэрия Москвы, 1995.
23 Там же.
24 Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденные приказом Федерального архивного агентства от 23 декабря 2009 г. № 76. – Приложение № 16.
25 Там же. – Приложение № 16.
26 Там же. – Приложение № 16.
27 Делопроизводство: Учебник / Т.А. Быкова, Л.М. Вялова, Л.В. Санкина; Под общ. ред. проф. Т.В. Кузнецовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: МЦФЭР, 2006. – 560 с.
28 Там же.

Это интересно:  Налог на прибыль для банков ставка 2018

Оглавление:

Протокольная служба и организация протокольных мероприятий

Преподаватели расскажут о правилах и традициях в организации протокольных мероприятий, их важных элементах (цветы, подарки, сувениры), сопровождении первых лиц, иностранных гостей, религиозных деятелей, а также дадут рекомендации по организации работы внутри службы протокола.

Курс будет одинаково полезен и интересен как работникам органов власти различного уровня, так и представителям государственных корпораций, банков, крупных частных компаний, которые, поддерживая свой деловой имидж, стремятся к высоким стандартам в организации мероприятий, официальных и неформальных встреч, торжественных банкетов, корректному взаимодействию с перспективными геополитическими партнерами (из Восточных и Азиатских стран).

Для кого

для руководителей и специалистов протокольных служб, отделов по обеспечению деятельности органов власти различного уровня, предприятий и организаций и всех заинтересованных лиц.

Организация и проведение протокольных мероприятий.

  1. Государственный протокол РФ. Дипломатический протокол. Бизнес-протокол.
  2. Виды мероприятий. Формальные признаки и отличия деловых встреч, официальных и неофициальных событий, протокольных мероприятий. Принципы организации.
  3. Прием делегаций: российских и иностранных. Программа пребывания. Порядок встреч и проводов. Рассадка гостей в автомобиле. Организация досуга гостей. Организация работы переводчиков, журналистов, фотографов. Государственный протокол: особенности приема первых лиц государства и официальных делегаций.
  4. Организация переговоров. Организационная подготовка. Встреча гостей. Порядок представлений и приветствий. Обмен визитками. Порядок подписания итогового документа.

Этикет: международный деловой и общегражданский протокол и этикет.

  1. Нормы делового этикета. Деловая культура России и других государств.
  2. Протокольная переписка: требования, структура и размер делового письма, особенности электронной переписки, деловая переписка с зарубежными партнерами. Как писать: приглашения, благодарности, поздравления, соболезнования, некрологи, пресс-релизы. Рекомендации по визуальному оформлению и способу вручения.
  3. Телефонные переговоры: стандарты телефонного общения, служебная иерархия в телефонном разговоре, требования к правильной речи — тембр голоса, интонация, дикция.
  4. Организация протокольных банкетов и фуршетов. Виды официальных приемов. Дневные приемы. Вечерние приемы. Подбор блюд, стиль сервировки. Вариативность меню. Элементы национальной кухни. Расчет оптимального количества еды и напитков. Принципы рассадки в зависимости от вида мероприятия и протокольного старшинства гостей. Зонирование, планирование банкетной рассадки, расстановка буфетных линий, расчет необходимой площади, технического метража. Расчет количества обслуживающего персонала.

Национальный и религиозный протокол.

  1. Особенности религиозного протокола. Специфика организации мероприятий с участием религиозных деятелей различных конфессий.
  2. Специфика организации протокольных мероприятий с участием иностранных гостей с Востока (Китай, Япония, Арабский Восток). Отличие от европейских норм этикета и стандартов.

Некоторые атрибуты сопровождения протокольных мероприятий.

  1. Подарки, сувениры в работе протокольной службы. Российская практика и зарубежные традиции. Поводы и случаи преподнесения подарков. Символическое значение подарков. Отличие между сувенирами и подарками, их ценность и уместность. Сувениры корпоративные и национальные: рекомендации по подбору.
  2. Цветы в подарок и оформление цветами. Букеты или корзины — мода на цветы, «говорящие» букеты.
  3. Рекомендации по оформлению мест проведения протокольных мероприятий. Государственные символы: их правильный порядок и расстановка. Именные таблички, элементы навигации (в т.ч. в случае участия представителей иностранных государств).

Требования протокола к дресс-коду.

  1. Дресс-код мероприятий. Требования формата мероприятия, времени суток. Наиболее распространенные пожелания к форме одежды, указываемые в приглашении.
  2. Соответствие внешнего облика специалистов протокольной службы и обслуживаемых ими лиц уровню и поводу мероприятия. Стереотипы и стандарты ожидания. Рекомендованные фасоны, цвета, аксессуары. Визуальная коррекция фигуры, крой, выбор фактур материалов. Современные требования этикета к деловому стилю одежды и к макияжу.

Деятельность службы протокола.

  1. Рекомендованный перечень внутренних регламентирующих документов протокольной службы (положение о службе, должностные инструкции, протокольное старшинство).
  2. Кадровое обеспечение службы протокола. Основные обязанности сотрудников. Требования к деловым и личностным качествам сотрудников.
  3. Взаимосвязь службы протокола с другими службами и внешними организациями.

Посещение Государственного комплекса «Дворец конгрессов» (Константиновский дворец). Опыт организации международных, государственных и общественных мероприятий.

Удостоверение о повышении квалификации в объеме 40 часов (лицензия № 3053 от 03.07.2017).

Для оформления удостоверения необходимо предоставить:

  • копию диплома о высшем или среднем профессиональном образовании (в случае получения диплома не в РФ, просим уточнить необходимость процедуры признания иностранного диплома в РФ по контактным телефонам или электронной почте)
  • копию документа, подтверждающего изменение фамилии (если менялась).

В пакет участника входит:

  • обучение по заявленной программе;
  • комплект информационно-справочных материалов;
  • экскурсионная программа;
  • ежедневные обеды и кофе-брейки.

Посмотреть полную программу семинара и зарегистрироваться на него Вы можете на сайте.

Возможно корпоративное обучение (для сотрудников только Вашей компании) или специальные предложения для корпоративных клиентов.

Основные положения Мадридского соглашения о международной регистрации знаков (1891 г.) и Протокола к этому Соглашению (1989 г.)

Мадридская система международной регистрации знаков регулируется двумя договорами:

  • Мадридским соглашением, заключенным в 1891 г., пересмотренным в Брюсселе (1900 г.), Вашингтоне (1911 г.), Гааге (1925 г.), Лондоне (1934 г.), Ницце (1957 г.) и Стокгольме (1967 г.) и исправленным в 1979 г., и
  • Протоколом к этому Соглашению, который был заключен в 1989 г. с целью придания Мадридской системе большей гибкости и ее приведения в соответствие с национальным законодательством некоторых стран и нормами межправительственных организаций, которые не имели возможности присоединиться к Соглашению.

Государства и организации-участники Мадридской системы совместно именуются «Договаривающимися сторонами».

Система позволяет охранять знак в большом числе стран путем получения международной регистрации, которая действует в каждой из указанных Договаривающихся сторон.

Кто может пользоваться системой?

Заявка на международную регистрацию (международная заявка) может быть подана только физическим или юридическим лицом, связанным через учреждение, местожительство, гражданство с Договаривающейся стороной Соглашения или Протокола.

Это интересно:  Удержание алиментов с пособия на оздоровление

Знак может быть предметом международной заявки только в том случае, если он уже зарегистрирован ведомством по товарным знакам Договаривающейся стороны, с которой заявитель имеет необходимую связь (именуемым «ведомством происхождения»). Тем не менее, если все указания осуществляются согласно Протоколу (см. ниже), международная заявка может быть основана на простой заявке на регистрацию, поданной в ведомство происхождения. Международная заявка должна быть представлена в Международное бюро ВОИС через ведомство происхождения.

Международная заявка

В заявке на международную регистрацию должна быть указана одна или несколько Договаривающихся сторон, в которых испрашивается охрана. Впоследствии могут быть сделаны последующие указания. Договаривающаяся сторона может быть указана только в том случае, если она является участником того же самого договора, что и Договаривающаяся сторона, ведомство которой является ведомством происхождения. Последняя Договаривающаяся сторона сама не может быть указана в международной заявке.

Конкретная Договаривающаяся сторона указывается либо согласно Соглашению, либо согласно Протоколу, в зависимости от того, какой из договоров является общим для соответствующих Договаривающихся сторон. Если обе Договаривающиеся стороны являются одновременно участниками Соглашения и Протокола, указание регулируется Протоколом.

Международные заявки могут подаваться на английском, французском или испанском языке, независимо от того, по какому соглашению или соглашениям она подается, исключая случаи, когда ведомство происхождения ограничивает этот выбор одним или двумя из этих языков.

Подача международной заявки обусловлена уплатой базовой пошлины (которая сокращена до 10 процентов от причитающейся суммы для международных заявок, подаваемых заявителями, чьей страной происхождения является наименее развитая страна (НРС) в соответствии с перечнем, установленным Организацией Объединенных Наций), дополнительной пошлины за каждый класс товаров и/или услуг помимо первых трех классов и добавочной пошлины за каждую указанную Договаривающуюся сторону. При этом, однако, Договаривающаяся сторона Протокола может заявить, что в тех случаях, когда она указана на основании Протокола, добавочная пошлина заменяется индивидуальной пошлиной, размер которой определяется соответствующей Договаривающейся стороной, но не может превышать размера пошлины, которая уплачивалась бы за регистрацию знака этим ведомством.

Международная регистрация

После получения международной заявки Международное бюро проводит экспертизу на соответствие требованиям Соглашения, Протокола и их Общей инструкции. Эта экспертиза ограничивается формальными требованиями, включая правильность применения классификации и понятность перечня товаров и/или услуг. При отсутствии в заявке каких-либо нарушений Международное бюро вносит знак в Международный реестр, публикует сведения о международной регистрации в «Бюллетене международных знаков ВОИС» (далее «Бюллетень») и уведомляет о регистрации каждую указанную Договаривающуюся сторону. Любые существенные вопросы, например, отвечает ли знак требованиям, которые должны быть соблюдены для предоставления охраны, или не вступает ли он в противоречие со знаком, зарегистрированным ранее в той или иной конкретной Договаривающейся стороне, решаются ведомством по товарным знакам такой Договаривающейся стороны на основании применимого национального законодательства. Бюллетень имеется в электронном виде («Электронный бюллетень») на веб-сайте Мадридской системы.

Заявление о предоставлении охраны или отказе в ее предоставлении

Ведомство каждой из указанных Договаривающихся сторон обязано выпускать заявление о предоставлении охраны, предусмотренное Правилом 18ter Общей инструкции.

Тем не менее, если при проверке международной регистрации на предмет ее соответствия национальному законодательству указанные Договаривающиеся стороны выявляют ее несоответствие каким-то существенным нормам своего законодательства, они имеют право отказать в предоставлении охраны на своей территории. Сообщение о любом таком отказе с указанием мотивов, на которых он основан, должно быть направлено Международному бюро, как правило в течение 12 месяцев с даты направления уведомления об отказе. Однако Договаривающаяся сторона Протокола может заявить, что если она была указана на основании Протокола, то этот срок увеличивается до 18 месяцев. Такая Договаривающаяся сторона может также заявить, что уведомление об отказе в предоставлении охраны, основанном на возражении, может быть направлено Международному бюро даже после истечения 18-месячного срока.

Уведомление об отказе направляется владельцу регистрации или его представителю по связям с Международным бюро, вносится в Международный реестр и публикуется в Бюллетене. Действия, которые должны следовать за отказом (такие, как апелляция или пересмотр), совершаются непосредственно компетентным органом и/или судом соответствующей Договаривающейся стороны и владельцем регистрации без участия Международного бюро. Тем не менее, окончательное решение об отказе в предоставлении охраны сообщается Международному бюро, которое регистрирует и публикует его.

Последствия международной регистрации

Начиная с даты международной регистрации знака ее последствия в каждой из указанных Договаривающихся сторон аналогичны последствиям непосредственного депонирования знака в ведомстве такой Договаривающейся стороны. Если в течение применимого срока не направляется уведомление об отказе в предоставлении охраны или если отказ, о котором Договаривающаяся сторона направила уведомление, впоследствии отзывается, знак пользуется с даты международной регистрации охраной в том же объеме, как если бы он был зарегистрирован ведомством такой Договаривающейся стороны.

Срок международной регистрации составляет 10 лет. Он может продлеваться на дополнительные 10-летние периоды при условии оплаты установленных пошлин.

В отношении некоторых или всех товаров или услуг объем охраны может быть ограничен; охрана также может быть аннулирована применительно только к некоторым из указанных Договаривающихся сторон. Международная регистрация в отношении всех или некоторых указанных Договаривающихся сторон и всех или некоторых обозначенных товаров или услуг может быть предметом передачи прав.

Преимущества Мадридской системы

Система международной регистрации знаков имеет несколько преимуществ для владельцев товарных знаков. Вместо подачи множества национальных заявок во всех интересующих заявителя странах на нескольких различных языках с использованием разных национальных процедурных правил и инструкций и уплаты нескольких (и часто более высоких) пошлин международная регистрация может быть получена путем простой подачи одной заявки в Международное бюро (через национальное ведомство страны) на одном языке (английский, французский или испанский) и с уплатой только одного набора пошлин.

Такие же преимущества существуют при сохранении и продлении регистрации. Аналогичным образом, если право на международную регистрацию передается третьему лицу или изменяется каким-либо иным образом, в частности путем изменения имени и/или адреса, это может быть зафиксировано посредством единого процедурного акта применительно ко всем указанным Договаривающимся сторонам.

Право свободного присоединения к Мадридскому соглашению и Протоколу предоставлено любому государству-участнику Парижской конвенции по охране промышленной собственности (1883 г.). Эти два договора являются параллельными и независимыми, и государства могут присоединяться к каждому из них или обоим вместе. Кроме того, участником Протокола может стать межправительственная организация, имеющая собственное ведомство для регистрации знаков. Ратификационные грамоты или акты о присоединении должны сдаваться на хранение Генеральному директору ВОИС.

Процедура составления протокола ГИБДД об административном правонарушении

Порядок составления протокола ГИБДД об административном правонарушении регламентируется КоАП РФ (Главой 28) и другими документами.

В Кодексе подробно отражены алгоритм составления, сроки, а также информация, которая должна быть занесена в протокол. Даются необходимые разъяснения для физических лиц ипредставителей компаний.

Если в отношении водителя, которого заподозрили в нарушении ПДД, составляется протокол, автомобилиста обязательно должны ознакомить с документом.

Рассмотрим правила составления протокола об административном правонарушении и другие важные подробности, которые помогут автомобилисту понять, правомерна ли процедура составления документа, есть ли нарушения.

Что такое протокол, когда составляется?

Это процессуальный документ, который составляется уполномоченным должностным лицом при наличии состава административного правонарушения. Документ еще не доказывает виду автомобилиста, только отражает информацию о произошедшем.

Протокол — основание для дальнейшего вынесения постановления об административном нарушении.

Приказ МВД России от 23.08.2017 г. №664 «Об утверждении Административного регламента» постановляет, что протокол ГИБДД составляется должностным лицом подразделения ГИБДД и другими уполномоченными лицами.

Основания для составления протокола:

  • инспектор ГИБДД составляет протокол, если выявил нарушение, но рассматривать дело о данном правонарушении не может, так рассмотрение этого дела находится вне его компетенции;
  • наличие правонарушения оспаривается лицом, которое заподозрили в нарушении, или в случае отказа от соответствующей подписи в постановлении по делу о правонарушении;
  • правонарушение совершено несовершеннолетним, который достиг 16 лет;
  • выявлено административное правонарушение, которое не влечет предупреждения, совершенного старшиной, сержантом и другими должностными лицами.
Это интересно:  Как списать неуплаченный штраф

Статья 28.1 КоАП РФ №195-ФЗ с изменениями, которые вступили в силу 29. 10.2017 г. («Консультант»: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/6316f0363775130d5f77e6d9ee6584accf8a9701/): дело об административном правонарушении считается возбужденным с того момента, когда составляется протокол осмотра места совершения правонарушения.

Статья 28.5 регламентирует сроки составления протокола об административном правонарушении:

  • документ составляется сразу же, т.е. немедленно после выявления совершения нарушения;
  • если существует необходимость дополнительного выяснения обстоятельств правонарушения или прочих сведений, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления правонарушения;
  • если проводится административное расследование, протокол составляют, когда заканчивается расследование в сроки, предусмотренные статьей 28.7 Кодекса.

Расследование проводят, когда сведения можно получить только после проведения экспертиз или других действий, которые занимают определенное время. Расследование обычно не должно длиться дольше месяца.

Рассмотрим основные требования к составлению протокола.

Информация, которая должна быть вписана в протокол

В документе указывают дату, место составления, должность, ФИО сотрудника, составляющего протокол, информацию о задержанном лице, время, место, причины задержания (статья 27.4).

Также вносят следующие сведения (статья 28.1.1):

  • действия должностных лиц и порядок, в котором они выполнялись;
  • состояние, качество дороги, наличие или отсутствие разметки, освещение участка дороги, на котором было совершено нарушение;
  • тип перекрестка (регулируемый или нерегулируемый), на котором водитель совершил нарушение, был ли исправен светофор, были ли знаки приоритета;
  • другие важные обстоятельства.

Статья 28.2 (пункт 2): в протоколе также указываются ФИО, адрес свидетелей и потерпевших, если таковые имеются.

В протоколе инспектор должен обязательно указать заявления лиц, которые участвовали в производстве осмотра. Им разъясняются их права и обязанности, которые предусматривает Кодекс. Инспектор вносит соответствующую запись.

Также сотрудник должен сделать пометку об использовании фото-и видеосъемки и других способов фиксации материала, который может доказать вину или невиновность водителя. Полученные материалы прилагаются к протоколу.

Указывается нормативно-правовой акт, который был нарушен, подробное описание ситуации, статья, предусматривающая ответственность за правонарушение.

Если в бланке есть пустые поля, их необходимо заполнить, написав Z. Тогда недобросовестные сотрудники ГИБДД не смогут внести ложные сведения о случившемся.

Из объяснений лучше указать: «ПДД не нарушал, с инспектором не согласен» (при условии, что действительно нарушений не было).

Также необходимо отметить следующее:

  • составлялась ли схема ДТП;
  • были ли права и обязанности разъяснены инспектором ГИБДД;
  • если сотрудник везде указал слово «нарушитель», его нужно исправить на «водитель»;
  • были ли вписаны свидетели автомобилиста.

Водитель имеет право ходатайствовать, чтобы слушание по его делу перенесли на более удобный срок. Перенести место рассмотрения можно тогда, когда водителя задержали в чужом городе.

Документ подписывает должностное лицо, которое его составило, и задержанный водитель. Если автомобилист отказывается его подписывать, необходимо в протоколе сделать соответствующую запись. Копия протокола обязательно вручается автомобилисту (по его просьбе).

Статья 28.8 Кодекса регламентирует следующее: «Протокол направляется судье, в орган или должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в трехдневный срок с того момента, когда будет составлен протокол».

Если виновнику грозит арест, или его выдворяют из страны, протокол передают судье немедленно после составления.

При наличии ошибок в протоколе (к примеру, не указана статья к правонарушению), недочеты нужно устранить в трехдневный срок со дня их получения от судьи, органа или должностного лица, которые рассматривали дело.

Материалы дела должны быть возвращены указанным судье, органу, должностному лицу обратно в течение суток со дня исправления ошибок.

Понятые и свидетели

Нужны ли понятые? Необходимость наличия понятых регламентируется Статьей 25.7. Так кто может быть понятым? В качестве понятного привлекается любое дееспособное и совершеннолетнее лицо, которое не заинтересовано в исходе дела.

Понятой должен удостоверить в протоколе подписью факт совершения действий и их содержание в его присутствии, а также результат. Факт участия понятых в делопроизводстве, а также их замечания фиксируются в протоколе.

Свидетелем может быть (Статья 25.6):

  • любое дееспособное лицо, даже ближайший родственник;
  • свидетелю могут быть известны обстоятельства дела;
  • несовершеннолетнее лицо (которому нет 14 лет), но в присутствии педагога или психолога (при необходимости опрос проводят в присутствии законного представителя).

Свидетель должен прибыть в суд по вызову судьи или другого должностного лица и дать показания. Его замечания также заносятся в протокол.

Сколько должно быть свидетелей? Не менее двух.

Понятой подтверждает факт проведения процессуальных действия, а свидетель является очевидцем событий, который способен рассказать о них.

Может ли сотрудник ДПС быть свидетелем при составлении протокола? Прямого запрета в нормативных актах на привлечение сотрудников ДПС в качестве свидетелей не содержится.

Но факт привлечения сотрудника ДПС, находящегося в подчинении должностного лица, составляющего протокол, в качестве свидетеля, недопустим.

Подобное положение дел даст все основания для сомнений в объективности подобного свидетельства. Служебная заинтересованность или иные причины могут привести к даче заведомо ложных свидетельских показаний.

Когда предполагаемому нарушителю нужно выйти из машины?

Обязан ли водитель садиться в машину ДПС для составления протокола? Инспектор может предложить водителю выйти из автотранспортного средства в следующих случаях (Приказ МВД №664 от 23.08.2017 г.):

  • выявление признаков опьянения у водителя или болезненного состояния;
  • чтобы провести личный досмотр, осмотр, досмотр автомобиля и груза;
  • выполнить сверку номеров, узлов ТС со сведениями в регистрационных документах;
  • для участия водителя в процессуальных действиях, для оказания помощи;
  • при необходимости устранения технической неисправности автомобиля;
  • если поведение водителя создает угрозу безопасности инспектора.

Также документ регламентирует, что водитель может сесть в патрульную машину или пройти в служебное помещение, если его присутствие требуется для оформления процессуальных документов.

Нарушения в протоколе

Документ иногда удается признать недействительным, если при оформлении протокола о правонарушении были выявлены ошибки, а также нарушение в порядке составления.

Лицо, в отношении которого завели дело по административному нарушению, должно внимательно следить за тем, какие сведения вносятся инспектором в протокол.

Сотрудник ГИБДД не должен затягивать с составлением протокола. Документ составляется немедленно (исключение: ст.28.5, пункты 2 и 3).

Если инспектор затягивает с составлением неправомерно, этот факт можно позже использовать в суде в качестве защиты. Лучше фиксировать весь процесс на камеру, которая поможет выявить любые нарушения процедуры.

Если инспектор не разъяснил права и обязанности гражданину, в соответствующей графе нужно поставить «Не согласен». Иногда даже такой отметки хватает, чтобы оспорить законность протокола.

Если при составлении были допущены грубые фактические ошибки, и их можно доказать в суде, протокол признают недействительным. Не забудьте проставить в каждой пустой графе прочерк или «Z».

Также инспектор должен предоставить копию протокола водителю. Если сотрудник ГИБДД не вносит показания заявленных свидетелей или понятых в протокол, это нарушение.

Если инспектор ГИБДД привлекает к свидетельству граждан, которые не находились на месте произошедшего в момент правонарушения, а также предлагает им подписать протокол, в таких действия можно усмотреть признаки совершения преступления.

Любые исправления в документе должны заверяться подписью должностного лица, которое составляет протокол, и подписью задержанного. Так последний удостоверяет, что с исправлением он ознакомлен и согласен.

Назначение наказания без протокола

Протокол не составляется в следующих случаях:

  • наказание в виде предупреждения или штрафа назначается на месте совершения административного правонарушения, и водитель соглашается со своей виной;
  • нарушение зафиксировали камеры фиксации, которые работают в автоматическом режиме.

Протокол — документ, составленный уполномоченным должностным лицом, в котором отображают событие правонарушения. Водитель должен следить за тем, что все требования составления протокола были соблюдены.

Обычно составляется незамедлительно, а также в течение двух суток или после окончания административного расследования.

Составление протокола — подготовка к рассмотрению дела, и автомобилист должен внимательно прочитать, какие сведения в протокол внес инспектор ГИБДД.

Помните: статья 1.5 КоАП РФ регламентирует, что лицо, в отношении которого ведут производство по делу о правонарушении, не может считаться виновным, пока его вину не докажут в суде. Ничто не обязывает гражданина доказывать свою невиновность.