Требования директору школы

Требования директору школы

Требования к квалификации руководителя образовательной организации сформулированы в части 2 ст. 51 Федерального закона № 273-ФЗ (наличие высшего образования) и квалификационной характеристике по данной должности (утверждена в составе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФот 26 августа 2010 г. №761н). Руководитель должен иметь высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.

Таким образом, для директора общеобразовательной организации нет обязательного требования наличия высшего образования в сфере управления, достаточно иметь высшее педагогическое образование, стаж педагогической работы не менее 5 лет и пройти повышение квалификации в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики.

Портал «Изба-Читальня» — Ваш успех в учебе и работе!

Личность руководителя, его общая эрудиция, профессиональная подготовка, такт, энергия, организаторские способности фактически определяют лицо школы, деятельность учительского и ученического коллектива.

Каждый хороший директор хорош по-своему. Однако, есть качества? исключительно важные для формирования личности руководителя школы. К ним относятся:

1 Высокая культура, безупречная нравственность. Современный директор обладает глубокой общей подготовкой, он следит за основными событиями в стране и за рубежом, его отличают высокая принципиальность, чистота личной жизни. Только образованный человек может руководить современной школой. Это ясно для всех. Прекрасное знание современной педагогики и психологии, мастерство учителя, осведомленность в вопросах науки и культуры, тонкий художественный вкус придают личности директора особое обаяние и не позволяют ему опуститься до уровня заурядного хозяйственника.

2. Организаторские способности, требовательность, экономическая подготовка. Руководитель школы должен умело распределить обязанности, создать должные условия для работы, четко организовать помощь, контроль и руко водство, обеспечить высокую деловую активность коллек тива и снабжение школы необходимыми материалами и пособиями, проявлять твердость и требовательность.

3. Человечность, душевность. В последнее время спра ведливо уделяется много внимания принципам гуманиза ции труда. Это особенно важно в области педагогического труда. Руководитель школы обязан обладать большим за пасом оптимизма, человеческой гуманностью, вниманием к людям, большой любовью к детям.

Бесспорно, нужен талант, чтобы быть руководителем школы, важны опыт и трудолюбие, не меньшее значение имеет специальная профессиональная подготовка, повышение квалификации.

В России делается много для подготовки руководителей школ, но интересен и зарубежный опыт.

В качестве примера расскажем, как проходит подготовка школьных администраторов в США.

В США около ста тысяч директоров средних и элитарных школ. Вполне естественно, что вопросам профессиональной подготовки школьных администраторов придается исключительное внимание.

Вычленяется два вида вопросов: отбор школьных администраторов (технология отбора из числа желающих) и организация их профессиональной подготовки. Более четырехсот учебных заведений занимаются вопросами управления и специальной подготовки школьных менеджеров.

Прежде всего разрабатываются критерии для отбора будущих школьных администраторов. Несмотря на некоторую наивность и недостаточную достоверность показателей, они тем не менее представляют определенный интерес и для нас. Так, стажер (учитель, желающий стать администратором) оценивается по своим умственным способностям (оценки в дипломе, мнение членов комиссии), организаторским способностям, эмоциональной уравновешенности, моральной устойчивости, умению ладить с детьми, педагогическим успехам, стажу работы, творческим способностям, состоянию здоровья. Проводятся собеседования, тестирование на определение «поведения» в различных ситуациях и т.д. Если стажер проходит эти «испытания», ему дается возможность в течение года быть помощником директора (при снижении учебной нагрузки и сохранении средней заработной платы) и выполнять различные поручения по учебной и финансовой деятельности, организации связи с родителями и населением микрорайона. Только после годичной успешной предварительной стажировки он может быть зачислен на специальные курсы по подготовке школьных администраторов с сохранением заработной платы.

Профессиональная подготовка складывается из двух основных форм: на базе специальных курсов обучения в государственных или частных университетах, а также стажировки в образцовых школах.

Выпускники учительского колледжа, имеющие стаж работы не менее одного года и степень бакалавра, обучаясь на курсах в университете, проходят специальный теоретический курс, сдают экзамены и пишут дипломную работу по школоведению. Им присваивается степень магистра педагогики. В некоторых Университетах имеются повышенные дополнительные курсы также с отрывом от

работы, куда принимаются лица, имеющие степень магистра. После успешного окончания они получают звание «специалист по педагогике» (нечто среднее между магистром и доктором).

Программа подготовки школьных администраторов состоит из блоков:

а) общеобразовательного (социология, сравнительная педагогика, антропология и психология);

б) управленческого (цели образования и его организа ция, теория управления, связь с общественностью, учеб ная работа, руководство учащимися и школьным персона лом, хозяйственная деятельность);

в) практического, связанного с выработкой нужных умений и навыков (подготовка документов, умение ладить с учителями, родителями, учащимися, спонсорами, на чальством и т.д.).

Особое внимание (треть учебного времени) уделяется ознакомлению с технологией управления (принятие решений, «моральное руководство», под которым понимается умение создать у педагогического персонала наиболее положительное отношение к своей работе). Будущий руководитель обязан придерживаться этических норм и правил: не повышать голос на учителя, не разбирать работу преподавателя в присутствии других (чтобы не унижать достоинства). Руководитель школы обязан знать эмоциональные особенности каждого учителя и осуществлять индивидуальный подход и т.д.

На курсах обучают искусству анализа и самоанализа, умению оценивать свои сильные и слабые стороны и вырабатывать пути исправления своих ошибок, недостатков характера.

Вся система подготовки носит конкретный, прикладной характер. Например, философские концепции при изучении художественной литературы позволяют тут же вырабатывать критерии понятий «хорошая жизнь», «хорошее общество», «хороший человек», «хорошее образование» и т.д. При изучении экономических или политических тенденций тут же уточняются сущность экономики американского образования и других стран, автоматизации и техни-

ческого прогресса, человеческих и природных ресурсов в аспекте будущих нужд общества, особенности местного самооуправления, отношения между церковью и государством, международные отношения и т.д.

Много времени тратится на изучение методов управления (технологию). Здесь и подбор кадров, финансовая деятельность, принципы выбора учебного плана, способы изучения деятельности преподавателей (то, что мы называем контролем) и т.д.

Как мы говорили выше, третий этап в подготовке школьных администраторов заключается в стажировке. Это совершенно оригинальный и эффективный способ «доводки» будущего администратора до нужной кондиции. Стажировка длится год, проходит под руководством опытного администратора и преподавателей соответствующего колледжа, проводится после окончания теоретического курса и рассчитана на приобретение соответствующих навыков управления в реальной школьной обстановке.

К стажировке допускаются, как правило, учителя, имеющие стаж работы от одного до пяти лет, в возрасте 25—45 лет, прошедшие курсы теоретической подготовки и получившие степень магистра, кроме того «выдержавшие» собеседование отборочной комиссии.

Стажеры получают свою прежнюю учительскую заработную плату.

Начинается стажировка в школьном округе, стажеры помогают суперинтенданту по сбору нужной информации в микрорайоне, закупке различного школьного оборудова-‘ ния. Затем в школе в качестве дублера директора проводят конкретную работу по руководству школой. Коллектив учителей выполняет все распоряжения стажера, директор данной школы вмешивается только в крайнем случае, правда по основным вопросам обсуждение проходит предварительно, но об этом никто не знает и авторитет стажера всячески поддерживается. Примерно раз в неделю стажеры собираются в отделе народного образования для обсуждения своей работы. Такая стажировка помогает выработать нужный стиль руководства, необходимые навыки, перенять опыт, а значит и уменьшить разрыв между теоретическими знаниями и реальной школьной обстановкой.

Не следует, однако, думать, что в США нет проблем. Такая система стоит больших денег, не во всех регионах

они есть, поэтому нередко встречаются руководители элементарных школ, которые такой подготовки не получили.

Мы не идеализируем американских директоров. Наши директора ни в чем не уступают лучшим школьным администраторам самых передовых стран Запада. Просто нашим руководителям работать труднее.

Что касается профессиональной подготовки, то наша система нуждается в серьезной корректировке.

Требования директору школы

Как вы решаете проблему приема пищи на протяжении рабочего дня?

На большой перемене хожу в столовую, вместе с детьми

Обедаю только когда закончатся уроки, потому что до этого нет ни одной свободной минуты

Готовлю дома и приношу с собой, а на переменах принимаю пищу, сидя в своем кабинете или лаборантской

Это интересно:  Приказ мз 138

Всего проголосовало: 13

или Невыдуманные задачи Игната Игнатова

номер 48, от 27 ноября 2018

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

Как ни странно, чаще всего школьники идут на митинги из чувства любопытства. И это любопытство не погасить увещеваниями, запретами, запугиванием или наказаниями. Что же делать, чтобы оградить детей от участия в политических акциях? На этот вопрос отвечает доктор наук Ирина Шилова.

Четвертование – самый жестокий вид средневековой казни… Нечто подобное ей сегодня происходит, по мнению педагога-психолога Кирилла Карпенко, с зарплатой учителей в Красноярске. Перед выплатой суммы незаконно и несправедливо уменьшают в несколько раз. Так что, слабонервных автор просит свою статью не читать, а остальных приглашает заняться внимательными подсчетами по ходу прочтения.

«Я не припомню, чтобы Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Толстой, Гумилев, Маяковский, Ахматова, Пастернак, Булгаков, Тарковский, да тот же Бродский как-то пытались отстраниться от исторических процессов, происходящих на нашей Родине и у ее берегов. Сейчас это основная поэтическая тенденция – жить какими-то собственными узкими мирками. » — из интервью поэта и военного корреспондента Семена Пегова.

Наши приложения

Новое время предъявляет к директору новые требования

Могу сказать, что в аттестационной комиссии собрана профессиональная группа людей, через собеседование с которыми проходят аттестуемые, показавшие либо низкие результаты теоретического тестирования, либо те, у кого возглавляемые ими школы имеют пока недостаточно высокие результаты собственно учебно-воспитательной деятельности. Я имею в виду, что практически не проходят собеседование аттестационной комиссии директора школ, входящих в первые 400 школ рейтинга, не проходят собеседование директора тех школ, что получают гранты мэра. Напомню, что гранты мэра Москвы дают не только за учебные результаты, но и за так называемые социально-культурные результаты (работа с детьми-инвалидами, с трудными детьми, с детьми-мигрантами). Не проходят собеседование и директора 145 школ, которые показывают высокую динамику своих результатов, то есть динамично развивающиеся. Все остальные проходят собеседование с аттестационной комиссией, результатом которого становится решение об аттестации сроком на пять лет или сроком на два года с рекомендацией относительно того, что должен выполнить аттестовавшийся по повышению своей квалификации. Иногда бывает так, что комиссия принимает решение направить аттестуемого на повторное тестирование, иногда бывает и так, что комиссия признает аттестуемого не соответствующим должности директора. Подчеркну: занимать должность директора в государственном учреждении имеет право только человек, успешно прошедший аттестацию. Заседания аттестационной комиссии в 2014 году транслируются в открытом доступе: кто что спрашивал и кто что отвечал, теперь можно посмотреть в Интернете.
Кроме аттестации на должность действующих директоров школ аттестацию проходят и кандидаты на эту должность. Это могут быть люди, направленные окружными управлениями образования или Департаментом образования. В последнее время стала довольно нередким случаем практика, при которой появляются так называемые самовыдвиженцы. У них не может быть, естественно, сокращенного или упрощенного тестирования, они проходят тестирование по всем пяти разделам, на заседания аттестационной комиссии их приглашают всех. Правда, есть одно исключение, которое мы пока что еще ни разу не смогли применить. У нас в Положении об аттестации записано, что если кандидат в директора представляет не менее трех ходатайств от директоров школ с высокими результатами, то есть входящих в Топ-400, то, доверяя этим директорам, аттестационная комиссия принимает решение об аттестации этого кандидата заочно, без его приглашения на свое заседание. К счастью, директора лучших школ очень ответственно относятся к своему имени, к своим гарантиям, у нас пока кандидатов в директора, представивших три рекомендации, не было на заседаниях аттестационной комиссии ни разу.
Все это первый этап прохождения фильтра на соответствие должности директора. После этого Департамент образования, окружные управления образования из всех имеющих аттестацию при появлении вакансии решают вопрос о направлении и назначении любого из этих людей на должность руководителя.
В прошлом году мы обратились ко всем органам государственно-общественного управления с предложением принять участие в подготовке решения о назначении на должность. Почему я так тщательно подчеркиваю слова «о подготовке решения о назначении на должность»? Потому что все понимают — никто не может снять с Департамента образования как учредителя ответственность за деятельность назначенного им директора, а значит, никто не может освободить департамент от принятия окончательного решения о назначении. При этом, так как сегодня школа Москвы очень солидная школа с очень солидным бюджетом, охватывающая достаточно немалые микрорайоны, мы понимаем, что такие школы все больше и больше влияют на жизнь микрорайона, района, округа, города в целом. Естественно, у Департамента образования возникает более достойная управленческая необходимость посоветоваться, прежде чем назначить директора. В связи с этим в соответствии с распоряжением Департамента образования прописан алгоритм подготовки решения о назначении, в котором мы очень большое внимание уделяем органам государственно-общественного управления. При этом при Департаменте образования создан Совет по подготовке решения о назначении и направлении на должность руководителей государственных образовательных организаций. Поэтому, как только появляется вакансия директора школы, или окружное управление образования, или Департамент образования подбирает не менее трех кандидатур, которые представляют этому профессиональному совету, в котором половина членов директора самых топовых школ, представители МГО Общероссийского профсоюза образования, Московской городской Думы, научной и родительской общественности. Все кандидаты на должность директора уже конкретной школы проходят собеседования в этом совете, члены совета голосованием принимают решение о возможности или невозможности направления того или иного кандидата на согласование на должность директора этой конкретной школы в орган государственно-общественного управления. При этом совет рассматривает не менее трех кандидатур, а направить он должен не менее двух, чтобы у органа государственно-общественного управления всегда оставался выбор.
Мы только-только начали работу совета, пока у нас немного кандидатов, в некоторых случаях мы не смогли направить необходимое количество кандидатов, поэтому тут все придется начинать сначала. Есть случаи, когда мы направляли три кандидатуры, есть случаи, когда направляли две кандидатуры. Есть уже и результаты решения органов государственно-общественного управления.
По состоянию дел в школе мы можем уже разделить школы на два больших блока. Первый блок — школы, которые занимают место в рейтинге 400 самых результативных школ Москвы и управляющие советы которых выражают позиции педагогов, родителей, микрорайона, в котором находится школа, учеников. Тут мы имеем полное основание доверять управляющему совету такой школы и направлять ему на согласование кандидатуры на должность ее руководителя. Естественно, если результаты у школы, к сожалению, не позволяют в такой же степени довериться выбору самой школы, то мы хотим иметь возможность обращения к надшкольному уровню. При этом весь прошлый год мы проводили встречи с депутатами и уговаривали их, чтобы входили в состав управляющих советов школ, сегодня я могу только повторить это приглашение, нам очень хочется, чтобы в составе управляющих советов каждой школы были наши депутаты как городского, так и муниципального уровня. Там, где школа по результатам ее деятельности не гарантирует того, что мы можем советоваться по нашим целям с ее управляющим советом, хотим обращаться к нашему надшкольному уровню, и это в первую очередь, как нам кажется, наши уважаемые депутаты муниципальных собраний. Не могу советовать или рекомендовать муниципальным депутатам, как, в каких организационных формах они могут помочь в выборе того одного кандидата в директора, который потом будет назначен на должность Департаментом образования, но мы хотели бы иметь такого надежного партнера в лице наших депутатов, когда мы направляем на рассмотрение не менее двух кандидатур. Мы рассчитываем соответственно, что с участием депутатов будет принято решение о том, что нам рекомендуют назначить одного, или дан ответ, что ни одну из предложенных кандидатур не рекомендуют для назначения, тогда, естественно, мы обязаны осуществить подбор уже других кандидатур и снова направить их на согласование. Конечно, для себя мы примем в этом случае твердое правило: прежде чем повторно направлять кандидатов на должность руководителя школ, должны будем провести консультации с теми, кто отклонил предыдущие, чтобы понять, чем наши кандидатуры не подходят, какие должны будут внесены изменения, чтобы уже повторно направить такие кандидатуры, из которых точно наши коллеги смогут выбрать того, кого нужно.
Мы надеемся, что депутаты, которые ближе всех к жителям тех районов, где свое влияние оказывают наши школы, найдут организационный способ участия, для того чтобы помочь Департаменту образования определить по каждой школе ту кандидатуру, которая достойна быть директором, из тех трех кандидатур, что мы предлагаем. Предлагаемые нами кандидаты прошли двухуровневый фильтр на соответствие требованиям департамента, поэтому, какую бы кандидатуру депутаты ни предложили, никаких оснований у нас для того, чтобы не прислушаться к этому решению, не существует в природе. Мы назначим того, кого нам предложат на районном уровне.

Это интересно:  Гражданство россии для беженцев с донбасса

Алексей ШАПОШНИКОВ, председатель Совета муниципальных образований Москвы:
— Хочу поблагодарить Департамент образования за доверие. У нашего совета есть одна из функций, которая позволяет нам заслушивать руководителя общеобразовательного учреждения по мере необходимости. То, что предлагает нам Исаак Калина, очень интересно, очень емко, коснется каждого муниципального образования. Такой практики у нас еще не было ни разу.
Олег БОЧАРОВ, депутат Московской городской Думы:
— То, как кандидаты в директора школ готовятся к встрече с советом, как они готовят свои презентации, как они описывают свой район, контингент детей, которые учатся в этой школе, позволяет с высокой степенью сказать, что процесс выбора директоров в столице сегодня один из самых неформальных, устремленный в будущее. Департамент образования сделал процесс социализации в школе не менее важным, чем процесс обучения. Процесс выбора руководителей заряжен на то, чтобы директор школы стал более влиятельным человеком в районе, школа получила преимущества в рейтинге, если она будет еще вести работу на территории района, чтобы старшеклассников сориентировать на районные предприятия, включиться в социальные договоры о взаимодействии с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта. К сожалению, практика показывает, что прежняя аттестация школы как качественного учреждения за счет стопроцентного поступления выпускников в вузы уже не работает. В вузы у нас поступают все, а вот после окончания учебы выпускники только начинают задумываться о том, куда идти работать. Все больше и больше система образования ориентирует школу на то, чтобы ее директор озаботился о том, чтобы уже начиная с 7-8-го класса дать своим ученикам достаточное количество постоянной информации о том, какая же на самом деле есть работа в районе, какие и где существуют рабочие места.
Александр ГАВРИЛОВ, начальник Управления комплексного сопровождения государственных программ и инновационных технологий в образовании:
— Можно сказать, что развитие государственно-общественного управления в Москве и в образовании Москвы состоялось, у нас практически в каждом общеобразовательном учреждении есть управляющий совет. Сейчас уже стоит вопрос не о создании управляющих советов, а об их реальной, независимой и плодотворной работе, наполнении этой работы какими-то смысловыми вещами.
Мы можем говорить о том, что есть направления жизни современной школы, в которых управляющие советы принимают непосредственное участие. Это и определение распорядка школьной жизни, школьных расписаний, и установление сроков каникул, и разрешение возникающих конфликтных ситуаций, которые, к сожалению, встречаются в школах, в том числе и при создании крупных образовательных комплексов, которые мы называем большой многопрофильной школой. Здесь идет даже не столько разрешение конфликтов, сколько большая разъяснительная работа, формируется некая третейская позиция, которая учитывает интересы всех участников образовательного процесса.
В свое время управляющие советы много сделали для того, чтобы решить возникающие проблемы по организации питания школьников, сейчас они активно вовлечены в работу, которую начали несколько московских школ, по выработке того учебного плана школы, который бы максимально снизил нагрузку учащихся. Эта инициатива по снижению той нагрузки, которая, к сожалению, есть у наших детей, обсуждалась с мэром Москвы и у Президента Российской Федерации с участием московских педагогов. Сейчас создана рабочая группа по выработке такого оптимального учебного плана, управляющие советы будут активно задействованы в этом процессе.
Понятно, что мы смотрим на работу управляющих советов как на работу некоего партнера администрации школы. Надо понимать, что управляющий совет — очень важный орган государственно-общественного управления, но при этом нужно понимать и то, что ответственность, в том числе и юридическую ответственность, за принятие тех или иных решений в жизни школы несет тот человек, который поставил свою подпись под этим решением, то есть директор школы. Нужно очень тонко и четко найти ту грань, когда управляющий совет согласовывает те решения, которые затем принимает администрация школы в лице директора, и несет за них соответствующую ответственность. Подпись директора будет поставлена под тем или иным приказом или другим распорядительным документом, но тут возникает еще одна грань — ответственность членов управляющего совета за те решения, которые они согласовывают. Это должна быть не только свобода, но и реальная ответственность, потому что, согласовывая то или иное решение, совет находится в связке с директором, который потом за это решение будет нести ответственность не только перед родителями, не только перед обществом, но и перед вышестоящими органами.
Очень важное направление появилось у управляющих советов с момента вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который ввел новую процедуру назначения на должность руководителя государственного образовательного учреждения. Новая система направлена на привлечение общественности к формированию и реализации государственной политики в сфере развития государственно-общественного управления. В соответствии с приказом Департамента образования разработан и утвержден порядок подготовки решения назначения на должность руководителя образовательных учреждений, создан специальный Совет по подготовке решения о назначении на должность, куда вошли не столько чиновники, сколько представители экспертного сообщества. Это и Экспертно-консультативный совет родительской общественности, и Московская городская организация Общероссийского профсоюза образования (должны быть соблюдены интересы как педагогического коллектива, так и руководителей, и профсоюз здесь выступает неким гарантом соблюдения их прав), и представители Московской городской Думы как органа законодательной власти нашего города, и руководители тех образовательных организаций Москвы, которые имеют высокие показатели и стали лидерами московского образования.
Согласно этому утвержденному порядку окружное управление образования или Управление организации обучения и воспитания Департамента образования, которое тоже имеет такое право, поскольку в его ведении находятся некоторые образовательные учреждения городского подчинения, представляет на согласование совета не менее трех кандидатов на должность руководителя из числа лиц, которые прошли необходимую процедуру аттестации на должность руководителя образовательного учреждения. Эта аттестация проводится для установления соответствия кандидатов тем квалификационным требованиям и профессиональным стандартам, которые предъявляют к будущему руководителю образовательного учреждения. Это испытание состоит из пяти модулей: правовые основы управления, финансово-экономические основы управления, деловое администрирование, современные образовательные технологии. Помимо этого по желанию самого кандидата может быть организовано тестирование по оценке профессионально-психологической готовности для замещения должности руководителя.
В начале декабря 2013 года состоялось первое заседание совета, который рассмотрел кандидатуры девяти претендентов на должность руководителя трех образовательных организаций. Из этих девяти кандидатур шесть кандидатур были отобраны и прошли согласование.

Должностная инструкция и обязанности директора школы

Пост директора школы является достаточно ответственным и серьёзным, и руководить такой системой может лишь настоящий профессионал, имеющий соответствующий опыт в педагогической сфере. В сегодняшней статье мы расскажем о должностной инструкции и основных обязанностях директора, невыполнение которых может привести к дисциплинарной ответственности.

Общие положения

Раздел должностной инструкции под названием «общие положения» содержит в себе такие пункты:

  • во время отпуска или при наличии серьёзных проблем со здоровьем все обязанности директора по учебной и воспитательной работе автоматически переходят к его заместителю;
  • директор школы не может занимать свою должность без диплома о высшем профессиональном образовании и 5-летнего опыта работы на учительских должностях. Также ему необходимо пройти соответствующую аттестацию;
  • ему не разрешено совмещать другие управляющие должности;
  • все заместители директора подчиняются непосредственно ему. Директор вправе дать обязательное для исполнения задание любому работнику школы или ученику. Он также может отменять распоряжения своих заместителей и других сотрудников;
  • в своей работе руководитель школы соблюдает законы РФ, указы Президента РФ и Правительства страны, а также Устав учебного заведения и его локально-правовые акты.

Директор школы выполняет следующие функции:

  • координирует учебную и воспитательную работу учебного заведения, обеспечивает административно-хозяйственную деятельность;
  • создаёт условия для корректного исполнения норм и правил техники безопасности в школе.

Обязанности руководителя учебного заведения

К должностным обязанностям главы школы относят:

  • утверждение учебных планов, годовых календарных графиков, устава и правил порядка внутри образовательного заведения, учебно-методических документов и иных локально-нормативных актов;
  • согласование с учредителем кандидатур на пост учителя и назначение своих заместителей;
  • контроль процессов исполнения обязанностей всех сотрудников школы;
  • определение должностных обязанностей работников, создание всех требуемых условий для их карьерного роста и профессионального мастерства;
  • утверждение расписания занятий учеников, графиков работы и отпусков педагогов, тарификационных списков, а также распределение нагрузки остальных сотрудников школы; Все расписания занятий, графики работы и отпуска педагогов утверждает директор
  • обеспечение государственной регистрации школы, лицензирование деятельности образовательных учреждений, получение государственной аттестации и аккредитации;
  • контроль рациональных затрат бюджетных ассигнований и средств, которые поступили из других источников: подготовка учредителям и общественности ведомостей, в которых прописывается информация о поступлении и трате финансовых и материальных ресурсов;
  • ведение отчета о сохранности и пополнении учебно-материальной базы, хранение документации в архивах;
  • определение лиц, ответственных за разработку и соблюдение требований охраны труда в аудиториях, мастерских, спортивном зале и подсобках;
  • cообщение о крайне тяжёлых несчастных случаях. Если речь идёт о смертельном исходе, в первую очередь об этом директор сообщает вышестоящему руководителю органов управления образованием, а затем родным пострадавшего;
  • организация вводного инструктажа по охране труда с новыми, поступившими на работу лицами, инструктирование на рабочем месте сотрудников образовательного учреждения;
  • ведение документации по поводу проведения данных инструктажей;
  • запрет на продолжение проведения образовательного процесса при выявлении опасных условий, которые могут повлиять на здоровье учеников или работников.
Это интересно:  Как оформить страничку имени

Компетенция директора позволяет ему:

  • издавать приказы или распоряжения (они должны быть исполнены в обязательном порядке) для сотрудников школы;
  • награждать и призывать к дисциплинарно-воспитательной ответственности рабочих образовательного заведения; Директор имеет права награждать рабочих образовательного учреждения
  • согласовывать трудовые и любые другие договоры с учредителем;
  • посещать те или иные занятия, которые проводят с учениками (однако директор не имеет права присутствовать в классе после звонка на урок без экстренной надобности, а также упрекать учителя во время урока);
  • полностью отменить уроки или в случае необходимости внести кратковременные изменения в график занятий;
  • заниматься урегулированием конфликта (согласно закрепленному Уставу школы, Правилам о поощрениях и взысканиях), если были нарушены нормы или правила поведения, а также совершён какой-то проступок.

Ответственность

  • В случае невыполнения или ненадлежащего исполнения прописанных учебным заведением Устава и Правил, а также других должностных обязанностей или нормативных актов без наличия серьезных причин директор школы должен нести дисциплинарную ответственность в порядке, который устанавливается трудовым законодательством. В этом случае директора могут лишить должности, поскольку он нарушил свои трудовые обязанности.
  • За неправомерное использование методов воспитания, которые имеют связь с психическим или физическим насилием над личностью ученика, а также деяния иных аморальных проступков директор образовательного заведения может быть уволен согласно трудовому законодательству и непосредственно закону Российской Федерации «Об образовании». В случае физического или морального насилия над ребёнком директор может быть уволен
  • Нарушение управляющим школой правил пожарной безопасности, охраны труда, а также санитарно-гигиенических норм организации учебного и воспитательного процесса влечёт за собой административную ответственность в порядке или ситуациях, которые предусмотрены административным законодательством.
  • Если директор каким-либо образом причинил ущерб образовательному заведению или участникам дисциплинарно-воспитательного процесса в связи с выполнением (невыполнением) должных обязанностей, он соблюдает трудовые и (или) гражданские законы и несёт материальную ответственность за это.

Связи по должности

Управляющий школой:

  • исполняет свои обязанности в режиме ненормированного рабочего дня по графику, закреплённому Советом школы и составляющему 40-часовую рабочую неделю;
  • глава школы поддерживает связь с:
  1. С Советом образовательного учреждения
  2. С Педагогическим советом
  3. С некоторыми органами местного самоуправления
  • ежегодно он самостоятельно составляет график своей работы на каждую учебную четверть;
  • в назначенные сроки и в установленной форме он ведёт отчётность, которую предоставляет муниципальным (или другим) органам или учредителю;
  • принимает от муниципальных (или других) органов должную информацию о нормативно-правовых, организационно-методических делах, знакомится с данными документами и даёт расписку.

Таким образом, должностная инструкция содержит в себе все основные функции, права и обязанности директора школы. Каждое учебное заведение вправе изменять или добавлять некоторые положения, однако всё это должно делаться согласно Уставу школы.

Контракт заключат не с каждым. Как стать директором школы?

Педагогическое образование кандидата не является обязательным.

Руководитель современной московской школы отличается невероятной целеустремлённостью. Даже с учётом привлекательной заработной платы не каждый согласится на такой должности ежедневно работать в режиме многозадачности, нести на плечах громадную нагрузку и ответственность, находить нетрадиционные решения возникающих задач. Тем не менее поток желающих возглавить школу не иссякает.

В школу только с опытом

Путь в директора многоступенчатый. Вступают на него те, кто не имеет ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования и обладает дипломом управленца. Педагогическое образование кандидата обязательным условием не является.

«Нормативно определено, что руководитель должен иметь высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее пяти лет, — разъясняет ректор Московского института открытого образования (МИОО) Алексей Рытов. — Или второй вариант: высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления либо менеджмента и экономики. А также стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее пяти лет. Заметьте: отсутствие педагогического образования в требованиях компенсируется наличием опыта работы в педагогике, ведь человеку даже с блестящими управленческими знаниями зачастую трудно разобраться в некоторых особенностях функционирования такого сложного организма, как школа».

Экзамен в прямом эфире

Кандидатов ждёт аттестация из двух этапов.

Первое квалификационное испытание проходит в виде компьютерного тестирования. В течение одного часа необходимо ответить на 40 вопросов, касающихся управления кадрами, ресурсами, процессами, результатами и информацией. Вопросы сформулированы в виде описания повседневных ситуаций, которые могут возникнуть.

Например, «Каким образом определяется объём субсидии на выполнение государственного задания в части расходов на содержание имущества образовательной организации?».

Или вопрос из области управления информацией: «Учитель биологии вашей школы вошёл в число финалистов международного конкурса. В школу обратился корреспондент телеканала, который хочет организовать запись интервью. Для подготовки ему требуется информация о герое. Какую информацию вы вправе дать корреспонденту без личного согласия учителя биологии?»

Задание по управлению ресурсами: «Школе необходима закупка интерактивных досок. Контрактный управляющий запланировал проведение аукциона в соответствии с требованиями закона, сформировав начальную цену на основе полученных коммерческих предложений. Что необходимо проанализировать, чтобы разобраться с правильностью определения цены?»

Поскольку руководителю надлежит выстраивать управление с опорой на нормативную базу, то и на тестировании допустимы лишь чёткие ответы со ссылкой на конкретные документы.

Второй этап аттестации (для преодолевших первый) — собеседование в Департаменте образования с членами Аттестационной комиссии (состоящей не из чиновников, а из директоров школ) и тайное электронное голосование. Этот процесс идёт в прямом интернет-эфире, ведётся видеозапись, после чего ролики выкладывают на сайт департамента. Подобная открытость, во-первых, снимает любые вопросы о прозрачности процедуры, а во-вторых, записи выступают своеобразным учебным пособием для будущих кандидатов.

Перед собеседованием потенциальные кандидаты могут найти на сайте МИОО рекомендации об эффективном публичном выступлении, распространённых ошибках и даже о внешнем виде.

Контракт заключат не с каждым

Однако отличникам, набравшим необходимые баллы, пока рано занимать директорский кабинет.

«Хотел бы обратить внимание на один момент, который лежит в правовом поле трудовых отношений. Подписания или продления трудового контракта с руководителем образовательной организации, не прошедшим аттестацию, не может быть, — отмечает руководитель Департамента образования столицы Исаак Калина. — Однако и пройденная аттестация директора школы или кандидата на эту должность не является автоматическим ­обязательством подписания или продления трудового контракта. Аттестация — одно из условий, но не универсальный пропуск в руководители столичной школы».

Уже месяц пробует себя в роли директора школы в районе Митино Иван Дороднов. Ему 28 лет. В недавнем прошлом он учитель физики и информатики. Впрочем, и на руководящей должности планирует продолжить преподавание.

Инициатором его выдвижения кандидатом на аттестацию выступило руководство прежней школы. Коллеги-учителя, зная навыки Дороднова на посту председателя школьной профсоюзной организации, предполагали, что такой исход возможен.

«Во время подготовки к аттестации я понял, что на новой должности будет сложнее, чем я думал, — не скрывает исполняющий обязанности директора школы № 1747 Иван Дороднов. — Сильно возрастает мера ответственности. Действия директора многополярны, ты должен быть везде и всюду. С коллективом познакомился, было первое совещание. Я пришёл в школу летом, поэтому вникаю в текущий ремонт и во всё, что непосредственно не связано с образовательной деятельностью».

Предусмотрена также процедура аттестации для тех, кто замещает руководителя школы во время его отсутствия. С 2013 г. тестирование и собеседование для этой цели преодолели 2242 человека. Заместители директора, учителя, методисты, педагоги-психологи, педагоги-логопеды проходят точно такие же испытания, как будущий директор!

«На собеседовании комиссия задала мне вопрос о том, какой я вижу школу будущего, — вспоминает недавно прошедшая аттестацию учитель истории школы № 1293 Наталья Климова. — В этот момент пришлось быстро сориентироваться, чтобы ничего не упустить в своём ответе.

Я в прошлом имела административный опыт, а прохождение аттестации позволило мне занять должность замдиректора по содержанию образования. Работа эта колоссальная, поэтому на полную ставку работать учителем просто невозможно — будет что-то страдать. Но несколько часов в неделю мне бы хотелось преподавать историю».

Однако, по статистике, за четыре последних года не аттестованы 98 руководителей — 56 не прошли тестирование, 42 — собеседование.

«С руководителем, не аттестованным на соответствие должности, трудовой контракт расторгается, это требование закона, — подытоживает Алексей Рытов. — И всё же расторжение не становится ограничением для дальнейшего самосовершенствования. Обычно руководители, потерпевшие неудачу, подают заявления как кандидаты и преодолевают аттестационный рубеж».