Тетрадь на печатной основе это учебное пособие

Рабочие тетради: обязанности школы

Гульнара Равизовна Лунгу, Заведующий библиотекой

Вопрос обеспечения обучающихся бесплатными рабочими тетрадями возник сразу после того, как был утвержден Федеральный закон от 29.12.2012 № 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Камнем преткновения стал вопрос исполнения школами статьи 35 данного закона. Попробуем разобраться.

«Статья 35. Пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания.

Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

Обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Пользование учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов и (или) получающими платные образовательные услуги, осуществляется в порядке, установленном организацией, осуществляющей образовательную деятельность».

В одних регионах рабочие тетради в образовательных организациях стали предоставляться детям бесплатно. В других — нет. По всей стране прокатились судебные разбирательства по этому поводу. Судебные решения тоже были абсолютно противоположными. Почему так по-разному суды трактуют один закон?

Причиной тому послужило отсутствие в законе самих понятий «учебное пособие» и «рабочая тетрадь». Суды не увидели этих определений в федеральном законе и обратились к ГОСТам. Так, в Межгосударственном стандарте ГОСТ 7.60–2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения», введенном в действие постановлением Госстандарта России от 25.11.2003 № 331-ст (далее — ГОСТ), рабочая тетрадь отнесена к учебному пособию. Для некоторых судей хватило только этого определения, чтобы обязать школы закупать рабочие тетради.

Другие судьи апеллировали к тому, что рабочая тетрадь определена в ГОСТе как «учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета», то есть отнесли ее к практикумам.

Функционально грамотные судьи очень внимательно прочитали федеральный закон и статью 35: «Бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания». Поэтому отказы судов в предоставлении рабочих тетрадей обучающимся мотивировались еще тем, что рабочие тетради предназначены для индивидуального и однократного использования. Даже если школа решит закупить рабочие тетради, то как она должна их временно выдавать детям, ведь они предназначены для однократного применения?

По словам пресс-секретаря Генпрокуратуры России Александра Куренного, в субъектах Российской Федерации отсутствует единообразная практика применения части 1 статьи 35 Закона № 273-ФЗ и требований ГОСТа.

В связи с этим весной 2016 года первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Александр Буксман предложил министру образования и науки Российской Федерации рассмотреть вопрос нормативного регулирования обеспечения обучающихся бесплатными рабочими тетрадями.

Директор департамента информационной политики Министерства образования в ответ на запрос заявила, что вопрос обеспечения школьников рабочими тетрадями законодательно уже урегулирован. Она подчеркнула, что школа самостоятельно определяет список учебных пособий, необходимых для изучения какого-либо предмета. «Если администрация школы включает конкретную рабочую тетрадь на печатной основе в список учебных пособий, используемых в образовательной деятельности, который утверждается приказом директора школы, то, безусловно, данная рабочая тетрадь должна предоставляться за счет бюджета», — пояснили тогда в пресс-службе ведомства.

В пресс-службе Минобразования тогда также сообщали, что на сегодняшний день существует несколько десятков тысяч учебных пособий и, безусловно, учитель вправе рекомендовать, например в рамках дополнительного изучения, те или иные пособия, которые могут быть не включены в список образовательной организацией. «Однако, если они не закупаются за счет федеральных средств, администрация общеобразовательной организации не вправе требовать от родителей их обязательной покупки», — говорилось в сообщении. Это было в апреле 2016 года.

В августе 2016 года, во время Всероссийского родительского собрания новому министру образования Ольге Васильевой родители вновь задали вопрос, касающийся приобретения школами рабочих тетрадей. Ответ министра состоял в том, что школы не могут требовать от родителей покупки рабочих тетрадей, если те являются обязательными для учебы. «Если сама школа включает тетрадь в обязательный перечень, то она должна его обеспечить, других вариантов быть не может. Волюнтаризм здесь не допускается», — ответ министра.

Либо словосочетание «обязательный перечень» кого-то завело в тупик, либо ответ министра не дошел до адресата. Сразу проясним, о чем же шла речь. Статья 28 Федерального закона «Об образовании в РФ» регулирует компетенцию, права, обязанности и ответственность образовательной организации. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится в том числе: «9) определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями…»

Как бы то ни было, вопрос о рабочих тетрадях прозвучал вновь, уже на очередном Всероссийском родительском собрании в 2017 году.

Что ответила министр образования в этот раз? «…Вы должны меня услышать: те обязательные учебники и пособия, тетради, которые у вас есть, должны быть бесплатными», — сказала Ольга Васильева.

Приведу для ясности небольшую, но важную ремарку. В федеральном перечне представлены только учебники. Он так и называется — Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Никаких рабочих тетрадей в нем нет. Поэтому по федеральному перечню школа приобретает только бесплатные учебники.

Для справки расскажу, как приобретаются учебники и учебные пособия для школ.

Все школы страны заказывают бесплатные учебники строго в соответствии с федеральным перечнем (приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253). Школа формирует заказ в соответствии с потребностями. Муниципалитет формирует городской заказ от всех школ и передает его в регион. Региональные власти в области образования оформляют региональный заказ и заключают договоры с издательствами на поставку учебников.

Если школе необходимы учебные пособия (например, для внеурочной деятельности), которых нет в федеральном перечне, тогда она закупает их самостоятельно на выделенные субсидии. Закупает только в тех издательствах, которые входят в Перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях (приказ Минобразования от 09.06.2016 № 699).

Итак, какие нормативные документы указывают на то, что школа должна закупать рабочие тетради? Только статья 35 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (см. выше). Да и то только потому, что в ГОСТе они определены как учебное пособие.

А какие документы могут помочь школам законно избавиться от обязанности закупать рабочие тетради?

Во-первых, тот же Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Статья 18 ФЗ посвящена печатным и электронным образовательным и информационным ресурсам. Пункт 2 этой статьи гласит: «2. Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе устанавливаются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами».

Раз нормативы обеспеченности устанавливаются федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), то и обратимся к ним. Статья 27 во всех трех стандартах (начального, общего, среднего образования) как раз посвящена нормам обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями и гласит: «…Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета:

• не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы…

• не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы…».

Таким образом, в соответствии со стандартами норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями предполагает (но не обязывает!) наличие учебных пособий (в том числе рабочих тетрадей) только по программам, формируемым участниками образовательных отношений, то есть не входящим в обязательную часть учебного плана (например, внеурочная деятельность).

Во-вторых, рабочая тетрадь должна предоставляться за счет выделенных образовательному учреждению бюджетных средств (субсидии) только в том случае, если школа включает конкретную рабочую тетрадь на печатной основе в список учебных пособий, используемых в образовательной деятельности. А чтобы включить тетрадь в этот список, учитель должен на методическом совете школы обосновать необходимость ее приобретения, то есть убедить директора потратить средства на приобретение рабочих тетрадей для тех или иных классов.

Вот мой многостраничный ответ на вопрос, должна ли школа обеспечивать обучающихся рабочими тетрадями.

Я думаю, что ответ директоров на этот же вопрос был бы намного короче и красноречивее: «Денег нет, потому что в финансирование школ средства на закупку рабочих тетрадей не заложены». Доказательством тому служит документ Министерства образования «Итоговые значения и величина составляющих базовых нормативов затрат по государственным услугам по реализации основных общеобразовательных программ начального, общего и среднего общего образования, отраслевые и территориальные корректирующие коэффициенты и порядок их применения на 2017 год», подписанный заместителем министра Повалко А. Б. По статье «Затраты на приобретение учебной литературы, периодических изданий, издательских и полиграфических услуг, электронных изданий, непосредственно связанных с оказанием соответствующей государственной услуги» на начальное общее образование установлено 0,80 тыс. руб., на общее — 1,04 тыс. руб., на среднее — 1,52 тыс. руб.

Но мы с вами видим в книжных и интернет-магазинах цены на учебники и рабочие тетради. Восемьсот рублей в год на ученика начальной школы, тысяча рублей — на ученика 5–9-го классов, полторы тысячи рублей — на ученика 10–11-го классов. Много это или мало? Считайте, господа…

Отзывы экспертов

«Как ни странно, в рабочих тетрадях больше других заинтересованы учителя. Именно педагоги настойчиво лезут под шкурку родителям, чтобы те приобретали РТ. Проверять не успевают, навыки написания теряются, до середины РТ по содержанию редко кто доходит, и учителя отдают тетради для повторения „на ЛЕТО“. В чем подвох? Мне видится проблема в пресловутых 10–15% возврата от каждой покупки. Для учителей это уже стало незаконным бизнесом. Не знаю, как для других, но для меня статья — весомый аргумент в борьбе с „коррупционерами от образования“.

В итоге этот вопрос решит проверяющий (ну или судья) „как карта ляжет“, потому что можно толковать хоть так, хоть этак. Спасибо автору, что дал готовый материал для отписок в прокуратуру, родителям, да мало ли еще куда!»

«Сегодня мы закупаем учебники по всем предметам каждому ученику. Хотя ума не приложу, зачем каждому ученику учебник по музыке (есть музыкальный кабинет, и комплекта достаточно). А учебник по физкультуре каждому зачем? Надо бегать, прыгать, играть, сдавать нормы ГТО… Недавно на родительском собрании побелевший от гнева папаша во весь голос выговаривал растерянной учительнице, что его ребенку выдали не новый учебник. Он-то хорошо информирован о том, чем ему обязано государство. Что-то здесь не так, господа…»

«Сколько лжи, спекуляций, скандалов связано с учебниками в постперестроечные годы! Какие только махинации не проводят с обеспеченностью учебниками (особенно ФГОС). А конца-края этому безобразию не видно. Причины этого явления чисто экономические. Любой директор знает: купить все необходимые учебники для выполнения ФГОС на бюджетные деньги невозможно. Даже на половину не хватает. Тем более на рабочие тетради».

Тетрадь на печатной основе это учебное пособие

Как вы решаете проблему приема пищи на протяжении рабочего дня?

На большой перемене хожу в столовую, вместе с детьми

Обедаю только когда закончатся уроки, потому что до этого нет ни одной свободной минуты

Готовлю дома и приношу с собой, а на переменах принимаю пищу, сидя в своем кабинете или лаборантской

Всего проголосовало: 11

или Невыдуманные задачи Игната Игнатова

номер 48, от 27 ноября 2018

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

Как ни странно, чаще всего школьники идут на митинги из чувства любопытства. И это любопытство не погасить увещеваниями, запретами, запугиванием или наказаниями. Что же делать, чтобы оградить детей от участия в политических акциях? На этот вопрос отвечает доктор наук Ирина Шилова.

Четвертование – самый жестокий вид средневековой казни… Нечто подобное ей сегодня происходит, по мнению педагога-психолога Кирилла Карпенко, с зарплатой учителей в Красноярске. Перед выплатой суммы незаконно и несправедливо уменьшают в несколько раз. Так что, слабонервных автор просит свою статью не читать, а остальных приглашает заняться внимательными подсчетами по ходу прочтения.

Это интересно:  Заявление на страхование автомобиля образец осаго

«Я не припомню, чтобы Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Толстой, Гумилев, Маяковский, Ахматова, Пастернак, Булгаков, Тарковский, да тот же Бродский как-то пытались отстраниться от исторических процессов, происходящих на нашей Родине и у ее берегов. Сейчас это основная поэтическая тенденция – жить какими-то собственными узкими мирками. » — из интервью поэта и военного корреспондента Семена Пегова.

Тетрадь на печатной основе это учебное пособие

[Рабочие тетради не предназначены для многократного использования, поскольку ученики работают непосредственно в данных тетрадях. Учебные издания нового поколения — учебник-тетрадь, индивидуальная рабочая тетрадь, книга для самостоятельной работы учащихся, альбом-задачник, тетрадь для творческих заданий и т.п. — следует относить к практикумам. Рабочие тетради являются самостоятельным видом учебного издания (не учебник и не учебное пособие). Их использование в образовательном процессе направлено на качественное преподавание учебной дисциплины, оказание помощи учителю в планировании и подготовке к урокам, повышение методического уровня преподавания. Образовательное учреждение самостоятельно в выборе образовательных программ и используемых в образовательном процессе учебных изданий, заявка на приобретение за счет государственных средств учебной литературы формируется школой с учетом утвержденных перечней, куда рабочие тетради не включены, и их использование в образовательном процессе зависит от усмотрения самого образовательного учреждения. Действующее законодательство не содержит нормы, предусматривающей обеспечение учащегося всем комплексом учебной литературы и вспомогательным материалом. Более того, рабочие тетради не могут использоваться на возвратной основе, являться предметом заказа и входить в состав библиотечного фонда школьной библиотеки. На школу не может быть возложена обязанность обеспечить каждого учащегося рабочими тетрадями.]

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

от 22 мая 2014 г. по делу № 33-2365/2014

Судья: Агранович Ю.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Харманюк Н.В.,

судей Костенко Е.Л., Архаровой Л.В.,

при секретаре Ч.Е.,

рассмотрев в судебном заседании 22 мая 2014 года дело по апелляционной жалобе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения г. Сыктывкар «Средняя общеобразовательная школа № 36 с углубленным изучением отдельных предметов» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 31 января 2014 года, которым

удовлетворены требования прокурора г. Сыктывкара:

на МОУ «СОШ № 36 с углубленным изучением отдельных предметов» возложена обязанность обеспечить учащегося . класса ФИО1 учебными пособиями, в том числе рабочими тетрадями, используемыми школой в образовательном процессе в одном экземпляре по каждому предмету, а именно:

— Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для . класса (к учебнику «Русский язык», . класс, Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной), ООО «Баласс»;

— Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию . класс (к учебнику «Русский язык», . класс, Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной), ООО «Баласс»;

— Исаева Н.А. Рабочая тетрадь по русскому языку, . класс (к учебнику «Русский язык», . класс, Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной), ООО «Баласс»;

— Бунеев Р.Н., Бунееева Е.В. Тетрадь по литературному чтению, . класс, ООО «Баласс»;

— Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Обитатели Земли») для . класса, ООО «Баласс»;

— Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Мое Отечество») для . класса, ООО «Баласс»;

— Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для . класса «Разноцветный мир», ООО «Баласс»;

— Куревина О.А., Лутцева Е.А. Рабочая тетрадь по технологии для . класса, ООО «Баласс»;

— Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. Рабочая тетрадь к учебнику английского языка Английский с удовольствием / E№joy E№glish для . класса, Издательство «Титул»;

— Ярасова Е.К., Андрющенко З.И. Краеведение. Рабочая тетрадь . класс, Издательство «Титул».

Заслушав доклад судьи Архаровой Л.В., объяснения представителя Муниципального автономного общеобразовательного учреждения г. Сыктывкар «Средняя общеобразовательная школа № 36 с углубленным изучением отдельных предметов» П.И., представителя Министерства образования Республики Коми Б.Е.В., представителя администрации МО ГО «Сыктывкар» Ч.Л., прокурора Коровенко А.В., З., судебная коллегия

Прокурор г. Сыктывкара в интересах . ФИО1 обратился в суд с заявлением к МАОУ «СОШ № 36» о возложении обязанности по обеспечению учащегося школы следующими бесплатными учебными пособиями:

— Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для . класса (к учебнику «Русский язык», . класс, Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной), ООО «Баласс»;

— Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию . класс (к учебнику «Русский язык», . класс, Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной), ООО «Баласс»;

— Исаева Н.А. Рабочая тетрадь по русскому языку, . класс (к учебнику «Русский язык», . класс, Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной), ООО «Баласс»;

— Бунеев Р.Н., Бунееева Е.В. Тетрадь по литературному чтению, . класс, ООО «Баласс»;

— Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Обитатели Земли») для . класса, ООО «Баласс»;

— Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Мое Отечество») для . класса, ООО «Баласс»;

— Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для . класса «Разноцветный мир», ООО «Баласс»;

— Куревина О.А., Лутцева Е.А. Рабочая тетрадь по технологии для . класса, ООО «Баласс»;

— Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. Рабочая тетрадь к учебнику английского языка Английский с удовольствием / E№joy E№glish для . класса, Издательство «Титул»;

— Ярасова Е.К., Андрющенко З.И. Краеведение. Рабочая тетрадь . класс, Издательство «Титул».

По мнению прокурора, приобретение таких рабочих тетрадей осуществляется родителями учеников самостоятельно, что противоречит требованиям закона Российской Федерации «Об образовании в РФ», гарантирующего бесплатное предоставление учащимся учебников и учебных пособий.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация МО ГО «Сыктывкар», Министерство образования Республики Коми, Министерство образования и науки РФ.

Ответчиком иск не признан.

Третьи лица требования прокурора не поддержали, выступили на стороне ответчика.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что рабочая тетрадь является обязательным учебным пособием, дополняющим используемые образовательным учреждением учебники.

Представитель МАОУ «СОШ № 36» просит отменить решение суда как не соответствующее закону. Позиция ответчика основана на следующем: государство гарантирует бесплатность образования в рамках установленных минимальных стандартов и требований. Рабочие тетради в перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, не включены, а, следовательно, образовательное учреждение не вправе за счет государства производить закупку учебных пособий, учебников, не включенных в федеральный перечень, иное привело бы к необоснованным, нецелевым расходам. Указал, что рабочие тетради не предназначены для многократного использования и не отвечают признакам учебных пособий, поэтому не могут являться предметом заказа и не должны использоваться для пополнения библиотечного фонда и выдачи на возвратной основе.

Проверив материалы дела, судебная коллегия находит, что доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания.

Согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Аналогичные положения закреплены в ч. ч. 1, 3 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон № 273-ФЗ). В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования.

В силу п. п. 3, 8 ст. 2 Закона № 273-ФЗ обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни; федеральные государственные требования — обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с Законом № 273-ФЗ уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона № 273-ФЗ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).

Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год, утверждены Приказом Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067.

Согласно ч. 1 ст. 28 Закона № 273-ФЗ образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с рассматриваемым Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами (п. 2 ч. 3 ст. 28 Закона № 273-ФЗ), а также определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ.

Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, в силу п. 26 которого учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования должно обеспечивать в том числе укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения, дополнительной литературой. Фонд дополнительной литературы должен включать: отечественную и зарубежную, классическую и современную художественную литературу; научно-популярную и научно-техническую литературу; издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах; справочно-библиографические и периодические издания; собрание словарей; литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся.

Приведенные нормы корреспондируют статье 35 Закона № 273-ФЗ, согласно которой обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

Буквальное толкование данной нормы свидетельствует о праве обучающегося получить в пользование бесплатно на время получения образования учебники и учебные пособия в четко установленных пределах.

Стороны расходятся в понимании рабочей тетради. Прокурор настаивает на отнесении рабочей тетради к собственно учебным пособиям, без применения которых невозможно усвоение материала по учебнику. Ответчик полагает, что рабочая тетрадь не является учебным пособием, и со ссылкой на СанПиН 2.4.7.1166-02, утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 07.10.2002, относит их к практикумам.

Суд первой инстанции согласился с позицией прокурора.

Судебная коллегия исходит из следующего:

Согласно ГОСТу 7.60-2003 собственно учебное пособие — это учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания. В свою очередь, рабочая тетрадь определена как учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета.

Согласно СанПиН 2.4.7.1166-02 в зависимости от функционального назначения в процессе обучения издания подразделяются на:

Учебные издания нового поколения — учебник-тетрадь, индивидуальная рабочая тетрадь, книга для самостоятельной работы учащихся, альбом-задачник, тетрадь для творческих заданий и т.п. — следует относить к практикумам.

Таким образом, и ГОСТ 7.60-2003, и СанПиН 2.4.7.1166-02 выделяют рабочую тетрадь в самостоятельный раздел («рабочая тетрадь» и «практикум» соответственно), поскольку она используется только для индивидуальной самостоятельной работы.

Оснований полагать, что рабочие тетради являются составной частью учебника, дополняют или заменяют его, не имеется, поэтому к учебному пособию по смыслу вышеприведенных нормативных актов их отнести нельзя. Кроме того, учебное пособие должно быть официально утверждено в качестве данного вида издания.

Рабочие тетради являются самостоятельным видом учебного издания. Их использование в образовательном процессе направлено на качественное преподавание учебной дисциплины, оказание помощи учителю в планировании и подготовке к урокам, повышение методического уровня преподавания. Кроме того, такие тетради способствуют повышению познавательной активности ребенка, формированию и развитию его интеллектуальной деятельности, успешному и творческому освоению знаний и служат хорошим подспорьем для закрепления и повторения пройденного материала (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 13 июня 1997 года № 740/14-12).

Более того, образовательное учреждение самостоятельно в выборе образовательных программ и используемых в образовательном процессе учебных изданий, заявка на приобретение за счет государственных средств учебной литературы формируется школой с учетом утвержденных перечней, куда рабочие тетради не включены, и их использование в образовательном процессе зависит от усмотрения самого образовательного учреждения. Действующее законодательство не содержит нормы, предусматривающей обеспечение учащегося всем комплексом учебной литературы и вспомогательным материалом, поэтому вывод суда об удовлетворении иска не соответствует обстоятельствам дела и противоречит закону.

Это интересно:  Кто служил в курчатове льготы

Так, согласно ч. 4 ст. 18 Закона № 273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:

1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Педагогическими работниками школы в образовательном процессе могут использоваться различные методики обучения, которые позволяют достичь освоения учащимися образовательной программы и без использования рабочих тетрадей.

Из материалов дела усматривается, что рабочие тетради не предусмотрены учебными программами школы № 36 в качестве обязательного учебного издания. Такие учебные издания, как:

— Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для . класса (к учебнику «Русский язык», . класс, Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной), ООО «Баласс»;

— Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию . класс (к учебнику «Русский язык», . класс, Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной), ООО «Баласс»;

— Исаева Н.А. Рабочая тетрадь по русскому языку, . класс (к учебнику «Русский язык», . класс, Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной), ООО «Баласс»;

— Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. Рабочая тетрадь к учебнику английского языка Английский с удовольствием / E№joy E№glish для . класса, Издательство «Титул»;

— Ярасова Е.К., Андрющенко З.И. Краеведение. Рабочая тетрадь . класс, Издательство «Титул», в рабочих программах школы вообще не отражены.

Также судебная коллегия отмечает, что рабочие тетради не предназначены для многократного использования, поскольку ученики работают непосредственно в данных тетрадях, в связи с чем, они не могут использоваться на возвратной основе, являться предметом заказа и входить в состав библиотечного фонда школьной библиотеки.

Таким образом, на школу не может быть возложена обязанность обеспечить каждого учащегося рабочими тетрадями.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

Решение Сыктывкарского городского суда от 31 января 2014 года отменить, вынести по делу новое решение, которым:

отказать прокурору г. Сыктывкара в удовлетворении заявления о возложении на МАОУ г. Сыктывкара «СОШ № 36 с углубленным изучением отдельных предметов» обязанности обеспечить учащегося . класса ФИО1 рабочими тетрадями, а именно:

— Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для . класса (к учебнику «Русский язык», . класс, Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной), ООО «Баласс»;

— Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию . класс (к учебнику «Русский язык», . класс, Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной), ООО «Баласс»;

— Исаева Н.А. Рабочая тетрадь по русскому языку, . класс (к учебнику «Русский язык», . класс, Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной), ООО «Баласс»;

— Бунеев Р.Н., Бунееева Е.В. Тетрадь по литературному чтению, . класс, ООО «Баласс»;

— Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Обитатели Земли») для . класса, ООО «Баласс»;

— Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Мое Отечество») для . класса, ООО «Баласс»;

— Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для . класса «Разноцветный мир», ООО «Баласс»;

— Куревина О.А., Лутцева Е.А. Рабочая тетрадь по технологии для. класса, ООО «Баласс»;

— Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. Рабочая тетрадь к учебнику английского языка Английский с удовольствием / E№joy E№glish для . класса, Издательство «Титул»;

— Ярасова Е.К., Андрющенко З.И. Краеведение. Рабочая тетрадь . класс, Издательство «Титул».

Тетрадь раздора, или Почему рабочие тетради должны предоставляться учащимся бесплатно

Министру образования и науки РФ
Д.В.Ливанову
Россия, 125993, Москва
улица Тверская, дом 11
ГСП-3

Уважаемый Дмитрий Викторович!

Вопросы обеспечения учащихся общеобразовательных школ бесплатными учебниками и учебными пособиями, несмотря на неоднократные разъяснения Министерства образования и науки России, по-прежнему в центре внимания родительской общественности. Различное толкование законодательных норм органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования привело к тому, что по всей стране идет волна судебных процессов, в ходе которых родители отстаивают свои права на бесплатные рабочие тетради и иные учебные пособия, гарантированные Законом «Об образовании».
(см. http://sudact.ru/regular/doc/Z9dkQBl3j NWw/ , http://sudact.ru/regular/doc/ca2UNMrHAf V8/ ,https://rospravosudie.com/court-primors kij-kraevoj-sud-primorskij-kraj-s/act-46 3509057/ ).

Во многих регионах страны руководителям школ даются письменные указания о том, что рабочие тетради на печатной основе являются самостоятельным видом учебного издания и не относятся к учебным пособиям и, следовательно, библиотечный фонд ими бесплатно не обеспечивается. Иногда отдельно указывается, что рабочие тетради могут приобретаться на родительские средства в личное пользование учащихся только на добровольной основе. «Если родители отказываются их приобретать, школа должна продумать иные формы организации индивидуальной самостоятельной работы учащихся: либо это будет ксерокопирование рабочих тетрадей (кстати, не будет ли такое копирование нарушением авторских прав – И.Н.), либо дети будут писать в обычных тетрадях».

Не обошла данная проблема стороной и наш регион. Мы, родители МОУ «Гимназия № 2» г Вологды, обратились к начальнику Департамента образования Вологодской области Рябовой Е.О. с просьбой прокомментировать ситуацию с покупкой родителями рабочих тетрадей и иных учебных пособий в гимназии, одновременно продублировав ( наше обращение в Прокуратуру Вологодской области ).

После публикации обращения в социальных сетях началась широкая дискуссия на заданную тему. Департамент образования вынужден был немедленно отреагировать, озвучив свою позицию на местных телеканалах. Вскоре была открыта «горячая линия» по приобретению учебников, даны соответствующие разъяснения на официальном сайте Департамента. Поэтому, несмотря на то, что официального ответа из Департамента образования , как и из прокуратуры, мы пока не получили, уже сейчас готовы донести до Министерства образования и науки РФ свою точку зрения на существующую проблему, а также сделать несколько предложений по её скорейшему разрешению.

1. Как в Департаменте образования Вологодской области понимают соответствующие положения Закона «Об образовании»?

В ответах руководителей Департамента образования области Рябовой Е.О. и Петранцовой И.А., а также в разъяснениях, публикуемых на официальном сайте Департамента, видны явные противоречия.

Е.О.Рябова: «если речь идет о контурных картах, каких-либо тетрадях, которые направлены на индивидуальную работу ребенка, т.е. он заполняет эту тетрадь, пишет в этой тетради, они не остаются в образовательной организации – это решение принимается и деньги на это направляются за счет родителей»

Такая точка зрения начальника Департамента подтверждается приказом Департамента образования области от 16.01.2013 № 42 «Порядок взаимодействия муниципальных и государственных образовательных учреждений, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области, осуществляющих управление в сфере образования, Департамента образования Вологодской области по вопросу обеспечения учебниками обучающихся образовательных учреждений области», где в п.2.1.8. сказано – «Образовательные учреждения… в соответствии с утвержденными образовательной программой и списком учебников определяют минимальный перечень дидактических материалов для обучающихся (рабочие тетради, контурные карты и т.д.), приобретаемых родителями (законными представителями), и доводят его до сведения родителей (законных представителей)».

И.А.Петранцова: « Стандарт предполагает, что в школе должно быть не менее одного учебника в обычной и (или) электронной форме. Больше стандарт ничего не предписывает иметь в образовательной организации»

К этому высказыванию заместителя начальника Департамента мы еще вернемся, а пока заглянем на официальный сайт Департамента образования Вологодской области .

В мае этого года на страничке сайта была размещена следующая информация:

«Вопрос: Рабочая тетрадь относится к учебно-методическим пособиям, следовательно, школы должны их предоставлять. Почему я плачу за них каждый год, в этот раз собирают по 1700 руб. Я одна воспитываю ребенка,1700 для меня очень большая сумма.
Ответ: Статьей 35 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено обеспечение обучающихся учебниками, учебными пособиями, учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания. Рабочая тетрадь, способствующая самостоятельной работе обучающегося над освоением учебного предмета, является частью учебного издания, в связи с чем обучающиеся обеспечиваются рабочими тетрадями образовательной организацией».

Так всё-таки «обучающиеся обеспечиваются рабочими тетрадями образовательной организацией» (сайт Департамента) или же «деньги на это направляются за счет родителей» (Е.О.Рябова)?

Эти противоречия нашли свое отражение и в рубрике «Департамент образования отвечает на вопросы «горячей линии», которая появилась вскоре после опубликования нашего письма:

«Рабочие тетради не дополняют и не заменяют частично или полностью учебник. При этом следует учитывать, что рабочая тетрадь на печатной основе не обязательна для использования в образовательном процессе. Не случайно традиционно учебная литература разделяется по видам изданий, в частности, на обучающую (учебники, учебные пособия (текстовые), буквари и др.) и вспомогательную (рабочие тетради, сборники практических заданий, упражнений и задач, атласы и др.). В соответствии с пунктом 9 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями, относится к компетенции образовательной организации. Таким образом, если администрация школы включает конкретную рабочую тетрадь на печатной основе в список учебных пособий, используемых в учебном процессе, который утверждается приказом директора школы, то возникает правовая база для их закупки за бюджетные деньги. Кроме того, учитель может предложить родителям приобрести рабочие тетради на печатной основе для самостоятельного использования учениками наряду с обычными рабочими тетрадями. При этом администрация общеобразовательной организации не вправе требовать их обязательной покупки».

Что ж, подобные колебания мнений и позиций чиновников возникают обычно в двух случаях – либо закон, на который ссылается чиновник, достаточно сырой, и вызывает различные толкования и интерпретации, либо юридическая служба административного аппарата в данном учреждении недостаточно компетентна. Есть ещё и третий вариант – сознательное введение в заблуждение в различных целях (в нашем случае цель – сэкономить бюджет области за счет родителей), но этот вариант мы, конечно же, не рассматриваем.

2. А что говорит Закон?

Чтобы разобраться во всех этих смысловых и терминологических лабиринтах, обратимся для начала к первоисточнику – Закону «Об образовании».

Ст.8.1 К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся:

3) обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

10) организация обеспечения муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций субъектов Российской Федерации учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ;

Ст.18.2 Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе устанавливаются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.

Ст.28.2. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

Ст.28.3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:

9) определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями;

Ст.35.1. Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

Ст.35.2. Обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Ст.101.2. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Средства, полученные организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при оказании таких платных образовательных услуг, возвращаются оплатившим эти услуги лицам.

Это интересно:  Льготы афганцев на отпуск

Итак, в соответствии с действующим законодательством «образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам». То есть, сами разрабатывают программы в соответствии с ФГОС, сами определяют список учебников и учебных пособий из числа допущенных к использованию. Обязанность по обеспечению образовательного учреждения учебниками и учебными пособиями, средствами обучения возложена на Департамент образования, который выделяет на эти цели средства местным бюджетам. «Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе устанавливаются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами».

Вроде бы всё очевидно. О чем же тогда спор?

3. Об интерпретации понятий и трактовке законодательных норм.

1) Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

В соответствии с ФГОС норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета:

Не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы основного общего образования;

Не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия
достаточного для усвоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы основного общего образования.

Решение об их приобретении принимается образовательной организацией, исходя из целесообразности и эффективности использования средств, доведенных до образовательной организации.

А теперь самое время вернуться к высказыванию заместителя начальника Департамента образования Вологодской области И.А.Петранцовой – «стандарт предполагает, что в школе должно быть не менее одного учебника в обычной и (или) электронной форме. Больше стандарт ничего не предписывает иметь в образовательной организации».

Для начала напомним, что учебник – это учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Учебное пособие – это учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания.

Очевидно, что уважаемая Ирина Александровна интерпретирует данную норму следующим образом: если сказано, что в школе должно быть не менее одного учебника, то достаточно выдать за счет бюджета только один учебник на одного ученика по каждому предмету, и соответствующий закон будет исполнен. Именно такая трактовка закона преподносится Департаментом образования руководителям образовательных учреждений области в качестве единственно верной. Следствием такой установки вышестоящего органа является отсутствие в заявках школ перечня учебных пособий, «достаточных для освоения программы учебного предмета».

Наша трактовка данной нормы в корне отличается от трактовки руководителей Департамента. В самом деле, если сказано, что в школе должно быть не менее одного учебника, достаточного для освоения программы учебного предмета, это может значить только одно — если для освоения программы достаточно одного учебника, то на средства бюджета приобретается только один учебник и больше ничего. Понятно, что для освоения учащимися основной части образовательной программы без учебника не обойтись – один учебник должен быть в любом случае. Никакое учебное пособие заменить учебник по основным предметам не сможет. Поэтому в данной норме и нет ссылки на учебное пособие. Если же для освоения программы недостаточно одного лишь учебника, то на средства бюджета приобретаются ещё и те учебные пособия, при помощи которых учащийся сможет освоить соответствующую программу. «Не менее одного» это значит один и более, то есть, столько, сколько «достаточно для освоения программы учебного предмета».

А вот в части программы, формируемой участниками образовательных отношений, предусматривается обеспечение за счет бюджета в размере «не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия». И это тоже понятно, так как в данной части образовательной программы, учитывающей региональные и этнокультурные особенности субъектов Российской Федерации (в Вологодской области, например, программа «Истоки»), может просто не быть учебника, «содержащего систематическое изложение учебной дисциплины», а имеется только учебное пособие.

2) Образовательная программа

Образовательная программа – это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

3) Учебный комплект

Учебный комплект – это набор учебных изданий, предназначенный для определенной ступени обучения и включающий учебник, учебное пособие (в том числе, рабочая тетрадь), справочное издание.

4) Средства обучения и воспитания

Средства обучения и воспитания — это приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.

5) Учебные пособия

Согласно ГОСТ 7.60-2003 к учебным пособиям отнесены: учебно-методическое пособие, учебно-наглядное пособие, рабочая тетрадь, самоучитель, хрестоматия.

Учебно-методическое пособие – учебно-методическое издание, которое содержит как теоретические сведения по учебной дисциплине (или ее разделу), так и материалы по методике ее самостоятельного изучения и практического освоения.

Учебно-наглядное пособие – учебное комбинированное издание, состоящее из совокупности текстового материала и изобразительно-графических средств, вынесенных в приложение, дополняющих и поясняющих основной материал (например, атлас и т.д.)

Рабочая тетрадь — учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета. Эксперты выделяют три типа рабочих тетрадей по содержательному наполнению: 1) информационная тетрадь; 2) тетрадь для контроля; 3) смешанный тип тетради (см. file:///C:/Users/777/Downloads/s03_030.p df).

Рабочая тетрадь первого типа несет в себе информацию только о содержании учебного материала. Эта информация задает учащимся ориентацию в содержании рассматриваемой темы. Такая тетрадь может быть использована при изучении дисциплины, материала которой нет ни в одном учебнике или учебная информация рассредоточена по нескольким учебникам. Преподаватель в этом случае вынужден сам конструировать учебную информацию в рабочей тетради.

Тетрадь для контроля используется после изучения темы урока. Преподаватель с ее помощью может не только установить факт знания или незнания, но и определить, в каких операциях учащийся допускает ошибки, и устранить их на этапе формирования понятия.

Смешанный тип тетради включает в себя оба блока: информационный и контролирующий. В информационный блок входит новый учебный материал, в контролирующем блоке размещаются задания и тесты для контроля знаний и умений, а также задания для самостоятельной работы.

Самоучитель – учебное пособие для обучения чему-либо без помощи руководителя.

Хрестоматия – учебное пособие, содержащее систематически подобранные литературно-художественные, официальные, научные и иные произведения или фрагменты из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины.

6) Различные основания для классификации.

Вообще, оснований для той или иной классификации предметов может быть великое множество. Например, согласно СанПиН 2.4.7.1166-02 (п.2.2) учебные издания в зависимости от функционального назначения в процессе обучения подразделяются на учебник, учебное пособие и практикум. Также в отдельную группу выделяют учебные издания нового поколения — учебник-тетрадь, индивидуальная рабочая тетрадь, книга для самостоятельной работы учащихся, альбом-задачник, тетрадь для творческих заданий и т.п., которые данный классификатор относит к практикумам. С декабря 2014 года пункт 2.2 в СанПиН 2.4.71166-02 утратил силу, и
в настоящее время именно в СанПиН 2.4.71166-02 указано, что и рабочая тетрадь является пособием. Таким образом, никаких противоречий между ГОСТ 7.60-2003 и СанПиН 2.4.71166-02 не имеется, а рабочая тетрадь во всех нормативах есть «учебное пособие». И, кстати, именно на старый СанПиН, совершенно неправомерно, на наш взгляд, ссылается одна из судебных инстанций в своем решении.
(см. http://naberezhno-chelninsky.tat.su drf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=3&n ame_op=doc&number=263097755&delo_id=1540 005&new=0&text_number=1 ).

Еще раз обратимся к ст. 35. «Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

Очевидно, что для того, чтобы учащийся освоил определенную ступень обучения в соответствии с образовательной программой, образовательная организация формирует и соответствующий учебный комплект, включая учебники и учебные пособия, и набор необходимых для этого средств обучения и воспитания, в общем, всё то, что считает важным и обязательным для полноценного обучения учащегося. И такое право образовательной организации дано Законом.

Однако, если бы не было никаких финансовых ограничителей, то сегодня у каждого школьника страны, вероятно, была бы личная библиотека с полным набором учебных изданий, которые имеет в своем распоряжении наша цивилизация. Поэтому во ФГОС появляется следующая формулировка: «не менее одного учебника …, достаточного для усвоения программы…». Право определения этой самой «достаточности» отдано образовательной организации. Если организация считает, что для освоения предмета учащемуся будет достаточно одного учебника, а без всего остального в принципе можно обойтись, то этот учебник и заносится в учебный план, из одного этого учебника состоит весь учебный комплект по данному предмету. А вот всё то, над чем, по мнению учителя, ещё полезно было бы поработать ученику, учитель может предложить учащемуся в виде рекомендации. Сочтут ли законные представители учащихся необходимым приобрести данные издания или посчитают их приобретение излишним – их личное дело. Всё равно ученик получит знания, в достаточном для освоения определенной ступени обучения объеме.

Если же образовательная организация посчитает, что для освоения предмета учащемуся будет недостаточно одного учебника, а нужно что-то ещё, например, рабочая тетрадь, задачник, атлас или контурная карта, и без всего этого в принципе нельзя обойтись, то все эти издания заносятся в учебный план и включаются в учебный комплект по данному предмету. В соответствии с утвержденным учебным планом общеобразовательная организация составляет заявку в вышестоящую организацию на приобретение этих учебных комплектов за счет бюджетных ассигнований.

При этом ссылаться на короткий срок использования учебных пособий нельзя, так как срок использования не может влиять на платность или бесплатность того или иного средства обучения. Например, срок использования кускового мела — 5 дней, а глобуса — 15 лет. Тем не менее, эти предметы закупаются на бюджетные средства, так как они являются «средством обучения».

Что касается непосредственно рабочих тетрадей, то, конечно, речь идет не о так называемых «копеечных» тетрадях, а о специальных, цена которых иногда достигает 300 рублей и более (а при продолжении порочной практики «обязательности» приобретения учебных пособий родителями цена этих пособий, несомненно, будет только увеличиваться). Работа с такими тетрадями занимает 25-50% времени урока. Вместе с учебником рабочая тетрадь представляет собой единый учебный комплект. Не должно быть так, что одна часть комплекта приобретается за счет родителей, а другая – за счет бюджета. По образному выражению экспертов, «если бы в рамках, предположим, бесплатного концерта делали вставку платного номера и собирали деньги у присутствующих, то это было бы очевидным мошенничеством. Так же и рабочая тетрадь появляется в ходе урока и использует время урока для работы в ней».

Не будем также забывать, что приобретение родителями рабочих тетрадей и иных учебных пособий, входящих в учебно-методический комплект, утвержденный директором образовательного учреждения, за свой счет противоречит ст.101.2 Закона «Об образовании».

5. Наши предложения.

Уважаемый Дмитрий Викторович!

Просим Вас как руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования, сделать всё возможное для того, чтобы расходные обязательства бюджета не перекладывались на плечи родителей. Просим Вас издать «методические рекомендации и обязательные для исполнения инструктивные материалы», которые могли бы быть однозначно истолкованы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, и не оставляли бы места для вольной интерпретации норм действующего законодательства.

В свою очередь, мы, родители 7-а класса МОУ «Гимназия №2» г.Вологды, приняли для себя следующий алгоритм действий, позволяющий нам минимизировать риски возникновения в будущем конфликтных ситуаций, связанных с необходимостью приобретения тех или иных учебных пособий.

1) В начале нового учебного года предложим руководству гимназии ознакомить нас со списком учебных изданий, входящих в УМК того или иного предмета и предполагаемых к приобретению за бюджетные средства на следующий учебный год.

2) Проверим наличие данных учебных изданий в школьной библиотеке, а также проконтролируем их приобретение гимназией в случае отсутствия этих учебных изданий в библиотечном фонде.

3) Совместно с преподавателями определим рекомендательный список учебных изданий, не вошедших в УМК того или иного предмета.

4) Предложим родителям учеников нашего класса рекомендательный список учебных изданий для самостоятельного приобретения строго на добровольной основе.

С уважением,
Иванов Николай Леонидович, законный представитель учащегося 7-а класса МОУ «Гимназия №2» г. Вологды.