Лицензия геологическое изучение недр

Вопрос: Хочу подать заявку на получение лицензии для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых (песок) на участке недр, который находится на землях обороны (т.е. это участок недр федерального значения). В какой орган мне надо обращаться: в территориальный орган Роснедр или в органы власти субъекта РФ? (ответ Федерального агентства по недропользованию)

Хочу подать заявку на получение лицензии для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых (песок) на участке недр, который находится на землях обороны (т.е. это участок недр федерального значения). В какой орган мне надо обращаться: в территориальный орган Роснедр или в органы власти субъекта РФ?

Предоставление права пользования недрами по участкам недр федерального значения осуществляется решением Правительством Российской Федерации по результатам проведенного аукциона.

Вашу заявку на проведение аукциона по участкам недр необходимо направить в территориальный орган Роснедр по месту его расположения для подготовки исходных сведений и материалов с целью определения возможности организации такого аукциона.

В случае положительного предварительного решения соответствующий документ направляется территориальным органом в Роснедра.

Возможность проведения аукциона на соответствующем участке недр федерального значения по предоставлению Роснедр и Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.

Все действия связанные с участками недр федерального значения регулируются статьями 2.1 и 10.1 Закона Российской Федерации «О недрах».

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Текст материала опубликован на официальном сайте Федерального агентства по недропользованию (Роснедра)

Дата обращения к информационному ресурсу — 18 ноября 2016 г.

Лицензия на геологическое изучение с целью поисков и оценки месторождений полезных ископаемых. Условия лицензий на геологическое изучение недр

Лицензия на геологическое изучение недр с целью поисков и оценки месторождений полезных ископаемых дает право на поиски и оценку только тех видов полезных ископаемых или их комплексов, которые указаны в лицензии.

Если в процессе проводимых поисков и оценки на участке недр обнаружено месторождение с полезными ископаемыми, не указанными в лицензии, то пользователь недр обязан сообщить об этом в органы, выдавшие лицензию, и приостановить действия, которые могут создать препятствия для изучения и добычи не указанных в лицензии полезных ископаемых.

В случае если прежний пользователь недр подтвердит готовность продолжать работы с учетом новых выявленных полезных ископаемых и эти работы будут отвечать всем необходимым условиям для их изучения, в действующую лицензию должно быть внесено соответствующее дополнение. В противном случае ранее выданная лицензия может быть аннулирована при условии компенсации ее владельцу понесенных им затрат за счет нового недропользователя.

В лицензии на геологическое изучение недр должны быть определены объемы работ, сроки их проведения, характер подготавливаемой по их результатам информации, порядок и сроки ее предоставления. Сокращение объема геологических исследований должно быть обосновано и возможно только по решению органов, предоставивших лицензию.

Осуществление геологического изучения недр без согласованного и утвержденного в установленном порядке геолого-технического проекта запрещается.

Владелец лицензии на поисковые работы по мере их проведения может отказаться от части выделенного геологического отвода с соответствующим пересчетом платы за право пользования недрами, подав в федеральный орган управления Государственным фондом недр или его территориальное подразделение письменное заявление обычно не позднее, чем за три месяца до установленных сроков.

На стадии поисков и оценки по условиям лицензии либо по согласованию с органами, предоставившими лицензию на пользование недрами, разрешается экспериментальная (пробная, опытно-промышленная) добыча полезных ископаемых в объемах, необходимых и достаточных для оценки количества и качества выявленных запасов. Экспериментальная добыча ограничивается объемами и сроками, устанавливаемыми нормативными правовыми актами Правительства РФ и федеральными органами управления, регулирующими добычу данного вида минерального сырья.

2) геологоразведочные работы по поиску и оценке месторождений полезных ископаемых, а также геологическому изучению и оценке пригодности участков
В этом случае условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат.

Так, лицензии на пользование недрами для геологического изучения выдаются на срок до 5 лет; для добычи полезных ископаемых и в целях, не связанных с добычей, – на срок до 20 лет; при совмещении указанных видов пользования – на срок до 25 лет.

Лицензия на геологическое изучение недр удостоверяет право поисков и оценки месторождений полезных ископаемых и объектов, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Лицензия геологическое изучение недр

Процедура выдачи лицензий на геологическое изучение усложнилась, но стала более открытой

На фоне нынешнего массового лицензирования недропользования (см. «Дорогие недра» в «НиК» №7, 2005 г.) последнее время был практически остановлен процесс выдачи лицензий на геологическое изучение недр. Проблема заключалась в том, что нормативная база не была приведена в соответствие с изменившимся законодательством, после того как в августе прошлого года масштабным законом №122-ФЗ помимо прочего были внесены поправки в закон «О недрах». В марте текущего года МПР России утвердило нормативный документ, регламентирующий порядок рассмотрения «геологических» заявок. В июле был опубликован первый перечень объектов, которые в 2005 году предлагаются компаниям для геологического изучения. В Федеральном агентстве по недропользованию (Роснедра) ожидают ажиотажный спрос на многие из предложенных участков, и в таком случае определение их хозяев может затянуться: в случае если на участок поступит более одной заявки, он будет выставлен на аукцион — с правом последующей добычи.

В соответствии с последней редакцией закона «О недрах» право пользования участками недр для целей геологического изучения возникает на основании решения комиссии, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию, в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации и МПР России. Решение принимается открытым голосованием.

«Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей геологического изучения участков недр» утвержден приказом №61 МПР России от 15 марта 2005 года. Согласно этому документу, рассмотрение заявок предусматривается только в отношении тех участков, которые вошли в утвержденный МПР России перечень объектов лицензирования.

Какие участки предлагаются В начале июля МПР России опубликовало «Перечень объектов, предлагаемых в 2005 году для предоставления в пользование (с целью геологического изучения за счет средств недропользователей)», где недропользователям было предложено 157 участков недр в 29 регионах России для геологического изучения на углеводородное сырье. В перечень вошли участки, пакеты документов по которым были подготовлены территориальными органами Федерального агентства по недропользованию в 2004 году и частично в 2005 году.

На утверждении в МПР находится второй перечень, который в ближайшее время будет официально опубликован. Третий подобный перечень уже готовится на основании документов, представляемых территориальными агентствами Роснедр. Кроме того, в Министерстве обороны РФ проходит согласование перечня объектов лицензирования на геологическое изучение континентальных шельфов России. Планируется, что к сентябрю он также будет опубликован.

В первый перечень не вошли участки недр, на которые, как уже сейчас ясно, будет большой спрос. Главным образом это касается многих участков-«претендентов» в Ханты-Мансийском и Ненецком автономных округах. На проведенных аукционах в ХМАО на ряд участков, которые предлагались для совмещенного пользования (изучение, разведку и добычу), оказалось очень много заявителей, в результате чего лицензии на них были проданы с большим превышением над стартовой ценой. Исходя из этого опыта, из перечня объектов, предлагаемых для геологического изучения, исключены те участки, на которые заведомо будет несколько заявителей. Чтобы не затягивать процесс лицензирования таких привлекательных участков, решено сразу включать их в список для проведения аукционов. Таким образом, в первом перечне вообще не оказалось объектов в этих регионах, а те участки, на которые не ожидается большого спроса (удаленные, малоизученные и т.д.), после дополнительного рассмотрения вошли во второй перечень.

По первому перечню сбор заявок претендентов начался с момента официальной публикации — с 8 июля. По истечении 60 дней комиссии рассмотрят поступившие пакеты заявочных материалов. В случае если все документы заявителя будут соответствовать предъявляемым требованиям и претендент будет единственным заявителем на конкретный участок недр, ему будет предоставлена лицензия.

Однако если на тот или иной участок недр поступит две и более заявок, объект будет выставлен на аукцион, победитель которого получит право совмещенного пользования недрами — геологического изучения, разведки и добычи.

Напомним, что ранее, до принятия поправок к закону «О недрах», если от недропользователей поступало несколько заявок, то в учет принималось наиболее привлекательное инвестиционное предложение от претендентов и на основании этого выносилось решение о выдаче прав на геологическое изучение тому или иному недропользователю. Основным изъяном такой системы было то, что она была недостаточно прозрачной, не исключала необъективности при выборе недропользователя и возможной коррупции. Новый порядок не только повысит прозрачность, но и позволит увеличить доходы федерального бюджета (за счет участков, «уходящих» на аукцион).

Требования к претендентам В соответствии с утвержденным МПР России порядком рассмотрения заявок на геологическое изучение заявка подается недропользователями не позднее чем через 60 дней с момента официального опубликования в СМИ. В ней должны быть указаны данные о финансовых возможностях недропользователя. Для этого заявитель предоставляет копию бухгалтерского баланса за год, предшествующий подаче заявки, с отметкой налогового органа. Если недропользователь намеревается использовать для работы на участке привлеченные средства — то договоры займа, кредита, банковскую гарантию. Кроме того, в заявке должны быть даны сведения о технических и технологических возможностях компании или других организаций, которые недропользователь намеревается привлекать в качестве подрядчиков.

Заявитель дает предложения по условиям пользования недрами, включая предложения по проведению геологического изучения с указанием видов, объемов, сроков проведения работ, ожидаемых результатов геологического изучения, в том числе по приросту полезных ископаемых.

При получении лицензии на геологическое изучение недропользователь платит только сбор за выдачу лицензии, который идет в федеральный бюджет. Однако в лицензионном соглашении прописываются ежегодные регулярные платежи за право геологического изучения недр. Согласно закону «О недрах» такая плата может составлять от 120 до 360 рублей за 1 км2. Как правило, при установлении суммы регулярных платежей Роснедра определяют за первый год изучения участка минимальную ставку в размере 120 рублей. В последующие годы плата постепенно увеличивается.

Если недропользователь в течение 5 лет не успевает завершить геологическое изучение, то законом «О недрах» предусмотрено, что в случае выполнения условий лицензионного соглашения право пользования недрами с целью завершения работ по геологическому изучению может быть продлено. При этом недропользователю устанавливаются регулярные платежи, как правило, по максимальной ставке.

Недропользователь обладает правом в первый же год, если он начал вести работы по интерпретации имевшихся ранее данных и пришел к выводу, что часть участка бесперспективна, отказаться от него.

Законом «О недрах» не предусмотрено ограничение по площади выдаваемых на геологическое изучение лицензий, но в богатых углеводородами районах — ХМАО, ЯНАО, НАО — в перечень не вошли объекты площадью более 1,5 тыс. км2. Это сделано для того, чтобы недропользователь более тщательно изучал предоставленный ему участок. В слабо изученных или менее перспективных районах (например, в Камчатской области или на суше Сахалина) Федеральное агентство по недропользованию согласилось с предложением территориальных органов о включении во второй перечень участков с площадью до 2,5 тыс. км2. Таким образом, недропользователь сначала может провести региональные работы, после чего, вероятно, от части территории откажется как от бесперспективной.

В лицензионном соглашении прописываются минимальные сроки и объемы работ по геофизическому исследованию, поисковому бурению с той целью, чтобы контролирующие службы могли проверить работу недропользователя. Если компания с момента получения лицензии длительное время не приступает к геологическому изучению участка без объективных оснований, то Федеральное агентство по недропользованию может поставить вопрос о досрочном прекращении прав пользования недрами.

Сейчас не существует препятствий для иностранных компаний, которые собираются подавать заявки на участие в геологическом изучении российских недр. Исключение составляют лишь участки, по которым Генштабом ВС России сделаны определенные ограничения.

Это интересно:  Заявление о рассмотрении дела без истца образец

Cудя по всему, интерес недропользователей к предложенным участкам будет очень большой. Особенно по первому перечню, где представлено много участков, на которые недропользователи уже подавали заявки ранее — до изменения законодательства. Вполне вероятно, что в результате «чисто геологических» лицензий будет выдано немного, а большинство участков уйдет на аукцион.

Валентина Василькова,
начальник отдела управления геологии
и лицензирования нефти и газа, подземных вод
и сооружений Федерального агентства по недропользованию

Лицензия на право пользования недрами (геологическое изучение недр)

С точки зрения закона «О недрах» изучение месторождений полезных ископаемых, в том числе и подземных вод, является пользованием недрами, поэтому для проведения геологоразведочных работ необходимо получить Лицензию на право пользования недрами с целью геологического изучения подземных вод.

Такая Лицензия выдаётся на ограниченный срок, обычно 3 ‑ 5 лет. За этот срок Недропользователь должен провести геологоразведочные работы — оценить и утвердить запасы подземных вод. Имея утверждённые и поставленные на учёт запасы подземных вод Недропользователь может претендовать на получение Лицензии на право добычи подземных вод.

Есть несколько исключений, когда можно получить так называемую «совмещённую» Лицензию на право геологического изучения и добычи подземных вод, позволяющую вести добычу одновременно с геологоразведочными работами. Прежде всего, такие лицензии выдаются на водозаборы, обеспечивающие водоснабжение существующей жилой застройки.

С 1 января 2015 г. В закон «О недрах» были внесены изменения, отменяющие необходимость экспертизы запасов подземных вод на водозаборах со среднегодовой добычей менее 100 куб. м/сутки. Хотя по логике, это означает отсутствие необходимости проведения работ по оценке запасов, некоторые лицензирующие органы трактуют это изменение иначе — работы по оценке запасов необходимо провести, но экспертизу отчёта по оценке запасов проводить не нужно. В любом случае, для таких водозаборов логично тоже получать «совмещённую» лицензию.

Для водозаборов со среднегодовым водоотбором более 500 куб. м/сутки (кроме территории г. Москва) лицензии выдаются территориальным органом Федерального агентства по недропользованию (Роснедра). Малые водозаборы (а в Москве — все) получают лицензию в органах исполнительной власти своего субъекта федерации.

Для того чтобы получить лицензию на геологическое изучение недр Недропользователь должен представить в лицензирующий орган обширный пакет документов.

Прежде всего, это согласие Собственника земли на проведение работ на его территории. Обычно, хотя и не обязательно (как в случае с лицензией на добычу) Владелец земли и Недропользователь — одно лицо (юридическое).

Необходимо представить полный пакет документов о юридическом лице: свидетельства о регистрации, устав, выписку из ЕГРЮЛ и т.д. Кроме того, так как лицензия выдаётся на организацию в лице её руководителя, требуются документы, подтверждающие его назначение.

Необходимо подтвердить наличие достаточных для проведения работ денежных средств, для этого предоставляется бухгалтерский баланс, оборотная ведомость по банковскому счёту и другие документы.

Для подтверждения квалификации исполнителей геологоразведочных работ предоставляется договор с исполнителем работ, а также документы подтверждающие наличие у исполнителя необходимой техники и квалифицированных сотрудников.

Кроме того предоставляется информация о гидрогеологических условиях участка недр, картографические материалы и т.д. Важной частью Лицензии на право пользования недрами являются лицензионные условия, в которых прописывается состав и последовательность работ по геологическому изучению недр, поэтому в пакете документов должны присутствовать предложения Недропользователя о проведении геологоразведочных работ.

Специалисты ГК «АКВА-ХЭЛП» окажут Вам комплексную поддержку при формировании пакета всех необходимых документов для получения Лицензии на право пользования недрами с целью геологического изучения подземных вод, а также сопроводят процесс оформления любого подземного водозабора.

Лицензия на недропользование

Тел: (495) 640-2968 (Москва)
8-800-775-09-68 (Россия)

Предлагаем Вам воспользоваться услугами нашей компании для получения лицензии на недропользование.

Согласно Федеральному закону «О недрах» любая компания имеет право получить лицензию на пользование недрами. Законодатель четко разделяет понятие «земля» и понятие «недра», что позволяет любым компаниям претендовать на земельные участки, которые не находятся ни в собственности, ни в аренде у них.

Чтобы начать подготовку к получению лицензии на пользование недрами необходимо убедиться в наличии там этих недр, просчитать ее рентабельность, быть финансово готовыми к расходам, и только после этого начинать подбор юридической компании, которая готова будет вам помочь в преодолении нелегкого пути по подготовке документов, прохождении всех необходимых согласований, подготовке и прохождении аукциона, получение самого бланка лицензии, а так же подбора геологической компании, сопровождение которой является не маловажной частью поставленных задач для легальной работы на земельном участке.

Пользование недрами имеет несколько видов лицензий, самые распространенные из них:

Компания, которая планирует получить лицензию на пользование недрами, сама определяет какие цели будут преследоваться после ее получении, например, если получена лицензия на геологическое изучение недр, то возможность добычи с последующей реализацией добытой продукции на данном земельном участке и по данной лицензии не возможна.

Как правило, самой «интересной» лицензией для большинства компаний считается лицензия на геологическое изучение, разведка и добыча недр, так как она позволяет не только изучать, но и реализовывать недра.

Срок этапов может быть различен, в зависимости от прохождения согласований в государственных органах.

Стоимость работ геологов для конкретного Клиента определяется индивидуально при предоставлении всей необходимой документации и проведения дополнительной работы по подсчетам расходов Клиента на момент получения лицензии.

Соблюдение предписаний лицензирующего органа (делается самостоятельно Клиентом после получения лицензии на добычу без нашего участия).

Примечание: общие расходы по оформлению лицензии и получению прав на добычу недр на участке составляют поярдка 2-10 миллионов рублей, в зависимости размеров участка и видов недр.

Термин «лицензия на геологическое изучение»

Лицензия на геологическое изучение необходима для осуществления геологического изучения недр для поиска, а также оценки месторождений различных полезных ископаемых. Геологическое изучение недр подразумевает под собой проведение разведочных, поисковых и других специальных работ, которые необходимы для получения сведений о геологическом составе недр, оценки содержания в них различных полезных ископаемых, а также характеристик всех процессов, которые происходят в геологической среде. Также могут проводится для других работ. Именно лицензия дает своему владельцу право на проведение поисков и оценку тех полезных ископаемых, комплекса ископаемых, которые в ней указаны.

Когда на месторождении, где проводятся поиски, обнаружены ископаемые, которые не указаны в лицензии на геологическое изучение, то пользователь должен своевременно сообщить об этом в тот орган, который выдал ему лицензию, чтобы внести в неё соответствующие изменения и дополнения. При этом все изменения будут внесены в лицензию на геологическое изучение только в тогда, если пользователь недр даст свое согласие на продолжение работ на участке с учетом выявленных новых полезных ископаемых и они будут соответствовать всем требуемым условиям для проведения их изучения. Иначе ранее выданная пользователю лицензия на геологическое изучение может быть аннулирована и при этом будут компенсированы все затраты её владельцу, которые он понес за свет нового пользователя недр.

Каждая лицензия не геологическое изучение определяет объем работ, сроки проведения работ, подготавливаемые по их результатам сведения, порядок, а также сроки предоставления этой информации. Уменьшение объема геологических исследования однозначно должно быть аргументировано соответствующим образом и это возможно лишь при наличии решения органа, который выдал лицензию. Запрещено проведение геологического изучения недр без заранее утвержденного и согласованного в установленном порядке геолого-технического проекта. Владелец лицензии на геологическое изучение может отказаться от части поисковых работ на выделенном геологическом участке с пересчетом платы из право использования недрами. Для этого необходимо нужно подать в федеральный органы управления Государственным фондом недр, а также его территориальное подразделение, заявление не позднее чем за 3 месяца до установленного срока.

На стадии оценки и поисков по условиям лицензии на изучение или по согласованию с соответствующими органами, которые предоставили такую лицензию на использование недр, разрешена пробная, так сказать, экспериментальная добыча полезных ископаемых в тех количествах, которые необходимы для оценки качества и количества выявленных запасов. Такая добыча, как правило, ограничена объемами, а также сроками её проведения, которые установлены нормативными актами Правительства Российской Федерации, федеральными органами управления, которые регулируют добычу конкретного вида минерального сырья.

Компании, в новостях которых есть лицензия на геологическое изучение: НОВАТЭК, Газпром добыча Уренгой, Аки-Отыр, ГАЗПРОМ НЕФТЬ, СЛАВНЕФТЬ

Лицензии на право пользования недрами

На практике приходится сталкиваться с ситуацией, когда организация приобретает лицензию на право пользования недрами, которое включает в себя и право на добычу полезных ископаемых, например угля. В данном случае актуальным, по нашему мнению, является вопрос о порядке бухгалтерского учета амортизации стоимости лицензии. Поскольку этот вопрос отдельно в нормативных документах по бухгалтерскому учету не рассматривается, попробуем ответить на него в данной статье.

Лицензии на право пользования недрами оформляются недропользователями по итогам конкурса и обычно учитываются на счете 04 «Нематериальные активы». Однако лицензии представляют собой особый вид нематериального актива (НМА), отличный от обычных НМА (патентов, произведений науки, литературы и искусства; программ для электронных вычислительных машин и т.д.).

В лицензионном соглашении к лицензии закрепляются, как правило, условия пользования, в том числе устанавливается график разработки месторождения, подготовки к его освоению и выхода на проектную мощность. В соглашении указывается, что по объемам, основным видам работ и срокам их проведения недропользователь обязан:

  • обеспечить подготовку в установленном порядке технико-экономические обоснования кондиций и пересчета запасов ископаемого в пределах лицензионного участка на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых не позднее определенного срока;
  • обеспечить не позднее указанного срока подготовку и согласование в установленном порядке технического проекта освоения лицензионного участка, при этом проект должен получить положительные заключения государственной экологической экспертизы и экспертизы промышленной безопасности разработки месторождения;
  • составить отчеты по выполнению лицензионных соглашений.

Рассмотрим виды пользования недрами, на которые дает право лицензия.

Законодательство о недропользовании

Согласно ст. 6 Федерального закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-I «О недрах» (далее — Закон о недрах) недра предоставляются в пользование для (виды пользования недрами):

  • регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга природной среды, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;
  • геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых;
  • разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
  • строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);
  • сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых. В этом случае добыча может производиться как в процессе изучения, так и непосредственно по его завершении.

Статья 11 Закона о недрах устанавливает, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца пользования участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и владельцем лицензии может быть заключен договор, устанавливающий конкретные условия, связанные с пользованием недрами.

Один из подходов к проблеме порядка списания стоимости лицензии основывается на следующем. В статье 11 Закона о недрах говорится, что лицензия удостоверяет право пользования недрами, которое непосредственно не связано с осуществлением видов деятельности по пользованию недрами, указанных в ст. 6 того же Закона.

Действительно, права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр (ст. 9 Закона о недрах). Основаниями для прекращения прав пользования недрами являются (ст. 20 Закона о недрах):

  • истечение установленного в лицензии срока ее действия;
  • отказ владельца лицензии от права пользования недрами;
  • возникновение определенного условия (если оно зафиксированы в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами;
  • переоформления лицензии с нарушением условий, предусмотренных ст. 17.1 Закона о недрах.

Право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, и в других случаях (ст. 17.1 Закона о недрах).

Другими словами, право пользования начинается с момента получения лицензии и заканчивается при истечении срока ее действия в случае выполнения всех прочих условий лицензионного соглашения и отсутствия особых обстоятельств.

Это интересно:  Ликвидация и скрытность

Последнее также означает, что никто другой не может воспользоваться этим правом, не имея специального разрешения (лицензии), т.е. обладатель лицензии при получении лицензии платит в том числе и за то, чтобы никто другой не имел одинаковых с ним прав в течение установленного лицензией периода.

В данном случае само право является видом актива организации, оно не связано непосредственно с вопросами, касающимися освоения участка недр, как то разработка проектов, строительство объектов инфраструктуры или же добыча полезного ископаемого. Поэтому логично, если стоимость такого актива будет уменьшаться с уменьшением срока действия такого права и вытекающего из него срока ограничения прав других лиц.

В этом случае весь период действия лицензии нельзя разбивать на отдельные периоды в зависимости от видов проводимых работ на лицензируемом участке. Списание стоимости лицензии (амортизация) будет производиться линейным способом и учитываться как прочие затраты, связанные с обычным видом деятельности добывающей организации.

Для такого подхода имеются основания и в бухгалтерских нормативные документах. Так, для принятия к бухгалтерскому учету объекта в качестве НМА необходимо единовременное выполнение следующих условий (п. 3 ПБУ 14/2007 1 ):

а) объект способен приносить организации экономические выгоды в будущем, в частности, объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации и т.д.;

б) организация имеет право на получение экономических выгод, которые данный объект способен приносить в будущем (в том числе организация имеет надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и права данной организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации — патенты, свидетельства, другие охранные документы), а также имеются ограничения доступа иных лиц к таким экономическим выгодам;

в) объект может быть выделен или отделен (идентифицирован) от других активов;

г) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

д) организация не предполагает продажу объекта в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

е) фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена;

ж) у объекта отсутствует материально-вещественная форма.

Стоимость НМА с определенным сроком полезного использования погашается посредством начисления амортизации в течение срока их полезного использования одним из следующих способов (п. 23, 28 ПБУ 14/2007):

  • линейный способ;
  • способ уменьшаемого остатка;
  • способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Способ определения амортизации НМА организация выбирает исходя из расчета ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования актива, включая финансовый результат от возможной продажи данного актива. Когда расчет ожидаемого поступления будущих экономических выгод не является надежным, размер амортизационных отчислений по такому активу определяется линейным способом.

Сроком полезного использования является выраженный в месяцах период, в течение которого организация предполагает использовать НМА с целью получить экономическую выгоду.

Определение срока полезного использования нематериального актива производится исходя из (п. 26 ПБУ 14/2007):

  • срока действия прав организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и периода контроля над активом;
  • ожидаемого срока использования актива, в течение которого организация предполагает получать экономические выгоды.

Из приведенных норм следует, что все обязательные условия, необходимые для учета лицензий в составе НМА, выполняются, и есть все основания списывать стоимость лицензии линейным способом. Само право пользования при этом недрами непосредственно не участвует, как, например, компьютерная программа или особый способ производства (как виды НМА) при осуществлении основной деятельности (добыча полезного ископаемого или освоении участка недр). Следовательно, расход в виде амортизации лицензии (уменьшение стоимости актива) должен признаваться независимо от результатов деятельности организации за период. Это с одной стороны.

С другой стороны, формально, любые действия недропользователя, направленные на освоение участка недр, можно рассматривать как реализацию права пользования, установленного лицензией.

Действительно, под понятием «пользование недрами» следует понимать практически все виды работ или действий, связанные с освоением участка недр и не нарушающие требования лицензионного соглашения, являющегося приложением к конкретной лицензии.

Это могут быть как работы по освоению участка недр — строительство объектов инфраструктуры шахты или карьера и добыча полезного ископаемого, так и подготовка к заключению и финансирование договоров на выполнение соответствующих проектных работ.

В подобной ситуации время с момента получения лицензии и до момента окончания ее действия можно разбить на четыре периода:

1) с момента получения и до момента начала работ по освоению (заключение договоров и финансирование проектов на доразведку, строительство и пр., включая рекультивацию земель) и (или) время, на которое приостанавливаются все работы по лицензионному участку;

2) с момента начала работ (финансирования работ) по освоению до момента начала строительства объектов инфраструктуры шахты (карьера);

3) с момента начала строительства, попутной добычи и до момента начала эксплуатационной добычи;

4) с момента начала добычи и до момента окончания действия лицензии 2 (срок действия лицензии не может превышать срок погашения запасов на лицензионном участке).

Согласно такому делению проведем анализ порядка учета расхода в виде амортизации лицензий.

В соответствии с п. 5 ПБУ 10/99 3 расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно п. 16 ПБУ 10/99 расходы признаются в бухгалтерском учете только при наличии соответствующих условий. При этом расходы признаются в отчете о прибылях и убытках (п. 19 ПБУ 10/99):

  • с учетом связи между произведенными расходами и поступлениями (соответствие доходов и расходов);
  • путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, когда расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем;
  • по расходам, признанным в отчетном периоде, когда по ним становится определенным неполучение экономических выгод (доходов) или поступление активов;
  • независимо от того, как они принимаются для целей расчета налогооблагаемой базы;
  • когда возникают обязательства, не обусловленные признанием соответствующих активов.

При учете расходов в виде амортизации, они признаются в качестве расхода исходя из величины амортизационных отчислений, определяемых на основе стоимости амортизируемых активов, срока полезного использования и принятых организацией способов начисления амортизации (п. 16 ПБУ 10/99).

Отметим, что до окончания строительства шахты (карьера) и ввода ее (его) в действие эксплуатационная добыча полезного ископаемого не производится (в соответствие с графиком, установленным в лицензионном соглашении).

Таким образом, при учете названных расходов по лицензии до начала промышленной (эксплуатационной) добычи отсутствуют и доходы от реализации добытого ископаемого. Следовательно, нет оснований включать указанные расходы в состав себестоимости добычи 4 .

В период же эксплуатационной добычи (четвертый период) амортизация лицензий должна учитываться в составе расходов на добычу.

Один их возможных вариантов учета расходов за время до начала добычи, это учет начисленной линейным способом суммы амортизации на счете 97 «Расходы будущих периодов». В этом случае списание стоимости лицензии за счет амортизации фактически не повлияет на показатели баланса и финансовый результат организации, поскольку не изменяет величину текущих расходов и данные по внеоборотным активам баланса.

Обратимся вновь к ПБУ 14/2007. В нем указано, что срок полезного использования может определяться сроком, в течение которого организация предполагает получать экономические выгоды (п. 26).

При этом в силу п. 27 ПБУ 14/2007 срок полезного использования НМА ежегодно проверяется организацией на необходимость его уточнения. В случае существенного изменения продолжительности периода, в течение которого организация предполагает использовать актив, срок его полезного использования следует уточнить. Возникшие в связи с этим корректировки отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности на начало отчетного года как изменения в оценочных значениях.

Таким образом, срок полезного использования НМА (лицензии) должен уточняться, исходя из оставшегося времени (срока) на эксплуатационную добычу полезного ископаемого или с начала добычи до получения новой лицензии.

К недостаткам этого подхода можно отнести то, что стоимость лицензии будет списана в течение очень короткого времени, если строительство шахты затянется, а срок действия лицензии подойдет к концу. В результате этого стоимость добытого ископаемого будет значительно больше по сравнению со стоимостью ископаемого, добытого в последующие периоды (период действия новой лицензии).

С началом освоения (заключения договоров на подготовку проектов разведочных работ и работ по строительству объектов инфраструктуры) сумму начисленной амортизации следует учитывать в составе затрат на проектные работы — проекты геологоразведочные работ и проекты строительства производственных объектов шахты (объектов недвижимости, непосредственно связанных с будущей добычей).

С началом строительства объектов инфраструктуры начисленная амортизация учитывается в составе затрат на строительство производственных объектов горнодобывающего предприятия.

На такой порядок учета косвенно указывают и требования отраслевых нормативных документов, которые будут рассмотрены в следующей публикации.

Отраслевые нормативные документы

В качестве примера проанализируем положения Инструкции по планированию, учету и калькулированию себестоимости добычи и обогащения угля (сланца) (утверждена Минтопэнерго России от 25 декабря 1996 г.; далее — Инструкция) и Методических рекомендаций по планированию, формированию и учету затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятий металлургического комплекса (32 раздела) по переделам и производствам металлургии, в том числе раздел 2 «Добыча руд полезных ископаемых» (утверждены Минпромэнерго России 8 октября 2004 г.; далее — Рекомендации).

Согласно п. 2.5 Инструкции при планировании, учете и анализе затрат, образующих себестоимость продукции, применяются следующие виды группировок расходов:

  • по месту возникновения затрат (производствам, участкам, цехам и т.д.);
  • по видам продукции, работ, услуг: добыча угля (сланца), обогащение угля (сланца), брикетирование;
  • по видам расходов (элементам затрат);
  • по основным процессам производства в условиях полной механизации плановых и учетных работ.

Производства подразделяются на основные и вспомогательные. Под основными понимаются производства, предназначенные выпускать (подготавливать, добывать) товарную продукцию.

В зависимости от способов включения в себестоимость отдельных видов продукции затраты подразделяются:

  • на прямые — расходы, связанные с производством отдельных видов продукции (сырье, материалы, покупные изделия и полуфабрикаты, основная заработная плата рабочих и др.), которые могут быть прямо и непосредственно включены в их себестоимость;
  • косвенные — расходы, связанные с производством нескольких видов продукции (цеховые, общехозяйственные и др.), включаемые в себестоимость с помощью специальных методов.

Согласно п. 2.2 Инструкции в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком.

В Рекомендациях приводятся основные принципы, связанные с планированием, учетом, калькулированием себестоимости добычи руд полезных ископаемых. В них, в частности, определено, что:

    все горные работы (п. 2.8), производимые на горнодобывающих предприятиях металлургического комплекса, в зависимости от их назначения, сроков службы, источников финансирования и методов погашения затрат на них подразделяются:

— на работы, связанные с освоением природных ресурсов,

— природовосстановительные (рекультивация нарушенных земель);

к работам, связанным с освоением природных ресурсов (п. 2.9), относятся работы, связанные:

— с поиском и предварительной оценкой месторождения,

— с разведкой полезных ископаемых, осуществляемой на участке недр в соответствии с полученной в установленном порядке лицензией,

— с проведением аудита запасов месторождения, а также разработкой технико-экономического обоснования проекта освоения месторождения и другими работами, имеющими отношение к освоению природных ресурсов согласно НК РФ;

горно-подготовительные работы (подземные и работы открытым способом) делятся (п. 2.10):

— на капитальные — работы по вскрытию месторождения или его части и устройство горнотехнических сооружений, обеспечивающих ввод в эксплуатацию первого пускового комплекса, а также проходка траншей, капитальных съездов, устройство транспортных путей, тоннелей, подъемных сооружений, дренажных выработок, первичные объемы вскрышных работ по вскрытию месторождения (горно-капитальная вскрыша),

— эксплуатационные — выработки, имеющие целью подготовить к очистной выемке отдельные блоки горизонта (подэтажные штреки, орты, гезенки, восстающие и т.п.), а также вскрышные работы по разноске и погашению бортов карьера, проходка разрезных траншей, съездов временного характера, водоотливных канав и другие работы по выполнению текущей вскрыши и подготовке к добычным работам.

Горно-капитальные работы финансируются за счет капитальных вложений, выделяемых на освоение месторождения полезных ископаемых и капитальное строительство; эти расходы переносятся на себестоимость добытого полезного ископаемого посредством амортизационных отчислений. Эксплуатационные горно-подготовительные работы финансируются за счет основной деятельности, и эти затраты относятся на себестоимость добытого полезного ископаемого в том отчетном периоде, когда они были фактически осуществлены.

По статье «Расходы будущих периодов» согласно п. 4.11 Рекомендаций отражаются расходы, произведенные в текущем учетном периоде, но относящиеся к будущим учетным периодам. В частности, по ней могут быть отражены расходы, связанные с горно-подготовительными работами, подготовительными работами при сезонном производстве, освоением новых производств, установок, агрегатов, рекультивацией земель и проведением иных природоохранных мероприятий, неравномерно производимым в течение года ремонтом основных средств и др.

Это интересно:  Увольнение за 2 выговора

Расходы будущих периодов подлежат списанию в порядке, установленном приказом об учетной политике предприятия (равномерно, пропорционально объему выпускаемой продукции и др.), в течение всего периода, к которому они относятся.

Полагаем, что с учетом положений ПБУ 10/99 5 , ПВБУ 6 и Рекомендаций рассматриваемые расходы в зависимости от их вида следует учитывать как:

1) расходы будущих периодов — горно-подготовительные расходы;

2) горно-капитальные расходы;

3) в составе себестоимости добытого полезного ископаемого;

4) в составе прочих расходов (если расходы по списанию стоимости лицензий не связаны с расходами по освоению участка недр, т.е. работы по освоению участка, в том числе по строительству объектов инфраструктуры, не начаты).

На основании перечисленных требований можно предложить следующие варианты учета стоимости лицензий при условии, что ежемесячно начисляется амортизация.

В первом периоде амортизация относится на следующие счета:

  • счет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы» — если организация по каким-либо причинам не выполняет, приостановила выполнение условий лицензионного соглашения или не соблюдает график, ею установленный;
  • счет 91–2 — если бы проводимые работы были признаны безрезультатными и было бы принято решение об их прекращении; в этом случае стоимость лицензий списывается единовременно.

Во втором периоде амортизация относится на счет 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет «Затраты на проекты по доразведке, на проекты строительства шахты (объектов инфраструктуры), проекты рекультивации земли и пр.» — если имеются доказательства выполнения таких работ.

В третьем периоде амортизация относится на следующие счета:

  • счет 08, субсчет «Горно-капитальные расходы» — с начала строительства объектов инфраструктуры шахты;
  • счет 97 «Расходы будущих периодов» — включая затраты на горно-подготовительные работы;
  • счет 08, субсчет «Затраты на доработку или разработку новых проектов по доразведке, по строительству шахты, по рекультивации земли и др.» — при выполнении таких работ одновременно со строительством шахты.

В четвертом периоде амортизация относится на следующие счета:

  • счет 20 «Основное производство» — при эксплуатационной добыче полезных ископаемых;
  • счет 08, субсчет «Затраты на доработку или разработку новых проектов по доразведке, по строительству шахты, по рекультивации земли и др.» — при выполнении таких работ одновременно с добычей;
  • счет 08, субсчет «Горно-капитальные расходы» — при строительстве объектов инфраструктуры шахты, продолжающемся одновременно с добычей;
  • счет 97 — включая затраты на горно-подготовительные работы; в этот период суммы, отраженные на счете 97 (затраты на горно-подготовительные и прочие работы), должны списываться на счет 20 «Основное производство», субсчет «Добыча полезных ископаемых».

Основным недостатком указанного варианта следует признать значительное усложнение учета и необходимость подробной регламентации распределения затрат и их списания в учетной политике организации.

Это подразумевает классификацию объектов, на которые будут относиться затраты в виде амортизации лицензий, обоснованность распределения таких затрат, определение периодов отнесения затрат на один или другой объект учета. Кроме того, необходимо обеспечить обоснованность списания затрат со счета 97.

В первом периоде амортизация относится на следующие счета:

  • счет 91–2 — если организация по каким-либо причинам не выполняет, приостановила выполнение условий лицензионного соглашения или не соблюдает график, ею установленный;
  • счет 91–2 — если бы проводимые работы были признаны безрезультатными и было бы принято решение об их прекращении; в этом случае стоимость лицензий списывается единовременно.

Во втором периоде амортизация относится на счет 91–2 как затраты, непосредственно не связанные с выполнением проектных работ.

В третьем периоде амортизация относится на счет 91–2 как затраты, непосредственно не связанные с выполнением проектных работ и работ по строительству объектов инфраструктуры, горно-подготовительных работ.

В четвертом периоде амортизация относится на счет 20 при эксплуатационной добыче полезных ископаемых.

Недостатком второго варианта следует признать фактическое отсутствие внутренней логики в методике учета, применяемой в разные периоды, и опять же значительное усложнение учета и учетной политики в четвертом периоде.

Третий вариант учета отличается значительной простотой и соблюдением единого подхода к учету однотипных расходов (амортизации лицензий) в течение всего времени действия лицензии.

В первом, втором, третьем и четвертом периодах амортизация относится на счет 91–2:

  • если организация по каким-либо причинам не выполняет, приостановила выполнение условий лицензионного соглашения или не соблюдает график, ею установленный;
  • если бы проводимые работы были признаны безрезультатными и было бы принято решение об их прекращении; в этом случае стоимость лицензий списывается единовременно;
  • как затраты, непосредственно не связанные с выполнением проектных работ, работ по строительству объектов инфраструктуры, горно-подготовительных работ.

Последний вариант учета наиболее близок к соблюдению требования осмотрительности (большей готовности к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов), обеспечивает рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности), установленных п. 6 ПБУ 1/2008 7 .

В связи с этим обратим внимание на ПБУ 14/2007 8 . Согласно п. 34 этого Положения стоимость нематериального актива (НМА), который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета.

Выбытие НМА имеет место, в частности, в случае прекращения срока действия права организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации. Одновременно со списанием стоимости НМА подлежит списанию сумма накопленных амортизационных отчислений по этим НМА.

В пункте 35 ПБУ 14/2007 указано, что доходы и расходы от списания НМА:

  • отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся;
  • относятся на финансовые результаты организации в качестве прочих доходов и расходов, если иное не установлено нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.

Таким образом, часть стоимости лицензии, относящаяся к периоду, прошедшему с момента ее получения и до настоящего момента, уже не может приносить доходы в будущем и, если следовать логике п. 34 ПБУ 14/2007, должна быть списана с баланса. Расходы от списания следует учитывать в том отчетном периоде, на который распространялось действие лицензии.

Кроме того, отметим, что наличие лицензии нельзя непосредственно связать с выполнением работ по проектам и строительству. Актив, имеющий нематериальный характер (НМА), теряет свои свойства независимо от того, ведутся какие-либо работы или нет.

Нематериальный актив непосредственно можно связать с выполнением какой-либо работы, только если он подразумевает иной метод (способ) ее выполнения, отличающийся от общеизвестных, или без которого выполнение именно этой работы невозможно.

Аналогичное ограничение содержится в п. 8 ПБУ 6/01 9 : не включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение или изготовление основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств.

Для определения конкретного порядка учета организации должны на основе требований Инструкции и Рекомендаций разработать собственные правила учета и закрепить их в учетной политике.

В соответствии с п. 1 ст. 325 НК РФ, если по результатам конкурса налогоплательщик заключает лицензионное соглашение на право пользования недрами (получает лицензию), то расходы налогоплательщика, связанные с процедурой участия в конкурсе, формируют стоимость лицензионного соглашения (лицензии), которая учитывается налогоплательщиком в составе нематериальных активов.

Амортизация данного НМА начисляется в порядке, установленном ст. 256—259 НК РФ. Согласно п. 4 ст. 259 НК РФ начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.

Однако положения НК РФ не разъясняют, что необходимо считать моментом ввода в эксплуатацию для нематериального актива. По нашему мнению, в данном случае следует исходить из момента, с которого общество приобретает право осуществлять деятельность на основании лицензии. Данный вывод вытекает из определения НМА, данного в п. 3 ст. 257 и п. 2 ст. 258 НК РФ.

Из названных норм НК РФ следует, что для признания НМА необходимо наличие способности приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход), а также наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и (или) исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака). При этом срок полезного использования объекта НМА определяется исходя из срока действия патента, свидетельства и (или) из других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством РФ или применимым законодательством иностранного государства, а также исходя из полезного срока использования нематериальных активов, обусловленного соответствующими договорами.

Таким образом, дату оформления лицензии и следует рассматривать как момент, с которого НМА подлежит амортизации.

Условием для начала признания сумм начисленной амортизации в целях налогообложения прибыли является начало фактической деятельности по освоению месторождения. В этом случае расходы виде амортизации лицензий должны признаваться и в налоговом учете как расходы.

Но есть и более осторожный подход, согласно которому до начала освоения участка — подготовки проекта геологоразведки, проекта освоения, строительства шахты и осуществления добычи — сумма начисленной амортизации не может уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

В этом случае, а именно при строительстве объектов инфраструктуры, проведении разведочно-эксплуатационных выработок, расходы в виде амортизации лицензий в налоговом учете следует учитывать отдельно и списывать в последующие периоды в соответствии с доходами, которые организация будет получать при добыче в будущем (возможные варианты учета были описаны ранее).

С начала освоения до момента начала эксплуатационной добычи амортизацию следует учитывать в стоимости амортизируемого имущества (объектов недвижимости — выработки и пр.). В дальнейшем суммы амортизации объектов недвижимости в целом (с учетом ранее списанной стоимости лицензии) будут учитываться в уменьшении базы по налогу на прибыль (см. вариант 1 в бухгалтерском учете).

Аналогичного мнения придерживаются финансовые органы. Так, в письме от 28 марта 2008 г. № 03–03–06/1/210 Минфин России разъяснил, что начисление амортизации по лицензионному соглашению (лицензии), которая учитывается налогоплательщиком в составе НМА, начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот актив был введен в эксплуатацию (т.е. права, предусмотренные лицензионным соглашением (лицензией), начали использоваться налогоплательщиком в деятельности, направленной на получение дохода).

Анализ арбитражной практики также свидетельствует о том, что для признания в составе расходов сумм начисленной амортизации налогоплательщик должен подтвердить, что осуществлял деятельность по освоению природных ресурсов. Так, в Постановлении от 27 марта 2008 г. по делу № А42–1050/2007 ФАС Северо-Западного округа на основании исследования и оценки представленных документов (договоров, программ и отчетов о выполнении работ, актов приема-сдачи выполненных работ (услуг), счетов-фактур, расчетных документов) сделал вывод, что налогоплательщиком документально подтверждено фактическое выполнение работ, связанных с освоением природных ресурсов. Суд признал, что затраты налогоплательщика на освоение природных ресурсов и амортизационные отчисления на нематериальные активы (лицензии) являются экономически обоснованными, поскольку произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

По лицензиям же, полученным на участки, на которых не ведется разведка или не заключены договоры на разработку соответствующих проектов разведки или освоения, сумма начисленной амортизации не может учитываться в расходах по налогу на прибыль.

При выборе метода налогового учета лицензий следует учитывать предложенные варианты бухгалтерского учета и по возможности выбирать те, которые имеют минимальные различия и налоговые риски. На наш взгляд, этому требованию соответствует третий вариант учета амортизации лицензий.

1 Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007 утверждено приказом Минфина России от 27 декабря 2007 г. № 153н.

2 Период, когда действие конкретной лицензии закончилось, но добыча или освоение участка продолжается, не рассматривается.

3 Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 утверждено приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н.

4 Добычу попутного ископаемого не учитываем, поскольку его стоимость должна формироваться в особом порядке, который не рассматривается в рамках данной статьи.

5 Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 утверждено приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н.

6 Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.

7 Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 утверждено приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н.

8 Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007 утверждено приказом Минфина России от 27 декабря 2007 г. № 153н.

9 Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 утверждено приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н.