Приказ по участникам войны

Участники боевых действий

Подборка наиболее важных документов по запросу Участники боевых действий (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Участники боевых действий

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Участники боевых действий

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов: Участники боевых действий

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 25 августа 2016 г. № 471 «Об утверждении рекомендаций по предоставлению социально-медицинских услуг в форме социального обслуживания на дому ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны»

В соответствии с пунктами 2 и 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 52, ст. 7007; 2014, № 30, ст. 4257), а также в целях координации деятельности и методического обеспечения предоставления социально-медицинских услуг в форме социального обслуживания на дому ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны приказываю:

Утвердить прилагаемые рекомендации по предоставлению социально-медицинских услуг в форме социального обслуживания на дому ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны.

Рекомендации
по предоставлению социально-медицинских услуг в форме социального обслуживания на дому ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны
(утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 25 августа 2016 г. № 471)

1. Рекомендации по предоставлению социально-медицинских услуг в форме социального обслуживания на дому ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны разработаны в целях оказания методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, являющимся получателями социальных услуг (далее — ветераны), социально-медицинских услуг в форме социального обслуживания на дому (далее — социально-медицинские услуги), направленных на поддержание и сохранение здоровья указанных граждан.

2. Организация предоставления социально-медицинских услуг ветеранам осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 442-ФЗ) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

3. Организация оказания ветеранам медицинской помощи, в том числе на дому, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6724; 2012, № 26, ст. 3442, 3446; 2013, № 27, ст. 3459, 3477; № 30, ст. 4038; № 39, ст. 4883; № 48, ст. 6165; № 52, ст. 6951; 2014, № 30, ст. 4244, 4247, 4257; № 43, ст. 5798; № 49, ст. 6927, 6928; 2015, № 1, ст. 72, 85; № 10, ст. 1403, 1425; № 14, ст. 2018; № 27, ст. 3951; № 29, ст. 4339, 4356, 4359, 4397; № 51, ст. 7245; 2016, № 1, ст. 9, 28; № 18, ст. 2488; № 27, ст. 4219).

4. В Федеральном законе от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 3, ст. 168; 2000, № 2, ст. 161; № 19, ст. 2023; 2001, № 1, ст. 2; № 33, ст. 3427; № 53, ст. 5030; № 30, ст. 3033; № 48, ст. 4743; № 52, ст. 5132; 2003, № 19, ст. 1750; № 52, ст. 5038; 2004, № 19, ст. 1837; № 25, ст. 2480; № 27, ст. 2711; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; № 19, ст. 1748; № 52, ст. 5576; 2007, № 43, ст. 5084; 2008, № 9, ст. 817; № 29, ст. 3410; № 30, ст. 3609; № 40, ст. 4501; № 52, ст. 6224; 2009, № 18, ст. 2152; № 26, ст. 3133; № 29, ст. 3623; № 30, ст. 3739; № 51, ст. 6148; № 52, ст. 6403; 2010, № 19, ст. 2287; № 30, ст.3991; № 31, ст. 4206; № 50, ст. 6609; 2011, № 45, ст. 6337; № 47, ст. 6608; 2012, № 43, ст. 5782; 2013, № 14, ст. 1654; № 19, ст. 2331; № 27, ст. 3477; № 48, ст. 6165; 2014, № 26, ст. 3406; № 52, ст. 7537; 2015, № 14, ст. 2008; № 27, ст. 3967; № 48, ст. 6717; ст. 6724; 2016, № 1, ст. 8; № 22, ст. 3097; № 27, ст. 4189) для ветеранов предусмотрено внеочередное оказание медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в том числе прохождение ежегодной диспансеризации) в медицинских организациях (в том числе в госпиталях ветеранов войн), подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, — законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также внеочередное обслуживание организациями социального обслуживания, предоставляющими социальные услуги в форме социального обслуживания на дому.

5. При организации работы по предоставлению социально-медицинских услуг ветеранам следует обеспечивать:

а) равный, свободный доступ ветеранов к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;

б) адресность предоставления социально-медицинских услуг;

в) приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства ветеранов;

г) достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей ветеранов в социальном обслуживании;

д) достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг; сохранение пребывания ветеранов в привычной благоприятной среде; добровольность получения социальных услуг и конфиденциальность.

6. В соответствии с пунктом 3 статьи 31 Федерального закона № 442-ФЗ нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно, помимо категорий предусмотренных пунктом 1 указанной статьи. В связи с этим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется рассмотреть возможность бесплатного предоставления социальных услуг ветеранам в форме социального обслуживания на дому.

7. При предоставлении социально-медицинских услуг ветеранам следует руководствоваться статьей 20 Федерального закона № 442-ФЗ, согласно которой социально-медицинские услуги направлены на поддержание и сохранение здоровья путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья.

8. В соответствии с пунктом 2 примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. № 1236 (Собрание законодательства Российской Федерации, № 48, ст. 6872) (далее — Примерный перечень), к социально-медицинским услугам относятся следующие услуги:

а) выполнение процедур, связанных с организацией ухода, наблюдением за состоянием здоровья получателей социальных услуг (измерение температуры тела, артериального давления, контроль за приемом лекарственных препаратов и др.);

б) оказание содействия в проведении оздоровительных мероприятий;

в) систематическое наблюдение за получателями социальных услуг в целях выявления отклонений в состоянии их здоровья;

г) проведение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни;

д) проведение занятий по адаптивной физической культуре;

е) консультирование по социально-медицинским вопросам (поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг, проведение оздоровительных мероприятий, выявление отклонений в состоянии их здоровья).

Примерный перечень не является исчерпывающим. В соответствии с частью 9 статьи 8 Федерального закона № 442-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится утверждение законом субъекта Российской Федерации перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, с учетом Примерного перечня.

9. При определении перечня социально-медицинских услуг, необходимых ветерану, следует учитывать его нуждаемость в получении таких услуг, состояние здоровья, возраст, социальное положение, характер обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, зависимость от посторонней помощи.

При оценке нуждаемости ветерана в получении тех или иных социально-медицинских услуг рекомендуется также исходить из условий его проживания, состава семьи, медицинских показаний, характеризующих состояние его здоровья.

10. Особое внимание рекомендуется уделять вопросу своевременного выявления ветеранов, нуждающихся в предоставлении социально-медицинских услуг и медицинской помощи на дому.

В этих целях органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется организовать проведение мониторинга путем опроса ветеранов, обращающихся в учреждения социальной защиты населения, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, в организации социального обслуживания, а также подворовый обход, межведомственное взаимодействие с медицинскими организациями, администрациями муниципальных районов, городскими округами и сельскими поселениями.

К данной работе также следует привлекать ветеранские общественные организации и объединения.

11. Для обеспечения предоставления ветеранам социально-медицинских услуг важно проводить работу по их информированию о перечне социально-медицинских услуг, предоставляемых в соответствующем субъекте Российской Федерации, организации предоставления социально-медицинских услуг, порядке их предоставления с указанием адресов и контактных телефонов организаций, предоставляющих указанные социальные услуги.

Вышеуказанную информацию необходимо размещать также на информационных стендах учреждений социальной защиты населения, территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, организаций социального обслуживания. К проведению информационно-разъяснительной работы среди ветеранов рекомендуется привлекать ветеранские общественные организации и объединения.

12. Виды, объем, периодичность и сроки предоставления социально-медицинских услуг рекомендуется определять с учетом индивидуальной потребности ветеранов в данных услугах.

Социально-медицинские услуги необходимо предоставлять ветеранам на основании индивидуальных программам предоставления социальных услуг, а также на основании договора о предоставлении социального обслуживания, разрабатываемых и утверждаемых в соответствии с Федеральным законом № 442-ФЗ.

13. При предоставлении социально-медицинских услуг и социального сопровождения ветеранов органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания рекомендуется осуществлять межведомственное взаимодействие с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, организациями, находящимися в их ведении.

Это интересно:  Договор на теплый пол

При предоставлении ветеранам социально-медицинских услуг, при выполнении процедур, связанных с наблюдением за их здоровьем, рекомендуется организовать предоставление на основе межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания с медицинскими организациями помощи по выполнению медицинских процедур по назначению лечащего врача, обеспечение ветеранов лекарственными препаратами, осуществление мероприятий по профилактике образования пролежней, наложению компрессов, осуществлению перевязок, оказанию первой помощи и т.п.

При осуществлении систематического наблюдения за ветеранами в целях выявления отклонений в состоянии их здоровья, а также консультирования по социально-медицинским вопросам рекомендуется на основе межведомственного взаимодействия при необходимости привлекать медицинских работников.

При проведении оздоровительных мероприятий рекомендуется содействовать поддержанию физической активности ветеранов и организации их здорового питания по рекомендациям лечащего врача.

При осуществлении мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, рекомендуется проводить санитарно-просветительскую работу, направленную на формирование навыков здорового образа жизни, избавление от вредных привычек.

При проведении занятий по адаптивной физической культуре следует учитывать рекомендации лечащего врача.

14. При предоставлении ветеранам социально-медицинских услуг рекомендуется привлекать волонтеров и некоммерческие организации для оказания помощи.

15. Для активного выявления факторов риска и своевременного принятия мер профилактической направленности рекомендуется организовать формирование мобильных медико-социальных групп, в состав которых могут быть включены социальные работники, медицинские работники (медицинские сестры, процедурные сестры, в случае необходимости — врачи-специалисты).

16. В целях поддержания и сохранения здоровья ветеранов рекомендуется осуществлять ежегодную диспансеризацию ветеранов- получателей социальных услуг в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

17. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения рекомендуется организовывать ветеранам ежегодную консультацию врачей-гериатров, проведение комплексной гериатрической оценки, разработку системы мер по оказанию медицинской помощи с целью сохранения или восстановления способности к самообслуживанию, физической и функциональной активности, независимости от посторонней помощи в повседневной жизни.

18. Для повышения доступности медицинской помощи ветеранам рекомендуется осуществлять осмотры и обследование в рамках диспансерного наблюдения ветеранов — получателей социальных услуг на дому, организовывать оказание медицинской помощи в условиях дневного стационара, а также организовать работу выездной патронажной службы паллиативной медицинской помощи.

19. В целях организации обучения родственников ветеранов и других лиц, осуществляющих уход за данной категорией граждан на дому, принципам организации ухода, использованию технических средств реабилитации, обустройству места нахождения ветерана, находящегося на постельном режиме, составлению распорядка дня, питанию, индивидуальному уходу, выбору качественных средств ухода целесообразно организовать проведение соответствующих обучающих занятий на базе организаций социального обслуживания.

20. С целью оказания срочной помощи ветеранам рекомендуется создание служб оперативного реагирования, направленных на реализацию следующих задач:

а) оказание услуг по дистанционному патронажу на дому ветеранов;

б) удовлетворение потребностей ветеранов в наиболее доступном и качественном социальном обслуживании;

в) обеспечение круглосуточного приема и обработки информации о состоянии здоровья ветеранов и их социальном статусе.

21. В соответствии со статьей 22 Федерального закона № 442-ФЗ ветераны также имеют право на социальное сопровождение, включающее в себя в том числе содействие в предоставлении медицинской помощи.

В этой связи поставщикам социальных услуг рекомендуется осуществлять информирование ветеранов о перечне организаций, привлекаемых к предоставлению помощи, не относящейся к социальным услугам, а также осуществлять контроль за обращением ветеранов в данные организации.

Сведения о выполнении мероприятий по социальному сопровождению вносятся поставщиком социальных услуг в индивидуальную программу предоставления социальных услуг.

Указанное содействие может осуществляться при сопровождении ветеранов в медицинские и иные организации, оказывающие медицинскую помощь, в федеральные учреждения медико-социальной экспертизы для оформления группы инвалидности, при содействии в обеспечении по заключению врачей лекарственными препаратами, необходимыми техническими средствами реабилитации и в иных случаях, а также путем оказания содействия в госпитализации ветеранов в госпитали для ветеранов войн, гериатрические центры.

В целях предоставления ветеранам консультаций при оказании медицинской помощи рекомендуется привлекать на основе межведомственного взаимодействия специалистов медицинских организаций и иных организаций в сфере здравоохранения.

22. Для социального сопровождения ветеранов рекомендуется привлекать специалистов медицинских организаций, которые могут оказать им помощь в улучшении условий жизнедеятельности.

В частности, при ухудшении состояния здоровья ветеранов в рамках социального сопровождения рекомендуется информировать об этом лечащего врача для корректировки назначенного ранее лечения, получения необходимой медицинской помощи в стационарных условиях или вызова врачей-специалистов на дом.

23. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты населения рекомендуется осуществлять мониторинг эффективности предоставляемых ветеранам социально-медицинских услуг и мероприятий по социальному сопровождению.

24. Качество оказания социально-медицинских услуг рекомендуется оценивать на основании следующих критериев:

а) своевременность выполнения процедур, связанных с сохранением здоровья ветеранов, а также оздоровительных мероприятий, выявления отклонений в состоянии их здоровья, привлечения медицинских работников, госпитализации по медицинским показаниям в медицинские организации, предоставления иных социально-медицинских услуг в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг;

б) соблюдение необходимого объема выполнения процедур, связанных с сохранением здоровья ветеранов, оздоровительных мероприятий, мероприятий по консультированию ветеранов по социально-медицинским вопросам, оказание помощи в систематическом выполнении физических упражнений, предоставление иных социально-медицинских услуг в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг.

25. Контроль качества выполнения мероприятий в рамках социального сопровождения ветеранов включает в себя:

а) оценку эффективности проведенных мероприятий;

б) проведение промежуточного контроля результативности реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг;

в) внесение изменений и дополнений в индивидуальную программу предоставления социальных услуг.

26. Организация межведомственного взаимодействия при предоставлении социально-медицинских услуг ветеранам должна осуществляться в соответствии со статьей 28 Федерального закона № 442-ФЗ на основании регламента межведомственного взаимодействия и включать в себя:

а) обмен информацией, необходимой для организации социального обслуживания, между участниками межведомственного взаимодействия, в том числе обмен информацией, необходимой для предоставления социальных услуг и социального сопровождения;

б) осуществление совместных действий участников межведомственного взаимодействия в рамках реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг;

в) планирование совместной деятельности участников межведомственного взаимодействия;

г) оказание необходимой помощи участникам межведомственного взаимодействия по вопросам, возникающим в процессе межведомственного взаимодействия;

д) обмен опытом по вопросам работы с ветеранами и т.п.

27. В целях осуществления согласованных действий органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан при организации межведомственного взаимодействия рекомендуется:

а) координировать межведомственное взаимодействие при предоставлении социально-медицинских услуг и осуществлении социального сопровождения;

б) координировать деятельность подведомственных им организаций социального обслуживания;

в) запрашивать информацию, необходимую для оказания социальных услуг, а также социального сопровождения;

г) организовать информирование ветеранов о деятельности иных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, их подведомственных организаций;

д) организовать деятельность по направлению ветеранов в организации, предоставляющие помощь, в том числе медицинскую, не относящуюся к социальным услугам;

е) организовывать и участвовать в семинарах, совещаниях, иных совместных мероприятиях по вопросам осуществления межведомственного взаимодействия;

ж) организовывать взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения и находящимися в их ведении медицинскими организациями в целях получения информации, необходимой для оказания социальных услуг, а также осуществления социального сопровождения ветеранов, выявления ветеранов, нуждающихся в предоставлении социального обслуживания, обеспечения взаимодействия поставщиков социальных услуг с медицинскими организациями и т.п.

28. Оценку результатов межведомственного взаимодействия следует осуществлять в рамках деятельности координационных и совещательных органов, в том числе межведомственных комиссий по проблемам ветеранов и пожилых людей, создаваемых в субъектах Российской Федерации.

Обзор документа

Утверждены рекомендации по предоставлению социально-медицинских услуг в форме соцобслуживания на дому ветеранам и инвалидам ВОВ.

Для них предусмотрено внеочередное оказание медпомощи в рамках программы госгарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи в медицинских организациях (госпиталях), а также внеочередное соцобслуживание на дому.

При этом ветеранам следует обеспечивать, в частности, равный, свободный доступ к социальному обслуживанию, адресность предоставления услуг, приближенность поставщиков соцуслуг к месту жительства ветеранов, достаточность количества услуг.

Определен перечень услуг, которые относятся к социально-медицинским. Речь идет об уходе, наблюдении за состоянием здоровья (измерение температуры, давления, контроль за приемом лекарственных препаратов и др.), проведении оздоровительных мероприятий, занятий по адаптивной физкультуре, консультировании по социально-медицинским вопросам.

Предусмотрена работа по информированию ветеранов о предоставляемых услугах.

Социально-медицинские услуги предоставляются ветеранам на основании индивидуальных программ и договора о предоставлении социального обслуживания.

Предусмотрено привлечение волонтеров, формирование мобильных медико-социальных групп, проведение ежегодной диспансеризации ветеранов и ежегодной консультации врачей-гериатров, работа выездной патронажной службы паллиативной медпомощи, обучение родственников ветеранов и других лиц, осуществляющих уход за данной категорией граждан на дому, создание служб оперативного реагирования.

Регулируются вопросы контроля качества выполнения мероприятий, а также межведомственного взаимодействия.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

О проекте «Подвиг Народа»

Обобщенный банк данных «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (далее – ОБД «Подвиг народа») создан по инициативе Департамента развития информационных технологий Минобороны России в 2010 году.

Благодаря этому проекту наши современники получили возможность найти информацию о наградах дедов и прадедов, узнать обстоятельства совершенных ими подвигов, прочитав их описание в архивных документах.

Банк данных содержит 12,5 млн записей о награждении орденами и медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги».

Оцифровано и введено 22 млн карточек учетной наградной картотеки и картотеки награждения орденами Отечественной войны I и II степени к 40-летию Победы.

ОБД «Подвиг народа» продолжает ежегодно наполняться информацией. Только в 2015 году внесено 6 млн записей о награждении медалями за оборону, освобождение, взятие городов и территорий, за победу над Германией и Японией.

В записи о награждениях добавлены сведения о дате совершения подвига и месте службы военнослужащего. Это дало возможность потомкам самостоятельно восстанавливать боевой путь своих близких – участников Великой Отечественной войны.

В 2015 году в ЦА МО РФ было оцифровано 19 млн записей из протоколов о вручении и корешков временных удостоверений к наградам. Благодаря этим данным были выявлены 500 тысяч наград, не врученных их владельцам в период Великой Отечественной войны. Так постепенно восстанавливается историческая правда и справедливость.

В настоящее время цель проекта – предоставить в открытом доступе полную информацию о боевых наградах за подвиги во время Великой Отечественной войны, имеющуюся в российских архивах. В связи с этим еще предстоит наполнить ОБД «Подвиг народа» приказами о награждении военного времени, хранящимися среди документов фондов соединений и частей; недостающими документами о награждении медалями за оборону, освобождение и взятие городов и территорий, за победу над Германией и Японией, приказами о награждении за военные подвиги, выпущенными в послевоенное время.

Это интересно:  Договор купли продажи по русской правде

Куратором проекта выступает Управление Министерства обороны Российской Федерации по увековечению памяти погибших при защите Отечества.

Техническая поддержка осуществляется корпорацией ЭЛАР.

About «Feat of the People» project

The generalized data bank «Feat of the People in the Great Patriotic War of 1941-1945» (hereinafter — OBD «Feat of the People») was created on the initiative of the Department of Information Technologies Development of the Ministry of Defense of Russia in 2010.

With this project, our contemporaries are given the opportunity to find information about the awards of their grandparents and great-grandparents, to discover the circumstances of their heroic deeds, having read the descriptions in archival documents.

The data bank contains 12.5 million records of awards for decorations and «Medals of honour» and «For combat merits».

22 million cards from the award registration index files and the card index of the Order of the Patriotic War of the 1st and 2nd degree awarded to the 40th anniversary of the Victory were digitized and uploaded.

OBD «Feat of the People» is filled with new information every year. In 2015 alone, 6 million records were added with regard to the medals for Defense, liberation, the taking of cities and territories, for the victory over Germany and Japan.

The award records were updated with information about the date of the feat and the soldier’s duty station. This made it possible for the descendants themselves to reconstruct the battle route of their relatives, who fought in the Great Patriotic War.

In 2015, 19 million records were digitized from the award handout protocols and the stubs of the provisional certificates of awards stored in the Central archive of the Defense Ministry of the Russian Federation. This information revealed 500 thousand awards which were not handed to their owners during the Great Patriotic War. Thus the historical truth and justice are being gradually restored.

At present, the purpose of the project is to provide public access to the full information about the combat decorations awarded for the feats during the Great Patriotic War, available in the Russian archives. In this regard, the OBD «Feat of the People» has yet to be filled with wartime award orders, kept among the documents from the funds of formations and units; missing documents on the awarding of medals for defense, liberation and taking of cities and territories, for the victory over Germany and Japan, orders for awarding of military exploits, issued in the postwar period.

The curator of the project is the RF Ministry of Defense Agency for perpetuating the memory of the defenders of the Fatherland.

Technical support is provided by ELAR Corporation.

Ветеран имеет право

Кто является ветераном Великой Отечественной войны?

Существуют несколько категорий ветеранов Великой Отечественной войны. В категорию «участники» входят военнослужащие и партизаны, принимавшие участие в боевых действиях 22 июня 1941 — 3 сентября 1945; участники обороны городов, оборона которых засчитывается в стаж для получения льготной пенсии, работники органов внутренних дел и госбезопасности, занимавшие должности в воинских частях и в обороняемых городах, оборона которых засчитывается в стаж для получения льготной пенсии; сотрудники разведки и контрразведки, выполнявшие задания в годы войны; работники предприятий, переведённых в военное время на положение лиц, состоящих в рядах Красной Армии; военные корреспонденты, военнослужащие (в том числе уволенные в запас), принимавшие участие в ликвидации нацистов на территории Латвии, Украины, Белоруссии с 1 января 1944 по 31 декабря 1951 года; военнослужащие, не менее 6 месяцев проходившие службу в недействующих частях, военных учебных заведениях, или менее 6 месяцев, но награжденные в этот период медалью; граждане, работающие на предприятиях Ленинграда в блокаду и награжденные медалью «За оборону Ленинграда». По данным минздравсоцразвития, сейчас в России насчитывается 969 тысяч участников и инвалидов Великой Отечественной войны. Вторая категория — лица, работавшие на объектах ПВО; строители оборонительных сооружений; фронтовые строители; члены экипажа судов транспортного флота, интернированных в годы войны в портах других государств. Третья категория — лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда». Четвертая — лица, не менее 6 месяцев проработавшие в тылу или проработавшие менее 6 месяцев, но получившие в этот период медаль. К инвалидам Великой Отечественной войны относятся военнослужащие и обслуживающий персонал воинских частей, ставшие инвалидами в результате ранения, контузии, увечья, заболевания во время службы в годы Великой Отечественной войны; пожарные, работники органов внутренних дел и безопасности, ставшие инвалидами в результате исполнения служебных обязанностей в годы ВОВ в районах боевых действий, или лица, ставшие инвалидами в ходе работ по разминированию территорий с 22 июня 1941 года по 31 декабря 1957 года.

Какие деньги ветеран имеет право получать от государства, помимо пенсии?

Сейчас средний размер пенсии ветерана Великой Отечественной составляет 5700 рублей. Кроме того, они получают и иную материальную помощь.

Во-первых, ежемесячную денежную компенсацию в размере 2000 рублей — для инвалидов войны, 1500 — для участников боевых действий в годы ВОВ, 1100 — для блокадников, 600 — для работников ПВО, фронтовых строителей, лиц, не менее 6 месяцев прослуживших в годы войны в частях, не участвовавших в боевых действиях (или награжденных за этот период медалью), членов семей погибших участников войны. Во-вторых, с мая 2005 года президентским указом ветеранам установлено дополнительное материальное обеспечение. Инвалиды и участники Великой Отечественной войны, а также бывшие несовершеннолетние узники фашизма будут получать по этому указу 1000 рублей ежемесячно. Не принимавшие участия в боевых действиях, но служившие в армии в годы войны не менее 6 месяцев, вдовы военнослужащих, блокадники и бывшие совершеннолетние узники фашизма — 500 рублей.

В некоторых субъектах Федерации ветераны получают и другие надбавки к пенсии за счет регионального бюджета.

«Я инвалид Великой Отечественной войны. Если после 1 января 2005 года я не обнаружил начислений по ЕДВ, до какого срока я должен обратиться в Пенсионный фонд и не потеряю ли я положенных мне выплат?»

Право на получение ЕДВ (ежемесячных денежных выплат) вы не утратите. Но вам необходимо обратиться в территориальное отделение ПФР по месту жительства в период до 31 декабря 2005 года. Территориальные отделения ПФР будут принимать заявления от тех, кто по каким-то причинам не оказался учтенным в Федеральном регистре лиц, имеющих право на ЕДВ, и на основании подтверждающих ваш статус документов вы будете включены в Федеральный регистр и выплаты вам будут начислены с 1 января 2005 года.

Что такое «социальный пакет» и что он дает?

Сейчас вместо существовавших ранее транспортных и лекарственных льгот ветераны получают денежную компенсацию. Если ветеран считает, что ему нужны бесплатные лекарства, санаторно-курортное лечение (при наличии показаний) и проезд на электричках, соответствующие органы по его заявлению могут вычесть из этой компенсации 450 рублей и предоставить ветерану так называемый «социальный пакет». Правда, полностью эта система заработает лишь с 2006 года, сейчас 450 рублей вычитаются с каждого ветерана автоматически. Время года для санаторно-курортного лечения в рамках соцпакета рекомендует врач. Обращаться за рецептом на льготное лекарство также надо к лечащему врачу.

Что делать, если ветеран имеет право на компенсационные выплаты сразу по нескольким основаниям, например, и как участник боевых действий, и как инвалид?

В таком случае ветеран получает только одну выплату, но самую высокую из всех тех, на которые он имеет право. Например, будучи сразу и инвалидом войны, и блокадником — он будет получать 2000 рублей как инвалид войны. Исключение составляют лишь «чернобыльские» выплаты. На них он может рассчитывать независимо от той «ветеранской» компенсации, которую уже получает.

На какое бесплатное медицинское обслуживание может рассчитывать ветеран?

Все участники войны и блокадники после выхода на пенсию остаются прикрепленными к той поликлинике, услугами которой они пользовались во время работы. Их бесплатно лечат как во всех бюджетных учреждениях здравоохранения, так и в специальных госпиталях ветеранов войн. Все ветераны имеют право раз в год бесплатно проходить полное медицинское обследование (приказ минздравсоцразвития).

Имеет ли ветеран право получить бесплатный протез?

Все категории ветеранов ВОВ при необходимости обеспечиваются бесплатным протезно-ортопедическим оборудованием, кроме зубных протезов.

«У меня закончились лекарства, которые я всегда получал бесплатно. Куда мне теперь обращаться?»

К своему лечащему врачу, к которому обращались и раньше. Он выпишет рецепт в соответствии с вашим заболеванием и назовет аптеку или аптечный пункт, в котором вы сможете получить по этому рецепту лекарства.

Кто имеет право на первоочередную установку квартирного телефона?

Участники боевых действий, блокадники, работники ПВО и фронтовые строители.

Где ветеранов обслуживают без очереди?

При получении любых услуг связи без очереди обслуживают участников боевых действий и блокадников-инвалидов. Участников боевых действий и всех блокадников — в магазинах, в учреждениях бытового обслуживания (прачечная, химчистка), в культурных и спортивно-оздоровительных учреждениях, при покупке билетов на все виды транспорта. Кроме того, все категории ветеранов и члены семей погибших имеют право на внеочередной прием в дома престарелых, внеочередной прием в центрах социального обслуживания.

Каким образом ветеран оплачивает коммунальные услуги?

Независимо от вида жилищного фонда, участники Великой Отечественной войны, члены семей погибших участников и блокадники-инвалиды оплачивают только 50% стоимости жилья и коммунальных услуг. Кроме того, в населенных пунктах, не оборудованных центральным отоплением, ветераны этих категорий оплачивают 50% стоимости и доставки на дом топлива. Количество топлива, которое можно купить со скидкой, определяется социальной нормой.

Какие еще существуют льготы для ветеранов в области жилья?

Лица, не менее 6 месяцев прослужившие в не задействованных в боевых действиях частях Красной Армии в период Великой Отечественной войны, или прослужившие меньше, но награжденные за это время медалью, имеют право на бесплатное предоставление жилья в случае выселения из служебной квартиры. Также этим правом пользуются инвалиды из числа бывших работников ПВО, строителей оборонительных сооружений и фронтовых строителей и инвалиды из числа бывших блокадников.

Какие социальные гарантии предоставляются работникам тыла?

Социальные гарантии лицам, проработавшим не менее 6 месяцев в тылу в годы Великой Отечественной войны или получившим за период работы менее 6 месяцев медали, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.

Это интересно:  Штраф на воде без прав

Кто из членов семей погибших (умерших) ветеранов имеет право на помощь со стороны государства?

Социальные гарантии предоставляются в первую очередь тем членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, которые состояли на иждивении погибшего и получают пенсию по потере кормильца. Условие о иждивении не распространяется на родителей умершего, супруга или супругу инвалида войны, не вступившего после смерти участника ВОВ в повторный брак или супругу (супруга) участника войны, не вступившего в повторный брак и проживающего одиноко или имеющего инвалидность.

На какую государственную социальную помощь имеют право вдовы ветеранов?

Вдовы ветеранов войны имеют право на ЕДВ в размере 150 рублей и предоставление набора социальных услуг.

Какую помощь в области ритуальных услуг оказывает государство родственникам умерших ветеранов?

Участников Великой Отечественной войны хоронят за счет федерального бюджета в местах, выбранных с учетом пожеланий их родственников. Военнослужащих — с воинскими почестями. Непосредственно оплачивает такие похороны (подготовку и перевозку тела, захоронение, кремирование, изготовление и установку надгробного памятника) федеральный орган исполнительной власти, занимающийся вопросами обороны.

Путин подписал указ о выплате ветеранам войны по 10 тыс. рублей

Президент России Владимир Путин подписал указ о единовременной выплате ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны в 10 тыс. рублей.

Единовременную выплату люди получат «в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов». Деньги будут выплачить в мае—июне. Их смогут получить ветераны и инвалиды вонйы, постоянно проживающие в России, в Латвии, Литве и Эстонии. По данным Интерфакса, получателями единовременной выплаты станут 102 тысячи 814 человек.

Ранее Интерфакс цитировал заместителя министра обороны России Татьяна Шевцова, которая заявила, что подобные выплаты будут ежегодными.

«Дополнительно, учитывая заслуги старшего поколения в победе в Великой Отечественной войне, президентом России 5 апреля принято решение о выплате ежегодно, а не только в юбилейные годы, единовременной выплаты инвалидам и участникам Великой Отечественной войны из расчета 10 тысяч рублей», — говорила она на совещании в Минобороны.

Также Шевцова заявляла, что дополнительно к военным пенсиям с 1 апреля 2018 года проиндексированы социальные пенсии на 2,9% участникам Великой Отечественной войны, инвалидам войны, ветеранам боевых действий, лицам, достигшим 80-летнего возраста.

«Ни шагу назад»: как приказ Сталина повлиял на ход Великой Отечественной войны

Приказ №227 был зачитан всем подразделениям Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) в период крупномасштабного наступления фашистов. Осенью 1941 года ценой неимоверных усилий советские войска остановили немцев. Но контрнаступление под Москвой захлебнулось, и нацисты вновь достигли значительных успехов на фронте.

К июлю 1942 года гитлеровцы заняли всю Прибалтику, Белоруссию, Украину, Крым и часть западных регионов РСФСР. Вермахт намеревался захватить Кавказ, чтобы отрезать юг страны от её центральной части. За 13 месяцев войны СССР лишился сельскохозяйственной житницы и территорий, где располагалось около половины экономического потенциала страны.

За линией фронта оказались мощности, добывавшие 70% угля, чугуна и стали. В оккупированных регионах до войны проживали более 70 млн граждан, там находилось 40% всех железных дорог. Потеря такой ресурсной базы грозило обернуться катастрофой для армии и мирного населения.

Отступать некуда

В приказе №227, который составил народный комиссар обороны СССР Иосиф Сталин, правдиво излагается сложившаяся на фронте ситуация: «Бои идут в районе Воронежа, на Дону, на юге у ворот Северного Кавказа. Немецкие оккупанты рвутся к Сталинграду, к Волге и хотят любой ценой захватить Кубань, Северный Кавказ с их нефтяными и хлебными богатствами».

Сталин заявил, что, «идя за паникёрами», некоторые части РККА оставили Ростов и Новочеркасск «без серьёзного сопротивления и без приказа Москвы, покрыв свои знамёна позором». Нарком обороны раскритиковал пораженческие настроения в войсках и разговоры о том, что армия ещё может отступать под натиском врага.

«Некоторые неумные люди на фронте утешают себя разговорами о том, что мы можем и дальше отступать на восток, так как у нас много территории, много земли, много населения, и что хлеба у нас всегда будет в избытке… Но такие разговоры являются насквозь фальшивыми и лживыми, выгодными лишь нашим врагам», — подчеркнул Сталин.

Нарком обороны достаточно эмоционально оценил действия РККА. По его мнению, народ стал разочаровываться в боеспособности советских солдат. Многие граждане якобы «проклинают» Красную армию «за то, что она отдаёт наш народ под ярмо немецких угнетателей, а сама утекает на восток».

Устами Сталина советская пропаганда впервые достаточно откровенно рассказала о тяжелейших потерях и проблеме дезертирства. Кроме того, нарком обороны признал преимущество противника в живой силе и экономических ресурсах. В то же время, чтобы воодушевить армию, Сталин отметил, что «немцы не так сильны, как это кажется паникёрам».

«Отступать дальше — значит загубить себя и загубить вместе с тем нашу Родину. Каждый новый клочок оставленной нами территории будет всемерно усиливать врага и всемерно ослаблять нашу оборону, нашу Родину… Ни шагу назад! Таким теперь должен быть наш главный призыв», — говорится в приказе.

Штрафбаты и заградотряды

В связи с нависшей над страной катастрофой и распространявшимися пораженческими настроениями Сталин распорядился ввести чрезвычайные меры для создания железной дисциплины в войсках. Отсутствие строжайшего порядка, как считал нарком обороны, является главным недостатком РККА и мешает ей отбросить врага на запад.

Всех солдат и офицеров, оставивших позиции без приказа командования, Сталин объявлял предателями, то есть подлежащими суду или расстрелу. Согласно документу, командиры армий, допустившие отход войск, должны предстать перед военным трибуналом.

Также в пределах фронта в зависимости от обстановки могли формироваться от одного до трёх штрафных батальонов (по 800 человек). В эти подразделения направлялись средние и старшие командиры, а также политработники, которые были уличены «в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости».

Солдатские чины и младшие офицеры «искупали кровью свои преступления» в штрафных ротах. В пределах армии формировалось от пяти до десяти рот по 150—200 человек в каждой.

Для повышения дисциплины на поле боя в каждой армии создавалось от одного до пяти хорошо вооружённых заградительных отрядов (до 200 человек в каждом). Карательные подразделения размещались «в непосредственном тылу неустойчивых дивизий». В их обязанности входил расстрел на месте «паникёров и трусов».

Приказ №227 был зачитан во всех ротах, эскадронах, батареях, эскадрильях, командах и штабах, хотя до 1988 года его текст нигде не публиковался. Формально документ действовал до окончания войны, но фактически заградотряды были распущены 29 октября 1944 года.

Поднять моральный дух

Репрессивные меры, предусмотренные приказом №227, имели двойственный эффект. Будучи главой Ставки главного командования, Сталин де-факто стал единственным человеком в СССР, который имел право отдать распоряжение об отходе войск.

С одной стороны, приказ «Ни шагу назад» объективно уменьшал вероятность отступления на участках фронта, которые можно было удержать. С другой — столь жёсткие рамки снижали манёвренность РККА. Любая переброска или перегруппировка войск могла трактоваться надзорными органами как предательство.

Несмотря на призыв и угрозу расстрела, летом и осенью 1942 года советские войска продолжили отступать. Но продвижение врага существенно замедлилось. В сутки немецкие войска захватывали лишь несколько сотен или десятков метров советской земли, а на отдельных участках РККА пыталась наносить контрудары.

В октябре 1942 года гитлеровская армия завязла в боях за Сталинград и в конце января 1943 года потерпела самое крупное поражение за всю историю Второй мировой войны, потеряв более миллиона человек. После разгрома врага на берегах Волги и на Курской дуге (летом 1943 года) СССР перешёл в масштабное наступление.

Председатель Научного совета Российского военно-исторического общества (РВИО) Михаил Мягков убеждён, что приказ №227 имел в большей степени моральный эффект.

«Сталин честно рассказал о громадном преимуществе врага и о том, что, несмотря на все трудности, его действительно можно побеждать. Это был переломный момент для боевого духа Красной армии», — пояснил Мягков в беседе с RT.

Вывод эксперта подтверждают воспоминания ветеранов. В частности, участник Великой Отечественной войны, бывший связист Константин Михайлович Шаров в 2013 году заявил следующее: «Правильный приказ был. В 1942 году началось колоссальное отступление, даже бегство. Моральный дух войск упал. Так что приказ №227 не зря вышел. Он же вышел после того, как Ростов оставили, а вот если бы Ростов стоял так же, как Сталинград…»

Мифы о штрафниках

Самые жаркие дебаты в отечественной историографии вызывают распоряжения Сталина создать штрафные подразделения и заградительные отряды. Эта тема широко освещена в российской и зарубежной массовой культуре.

С августа 1942 года было сформировано 65 штрафных батальонов и 1048 штрафных рот. Штрафников отправляли «искупать вину» на самые сложные участки фронта. Потери в таких подразделениях в несколько раз превышали средние показатели в обычных частях Красной армии.

Генерал-полковник в отставке, профессор Академии военных наук Григорий Кривошеев подсчитал, что через военные суды прошли 994,3 тыс. военнослужащих РККА, а в штрафные подразделения были отправлены 422 тыс. человек.

Однако вклад штрафников в разгром нацистской Германии нередко преувеличивается. С учётом общего количества призванных на службу граждан в период Великой Отечественной войны доля штрафников не превышала 1%. На линии фронта доля штрафников была выше и составляла примерно 3—4%.

По словам Мягкова, штрафные батальоны, где служили офицеры, были хорошо подготовленными и вооружёнными подразделениями, входившими в состав регулярной армии и управлявшимися командирами-нештрафниками. Воевавшие в этих батальонах получали точно такое же продовольственное и материально-техническое снабжение, как и остальные военнослужащие.

«Подвиг штрафников также бессмертен, как и всей Красной армии. Однако на их участии в боях с немцами делается слишком большой акцент. Распространяются мифы и ложные сведения. Доходит до того, что якобы и дети воевали в особых штрафных подразделениях. Всё это не имеет никакого отношения к реальности», — подчеркнул Мягков.

Как полагает эксперт, цель подобных манипуляций состоит в том, чтобы дискредитировать победу над коварным и мощным противником.

«Людей в Красной армии берегли, понимая, что именно кадры куют победу. Поэтому история с заградотрядами также раздута. Я не видел ни одного документа, где говорилось бы о расстреле отступающих солдат. Да и мало кто помнит, что первые заградотряды создал Гитлер», — резюмировал Мягков.