Зк рф 2018 год с комментариями порядок передачи земли в собственность

Земельный Кодекс Российской Федерации – это кодифицированный документ, содержащий нормы земельного права. Коротко его называют ЗК РФ или Земельный кодекс, но в официальных документах возможен только один вариант названия – полный.

Какие отношения регулирует кодекс?

ЗК РФ регулирует правоотношения, складывающиеся в сфере использования, гражданского оборота и охраны земель в России. Эти отношения называются земельными. Земля понимается как основа жизни народонаселения России и его деятельности.

Отношения по владению землей, ее пользованию и распоряжению ею, по совершению сделок с землей не входят в предмет земельных отношений. Они составляют предмет гражданско-правовых отношений, поскольку земля считается одним из объектов гражданского оборота. Изъятия из этого правила и дополнения к нему предусмотрены нормами земельного, лесного, водного законодательства и других федеральных законов.

Принципы действия Земельного кодекса

ЗК РФ устанавливает следующие обязательные принципы:

  • Земля понимается как природный объект, важнейшая составная часть природы, средство производства и одновременно как объект собственности и объект гражданских прав;
  • Осуществление прав относительно земли допускается свободно, но насколько это соответствует правилам защиты земель, требованиям экологического законодательства и не причиняет ущерб и вред окружающей среде;
  • Приоритет охраны права на жизнь и права на здоровье человека над интересами защиты и охраны земли;
  • Связанные неразрывно и прочно с землей объекты следуют судьбе земельного участка, на котором они расположены;
  • Возможность изменения целевого назначения земель с целью их сохранения;
  • Платность использования земли;
  • Деление земель на категории согласно целевому назначению и установление режима разрешенного использования;
  • Разграничение государственной собственности на собственность государства, субъектов федерации и муниципальных образования;
  • Учет природных, экономико-социальных и других важных факторов при установлении правового режима земель;
  • Сочетание общественных интересов народа и личных интересов граждан при организации охраны земель;
  • Обеспечение каждого гражданина гарантией на свободное обращение и пользование земельного участка, принадлежащим ему;
  • Разграничение действия правовых норм земельного закона и гражданского права в области такого предмета регулирования, как использования земель;
  • Государственное регулирование приватизации земли.

К кому применяется кодекс?

В число участников земельных отношений, соответственно, тех, к кому применяются нормы Земельного кодекса, входят:

  • Граждане России,
  • Юридические лица, зарегистрированные или работающие в России,
  • Муниципальные образования,
  • Субъекты федерации,
  • Государство.

Иностранные граждане и иностранные организации земельным законодательством ограничиваются в некоторых правах в отношении земельных участков.

Консультации и комментарии юристов по законодательной системе РФ

Если у вас остались вопросы по законодательству РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Земельный кодекс России 2018

Ныне действующий в России Земельный кодекс является продуктом радикальных земельных реформ, последовательно проводимых с девяностых годов двадцатого века. Радикальность изменений заключается в появлении новых форм собственности на землю, не свойственных системе Советского Союза. Разнообразие таких форм сделало данный кодекс одним из наиболее востребованных документов федерального законодательства.

Основные понятия земельного права

ЗК РФ регулирует взаимоотношения людей и юридических лиц относительно земли, то есть участка суши, находящего в зоне российской юрисдикции. Однако понятие «земля» расплывчато и не конкретно, поэтому в законодательстве используется термин «земельный участок». Это часть территории страны, имеющая отличительные признаки – границы, определённые в документах и на местности, структуру, категорию и разрешённое использование (ст. 6, 11.2).

Земля является объектом рыночного оборота. Однако она может стать таковой только в случае образования земельного участка как юридически значимой единицы. Кроме того, каждый участок должен быть отнесён к определённой земельной категории, что накладывает на пользователей и владельцев обязанности и ограничения. Деление участков на категории является способом управления территорией и землёй как природным ресурсом, источником получения материальных благ, компонентом экологической среды человека.

В стране нет бесхозной земли. Любой участок суши имеет своего владельца. Однако и владельцы могут пользоваться участками только в соответствии с категорией и целевым назначением. Пользование землёй в нарушение её законного предназначения считается правонарушением или преступлением, в зависимости от последствий.

Статья 7 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень категорий, к которым может быть отнесён любой участок суши Российской Федерации. Это земли:

  • сельскохозяйственные;
  • особо охраняемых территорий (заповедники, национальные парки, заказники, военные объекты и т.д.);
  • населённых пунктов;
  • лесного и водного фондов;
  • запаса.

Последняя категория представляет собой территории, которые не вовлечены в оборот, не имеют специфики разрешённого использования и принадлежат государству. Отнесение участков к категории – это юридическая процедура, осуществляемая на государственном или муниципальном уровне.

Таким образом, элементарной единицей земельного права является участок, находящийся на территории юрисдикции России, имеющий кадастровый номер, категорию, разрешённое использование, собственника, план, границы и структуру.

Собственность и оборот

Эта сфера земельных отношений разработана с максимальной подробностью. Она представлена в Главах 3, 4, 5, 5.1, 5.2, 5.3, 5,4, 5,6, 6, 7, 7.1, 8, 9.

  • физические лица – граждане РФ;
  • физические лица – граждане других стран (имеются ограничения по категориям земель);
  • юридические лица;
  • государство;
  • муниципалитеты.

Право на земельный участок возникает на основе заключения договоров по передаче прав владения, распоряжения и пользования. Такая передача становится законной только при регистрации договоров в соответствующих госорганах, учитывающих состояние и принадлежность недвижимости (ст. 25 ЗК РФ). Процедура госрегистрации не обязательна только для аренды участков, оформленной на срок менее года.

С точки зрения рынка земли кодекс делит все участки на три части – находящиеся в свободном обороте, имеющие ограничения в переходе от одного владельца к другому и полностью изъятые из оборота (ст. 27). В частной собственности могут находиться только земли, включённые в оборот. Не допускается изменения статуса участков:

  • особо охраняемых природных территорий;
  • постоянно находящихся под военными объектами;
  • занятых зданиями и сооружениями, принадлежащими ФСБ, военным судам, госохране;
  • с ИТС связи и коммуникаций, обслуживающих систему охраны госграницы;
  • занятых под объекты атомной энергетики и захоронения радиоактивных отходов;
  • отданных под кладбища.

Особое значение для страны и государства имеют земли сельхозназначения. Однако особенности их оборота в кодексе раскрыты слабо. Это объясняется наличием специального федерального закона, посвящённого исключительно обороту земель данной категории.

Отдельная глава (седьмая) кодекса посвящена проблемам прекращения прав на земельные участки. Это может происходить на основаниях:

  • добровольной возмездной или безвозмездной передачи прав от одного лица другому;
  • принудительного прекращения пользования или владения при использовании земли не по назначению;
  • изъятия участка, если он не используется по назначению более трёх лет;
  • истечения срока пользования;
  • изъятия участка для муниципальных и государственных нужд;
  • конфискации по решению суда;
  • реквизиции (временное изъятие в условиях ЧС).
Это интересно:  Возврат ндфл при обучении ребенка

Все эти условия касаются только земельного фонда, находящегося в обороте. Земли, уже изъятые из оборота, не могут отчуждаться по определению.

Земля как ресурс

Земля относится к категории исчерпаемых ресурсов. В этой фразе заключён парадокс. Дело в том, что земля как территория государства может измениться только при смещении государственных границ или береговых линий. Однако земельный ресурс может исчерпаться даже при увеличении территории государства.

Это происходит в том случае, если земля теряет своё плодородие, становится непригодной для производства сельскохозяйственной продукции, а так же формирования экосистем, обеспечивающих оптимальное качество среды жизни людей. По этой причине в ЗК РФ существуют главы, посвящённые:

Данные блоки ЗК РФ позволяют организовать и осуществлять в обязательном порядке контроль использования земли с целью предотвращения её разрушения как ресурса и компонента экологической среды. В этом проявляется несомненное сходство земельного законодательства с экологическим. Специфика этого кодекса проявляется в том, что земля в нём рассматривается одновременно как объект вещных прав и ресурс, подлежащий сохранению.

Новая редакция Земельного Кодекса РФ с изменениями на 2018 год

Действующий Земельный кодекс является первым кодифицированным документом, регулирующим земельные взаимоотношения субъектов в условиях провозглашённой частной собственности на землю. До этого было принято два Земельных кодекса, регулировавших взаимоотношения в условиях государственной монополии на землю. Кодекс 1991 года обеспечил юридическую основу переходного периода.

Субъекты и объекты

Как следует из статьи 2 ЗК РФ, данный документ является частью земельного законодательства страны. В части, касающейся земельных отношений, его нормативы обладают приоритетом перед другими законами федерального и регионального уровней. Это означает, что все остальные нормативные документы не должны противоречить ФЗ №136.

Субъектами земельных правоотношений являются:

  • граждане Российской Федерации;
  • иностранцы и люди без гражданства;
  • юридические лица;
  • государство в лице организаций федерального и регионального уровней;
  • муниципалитеты.

Иностранные физические и юридические лица могут принимать участие в земельных отношениях на территории действия российской юрисдикции только в некоторых ситуациях. Часть 3 статьи 15 не позволяет таким лицам владеть и распоряжаться участками, расположенными в приграничных территориях. Кроме того, иностранцы и организации, в уставном капитале которых более половины средств принадлежит иностранным экономическим агентам, не имеют права приобретать в частную собственность сельскохозяйственные земли.

Объект земельных отношений проявляется в двух вариантах. С одной стороны, это земля как территория страны и её ресурсная база, а с другой – это оборотный рыночный капитал. Единицей регулируемых отношений является участок как юридическое явление, имеющее идентификационные признаки.

Земля как объект собственности

В соответствии с нормами ЗК РФ, участки российской территории могут находиться в собственности:

Государственная собственность имеет приоритет перед всеми с остальными формами владения участками суши. Этот приоритет проявляется в том, что любой участок, не имеющий владельцев, автоматически становится государственным. Кроме того, государство обладает правом изъятия участков для осуществления специфической деятельности или размещения объектов стратегического значения. В государственной собственности находятся земли:

  • запаса;
  • ООПТ;
  • лесного фонда;
  • госграницы;
  • военных объектов;
  • учреждений службы безопасности;
  • космических объектов;
  • атомных электростанций;
  • автомобильных и железных дорог.

В муниципальной собственности, как правило, находятся территории, имеющие рекреационное значение, а так же занятые населёнными пунктами. В частном обороте чаще всего находятся участки, предназначенные для строительства и сельскохозяйственного использования.

Для целей рационального использования территории страны статьёй 7 ЗК РФ предусмотрено деление земель на семь категорий по целевому назначению. Это означает, что каждый конкретный участок должен использоваться только в соответствии с присвоенной ему категорией. Нарушение этого правила влечёт за собой изъятие участка у данного пользователя.

Таким образом, Земельный кодекс РФ носит комплексный характер. Он позволяет сочетать решение задач сохранности земли как ресурса и среды обитания с её использованием для целей сельского и лесного хозяйства, промышленности и формирования территорий населённых пунктов.

Статья 28. Утратила силу с 1 марта 2015 г.

Статья 28. Утратила силу с 1 марта 2015 г.

Комментарий к Ст. 28 ЗК РФ

1. Пунктом 1 комментируемой статьи определяется, на основании какого права могут быть предоставлены земельные участки гражданам и юридическим лицам из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Правовое содержание термина «предоставление» при обращении к отношениям по приобретению прав на земельные участки из публичной собственности выявлено еще недостаточно. Как считаем, предоставить земельный участок означает для уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления принять решение о передаче гражданину либо юридическому лицу земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности на основании права, установленного комментируемым пунктом. В случае если возникновение права лица на участок связано с заключением договора (приобретение в собственность, в аренду), к действиям уполномоченных органов по предоставлению участка следует отнести заключение соответствующего договора с гражданином или юридическом лицом, так как без этого действия использование участка приобретателем невозможно.

Предоставление земельного участка следует отличать от действий по переоформлению права на земельный участок или от иных действий по изменению вида права, на основании которого лицо участок использует. Земельный участок предоставляется лицу, которое до этого не обладало на него правами. При переоформлении (изменении) права на участок лицо уже владеет и пользуется (или по крайней мере пользуется) участком на основании какого-либо права. Так что вновь «передавать» землю такому лицу нет необходимости. В данном случае речь ведется только об изменении правового титула, на основании которого лицо осуществляет пользование и владение землей.

2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает основное правило, согласно которому основания бесплатного приобретения земель из государственной или муниципальной собственности могут быть предусмотрены только федеральными законами либо законами субъектов РФ. Например, согласно п. 2.1 ст. 30 ЗК РФ земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется по выбору лица, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, в собственность бесплатно. В соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК в собственность бесплатно предоставляются земельные участки религиозным организациям, имеющим в собственности здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

При обращении к содержанию ст. 28 ЗК Конституционный Суд РФ разъяснил следующее. Согласно абз. 2 п. 1 ст. 36 ЗК юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом и федеральными законами, имеют исключительное право на приватизацию или приобретение права аренды земельных участков, на которых они расположены. При этом в силу ст. 28 ЗК предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату, и только в исключительных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ, оно может осуществляться бесплатно (с учетом качества, целевого назначения, местонахождения земель и других критериев).
———————————
См.: Определение Конституционного Суда РФ от 25 декабря 2003 г. N 513-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «АЗС-Сервис» на нарушение конституционных прав и свобод положением абзаца первого пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Это интересно:  Осаго калькулятор карелия

Следовательно, общий порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность юридических лиц применяется в соответствии с одним из основных принципов приватизации государственного и муниципального имущества — отчуждения такого имущества в частную собственность на возмездной основе. Определяя этот порядок в законе, как того требует ст. 36 (ч. 3) Конституции России, законодатель вправе устанавливать и конкретные механизмы реализации закрепленного данной статьей права граждан и их объединений иметь в частной собственности землю с учетом того, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ (п. «в» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).

3. Пункт 3 комментируемой статьи признан утратившим силу Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества».

4. Пункт 4 комментируемой статьи представляет собой ограничение публичного собственника в волеизъявлении при предоставлении земельного участка.

При этом заметим, что решением ВС РФ от 28 февраля 2003 г. N ГКПИ03-52 разъяснено, что предусмотренные п. 4 ст. 28 ЗК основания для отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков предполагают регулирование отношений по предоставлению свободных земельных участков, а не тех, которые уже предоставлены юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование.

Правовое значение данного пункта заключается и в том, что, в случае если государство посчитает необходимым сохранить часть земель в государственной или муниципальной собственности, законодательно должно быть определено, какие земли, в каких случаях не могут быть предоставлены в частную собственность.

Перечень случаев, дающих основание для отказа в предоставлении участков в собственность граждан или юридических лиц, является закрытым.

5. На основании п. 5 комментируемой статьи в целом не может быть предусмотрено бесплатное предоставление земельных участков иностранным гражданам.

Земельный Кодекс РФ 2018

Земельный кодекс посвящён регулированию взаимоотношений, связанных с землёй, являющейся территорией страны. Земля всегда сочетала в себе одновременно признаки товара, средства производства, ресурса и среды обитания. Это единство множества признаков предъявляет особые требования к механизмам и принципам регулирования земельных отношений. Не удивительно, что земельные реформы всегда способствовали радикальному изменению состояния общества и экономики.

История появления ФЗ №136

Современный Земельный кодекс явился следствием появления в Конституции РФ статьи 36, декларирующей право физических и юридических лиц на владение землёй. Право собственности предполагает возникновение и прав на пользование и распоряжение. Эта статья Конституции положила конец монополии государства на землю, что потребовало радикального изменения всего земельного права страны.

Однако Конституция лишь закрепила то, что уже существовало в России. Курс на возникновение частной собственности на землю начался с того, что собственниками земли сначала стали союзные республики, а не государство СССР. Так была создана основа для раздела Советского Союза.

В конце восьмидесятых и в начале девяностых годов были приняты законы, которые вводили и развивали институт частной собственности на землю. Окончательно закрепил это право кодекс 1991 года.

Этот юридический документ выполнил функцию обеспечения переходного периода в условиях земельной реформы и был заменён на ЗК РФ 2001 года. ФЗ №136 является главным современным документом земельного права. Его дополняет ФЗ №101, призванный регулировать оборот сельскохозяйственных земель.

В настоящее время земельная реформа, начавшаяся в девяностых годах XX века, считается завершённой. Однако это не означает, что Земельный кодекс 2001 года не будет развиваться.

Объект земельного права

Земля – понятие многоликое и неопределённое. Однако в юриспруденции оно толкуется только как участок поверхности суши, имеющий свои границы, которые обозначены в натуре и в официальных документах Росреестра.

Это идеальные признаки земельного участка как юридической единицы. Однако для того, чтобы распоряжаться участками, достаточно, чтобы они имели:

  • кадастровый номер;
  • границы;
  • адрес;
  • владельца;
  • категорию;
  • разрешённое использование.

Причём, границы могут быть обозначены только на плане. А собственник у каждого участка существует по определению. Если нет конкретного лица, то владельцем недвижимости автоматически становится государство.

Функции и применение ЗК РФ

В ЗК РФ сконцентрировано сразу несколько функций. Это обеспечение:

  • прав владения недвижимостью;
  • сохранности территориальных и биологических ресурсов;
  • юридической и ресурсной базы сельского хозяйства.

Статья 7 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень категорий земель. Это означает, что все участки в пределах Российской федерации должны относиться к одной из этих категорий. Такая норма обеспечивает рациональность использования ресурсов, сконцентрированных на конкретной территории или в масштабах страны.

Человеку, далёкому от юриспруденции, Земельный кодекс может понадобиться для того, чтобы:

  • построить собственный дом;
  • заняться сельскохозяйственным производством;
  • легализовать участок, находящийся в пользовании;
  • продать, подарить или завещать дачу, дом и землю;
  • оформить право публичного сервитута;
  • арендовать участок;
  • отстаивать свои права на землю в спорных ситуациях.

Это всего лишь самые распространённые случаи, когда людям приходится обращаться к статьям Земельного кодекса России. Однако введение частной собственности на землю породило разнообразие ситуаций, которые требуют знаний норм земельного права.

Земельный кодекс относится к очень динамичным документам, поскольку он является нормативной базой ещё не до конца завершённой земельной реформы. Это предъявляет особые требования к тем, кто по роду деятельности постоянно сталкивается с земельными проблемами юридического характера. Пользуясь этим документом, следует обращать внимание на то, в какой редакции представлена данная версия. Это позволит избежать ошибок и проблем, связанных с использованием устаревших нормативов.

Земельный кодекс (ЗК РФ) 2018 — 2019

ЗК РФ в последней действующей редакции от 1 октября 2018 года.

! Кодекс имеет новую редакцию, вступающую в силу 1 января 2019 года.
Посмотреть изменения в будущей редакции

Вы можете сравнить редакции данного кодекса, выбрав даты вступления редакций в силу и нажать на кнопку «Сравнить». Все последние изменения и дополнения откроются перед Вами как на ладони.

Договор-Юрист.Ру постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.

Так, например, Земельный кодекс имеет будущую редакцию только от 1 января 2019 года

Шансов найти более свежую действующую редакцию — нет.

Земельный кодекс Российской Федерации (ЗК РФ) – один из нормативных актов, регулирующих в соответствии с Конституцией РФ земельное законодательство. Земельный кодекс устанавливает право собственности на землю: предоставления и изъятия земельных участков и регулирует разрешение земельных споров. Основной задачей земельного кодекса является обеспечение рационального использования земельных ресурсов и их охраны.

Земельный кодекс состоит из восемнадцати глав, включающих 103 статьи, которые регулируют земельные отношения в соответствии с категорией земельных участков и их назначения. Действующий Земельный кодекс Российской Федерации был принят Государственной Думой в сентябре 2001 года. Рыночные отношения в экономике и политическое развитие демократического государства оказали большое влияние на формирование основных принципов земельного законодательства, которое в свою очередь неизбежно влияет на другие сферы жизни государства: налоговое законодательство, налогообложение, охрану земельных ресурсов и социальную эффективность.

Это интересно:  Госпошлина на снижение размера алиментов 2018

С основными статьями и положениями земельного Кодекса РФ необходимо ознакомиться всем землепользователям, землевладельцам и арендаторам, так как любое строительство или перестройка сооружений на земельном участке должно подкрепляться разрешением в соответствии с его целевым назначением. Земельное законодательство России не ограничивается только рамками Земельного Кодекса, опираясь на ряд Федеративных законов о земельном регулировании, которые дополняют и развивают общие нормы и принципы ЗК РФ.

Минэкономразвития высказался по вопросу изменений в Земельный кодекс Российской Федерации

Министерство экономического развития Российской Федерации своим письмом от 24.03.2015 г. № 6786-ПК/Д23н изложило свою позицию относительно применения отдельных положений Федерального закона от 23.06.2014 г. N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ N 171), основные нормы которого вступили в силу с 01.03.2015 г.

Из приведенных письмом пояснений можно выделить следующие:

1.Право распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена

В соответствии с поправками ФЗ N 171, полномочия по распоряжению землями, находящимися в неразграниченной государственной собственности, от муниципальных районов переходят городским и сельским поселениям при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения. При отсутствии таких правил на момент вступления в силу ФЗ N 171, полномочия переходят с даты их утверждения.

Минэкономразвития в этой связи поясняет, что на основании закона соответствующего субъекта РФ такие полномочия могут быть перераспределены органам государственной власти субъектов РФ в соответствии с частью 1.2. статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (например, законом Московской области от 30.12.2014 г. N 211/2014-ОЗ установлено, что с даты утверждения правил землепользования и застройки городского поселения полномочия осуществляет Правительство МО или уполномоченный им центральный исполнительный орган государственной власти МО).

В то же время действующим законодательством РФ не предусмотрено возможности передачи таких полномочий органам местного самоуправления муниципального района. При этом, согласно статье 34 ФЗ N 171 завершить начатую процедуру распоряжения земельным участком должен тот орган власти, который ее начал.

2.Преимущественное право на заключение на новый срок договора аренды земельного участка без проведения торгов

Положениями ЗК РФ в новой редакции установлены основания (пункт 3 статьи 39.6. ЗК РФ) и условия (пункт 4 статьи 39.6. ЗК РФ) заключения без проведения торгов нового договора аренды земельного участка с арендатором такого земельного участка, по истечении срока действия ранее заключенного договора аренды. При отсутствии в совокупности таких установленных условий, такой земельный участок может быть предоставлен такому лицу только на торгах. Минэкономразвития обращает внимание, что право на заключение нового договора не является преимущественным правом, следовательно, положения пункта 1 статьи 621 ГК РФ не применимы.

В то же время, на договоры аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в полной мере распространяется правило (пункт 2 статьи 621 ГК РФ), согласно которому договор считается возобновленным на тех же условия на неопределенный срок, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя.

3.Заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, на основании решения Президента РФ, Правительства РФ, высшего должностного лица субъекта РФ

Возможность заключения договора аренды по данному основанию предусмотрена подпунктами 1, 2, 3 пункта 2 статьи 39.6. ЗК РФ. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 г. N 1603 уже утверждены критерии, при которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в аренду без проведения торгов.

Минэкономразвития теперь предлагает определённый минимальный набор сведений, которые должны быть указаны в соответствующем решении одного из указанных органов государственной власти. Так, в таком решении должно быть указано:

  • юридическое лицо, которому земельных участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен в аренду без торгов,
  • характеристики объекта, для целей размещения, которого требуется предоставление земельного участка.

При этом сведения о самом земельном участке, по мнению Минэкономразвития, в решении могут не содержаться. Такое решение, поясняет Минэкономразвития, не является распорядительным актом, а является основанием для предоставления земельного участка без торгов.

4.Использование земель (земельных участков), находящихся в государственной или муниципальной собственности, без процедуры предоставления и установления сервитута

Согласно пояснению Минэкономразвития использование земель или земельных участков без процедуры предоставления и установления сервитута в порядке реализации положений главы V.6 ЗК РФ должно осуществляться бесплатно. В настоящее время в целях, указанных в подпунктах 1-5 пункта 1 статьи 39.33. ЗК РФ, использование земель или земельных участков без процедуры предоставления и установления сервитута осуществляется на основании разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которое выдается в порядке, установленным постановлением Правительства РФ от 27.11.2014 г. N 1244.

В случаях размещения нестационарных торговых объектов, установки и эксплуатации рекламных конструкций (подпункт 6 пункта 1 статьи 39.33. ЗК РФ) такое разрешение не выдается, а данные объекты могут размещаться в силу утвержденных органом местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов без оформления прав на земельные участки и согласно порядку организации и проведения аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта, устанавливаемому нормативным правовым актом субъекта РФ.

Иные виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утверждены постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 г. N 1300. Порядок и условия размещения таких объектов должен быть установлен нормативным правовым актом субъекта РФ.

5.Отчуждение объекта незавершенного строительства, расположенного на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, в связи с прекращением действия договора аренды такого земельного участка

Согласно пояснению Минэкономразвития реализация положений статьи 239.1. ГК РФ в части продажи объекта незавершенного строительства по решению суда возможна не ранее 01.03.2018 г., если собственник объекта незавершенного строительств воспользовался правом на заключение договора аренды земельного участка для завершения строительства, предусмотренным пунктом 21 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», а именно приобрел такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства.

Вышеуказанные пояснения не являются официальными разъяснениями положений законодательства РФ, поскольку Минэкономразвития не наделено такими полномочиями. Однако, в силу того, что Минэкономразвития наделено функциями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере земельных отношений, а также осуществлением координации и контроля деятельности подведомственной ему Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федерального агентства по управлению государственным имуществом, есть основания полагать, что данные пояснения, носящие информационно-рекомендательный характер, найдут своё отражение, прежде всего, в правоприменительной практике подведомственных органов.