Платят ли земельный налог при усн

Земельный налог при УСН

Фирмы и предприниматели, применяющие УСН и приобретающие земельные участки для ведения своей коммерческой деятельности, становятся плательщиками земельного налога. Стоимость земельного участка нельзя включить в расходы «упрощенца». А вот затраты, сопутствующие сделке купли-продажи земли, при расчете УСН-налога учитываются. Подробнее об этом расскажет наша статья, подготовленная экспертами бератора «УСН на практике»

Это такие расходы, как:

  • оплата нотариальных услуг (пп. 14 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);
  • услуги специализированных организаций по изготовлению документов кадастрового учета и правоустанавливающих документов (пп. 29 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);
  • суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством РФ, за исключением суммы земельного налога (пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Уплата земельного налога регулируется главой 31 «Земельный налог» Налогового кодекса.

В этой статье мы рассмотрим подробно:

  • кто является плательщиком земельного налога;
  • что облагается земельным налогом;
  • как рассчитать и уплатить налог;
  • порядок и сроки представления отчетности.

Налогоплательщики

Земельный налог платят фирмы и предприниматели, обладающие земельными участками на праве:

  • собственности;
  • постоянного (бессрочного) пользования;
  • пожизненного наследуемого владения.

Подтвердить статус собственника земли, землевладельца или землепользователя нужно соответствующими документами, например актом государственной регистрации права собственности на земельный участок.

Не являются плательщиками земельного налога фирмы в отношении тех участков земли, которые:

  • или находятся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе на праве безвозмездного срочного пользования;
  • или переданы им по договору аренды.

Как быть, если вы уже используете земельный участок, но еще не получили соответствующие документы? Налоговая инспекция в такой ситуации требует заплатить налог.

Позиция налоговиков в данном случае подкреплена письмом Минфина России от 11 мая 2006 г. № 03-06-02-02/37. В нем сказано, что организации и граждане, не имеющие правоудостоверяющих и правоустанавливающих документов на фактически используемые земельные участки, должны привлекаться к административной ответственности за уклонение от регистрации соответствующих прав на недвижимое имущество, предусмотренной статьей 19.21КоАП РФ.

В силу этой статьи несоблюдение собственником, арендатором или иным пользователем установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним влечет наложение административного штрафа:

– на граждан в размере от 1500 до 2000 рублей;
– на должностных лиц – от 3000 до 4000 рублей;
– на юридических лиц – от 30 000 до 40 000 рублей.

Если вы откажетесь платить земельный налог, будьте готовы отстаивать свою позицию в суде. Однако судебная практика по этому вопросу крайне противоречива. Не факт, что решение суда будет в вашу пользу.

Так, мнение чиновников поддерживают, в частности ФАС Центрального округа в постановлении от 1 апреля 2009 года по делу № А68-3899/2008-174/5 и Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 12 июля 2006 года № 11991/05 по делу № А65-20581/2004-СА1-29. При этом Президиум ВАС указал, что, отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки не может служить основанием для освобождения фактического землевладельца и землепользователя от уплаты налога, поскольку оформление таких документов зависит от волеизъявления последнего.

Объект налогообложения и налоговая база

Земельный налог является местным налогом. В соответствии с главой 31 Налогового кодекса этим налогом облагаются земельные участки, которые находятся на территории муниципального образования – городов федерального значения – Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, где введен земельный налог. Земельный налог установлен следующими законами этих городов:

– на территории г. Москвы – Законом г. Москвы от 24 ноября 2004 г. № 74 «О земельном налоге»;
– на территории г. Санкт-Петербурга – Законом Санкт-Петербурга от 23 ноября 2012 г. № 617-105 «О земельном налоге в Санкт-Петербурге»;
– на территории г. Севастополя – Законом г. Севастополя от 26 ноября 2014 г. № 81-ЗС
«О земельном налоге».

Не являются объектом налогообложения:

  • земельные участки, изъятые из оборота;
  • земельные участки, ограниченные в обороте;
  • земельные участки из состава земель лесного фонда.

Перечень изъятых из оборота земельных участков приведен в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса. Это земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности:

  • государственными природными заповедниками и национальными парками. Исключение составляют случаи, предусмотренные статьей 95 Земельного кодекса;
  • зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы;
  • зданиями, строениями и сооружениями, в которых расположены военные суды;
  • объектами организаций Федеральной службы безопасности и государственной охраны;
  • объектами организаций федеральных органов государственной охраны;
  • объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
  • объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
  • объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
  • воинскими и гражданскими захоронениями;
  • инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны государственной границы РФ.

Перечень ограниченных в обороте земельных участков приведен в пункте 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ. Это земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, а именно:

  • в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса;
  • из состава земель лесного фонда;
  • в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
  • занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
  • предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса;
  • не указанные в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса в границах закрытых административно-территориальных образований;
  • предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;
  • предоставленные для нужд связи;
  • занятые объектами космической инфраструктуры;
  • расположенные под объектами гидротехнических сооружений;
  • предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;
  • загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли.

Налоговая база по налогу – кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на
1 января года, являющегося налоговым периодом.

Расчет и уплата налога

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Для фирм и предпринимателей отчетными периодами признаются I квартал, II квартал, III квартал календарного года. Впрочем, в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе разрешено не устанавливать отчетный период (п. 3 ст. 393 НК РФ).

Ставки налога устанавливаются в зависимости от назначения земель:

  • не более 0,3% – для земель сельскохозяйственного назначения, занятых жилым фондом или предоставленных для жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
  • не более 1,5% – в отношении других земель (например, под предприятиями, магазинами
    и т. д.).

В зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка местные власти могут устанавливать дифференцированные ставки.

Налоговый кодекс предусматривает для некоторых фирм налоговые льготы по земельному налогу (ст. 395 НК РФ). Например, льготы установлены для организаций инвалидов, которые используют земельные участки для своей уставной деятельности. Кроме того, местные власти могут определять налоговые льготы сверх установленных статьей 395 Налогового кодекса.

Порядок расчета и уплаты налога

Основанием для расчетов служит информация о стоимости земельных участков, которую предоставляют территориальные органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Они должны ежегодно до 1 февраля текущего года сообщать в налоговую инспекцию сведения о земельных участках, облагаемых земельным налогом, по состоянию на 1 января текущего года.

Фирмы рассчитывают сумму налога самостоятельно в отношении используемых земель.
Для этого кадастровую стоимость участка умножают на ставку налога. При этом налог рассчитывают исходя из полных месяцев, в течение которых земельный участок находился
в собственности фирмы (предпринимателя).

Фирмы и предприниматели платят авансовые платежи по налогу. Сумму авансового платежа определяют по формуле:

Земельный налог при УСН

Основание для уплаты

Нормы действующего законодательства РФ о налогах и сборах не предусматривают освобождения от уплаты земельного налога для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

В соответствии с п. 3 ст. 346.11 НК РФ применение УСН индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением НДФЛ, уплачиваемого с доходов, облагаемых по ставкам, предусмотренным п. 2, 4 и 5 ст. 224 НК РФ), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности). Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ.

Иные налоги уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими УСН, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектами налогообложения по земельному налогу, на правах собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, признаются плательщиками земельного налога.

При этом согласно п. 2 ст. 396 НК РФ физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, исчисляют сумму земельного налога или авансовых платежей по налогу самостоятельно.

Льготы по налогу

При определении налоговой базы по земельному налогу п. 5 ст. 391 НК РФ предусмотрено ее уменьшение на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении физических лиц — Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы; инвалидов, имеющих I группу инвалидности, а также лиц, имеющих II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 г.; инвалидов с детства; ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий; некоторых других категорий налогоплательщиков.

Это интересно:  Служебная интеллектуальная собственность

Следует отметить, что в соответствии с п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54 физические лица, которые на основании п. 5 ст. 391 НК РФ вправе претендовать на вычет из налоговой базы по земельному налогу, могут воспользоваться им и в случае использования соответствующего земельного участка для целей предпринимательской деятельности.

Система льгот по земельному налогу в виде освобождения от налогообложения установлена ст. 395 НК РФ. Однако в части налогообложения физических лиц льготы установлены только п. 7 указанной статьи — для физических лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также для общин общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Согласно п. 2 ст. 387 НК РФ представительные органы муниципальных образований при установлении земельного налога на соответствующих территориях вправе устанавливать дополнительные льготы по налогу, основания и порядок их применения.

При этом система льгот по земельному налогу, установленная решением Тульской городской думы от 13.07.2005 № 68/1311
«О земельном налоге» (далее — решение № 68/1311), предусматривает льготы только для отдельных категорий организаций и физических лиц, использующих земельные участки в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Таким образом, физическим лицом, владеющим на праве собственности земельным участком в г. Туле и использующим этот участок для целей осуществления предпринимательской деятельности, земельный налог в отношении такого участка исчисляется и уплачивается на общих основаниях.

Порядок расчета, сроки уплаты, представление отчетности

По общему правилу налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (то есть текущего года) (п. 1 ст. 391, п. 1 ст. 393 НК РФ). Кадастровая стоимость земли определяется органами исполнительной власти субъектов РФ (п. 3 ст. 2 Земельного кодекса РФ, ст. 390 НК РФ).

Если же кадастровая стоимость земельного участка не установлена, то налогоплательщик вправе использовать для целей исчисления налога нормативную цену земли — показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Это следует из п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». На это обратил внимание арбитражных судов и Пленум ВАС РФ в п. 7 постановления от 23.07.2009 № 54.

Узнать нормативную цену земли можно в городском комитете по земельным ресурсам и землеустройству. Обязанность по выдаче заинтересованным лицам документа о нормативной цене земли конкретного земельного участка возложена на районные (городские) комитеты по земельным ресурсам и землеустройству (территориальные органы Росреестра) п. 4 постановления Правительства РФ от 15.03.97 № 319 «О порядке определения нормативной цены земли» (см. также письмо Минэкономразвития России от 30.04.2010 № Д06-1352).

Например, согласно постановлению губернатора Тульской области от 24.10.2000 № 390 (в действующей редакции) нормативная цена земли, используемой в коммерческих целях, установлена в размере 517 руб. за 1 кв. м.

Базовые налоговые ставки по земельному налогу установлены НК РФ. В частности, налоговая ставка в размере 0,3% установлена в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства (подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ). В отношении прочих земельных участков установлена ставка 1,5% (подп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ).

Представительные органы муниципалитетов могут устанавливать свои налоговые ставки, но не выше установленных НК РФ. Согласно решению № 68/1311 в г. Туле в отношении участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, установлена налоговая ставка в размере 0,3%. В отношении прочих земельных участков установлена ставка, предусмотренная НК РФ, — 1,5% (п. 8 и 9 решения № 68/1311).

По общему правилу сумма земельного налога исчисляется по итогам каждого налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п. 1 ст. 396 НК РФ).

Согласно положениям ст. 397 НК РФ порядок и сроки уплаты земельного налога и авансовых платежей по нему также устанавливаются нормативно-правовыми актами представительных органов муниципалитетов.

При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков — организаций или индивидуальных предпринимателей не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п. 3 ст. 398 НК РФ для представления налоговой декларации по земельному налогу, то есть ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно решению № 68/1311 на территории г. Тулы плательщики земельного налога ежеквартально уплачивают авансовые платежи по налогу в размере 1/4 годовой суммы не позднее последнего числа первого месяца, следующего за истекшим кварталом (п. 4.1 и 4.3 решения № 68/1311). Авансовые платежи засчитываются в счет уплаты земельного налога по итогам года.

Таким образом, в 2011 г. индивидуальный предприниматель должен уплатить авансовые платежи по земельному налогу за I квартал в срок не позднее 3 мая, за II квартал — не позднее 1 августа (с учетом положений п. 7 ст. 6.1 НК РФ). Срок уплаты авансовых платежей за III квартал — не позднее 31 октября 2011 г. Сумму налога по итогам 2011 г. нужно будет уплатить не позднее 1 февраля 2012 г.

Налоговая декларация по земельному налогу представляется в налоговый орган по месту нахождения земельного участка ежегодно не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным (п. 1 и 3 ст. 398 НК РФ). При этом срок, установленный НК РФ для представления налоговой декларации по земельному налогу, не может быть изменен нормативно-правовым актом представительного органа муниципалитета.

Что касается формы налоговой декларации по земельному налогу, то необходимо отметить, что с 2 сентября 2010 г. п. 7 ст. 80 НК РФ действует в редакции, согласно которой формы налоговых деклараций разрабатываются и утверждаются ФНС России (подп. «д» п. 29 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ). Однако до настоящего времени налоговая служба не разработала новую форму налоговой декларации по земельному налогу, поэтому налогоплательщикам нужно пользоваться формой налоговой декларации, утвержденной приказом Минфина России от 16.09.2008 № 95н.

Уплата земельного налога при УСН

  • Как считать земельный налог при УСН
  • Когда нужно перечислять авансовые платежи по земельному налогу
  • Как сдавать декларацию по земельному налогу

Как считать налог на землю, если право на нее появилось в течение года

В каком порядке нужно платить земельный налог и отчитываться по нему

Правила для организаций

Правила для физических лиц и ИП

Нужно ли платить авансы по земельному налогу

Да, если местными властями установлены отчетные периоды. Если же такие периоды не установлены, платится только налог по итогам года.
Сроки уплаты авансов определяются местными нормативными актами (п. 6 ст. 396, абз. 1 п. 1 и 2 ст. 397 НК РФ)

Нет, авансы не предусмотрены, уплачивается только налог по итогам года (п. 4 ст. 397 НК РФ)

Как заплатить земельный налог по итогам года

Налог рассчитывается самостоятельно путем умножения налоговой ставки, установленной местными властями, на кадастровую стоимость земли. При этом если в течение года уплачивались авансовые платежи, то налог к уплате определяется с учетом уже уплаченных сумм.
Налог перечисляйте по месту нахождения земельного участка*. Срок уплаты устанавливается местными нормативными актами и не может быть ранее 1 февраля года, следующего за отчетным (п. 1 и 5 ст. 396, а также ст. 390 и391, абз. 2 п. 1 и 3 ст. 397 НК РФ)

С отчетного периода за 2015 год рассчитывать налог самостоятельно не нужно, поскольку он уплачивается на основании уведомления, полученного из инспекции. Срок уплаты налога указывается в уведомлении и не может быть ранее 1 ноября года, следующего за отчетным (абз. 3 п. 1 и 4 ст. 397 НК РФ)

За 2014 рассчитывается

Требуется ли сдавать декларацию по земельному налогу

Да, декларация сдается по итогам года в налоговый орган по месту нахождения земельного участка*.
Срок сдачи — до 1 февраля включительно (п. 1 и 3 ст. 398 НК РФ). Форма декларации и порядок ее заполнения установлены

С отчетного периода за 2015 год сдача деклараций не предусмотрена

Уплата земельного налога ИП на УСН

Вопрос про земельное право и уплату налогов ИП на УСН. Магазин и земля в собственности на физическом лице.

Сдал в аренду магазин про землю в договоре аренды ни слова.

Налоговая просит отчитываться за землю как ИП , однако сама шлет счета на оплату как физическому лицу. Как проходит исчисление и уплата земельного налога ИП? Каков земельный налог ИП на УСН?

Сейчас идет проверка , грозят большим штрафом.

Ответы юристов (7)

Уточнение клиента

Это все понятно. Сдал в аренду МАГАЗИН , о земле в договоре аренды НИ СЛОВА , земля в коммерческом обороте не участвует , КАК я должен отчитаться по налогу ? Налоговая присылает счета как физлицу , а теперь хочет насчитать пени за неуплату налога поквартально как ИП . И кто прав .

17 Октября 2013, 17:46

Есть вопрос к юристу?

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 11 апреля 2012 г.
N 03-05-06-02/29

В соответствии с п. 1
ст. 398 Кодекса налогоплательщики — физические лица, являющиеся
индивидуальными предпринимателями, в отношении земельных участков,
принадлежащих им на праве собственности и используемых (предназначенных
для использования)
в предпринимательской деятельности, по истечении
налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу.

Земельный участок находится под магазином и магазин без земельного участка функционировать не может.

Это интересно:  Приказ мз 138

Любой гражданин РФ, вне зависимости от статуса и участия в каких то организациях имеет право приобретать в собственность любые предметы, не изъятые из оборота.

В соответствии со ст.18 ГК РФ

граждане могут иметь имущество на праве
собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься
предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью;
создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими
гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

Согласно п. 4 ст. 208 НК РФ

к доходам физических лиц от источников в Российской Федерации относятся доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации.

Следовательно законодатель предусматривает возможность сдачи магазина (в Вашем случае) в аренду и платить налоги Вы должны как ФЛ. Такие разъяснения содержатся и в Письме Минфина России от 01.02.2010 г. №03-05-04-01/06.

Ради полноты ответа есть и спорная практика судов по данному вопросу Постановления Федеральных арбитражных судов Западно-Сибирского округа от
16.12.2009 N А70-4191/2009, Центрального округа от 31.08.2009 N
А64-6950/08, Восточно-Сибирского округа от 09.09.2009 N А33-6383/09,
Центрального округа от 15.08.2007 N А36-2300/2006. Однако она вся старая и на сегодняшний день подобных дел нет.

Уточнение клиента

И в сухом остатке , если я ИП , то за все свое имущество ( земельные участки любого разрешенного использования ) не зависимо от вида предпринимательской деятельности я должен отчитываться как ИП ? Но Вы же пишите , что я могу это делать и как физик !? То есть по части земли платить как ИП , где договор с Ип , а по части как физик , где такого договора нкт ! Я правильно понял ?

17 Октября 2013, 18:29

Нет не правильно — по той части земли — которая определана как коммерческого использования — как ИП, а по части земли, которая идёт под жильё — как физик.

Уточнение клиента

Почему Вы рассматриваете только один вариант -жилье. Есть куча разрешенных видов использования : сельхозначения , промышленности , реакриация и т.д Я не занимаюсь этим видом предпринимательской деятельности и числится она на мне как на физлице .

17 Октября 2013, 18:37

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 11 апреля 2012 г. N 03-05-06-02/29

Департамент
налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу
уплаты земельного налога и представления в налоговый орган налоговой декларации по земельному налогу и сообщает следующее.
В
соответствии со ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и
физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом
налогообложения в соответствии со ст. 389
Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного)
пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не
установлено п. 1 ст. 388 Кодекса. Не признаются налогоплательщиками земельного налога организации и физические
лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве
безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору
аренды.
Объектом налогообложения по земельному
налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах
муниципального образования (городов федерального значения Москвы и
Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог (п. 1 ст. 389 Кодекса).
Согласно п. 3
ст. 391 Кодекса налогоплательщики — физические лица, являющиеся
индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу по
земельному налогу самостоятельно в отношении земельных
участков, используемых (предназначенных для использования) ими в
предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного
кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на
праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или
праве пожизненного наследуемого владения.
Пунктом 2
ст. 396 Кодекса определено, что физические лица, являющиеся
индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму земельного налога
(сумму авансовых платежей по земельному налогу) самостоятельно в
отношении земельных участков, используемых (предназначенных для
использования) ими в п. 3
ст. 397 Кодекса земельный налог и авансовые платежи по земельному
налогу уплачиваются физическими лицами, являющимися индивидуальными ст. 389 Кодекса.
В соответствии с п. 1
ст. 398 Кодекса налогоплательщики — физические лица, являющиеся
индивидуальными предпринимателями, в отношении земельных участков,
принадлежащих им на праве собственности и используемых (предназначенных
для использования) в предпринимательской деятельности, по истечении
налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу.
Учитывая
изложенное, если индивидуальному предпринимателю принадлежит земельный
участок, предоставленный для осуществления предпринимательской
деятельности (для ведения крестьянского фермерского хозяйства), то он
обязан в отношении такого земельного участка самостоятельно осуществить
исчисление и уплату земельного налога и представить в налоговый орган
налоговую декларацию по земельному налогу.
гл. 26.2 и 26.3 Кодекса индивидуальные предприниматели, применяющие «Упрощенную систему налогообложения» и «Систему налогообложения
в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов
деятельности», не освобождаются от уплаты земельного налога.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
11.04.2012

Есть куча разрешенных видов использования: сельхозначения, промышленности, реакриация и т.д

В кадастровом паспорте земли указывается только один вид использования, от него и нужно исходить.

И возвращаясь к предыдущему Вашему дополнению то все налоги Вы должны платить как ФЛ.

Добрый день, Виктор.

Действующим законодательством предусмотрено единство судьбы земельного участка и расположенного на нем здания.

в соответствии со статьей 652 Гражданского кодекса:

По договору аренды здания или сооружения арендатору одновременно с передачей прав владения и пользования такой недвижимостью передаются права на земельный участок, который занят такой недвижимостью и необходим для ее использования.

В случаях, когда арендодатель является собственником земельного участка, на котором находится сдаваемое в аренду здание или сооружение, арендатору предоставляется право аренды земельного участка или предусмотренное договором аренды здания или сооружения иное право на соответствующий земельный участок.

Если договором не определено передаваемое арендатору право на соответствующий земельный участок, к нему переходит на срок аренды здания или сооружения право пользования земельным участком, который занят зданием или сооружением и необходим для его использования в соответствии с его назначением.

Таким образом, если Вы сдали в аренду здание в коммерческих целях, то и расположенный под этим зданием земельный участок также передается в аренду под эти же цели.

Физическое лицо и ИП как субъекты права не разграничиваются. Конечно, в правоустанавливающих документах собственником будет указываться физическое лицо, ИП указываться не может.

индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

До тех пор пока Ваши магазин и соответственно земля под ним просто принадлежат Вам и Вы не сдаете их в аренду (т.е. не получаете от этого систематический доход), Вы платите налог от этого имущества как просто физ.лицо — налог на имущество и земельный налог.

Но как только Вы начинаете использовать такое имущество в предпринимательской деятельности и получать доход от этого, Вы обязаны отчитываться как предприниматель и платить другие налоги.

При этом, с момента сдачи в аренду магазина, Вы будете платить налог от дохода, получаемого в результате сдачи его в аренду, и будете освобождены от налога на имущество как физ.лицо.

В соответствии с п. 3 ст. 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности).

Поэтому считаю действия налогового органа правомерными.

Как отразить земельный налог в учете

Документальное оформление

Расчет земельного налога (авансовых платежей по налогу) оформите бухгалтерской справкой. Бухгалтерская справка является основанием для начисления земельного налога (авансовых платежей) и его отражения в учете (ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ письмо ФНС России от 9 июня 2011 г. № ЕД-4-3/9163).

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете расчеты по земельному налогу отражайте на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам». Для этого к счету 68 откройте субсчет «Расчеты по земельному налогу» (Инструкция к плану счетов).

Порядок начисления земельного налога в бухгалтерском учете зависит от характера использования земельного участка.

Если земельный участок используется в процессе производства продукции (выполнения работ, оказания услуг), то земельный налог учитывайте в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5 и 7 ПБУ 10/99):

Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44) Кредит 68 субсчет «Расчеты по земельному налогу»

– начислен земельный налог.

Если земельный участок предоставляется за плату во временное пользование по договору аренды (и это не является предметом деятельности организации), земельный налог учитывайте в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99):

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по земельному налогу»

– начислен земельный налог.

Если на земельном участке организация ведет строительство здания или сооружения, сумму налога, начисленную в период строительства (до включения строения в состав основных средств), отнесите на увеличение первоначальной стоимости объекта. Такой порядок предусмотрен пунктами 8 и 14 ПБУ 6/01.

Начисление земельного налога отразите проводкой:

Дебет 08 субсчет «Строительство объектов основных средств» Кредит 68 субсчет «Расчеты по земельному налогу»

– учтен начисленный земельный налог при формировании первоначальной стоимости строящегося объекта.

Перечисление земельного налога в бюджет отражайте проводкой:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по земельному налогу» Кредит 51

– перечислен земельный налог в бюджет.

Порядок отражения земельного налога при расчете налогов зависит от того, какую систему налогообложения применяет организация.

ОСНО

При расчете налога на прибыль сумму земельного налога (авансовых платежей по земельному налогу) включите в состав расходов, уменьшающих налоговую базу (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Подтвердить затраты в виде начисленных сумм авансовых платежей по земельному налогу можно первичными документами, оформленными в соответствии с действующим законодательством и содержащими все необходимые реквизиты.

Это интересно:  Куда подавать заявление на мошенничество

Например, такими документами могут быть:

  • справка бухгалтера;
  • расчет суммы авансового платежа по земельному налогу;
  • регистры налогового учета и т. д.

Название документа в данном случае значения не имеет. Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 9 июня 2011 г. № ЕД-4-3/9163.

Ситуация: можно ли учесть при расчете налога на прибыль сумму земельного налога по земельным участкам, не используемым для получения дохода?

Исходя из буквального толкования положений подпункта 1 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ, налоговую базу по налогу на прибыль уменьшают любые налоги, начисленные в соответствии с действующим законодательством (кроме налогов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Плательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 388 НК РФ). При этом Налоговый кодекс РФ не ставит обязанность по уплате земельного налога в зависимость от того, используется земельный участок в деятельности организации или нет. Следовательно, сумму земельного налога, уплаченную в бюджет по земельным участкам, не используемым для получения дохода, можно учесть при расчете налога на прибыль в составе прочих расходов (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Аналогичной точки зрения придерживается Минфин России в письмах от 18 апреля 2011 г. № 03-03-06/2/64 от 26 июня 2009 г. № 03-03-06/1/430 от 11 июля 2007 г. № 03-03-06/1/481 от 19 июля 2006 г. № 03-03-04/1/589.

Ситуация: можно ли учесть при расчете налога на прибыль расходы в виде сумм земельного налога по земельным участкам, занятым объектами непроизводственной сферы (обслуживающих производств, подсобных хозяйств и т. п.)?

Исходя из буквального толкования положений подпункта 1 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ, налоговую базу по налогу на прибыль уменьшают любые налоги, начисленные в соответствии с действующим законодательством (кроме налогов, указанных в ст. 270 НК РФ). Земельный налог уплачивается организацией по требованию законодательства, поэтому его сумму можно учесть при расчете налога на прибыль (в т. ч. и по участкам, не используемым в деятельности организации) (ст. 388 252 НК РФ).

Вместе с тем, доходы и расходы, связанные с деятельностью объектов непроизводственной сферы (обслуживающих производств, подсобных хозяйств и т. п.), формируют отдельную налоговую базу по налогу на прибыль. Поэтому, если на земельном участке, принадлежащем организации, расположен объект непроизводственной сферы (например, база отдыха, сауна, спорткомплекс), сумму земельного налога по этому участку при расчете налога на прибыль нужно включать в расходы в особом порядке. То есть с учетом положений статьи 275.1 Налогового кодекса РФ. Такая точка зрения отражена в письме Минфина России от 28 февраля 2008 г. № 03-03-05/14.

Момент учета расходов на уплату земельного налога при расчете налога на прибыль зависит от того, какой метод признания расходов применяет организация.

Если организация использует метод начисления, то расходы на уплату земельного налога и авансовых платежей по земельному налогу включите в базу по налогу на прибыль в момент начисления (подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ). Авансовые платежи спишите в расходы на конец I, II и III кварталов, земельный налог – на конец года. Такой порядок отражения в расходах следует применять несмотря на то, что расчеты авансовых платежей по земельному налогу с 2011 года организации не сдают. Аналогичной точки зрения придерживается Минфин России в письме от 20 апреля 2011 г. № 03-03-06/1/254.

Если организация применяет кассовый метод, то расходы на уплату земельного налога включите в базу по налогу на прибыль в момент его уплаты в бюджет (подп. 3 п. 3 ст. 273 НК РФ).

Пример отражения в бухучете и при налогообложении расходов на уплату земельного налога. Организация применяет общую систему налогообложения

ОАО «Производственная фирма Мастер» принадлежит на праве собственности земельный участок. Организация занимается производством продуктов питания. Земельный участок занят административным зданием.

Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января – 3 425 000 руб. Ставка земельного налога, установленная местным законодательством в отношении данной категории земли, составляет 1,5 процента.

Также местным законодательством установлены отчетные периоды по земельному налогу, поэтому организация должна рассчитывать и платить авансовые платежи по нему.

Авансовые платежи по земельному налогу за текущий год бухгалтер организации рассчитал так:
за I квартал – 12 844 руб. (3 425 000 руб. × 1,5% × 1/4);
за II квартал – 12 844 руб. (3 425 000 руб. × 1,5% × 1/4);
за III квартал – 12 844 руб. (3 425 000 руб. × 1,5% × 1/4).

Авансовые платежи по земельному налогу бухгалтер организации перечислил в бюджет в следующие сроки:
за I квартал – 29 апреля;
за II квартал – 29 июля;
за III квартал – 31 октября.

В бухучете начисление и перечисление авансовых платежей по земельному налогу за I квартал отражены следующим образом:

Дебет 26 Кредит 68 субсчет «Расчеты по земельному налогу»
– 12 844 руб. – начислен авансовый платеж по земельному налогу за I квартал.

Дебет 68 субсчет «Расчеты по земельному налогу» Кредит 51
– 12 844 руб. – перечислен авансовый платеж по земельному налогу в бюджет за I квартал.

Такие же проводки бухгалтер сделал при начислении и уплате авансовых платежей по налогу:
за II квартал – соответственно 30 июня и 29 июля;
за III квартал – соответственно 30 сентября и 31 октября.

При расчете налога на прибыль организация использует метод начисления. Бухгалтер включил авансовые платежи по земельному налогу в расходы по налогу на прибыль в следующих размерах:
12 844 руб. за I квартал – 31 марта;
25 688 руб. (12 844 руб. × 2) за полугодие – 30 июня;
38 532 руб. (12 844 руб. × 3) за девять месяцев – 30 сентября.

Сумма земельного налога за год равна 51 375 руб. (3 425 000 руб. × 1,5%).

Сумма налога, которую нужно перечислить в бюджет по итогам года, составляет 12 843 руб. (51 375 руб. – 12 844 руб. – 12 844 руб. – 12 844 руб.).

При начислении и уплате земельного налога за год бухгалтер организации сделал проводки.

В последний день налогового периода:

Дебет 26 Кредит 68 субсчет «Расчеты по земельному налогу»
– 12 843 руб. – начислен земельный налог за отчетный год.

В срок, установленный местным законодательством:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по земельному налогу» Кредит 51
– 12 843 руб. – перечислен земельный налог в бюджет за отчетный год.

При расчете налога на прибыль сумму земельного налога бухгалтер включил в расходы 31 декабря отчетного года.

УСН

Если организация на упрощенке выбрала объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, включите сумму земельного налога в расходы при расчете единого налога (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Ситуация: можно ли при расчете единого налога при упрощенке учесть сумму земельного налога по земельным участкам, не используемым для получения дохода? Организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами

Исходя из буквального толкования положений подпункта 22 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ, налоговую базу по единому налогу уменьшают налоги, начисленные в соответствии с действующим законодательством.

Плательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 388 НК РФ). При этом Налоговый кодекс РФ не ставит обязанность по уплате земельного налога в зависимость от того, используется земельный участок в деятельности организации или нет. Следовательно, сумму земельного налога, уплаченную в бюджет по земельным участкам, не используемым для получения дохода, можно учесть при расчете единого налога (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Аналогичной точки зрения придерживается Минфин России в письмах от 18 апреля 2011 г. № 03-03-06/2/64 от 26 июня 2009 г. № 03-03-06/1/430 от 11 июля 2007 г. № 03-03-06/1/481 от 19 июля 2006 г. № 03-03-04/1/589. Несмотря на то что выводы, сделанные в этих письмах, относятся к организациям на общей системе налогообложения, их можно распространить и на организации на упрощенке, которые платят единый налог с разницы между доходами и расходами (п. 2 ст. 346.16 п. 1 ст. 252 НК РФ).

Расходы на уплату земельного налога включайте в базу по единому налогу в момент его уплаты в бюджет (подп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Если на земельном участке организация ведет строительство здания или сооружения, сумму налога, начисленную в период строительства, отнесите на увеличение первоначальной стоимости объекта . Так поступайте до момента принятия строения на учет в составе основных средств. Такой порядок установлен в абзаце 9 пункта 3 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ, пунктах 8 и 14 ПБУ 6/01.

Расходы на уплату земельного налога отразите в разделе I книги учета доходов и расходов.

Если организация на упрощенке выбрала в качестве объекта налогообложения доходы, то земельный налог при расчете единого налога не учитывайте. Пунктом 3 статьи 346.21 Налогового кодекса РФ это не предусмотрено.

ЕНВД

Уплата земельного налога на величину ЕНВД не влияет, так как при определении единого налога расходы организации в расчет не берутся (ст. 346.29 НК РФ).

ОСНО и ЕНВД

Если организация применяет общую систему налогообложения и платит ЕНВД, а земельный участок используется в обоих видах деятельности организации, сумму земельного налога нужно распределить (п. 9 ст. 274 НК РФ). Это связано с тем, что при расчете налога на прибыль расходы, относящиеся к деятельности на ЕНВД, учесть нельзя.

В состав расходов для расчета налога на прибыль включите только ту часть земельного налога, которая относится к деятельности организации на общей системе налогообложения (п. 9 ст. 274 НК РФ).