Как оформить рабочую программу кружка

Рабочая программа кружка «Волшебная нить»

Пояснительная записка

Статус документа.

Программа “Нитяная графика” разработана для занятий с учащимися 1-х классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. Планирование составлено на основе:

— распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.02.2010 года № 246-р “О реализации национальной образовательной инициативы “Наша новая школа”;

— приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года № 373 “Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования”;

— приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 года № 1241 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373”;

— письма Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.04.2011 года № 03-255 “О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования”, от 12.05.2011 года № 03-296 “Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования”;

— санитарно-эпидемиологических правил и норм (СанПиН 2.4.2.№2821-10), зарегистрированный в Минюсте России 03.03.2011г., регистрационный номер 19993;

— методических материалов по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования;

— приказа по школе “ОБ организации внеурочной деятельности в 1-х классах в связи с переходом на новые стандарты второго поколения.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно — полезной деятельности.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Программа имеет практическо — познавательную направленность.

Данная программа является наиболее актуальной, так как обеспечивает развитие общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.

Цель: развитие индивидуальных интересов, склонностей, способностей обучающихся, приобретение ими собственного социально-культурного опыта в свободное от учебы время.

Задачи:

— обучить детей работе в технике “Изонить”;

— развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;

— учить внимательно вглядываться в различные предметы, видеть конструктивные части, сохранять целостность восприятия при создании геометрического узора;

— воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;

— привить интерес к ручному труду:

— организовать участие детей в выставках, конкурсах детского творчества.

Основная идея: создание развивающей среды для воспитания и социализации младших школьников во внеурочной деятельности.

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам ручной деятельности, получение и развитие определенных навыков.

Программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчеты схем, возрастающий и убывающий ряд чисел.), черчение (графика), изобразительное искусство (композиция, цветоведение), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира). материаловедение (знакомство и работа с различным материалом: картон, бархатная бумага, нитки). Техника “Изонить” обучает работе с различными инструментами: карандаш, линейка, циркуль, шаблоны, трафареты, шило, булавки, игла, ножницы.

Основные виды деятельности обучающихся:

  • Простейшие наблюдения и исследования.
  • Анализ конструктивных частей различных предметов.
  • Моделирование, конструирование, используя два основных приема: заполнение угла и окружности.

Место предмета в базисном учебном плане. Учебный план для начальной школы включает для каждого класса 10 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений. На изучение курса “Нитяная графика” в 1 классе отводится 33 часа (1 ч. в неделю, 33 учебные недели).

Планируемые результаты.

В результате освоения данного курса ученик научится:

  • рационально организовывать рабочее место;
  • работать с инструментами (иголка, линейка, циркуль, трафареты, шило, ножницы);
  • технологии выполнения основных форм угла, круга, овала, спирали, дуги.
  • выполнять простую работу в технике “Изонить”.

Ученик получит возможность научиться:

  • выбирать материалы и инструменты для выполнения работ;
  • понимать назначение применяемых ручных инструментов;
  • делить углы, окружности и заполнять их по схемам;
  • подбирать контрастные цвета;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания декоративных панно, закладок, открыток, подарков своими руками

Содержание изучаемого курса.

Введение. Техника “Изонить”. Знакомство с изонитью как видом графики. Показ и анализ готовых изделий. Техника безопасности во время работы

Углы. Виды углов. Основной приём изонити – “заполнение угла”. Способы деления угла на равные части, обозначение вершины, нумерация полученных точек в возрастающем и убывающем порядке, технология прошивание угла. Правила сочетания цветов: цветовой круг.

Практическая часть: Построение разных углов, деление их на равные части, заполнение их по схемам. Создание композиций из различных углов и их сочетаний. Окончательное оформление работы.

Окружности. Основной приём изонити – “ заполнение окружности”. Способы черчения и деления окружности на равные части. Хорда. Технология прошивания окружности.

Практическая часть: Прием заполнения окружности. Разметка на картоне. Заполнение окружностей различных диаметров.

Дуги, спирали, лепестки. Технология прошивание фигур производных от “окружности” — дуг, спиралей, лепестков. Основы композиции и цветоведения. Упражнение в прошивание различных фигур и их сочетаний.

Практическая часть: Прием заполнения дуги. Разметка на картоне. Заполнение различных видов кривых линий.

Создание своего проекта, используя изученные технологии. Проект. Понятие проекта. Технология выполнения проекта.

Практическая часть: Изготовление проекта: Выбор рисунка. Деление рисунка на углы, окружности, круги, овалы, лепестки, спирали. Прокалывание основы. Вышивка каждой части. Выставка готовых изделий.

Календарно-тематическое планирование

Кружковая работа. Программы кружков, рабочие программы дополнительного образования детей

Материалы этого тематического раздела помогут в разработке и оформлении рабочих программ в системе дополнительного образования детей. На этих страницах собраны готовые программы кружков различной направленности. Эти материалы часто снабжены комментариями педагогов, о непосредственном их применении на практике. Каждая из публикаций представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс какого-либо определённого направления. В том числе: опытно-экспериментального, художественно-эстетического, краеведческого и экологического, физкультурного и валеологического.

Составляйте только отличные рабочие программы, используя позитивный опыт коллег.

Показаны публикации 1-10 из 1792 .
Все разделы | Кружковая работа. Программы кружков, рабочие программы дополнительного образования детей

Дополнительная общеразвивающая программа по курсу «Занятия экопластикой» Дополнительная общеразвивающая программа по курсу «Занятия экопластикой» на 2015-2016 учебный год для детей 2-4 лет по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного.

Программа дополнительного образования по финансово-экономической грамотности дошкольника Программа по знакомству с миром экономики и финансов логически должна быть выстроена от осознания собственного опыта – к пониманию экономических, в том числе финансовых категорий; от простейших экономических категорий — «труд», «профессия», «потребность», «деньги» к более.

Кружковая работа. Программы кружков, рабочие программы дополнительного образования детей — Рабочая программа кружковой работы «Юный эколог» для детей 4–7 лет.

Публикация «Рабочая программа кружковой работы «Юный эколог» для детей 4–7. » ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность. Существующие программы для детского сада содержат раздел «Формирование целостной картины мира», в рамках которого осуществляется познание дошкольниками природы: разнообразия растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в.

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Рабочая учебная программа кружка по ОБЖ «Береги себя» Муниципальное дошкольное Образовательное учреждение «детский сад № 26 общеразвивающего вида» Рабочая учебная программа кружка «Береги себя» Руководитель Парфенова И.А. Пояснительная записка Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность.

Рабочая программа дополнительного образования по ОБЖ для младшей группы Цель программы: Воспитание у дошкольников ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности. Планируемые результаты( младшая группа) Уметь: — взаимодействовать с животными и растениями , — ориентироваться в.

Программа кружковой работы «Игралочка-развивалочка» (ранний возраст) Программа для детей раннего возраста «Игралочка-развивалочка» Содержание Введение 1. Пояснительная записка 2. Цели и задачи программы 3. Принципы и подходы в реализации совместной деятельности. 4. Планируемые результаты 5. Работа с родителями Введение Без игры нет, и не может.

Кружковая работа. Программы кружков, рабочие программы дополнительного образования детей — Рабочая программа кружка по развитию речи «Говорушка»

Статья «Рабочая программа кружка по развитию речи. » «Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» Введение Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем.

Это интересно:  Заявление о хищении куда писать

Программа кружка «Волшебная бумага» I Целевой раздел 1.1.Пояснительная записка Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО, особенностей региона, детей, потребностей и запросов родителей (законных представителей. Она определяет цели, задачи, содержание и организацию образовательной.

Программа кружковой деятельности «Бумажная фантазия» по оригами в подготовительной группе Пояснительная записка Дети из нашей группы очень любят рисовать и клеить аппликации. В подготовительной к школе группе я предложила познакомиться подробней с одним из интересных направлений художественно-эстетического цикла – это конструирование из бумаги. Содержание кружковой.

Программа дополнительного образования по пластилинографии «Чудо-пластилин» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ «ЧУДО — ПЛАСТИЛИН» муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения детского сада № 29 городского округа города Райчихинска Амурской области Направление: художественно-эстетическое Возраст воспитанников.

Рабочая программа кружка «Мастерок»

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от «Столичного учебного центра» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Б елоярская
средняя общеобразовательная школа » Мошковского района

Зам.директора по ВР: Директор:

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Составитель: Кузнецова Алёна Ивановна

учитель начальных классов

2015-2016 учебный год

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н. и авторской программы педагога Мартьяновой С. А.

В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Данная работа представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.

Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:

патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;

ценностного отношения к природе, окружающей среде;

ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

формирование информационной грамотности современного школьника;

развитие коммуникативной компетентности;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Отличительные особенности программы

Базовые теоретические идеи, ключевые понятия

Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.

Занятия ручным трудом, аппликацией и рисованием позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах. Программа кружка «Умелые руки» должна помочь стимулировать развитие учащихся путем тренировки движений пальцев рук, развивать познавательные потребности и способности каждого учащегося, создать условия для социального и культурного самовыражения личности ребенка.

Недостаточная сформированность пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций является причиной возникновения трудностей в обучении детей (особенно в первом классе).

Учеными установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за развитие человека, непосредственно связано с руками. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Ученые и педагоги, изучавшие деятельность мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки. Ни один предмет не даст возможности для такого разнообразия движений пальцами кисти руки, как ручной труд. На занятиях предметно-практической деятельности развиваются тонко-координированные движения: точность, ловкость, скорость. Наиболее интенсивно это происходит в период от 6 до 10 лет. Поэтому занятия в кружке «Умелые руки» дают возможность для развития зрительно — пространственного восприятия воспитанников, творческого воображения, разных видов мышления, интеллектуальной активности, речи, воли, чувств.

Этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь

Программа кружка предусматривает использование традиционных и нетрадиционных (рисование руками, с использованием ниток, метод чернильных пятен, метод раздувания, разбрызгивания, сюжеты с применением круп, аппликации из скорлупы, фольги, картона, лепка из соленого теста) техник. В план работы включены такие виды деятельности: работа с природным материалом, рисование, аппликация, коллаж, лепка, плетение из ниток.

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические (рассказ педагога, показ педагогом способа действия, показ видеоматериалов, беседа с детьми, рассказы детей), так и практические занятия, проведения конкурсов работ учащихся, подготовка и проведение выставок детских работ, вручение готовых работ родителям в качестве подарков.

Особенности возрастной группы учащихся начальных классов:

возраст детей и их психологические особенности

Дети 7-10 лет имеют свои психологические особенности. В этом возрасте наиболее значимыми мотивами являются:

— «потребности во внешних впечатлениях», которые реализуются при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;

— потребность, настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, выражающаяся в желании приобретать новые знания;

— потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.

Ведущие виды деятельности:

— игра в ее наиболее развернутой форме: предметная, сюжетно-ролевая, драматизация. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, в самых основных сферах человеческой деятельности;

— учебная деятельность как ведущая в умственном развитии детей младшего школьного возраста, т.к. через нее отрабатывается система отношений ребенка с окружающими взрослыми.

Программа рассчитана на 4 года обучения.

Общее количество часов: 135 часов

1 класс – 33 часа,

2 класс – 3 5 часов,

3 класс – 3 5 часов,

4 класс – 3 5 часов.

Планируемые результаты освоения учащимися программы курса

-скоординированы движения кистей рук воспитанников;

— развито творческое воображение у воспитанников;

— сформирован интерес к творческой деятельности;

— развита культура общения воспитанников, трудолюбие, усидчивость, терпение.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

выраженной познавательной мотивации;

устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

планировать свои действия;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

адекватно воспринимать оценку учителя;

различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

проявлять познавательную инициативу;

самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении
коллективных работ;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться, приходить к общему решению;

соблюдать корректность в высказываниях;

задавать вопросы по существу;

контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

владеть монологической и диалогической формой речи;

осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве
Интернет;

высказываться в устной и письменной форме;

Это интересно:  Типовой договор аванса при покупке квартиры

анализировать объекты, выделять главное;

осуществлять синтез (целое из частей);

проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию,
техническое мышление, творческие способности;

расширять знания и представления о традиционных и современных
материалах для прикладного творчества;

познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;

использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;

познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с
новыми функциями уже известных инструментов;

совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;

оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы,
своего жилища;

достичь оптимального для каждого уровня развития;

сформировать навыки работы с информацией.

1 класс, 33 часа

I . Аппликация и моделирование, рисование (16часов)

Вводное занятие. Экскурсия.

Аппликация из природных материалов на картоне.

Засушенные цветы, листья, ракушки, камни, стружка

Аппликация из геометрических фигур.

Цветная бумага, картон

Рисование нетрадиционным методом

Соломка, нитки, картон

Аппликация из пуговиц.

Аппликация из салфеток.

Аппликация на дисках

Гофрированная бумага, цветная бумага, картон

II . Работа с пластическими материалами (10 часов)

Обратная мозаика на прозрачной основе.

Пластилин, прозрачные крышки

Лепка из солёного теста.

III . Аппликация из деталей оригами

Аппликация из одинаковых деталей оригами.

Цветная бумага, картон

Коллективные композиции в технике оригами.

Цветная бумага, картон

2 класс, 34 часа

I . Аппликация и моделирование (12 часов)

Аппликация из листьев и цветов.

Засушенные цветы, листья

Аппликация из птичьих перьев.

Птичьи перья, картон

Аппликация из соломы.

II . Работа с пластическими материалами (8 часов)

Разрезание смешанного пластилина.

Пластилин, тонкая проволока, картон

Обратная мозаика на прозрачной основе.

Пластилин, прозрачные крышки

Торцевание на пластилине.

Пластилин, гофрированная бумага

Лепка из солёного теста.

III . Поделки из гофрированной бумаги

Объёмные аппликации из гофрированной бумаги.

Гофрированная бумага, картон

IV . Модульное оригами (10 часов)

Треугольный модуль оригами.

Замыкание модулей в кольцо.

Объёмные фигуры на основе формы «чаша».

3 класс, 34 часа

I . Работа с природными материалами

Объёмные поделки (фигурки зверей, сказочных персонажей).

Пластилин, шишки, жёлуди, спички, скорлупа орехов и т.д.

II . Объёмные и плоскостные аппликации (18 часов)

Торцевание гофрированной бумагой на картоне.

Гофрированная бумага, картон

Мозаика из ватных комочков.

Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги.

Картон, цветная бумага

Открытки, картинки, картон

III . Работа с пластическими материалами (6 часов)

Мозаичная аппликация на стекле.

Лепка из солёного теста.

IV . Модульное оригами (6 часов)

Игрушки объёмной формы.

4 класс, 34 часа

I . Работа с природными материалами

Коллективные композиции, индивидуальные панно.

Пластилин, шишки, жёлуди, спички, скорлупа орехов, камешки, ракушки

II . Объёмные и плоскостные аппликации (24 часа)

Открытки, картинки, картон

Мозаика из квадратных модулей.

Картон, цветная бумага

Картон, цветная бумага

Аппликации в технике квиллинг.

Картон, цветная бумага

Техника изонить. Заполнение круга, угла.

Картон, цветные нитки

Аппликации в технике изонить.

Картон, цветные нитки

III .Поделки на основе нитяного кокона

Изготовление нитяных коконов. Оформление объёмных поделок.

Нитки, напальчник, цветная бумага

1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

4. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

5. Сайт Страна Мастеров

6. Сайт Всё для детей

Календарно – тематическое планирование

I . Аппликация и моделирование – 12 часов

Рабочая программа литературного кружка «Проба пера»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

педагога Кучминой Надежды Владимировны,

учителя русского языка и литературы,

объединение творческой направленности

(срок реализации программы)

1. Пояснительная записка

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования. В данное время главная задача – формирование у школьника общеучебных умений и навыков. Это является основой всей учебной деятельности. Ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач, в полной мере владеть системой действий, позволяющих решать любые учебные действия; уметь самостоятельно осуществлять контроль своей учебной деятельности и правильно оценивать результат своего труда.

Цель работы кружка «Проба пера» — совершенствование и развитие навыков яркой, правильной, содержательной, выразительной речи в устной и письменной форме.

Актуальность программы основана на интересе, потребностях учащихся в творческой деятельности. Программа знакомит учеников с организацией как коллективного, так и индивидуального творчества, побуждает к наблюдению и экспериментупозволяет учиться творчеству деятельностно.

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, партнерство, результативность и творчество, нацеленность на успех.

2. Цели и задачи программы

  • научить основам искусства слова, журналистского мастерства;
  • воспитать нравственно-эстетическую культуру школьников; развивать их потребности в саморазвитии, расширении собственного кругозора, повышении интеллектуального уровня;
  • развивать творческие способности, умение понимать и создавать художественные тексты, формировать стремление к самореализации личности через собственный литературный труд.
  • обучать основам исследовательской работы;
  • учить добывать и систематизировать информацию;
  • развивать коммуникативные навыки, навыки сценического искусства;
  • развивать творческие способности учеников;
  • развивать стремление к самореализации и самовоспитанию;
  • развивать чувство коллективизма через коллективный созидательный труд.

2. Содержание программы

Программа позволяет реализовать компетентностный, личностно-ориентированный и деятельностный подходы. Работа кружка направлена на всестороннее развитие личности, реализацию творческих способностей школьников. Программа предполагает оптимальное включение школьников в разнообразные по форме и содержанию виды творческой деятельности: всесторонний анализ художественного текста, языковых средств выразительности; создание собственных текстов с использованием художественных приемов. Лучшие работы участников кружка могут размещаться на школьном сайте, в школьной газете «Маленькая жизнь». Авторы работ получат возможность обменяться мнениями по поводу своих работ и работ, написанных другими участниками. Доброжелательный и подробный анализ творческих работ поможет открыть в школьниках креативные способности, развить художественный вкус.

Кружок поможет поднять общекультурный уровень современного школьника.

3. Планируемые результаты

Школьники получат возможность освоить основные способы речевого общения: создавать тексты различных стилей(художественного, публицистического) и жанров (отзыв, аннотация, эссе, рассказ, стихотворение). Научатся создавать тексты различных типов речи (описание, повествование, рассуждение), свободно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Научатся правильно (логично, последовательно, связно) строить текст. Ученики получат возможность научиться правильно выражать свое отношение к прочитанному, услышанному, увиденному.

Обучающиеся получат возможность развивать коммуникативные навыки, нестандартно мыслить, развивать воображение. При этом формируется информационно-коммуникативная компетенция, обеспечивающая целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, развивается умение развернуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов, оценивать и редактировать написанное.

Методические советы по разработке и оформлению рабочих программ курсов внеурочной деятельности

Дата публикации: 06.08.2015 2015-08-06

Статья просмотрена: 10066 раз

Библиографическое описание:

Буйлова Л. Н. Методические советы по разработке и оформлению рабочих программ курсов внеурочной деятельности // Молодой ученый. — 2015. — №16. — С. 403-408. — URL https://moluch.ru/archive/96/21529/ (дата обращения: 04.12.2018).

Организация внеурочной деятельности в контексте реализации Федеральных государственных образовательных стандартов вызывает много вопросов и главный из них — разработка рабочих программ курсов внеурочной деятельности. В настоящее время эта тема является актуальной и в ее успешном решении заинтересованы не только педагоги и администрация образовательных организаций, но и сами учащиеся и их родители. В статье даны методические рекомендации по разработке этих программ.

Ключевые слова:внеурочная деятельность, рабочая программа, рабочая программа курса внеурочной деятельности, нормативно-правовые основания разработки образовательной программы, технология разработки программы.

Федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС) ввели «новое» понятие — внеурочная деятельность, которая, по замыслу разработчиков стандарта, позиционировалась как образовательная инновация, но оказалась проблемой, которую никто не ждал.

Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (МР МО РФ от 12.05.2011 № 03–296) [5], что позволяет реализовать требования ФГОС начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования в полной мере. Внеурочная деятельность является неотъемлемой, обязательной частью образовательного процесса в школе; это — органичное продолжение учебных занятий.

Материалы стандарта целенаправленно подводят педагога и руководителя образовательного учреждения к формированию устойчивых представлений о внеурочной деятельности как:

части основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида деятельности; формировании учебной мотивации;

деятельности, способствующей расширению образовательного пространства, создающей дополнительные условия для развития учащихся;

необходимом условии взросления, в рамках которого происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.

Внеурочная деятельность организуется на основе специально разработанных образовательных программ по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное); в таких формах, как кружки, краеведческая работа, художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, юношеские организации, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и другие формы, отличные от урочной, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

Это интересно:  Технические требования к монтажу окон

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности разрабатываются:

в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» [7];

в целях реализации ФГОС НОО (утв. приказом МОиН РФ от 6 октября 2009 г. № 373, с изменениями от 26 ноября 2010 г. № 1241) [2], ФГОС ООО (утв. приказом МОиН РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897) [3] и ФГОС СОО (утв. приказом МОиН РФ от 7 июня 2012 г. № 24480) [4].

с учетом положений Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» [6] и иных нормативных правовых документов.

Согласно нормам Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 273-ФЗ) [7] рабочая программа учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) (далее — рабочая программа) является неотъемлемой частью основной образовательной программы организации, осуществляющей образовательную деятельность, а понятие «образовательная программа» определяется как «комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов [7, ст.2, п.9]. Исходя из этого, по статусу рабочая программа относится к комплексу организационно-педагогических условий, обеспечивающих достижение планируемых результатов основной образовательной программы, и является документом образовательной организации, определяющим объем, содержание и последовательность изучения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в рамках основной образовательной программы.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности выполняет следующие функции:

нормативную (определяет обязательность реализации содержания программы в полном объеме);

информационно-методическую (дает представление о целях, содержании, последовательности изучения материала и путях достижения результатов освоения образовательной программы учащимися средствами данного курса);

организационную (выделяет этапы обучения, структурирует учебный материал, определяет его количественные и качественные характеристики на каждом этапе).

Рабочая программа курса внеурочной деятельности, наравне с иными программами, входящими в содержательный раздел основной образовательной программы, является частной по отношению к ней, конкретизируя общие цели с учетом специфики реализуемого содержания. Целью рабочей программы курса внеурочной деятельности является обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования [2, п. 19.5], основной образовательной программы основного общего образования [3, п. 18.2.2] или основной образовательной программы среднего общего образования [4, п. 18.2.2].

Рабочая программа курса внеурочной деятельности разрабатывается на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и программы формирования универсальных учебных действий [2, п.19.5] или с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы [3, п. 18.2.2; 4, п. 18.2.2].

Рабочая программа курса внеурочной деятельности является нормативным документом:

регламентирующим организацию и фиксирующим содержание обучения по конкретной дисциплине (то есть определяющим содержание изучаемого курса, вырабатываемые компетенции, составные части учебного процесса, учебно-методические приемы, используемые при преподавании, формы и методы контроля знаний учащихся, а главное — взаимосвязь данного курса и других дисциплин учебного плана);

содержащим максимально полную информацию о предлагаемом учащимся содержании образования, в рамках основной образовательной программы: образовательные цель и задачи, а также фиксируемые, диагностируемые и оцениваемые образовательные результаты.

Реализация принципа преемственности ФГОС по уровням общего образования позволяет выделить единство подхода к структуре рабочих программ, но при этом образовательная организация, помимо обязательных требований ФГОС к структуре рабочей программы, может включать также иные сведения, необходимые и достаточные по ее усмотрению.

Исходя из данных выше характеристик, обобщим требования к рабочей программе курса внеурочной деятельности:

учет основных концептуальных идей и положений основной образовательной программы образовательной организации;

системность, целостность, конкретность, логичность и однозначность содержания;

последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса;

учет логических связей с основными предметами учебного плана;

фиксируемые, диагностируемые и оцениваемые планируемые образовательные результаты;

наличие признаков нормативного документа, использование официально-делового стиля изложения и современной педагогической терминологии;

оптимальный объем, не перегруженный излишней информацией.

Требования к структуре рабочей программы содержат ФГОС всех уровней, но структура рабочей программы курса внеурочной деятельности определяется только в Федеральном государственном образовательном стандарте [4, п. 18.2.2] и должна содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели среднего общего образования с учетом специфики курса внеурочной деятельности;

2) общую характеристику курса внеурочной деятельности;

3) личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;

4) содержание курса внеурочной деятельности;

5) тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся;

6) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности.

Рассмотрим содержание всех структурных элементов рабочей программы курса внеурочной деятельности.

Необходимый атрибут любой образовательной программы — титульный лист (лат. Titulus — «надпись, заглавие»), который предваряет текст этого документа и служит источником библиографической информации, необходимой для идентификации документа (наименование образовательной организации, гриф утверждения программы (реквизиты решений органов управления образовательной организации, участвующих в рассмотрении (принятии) и утверждении программы с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа), название программы, адресат программы, срок ее реализации, ФИО, должность разработчика(ов) программы, город и год ее разработки).

Раздел «Пояснительная записка» содержит:

указание на направление развития личности, в рамках которого разработана программа;

ссылку на нормативно-правовые и учебно-методические документы, на основании которых разработана программа;

цель программы, которая должна быть конкретизирована с учетом специфики курса внеурочной деятельности (цель — это обобщенный планируемый результат, на который направлено обучение по программе);

задачи программы — это конкретные результаты реализации программы (научить, привить, развить, сформировать, воспитать);

формы организации образовательного процесса (индивидуальные, групповые и т. д.) и виды занятий по программе, которые определяются содержанием и методикой реализации программы.

Раздел «Общая характеристика курса внеурочной деятельности» содержит:

актуальность программы — роль и значимость курса внеурочной деятельности с точки зрения целей общего образования соответствующего уровня (с опорой на концепцию ФГОС); соответствие программы современным достижениям в сфере науки, техники, искусства и культуры; соответствие запросам родителей и детей (обоснование актуальности должно базироваться на фактах — цитатах из нормативных документов, результатах научных исследований, социологических опросов, подтверждающих необходимость и полезность предлагаемой программы);

описание места курса внеурочной деятельности в основной образовательной программе образовательной организации;

адресат программы — примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе (возраст, уровень развития, круг интересов, личностные характеристики, потенциальные роли в программе);

объем программы — общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы;

срок освоения программы — определяется содержанием программы и должен обеспечить возможность достижения планируемых результатов, заявленных в программе; характеризуют продолжительность программы — количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения;

режим занятий — периодичность и продолжительность занятий.

Раздел «Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности» содержит:

перечень личностных и метапредметных результатов освоения курса внеурочной деятельности, согласующиеся с его целью и задачами (определение основных знаний, умений, навыков, а также компетенций, приобретаемых учащимися в процессе изучения программы);

формы аттестации/контроля — разрабатываются и обосновываются для определения результативности усвоения программы (зачет, контрольная работа, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль художественно-прикладного творчества, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые уроки, вернисажи и т. д.).

оценочные материалы — пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов — контрольно-измерительных материалов для оценки степени достижения запланированных личностных и метапредметных результатов [7, ст.2, п.9; ст. 47, п.5];

Раздел «Содержание курса внеурочной деятельности» содержит:

реферативное описание разделов и тем программы, перечень основных единиц содержания (понятий, фактов, законов, закономерностей и пр.);

перечень теоретических и практических занятий, направлений проектной и (или) исследовательской деятельности учащихся в соответствии с последовательностью, заданной тематическим планированием.

характеристику основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий), универсальные учебные действия, осваиваемые в рамках изучения темы.

Раздел «Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся» оформляется в виде таблицы (таблица 1), составляется на каждый год обучения и содержит:

наименование разделов и тем, входящих в каждый раздел,

общее количество часов на их изучение (с указанием теоретических и практических видов занятий, а также форм контроля.

Примерная структура тематического планирования рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)