Требования безопасности лифта

Оглавление:

Техника безопасности. Лифты электрические. Кабина, противовес, направляющие

Стандарт СЭВ распространяется на электрические лифты общего назначения: пассажирские и грузовые с проводником или без проводника, а также лифты для зданий лечебно-профилактических учреждений и устанавливает требования техники безопасности к их кабинам, противовесам и направляющим.

Требования к кабине, противовесу, направляющим

Взамен
СТ СЭВ 726-77

Утвержден Постоянной Комиссией по сотрудничеству в области стандартизации Берлин, июль 1985 г.

Настоящий стандарт СЭВ распространяется на электрические лифты общего назначения: пассажирские и грузовые с проводником или без проводника, а также лифты для зданий лечебно-профилактических учреждений и устанавливает требования техники безопасности к их кабинам, противовесам и направляющим.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1 . Кабина и противовес должны перемещаться по направляющим, количество которых для кабины (противовеса) должно быть не менее двух.

1.2 . Каркас кабины, рама (подвесные тяги) противовеса, направляющие и их крепления должны быть металлическими и рассчитаны на усилия, возникающие как при нормальной работе лифта, так и при его испытании, при срабатывании ловителей кабины (противовеса) со скоростью, допускаемой ограничителем скорости, а также при посадке кабины (противовеса) на буфера. Остаточная деформация при этом не допускается.

1.3 . Кабина (противовес) должна быть оборудована направляющими башмаками. Башмаки должны быть сменными и изготовлены так, чтобы обеспечивалась замена вышедших из строя деталей. Они должны не выходить из зацепления с направляющими как при нормальной работе лифта, так и при его испытании, а также при износе или отделении скользящей обкладки и при допускаемых упругих деформациях направляющих, каркаса кабины и рамы противовеса.

При использовании роликовых направляющих башмаков должны быть предусмотрены контрольные жесткие башмаки скольжения, если при выходе из строя деталей башмаков не исключен выход кабины (противовеса) из зацепления с направляющими.

2. ТРЕБОВАНИЯ К КАБИНЕ

2.1 . Кабина лифта должна иметь сплошные стенки на всю высоту, потолочное перекрытие и пол. Допускается предусматривать следующие проемы: входные (погрузочные) и люки.

В кабине грузового лифта допускается сплошные стенки устанавливать до высоты не менее 1 m от уровня пола, а свыше — выполнять ограждение из туго натянутой металлической сетки или перфорированного металлического листа размером отверстий, через которые нельзя просунуть стержень диаметром 21 mm . Рамка для крепления сетки должна быть расположена с внешней стороны кабины.

2.2 . Стены, двери, пол и потолочное перекрытие кабины должны быть прочными, то есть выдерживать без остаточной деформации усилия, возникающие при нормальной работе лифта и при его испытании.

Стены и створки двери кабины лифта должны без остаточной деформации выдерживать нагрузку, равную 300 N , приложенную перпендикулярно к их поверхности изнутри кабины в любой точке и равномерно распределенную на площади круглой или прямоугольной формы размером 0,0005 m 2 , при этом упругая деформация не должна превышать 15 mm .

2.3 . Высота кабины в свету должна быть не менее высоты дверей шахты.

При подъезде к рампе (две посадочные (погрузочные) площадки для одной двери шахты) высота кабины может быть меньше высоты двери шахты.

Образующиеся зазоры над и под кабиной должны быть перекрыты щитами.

2.4 . Кабина, подвешенная на тяговых органах, в которую допускается вход людей, должна быть оборудована ловителями.

2.5 . Кабину грузового лифта по п. 2.4 без проводника с наружным управлением, не предназначенную для перевозки людей, допускается не оборудовать ловителями при совместном выполнении следующих условий:

1 ) если стопорное устройство автоматически подхватит кабину раньше, чем в нее могут войти люди;

2 ) когда под шахтой нет доступных для людей помещений;

3 ) если упавшая кабина или груз, разбитый при падении, смогут повредить только оборудование шахты с ограждением и не создадут угрозы окружающей среде.

У лифта, в кабину которого не допускается вход людей, стопорное устройство не требуется.

2.6 . В кабине лифта с внутренним управлением, со сплошным ограждением и сплошными дверями должна быть предусмотрена естественная или принудительная вентиляция, обеспечивающая необходимое поступление воздуха как при нормальной работе лифта, так и на время, необходимое для эвакуации пассажиров в случае аварии.

При естественной вентиляции вентиляционные отверстия должны располагаться под потолочным перекрытием и над полом кабины и их эффективная площадь должна быть не менее 1 % полезной площади пола. Зазоры вокруг дверей кабины при расчете учитывают исходя из 50% их площади.

Вентиляционное отверстие, расположенное на высоте до 2 m от пола, должно быть закрыто (решеткой, сеткой и т.д.) так, чтобы нельзя было просунуть прямой стержень диаметром 10 mm .

2.7 . В кабине лифта с внутренним или смешанным управлением должны быть вывешены правила пользования лифтом с учетом его назначения и символ допускаемой нагрузки (число перевозимых пассажиров) по СТ СЭВ 632-77 , а также табличка предприятия-изготовителя.

2.8 . Аварийную дверь для перехода в кабину соседнего лифта допускается выполнять только в случае, если расстояние между кабинами по горизонтали не превышает 0,75 m и переходящие лица будут защищены от падения в шахту.

Аварийная дверь кабины должна быть высотой не менее 1,8 m , шириной не менее 0,35 m и не должна открываться в шахту. Она должна быть оборудована выключателем безопасности и замком, отпираемым со стороны шахты без использования ключа, а изнутри кабины — специальным ключом.

Расположение и размер аварийной двери кабины должны совпадать с расположением и размером аварийной двери соседней кабины.

Не допускается располагать аварийную дверь кабины со стороны пути движения противовеса.

2.9 . Люки должны быть оборудованы замками, отпираемыми специальным ключом. Все люки, кроме люков в потолочном перекрытии кабины, не должны открываться в шахту.

2.10 . Потолочное перекрытие кабины должно выдерживать в любом месте без остаточной деформации нагрузку от стоящих на кабине двух человек или груза массой 160 kg , приложенную на площади 0,12 m 2 ; при этом наименьшая сторона площади должна быть не менее 0,25 m. Потолочное перекрытие кабины, на котором могут стоять люди, должно иметь плинтус высотой не менее 50 mm или равноценную окантовку.

2.11 . При полиспастном подвешивании кабины лифта блоки полиспаста должны быть ограждены.

2.12 . В потолочном перекрытии кабины допускается располагать люк размером не менее 0,35 ´ 0,5 m .

Устанавливать люк непосредственно над панелью управления кабины не допускается.

Откидная крышка люка должна быть устроена таким образом, чтобы при ее открытии она не выходила за габариты кабины. Если люк расположен со стороны пути движения противовеса, то его крышка должна быть оснащена выключателем безопасности, отключающим привод лифта при ее открывании.

2.13 . Пол кабины пассажирских и больничных лифтов должен быть рассчитан на удельную нагрузку 5000 Ра.

2.14 . Пол кабины грузового лифта должен быть рассчитан на сосредоточенную нагрузку, составляющую 0,25 грузоподъемности лифта, приложенную в любом месте пола перпендикулярно к его поверхности на площади круглой или прямоугольной формы размером 0,0025 m 2 .

2.15 . Под порогом кабины во всю ширину шахтной двери должен быть установлен вертикальный щит заподлицо с передней кромкой порога. Размер щита по вертикали должен перекрывать проем под порогом кабины на величину зоны отпирания дверей шахты.

2.16 . Лифты, у которых допускается вызов порожней кабины с открытой дверью, должны быть оборудованы устройством контроля загрузки кабины (например, подвижной пол), приводящим в действие выключатели безопасности при наличии в кабине груза массой:

1 ) 15 kg и более — для пассажирских лифтов;

2 ) 25 kg и более — для грузовых лифтов и лифтов для зданий лечебно-профилактических учреждений.

При наличии в кабине подвижного пола допускается устраивать неподвижный плинтус шириной не более 0,05 m .

2.17 . Кабина лифта, за исключением грузовых лифтов без проводника с наружным управлением, не предназначенных для перевозки людей, должна иметь дверь, оборудованную выключателем безопасности по СТ СЭВ 727-77.

Лифты с кабинами без двери допускается предусматривать только по согласованию с компетентным контрольным органом.

2.18 . Распашная дверь кабины должна открываться только внутрь кабины. Угол поворота створок двери должен быть механически ограничен. Створки двери должны отвечать требованиям п. 2.2 .

2.19 . Двери кабины должны быть предохранены от снятия их с подвесок (петель) или направляющих (линеек).

2.20 . Горизонтальное расстояние между выступающими частями закрытых дверей кабины и шахты должно составлять при самых неблагоприятных условиях не менее 10 mm за исключением расстояния между деталями замка и действующими на них элементами кабины.

2.21 . Высота дверного проема в свету должна быть:

1 ) не менее 1960 mm — у лифтов, в кабину которых допускается вход людей;

2 ) не менее 2200 mm — у грузовых лифтов, загружаемых средствами напольного транспорта с водителем;

3 ) не более 1250 mm — у лифтов, в кабину которых не допускается вход людей.

Зазоры над и под створкой двери не должны превышать 10 mm каждый.

Примечани е. Высота дверного проема кабины измеряется от уровня порога до верхней обвязки дверного проема, при этом выступающие элементы (упоры, детали замков) размером до 50 mm у порога и у верхней обвязки в расчет не принимают.

2.22 . Двери кабины, открываемые вручную, должны иметь смотровые отверстия шириной не более 120 mm . Площадь остекления должна быть не менее 0,03 m 2 , толщина стекла не менее 4 mm. Стекло смотрового отверстия должно быть прозрачным.

2.23 . Раздвижная решетчатая дверь кабины допускается у грузовых и больничных лифтов. Просветы между полосами при раздвинутой (закрытой) двери не должны быть более 120 mm .

2.24 . У грузовых лифтов вместо двери кабины допускается применение светового решетчатого барьера.

2.25 . Вертикально-раздвижные двери кабины, в том числе и решетчатые (одно- и двухстворчатые), допускаются только у грузовых лифтов с проводником и грузовых лифтов с внешним управлением при выполнении следующих условий:

1 ) створки дверей должны быть подвешены не менее чем на двух несущих органах;

2 ) коэффициент запаса прочности несущих органов должен быть не менее 8;

3 ) замыкающее усилие дверей не должно превышать 150 N ;

4 ) створки дверей, закрываемые вручную, должны быть уравновешены.

2.26 . Кабина пассажирского лифта самостоятельного пользования должна быть оборудована автоматическими дверями.

Допускается по согласованию с компетентным контрольным органом автоматические двери не устанавливать.

2.27 . Усилие статического сжатия створок дверей с приводом не должно превышать 150 N на последних 2 /3 пути в направлении закрытия.

Суммарная кинетическая энергия всех связанных между собой и движущихся в направлении закрытия элементов, включая привод, вертикально- или горизонтально-раздвижных дверей кабины и шахты, определяемая при средней скорости их закрывания, не должна превышать 4 J . Допускается увеличение суммарной энергии до 10 J , если при встрече с препятствием предусмотрено автоматическое реверсирование створок или закрывание дверей осуществляется только при постоянном нажатии на кнопку управления приводом дверей.

Допускается исключить действие реверсирования на расстоянии не более 0,05 m до полного закрытия дверей (створок дверей) для обеспечения действия выключателя безопасности, контролирующего закрывание дверей кабины.

Допускается вводить ограничение времени реверсирования для предотвращения злоупотреблений, если кинетическая энергия элементов двери не превышает 4 J .

2.28 . Кромки автоматических дверей должны быть такими, чтобы исключалась возможность ранения (травмы) зажатых дверью (ее створками) пассажиров.

3. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОТИВОВЕСУ

3.1 . Противовес должен быть выполнен так, чтобы исключалась возможность его повреждения, коробления или смещения, а также уменьшения расстояний безопасности как при нормальной работе лифта, так и при срабатывании ловителей или при посадке противовеса на буфера со скоростью, допускаемой ограничителем скорости.

3.2 . При расположении противовеса над помещением, где могут находиться люди, в случае, когда противовес не пропущен через это помещение, а его перекрытие (или опоры с фундаментом в грунте) не рассчитано на нагрузки от удара противовеса при его свободном падении с максимально возможной скоростью, противовес должен быть оборудован ловителями.

3.3 . Должна быть обеспечена возможность осмотра противовеса.

4. ТРЕБОВАНИЯ К НАПРАВЛЯЮЩИМ

4.1 . Направляющие кабины (противовеса) должны быть жесткими — прогиб от горизонтальных усилий при нормальной работе лифта не должен превышать в любом месте каждой направляющей 3 mm в любом направлении. Прогиб от горизонтальных усилий при испытании лифта не должен превышать в любом направлении у каждой направляющей величину, обеспечивающую безопасную работу лифта.

Допускается применение гибких направляющих для противовеса при соблюдении следующих условий:

1 ) применение пружин, работающих на растяжение, для этой цели не допускается;

2 ) расстояние между противовесом и ограждение шахты не менее 80 mm;

3 ) расстояние между кабиной и противовесом не менее 100 mm ;

4 ) номинальная скорость лифта не превышает 0,71 m · s -1 .

4.2 . Высота направляющих должна быть такой, чтобы при возможных перемещениях кабины (противовеса) за пределы ее крайних рабочих положений башмаки не сходили с направляющих.

4.3 . Крепление направляющих к строительной конструкции должно предотвращать их горизонтальное смещение и искривление от усилий, возникающих при срабатывании ловителей.

Крепление направляющих должно позволять выравнивать их искривление автоматически или вручную простым способом.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

ПЕРЕЧЕНЬ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ/ДЕСКРИПТОРОВ *

Ключевые слова/дескрипторы: техника безопасности, лифты электрические, требования, кабины, противовесы, направляющие.

* Дескрипторы Международного тезауруса СЭВ по стандартизации выделены полужирным шрифтом.

1 . Автор — делегация ЧССР в Постоянной Комиссии по сотрудничеству в области стандартизации.

3 . Стандарт СЭВ утвержден на 57-м заседании ПКС.

4 . Сроки начала применения стандарта СЭВ:

Сроки начала применения стандарта СЭВ

в договорно-правовых отношениях по экономическому и научно-техническому сотрудничеству

Требования безопасности эксплуатации лифтов

Как добиться, чтобы лифт, создающий комфорт в многоэтажных домах, не стал виновником неприятностей, а тем более страдания и печали в нашем доме?

В этой статье вы прочитаете:

  • Требования безопасности эксплуатации лифтов
  • Требования безопасной эксплуатации лифтов: несколько советов

Требования безопасности эксплуатации лифтов являются важным вопросом в системе управления МКД. Прежде всего, давайте строго определимся, кто и в какой степени ответственен за состояние лифтового хозяйства в многоквартирном доме (МКД). В первую очередь – собственники помещений, поскольку именно они являются владельцами лифта как элемента общедомового имущества. Излишне напоминать, что владельцы как постоянные пользователи лифта должны относиться бережно к своему имуществу. Чаще всего так и происходит, но имеют место случаи, и они не единичны, когда лифт мало того что не берегут, а относятся к нему просто по-варварски.

Это интересно:  Образец приказа об изменении режима работы

Подробнее разобраться в теме вы можете на наших курсах повышения квалификации:

Приведу простые цифры: только в 2013 г. МГУП «Мослифт» потратил более 40 млн руб. на устранение мелких повреждений подъемных механизмов, которые нанесли лифтовому оборудованию сами жильцы и их дети. Это порча коммутационных панелей (кнопок, дисплеев), стен, дверей, освещения и др.

Большая ответственность за сохранность лифта лежит на управляющей организации (УО), которой жители доверяют управление имуществом дома, в том числе лифтом. А поскольку самостоятельно специалисты УО не имеют возможности и необходимых навыков и знаний по ремонту и обслуживанию вертикального транспорта, то обязаны нанимать специализированные организации по ремонту лифтов для технического обслуживания и ремонта. Вот здесь часто возникают проблемы и вопросы. Кого привлекать для качественного обслуживания лифта? Ответ однозначный – только специализированную лифтовую организацию (СЛО). Как распознать в условиях рынка и конкуренции настоящих профессионалов? Приведем несколько советов.

Учебный центр для специалистов по управлению МКД

Курсы повышения квалификации по программе «Управление многоквартирными домами»

Форма обучения: заочная.

Продолжительность: 72 часа.

Выдается удостоверение установленного образца.

Требования безопасности эксплуатации лифтов к обслуживающей организации

Во-первых, при заключении договора на обслуживание лифта необходимо убедиться в наличии статуса СЛО. Правительством РФ приняты постановления от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» и от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами». В данных нормативных документах закреплено требование о выполнении работ по техническому обслуживанию лифтов исключительно СЛО, а также обязанность организации аварийно-диспетчерского обслуживания МКД.

Организация не относится к СЛО, если ее основная деятельность не связана преимущественно с выполнением работ и оказанием услуг по техническому обслуживанию и ремонту лифтов.

Во-вторых , требование Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС) (п.п. 2.1, 3.2 ст. 4) – выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту лифтов квалифицированным персоналом. Непрофессиональная организация не обладает квалифицированным персоналом, обученным по необходимым для выполнения соответствующих видов работ на опасном объекте специальностям, вследствие чего не обеспечит всех требований безопасной работы лифта.

В-третьих , ст. 5 ТР ТС требует соблюдение определенных стандартов на обеспечение безопасности лифтов и лифтовых устройств. Здесь нужно строго уяснить, что организация не может надлежащим образом выполнять требования ТР ТС или взаимосвязанных с ним стандартов, если она не является членом профильной лифтовой СРО. Например, АДС «СО «Лифтсервис» контролирует выполнение этих требований своими членами.

В-четвертых , обеспечение диспетчерского контроля работы лифтов. Согласно п. 4 Приложения № 1 к ТР ТС для обеспечения безопасности лифта должна предусматриваться возможность снятия сигналов с целью передачи от лифта к устройству диспетчерского контроля, следующей информации:

  • о срабатывании электрических цепей безопасности;
  • несанкционированном открывании дверей шахты;
  • открытии двери (крышки) устройства управления лифта без машинного помещения.

Несоблюдение организацией требования об обеспечении диспетчерского контроля за работой обслуживаемых ею лифтов является грубейшим нарушением правил безопасности при эксплуатации лифтов и создает угрозу причинения вреда жизни или здоровью людей. Пятое требование к организации – обязательное аварийно-диспетчерское обслуживание лифтов, обеспечение регламентных работ и оснащенность необходимым оборудованием. Если организация не имеет в своем составе аварийной службы и не выполняет соответствующих работ в отношении лифтов, то она нарушает указанные требования законодательства и не является надежным партнером.

Немаловажное значение имеет и шестое условие отбора обслуживающей организации – применение объективных методик расчета и экономически обоснованных цен на техническое обслуживание и ремонт лифтов. В целях обеспечения безопасности при выполнении работ на лифтах цена технического обслуживания и ремонта лифтов рассчитывается на основании экономически обоснованных показателей с учетом соответствующих сметных норм, отражающих среднеотраслевые затраты труда по принятой технологии и организации работ по техническому обслуживанию лифтов, и используются на территории Российской Федерации. Например, Сборник сметных нормозатрат на техническое обслуживание лифтов (СН-ТОЛ) определяет потребность в ресурсах (затратах труда рабочих) при оказании услуг по техническому обслуживанию лифтов в период их эксплуатации, а также по аварийному обслуживанию лифтов, и предназначен для составления смет, формирования на их основе цен и расчетов за выполненные работы.

Если цена за техническое обслуживание и ремонт лифтов формируется организацией произвольно, без учета реальных экономических показателей, то это создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, т. к. необоснованное занижение цены работ говорит о невозможности их выполнения в строгом соответствии с установленными Техническим регламентом требованиями безопасности.

Не лишним в данной ситуации будет напомнить руководителям УО, что в соответствии со ст. 36 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. А также согласно ст. 14.4 КоАП продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, влечет наложение административного штрафа, который в некоторых случаях достигает для юридических лиц нескольких сотен тысяч рублей.

Более подробно о замене лифтового оборудования в ходе капитального ремонта МКД, о требованиях к квалификации руководителей УО, как лучше собственникам помещений накопить средства на замену лифта читайте в журнале «Управление многоквартирным домом».

Техника безопасности. Лифты электрические. Кабина, противовес, направляющие

Стандарт СЭВ распространяется на электрические лифты общего назначения: пассажирские и грузовые с проводником или без проводника, а также лифты для зданий лечебно-профилактических учреждений и устанавливает требования техники безопасности к их кабинам, противовесам и направляющим.

Требования к кабине, противовесу, направляющим

Взамен
СТ СЭВ 726-77

Утвержден Постоянной Комиссией по сотрудничеству в области стандартизации Берлин, июль 1985 г.

Настоящий стандарт СЭВ распространяется на электрические лифты общего назначения: пассажирские и грузовые с проводником или без проводника, а также лифты для зданий лечебно-профилактических учреждений и устанавливает требования техники безопасности к их кабинам, противовесам и направляющим.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1 . Кабина и противовес должны перемещаться по направляющим, количество которых для кабины (противовеса) должно быть не менее двух.

1.2 . Каркас кабины, рама (подвесные тяги) противовеса, направляющие и их крепления должны быть металлическими и рассчитаны на усилия, возникающие как при нормальной работе лифта, так и при его испытании, при срабатывании ловителей кабины (противовеса) со скоростью, допускаемой ограничителем скорости, а также при посадке кабины (противовеса) на буфера. Остаточная деформация при этом не допускается.

1.3 . Кабина (противовес) должна быть оборудована направляющими башмаками. Башмаки должны быть сменными и изготовлены так, чтобы обеспечивалась замена вышедших из строя деталей. Они должны не выходить из зацепления с направляющими как при нормальной работе лифта, так и при его испытании, а также при износе или отделении скользящей обкладки и при допускаемых упругих деформациях направляющих, каркаса кабины и рамы противовеса.

При использовании роликовых направляющих башмаков должны быть предусмотрены контрольные жесткие башмаки скольжения, если при выходе из строя деталей башмаков не исключен выход кабины (противовеса) из зацепления с направляющими.

2. ТРЕБОВАНИЯ К КАБИНЕ

2.1 . Кабина лифта должна иметь сплошные стенки на всю высоту, потолочное перекрытие и пол. Допускается предусматривать следующие проемы: входные (погрузочные) и люки.

В кабине грузового лифта допускается сплошные стенки устанавливать до высоты не менее 1 m от уровня пола, а свыше — выполнять ограждение из туго натянутой металлической сетки или перфорированного металлического листа размером отверстий, через которые нельзя просунуть стержень диаметром 21 mm . Рамка для крепления сетки должна быть расположена с внешней стороны кабины.

2.2 . Стены, двери, пол и потолочное перекрытие кабины должны быть прочными, то есть выдерживать без остаточной деформации усилия, возникающие при нормальной работе лифта и при его испытании.

Стены и створки двери кабины лифта должны без остаточной деформации выдерживать нагрузку, равную 300 N , приложенную перпендикулярно к их поверхности изнутри кабины в любой точке и равномерно распределенную на площади круглой или прямоугольной формы размером 0,0005 m 2 , при этом упругая деформация не должна превышать 15 mm .

2.3 . Высота кабины в свету должна быть не менее высоты дверей шахты.

При подъезде к рампе (две посадочные (погрузочные) площадки для одной двери шахты) высота кабины может быть меньше высоты двери шахты.

Образующиеся зазоры над и под кабиной должны быть перекрыты щитами.

2.4 . Кабина, подвешенная на тяговых органах, в которую допускается вход людей, должна быть оборудована ловителями.

2.5 . Кабину грузового лифта по п. 2.4 без проводника с наружным управлением, не предназначенную для перевозки людей, допускается не оборудовать ловителями при совместном выполнении следующих условий:

1 ) если стопорное устройство автоматически подхватит кабину раньше, чем в нее могут войти люди;

2 ) когда под шахтой нет доступных для людей помещений;

3 ) если упавшая кабина или груз, разбитый при падении, смогут повредить только оборудование шахты с ограждением и не создадут угрозы окружающей среде.

У лифта, в кабину которого не допускается вход людей, стопорное устройство не требуется.

2.6 . В кабине лифта с внутренним управлением, со сплошным ограждением и сплошными дверями должна быть предусмотрена естественная или принудительная вентиляция, обеспечивающая необходимое поступление воздуха как при нормальной работе лифта, так и на время, необходимое для эвакуации пассажиров в случае аварии.

При естественной вентиляции вентиляционные отверстия должны располагаться под потолочным перекрытием и над полом кабины и их эффективная площадь должна быть не менее 1 % полезной площади пола. Зазоры вокруг дверей кабины при расчете учитывают исходя из 50% их площади.

Вентиляционное отверстие, расположенное на высоте до 2 m от пола, должно быть закрыто (решеткой, сеткой и т.д.) так, чтобы нельзя было просунуть прямой стержень диаметром 10 mm .

2.7 . В кабине лифта с внутренним или смешанным управлением должны быть вывешены правила пользования лифтом с учетом его назначения и символ допускаемой нагрузки (число перевозимых пассажиров) по СТ СЭВ 632-77 , а также табличка предприятия-изготовителя.

2.8 . Аварийную дверь для перехода в кабину соседнего лифта допускается выполнять только в случае, если расстояние между кабинами по горизонтали не превышает 0,75 m и переходящие лица будут защищены от падения в шахту.

Аварийная дверь кабины должна быть высотой не менее 1,8 m , шириной не менее 0,35 m и не должна открываться в шахту. Она должна быть оборудована выключателем безопасности и замком, отпираемым со стороны шахты без использования ключа, а изнутри кабины — специальным ключом.

Расположение и размер аварийной двери кабины должны совпадать с расположением и размером аварийной двери соседней кабины.

Не допускается располагать аварийную дверь кабины со стороны пути движения противовеса.

2.9 . Люки должны быть оборудованы замками, отпираемыми специальным ключом. Все люки, кроме люков в потолочном перекрытии кабины, не должны открываться в шахту.

2.10 . Потолочное перекрытие кабины должно выдерживать в любом месте без остаточной деформации нагрузку от стоящих на кабине двух человек или груза массой 160 kg , приложенную на площади 0,12 m 2 ; при этом наименьшая сторона площади должна быть не менее 0,25 m. Потолочное перекрытие кабины, на котором могут стоять люди, должно иметь плинтус высотой не менее 50 mm или равноценную окантовку.

2.11 . При полиспастном подвешивании кабины лифта блоки полиспаста должны быть ограждены.

2.12 . В потолочном перекрытии кабины допускается располагать люк размером не менее 0,35 ´ 0,5 m .

Устанавливать люк непосредственно над панелью управления кабины не допускается.

Откидная крышка люка должна быть устроена таким образом, чтобы при ее открытии она не выходила за габариты кабины. Если люк расположен со стороны пути движения противовеса, то его крышка должна быть оснащена выключателем безопасности, отключающим привод лифта при ее открывании.

2.13 . Пол кабины пассажирских и больничных лифтов должен быть рассчитан на удельную нагрузку 5000 Ра.

2.14 . Пол кабины грузового лифта должен быть рассчитан на сосредоточенную нагрузку, составляющую 0,25 грузоподъемности лифта, приложенную в любом месте пола перпендикулярно к его поверхности на площади круглой или прямоугольной формы размером 0,0025 m 2 .

2.15 . Под порогом кабины во всю ширину шахтной двери должен быть установлен вертикальный щит заподлицо с передней кромкой порога. Размер щита по вертикали должен перекрывать проем под порогом кабины на величину зоны отпирания дверей шахты.

2.16 . Лифты, у которых допускается вызов порожней кабины с открытой дверью, должны быть оборудованы устройством контроля загрузки кабины (например, подвижной пол), приводящим в действие выключатели безопасности при наличии в кабине груза массой:

1 ) 15 kg и более — для пассажирских лифтов;

2 ) 25 kg и более — для грузовых лифтов и лифтов для зданий лечебно-профилактических учреждений.

При наличии в кабине подвижного пола допускается устраивать неподвижный плинтус шириной не более 0,05 m .

2.17 . Кабина лифта, за исключением грузовых лифтов без проводника с наружным управлением, не предназначенных для перевозки людей, должна иметь дверь, оборудованную выключателем безопасности по СТ СЭВ 727-77.

Лифты с кабинами без двери допускается предусматривать только по согласованию с компетентным контрольным органом.

2.18 . Распашная дверь кабины должна открываться только внутрь кабины. Угол поворота створок двери должен быть механически ограничен. Створки двери должны отвечать требованиям п. 2.2 .

2.19 . Двери кабины должны быть предохранены от снятия их с подвесок (петель) или направляющих (линеек).

2.20 . Горизонтальное расстояние между выступающими частями закрытых дверей кабины и шахты должно составлять при самых неблагоприятных условиях не менее 10 mm за исключением расстояния между деталями замка и действующими на них элементами кабины.

2.21 . Высота дверного проема в свету должна быть:

1 ) не менее 1960 mm — у лифтов, в кабину которых допускается вход людей;

2 ) не менее 2200 mm — у грузовых лифтов, загружаемых средствами напольного транспорта с водителем;

3 ) не более 1250 mm — у лифтов, в кабину которых не допускается вход людей.

Зазоры над и под створкой двери не должны превышать 10 mm каждый.

Примечани е. Высота дверного проема кабины измеряется от уровня порога до верхней обвязки дверного проема, при этом выступающие элементы (упоры, детали замков) размером до 50 mm у порога и у верхней обвязки в расчет не принимают.

2.22 . Двери кабины, открываемые вручную, должны иметь смотровые отверстия шириной не более 120 mm . Площадь остекления должна быть не менее 0,03 m 2 , толщина стекла не менее 4 mm. Стекло смотрового отверстия должно быть прозрачным.

Это интересно:  Создание резерва под снижение стоимости материальных ценностей отражается

2.23 . Раздвижная решетчатая дверь кабины допускается у грузовых и больничных лифтов. Просветы между полосами при раздвинутой (закрытой) двери не должны быть более 120 mm .

2.24 . У грузовых лифтов вместо двери кабины допускается применение светового решетчатого барьера.

2.25 . Вертикально-раздвижные двери кабины, в том числе и решетчатые (одно- и двухстворчатые), допускаются только у грузовых лифтов с проводником и грузовых лифтов с внешним управлением при выполнении следующих условий:

1 ) створки дверей должны быть подвешены не менее чем на двух несущих органах;

2 ) коэффициент запаса прочности несущих органов должен быть не менее 8;

3 ) замыкающее усилие дверей не должно превышать 150 N ;

4 ) створки дверей, закрываемые вручную, должны быть уравновешены.

2.26 . Кабина пассажирского лифта самостоятельного пользования должна быть оборудована автоматическими дверями.

Допускается по согласованию с компетентным контрольным органом автоматические двери не устанавливать.

2.27 . Усилие статического сжатия створок дверей с приводом не должно превышать 150 N на последних 2 /3 пути в направлении закрытия.

Суммарная кинетическая энергия всех связанных между собой и движущихся в направлении закрытия элементов, включая привод, вертикально- или горизонтально-раздвижных дверей кабины и шахты, определяемая при средней скорости их закрывания, не должна превышать 4 J . Допускается увеличение суммарной энергии до 10 J , если при встрече с препятствием предусмотрено автоматическое реверсирование створок или закрывание дверей осуществляется только при постоянном нажатии на кнопку управления приводом дверей.

Допускается исключить действие реверсирования на расстоянии не более 0,05 m до полного закрытия дверей (створок дверей) для обеспечения действия выключателя безопасности, контролирующего закрывание дверей кабины.

Допускается вводить ограничение времени реверсирования для предотвращения злоупотреблений, если кинетическая энергия элементов двери не превышает 4 J .

2.28 . Кромки автоматических дверей должны быть такими, чтобы исключалась возможность ранения (травмы) зажатых дверью (ее створками) пассажиров.

3. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОТИВОВЕСУ

3.1 . Противовес должен быть выполнен так, чтобы исключалась возможность его повреждения, коробления или смещения, а также уменьшения расстояний безопасности как при нормальной работе лифта, так и при срабатывании ловителей или при посадке противовеса на буфера со скоростью, допускаемой ограничителем скорости.

3.2 . При расположении противовеса над помещением, где могут находиться люди, в случае, когда противовес не пропущен через это помещение, а его перекрытие (или опоры с фундаментом в грунте) не рассчитано на нагрузки от удара противовеса при его свободном падении с максимально возможной скоростью, противовес должен быть оборудован ловителями.

3.3 . Должна быть обеспечена возможность осмотра противовеса.

4. ТРЕБОВАНИЯ К НАПРАВЛЯЮЩИМ

4.1 . Направляющие кабины (противовеса) должны быть жесткими — прогиб от горизонтальных усилий при нормальной работе лифта не должен превышать в любом месте каждой направляющей 3 mm в любом направлении. Прогиб от горизонтальных усилий при испытании лифта не должен превышать в любом направлении у каждой направляющей величину, обеспечивающую безопасную работу лифта.

Допускается применение гибких направляющих для противовеса при соблюдении следующих условий:

1 ) применение пружин, работающих на растяжение, для этой цели не допускается;

2 ) расстояние между противовесом и ограждение шахты не менее 80 mm;

3 ) расстояние между кабиной и противовесом не менее 100 mm ;

4 ) номинальная скорость лифта не превышает 0,71 m · s -1 .

4.2 . Высота направляющих должна быть такой, чтобы при возможных перемещениях кабины (противовеса) за пределы ее крайних рабочих положений башмаки не сходили с направляющих.

4.3 . Крепление направляющих к строительной конструкции должно предотвращать их горизонтальное смещение и искривление от усилий, возникающих при срабатывании ловителей.

Крепление направляющих должно позволять выравнивать их искривление автоматически или вручную простым способом.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

ПЕРЕЧЕНЬ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ/ДЕСКРИПТОРОВ *

Ключевые слова/дескрипторы: техника безопасности, лифты электрические, требования, кабины, противовесы, направляющие.

* Дескрипторы Международного тезауруса СЭВ по стандартизации выделены полужирным шрифтом.

1 . Автор — делегация ЧССР в Постоянной Комиссии по сотрудничеству в области стандартизации.

3 . Стандарт СЭВ утвержден на 57-м заседании ПКС.

4 . Сроки начала применения стандарта СЭВ:

Сроки начала применения стандарта СЭВ

в договорно-правовых отношениях по экономическому и научно-техническому сотрудничеству

Требования безопасности лифта

ГОСТ Р 55964-2014

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Общие требования безопасности при эксплуатации

Lifts. General safety requirements in service

ОКС 91.140.90
ОКП 48 3600

Дата введения 2014-09-01

1 РАЗРАБОТАН Некоммерческим партнерством «Российское лифтовое объединение», Ассоциацией делового сотрудничества «Саморегулируемая организация «Лифтсервис»

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 209 «Лифты, эскалаторы, пассажирские конвейеры и подъемные платформы для инвалидов»

4 Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов»

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

Настоящий стандарт разработан в целях обеспечения выполнения требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» и устанавливает требования к безопасной эксплуатации лифтов в течение назначенного срока службы.

Настоящий стандарт предназначен для повышения уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, с учетом рисков, возникающих при эксплуатации лифтов.

Выполнение на добровольной основе требований настоящего стандарта позволяет обеспечивать соответствие лифтов требованиям технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» в течение назначенного срока их службы.

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт применяется для обеспечения безопасности в период использования лифта по назначению в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (далее — TP ТС 011/2011) [1].

1.2 Требования к организации эксплуатации лифтов, изложенные в настоящем стандарте, относятся ко всем лифтам, используемым на территории Российской Федерации, на которые распространяется действие TP ТС 011/2011 [1].

1.3 Настоящий стандарт предназначен для применения владельцами лифтов, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими эксплуатацию, техническое обслуживание, ремонт (модернизацию) и оценку соответствия лифтов в период эксплуатации, а также органами государственного контроля, осуществляющими контроль за соблюдением требований TP ТС 011/2011 [1] на стадии эксплуатации лифтов.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 53780-2010 (ЕН 81-1:1998, ЕН 81-2:1998) Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке

ГОСТ Р 53783-2010 Лифты. Правила и методы оценки соответствия лифтов в период эксплуатации

ГОСТ Р 54999-2012 (ЕН 13015:2001) Лифты. Общие требования к инструкции по техническому обслуживанию лифтов

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется принять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины в соответствии с ГОСТ Р 53780, ГОСТ Р 54999, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 владелец лифта: Юридическое или физическое лицо, имеющее законное право на распоряжение собственностью здания (сооружения), его части, в котором расположен лифт, либо право на распоряжение непосредственно лифтом и осуществляющее эксплуатацию лифта или занимающееся организацией его эксплуатации.

3.2 внеплановый ремонт: Непредвиденные работы капитального характера, необходимость в которых возникла в результате непредвиденных обстоятельств (затопление, пожар, умышленные поломки, хищение и др.), выполняемые для восстановления работоспособности лифта и обеспечения его безопасной эксплуатации.

3.3 квалифицированный персонал: Работники, подтвердившие свою квалификацию в соответствии с профессиональным стандартом, устанавливающим квалификационные характеристики для выполнения соответствующих работ

3.4 материально-техническая база: Совокупность материальных и технических средств, необходимых для осуществления соответствующих видов работ.

3.5 модель лифта: Лифт определенного завода-изготовителя, характеризующийся определенными конструкторскими решениями, грузоподъемностью, скоростью движения и комплектацией оборудования привода, кабины и системы управления.

3.6 осмотр лифта: Периодическая проверка исправности оборудования и функционирования лифта.

паспорт лифта: Документ, содержащий сведения об изготовителе, дате изготовления лифта и его заводском номере, основные технические данные и характеристики лифта и его оборудования, сведения об устройствах безопасности, назначенном сроке службы лифта, а также предназначенный для внесения необходимых сведений в период эксплуатации.

3.8 использование лифта по назначению: Применение лифта в соответствии с его назначением, указанным изготовителем лифтов в эксплуатационных документах.

3.9 ремонт лифта: Комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изношенного, пришедшего в негодность или поврежденного оборудования лифта.

3.10 специализированная организация: Субъект предпринимательской деятельности, зарегистрированный в установленном порядке на территории РФ, располагающий материально-технической базой и квалифицированным персоналом для осуществления одного или нескольких видов деятельности по техническому обслуживанию, ремонту, модернизации и монтажу лифтов.

3.11 техническое обслуживание лифта: Комплекс операций по поддержанию безопасности и работоспособности лифта на стадии его эксплуатации.

3.12 тип лифта: Лифт, характерными признаками которого являются назначение для применения (пассажирский, больничный, грузовой с проводником) и (или) используемая система главного привода (электрический привод, гидравлический привод, привод на постоянном токе).

3.13 эвакуация пассажиров из кабины лифта: Освобождение пассажиров из остановившейся кабины лифта, выполняемое квалифицированным персоналом с соблюдением мер безопасности, предусмотренных руководством (инструкцией) по эксплуатации изготовителя.

4 Общие положения

4.1 В соответствии с TP ТС 011/2011 [1] для обеспечения безопасности лифтов в период назначенного срока службы, должны выполняться следующие требования:

— использование лифта по назначению, а также проведение осмотра, технического обслуживания и ремонта лифта в соответствии с технической документацией (руководством по эксплуатации) изготовителя;

— выполнение работ по осмотру, техническому обслуживанию и ремонту лифтов квалифицированным персоналом;

— проведение оценки соответствия лифтов в течение назначенного срока службы в форме технического освидетельствования;

— проведение оценки соответствия лифтов по истечении назначенного срока.

5 Обеспечение условий безопасной эксплуатации лифта

5.1 Для обеспечения безопасности лифта в период назначенного срока службы должны выполняться следующие условия:

— обеспечение сохранности лифтового оборудования и использование лифта только по назначению в течение всего срока эксплуатации;

— обеспечение условий эксплуатации в помещениях с размещенным оборудованием лифта, предусмотренных документацией изготовителя лифта;

— исключение хранения в помещениях с размещенным оборудованием лифта посторонних предметов, не имеющих отношения к обеспечению эксплуатации лифтов;

— обеспечение возможности беспрепятственного и безопасного подхода (доступа) обслуживающего персонала к помещениям с размещенным оборудованием лифта, в том числе освещения подходов, проходов;

— исключение доступа в помещения с размещенным оборудованием лифта посторонних лиц;

— обеспечение организации хранения, учета и выдачи ключей от помещений с размещенным оборудованием лифта;

— обеспечение организации хранения технической документации, в том числе паспорта лифта и внесения в него необходимых сведений;

— обеспечение соответствующего уровня освещенности этажных площадок и помещений с размещенным оборудованием лифта по ГОСТ Р 53780;

— наличие «Правил пользования лифтом» в кабине лифта и (или) на основном посадочном этаже;

— наличие в кабине лифта и (или) на основном посадочном этаже информации для связи с обслуживающим персоналом или диспетчерской службой;

— обеспечение двусторонней переговорной связи из кабины лифта с местом нахождения обслуживающего персонала (диспетчерская, аварийно-диспетчерская служба и т.п.);

— исключение использования лифта для транспортирования строительных материалов и грузов при выполнении строительных и отделочных работ в помещениях зданий и сооружений без выполнения мероприятий по предотвращению повреждения оборудования лифта.

5.2 Владелец для обеспечения условий безопасной эксплуатации лифта, предусмотренных руководством (инструкцией) по эксплуатации изготовителя, может привлечь по договору организацию, оказывающую соответствующие услуги.

6 Требования к безопасной эксплуатации лифта

6.1 В период назначенного срока службы лифта должны выполняться следующие требования:

— использование лифта по назначению осуществляется в соответствии с руководством (инструкцией) по эксплуатации изготовителя лифта;

— прекращение использования лифта по назначению в случае возникновения опасных ситуаций;

— информирование специализированной организации по техническому обслуживанию лифта (при наличии договора):

а) об обнаружении нарушений нормальной работы лифта или опасных изменениях в условиях эксплуатации;

б) о прекращении использования лифта по назначению в случае возникновения опасных ситуаций;

в) о планируемом проведении третьей стороной проверок, освидетельствований или других работ на лифте, не связанных с техническим обслуживанием;

г) о планируемом длительном прекращении (приостановке) использования лифта по назначению;

д) о месте хранения ключей от помещений с размещенным оборудованием лифта в здании;

— выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту лифта квалифицированным персоналом;

— проведение технического освидетельствования лифтов по ГОСТ Р 53783;

— проведение оценки соответствия лифтов по истечении назначенного срока службы с целью определения возможности и условий продления срока использования лифта по назначению (при необходимости).

6.2 Условия выполнения работ устанавливаются в договоре между владельцем лифта и специализированной организацией.

6.3 Объем и периодичность выполняемых работ при техническом обслуживании должны соответствовать требованиям, изложенным в руководстве по эксплуатации заводов — изготовителей лифтового оборудования.

7 Состав и виды работ, выполняемых при эксплуатации лифта

7.1 Система планово-предупредительных ремонтов лифтов включает в себя:

— осмотр или контроль за состоянием оборудования лифта посредством устройства диспетчерского контроля;

— систему восстановления ресурса лифта, состоящую из капитального ремонта (замены оборудования) и (или) модернизации (как в процессе эксплуатации лифта, так и по истечении назначенного срока службы).

7.2 Осмотр или контроль за состоянием оборудования лифта посредством устройства диспетчерского контроля

7.2.1 Осмотр лифта выполняет лифтер или электромеханик по лифтам в соответствии с руководством (инструкцией) по эксплуатации изготовителя и перечнем типовых проверок по ГОСТ Р 54999.

7.2.2 В ходе осмотра осуществляются проверка функционирования лифта, а также проверка исправности оборудования (если эти проверки не включены в перечень работ организации по техническому обслуживанию):

2) сигнальных устройств;

3) кнопок вызова на этажах;

4) кнопок приказов в кабине;

Это интересно:  Жалоба на аудиторскую организацию

5) устройства контроля дверного проема;

6) двусторонней переговорной связи;

7) оборудования освещения кабины;

8) устройства реверса дверей лифта;

9) информационных знаков.

7.2.3 Осмотр лифта, подключенного к устройству диспетчерского контроля, выполняет электромеханик по лифтам с периодичностью, установленной изготовителем в руководстве (инструкции) по эксплуатации, или ежемесячно при проведении технического обслуживания лифта.

7.2.4 Контроль за работой лифта посредством устройства диспетчерского контроля осуществляет диспетчер с пульта системы диспетчерского контроля в соответствии с документацией по эксплуатации данной системы диспетчерского контроля.

7.3 Техническое обслуживание лифтов

7.3.1 Виды, состав и периодичность работ по техническому обслуживанию лифтов устанавливаются изготовителем в руководстве (инструкции) по эксплуатации в соответствии с требованиями ГОСТ Р 54999.

При отсутствии информации изготовителя о видах, составе и периодичности работ по техническому обслуживанию лифтов устанавливается следующая периодичность выполнения данных работ:

— ежемесячное техническое обслуживание (ТО-1) — проводится не реже одного раза в месяц;

— квартальное техническое обслуживание (ТО-3) — проводится не реже одного раза в три месяца;

— полугодовое техническое обслуживание (ТО-6) — проводится не реже одного раза в шесть месяцев;

— годовое техническое обслуживание (ТО-12) — проводится не реже одного раза в двенадцать месяцев.

7.3.2 Специализированная организация для осуществления работ по техническому обслуживанию лифтов разрабатывает:

— инструкции, руководства по техническому обслуживанию лифтов.

Данные документы должны содержать виды, периодичность и состав работ, безопасные методы их выполнения, применяемый инструмент и приспособления, технические требования к оборудованию и узлам по ГОСТ Р 54999.

7.4 Аварийно-техническое обслуживание

7.4.1 Аварийно-техническое обслуживание лифтов проводится аварийной службой специализированной организации.

7.4.2 Аварийно-техническое обслуживание предусматривает проведение работ по:

— безопасной эвакуации пассажиров из кабин остановившихся лифтов;

— устранению неисправностей лифта, оборудования системы диспетчерского контроля (при наличии).

7.4.3 Время эвакуации пассажиров из кабины остановившегося лифта не должно превышать 30 мин с момента поступления информации в аварийную службу специализированной организации.

Срок устранения неисправностей оборудования лифтов, эксплуатирующихся в жилищном фонде, не должен превышать 1 сут.

7.4.4 Специализированная организация обеспечивает:

— круглосуточное функционирование аварийной службы в рабочие, выходные и праздничные дни;

— прием, регистрацию и передачу заявок на исполнение электромеханикам аварийной службы, контроль их исполнения;

— организацию работ в экстремальных условиях (непредвиденное отключение электроэнергии в зданиях, пожар, затопление и т.п.);

— организацию контроля за соблюдением электромеханиками по лифтам и электромонтерами диспетчерского оборудования и телеавтоматики аварийной службы, требований охраны труда и производственной дисциплины.

7.4.5 Аварийная служба должна быть укомплектована необходимым количеством квалифицированного персонала, необходимого для выполнения требований 7.4.1, 7.4.2, с учетом количества, типов, модификаций лифтов, а также оснащена необходимым автотранспортом, инструментом, приспособлениями и механизмами.

7.4.6 Если при аварийно-техническом обслуживании для восстановления работоспособности лифтов требуется выполнение работ капитального характера, данные работы выполняет специализированная организация по отдельному договору или по дополнительному соглашению к договору на техническое обслуживание лифтов.

7.5 Внеплановый ремонт

7.5.1 Внеплановый (аварийный) ремонт (работы капитального характера) выполняется в целях восстановления работоспособности лифта, вышедшего из строя в результате затопления, пожара, вандальных действий или иных чрезвычайных ситуаций.

Внеплановый (аварийный) ремонт (работы капитального характера) в состав системы планово-предупредительных ремонтов не входит.

7.6 Капитальный ремонт лифтов

7.6.1 При капитальном ремонте лифтов проводятся ремонт или замена узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования, выработавших свой ресурс или близких к его выработке с последующей регулировкой, а также поврежденных узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования. После проведения капитального ремонта лифтов проводятся проверка функционирования вновь установленных, отремонтированных узлов и проверка функционирования лифта во всех режимах, предусмотренных руководством (инструкцией) по эксплуатации.

В случаях, предусмотренных ГОСТ Р 53783, проводят техническое освидетельствование лифта. В случае замены системы управления лифта, шкафа управления, жгутов электропроводки также проводятся электроизмерительные и пусконаладочные работы.

7.6.2 В состав работ, выполняемых при капитальном ремонте лифта (работ капитального характера), входят ремонт или замена одного или нескольких узлов (составных частей):

— лебедки главного привода и ее составных частей: редуктора, червячной пары, тормоза, отводного блока, моторной или редукторной полумуфт;

— электродвигателя лебедки главного привода;

— канатоведущего шкива лебедки главного привода, барабана трения;

— оборудования гидропривода (гидроагрегата, гидроцилиндра, трубопроводов);

— привода дверей кабины и его составных частей: редуктора, электродвигателя, балки привода дверей;

— кабины и ее составных частей: рамы кабины, рамы пола, щитов купе кабины, подвески в сборе, отводных блоков (при наличии) грузовзвешивающего устройства;

— дверей шахты, кабины и их составных частей: створок, порогов, замков, верхних балок дверей;

— шкафа управления и его составных частей: электронных плат, трансформаторов;

— преобразователя частоты и его составных частей: силового модуля, сетевого фильтра, тормозного резистора, электронных плат;

— натяжного устройства уравновешивающих канатов;

— ограничителя скорости в сборе, шкива ограничителя скорости, натяжного устройства ограничителя скорости;

— противовеса и его составных частей: рамы противовеса, подвески в сборе, отводных блоков (при наличии);

— разводки проводов по машинному помещению, шахте и кабине;

— уравновешивающих канатов, цепей;

— каната ограничителя скорости;

Объем работ по замене или ремонту составных частей лифта определяется по результатам периодического технического освидетельствования и (или) в ходе проведения технического обслуживания лифта.

Капитальный ремонт лифта не входит в состав работ по техническому обслуживанию лифта и проводится специализированной организацией, осуществляющей техническое обслуживание и ремонт этих лифтов по отдельным договорам.

7.6.3 Проведение капитального ремонта лифта должно планироваться, исходя из срока службы составных частей, узлов и оборудования лифта, приведенного в документации изготовителя. В случае отсутствия в документации изготовителя срока службы составных частей этот срок принимают в соответствии с приложением А.

7.6.4 Проведение капитального ремонта лифта допускается осуществлять по фактическому состоянию оборудования, исходя из интенсивности использования, условий эксплуатации и результатов оценки соответствия лифта.

7.6.5 Срок проведения капитального ремонта лифта должен планироваться владельцем лифта совместно со специализированной организацией, осуществляющей техническое обслуживание и ремонт данного лифта.

7.7 Модернизация лифта

7.7.1 Модернизация лифта может проводиться как по истечении назначенного срока службы лифта, так и в течение назначенного срока службы.

7.7.2 Решение о модернизации (замене) лифта владелец принимает на основании заключения по результатам оценки соответствия лифта, содержащего соответствующие рекомендации.

8 Оценка соответствия лифта в период эксплуатации

8.1 Оценку соответствия лифта в течение назначенного срока службы осуществляет организация, аккредитованная (уполномоченная) в установленном порядке, на основании договора с владельцем лифта.

8.2 Оценка соответствия лифта в течение назначенного срока службы проводится в форме технического освидетельствования по ГОСТ Р 53783.

8.3 Оценка соответствия лифта отработавшего назначенный срок службы проводится в форме обследования по ГОСТ Р 53783.

9 Требования к организации диспетчерского контроля работы лифтов

9.1 Необходимость оборудования лифтов диспетчерским контролем определяется владельцем лифта или специализированной организацией по согласованию с владельцем лифта.

9.2 Владелец оборудования систем диспетчерского контроля работы лифтов должен обеспечить мероприятия по содержанию его в исправном состоянии.

9.3 Обслуживание и ремонт оборудования систем диспетчерского контроля работы лифтов осуществляется специализированной организацией, осуществляющей техническое обслуживание лифтов, подключенных к данной системе диспетчерского контроля и располагающей техническими средствами и квалифицированным персоналом.

9.4 Устройство диспетчерского контроля работы лифта должно обеспечивать:

— двухстороннюю переговорную связь между диспетчерским пунктом и кабиной и крышей кабины, диспетчерским пунктом и машинным помещением, диспетчерским пунктом и основным посадочным этажом (при необходимости);

— сигнализацию об открывании дверей шахты при отсутствии кабины на этаже в режиме нормальной работы;

— сигнализацию о срабатывании электрических устройств безопасности;

— сигнализацию об открывании дверей, окон, люков машинного (блочного) помещения или шкафов управления, расположенных вне машинного помещения (для лифтов без машинного помещения).

9.5 Энергоснабжение оборудования систем диспетчерского контроля работы лифтов должно осуществляться независимо от энергоснабжения лифта. При прекращении энергоснабжения оборудования систем диспетчерского контроля владелец оборудования системы диспетчерского контроля должен обеспечить функционирование системы в течение не менее 1 ч.

10 Требования к специализированной организации, осуществляющей техническое обслуживание, ремонт, модернизацию лифтов и оборудования систем диспетчерского контроля работы лифтов

10.1 Специализированная организация должна иметь материально-техническую базу, технические средства, оборудование для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту и (или) модернизации лифтов и (или) оборудования систем диспетчерского контроля их работы.

10.2 Специализированная организация должна располагать достаточным количеством специалистов и рабочих, имеющих профессиональную подготовку и соответствующую квалификацию и имеющих необходимые группы по электробезопасности. Численность квалифицированного персонала должна быть достаточной для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту лифтов и оборудования систем диспетчерского контроля, предусмотренных руководством по эксплуатации изготовителя.

Расчет численности персонала проводится с учетом типов и моделей лифтов, а также с учетом их этажности и ряда других факторов, влияющих на трудозатраты и время выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту лифтов.

10.3 Специализированная организация должна осуществлять контроль качества выполняемых работ.

10.4 Специализированная организация должна:

— назначить специалистов, ответственных за организацию выполнения работ по техническому обслуживанию, ремонту и модернизации лифтов и оборудования систем диспетчерского контроля;

— назначить персонал и возложить на него выполнение работ по техническому обслуживанию, ремонту и модернизации лифтов и оборудования систем диспетчерского контроля;

— обеспечить специалистов должностными инструкциями, а персонал — производственными инструкциями и инструкциями по охране труда;

— обеспечить своевременное, качественное и в полном объеме выполнение работ в соответствии или с руководством по эксплуатации, или с системой планово-предупредительных ремонтов лифтов, на которые отсутствует руководство по эксплуатации;

— обеспечить своевременную подготовку и аттестацию специалистов и персонала в установленном порядке;

— обеспечить персонал средствами индивидуальной защиты, инструментом, приспособлениями и приборами, необходимыми для обеспечения безопасного производства работ;

а) в кабине лифта или на основном посадочном этаже «Правила пользования лифтом»;

б) на основном посадочном этаже/площадке информацию о специализированной организации с указанием телефонов, по которым осуществляется вызов персонала, осуществляющего ремонт лифтов;

— в случае угрозы жизни и здоровью людей незамедлительно информировать владельца о необходимости приостановить использование лифта по назначению;

— информировать владельца о необходимости приостановить использование по назначению лифта, у которого истек назначенный срок службы;

— в разделе паспорта лифта «Сведения о ремонте и модернизации» указывать сведения о замененном оборудовании с указанием типа или обозначения и заверять их подписью уполномоченного представителя специализированной организации;

— информировать владельца лифта о принятии новых нормативно-правовых актов и нормативно-технических документов, устанавливающих требования к лифтам и эксплуатации лифтов.

11 Требования к квалификации персонала

11.1 Персонал, выполняющий работы по техническому обслуживанию и ремонту лифтов

11.1.1 В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 4 ТР ТС 011/2011 [1] для обеспечения безопасности лифта в период назначенного срока службы должен выполняться ряд требований, в том числе выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту лифта квалифицированным персоналом.

11.1.2 Непосредственно работы по техническому обслуживанию и ремонту лифтов выполняют электромеханики по лифтам, которые должны обладать соответствующей квалификацией и опытом работы.

11.1.3 В соответствии с требованиями соответствующего профессионального стандарта для получения основ знаний по указанной профессии электромеханик по лифтам должен обладать профессиональной подготовкой при наличии образования не ниже основного общего или иметь среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих.

Указанные основы знаний электромеханик по лифтам получает в профильных образовательных учреждениях или иных учебных заведениях, имеющих компетентный персонал, способный обеспечить высокий уровень подготовки, а также имеющих необходимую для занятий материально-техническую базу.

Квалификация (компетенция), полученная электромехаником при профессиональной подготовке, подтверждается соответствующим документом (аттестатом, квалификационным удостоверением, сертификатом компетентности и т.п.).

11.1.4 Электромеханик по лифтам, получивший основы знаний по профессии, а также навыки практической работы по техническому обслуживанию лифтов под руководством опытного квалифицированного электромеханика, проходит практическую стажировку по техническому обслуживанию лифтов конкретных моделей.

Практическая стажировка электромеханика по техническому обслуживанию лифтов конкретных моделей оформляется документально (протокол, удостоверение и т.п.) с указанием количества часов практической стажировки.

11.1.5 Владелец лифтов, специализированная организация обеспечивают своевременное повышение квалификации электромехаников, но не реже одного раза в три года, а также обеспечивает повышение квалификации при техническом обслуживании лифтов новых моделей.

11.1.6 В соответствии с требованиями настоящего стандарта специалисты, ответственные за организацию работ по техническому обслуживанию и ремонту лифтов, должны подтвердить компетенцию для выполнения своих должностных обязанностей в соответствии с требованиями соответствующего профессионального стандарта.

11.1.7 Базовым образованием для назначения на должность специалиста, ответственного за организацию работ по техническому обслуживанию и ремонту лифтов является среднее техническое или высшее техническое образование.

Кроме того, претендент на должность специалиста должен иметь практический опыт работы по техническому обслуживанию и ремонту лифтов не менее:

— одного года — при среднем техническом образовании;

— шести месяцев — при высшем техническом образовании.

11.1.8 Учитывая специфику должностных обязанностей специалиста и требования к его квалификации перед назначением на должность, специалист, ответственный за организацию работ по техническому обслуживанию и ремонту лифтов, проходит соответствующую подготовку, в которую входит изучение ТР ТС 011/2011 [1], национальных стандартов, необходимых для его применения и исполнения, настоящего стандарта.

11.1.9 Подготовку указанных специалистов могут проводить учебные центры по учебным программам, разработанным на основе профессионального стандарта.

11.1.10 Знания, полученные при подготовке специалистом, ответственным за организацию работ по техническому обслуживанию и ремонту лифтов, подтверждаются соответствующим документом (аттестатом, квалификационным удостоверением, сертификатом компетентности и т.п.).

11.2 Персонал, выполняющий работы по осмотру лифтов

11.2.1 В соответствии с требованиями подпункта 3.1 пункта 3 статьи 4 TP ТС 011/2011 [1] для обеспечения безопасности лифта в период назначенного срока службы проведение осмотра лифта должно выполняться в соответствии с требованиями руководства (инструкции) по эксплуатации изготовителя.

11.2.2 Персонал, выполняющий работы по осмотру лифтов (далее — лифтеры), проходит обучение в учебных центрах по учебным программам, разработанным на основе профессионального стандарта.

Квалификация, полученная лифтером при профессиональной подготовке, подтверждается соответствующим документом (аттестатом, квалификационным удостоверением, сертификатом компетентности и т.п.).

11.2.3 Специалист, ответственный за организацию эксплуатации лифтов, проходит обучение в учебных центрах по учебным программам, разработанным на основе профессионального стандарта.

11.2.4 Знания, полученные при подготовке специалистом, ответственным за организацию эксплуатации лифтов, подтверждаются соответствующим документом (аттестатом, квалификационным удостоверением, сертификатом компетентности и т.п.).

11.3 Персонал, осуществляющий диспетчерский контроль за лифтами

11.3.1 Диспетчер, осуществляющий диспетчерский контроль за лифтами подтверждает квалификационные характеристики в соответствии с требованиями профессионального стандарта.

11.3.2 Диспетчер в соответствии с требованиями соответствующего профессионального стандарта проходит обучение в учебных центрах по учебным программам, разработанным на основе профессионального стандарта.

11.3.3 Квалификация, полученная диспетчером при подготовке по профессии, подтверждается соответствующим документом (аттестатом, квалификационным удостоверением, сертификатом компетентности и т.п.).