Что входит в стаж для начисления пенсии в беларуси

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

В День единения народов России и Беларуси, 2 апреля, существенной является информация о пенсионном обеспечении жителей Союзного государства. Пенсионное обеспечение граждан Республики Беларусь, переехавших на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, а россиян — в Беларусь, имеет некоторые особенности. Оно регулируется специальным Договором, учитывающим многочисленные нюансы. Этот договор — один из самых проработанных, направленных на защиту пенсионных прав жителей бывшего Советского Союза, считают в Пенсионном фонде.

Международный Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения действует с 29 марта 2007 года. Он основан на пропорциональном принципе. Каждая Договаривающаяся сторона назначает и исчисляет пенсию (за исключением социальной) на основании стажа, приобретенного на её территории. При этом периоды стажа по 12.03.1992 г. (включительно) учитывает та сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией.

По Договору право на трудовые пенсии имеют граждане Российской Федерации и граждане Республики Беларусь, проживающие на территории одного из государств, а также члены их семей, подпадающие под действие законодательства сторон.

При определении права на пенсию возможно суммирование стажа, выработанного на территории одного государства, со стажем, выработанным на территории другого. При этом подсчет и подтверждение стажа осуществляется по Законодательству обоих государств.

Стаж, приобретенный после 13 марта 1992 на территории третьих государств, в том числе бывших союзных республик, в страховой и общий трудовой стаж не засчитывается.

Договор предоставляет гражданам право выбора: либо назначить и выплачивать пенсию по законодательству одного из государств, гражданами которого они являются, либо с применением положений Договора. Свой выбор необходимо подтвердить заявлением. Он является окончательным и пересмотру не подлежит.

Наибольшее количество «белорусских пенсионеров» живет в Иванове. Управление ПФР в Иванове, Кохме и Ивановском районе выплачивает 24 трудовые пенсии гражданам Российской Федерации, назначенные в том числе по нормам международного Договора, и 1 — гражданину Беларуси, проживающему на территории Российской Федерации.

NewsBY.org — Новости Беларуси

Если говорить просто, то речь идет о сроке, который необходимо отработать, чтобы получать трудовую пенсию.

TUT.BY выяснял, сколько теперь нужно работать, чтобы не остаться без пенсии.

1. Что изменилось?

С 1 января этого года минимальный трудовой стаж для начисления пенсии увеличили до 15,5 лет. А с 1 января 2017 года он будет повышаться ежегодно на 6 месяцев. В 2025 году для того, чтобы получать полную пенсию, придется доказать, что вы официально трудились не менее 20 лет.

Кроме того, теперь взносы в ФСЗН должны платить иностранные граждане и лица без гражданства, работающие в Беларуси или являющиеся индивидуальными предпринимателями, а также все физические лица, работающие в представительствах иностранных организаций.

Кстати, год назад минимальный стаж вырос сразу на 5 лет (с 10 до 15 лет), а в 2013 году он увеличивался с 5 до 10 лет.

2. Сколько нужно работать, чтобы получить пенсию?

Получается, что даже при том, что в нашей стране пенсионный возраст не повышают, некоторые белорусы, достигнув 55 лет (у женщин) и 60 лет (у мужчин), не смогут получить трудовую пенсию.

Кому-то придется «досидеть» до необходимого стажа пару месяцев, а кому-то — год или два. Так или иначе, всем нужно будет наработать минимальный трудовой стаж.

Например, если вам нужно выходить на пенсию в этом году, то полноценную выплату вы сможете получить при стаже 15 лет. Тому же, кто в этом году начнет свою трудовую деятельность, нужно будет официально работать уже 20 лет.

Напомним, что некоторые работники в Беларуси имеют право на досрочный выход на пенсию. Согласно статьям 12−14 и 47−49.2 закона о пенсионном обеспечении, на это могут рассчитывать, например, шахтеры, спортсмены, артисты, врачи, учителя и другие работники.

Помимо этого, раньше на пенсию могут уходить госслужащие и люди с определенным социальным статусом (к примеру, многодетные матери). Досрочную пенсию дадут и безработным (статьи 22, 24 закона о занятости населения).

3. Что включают в годы стажа?

Согласно указу № 534, человеку зачтут только то время, когда работодатель платил за вас взносы в Фонд социальной защиты населения (или пенсионный фонд — для тех, кто работал еще в СССР) или же вы сами это делали, будучи, например, предпринимателем.

А вот учебу в университете, службу в армии и декретный отпуск при подсчетах требуемого минимального страхового стажа просто «не заметят». Любая работа без официального трудоустройства тоже не подойдет.

4. Кого увеличение трудового стажа не коснулось?

Прежние требования по минимальному стажу, согласно комментарию Минтруда, сохранились для назначения трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца. Для их назначения достаточно факта уплаты взносов.

Не изменились требования и для уязвимых категорий лиц, для которых формирование длительного страхового стажа объективно затруднительно (родителей детей-инвалидов (инвалидов с детства), многодетных матерей, инвалидов с детства и др. (статьи 17−22 Закона «О пенсионном обеспечении»). Как и раньше, это 5 лет.

5. Какую пенсию будут платить, если не хватает стажа?

Если человек не сможет «наскрести» на минимальный страховой стаж, то ему придется довольствоваться только социальной пенсией. Это всего лишь половина бюджета прожиточного минимума (сегодня это 784 тысячи рублей, т.е. около 40 долларов США). Кроме того, социальную пенсию начинают выплачивать позже — мужчинам в 65 лет, а женщинам — в 60.

Кроме того, указом № 534 устанавливается, что пенсии должны расти не реже 1 раза в год.

«Они будут повышаться, согласно указу, не менее одного раза в год, — подтвердила заместитель начальника главного управления пенсионного обеспечения Минтруда и соцзащиты Лариса Яшкова. — Когда и на сколько, мы пока сказать не можем. Все будет зависеть от того, как будет расти средняя зарплата в стране. Но даже если она увеличиваться не будет, повышение пенсий планируется».

Минимальный стаж для получения пенсии

Будет ли учтен стаж работы в РБ при начислении пенсии в России?

Я родилась, закончила школу и один год отработала в РФ. Затем училась в университете в г. Минске (1979-1985гг), после окончания которого работала в Минске до 2001. После 2001 я не работаю. С 1991 года у меня гражданство РБ. Сейчас мне 56 лет, в РБ пенсию я не получаю. Весной 2017 года я получила российское гражданство. Мой вопрос: При подаче документов на пенсию в РФ (по законодательству РФ – п.2 ст.23), как будет учитываться мой трудовой стаж, полученный в РБ?

С уважением, Елена

27 Сентября 2017, 22:10 Елена, д. Минск

Уточнение клиента

т.е. будет ли учтен мой трудовой стаж в РБ с 1991 по 2001 годы.

27 Сентября 2017, 22:13

Ответы юристов (9)

Здравствуйте. Вам нужно основываться на положениях договора между Россией и Белоруссией о сотрудничестве в сфере соцобеспечения. Так согласно ст. 23 договора

1. Назначение и выплата трудовой пенсии по возрасту (по старости), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь) после вступления в силу настоящего Договора осуществляются в следующем порядке:
1) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией, в соответствии с настоящим Договором;
2) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после 13 марта 1992 года на территориях Договаривающихся Сторон, каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором.
2. По желанию и на основании заявлений граждан Договаривающихся Сторон им может назначаться и выплачиваться пенсия согласно законодательству Договаривающейся Стороны, гражданами которой они являются, без применения положений настоящего Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит.

Таким образом. при обращении в территориальные органы пенсионного фонда за назначением вам пенсии вы выбираете один из вариантов. Назначение пенсии без учета Договора или по ч. 1 вышеуказанной статьи. В зависимости от вашей конкретной выгоды.

Вы можете запросить предварительный расчет.

Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (Заключено в г. Москве 13.03.1992). Согласно которому

1. Назначение пенсий гражданам государств — участников Соглашения производится по месту жительства.

2. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств — участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Это интересно:  Какой процент от наследства берет нотариус

Есть вопрос к юристу?

Лица, имеющие право на трудовую пенсию определены ст. 3 Закона о трудовых пенсиях:

Статья 3. Лица, имеющие право на трудовую пенсию

Право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Нетрудоспособные члены семей лиц, указанных в части первой настоящей статьи, имеют право на трудовую пенсию в случаях, предусмотренных статьей 9 настоящего Федерального закона.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Статья 10. Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж

1. В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

2. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона,за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Как указала коллега, такой договор между РФ и Белорусью имеется.

Прошу прощения. Не дочитала вопрос. Согласно положениям того же Договора между РФ и РБ

Статья 11
1. При определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения.

Таким образом, исходя из международного договора стаж должны учитывать. Если вам по какой-то причине отказывают в этом, требуйте письменный отказ и обжалуйте его. Ошибки в начислениях случаются.

Стаж учитывается, при этом стаж при осуществлении трудовой деятельности как в Республике Беларусь, так и в России.

Обратимся к соответствующим официальным разъяснениям Пенсионного Фонда РФ:

Пенсионное обеспечение лиц, прибывших из республик бывшего СССР

Для применения международных соглашений необходимым условием для назначения пенсии на территории России является постоянное проживание на территории России, которое подтверждается:

паспортом гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства, видом на жительство для иностранного гражданина либо лица без гражданства, в том числе с отметкой о регистрации по месту жительства

Для применения международных договоров необходимым условием для назначения пенсии на территории России является законное проживание на территории России, которое подтверждается:

паспортом гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства; свидетельством о регистрации по месту пребывания;

Для применения международных договоров необходимым условием для назначения пенсии на территории России является законное проживание на территории России, которое подтверждается:

видом на жительство для иностранного гражданина либо лица без гражданства, в том числе и с отметкой о регистрации по месту жительства.

Гражданам, прибывшим из государств — участников Соглашения от 13 марта 1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При этом стаж работы после 01.01.2002 года может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

При исчислении расчетного размера страховой пенсии гражданам, прибывшим из государств — республик бывшего СССР, с которыми не заключены международные соглашения в области пенсионного обеспечения, во внимание принимаются сведения о заработной плате в рублях за периоды работы на территории этих государств, предшествующие введению национальной валюты.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Республики Беларусь учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения.

Подсчет страхового (трудового) стажа для исчисления размера пенсии осуществляется согласно законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию.

За периоды страхового (трудового) стаж, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией в соответствии с Договором от 24.01.2006.

За периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного после 13.03.1992, каждая Договаривающаяся сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором.

Уточнение клиента

Уважаемый Иван, Вы ссылаетесь на Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, но есть так же Договор между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006 «О сотрудничестве в области социального обеспечения» где указано — За периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного после 13.03.1992, каждая Договаривающаяся сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором. Я не совсем понимаю какое из них приоритетное. Дело в том, что в пенсионном фонде, где я консультировалась, мне сказали, что при оформлении пенсии в соответствии со ст.23 п.2 (по законодательству РФ) мой стаж в РБ с 1991 по 2001 не будет учтен, что меня, конечно, удивило.

27 Сентября 2017, 21:41

При этом, что касается перечня необходимых документов:

Перечень документов, необходимых для назначения пенсии гражданам, прибывшим из стран СНГ, аналогичен перечню, определенному для граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, но существует необходимость предоставления нотариально заверенного перевода документов, выполненных на иностранном языке (в том числе штампов и печатей).http://www.pfrf.ru/branches/sp.

Уточнение клиента

Уважаемый Иван, Вы ссылаетесь на Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, но есть так же Договор между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006 «О сотрудничестве в области социального обеспечения» где указано — За периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного после 13.03.1992, каждая Договаривающаяся сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором. Я не совсем понимаю какое из них приоритетное. Дело в том, что в пенсионном фонде, где я консультировалась, мне сказали, что при оформлении пенсии в соответствии со ст.23 п.2 (по законодательству РФ) мой стаж в РБ с 1991 по 2001 не будет учтен, что меня, конечно, удивило.

27 Сентября 2017, 21:49

Как видно, ссылка на данное соглашение размещена на официальном портале органа пенсионного фонда РФ, согласно данному соглашению:

1. Назначение пенсий гражданам государств — участников Соглашения производится по месту жительства.

2. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Совершено в г. Москве 13 марта 1992 года в одном подлинном экземпляре на русском языке.

Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам, подписавшим настоящее Соглашение, его заверенную копию.
http://docs.cntd.ru/document/1.

Следовательно разъяснение, которое Вам дали в территориальном органе пенсионного фонда на то, что

мой стаж в РБ с 1991 по 2001 не будет учтен

если Вам откажу учитывать данные периоды в стаж, нужно будет обжаловать отказ в судебном порядке.

Обращу внимание, что Соглашение, на которое ссылается мой коллега, говорит о трудовом стаже до 1992 года, что видно из приведённых им цитат. Все-таки при обсуждении включения стажа с 1991 по 2001 нужно ссылаться на ст. 11 Договора, которую я приводила

Не верно трактуете, коллега:

2. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств,

на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Т.е. первоначально идет положение о том, что учитывается трудовой стаж вообще на территории РФ и Республики Беларусь без указания на какое — либо ограничение временем, т.е. любой стаж на территории вновь образованных государств, а далее идет дополнительная оговорка о том, что также учитывается трудовой стаж в СССР, до заключения этого соглашения, т.е. до образования государств СНГ подписавших соглашение, т.ч. и до и после заключения соглашения, стаж должен быть учтен, согласно все тому же соглашению

В таком случае, непонятно, почему мне поставили минус. Я эту ссылку давала ещё в первом посте. На статью 6 именно. Но все же дополнительно посмотрю разъяснения по этому поводу.

Это интересно:  Полевской бесплатный адвокат

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Пенсия по возрасту в Беларуси

Пенсии по возрасту — это регулярные денежные выплаты из Фонда социальной защиты населения, назначаемые гражданам, достигшим определенного законодательством пенсионного возраста, при условии наличия трудового стажа, минимальный размер которого также определяется законодательством. Величина трудовой пенсии по возрасту зависит от размеров прошлого заработка.

Следует выделить следующие отличительные черты пенсии по возрасту в Республике Беларусь:

  • она назначается по достижении определенного законом возраста:
  • назначается лицам, имеющим достаточно длительный стаж общественно-полезной деятельности;
  • пенсия по возрасту назначается пожизненно, вне зависимости от состояния трудоспособности.

Таким образом, пенсия по возрасту, это не только компенсация предполагаемого снижения способности трудиться, но – заслуженный отдых.

Право граждан на пенсионное обеспечение, в том числе по старости, гарантируется статьей 1 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении». В то же время, в статье 5 настоящего Закона указывается, что право на трудовую пенсию имеют граждане, с доходов которых в период трудовой деятельности делались отчисления по государственному социальному страхованию в течение не менее чем 5 лет.

Лицам пенсионного возраста, не имеющим права на трудовую пенсию, назначается социальная пенсия на определенных законодательством условиях. Такая норма содержится в статьях 5 и 72 Закона «О пенсионном обеспечении».

Источником выплаты трудовых пенсий по возрасту является Фонд социальной защиты населения. Социальные пенсии выплачиваются непосредственно из республиканского бюджета.

С 1 января 2017 г. Указом Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2016 г. № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» общеустановленный пенсионный возраст будет ежегодно повышаться на 6 месяцев до достижения возраста мужчинами 63 года, женщинами 58 лет.

Напомним, что ранее согласно статье 11 настоящего Закона право получения пенсий по возрасту на общих основаниях имели:

  • мужчины, достигшие 60 лет имеющие трудовой стаж работы не менее 25 лет;
  • женщины, соответственно — 55 лет, при стаже не менее 20 лет.

Назначению трудовой пенсии по возрасту предшествует процесс расчета ее размера исходя из общей продолжительности трудового стажа и особых моментов его исчисления; расчета размера заработка, для определения величины пенсии.

Вопросы начисления пенсий в процентах от предыдущего заработка регулируются статьей 56 Закона. Процедура сбора и проверки сведений о заработке и иных выплатах, включаемых в расчет — соответственно статьями 57 и 58. Порядок учета сведений о трудовом стаже и нюансы его исчисления определены в статьях 51 – 54 Закона.

По отзывам граждан, уже прошедших процедуру расчета и назначения пенсии, процесс этот достаточно хорошо налажен, применение законодательных норм разъяснено и отработано. Наиболее частой проблемой оказываются ошибки при подаче сведений в ФСЗН работодателями, особенно в советские и первые постсоветские годы и получение информации о трудовом стаже и заработке из других государств бывшего СССР.

Для конкретизации существующего положения в описанной области можно рассмотреть статистические данные Мингорисполкома за 2016-2018 годы, в бел.руб.:

Пенсионная система. Кто остался в ловушке страхового стажа

Изменения в белорусское законодательство, повысившие планку страхового стажа, ввели одномоментно, переходный период не предусмотрели.

В Беларуси сократили обязательный страховой стаж для начисления пенсий военным и тем, кто ухаживал за инвалидами и стариками. Однако ловушка страхового стажа все равно осталась.

Кого освободили из ловушки

С 1 августа вступит в силу указ президента № 233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан», которым определенным категориям граждан предусматривается возможность назначения трудовой пенсии по возрасту при страховом стаже не менее 10 лет.

В частности, это касается граждан

— которые проходили военную службу (службу в военизированных организациях), но не приобрели права на военную пенсию. Право на трудовую пенсию по возрасту им предоставляется при наличии стажа работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин;

— которые ухаживали за инвалидом первой группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, нуждающимся в постоянном уходе.

Сейчас в Беларуси требуемый стаж страховых выплат для начисления трудовой пенсии составляет 16 лет, а далее будет только увеличиваться — ежегодно на 6 месяцев до достижения к 2025 году 20 лет. А еще два года назад, чтобы получать пенсию, было достаточно пяти лет работы с уплатой страховых взносов. Исходя из этой нормы, люди строили свои профессиональные и жизненные планы.

Кто и почему остается без пенсии, попав в ловушку страхового стажа

Изменения же в законодательство, повысившие планку страхового стажа, ввели одномоментно, переходный период не предусмотрели. В результате многие белорусы попали в своеобразную ловушку и остались без пенсии.

Теперь для вышеперечисленных категорий граждан страховой стаж для начисления пенсии снижен.

Не хватило года в погонах

Попал в число тех, кто теперь надеется оформить трудовую пенсию, на которую из-за нехватки страхового стажа ранее права не имел, и 62-летний Иван Снитко из Лиды. Он остался без пенсии, потому что в страховой стаж не засчитали 19 лет службы в милиции, откуда мужчина уводился из-за конфликта с начальством в 1992 году. Снитко не хватило буквально одного года, чтобы получить военную пенсию.

Если военнослужащий не отрабатывает в силовых структурах необходимый стаж (раньше 20 лет, согласно новому указу — 10 лет), ему не только не назначается пенсия за выслугу лет, но все отработанное время не засчитывается в страховой стаж, а пенсия начисляется на общих основаниях. Это связано с особенностями начисления военной пенсии — государство как наниматель не платит за людей в погонах страховые взносы.

Те, у кого не хватает страхового стажа, могут рассчитывать только на социальную пенсию. Мужчины имеют право обратиться за ней в 65 лет, женщины — в 60 лет. Сегодня размер социальной пенсии — 91,91 рубля.

Иван Снитко после ухода из милиции дома не сидел — работал, но так получалось, что без оформления, а в последние десять лет — в охране на одном из предприятий Лиды. Благодаря этой работе у него есть около десяти лет стража с уплатой взносов в ФСЗН (годы службы в этот период не входят, но входят в общий трудовой стаж).

Грядущие изменения в законодательство о пенсионном обеспечении его очень обрадовали: «Это справедливо, что стали учитывать службу! Получается, по новому указу, у меня достаточно общего трудового и страхового стажа для начисления пенсии! Я планирую и дальше работать и получать пенсию».

По новому указу, для военных, которые отслужили 10 и более лет, обязательное условие начисления трудовой пенсии — наличие 10 лет страхового стажа. По предварительным подсчетам Снитко, страховой стаж у него около 10 лет, может немножко не хватить для назначения пенсии. Одно утешает — если будет недоставать каких-то месяцев, он успеет, благодаря новшеству в законодательстве, их доработать. Несколько месяцев — это все же не потерянные для начисления пенсии 19 лет службы в милиции.

А если трудовую пенсию Снитко назначат уже сейчас, у него будет доход около 300 рублей, а не несчастные 91 рубль с копейками социальной пенсии.

Страховой стаж уменьшили, но трудовой — увеличили

Координатор правовых программ Белорусского Хельсинкского комитета Дмитрий Черных в целом положительно оценил указ № 233. БХК активно лоббировал изменения в пенсионном законодательстве.

Как отметил Черных, указ устранил коллизию, которая состояла в том, что выплата пособия по уходу за инвалидом первой группы или лицом, достигшим 80-летнего возраста, прекращалась после того, как человек, который ухаживал, сам достигал пенсионного возраста. Теперь и по достижении пенсионного возраста можно продолжать получать пособие, если не назначена трудовая пенсия — до получения социальной пенсии. И этот период засчитывается в общий трудовой стаж.

Дмитрий Черных обратил внимание на еще одну особенность указа. Наряду со снижением до 10 лет страхового стажа, для людей, которые длительное время занимались общественно полезной деятельностью, увеличен общий трудовой стаж — до 35 лет для женщин и 40 лет для мужчин (для остальных остается 20 и 25 лет соответственно).

«Напомню, в трудовой стаж включаются учеба, служба в армии, социальные отпуска по уходу за ребенком до трех лет, периоды ухода за инвалидом первой группы и т.д., — сказал Дмитрий Черных. — Таким образом, указ сделал более справедливым пенсионное обеспечение для таких людей в части страхового стажа, но не в части трудового».

По сути, отметил эксперт, «увеличение трудового стажа сводит на нет уменьшение страхового и ведет к увеличению пенсионного возраста».

В частности, в уязвимом положении по-прежнему будут находиться женщины, «которые рожают много детей». Согласно законодательству, в трудовой стаж входит период отпуска по уходу за детьми до достижения ими возраста трех лет, но не более 9 лет в общей сложности. Тогда как по новому указу общий трудовой стаж должен составлять не менее 35 лет. Каким образом у женщин, которые фактически посвящают себя материнству, сформируется такой стаж, разработчики указа не говорят.

И только для матерей (отцов) пяти и более детей предусмотрена льгота — на пенсию можно выйти в 50 лет после уплаты в ФСЗН взносов в течение 5 лет.

Это интересно:  Целевой договор займа материнский капитал

Государство поступает несправедливо

Мама пятерых детей Ирина Хилько ушла на пенсию именно в 50 лет. Ей назначили пенсию в размере 170 рублей.

«Пенсия смешная, я продолжаю работать, благо, дети подросли. Старшим дочерям по 30 лет, еще двум девочкам — 16 и 14, а мальчику — 12. Родить ребенка не проблема, но вот вырастить, дать образование…» — рассказала многодетная мама в комментарии для Naviny.by.

Ирине Хилько как председателю Московской районной организации (Минск) Белорусской ассоциации многодетных родителей приходится нередко присутствовать на встречах с чиновниками:

«Они прямо говорят, что в казне нет денег на то, чтобы включить отпуск по уходу за ребенком в страховой стаж, и можно рассчитывать только на себя. Нам так и заявляли: «Вы воспитали хороших детей, вот и рассчитывайте на них. Пусть теперь дети заботятся о маме и папе». Но ведь государство также должно принимать участие. Женщина, которая родила белорусских граждан, должна рассчитывать на поддержку в старости. И быть материально независимой».

С одной стороны, говорит Ирина Хилько, когда рожаешь детей, о пенсии не думаешь. С другой, когда приходит время и уже не можешь работать, «становится обидно, ведь мама рожает, воспитывает детей, которые будут строить общество».

Многие женщины не работают, потому что не могут это делать физически — например, если в семье растет ребенок-инвалид или если детей много. «И откуда взять 35 лет общего трудового стажа, непонятно», — удивляется Ирина Хилько.

«Это неправильно, несправедливо, — уверена собеседница. — Раз государство предоставляет социальную льготу — три года отпуска по уходу за ребенком, возникает вопрос, почему этот период не идет в страховой стаж. Мы всегда поднимаем эту проблему, когда встречаемся с представителями Минтруда и Комитета соцзащиты Мингорисполкома. Однако нам отвечают, что пока есть то, что есть. Большая семья — это хорошо, но со стороны государства хотелось бы видеть более достойное отношение к матерям, чтобы они могли рассчитывать на поддержку в старости».

Указ не решил всех проблем

Указ № 233 «не устранил проблему ретроспективности, не предусмотрел переходный период для тех людей, которые попали в ловушку страхового стажа», обратил внимание Дмитрий Черных.

По его мнению, и этой позиции придерживается Белорусский Хельсинкский комитет, такие важные вопросы, как пенсионное обеспечение, необходимо регулировать не указами президента, а проводить как изменения в законе через парламент:

«В таком случае есть возможность публичной дискуссии, возможность организовать слушания. Теоретически парламент может не принять тот или иной законопроект, но в случае указа президента никакие действия невозможны».

Разъяснение Минтруда: включается ли декрет и служба в армии в минимальный страховой стаж для пенсии

В Сети уже несколько дней обсуждают пост неравнодушного белоруса о минимальном страховом стаже. Мужчина узнал, что в него не входит период учебы в вузе и ссузе, служба в армии, декретный отпуск, период получения пособия по безработице или ухода за инвалидом. А вот в России и Украине ситуация совершенно другая. FINANCE.TUT.BY выяснил у Минтруда, изменилась ли ситуация с подсчетом пенсионного стажа и узнал подробности о том, как с этим обстоит дело у наших соседей.

У белоруски, без учета декрета и учебы, есть 10 лет в запасе

Напомним, что указом президента от 31 декабря 2015 года № 534 «О вопросах социального обеспечения» не только увеличили минимальный страховой стаж для получения пенсии, но и ужесточили требования к нему. Так, выросший за последние 3 года в три раза минимальный стаж (с 5 до 15 лет) теперь составляет 15,5 лет и будет ежегодно увеличиваться до 2025 года на 6 месяцев, пока не достигнет 20 лет. Но в зачет пойдут только те годы, в течение которых ваш работодатель или вы сами уплачивали страховые взносы.

Как говорится в разъяснении Минтруда, в страховой стаж никогда не входили учеба в вузе, декрет или служба в армии. Все это учитывалось и учитывается только в трудовом стаже, необходимом для расчета конкретного размера пенсии, которую будет получать конкретный гражданин.

Но и здесь есть ограничения. Скажем, отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет засчитываются в общий стаж не полностью, а лишь период не более 9 лет (по сути, три полных декрета). А период получения пособия по безработице будет «виден» чиновникам не более 6 месяцев. Правда, «учеба в дневной форме получения образования, уход за ребенком-инвалидом, инвалидом 1 группы» и другие виды занятости, хотя и не засчитываются в минимальный страховой стаж, полностью принимаются во внимание при расчете пенсии и влияют на ее размер.

«Требование о наличии работы с уплатой страховых взносов для назначения трудовой пенсии в национальном законодательстве существует с 1998 года», — говорится в сообщении Минтруда. И право на трудовую пенсию предоставляется тем, кто в период работы или занятия иными видами деятельности уплачивали обязательные страховые взносы в фонд социальной защиты населения.

«Это требование было усилено в 2006 году для назначения трудовой пенсии по возрасту путем установления минимального периода работы с уплатой обязательных страховых взносов — 5 лет», — уточняет Минтруда.

И сегодня для отдельных категорий граждан сохранено требование о наличии 5 лет страхового стажа для права на трудовую пенсию. «К ним относятся, в частности, матери, воспитывавшие детей-инвалидов не менее 8 лет в период до их совершеннолетия, многодетные матери, родившие 5 и более детей и воспитавшие их до 8-летнего возраста, инвалиды с детства».

К примеру, белоруска 1961 года рождения, выходящая в этом году на пенсию, должна будет иметь минимальный страховой стаж в 15,5 лет. Если учесть, что, скорее всего, женщина начала работать в 20−21 год (в школе учились в то время 10 лет плюс 5 лет института), то к 55 годам она могла наработать 34−35 лет. Вычтем из них еще три декрета (9 лет) и получим 25−26 лет «чистого» стажа. Даже если предположить, что белоруска какое-то время не работала или за кем-то ухаживала, то в запасе у нее остается 10 лет.

В России 1 день службы в армии засчитывается как 2 дня работы

В соседней России ситуация иная. Сходится у нас только пенсионный возраст (55 лет для женщин и 60 для мужчин), а минимальный страховой стаж там ниже — 15 лет. И в эти годы включают практически все: военную службу по призыву; декретный отпуск; уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом и (или) человеком в возрасте 80 лет и старше; период временной нетрудоспособности или получения пособия по безработице; участие в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства.

Однако ограничения тоже есть. «При уходе за ребенком в возрасте до полутора лет учитывается в минимальном стаже не более 6 лет, — рассказывает юрисконсульт российской компании „Семейный юрист“ Алина Дмитриева. — А период, когда жены военнослужащих по контракту живут вместе с супругами там, где они не могли работать из-за отсутствия возможности трудоустройства, учитывается не более чем на 5 лет. Это же касается супругов дипломатических работников в период проживания за границей».

Поэтому россиянке можно отучиться в вузе, два года отработать по распределению, воспитать нескольких детей и поухаживать за инвалидом или старым родственником в течение 8 лет. В этом случае она уже будет иметь право на пенсию.

Есть и еще один нюанс: нахождение на военной службе по призыву учитывается по формуле «один день военной службы за два дня работы», если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательную организацию) не превысил одного года. Так что в России послужить в армии даже выгодно для пенсионного стажа.

В Украине для получения пенсии надо отработать 25 лет мужчинам, и 20 лет женщинам

Украинское законодательство касательно минимального страхового стажа похоже на российское. Но украинский эксперт обращает внимание на то, что все не так просто, как кажется на первый взгляд. «Мужчины уходят на пенсию в 60 лет, но при этом должны отработать не менее 25 лет. Женщины — в 55, но отработать не меньше 20 лет, — уточняет управляющий партнер юридического центра „Алекс“ адвокат Александр Травянко. — Хотя в законе и есть понятие минимального стажа для получения пенсии, который равен 15 годам. Если он меньше, то человек имеет право на получение государственной социальной помощи».

По сути, 15 лет стажа действуют лишь в особых случаях. Например, если человек выходит досрочно на пенсию или становится инвалидом. А вот при условии, что вы здоровый мужчина, который выходит на пенсию в 60 лет, вам придется отчитаться для полной пенсии за 25 лет работы.

Но у нашей южной соседки в минимальный стаж тоже включают декрет, службу в армии, учебу, уход за инвалидами и прочее.

«Например, во время ухода за инвалидом человека регистрируют в центре занятости и ему начисляется страховой стаж, — объясняет адвокат. — У нас все осталось практически так, как было еще в советское время».